Киевская русь: политическое, социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с соседями. Древняя русь и ее соседи - военная история

С южной и юго-восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами — хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. На юге находилась и Византия, которая сыграла огромную роль в становлении и развитии Древнерусского государства. Русско-византийские отношения IX — XI веков — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой, — византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством этому служит существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Договор князя Олега с Византией предусматривал льготные условия торговли для русских купцов, решение правовых и военных вопросов. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны.

Первый договор Руси с Византией был заключен на выгодных условиях

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 год

После христианизации культурные связи с Византией усилились. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход Игоря. Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот князя был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошел в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих соглашений 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Во второй половине X века наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка княгини Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя государствами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, который проводил активную внешнюю политику. Великий князь вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 годах, русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав, разгромив главные города государства и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарии привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Князь одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.


Византийская конница X века. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы

Достаточно много известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли. В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский эмират — в 977, 985, 994 и 997 годах. Ответных действий булгары не предпринимали. Результатом похода 985 года стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути». Тем не менее, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

В 986 и 987 годах летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, князю не понравилась, и он принял христианство.

Из XI века дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях. Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 годам, говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам. В 1088 году булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».

В Х в. Киевская Русь организовала 4 военных похода на Булгарию

Целую серию военных походов отмечают летописи XII века. Так, в 1107 году пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша». Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи». Летописное сообщение 1152 года связано с походом булгар, нападавших на Ярославль. Четыре военных похода совершил в 60 — 80-х годах XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».
В начале XIII века продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 году состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 году булгары совершили ответный поход на Устюг. В 1220 году состоялся последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен. В те же годы булгары предприняли ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1221 году, а в 1229 году был продлен еще на шесть лет. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.


Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками. Из хроники Константина Манаса

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи 915 года. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию, где началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 году был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа киевского князя чашу и пил из нее на пирах.


Печенеги убивают Святослава Игоревича

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина киевского князя помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит. Однако император не спешил с обещанным браком, который имел важное политическое значение. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

К 1055 году относится первое появление половцев у русских границ

Как уже упоминалось, постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 году, воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава, печенеги осадили город. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы.

Половцы, они же кыпчаки или куманы, — тоже тюркская народность, еще в X веке жившая на территории северо-западного Казахстана. В середине X века половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или Дешт-и-Кыпчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях в 1055 году, а в 1061 году произошло первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю воевать». Вторая половина XI — XII века — время борьбы Руси с половецкой опасностью.


«После побоища Игоря Святославича с половцами», В. М. Васнецов, 1880 год

Одновременно с Византией Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Это взаимодействие нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде. Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь, Елизавета, стала супругой норвежского короля Харальда III. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) была женой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.


Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника 1073 года

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII — начале XIII века. Они выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками. Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы. Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад.

Русь не уступала в своем развитии большинству стран Западной Европы

С середины XI века на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI — XIII веках не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию — близких соседей Древнерусского государства. Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. Через паломников и путешественников поддерживалось взаимодействие по линии церковных отношений, которые до раздела церквей в 1054 году были достаточно прочными. Однако после попыток папства «обратить» Русь в католическую веру, отношения с Западом стали более ограниченными, чем с Византией, но все-таки оставили определенный след в русской культуре.

На территориях, вошедших в состав Киевской Руси, как известно из летописных источников, проживало двенадцать славянских союзов племенных княжеств, сложившихся в VI-VIII вв. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р. Припяти и Десны до р. Роси) обитали поляне, к северо-западу от них южнее Припяти - древляне, западнее древлян до Западного Буга - волыняне (другое название того же союза - бужане) , в верховьях Днестра - хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI в. на несколько частей), ниже по Днестру - тиверцы, а в Поднепровье южнее полян - уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах р. Десны и Сейма располагался союз, носивший наименование север, в бассейне р. Сож (левый приток Днепра севернее Десны) - радимичи, на Верхней Оке - вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги - кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе о. Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадавшее с общес­лавянским самоназванием.

