Казанская икона пресвятой богородицы. День Казанской иконы Божией Матери: приметы, традиции, история

Яв-ле-ние ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы во гра-де Ка-за-ни (1579)

Тро-парь празд-ни-ка (в рус-ском пе-ре-во-де)

За-ступ-ни-ца усерд-ная, Ма-терь Гос-по-да Все-выш-не-го! Ты о всех мо-лишь-ся Сы-ну Сво-е-му, Хри-сту Бо-гу на-ше-му, и со-дей-ству-ешь спа-се-нию всех, при-бе-га-ю-щих под Твою мо-гу-ще-ствен-ную за-щи-ту. О, Гос-по-жа Ца-ри-ца и Вла-ды-чи-ца! За-щи-ти и нас всех, обре-ме-нен-ных мно-ги-ми гре-ха-ми, на-хо-дя-щих-ся в ис-ку-ше-ни-ях, скор-бях и бо-лез-нях, ныне пред-сто-я-щих и мо-ля-щих-ся Те-бе со сле-за-ми, с уми-лен-ным ду-хом и со-кру-шен-ным серд-цем пред Тво-им пре-чи-стым об-ра-зом, и име-ю-щих на Те-бя непо-стыд-ную на-деж-ду на из-бав-ле-ние от вся-ко-го зла! Да-руй же всем по-лез-ное и спа-си всех нас, о Бо-го-ро-ди-ца Де-ва; ибо Ты - Бо-же-ствен-ный по-кров Сво-им ра-бам!

Еван-гель-ское чте-ние (Бо-го-ро-ди-це)

( - За-ча-ло 54)

[Хри-стос у Мар-фы и Ма-рии. По-хва-ла Ма-те-ри Гос-по-да]

А ко-гда бы-ли они в пу-ти, за-шел Он в од-но се-ле-ние, где некая жен-щи-на по име-ни Мар-фа при-ня-ла Его у се-бя до-ма; и бы-ла у неё сест-ра, ко-то-рую зва-ли Ма-рия; она се-ла у ног Гос-по-да и слу-ша-ла Его ре-чи. Мар-фа же за-бо-ти-лась о боль-шом уго-ще-нии и, по-дой-дя, ска-за-ла: «Гос-по-ди! или Те-бе нуж-ды нет, что сест-ра моя од-ну ме-ня оста-ви-ла слу-жить? Ска-жи ей, чтобы она по-мог-ла мне». Иисус же ска-зал ей в от-вет: «Мар-фа! Мар-фа! Ты хло-по-чешь и бес-по-ко-ишь-ся о мно-гом, меж-ду тем как нуж-но толь-ко од-но. А Ма-рия вы-бра-ла се-бе бла-гую до-лю, ко-то-рую у неё не от-ни-мут».

И бы-ло, ко-гда Он го-во-рил это, некая жен-щи-на, воз-вы-сив го-лос из тол-пы, ска-за-ла: «Бла-жен-на ма-те-рин-ская утро-ба, но-сив-шая Те-бя, и грудь, вскор-мив-шая Те-бя!» А Он ска-зал: «Ещё бла-жен-нее те, кто слы-шит сло-во Бо-жие и со-блю-да-ет его!»

«Лет-няя Ка-зан-ская»

21 (8 ст. ст.) июля Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь празд-ну-ет чу-дес-ное яв-ле-ние Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри. В на-ро-де - «Лет-няя Ка-зан-ская», в от-ли-чие от «Осен-ней Ка-зан-ской» (4 но-яб-ря). Это - один из са-мых по-чи-та-е-мых на Ру-си Бо-го-ро-дич-ных об-ра-зов, но тай-на его до сих пор не рас-кры-та.

