Владимир Мономах. Годы правления. Интересные факты. Великий князь Владимир Мономах. Жизнь и деятельность

Великий князь Владимир Мономах снискал себе не только народную любовь, но и великую славу миротворца и победителя. Время его правления было лучшим для Киевской Руси. Свои жизненные принципы, ошибки, которых надо избегать, и достижения Мономах сформулировал в «Поучении», которое и сегодня многим политикам не мешало бы сделать настольной книгой.

Единство

В русской истории Мономах известен в первую очередь как «собиратель русских земель». Он сумел восстановить единовластную монархию времен Ярослава Мудрого. К 1113 году он присоединил к своим владениям, доставшихся ему по наследству, земли умершего Святополка, таким образом, собрав воедино не менее трех четвертей Руси. Причем владения эти составляли сплошную территорию. И хотя за малейшие попытки внести раздор между князьями смутьян мог поплатиться головой, именно такие методы позволяли Руси быть единым и сильным государством, способным противостоять внешнему врагу.

Лишь Христианское учение, по мнению Мономаха, определяет закон, а ни в коем разе не княжеская сила и власть. Князь никогда не стремился возвыситься над понятиями своего века, не шел наперекор, не пытался изменить существующий порядок вещей. Он демонстрировал собственным примером, каким должен быть настоящий правитель, меняющий в случае надобности порядки, чтобы облегчить жизнь большинству граждан. Так после киевского народного восстания против ростовщиков в 1113 году Мономах не просто «спас от неистовой черни», но и пожелал разобраться в ситуации. В результате он внес поправки в законодательство, которые ограничивали беспредел ростовщиков и отменяли рабство за долги. Продолжив работу Ярослава Мудрого, Мономах внес в Русскую правду ряд существенных изменений. Конечно, он был сыном своего времени, и о каких-то коренных преобразованиях речь идти просто не могла.

Мономах надолго отбил охоту у половцев совершать набеги на русские земли. Он сумел объединить князей и предпринял ряд походов, которые увенчались успехом. Так что о военном деле Мономох, похоже, знал не понаслышке. Князь советует своим сыновьям не надеяться на воевод, а снаряжать войско самостоятельно. Время в походах не тратит на пиры и последующий беспробудный сон, а обдумывать план наступления. Самим снаряжать дозоры и проверять охрану в течение ночи, а также быть бдительными и никогда не снимать с себя оружие.

Милосердие

В «Поучении» огромная роль отведена наставлению на путь милосердия. Мономах просит не позволять сильным губить слабых, а при первой необходимости быть готовыми вступиться за вдов, сирот и убогих. Всякий встречный, по его мнению, достоин того, чтобы быть обласканным добрым словом. «Милостыню подавайте нескудную, - писал Мономах, - это ведь и есть начало добра». Так, сам Мономах простил своего давнего врага, убийцу собственного сына князя Олега Черниговцева, написав ему письмо с предложением забыть о гордости и прежних обидах и заключить мир. И никаких политических требований, только призывы к милосердию, состраданию, христианскому долгу, которые, к слову, Мономах ставил превыше княжеской силы. Как писал академик Д.Лихачев, подобного письма победителя к побежденному в истории России больше не было.

Духовность – вот основа нации, - в этом был уверен Мономах. Пока есть вера – есть русский человек. Любовь к ближнему и вера в Бога – то, без чего не может стоять Русь. Князь был взращен в Православии. Он знал, что Христианское учение способно возвысить душу «не только простого смертного, но и власть имущего». Мономах завещал всякому помнить и о смерти, которую, впрочем, рекомендовал не бояться. Он замечал, что ксли кому суждено умереть, то не будет он спасен ни отцом, ни матерью, ни братьями. Хранение Божие надежнее человеческого. Кто прав, а кто виноват, кто достоин смерти, а кто – нет? Ответ на этот вопрос может дать только Бог.

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. Еще в юношеских годах в своей биографии Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

После смерти Всеволода Ярославича уступил престол Святополку, своему брату. Большой заслугой князя Владимира Мономаха в биографии стал разгром половцев. Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. На Любечских съездах Владимир пытался сплотить Русь для противостояния половцам. После нескольких поражений половцев Русь была освобождена.