На основе Полянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. Распространено мнение о привнесении этого термина в Во­сточную Европу скандинавскими дружинниками (именовавшимися на Руси варягами). Но его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы (в так называемом «Баварском хронографе», со­ставленном между 811 и 821 гг.,- Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном и Волгой) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Воп­рос остается дискуссионным, но наиболее вероятно, что это на­звание имеет местное, южное (при этом, скорее всего, неславянское в основе) происхождение и восходит ко времени во всяком случае ранее IX в. В этом же столетии оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: «Русь» в IX в. включала помимо земли полян значительную часть территории северского союза. Центром Руси стал Киев.

Наибольшее влияние на исторический ход развития древнерусского государства оказали военные и экономические отношения с соседями. Наиболее значимы при этом отношения с:

Византией – крупнейшей империей на юго-востоке Европы (со значительными владениями в Азии)

С восточными соседями – кочевыми скотоводческими племенами степняков (хазары, половцы, печенеги, последние жили в основном на юге – в причерноморской и придунайской зонах.)

С северными соседями – варягами (скандинавские государства)

Известны факты военных союзов с каждым из перечисленных образований, равно как и военных конфликтов.

5. Киевские князья и их политика в iх-х вв.

Правитель Руси в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул «каган» («хакан»), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного правителя («хан ханов»). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом «каган» именовался правитель Хазарии - государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками- хазарами. Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства - Руси - от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то врем! носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сох­ранялись, наряду с титулом кагана, и за киевским князем в - первой половине X в.).

IX-X века были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать - дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по византийским источникам и данным археологии уже в эпоху расселения, в VI-VII вв. К IX в. он несомненно выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю «автономию», будучи обязан лишь выплачивать подать - дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза; такой объезд со сбором дан именовался полюдье. Взималась дань в X в. в фиксированных раз мерах, в натуральной или денежной форме.

С ликвидацией «автономии» восточнославянских союзов племенных кляжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской военно-дружинной знатью. Теперь не было необходимости в полюдье - объездах, исходящих из Киева; дань собиралась наместниками киевского князя, правившими на территориях бывших союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в X в. носило название «Русь» (распространившееся с региона Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям) и «Русская земля». Такая струк­тура государства сложилась к концу X в., в эпоху киевского княжения Владимира Святославича, который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финно-язычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточ­нославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX-X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ Руси: литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племя в Восточной Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марийцы), мордва и др.

Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополь (древнерус. - Царьград) - столицу Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья - в 838 г. Отношения с Византией и в последующее время являются важным направлением русской внешней политики.

Киевские князья Олег и Игорь в начале Х совершали походы на Константинополь, в котором участвовали также наемные варяги. Святослав, сын Игоря и Ольги, вел успешные войны на востоке, покорив Волжскую Болгарию, а затем, вместе с Византией – Болгарию, расположенную на Балканах. Отношения с тюркоязычными печенегами, в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Известны как факты союзнических отношений Руси с отдельными печенежскими племенами (в 944 г. и 970 г. против Византии), так и военные конфликты (920, 968, 972 гг.). Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Киевский князь Владимир (980-1015), младший сын Святослава (от наложницы), организовал оборону южных границ, осуществив постройку сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Суля, Роси.

Предки славян (праславяне) принадлежали к индоевропейской семье народов, которые расселились от Европы до Индии. Прародиной славян была территория Полесья, Прикарпатья, Приднепровья, верховий Днестра, а также междуречье Вислы и Одера. В I–II вв. н. э. о славянах под именем «венедов» упоминают античные историки Плиний Старший, Тацит, Птолемей и др. В VI в. о славянах пишут византийские историки, подразделявшие их на венедов, антов и склавинов.

В IV–V вв. начинается расселение славян на юг, затем на запад и на восток, где они встречаются с готами и гуннами, а в VI в. от набегов славян сильно страдала Византийская империя. В ходе расселения славяне разделились на три ветви: западных славян (поляки, чехи, словаки), южных (сербы, хорваты, болгары) и восточных, заселивших Русскую равнину.

До прихода славян на Русскую равнину эти земли были слабо заселены различными финно-угорскими племенами (чудь, весь, эсты, меря, мордва). К VIII в. славяне частично оттеснили их, частично ассимилировали. Огромные территории и малая плотность населения способствовали тому, что славяне и финно-угры наладили мирное сосуществование. К этому времени у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен, самыми значимыми из которых были словене ильменские, кривичи, поляне, древляне, северяне, радимичи и вятичи .