Об-ре-те-ние и про-слав-ле-ние ико-ны свя-за-но с Ка-за-нью, чем и объ-яс-ня-ет-ся на-зва-ние. Со-глас-но сим-во-ли-че-ско-му пре-да-нию (ко-то-рое не обя-за-тель-но по-ни-мать бук-валь-но), в 1579 го-ду, в этом го-ро-де, неза-дол-го до то-го во-шед-шем в со-став Ру-си, Де-ва Ма-рия яви-лась во сне де-вя-ти-лет-ней де-воч-ке Мат-роне, до-че-ри стрель-ца Да-ни-лы Ону-чи-на, и ве-ле-ла вы-рыть из зем-ли Ее ико-ну. Сна-ча-ла рас-ска-зу ре-бен-ка не при-да-ли осо-бо-го зна-че-ния, но по-втор-ные яв-ле-ния убе-ди-ли в ре-аль-но-сти про-ис-хо-дя-ще-го. Вско-ре из-под пе-пе-ли-ща сго-рев-ше-го до-ма из-влек-ли чу-дес-ный об-раз Пре-чи-стой Де-вы. На-пи-сан-ная на дос-ке из ки-па-ри-са, ико-на пред-став-ля-ет по-ясно е изо-бра-же-ние Бо-го-ма-те-ри с Мла-ден-цем, вос-се-да-ю-щим на Ее ле-вой ру-ке.

Со-бы-тие об-ре-те-ния ико-ны опи-сал на-сто-я-тель ка-зан-ской Ни-коль-ской церк-ви свя-щен-ник Гер-мо-ген (впо-след-ствии вто-рой рус-ский Пат-ри-арх и свя-щен-но-му-че-ник, † 1612 г.), а на ме-сте яв-ле-ния ико-ны по ве-ле-нию за-во-е-ва-те-ля Ка-за-ни ца-ря Ива-на IV был ос-но-ван Ка-зан-ский жен-ский мо-на-стырь.

Наи-бо-лее по-чи-та-е-мы-ми спис-ка-ми (ко-пи-я-ми) с Ка-зан-ской ико-ны бы-ли чу-до-твор-ные об-ра-зы, хра-нив-ши-е-ся в Ка-зан-ских со-бо-рах в Пе-тер-бур-ге и Москве. О каж-дом из них су-ще-ство-ва-ло пре-да-ние, что имен-но дан-ная ико-на бы-ла об-ре-те-на в Ка-за-ни и впо-след-ствии ока-за-лась в сто-ли-це. Пе-ре-не-се-ние яв-лен-ной ико-ны в Моск-ву свя-зы-ва-ют ли-бо с пат-ри-ар-хом Гер-мо-ге-ном, ли-бо с кня-зем По-жар-ским, во вре-мя поль-ско-швед-ской ин-тер-вен-ции имев-шим ее в сво-их вой-сках (1612 г.).

По-яв-ле-ние Ка-зан-ской ико-ны в С.-Пе-тер-бур-ге свя-за-но с учре-жде-ни-ем здесь но-вой сто-ли-цы Рос-сий-ско-го го-су-дар-ства. Ве-ро-ят-но, в наш бо-го-спа-са-е-мый град её при-вез-ла в 1710 го-ду из Моск-вы ца-ри-ца Па-рас-ке-ва Фе-о-до-ров-на.

Дру-гая ко-пия чу-до-твор-ной ико-ны Бо-го-ма-те-ри пре-бы-ва-ла в Ка-за-ни - в Успен-ском со-бо-ре Ка-зан-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря, - но 29 июня 1904 го-да бы-ла по-хи-ще-на свя-то-тат-ца-ми и бес-след-но ис-чез-ла. Зна-ме-на-тель-но, что это про-изо-шло неза-дол-го до но-вой кро-ва-вой сму-ты в на-шем Оте-че-стве. Тща-тель-ные ро-зыс-ки ре-зуль-та-тов не да-ли.