Когда умер Святополк, Владимир Мономах подавил киевское восстание и возглавил правление страной. Тогда же вышел знаменитый «Устав Владимира Мономаха». Рассматривая краткую биографию Владимира Мономаха, нужно отметить, что период его правления был в целом благоприятным для Руси. Прекратились междоусобицы.

За всю биографию Владимир Мономах написал несколько произведений. Например, «Поучение», «Письмо Олегу Святославичу», «Молитва». Скончался великий князь 19 мая 1125 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Биография Владимира Мономаха тесно связана с историей становления русской государственности. Он был сыном Смоленского князя Всеволода. Его матерью являлась дочь Константина Мономаха, греческого императора, имя которой неизвестно.

Владимир в разное время был великим князем киевским, а также смоленским, черниговским, переяславским. И заметным государственным деятелем, военачальником, мыслителем и писателем. На его печатях использовался и такой титул, как «архонт земли Русской». Сегодня нами будет рассмотрена краткая биография Владимира Всеволодовича Мономаха.

Начало

Биография Владимира Мономаха началась в 1053 году. При крещении он получил имя Василий. В раннем возрасте он уже принимал участие в охоте на диких животных. Позже он вспоминал об этом, давая поучение своим детям. Он говорил, что побывал и в медвежьих лапах, и у тура на рогах, и под кабаньим клыком.

Будучи бесстрашным и неутомимым, он рано проявил себя на воинском поприще. Отец доверил ему быть начальником дружины в походе на Силезию, чтобы оказать помощь Владиславу III, польскому королю, в его борьбе с чехами. А также в этом походе участвовали и дружины Святослава, киевского князя, и Олега, князя волынского.

Поддержка отца

В 1078 году Владимир вместе с дружиной отца отправился в поход, чтобы поддержать его союзника и брата Изяслава, киевского князя. Последний воевал с полоцким князем Всеславом. Тогда был сожжен Полоцк.

Союзники Всеслава призвали половцев и вторглись в южные области Руси, разбив войска Всеволода на берегу реки Оржицы и взяв Чернигов. Незадолго до этого события Всеволод перебрался на княжение из Смоленска.

Владимир пришел отцу на помощь и осадил город Чернигов. В битве у его стен погиб Изяслав, а его место в Киеве занял отец Мономаха, Всеволод.

Против Всеслава и Святославичей

Однако не все были с этим согласны. Против Всеволода пошли Олег и Роман - сыновья Святослава, которые опять признали половцев, а также Всеслав Полоцкий.

Сначала Владимир Мономах направил войска против Святославичей, которые шли к Чернигову. Он переманил половцев на свою сторону и разбил братьев. При этом Роман погиб, а Олег спасся бегством в Греции, а затем двинулся на Всеслава, который в это время осаждал Смоленск.

Всеслав отказался и, не приняв боя, поджег Смоленск и сбежал к себе в полоцкую землю. Конница Владимира преследовала его до его владений и опустошила их. В 1079-м Владимир опять пошел в полоцкий край и завоевал Минск.

Смерть Всеволода

С 1080 по 1092 гг. его жизнь, как свидетельствует биография Владимира Мономаха, полностью проходила в походах. Это войны с торками, жившими в Переяславской области, а также с вятичами и половцами, которые грабили русские земли на юге.

В 1093-м умер Всеволод, но Владимир не стал киевским князем. Великое княжение он уступил Святополку, сыну Изяслава. Тем временем половцы опять вторглись в пределы русичей, угрожая Киеву.

Мономах отправился на помощь Святополку. В этом же году он, по настоянию Святополка и его окружения, которые были уверены в полководческом таланте Владимира, сразился с половцами у стен города Триполья.

Борьба с половцами

Однако надежды русской стороны не оправдались. Киевская дружина, которая составляла правый фланг русского боевого построения, дрогнула под натиском половцев, ей пришлось отступить. Левый фланг и центр попытались устоять, но были отброшены к реке Стугне.

Самому Владимиру Мономаху с трудом удалось спастись в этом побоище и укрыться за стенами Чернигова. В следующем, 1094 году, там его осадил Олег Святославович, возвратившийся из греческих земель. Он снова привел на Русь целые полчища половцев. Несмотря на упорное сопротивление, Мономах вынужден был отступить перед превышающими силами противника и уехал в город Переяславль.