К IХ в. у славян сложился комплекс верований и культов, которые отражали зависимость человека от природы и закрепляли многовековой общественный опыт. Главные природные стихии представляли: Перун – бог грозы и молнии, Дажьбог и Сварог – солнечные божества, Стрибог – бог ветров, Велес был покровителем скотоводства, Мокошь – божество женского начала и женских работ.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие – подсечно-огневое на севере, пашенное на юге. Было развито и скотоводство и различные лесные промыслы (охота, бортничество). Основной единицей социального устройства первоначально, как и везде, была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Только совместный труд коллектива позволял выполнять тяжелые работы по расчистке пашни от леса. В таких общинах не было богатых и бедных. Управляли ими самые старшие и уважаемые члены рода – родовые старейшины.

Постепенно, по мере совершенствования орудий труда и развития торговли и ремесел, у восточных славян начался процесс имущественного расслоения и разложения родового строя. Раньше всего это произошло в регионах рядом с основными речными торговыми путями, проходившими по Русской равнине. Это были существовавший в IX–XIII вв. путь «из варяг в греки» , позволявший попасть по Днепру и другим рекам из Балтийского моря в Византию, и волжский торговый путь , через который шла торговля с Востоком и арабскими странами. На этих путях в VIII–IX вв. появляются города, среди которых выделяются два основных центра восточно-славянской государственности – Киев и Новгород .

Образованию государства на Руси предшествовал период, получивший название военной демократии . Власть в условиях военной демократии принадлежала военному вождю (князю ), который избирался народным собранием (вече ) и правил совместно с племенными старейшинами. Ближайшее окружение князя составляла дружина – профессиональные воины.

В это время племена восточных славян подвергались все более усиливавшемуся натиску со стороны кочевников-хазар на юге и скандинавов (варягов-викингов) на севере. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной, на передний план выдвигается военно-дружинная знать. Таким образом, складываются как внешние, так и внутренние предпосылки для образования государства.

Процесс объединения восточно-славянских племен стимулировали скандинавские дружины купцов-воинов,которые в IX в. занимались грабежом и торговлей на водных путях всей Европы. На западе их называли викингами ,илинорманнами , а на Руси – варягами . Первой опорной точкой для варягов на Руси стало поселение Ладога на берегу реки Волхов, недалеко от ее впадения в Ладожское озеро (скандинавское название – Альдейгья , современное – Старая Ладога). Поселение было основано в 753 г. (предположительно скандинавами) и стало центром торговли между финскими, арабскими, славянскими и скандинавскими купцами 1 . В IX в. варяги закрепляются у истока Волхова из озера Ильмень, где на месте будущего Новгорода возникает поселение, известное сейчас как Рюриково городище . Его появление и название связано с летописным свидетельством 2 о том, что в 862 г. жившие вокруг озера Ильмень славянские и финно-угорские племена, страдая от междоусобиц, призвали на княжение варяжского вождя Рюрика. Его преемник Олег (879–912), правивший от имени малолетнего сына Рюрика – Игоря, в 882 г. захватил Киев. Эти события ознаменовали создание Древнерусского государства во главе с варяжской династией. Варяжская дружина была принята в Киеве потому, что помогла полянам освободиться от власти расположенного в низовьях Волги Хазарского каганата, которому до этого они платили дань.

Летописное известие о призвании варягов стало основой для норманнской теории образования Русского государства, сторонники которой говорили о решающей роли варяжского (германского) фактора в образовании государства на Руси. Авторами ее были немецкие ученые XVIII в. Миллер, Шлёцер и Байер. М. В. Ломоносов посчитал такую трактовку оскорбительной для национальных чувств русского народа и в противовес ей выдвинул антинорманнскую теорию, в рамках которой утверждалось, что государство у восточных славян зародилось в связи с внутренними причинами.

Современные историки не отрицают факт утверждения в Киеве варяжской династии и ее роль в ускорении процесса создания Древнерусского государства. В то же время подчеркивается и то обстоятельство, что создание государства является результатом длительного внутреннего социально-экономи­ческого развития общества, в ходе которого родовой строй оказывается уже не способным выполнять функции власти и управления в крупных территориальных поселениях (городах) и возникают новые надродовые структуры власти и управления, которые и определяются термином «государство».

Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь.

При первых князьях Киевское государство представляло собой союз племен, спаянный необходимостью защиты от общих врагов, а также военной силой и авторитетом киевского князя. Он собирал с племен дань, а в обмен предлагал им защиту, а также возможность получения добычи от успешных военных походов.

Сбор дани осуществлялся в форме полюдья , когда в конце осени князь с дружиной выходил из Киева и обходил свои земли, пользуясь легкостью передвижения в зимних условиях. Одновременно он осуществлял по дороге судебно-административные функции, т. е. судил и решал те проблемы, с которыми не могла справиться местная власть. Весной князь возвращался в Киев и организовывал военные экспедиции и торговые походы в Царьград. Эти меры обеспечивали безопасность границ, приносили добычу и дань, увеличивали авторитет князя как удачливого полководца. Князь Олег (879 912) вел активные завоевательные походы, подчиняя соседние славянские племена. В 907 г. он совершил поход на Константинополь с большим войском, которое состояло из варяжской дружины и славянского ополчения. По итогам похода был заключен выгодный торговый договор, способствовавший налаживанию связей с Византией – сильнейшей державой Европы.

Деятельность Олега продолжил князь Игорь (912 945) – сын Рюрика. Он подчинил племена уличей и тиверцев ; совершил два похода на Византию: неудачный в 941 г. и удачный в 944 г. , после чего с византийцами был снова заключен торговый договор, хотя и менее выгодный. Приводимый в нем список приближенных князя свидетельствует о процессе смешивания варягов и славян и проникновении на Русь христианства.

В то же время правление Игоря показало хрупкость и «рыхлость» государства, прочность которого зависела от авторитета и личных качеств князя. Отношения князя и подчиненных ему племен регулировались обычаем и не были четко зафиксированы, что порождало конфликты, когда одна из сторон вела себя, по мнению другой, неподобающе. Один из таких конфликтов произошел в 945 г. , когда во время полюдья древляне убили князя Игоря, попытавшегося собрать с них слишком большую дань. В этих условиях княгиня Ольга (945 964) , жена Игоря, отомстив древлянам за убийство мужа, регламентировала сбор дани – заменила полюдье повозом : установила места сбора дани – погосты и ее размеры – уроки . Теперь князь сидел в Киеве, а на местах его слуги собирали дань. Так начала складываться более четкая административная и налоговая система.

Княгиня Ольга одной из первых на Руси осознала, что для единства государства необходима общая идеология, которую она увидела в христианстве (на небе – один Бог, в государстве – один правитель). В 955 г. Ольга приняла крещение в Константинополе под именем Елены, однако на тот период это стало лишь личным выбором княгини.

Князь Святослав (964 972) ,сын Игоря и Ольги, в 965 г. разгромил Хазарский каганат, выплата дани хазарам была прекращена. Он совершил походы против Дунайской Болгарии (967 ) и Византии (970 971 ). Святослав также подчинил племена вятичей, жившие в междуречье Волги и Оки. Тем самым был завершен процесс объединения восточно-славянских племен в единое государство, охватившее огромную территорию.

Постоянное отсутствие князя, воевавшего в дальних землях, мешало ему выполнять свои судебно-административные функции, что вызывало злоупотребления и недовольство населения. Святослав направил своих сыновей княжить в самых важных городах. После смерти Святослава это привело к усобице между его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром. Пришедший по ее итогам к власти Владимир Святославич (980 1015) стал искать способы обеспечить большее единство своих владений. В этих целях в 980 г. им был создан общегосударственный пантеон богов во главе с Перуном, богом войны, грома и молний. Однако вскоре стало ясно, что даже централизованное язычество не обеспечивает единства страны, к тому же языческая Русь оказывалась в изоляции от своих главных соседей, которые исповедовали монотеистические религии.