В кон-це XX сто-ле-тия мно-го пи-са-ли и го-во-ри-ли об иконе, на-хо-див-шей-ся в Ва-ти-кане и недав-но воз-вра-щён-ной в Моск-ву. Неко-то-рые на-де-я-лись, что это и есть та са-мая чу-дес-но яв-лен-ная в Ка-за-ни ико-на. Од-на-ко еще до ее воз-вра-ще-ния бы-ло уста-нов-ле-но, что это - до-воль-но позд-ний спи-сок, не ра-нее XVIII ве-ка. Дру-гой со-хра-нив-ший-ся, Пе-тер-бург-ский, спи-сок ико-ны да-ти-ру-ет-ся при-мер-но тем же вре-ме-нем. Та-ким об-ра-зом, ни один из древ-ней-ших спис-ков вре-ме-ни про-слав-ле-ния Ка-зан-ской ико-ны в кон-це XVI сто-ле-тия по-ка нам вновь не яв-лен.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

День Казанской иконы Божией Матери православная церковь празднует 4 ноября. Это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России.

Казанская икона Божией Матери считается покровительницей земли русской, что подтверждается многими историческими фактами. Издревле православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России.

День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом - 21 июля - в память явления иконы в Казани, и 4 ноября - в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских интервентов.

Явление

© SPUTNIK/ МАКСИМ БОГОДВИД

Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть города Казани.

Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле.

До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.

© SPUTNIK/ ЮРИЙ КАВЕР

Сначала на слова девочки не обратили внимание, но, когда сон повторился трижды начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

Будущий святитель, который погиб от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.

На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Так что к моменту, когда в России настали сложные времена, икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.

© SPUTNIK/ СЕРГЕЙ ПЯТАКОВ

С Казанской иконы Божией Матери было сделано множество списков, а сама икона прославилась своей чудотворностью - больные выздоравливали, слепые обретали зрение, враги были побеждены и изгнаны.

Наиболее известные чудеса заступничества Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Считается, что именно чудотворная икона помогла ополчению во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым 4 ноября 1612 года победить врага и освободить Москву от поляков.

История

На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Эта эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы - Казанской.

Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

В память от избавления Москвы от поляков по воле царя Михаила Феодоровича, первого русского царя из династии Романовых, и благословению митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Православной Церковью установлено было ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским. Считается, что Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

Икона Казанской Богоматери стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России, где существовали три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери - обретенная и два списка.

Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Ныне она хранится в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.

© SPUTNIK/ АЛЕКСЕЙ НАСЫРОВ

Молитва

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Казанская икона Богородицы - самый почитаемый святой образ среди русских православных верующих. Эта икона считается символом благословления русского народа, после всех чудесных появлений ее в истории страны наступали благополучные времена, заканчивалась смута. Именно этой иконой среди православных христиан принято благословлять новобрачных. Считается, что этот образ указывает правильный путь, помогает обрести веру, чтобы выйти из тяжелых жизненных ситуаций.

Также крестные дарят крестникам, чтобы этот лик оберегал дитя и напутствовал по жизни.

Казанский образ Богородицы - это напоминание о высшем благословлении, милостыне и заступничестве Высших сил за нашу землю и нашу страну. Этой иконе посвящено строительство многих соборов, самые большие и чтимые - это на московской Красной площади, Кафедральный собор в Петербурге и Благовещенский в Казани.

Беспримерное почтение святого образа Богоматери привело к тому, что церковный праздник Казанской иконы Божией Матери верующие в православье празднуют не раз в году, а дважды: 21 июля и 4 ноября .

История чудесного явления иконы Матери Богородицы

До сих пор существуют разные гипотезы о происхождении Казанской иконы. Самой же распространённой в истории религии считается версия обретения иконы в 1579 г, (старый стиль исчисления) в Казани. Незадолго до этого чуда в городе бушевал масштабный пожар, уничтоживший половину его строений и множество людей. Маленькой девочке Матрене приснился сон, в котором Матерь Божия обращается к ней с призывом отыскать в сгоревшем дому уцелевшую икону. Этот сон явился девочке трижды, только на третье утро родители поверили девочке, и мать повела ее к тому месту, где во сне Богородица говорила Матрене отыскать икону. Икону, целую и невредимую, откопали и отправились показать святыню в ближайший храм. Новость о чудесном появлении святыни разлетелась быстро, вскоре архиепископ Иеремия поместил икону в храме святителя Николая. После этого около иконы отслужили молебен и перенесли ее в Благовещенский собор, который воздвиг Иоанн Грозный. В колонне Крестного хода, когда переносили икону, в процессии были двое слепых (Иосиф и Никита), которые после этого начали видеть. Стало абсолютно ясно, что это чудотворная икона. Было решено построить Казанский женский монастырь на том месте, где она была найдена. Девочка Матрена, которая увидела чудесную икону во сне, и ее мама приняли в новом соборе одними из первых.