Но в 1095-м Владимиру вместе со Святополком удалось отомстить половцам. Они подвергли разорению их земли, после чего направили свои силы против Олега. В результате чего последнему пришлось бежать из Чернигова в Стародуб. Оттуда он отправился на север и, собрав войска, овладел такими городами, как Муром, Ростов, Суздаль. Однако на реке Клязьме он был разбит войском Мстислава, сына Владимира Мономаха.

Полная победа

Продолжая рассматривать краткую биографию князя Владимира Мономаха, нельзя не сказать о победе над половцами. Они не прекращали набеги и в 1097 году захватили и разграбили Киев. На съезде русских князей в Любече Владимир призвал их прекратить междоусобицы и обратить совместные силы против половцев. Был заключен договор, скрепленный целованием креста, однако междоусобные войны не заканчивались.

Но Мономаху все же удалось объединить русичей в 1103 году, после двух других съездов, состоявшихся в Витичеве, а также у озера Долобского. Общее русское войско под его руководством наголову разбило половецкие силы на Днепре. После этого был одержан еще ряд побед - под Лубнами, Переяславом, на реках Дон и Сала. Тем самым был положен конец половецким вторжениям на Русь.

Великий князь

После смерти Святополка в 1113 году Владимир был избран киевлянами великим князем. Время его правления для Киевской Руси было благодатным. Враги были изгнаны из русских пределов, сыновья успешно охраняли границы. Мономах пользовался большим авторитетом среди младших князей, и споров о старшинстве не наблюдалось.

Князь занялся внутренним устройством. Одним из интересных фактов биографии Владимира Мономаха является то, что он внес весомые дополнения в «Русскую Правду». Так, например:

  • Была отменена месть за убийство, ее заменили денежным штрафом.
  • Произошло ограничение взимания процентов по займам.
  • В значительной мере облегчилось положение холопов.
  • Был наложен запрет на обращение в холопов за долги.

Поучение детям

Во времена правления Владимира Мономаха отмечался заметный подъем в обществе. В столице и других городах было построено множество красивейших храмов, на славянский язык переводились греческие книги в большом количестве.

Самим князем было написано Поучение, адресованное его детям, в котором были изложены значительные вехи биографии Владимира Мономаха и его советы. Он учил своих детей:

  • Никого не казнить смертной казнью.
  • По возможности делать все самостоятельно, не полагаясь на воевод.
  • Совершая поход по русским землям с войском, не позволять ему наносить вред местным жителям.
  • Овладевать языки, как их дед, Всеволод, который знал пять языков.

Скончался Владимир Мономах, биография которого была темой нашего обзора, в возрасте 71 года, в 1125 году, недалеко от Переяславля.

Князь Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (рожд. 26 мая 1053 – смерть 19 мая 1125), - один из самых знаменитых князей Древней Руси.

О судьбе и подвигах князя Владимира Всеволодовича до наших дней дошло сведений больше, чем о жизни любого другого русского правителя домонгольской эпохи. В исторических летописях он предстает в первую очередь князем-воином, правившим городами и землями, не сходя с седла. Князь страстно любил охоту, прославился большим дипломатическим талантом и крупными государственными преобразованиями…

Мало кто помнит, что Владимир Всеволодович был канонизирован в чине святого благоверного князя и имя его вошло в «Собор всех святых, в земле Российской просиявших». Однако для современников и ближайших потомков Владимир Мономах был в первую очередь образцом христианского правителя, а уж после все остальное - полководцем, дипломатом, великим охотником и т. д. И его личность осталась в русской истории как пример государя, подчиняющего интересы своего рода, своей земли да и собственные интересы той истине, которую принесло на Русь Крещение.

Он родился у переяславского князя Всеволода Ярославича, по линии матери приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Отсюда и звучное прозвище - Мономах.

Князю Владимиру Мономаху довелось жить в ненастную эпоху. Ему назначен был долгий век, 72 года - очень много по меркам русской древности! Вся молодость, все зрелые годы Владимира пришлись на смутное время: Русь погружалась в бесконечный лабиринт кровавых междоусобных войн, а окраины ее терпели страшный урон от степных пришельцев-половцев.