Согласно «Повести временных лет» князь рассматривал разные варианты проведения религиозной реформы, обсуждая возможность принятия иудаизма, ислама, а также христианства в его католической или православной форме. Иудаизм был отвергнут Владимиром, так как он отличался сложностью догматики и обрядов. Ислам плохо соотносился со славянскими традициями (запрет на употребление свинины и алкоголя, обряд обрезания и т. д.). В пользу христианства говорили близость к основным его центрам и то, что оно уже получило распространение на Руси. Ближайшим христианским центром была православная Византия, с которой Русь поддерживала тесные торговые связи. В пользу православия говорило и то, что православная церковь больше зависела от светской власти и помогала ее укреплению, в то время как католическая церковь в лице Папы Римского, напротив, претендовала на первенство по отношению к светской власти. Существенным доводом в пользу православия было использование при богослужении родного языка, тогда как католическая церковь вела службу на латыни. Создание греками славянской письменности, на которой уже была создана обширная литература, также являлось важным плюсом.

В итоге выбор князя пал на Византию и православное христианство . Традиционно крещение Руси относят к 988 г. В ходе похода на византийскую крепость Херсонес (Корсунь) Владимир крестился сам и крестил дружину, скрепив союз с Византией женитьбой на византийской принцессе Анне. По возвращении в Киев языческие идолы по приказу князя были уничтожены, а киевлян крестили в Днепре. Принятие христианства не было одномоментным событием. Это был длительный процесс, растянувшийся более чем на 200 лет, в ходе которого христианство на Руси вобрало в себя многие пережитки языческой культуры.

Приняв христианство, Русь приобщилась к культуре Византии. На Русь пришли иконопись, каменное зодчество, славянская письменность (кириллица) и обширная христианская литература, дававшая представление о мировой истории. Новая вера способствовала сплочению восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность.

Стремясь закрепить монополию рода Рюриковичей на власть, Владимир повторил опыт Святослава и рассадил по ключевым городам и волостям своих многочисленных сыновей. Единство государства поддерживалось и созданием общерусской системы обороны от участившихся набегов новой волны степных кочевников – печенегов, для чего северные города регулярно отправляли на южную границу свои войска. Целям обороны было подчинено и масштабное строительство Владимиром крепостей.

Владимир значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси: воевал с поляками за Червенскую Русь (ныне Западная Украина); покорил ятвягов и радимичей.

В историческую память народа он вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко, став одним из главных героев цикла былин о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

Однако после смерти Владимира между его сыновьями началась борьба за власть, по итогам которой на киевский престол сел Ярослав Мудрый (1019 1054). При нем Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета.

Ярослав проводил активную внешнюю политику: одержал окончательную победу над печенегами (1036 ); воевал в 1043 г. с Византией; основал города Юрьев (русский торговый форпост в Прибалтике) и Ярославль на Волге. О том, какое место Киевская Русь занимала в Европе, можно судить по династическим бракам: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, своих дочерей он выдал за норвежского, венгерского и французского королей, одного сына, Изяслава, женил на дочери польского короля, а другого, Всеволода, – на дочери византийского императора Константина. Однако гораздо больше Ярослав Мудрый известен своей деятельностью по устроению и развитию Руси. В его правление появился единый для всей территории государства древнерусский письменный свод законов «Русская Правда» , начало которому положила «Правда Ярослава» 1016 г., дополненная в 1072 г. его сыновьями («Правда Ярославичей»). При нем в Киеве, а затем в Новгороде и Полоцке были построены грандиозные Софийские соборы, был издан новый, развернутый по содержанию Церковный устав; активно строились храмы и монастыри.В 1051 г . при поддержке князя митрополитом был избран (а не назначен из Константинополя) русский священник Илларион.

В 1186 году один из просветителей — немец Мейнгард построил на берегу реки Двины первую латинскую церковь. Папа был настолько обрадован подобным рвением, что сделал Мейнгарда епископом ливонским, с этих пор немцы получили большую власть в Восточной Прибалтике. В 1197 году епископом стал Альберт фон Бугсгевден, заложивший в 1200 году город Ригу, для того, чтобы утвердиться в Ливонии. Альберт получил разрешение у Папы учредить военный и духовный Орден рыцарей, который будет защищать и пропагандировать католическую церковь, покорять земли неверных народов, крестить их. Так в 1201 году был создан Орден Меченосцев или Орден Христовых воинов. Папа Иннокентий III дал им устав славных Рыцарей храма, подчинив их рижскому епископу. Крест и меч стали символами нового братства.

В 1237 году орден Меченосцев был переименован в Ливонский орден, ставший частью Тевтонского ордена. Он просуществовал до 1560 года.

Такова вкратце история создания Ордена.