Именно день чудесного явления иконы из земли и пепла, 21 июля , сегодня является первым летним Иконы Казанской Божьей Матери.

Чтобы поклониться чудотворной иконе, попросить у нее исцеления или направления в делах, в Казань начали съезжаться много людей. Вести о ней разлетелись очень быстро. Постепенно появилось большое количество списков с образа, которые распространились по всей стране. Списки и копии иконы также обладали чудотворной силой.

История утраты Казанской иконы

Если появление иконы было внезапным чудесным озарением, которое сплотило людей, пострадавших после пожара, подарило им надежду и уверенность в Божьем заступничестве, то пропажа иконы произошла по очень будничной и низкой причине - краже. Это случилось ночью на 29 июля (по старому стилю) 1904 года. Вор запер сторожа в подвале, похитил икону и деньги из сундука с пожертвованиями и сбежал, пока монахи спали после длинной вечерней службы. Дело в том, что Казанский образ Богоматери был очень почитаемым. В построенном каменном храме, где была помещена икона, каждый день ей молились сотни верующих. Священники приняли решение облагородить икону. Еще в 1676 году икону взялись украсить золотом и поместить в новый ларец. Икону украсили щедро: крупные бриллианты, золото, жемчуг, более 2 тыс. драгоценных камней. Они-то и привлекли преступника.

Расследование по краже иконы провели, но ни вора, ни святыню отыскать не удалось. Этого не было доказано, но в некоторых отчетах говорилось, будто грабители не верили в чудотворность иконы. Они сняли с образа всю позолоту и драгоценности, а саму икону сожгли, чтобы доказать, что ограбление не было святотатством, а икона ничуть не являлась неопалимой. Частично противоречит этому тот факт, что сохранились сведения о нескольких случаях продажи драгоценной иконы, сильно похожей на Казанскую, в Европе в частные коллекции. Но установить оригинальность проданных образов не было возможности.

А вот доподлинно известным является другой печальный факт. Вскоре после пропажи иконы Казань, которая процветала почти два столетия и не была втянута ни в какие военные конфликты, потерпела поражение в войне с Японией 1905 года. Это событие положило начало новому смутному периоду в истории Казани и всей империи.

Даже после пропажи Святого образа история праздника Казанской иконы Божией Матери не прекратилась. Верующие поклонялись спискам оригинальной иконы и просили Богородицу проявить милость, направить на верный путь, исцелить душу и тело, даровать урожай, уберечь семьи от распада, а города от гибели.

Чудеса иконы Казанской Богоматери

Чудо у иконы Богоматери Казанской можно описать как «прозрение», физическое или духовное. Даже после первого явления иконы народу в Крестном ходе были исцелены от слепоты двое верующих. После этого к иконе привозили поклоняться слепцов, которые хотели исцелить свой недуг. Но икона также исцеляла людей от духовной слепоты. Первые крохи прозрения чудесный образ Богородицы посеял даже самим своим внезапным появлением.

Сегодня к иконе приходят помолиться те, кто не знает, каким путем лучше пойти, как поступить, те, кого терзают проблемы нелегкого выбора. Лучше всего прочитать молитву перед чудесным образом в праздник иконы Казанской, чтобы Божья Матерь подсказала, направила по правильному пути, оберегла от неверного выбора, подарила надежду.