Виднейшие князья Рюрикова рода поделили между собой города и области Руси. В Киеве, на великокняжеском престоле, восседал старший из Рюриковичей, но полновластия у него не было. В его распоряжении были громадные доходы от богатейшей Киевщины, сильная дружина да право номинального первенства. Но действительное старшинство следовало поддерживать силой оружия, умными союзами с влиятельной родней, добрыми отношениями с киевской городской общиной. Великий князь, если он оказывался слишком слабым или же слишком нерасчетливым, мог быть выбит из Киева ближайшими родственниками.

Смерть любого из старших Рюриковичей доводила до передела богатых княжеских столов внутри семейства. Кроме Киева большой доход сулили Чернигов, Переяславль-Южный, Смоленск, Муром, Ростов и т. д. Право на княжение в любом из этих городов возможно было обосновать двумя способами: местом в лестнице старшинства Рюриковичей или военной мощью.

Князья Рюрикова рода в такого рода случаях не стеснялись скрещивать мечи с племянниками, дядьями, не говоря уже о дальней родне. То один из них, то другой обращался за поддержкой к половцам и приводил их на Русь, вышибая соперников с богатых столов. В особенности прославился по этой части князь Олег Святославич, прозванный «Гориславичем» за лютую привычку «аргументировать» свои претензии при помощи половецких сабель.

Приходя половцы, грабили, жгли, уводили «полон», разоряли крестьян. Не один, не два и не три - десятки половецких походов наносили раны ослабевшему телу Руси. Пришельцы с удовольствием пользовались княжескими раздорами, то и дело являясь к Киеву, Чернигову, Переяславлю по приглашению русских князей и при почетном «эскорте» их дружин.

Между тем из-под пера Владимира Мономаха выходит поучение, адресованное сыновьям, где он цитирует Псалтирь библейского …царя Давида…:

«Оружие извлекают грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

А к своему горчайшему неприятелю и убийце сына князю Олегу Святославичу он обращается в письме со словами, исполненными христианской мудрости: «Кто молвит: „Бога люблю, а брата своего не люблю“, - ложь это. И еще: „Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный“… Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой… прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: „Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим“.

И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: „Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же - человек, грешнее всех людей“». Владимир Мономах совсем недавно узнал о кончине сына, о том, как другой его сын, вошедший в русскую историю под именем Мстислава Великого, бился с Олегом Святославичем и одолел его. Мстислав, победитель, просит безутешного отца: «Помилосердствуй, да будет мир!» И Владимир Мономах смиряет гнев, смиряет гордыню, сам написал обидчику: «Помиримся».

Когда, в какое время он написал эти слова?! Ведь еще не так давно кровная месть была разрешена по закону! «Русская Правда» несколько ограничила ее, но отнюдь не запретила. Языческий обычай, уповающий на право силы, говорил: отомсти! А христианский, только-только набирающий силу на Руси, требовал другого: прости, откажись от мести! На того, кто выбирал второй путь, будь он сколь угодно храбр, смотрели как на человека, проявившего непонятную слабость. Не отомстил? Глупец! Тряпка!

Владимир Мономах научился прощать. Научился ставить мир превыше любой выгоды, которую только можно добыть мечом. Научился отстранять от себя соображения прямой и очевидной корысти, если для их осуществления требовалось очертя голову бросаться в очередное междоусобие.

Не всю жизнь он провел в праведниках. Да это и немыслимо для князя! По собственным словам князя, он с 13-ти лет принял на себя бремя княжеских трудов: принимал участие в 83-х больших военных предприятиях, не вылезал из сражений с половцами, 19 раз заключал с ними мир, в разные времена захватил в плен несколько сот знатных степняков, из них около сотни пощадил, а 220 утопил или иссек мечом.

Ему доводилось лить чужую кровь постоянно. Да и в междоусобных войнах, со своими, с единоплеменниками и единоверцами, бывало, Владимир Мономах проявлял большую жестокость. Вот его собственные слова: «…На ту осень ходили с черниговцами и с половцами… к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины». Сказано - красноречивей некуда.