В1203 году агрессии крестоносцев подверглась крепость Кукенойс или Кокнес, находившаяся в нижнем движении реки Двины. Этой крепостью управляли вассалы полоцкого князя. Появление крестоносцев грозило Полоцку потерей влияния в этих землях, где проживали ливы и латгалы, платившие дань полоцким князьям. В 1203 и 1206 годах полоцкий князь Владимир предпринял походы против немецких рыцарей, оказавшиеся неудачными. В 1209 году крестоносцы сожгли ещё один форпост Полоцкого княжества — Герцике.

О жестокости, с которой немецкие рыцари обращали в свою веру, свидетельствует следующий случай, описанный в летописях: «Ливь и чудь назвали самого творца вселенной именем главного их идола, Юмалла, были уже христианами, но ходили ещё молиться в леса священные, приносили жертвы древам, ежегодно торжествовали праздник усопших с обрядами язычества и клали в могилу оружие, пищу, деньги, говоря мёртвому: „Иди, несчастный в мир лучший, где немцы уже не могут господствовать над тобою, а будут твоими рабами!“ Сей бедный народ в течение веков не забывал насилия своих жестоких просветителей!»

В 1226 году литовцы напали на Новгородскую, Смоленскую, Полоцкую, Торопецкую земли, убивая купцов, забирая в плен землевладельцев. Князь Ярослав в союзе с князьями Давидом Торопецким и Владимиром Псковским отразили нападение, уничтожив войско литовцев. После этого Ярослав в 1227 году предпринял поход в северную часть Финляндии, захватил многих жителей в плен. В ответ на агрессию финляндцы в 1228 году разорили селения вокруг Олонца.

Русские дружины и впоследствии нередко нападали на Финляндию, чем вызвали недовольство шведского короля, который задумал завоевать Ладогу и Новгород в 1240 году. Шведский король также хотел взять под свой контроль северный участок торгового пути «из варяг в греки».

Во главе Новгородской земли в то время был князь Александр, сын великого князя Ярослава II. Для осуществления захвата на реку Неву было отправлено множество судов со шведами и норвежцами, финнами под начальством зятя шведского короля Биргера, самонадеянно заявившего новгородскому князю Александру: «Ратоборствуй со мной, если смеешь; я стою уже в земле твоей». Войско шведов было многочисленнее, князь Александр мог рассчитывать только на свой талант полководца и на помощь Бога. Александр Ярославович также стремился объединить силы Новгорода и соседних княжеств. 15 июля 1240 года сражение началось. Новгородцы одержали полную победу, проявив чудеса храбрости и силы физической и духовной. Например, новгородец Сбыслав Якунович с одним топором ворвался в ряды врагов, а другой, по имени Миша, с отрядом пехоты уничтожил суда шведов, оставив только два, на которых и отправились назад в Швецию остатки войска короля.

Большое значение для успеха данного сражения имел талант военачальника Александра Ярославовича, который решил напасть на лагерь шведов внезапно, когда они не были готовы оказать сопротивление. После этой битвы князь Александр стал называться Невским в память о такой великой и славной победе.

Переоценить значение личности Александра Невского невозможно. Это был человек необыкновенно храбрый, мудрый, верующий, великолепный полководец и стратег; он никогда не начинал сражение, не помолившись Богу. Благодаря духовной силе и таланту своего лидера, новгородцы смогли, несмотря на малочисленное войско, отстоять родные земли, защитить свою культурную и религиозную самобытность. Поражение в Невской битве грозило экспансией крестоносцев, которые без труда могли бы завладеть ослабленным Новгородом. Следовательно, победа над шведами имела не только стратегическое и военное значение, поскольку позволила сохранить выход в Балтийское море, она также вселила надежду в сердца жителей Руси, измученных междоусобицами и набегами татаро-монголов, более того, эта победа во многом предопределила удачный исход другого великого для нашей истории сражения — Ледового побоища.

Ливонские рыцари, присоединившиеся к тому времени к ордену рыцарей Святой Марии Иерусалимской, стали ещё более опасными для Руси. Войска Ордена рыцарей Святой Марии завоевали почти всю территорию Пруссии и с не меньшей жестокостью обращали в свою веру местных жителей. В начале осени 1240 года крестоносцы предприняли попытку захвата новгородских земель, ими был захвачен город Изборск, Псков. Осенью этого же года ливонские рыцари заложили на берегу Финского залива крепость Копорье, отсюда они могли контролировать важнейшие торговые пути. Возникла реальная угроза для Новгорода.