С Казанской иконой связаны и масштабные исторические события, которые не обходились без чудесного вмешательства. К ним относятся и так называемые «смутные времена», апофеозом которых стал конец 1620 - начало 1622 года, когда военно-политическая обстановка в России накалилась максимально. В то нелегкое время на власть в стране претендовали польские вельможи, страна была расшатана гражданской войной.

Сильного владыки и полководца на престоле тогда не было, поэтому сзывать народ к ополчению принялись монахи во главе с патриархом Ермогеном. Духовным символом ополчения был образ иконы Богоматери Казанской, потому что велось освобождение страны не только от самих захватчиков, но и от насаждаемой ими веры (поляки пропагандировали католицизм).

Когда ополчение было почти собрано, поляки уже почти захватили Кремль. Накануне штурма в русском войске был объявлен пост и молитва перед иконой. После этого, утром 22 октября началось успешное освобождение Китай-города и Кремля.

С того времени 4 ноября (по новому стилю) считается одним из праздников в честь Казанской иконы Божией Матери.

Оригинал и списки Казанской иконы

Эта икона - одна из самых распространённых и почитаемых в православной России. Ни одна другая не написана в таком количестве списков, как Казанская Богородица.

Здесь нужно уточнить. Когда речь идет об иконе, то не существует понятия «копия» или «оригинал». Чудесной силой обладают все иконы Богоматери, от первого списка, сделанного с оригинальной иконы, до открытки с праздником Казанской иконы Божией Матери или маленькой иконки с молитвой. Все изображения иконы по Казанскому образу - это святыни, перед которыми можно молиться. Матерь Божья услышит молитвы, независимо от того, перед какой иконой они звучат.

В случае же с иконой Казанской Богородицы, оригинальной считают ту самую икону, которую отыскала девочка Матрена по видению из вещего сна. Она, как известно, была утеряна или уничтожена. Все остальные иконы являются списками, некоторые из них также имеют чудотворную силу.

Икона, перед которой молились в преддверии штурма поляк, едва не захвативших Кремль, также утеряна, это был список с оригинальной иконы. Ее привезли участники ополчения с востока.

Еще один список - петербургский - также связан с многими чудесами, которые свершались в 1730-х годах. Ей молился фельдмаршал Кутузов перед тем, как идти на передовую в войне с французами.

Чудотворными считаются такие списки иконы: Каплуновская, Ярославская, Высочинская и Тобольская.

Новое обретение иконы Казанской Богоматери

Еще один новейший этап истории иконы Казанской Богоматери случился в 2004 году. С Патриархом Алексеем связался Римский папа Иоанн-Павел II, чтобы обсудить некую икону, которую обнаружили при папском дворе в 1993 году. Известно, что такой поступок Папы был очередным шагом в решении христианских конфликтов между конфессиями. Но, каковы бы ни были его мотивы, он возвратил нашей земле давно утерянную святыню. Позднее было определено, что это не была оригинальная икона, явившаяся в Казани, но она являлась очень древним ее списком, скорее всего, с оригинала.

Доставленная в 2004 году икона сегодня хранится в Казани в Крестовоздвиженском храме бывшего монастыря Богородицы, где и была утеряна первая икона.

Летний праздник иконы Казанской Божьей Матери 21 июля

Первый летний праздник иконы Богородицы отмечают 21 июля по новому стилю. Это день обретения иконы, когда маленькая Матрена нашла с матерью уцелевшую после пожара святыню. Сначала этот день отмечали только в Казани, позднее он стал праздником по всей стране.

Этот праздник Казанской иконы Божией Матери в 2017 году отметили Крестным ходом, богослужением с акафистом Богородице.

Икону Казанскую называют еще «Путеводительница». Младенец на иконе взносит ручку, чтобы окрестить, а Матерь показывает рукой в направлении Сына Божьего. Чудотворная сила иконы проявлялась в том, что она умела подсказывать молящимся правильный путь в жизни, помогала делать нелегкий выбор, благословляла на добрые, но трудные дела.