Но не напрасно дал Бог Владимиру Мономаху столь долгую жизнь. Чем больше видел он вокруг себя свирепости, чем больше сам склонялся к жестоким мерам против своих врагов, тем больше понимал: доброго итога душегубство дать не способно. Пролил кровь - прольют и твою, а не твою, так близких тебе людей. Обманул - будешь обманут. Не пожалел врага - и сам жалости не увидишь. Собрал большую силу - найдется еще ббльшая. Потому в зрелые годы князь смог побороть свою гордыню и с делами большой политики управлялся, покорившись смирению.

В течении длинной политической карьеры Владимир Всеволодович занимал то один, то другой княжеский стол. Правил в Ростове, Владимире-Волынском, Турове, Смоленске, Чернигове, Переяславле-Южном. Несколько раз мог занять Киев, но отказывался. Основной причиной отказа становилось нежелание сражаться с родней. В военной-то силе недостатка он не испытывал.

Так, однажды великий князь Святополк оказался замешанным в скверной истории: на его княжьем дворе, с его согласия, схватили князя Василька Ростиславича. Поздней несчастный Василько подвергся ослеплению. Такого прежде не происходило в роду Рюрика! Владимир Мономах со своей дружиной и войсками двух других князей поступил к Киеву, требуя от великого князя дать ответ за его злодеяние.

Святополк намеривался бежать из города. Однако, согласно летописи, «не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: „Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собой, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую“.

Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали мольбу киевлян - заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: „Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить“. И уступил Владимир мольбе княгини, которую почитал как мать… Владимир был полон любви». Мог бы занять место Святополка? Мог. Все шло к тому. Но не стал грязнить душу.

В конце концов, великокняжеский престол сам упал к нему в руки, как перезрелый плод, который задержался на ветке.

1113 год, 16 апреля — скончался князь Святополк Изяславич. После похорон «устроили киевляне совет, послали к Владимиру Мономаху, говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате», - а больше того опасаясь, возможно, нового междоусобия. «Повесть временных лет» рассказывает о волнениях, охвативших столицу Руси: «Киевляне… разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали снова киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев… Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих».

«Владимир Мономах на совете князей»

Успокоение мятежного Киева произошло не само собой. Владимир Мономах знал причину, вызвавшую волнения: горожане страдали от ростовщичества, которое приняло небывалый размах и покрываемого старой властью. Князь устроил в Берестове, под Киевом, государственное совещание. Там присутствовали его старшая дружина, тысяцкие из Киева, Белгорода, Переяславля-Южного, а также местное боярство. На совещании приняли решение: ограничить проценты («резы») по долгам, то есть ввести прибыль, получаемую ростовщиками, в разумные пределы. Свод законов «Русская Правда» обогатился новыми статьями на сей счет, они получили общее название «Устав Владимира Всеволодовича». Лишь тогда порядок в городе был полностью восстановлен.

С высоты изрядного возраста и огромного опыта - нравственного, политического, военного - Владимир Мономах мог поучать детей:

«Убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, потому как нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Собственные соблазны, собственные грехи и собственные беды, следовавшие за грехами, дали ему понимание: не убивай, не гордись, не клянись, а если все же поклялся - соблюдай клятву ради души своей.

Эта смиренная мудрость Владимира Всеволодовича в результате привела и к самому большому успеху всей его жизни: одолению половцев. Не за один год и не за один поход, но сила степняков была сломленной.

Пока между русскими князьями шли свары, пока они не оказывали друг другу помощь, эта задача была нерешаема. Даже когда они собирались в единое войско, но не могли управлять им в добром согласии, случалось, терпели ужасающие поражения. Так, 1093 г. принес черную весть всей Руси: общие силы князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и его брата Ростислава разбиты половцами на реке Стугне. Горе! Сколько дружинников полегло! Сам князь Ростислав Всеволодович погиб. А причина одна: не установилось «лада» в княжеской коалиции.

Три раза собирались князья на большие «съезды» - в Любече (1097), Уветичах (1100) и Долобске (1103). Учились договариваться друг с другом. Получалось с трудом…

Каждый раз Владимир Мономах говорил остальным о выгодах согласия, мира, объединения сил. В конце концов Долобский съезд проломил стену всеобщей вражды. После него русские князья, собравшись вместе, нанесли половцам несколько тяжелых поражений. Их натиск на Русь ослаб.