Жители приняли решение позвать Александра Невского, который из-за козней новгородских бояр покинул Новгород, уехав в Переяславль-Залесский. В 1241 году он вернул Копорье и Псков, добился контроля над западными территориями новгородских земель. Главное сражение с крестоносцами состоялось утром 5 апреля 1242 года, этому событию предшествовала высадка разведывательного отряда ордена, которому удалось разбить немногочисленное войско русских, шедшее впереди основного войска князя Александра.

В этой битве решающее значение имела грамотная расстановка основных сил русского войска. Дело в том, что крестоносцы применяли тактику расположения войск, получившую название рыцарская «свинья». Александр Невский выдвинул вперёд отряд стрелков, а затем правые и левые полки окружили по флангам войско противника. После этого в бой вступил конный полк, окончательно довершивший разгром крестоносцев. Русские войска долго преследовали неприятеля по льду Чудского озера, многие ливонцы утонули из-за тяжести рыцарских доспехов, около 50 было взято в плен.

Значение этой победы велико: нашествие с Запада было приостановлено, магистры Ордена предложили перемирие, причём, мир был заключён на выгодных для Руси условиях. Послы Ордена отказались от посягательств на русские земли. Было приостановлено наступление крестоносцев на Восток, а ведь это одна из приоритетных задач немецкой внешней политики в период с 1201 по 1241 год.

Александр Невский также был достаточно мудр, чтобы установить дипломатические отношения с ханом Батыем, тем самым исключив все поводы для новых нашествий. Следовательно, благодаря дальновидности своего князя, новгородцы не испытали всего ужаса татаро-монгольских нашествий.

Заключение

Таким образом, отношения Древнерусского государства с соседями носили непростой характер. Несомненно, отношения с Византией являлись одной из основных причин принятия христианства на Руси. Удачно складывавшиеся торговые и дипломатические отношения с Византией, тот факт, что Русь была окружена государствами, в которых господствовал монотеизм, а также и необходимость в укреплении власти и объединении русского народа, — все перечисленные факторы привели к тому, что в 988 году состоялось официальное крещение Руси и начался процесс постепенной христианизации русичей..

Борьба Руси со степными народами занимала немаловажное место в русской истории и культуре. Более того, истоки этой борьбы стоит искать в том, что борьба «леса со степью» является исторически предопределённой и необходимой. Несомненно, нашествие татаро-монголов явилось подлинной трагедией для Древнерусского государства. Однако татаро-монгольское иго стало все же меньшим злом для Руси, так как оно не посягало на культурную самобытность и религию Русской земли. Вполне справедливым представляется утверждение П. Н. Савицкого: «Татары — „нейтральная“ культурная среда, принимавшая „всяческих богов“ и терпевшая „любые культуры“, пала на Русь как наказание Божие, но не замутила чистоты национального творчества. Если бы Русь досталась туркам, заразившимся „иранским фанатизмом и экзальтацией“, ее испытание было бы многажды труднее и доля — горше. Если бы ее взял Запад, он вынул бы из нее душу». Значение побед над шведами и немцами крайне велико для нашего Отечества, так как западные агрессоры грозили полностью уничтожить русскую самобытность, культуру.

Список литературы Жук С. М. Киевская Русь. — М., 2007.

История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П. П. Епифанова, В. В. Мавродина. — М., 1983.

Карамзин Н. М. История государства Российского. — М., 2002.

Князький И. О. Русь и степь. — М., 1996.

Любчанская Т. В. Средневековые кочевники Восточной Европы и Древняя Русь (Кочевые элементы в генезисе древнерусской государственности): автореф. дис. канд. ист. наук/Любчанская Т.В., ЧГУ. — Ижевск, 2004.

Савицкий П. Н. Степь и оседлость/П.Н. Савицкий// Классика геополитики, XX век: Сб. — М., 2003.

Скрынников Р. Г. Русь. IX—XVII вв. — СПб., 1999.

Яновский О. А. История Беларуси. Полный курс. — Минск, 2006.