В светлый день 21 июля священники советуют не отправлять друг другу открытки с праздником Казанской иконы Божией Матери, а пойти в храм, помолиться или привести в храм свои детей или других родных и дорогих людей, которым предстоит важный выбор: куда пойти учится, пришло ли время заключать брачный союз?

Также батюшки советуют прислушиваться в этот день к знакам, которые подают Высшие силы, быть может, таким образом Матерь Божья «напутствует» нас в этот праздничный день.

День Казанской Богоматери - женский день

В какой храм ни зайди, можно подметить одну закономерность: большая часть молящихся - женщины. А в праздник Казанской иконы Божией Матери в 2017 году в храмы пришло женщин в разы больше, чем обычно. Этот праздник еще издавна считали женским днем, женщины приходили в храм с просьбами, которые они могли озвучить только перед Божьей Матерью. В этот день матери и жены просят Матерь Господню о духовном и физическом исцелении, о мудрости и заступничестве, молятся за своих детей и мужей, которые часто находят «более важные» дела, чем молитва в храме.

Какого числа праздник иконы Казанской Божьей Матери отмечают осенью?

Второй раз в нашей стране празднуют День Богоматери Казанской осенью, а именно 4 ноября по новому стилю. Это день, когда молитва перед образом Казанской Богородицы помогла нашим соотечественникам освободить столицу от осады поляков.

В этот день перед иконой молятся о мире и благополучии, о процветании государства, которое на протяжении скольких лет охраняет образ Казанской иконы.

А еще каждый прихожанин может попросить Матерь Божью о мире и гармонии в своей семье, благословить на брак или иной благой союз.

Хорошим знаком считается бракосочетание или венчание в преддверии или в праздник Казанской иконы Божией Матери. Поздравления и теплые пожелания на долгую счастливую жизнь в этот день подкрепляются благословлением Богородицы, которая будет охранять пару от завистников и недоброжелателей.

Как в православной традиции отмечают День Казанской Иконы: богослужение, проповеди, поздравления

День иконы Казанской считается большим днем. Предыдущим вечером в храмах служат вечернее богослужение, а утром 4 ноября в соборах собираются люди, чтобы послушать праздничную службу и помолиться у Святой иконы.

В этот день нельзя заниматься грязными и тяжелыми делами. Общегосударственным выходным этот праздник не является, но избежать стирок, работы с иглой и т. д. в этот святой день вполне реально.

Также священники не советуют в праздник иконы Казанской ссориться, выяснять отношения, ставить ультиматумы. Это праздник мира и надежды, праздник, в который было доказано, что людей охраняют высшие силы.

Издавна женщины готовили на вечер праздничный ужин, ведь через полторы недели следует Великий пост.

Проповедь на праздник Казанской иконы Божией Матери имеет особое значение. Порой цель проповеди - наставить, предостеречь верующих, но в день Казанской иконы важно дать людям понять, что Господь, Матерь Божья и Ангел Хранитель всегда помогут, подарят надежду, гармонию, понимание, благословят на доброе дело. Наша земля на некоторых этапах спасалась святым покровительством Казанской иконы, так и каждый ее житель может надеяться на помощь Святой Заступницы в нелегкие моменты.

Народные приметы в день иконы Казанской Богоматери

В праздник Казанской иконы Божией Матери приметы имеют особое значение.

За историю народ сочинил множество примет и сказаний в день иконы Богоматери Казанской. Это день особой силы и чудес, считается, что в этот праздник Богородица наставляет людей на правильный истинный путь, поэтому народ издавна взялся подмечать мелочи и трактовать их в святом, мистическом ключе.

В народе, к примеру, говорили, что, если в этот день идет дождь, то это хороший знак, это Богородица плачет обо всех людях, вымаливает прощения у Господа для людей. Еще дождь в этот день связывают с хорошим урожаем на следующий год. А сухая погода, наоборот, пророчит неурожайный год.

«Что Казанская покажет, то и зима скажет» означает, что погода, особенно снег в этот день, «задает тон» погоде на всю наступающую зиму.