Как верный сын Церкви, Владимир Всеволодович строил новые храмы в Киеве, Ростове, Смоленске. Судя по археологическим данным, при нем появилась церковь Спаса на Берестове под Киевом. Он же возвел Борисоглебскую церковь на реке Альте поблизости Переяславля-Южного - там, где когда-то принял смерть святой Борис.

При нем почитание святых князей Бориса и Глеба, долго и трудно складывавшееся в 70-80-х годах XI столетия, расцвело. В княжение Владимира Мономаха и, скорей всего, не без его влияния возникла окончательная редакция «Сказания» о святых братьях. В 1115 году он пригласил к себе князей Давыда и Олега Святославичей. По словам летописца, князья «решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Вначале они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами… с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским и с игуменами…».

После этого три дня гулял народ киевский на княжеские деньги, три дня бесплатно кормили нищих и странников. Поздней Владимир Мономах «оковал» раки с мощами серебром и золотом.

Умер великий воитель тихо, от старости и хворей. Отправившись в богомолье к Борисоглебской церкви, князь встретил там свой последний срок 19 мая 1125 года. Останки его нашли упокоение в соборе Святой Софии Киевской.

Правление Владимира Мономаха приходится на 1112-1125 годы. На Киевское княжение он сел, будучи 60-летним человеком, образованным и мудрым. Может быть, поэтому годы его царствования считаются лучшими для Древнерусского государства.

Один из Рюриковичей

Внук любимый сын Великого Киевского князя Всеволода и византийской княжны Анны (дочери константинопольского императора Константина Мономаха) родился в 1053 году. После возмужания он был опорой отцу во всем. Естественно, что Всеволод завещал Киевский престол ему. Но ненавидящий междоусобицы Владимир отказался от Великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка II Изяславича, так как отец Мономаха Всеволод занял Киевский престол после изгнания своего брата Изяслава. Киевляне не очень любили Святополка и его окружение, в первую очередь за дружбу с половцами и за то, что при нем ростовщичество достигло невиданных размеров.

Мудрый и популярный

Сразу после смерти Киевского князя Мономаху было послано приглашение на Великое княжение, но он не рванулся в столицу, потому что не хотел нарушать правопреемственность престола, так как считал, что за Святополком править должны либо Олег Северский, либо Давид Черниговский, либо Ярослав Муромский - все потомки Святослава. Его медлительностью воспользовались киевляне, страдающие от непосильного гнета евреев-ростовщиков, и в городе вспыхнуло восстание, сопровождающееся погромами. Опять послали гонца к Мономаху. На этот раз он не медлил. У Владимира (его церковное имя - Василий) и до занятия Киевского престола была славы миротворца, победителя половцев (он заключил с ними 19 мирных договоров) и объединителя земель русских (сыновья его сидели в крупных городах - Новгороде, Смоленске и Ростове, а брат Ростислав княжил в Переяславле).

Блестящее начало

Правление Владимира Мономаха в любом городе - Смоленске 1073-1078, Чернигове 1078-1094, Переяславле 1094-1113 - было мудрым и успешным. Взбунтовавшиеся киевляне требовали на княжение только Владимира, по прибытии которого восстание утихло. Но Мономах разобрался с его причинами, дабы избежать волнений в будущем, и значительно урезал ставки ростовщиков (не выше 20 % годовых), чем облегчил жизнь низов. «Устав о резах» был принят после тяжелого согласования с представителями элиты. После того как тем удалось втолковать, что ростовщичество в конечном счете вредит не только Руси, но и им самим, было принято решение о высылке всех евреев-ростовщиков за пределы страны. Оговаривалось, что все нажитое имущество «финансисты» могут взять с собой, но больше никогда не должны возвращаться на Русь. Естественно, что многие из иудеев приняли православие.