Павленко Н., Кобрин В., Андреев И., Федоров В. История России с древнейших времен до 1861 года.// http://wordweb.ru/andreev/index.htm

Павленко Н., Кобрин В., Андреев И., Федоров В. История России с древнейших времен до 1861 года.// http://wordweb.ru/andreev/index.htm

Павленко Н., Кобрин В., Андреев И., Федоров В. История России с древнейших времен до 1861 года.// http://wordweb.ru/andreev/index.htm

Княгиня Ольга. /Наследие Земли Псковской//www.culture.pskov.ru

Жук С. М. Киевская Русь. — М., 2007. С. 24 — 25

Там же. С. 23

Там же. С. 25

Там же. С. 26

Скрынников Р. Г. Русь. IX—XVII вв. — СПб., 1999. С. 52

Скрынников Р. Г. Указ. соч. С. 54−55

Жук С. М. Указ. соч. С. 44

Карамзин Н. М. История государства Российского. — М., 2002. С. 40

История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П. П. Епифанова, В. В. Мавродина. — М., 1983. С. 78

Князький И. О. Русь и степь. — М., 1996. С. 18

Там же. С. 21

Князький И. О. Указ. соч. С. 31

Любчанская Т. В. Средневековые кочевники Восточной Европы и Древняя Русь (Кочевые элементы в генезисе древнерусской государственности): автореф. дис. канд. ист. наук/Любчанская Т.В., ЧГУ. — Ижевск, 2004. С. 7

Князький И. О. Указ. соч. С. 45

Там же. С. 54

Князький И. О. Указ. соч. С. 55

Карамзин Н. М. История государства Российского. — М., 2002. С. 283.

Яновский О. А. История Беларуси. Полный курс. — Минск, 2006. С. 34−36.

Яновский О. А. История Беларуси. Полный курс. — Минск, 2006. С. 35

Карамзин Н. М. История государства Российского. — М., 2002. С. 225.

Карамзин Н. М. История государства Российского. — М., 2002. С. 274.

Савицкий П. Н. Степь и оседлость/П.Н. Савицкий// Классика геополитики, XX век: Сб. — М., 2003. С. 124

К эпохе Древней Руси относится период с момента образования Древнерусского Государства в IX в до монгольского нашествия в 1237 г. Начальным периодом существования государства можно считать время правления легендарных князей в IX - X вв.
Когда почти сказочные Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав расширяли русские земли, включая в состав государства все новые славянские, и не только, племена. Период, вплоть до XI в, наиболее богат археологическими находками. В том числе и предметами вооружения. Связано это с тем, что до принятия христианства, и какое-то время после него, было принято класть в погребения вещи, необходимые усопшему на том свете. Со знатными людьми сжигали также коней, собак, ловчих птиц и пр. На основе анализа результатов раскопок можно получить много информации о военной организации общества и комплексе вооружения воинов. В том числе и о дифференциации вооружения в зависимости от социальных слоев населения.

Тут надо отметить, что тактика, защитное и наступательное вооружение формируются у народа не просто так, а в тесном контакте с соседними племенами и народами. С которыми они воюют, торгуют, обмениваются технологиями и вообще всячески взаимодействуют. Наряду с еще неоформившими государственость племенами, в соседях у Древнерусского Государства были народы с достаточно различной культурой и методами вооруженной борьбы.

С севера Киевская Русь граничила с драконами моря - викингами (варягами, норманнами), жившими на территории нынешней северной Европы. Викинги длительное время были лучшей пехотой региона, а на протяжении VIII - XI вв терроризировали города Европы.

С запада Киевская Русь граничила с Польским Королевством. Еще западнее находились осколки Франкской Империи (после ее раздела в 843 г), а с конца X в Священная Римская Империя.

На востоке от Древнерусского государства располагалась Волжская Булгария.
На юго-западе Русь граничила с Венгрией и Болгарией.

С юга, в причерноморских и приазовских степях находилось Дикое Поле, по которому с востока на запад регулярно перемещались кочевые народы. За достаточно короткий период власть в Диком Поле последовательно принадлежала Великой Булгарии, Хазарскому Каганату, печенегам и половцами. Собственно, и венгры пришли на Дунай через причерноморские степи.

Ну и далее на юге находился центр тогдашней европейской цивилизации - блистательная Византия.

Все эти соседи внесли свой вклад в развитие военного дела Древней Руси.