Считается хорошим знаком в праздник иконы Казанской заключать брак, свататься или крестить детей. Такие союзы обещают быть крепкими и счастливыми.

Икона Божьей Матери «Казанской» – поистине знаменита, чудотворна, каждый православный христианин ценит ее и почитает. Эта древнейшая русская святыня есть практически в каждом доме.

С древних времен к Покровительнице обращался как простой народ, так цари и князья. Она, согласно поверьям, дарует людям здоровье, лечит от самых страшных хворей, а также возвращает утраченные зрение, слух. Заступница творит дивные вещи, которые можно с уверенностью назвать чудесами, поэтому веряне приходят к ней, когда одолевают беды, трудности. Как правильно читать молитвы с прошениями Казанской иконе Божией Матери и какое значение она имеет, отчего оберегает?

Появления чудотворной святыни

Икона Казанской Божьей Матери обнаружена после масштабного пожара в Казани, который полыхал и сжег все до пепла в 1579 году. Богородица приснилась маленькой девочке по имени Матрона, дочери стрельца Даниила Онучина. Она велела пойти на пожарище, чтобы найти святыню на сгоревших руинах. Однако первый раз ребенку никто не поверил. Когда сновидения начали повторяться каждую ночь, то родители Матроны все же решились пойти в указанное место. Селяне действительно нашли на пожарище икону Святой. К удивлению людей, краски на ней были свежими, яркими, будто она только написана. Икона сразу же исцелила двух слепых старцев – Иосифа и Никиту. Они только прикоснулись к ней, как им было даровано зрение. Тогда сельчане поверили в ее целительную силу.

Там, где нашли святыню, люди возвели женский монастырь, а саму находку перевезли на территорию казанского Успенского собора. В 1904 году святой лик украли вандалы из-за драгоценного обрамления. Дальнейшая судьба иконы неизвестна, предположительно, ее сожгли. На сегодня сохранились только копии Святого образа. Но их сила ничуть не меньше, чем у первоисточника.

На Казанской иконе Богомладенец изображен слева от руки матери. Он благословляет каждого православного, так как его правая рука застыла в воздухе, а два перста скрещены – это главный признак прощения, а также одобрения.

Самая ранняя икона Божьей Матери датирована 1606 годом. Она хранится в московской Третьяковской галерее. Еще один образ, который очень почитают верующие, находится в домовом храме при резиденции Московского Патриарха. Его передала Римская Католическая церковь даром Российской Православной Церкви, когда епархии перестали соперничать. Также святой лик, считающийся наиболее приближенным к древнему прообразу, имеется в санкт-петербургском Князь-Владимирском соборе.

Все православные христиане дважды в году отмечают божественный праздник в честь лика, 21 июля и 4 ноября. В эти дни церковь проводит службу с прочтением проповеди, а потом кондака.

Как помогает православным Казанская икона

Святой лик Божьей Матери дарует помощь всем без исключения православным христианам, которые пришли к ней с чистыми мыслями и открытым сердцем. Она благословляет, защищает тех, кто истинно верует и стремится обрести гармонию.

К иконе советуют обращаться в таких случаях:

    • За исцелением от болезней, как физических, так и духовных. Особенно помогает святая при проблемах со зрением и слухом, кожных заболеваниях, недугах внутренних органов. Также Божья Матерь исцеляет душу, наставляя на путь истинный. Она открывает глаза на духовное прозрение и вселяет веру.
    • За поддержкой в тяжелых жизненных ситуациях. Защитница показывает человеку, что каждому дан крест по его силам, и дает возможность преодолеть преграды. Святая наставляет и утешает во время любой печали.
    • За заступничеством. Если помолиться перед ликом, то можно получить сильный оберег на долгое время.
    • За помощью в принятии решения. Божья Матерь – это путеводительница. Она всегда приходит на помощь, когда вопрос касается серьезного выбора. Уберегает верующего от совершения ошибок и напастей, которые могут негативно сказаться на жизни человека. Молитва у иконы указывает путь только к доброй, бескорыстной цели. Многие православные рассказывали, что когда оказывались на распутье и не знали как поступить, им во сне являлся святой лик. Он говорил, как избежать беды или исправить ее последствия. Богоматерь всегда дает наставления нуждающимся.