Второй прототип Владимира Красна Солнышка

Годы правления Мономаха стали последним подъемом Киевской Руси. Удачливый полководец, хороший политик, образованный человек и талантливый писатель, оставивший после себя литературные произведения, он обеспечил Руси годы спокойной жизни - печенеги были изгнаны, половцы боялись грабить русские земли, потому что в походах против них князь опирался на народное ополчение, а не на наемников. Он был очень популярен в народе, его черты дополнили образ былинного Владимира Красна Солнышка (первым прототипом был его дед Владимир, креститель Руси). Подвиги Ильи Муромца приходятся на годы правления Владимира Мономаха

Большая внешнеполитическая победа

Внешняя политика этого достигла своего расцвета при сыне умершего византийского императора Алексея I Иоанне II, который упредил поход крупного русского войска на Константинополь. Желая мира с Киевской Русью, греки добровольно пошли на громадные уступки - Мономаха удостоили титула царя, по значимости равного басилевсу Византии. Ему были преподнесены царская одежда, скипетр, держава и венец, знаменитая и легендарная «шапка Мономаха». Союз был закреплен династическим браком - сын Иоанна, наследник Алексей, женился на внучке Киевского князя. Таким образом, правление Владимира Мономаха ознаменовалось установлением с Византией крепкого родственного союза.

Гибкий политик

Правда, предупрежденный поход на Константинополь предусматривал захват по пути следования придунайских земель, но Мономах всегда ради мира мог чем-то поступиться. Поэтому эти земли остались за Византией. После борьбы с минским князем Глебом и его пленения эти земли стали дружественными Киеву - там признавалась его верховная власть.

К несомненным достоинствам можно отнести и то, что в годы правления Владимира Мономаха три четверти всех русских земель были сосредоточены в его руках. Со всеми соседями, где договорным путем, а где - военным, были заключены мировые. Так, был подавлен мятеж на Волыни, где правил сын Святополка, приходившийся зятем Владимиру, Ярослав. Он превратил свой двор во враждебное Киеву логово. Сюда бежали как евреи-ростовщики, так и всевозможные вечные недруги Руси. Большое войско из чехов, венгров, поляков направилось к Киеву. Навстречу ему шла рать Мстислава Владимировича. Сам Ярослав был уже убит русскими воинами при осаде Волыни. Оказывать помощь умершему было нелогично, вражеское войско отступило.

Рост мощи Руси

Ни волжские булгары, флотилия которых была разгромлена русскими воинами, ни жители Прибалтики и Финляндии, исправно платившие дань, не совершали набегов на русские земли в правление Владимира Мономаха. Все это дало возможность заняться благоустройством государства. Строились церкви, расширялась торговля, начали чеканить монету, переводились книги с византийского языка, стали открываться школы, в которые на обучение отдавались дети лучших семей. Будучи образованным человеком и одаренным писателем, Владимир оставил потомкам свои произведения - «Поучение» и «Хождение». Кроме того, Нестором, монахом Киеве-Печерской Лавры, создается «Повесть временных лет» (1117 год). Правление Владимира Мономаха в Киеве превратило город в крупный торговый и культурный центр. Он оставил о себе хорошую память в веках и пример управления государством, которое делает страну процветающей. О нем хорошо отзываются не только в написанной в годы его правления «Повести временных лет», но и в Ипатьевской летописи и в «Слове о погибели земли Русской». И после его смерти некоторых его потомков венчали на царство «шапкой Мономаха».

Начало правления Владимира Мономаха пришлось на 20 апреля а закончилось 19 мая 1125 года, в день его смерти. При Владимире Мономахе получили широкое распространение династические браки. Он переженил всех своих многочисленных детей почти со всеми венценосными особами Европы. Заключались браки и с детьми ханов.

Итоги правления

Сильную державу, с которой считались соседи, оставил после себя Владимир Мономах, итоги правления которого можно подвести следующим образом. Главным достижением было прекращение набегов половцев, разорявших страну. Авторитет Руси возрос несказанно после победы над ними. Дальнейшему его росту способствовали взвешенная внешняя политика и династические браки.

Мономах усилил централизацию власти, и таким образом ему удалось сохранить полный контроль над всеми городами и торговыми путями Руси. Как следствие прекращения междоусобиц и наступления мирной жизни стали развиваться все отрасли хозяйства, литература и искусство, а также значительно возросла мощь страны - как военная, так и экономическая.