  • За защитой для воинов. Казанская Святая – главная покровительница солдат, защищающих родную землю. Она поможет тем, кто избавляет Родину от захватчиков и оккупантов. Молиться можно как о защите на поле боя, так и о здравии в тылу.
  • За сохранением в семье мира и лада. Икона Божьей Матери относится к женским оберегам. У нее замужние женщины просят содействия в семейной жизни. Образ в доме укрепляет семью, делает ее сильной перед проблемами, невзгодами; налаживает отношения, приносит благополучие.
  • За благословением. Издревле Заступница благословляла новобрачных перед свадьбой, а также считалась венчальной иконой. Перед вступлением в брак молодым следует помолиться перед иконой, попросить у нее счастливой, безбедной совместной жизни. Тогда в новой семье всегда будут водиться деньги, а молодожены не статут ссориться по пустякам. Кстати, есть примета, связанная с этой иконой. Если церемония свадьбы попадает на божественный праздник в честь лика, то жизнь семьи будет счастливой, а между супругами воцариться согласие и мир.
  • За здравие детей. Особенно благосклонна Казанская Богоматерь к детям. Она защищает их от печалей, помогает на жизненном пути. Чтобы к ребенку благосклонно относились высшие силы, он не болел, ему сопутствовала удача, родителям нужно постоянно молиться Заступнице.

Правила молитвы перед образом

Казанская Богоматерь слышит каждого православного христианина, который верит. Однако существуют негласные правила молитвы, которых необходимо придерживаться. Приводим их описание.

Не имеет значения, где читать молитву Заступнице: это можно делать как в храме, так и дома. Лучше всего попросить о помощи у иконы рано утром, сразу после пробуждения. Перед этим следует умыться чистой холодной водой, которая смывает дурные помыслы, наставляя на божественный лад. Обязательно необходимо настроиться на позитивные эмоции и волну смиренности. Выбросьте из головы все раздражающие и негативные мысли, помыслы должны быть чисты и ясны.

Перед ликом Святой зажгите церковные свечи, опуститесь на колени и произносите слова молитвы. Не важно, как это делать, главное, чтобы прошение шло от чистого сердца, искренне, с верой в светлое. Человек, говорящий слова, должен сам в них верить. После того как молитва прочтена, рекомендуется простым разговорным языком изложить свое прошение. Делать это стоит спокойно и осознано. Важно понимать, что Божья Матерь не выполнит просьбу, если в ней есть слова негатива или дурные мысли.

Казанская икона Божьей Матери – почитаемая православными христианами чудотворная икона Богородицы. Обо всех подробностях её появления читайте в статье.

Казанская икона Божьей Матери: история

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”…

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать », – сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия – Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена”. На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.


Казанский собор на Красной площади в Москве

Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

21 июля. Казанская икона Божьей Матери

Эта икона явилась в 1579 году вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость, взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Тобольская икона Божией Матери

Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8 июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее:

«Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу - приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?» – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, - встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу - в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам».

Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Казанская икона Божией Матери. Образы

  • Каплуновская-Казанская икона
  • Карповская-Казанская икона
  • Каташинская-Казанская икона
  • Вознесенская-Казанская икона
  • Павловская-Казанская икона
  • Иркутская-Казанская икона
  • Каргопольская-Казанская икона
  • Ярославская-Казанская икона
  • Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре
  • Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни
  • Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе
  • Казанская, находящаяся в Суздале

Каплуновская-Казанская икона . Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал со шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80 верстах от Харькова.

Нижнеломовская-Казанская икона . Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона . Эта икона находится в Курском Знаменском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19 июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и - совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году. Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2 июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.

Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре . Так названа обитель по иконе, а икона - по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время Полтавской битвы подарил землю с лесом - бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6 декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе . Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязниках . Стоит она в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.

«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901