Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов. Апостол и евангелист иоанн богослов

один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью

6 г. - I век

Краткая биография

Иоа́нн Богосло́в , Иоа́нн Зеведе́ев (др.-евр. יוחנן‎ «Йоханан», койне Ἰωάννης) - один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Зеведея (др.-евр. יוֹחנן בן זבדי‎, Йоханан Бен-Заведи), также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес) (3:17).

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей. Но согласно традиции большинства христианских конфессий, апостол Иоанн - автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 (21) мая, а также 30 июня (13 июля) - Собор двенадцати апостолов, 26 сентября (9 октября) - преставление Иоанна Богослова, в Католической церкви и других западных церквях - 27 декабря.

Художественно-символически изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла; иногда представлен молодым, безбородым и длинноволосым.

В Новом Завете

Апостол Иоанн
(Г. Мемлинг, ок. 1468)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию - дочери святого Иосифа Обручника, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Младший брат апостола Иакова был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф. 4:21; Мк. 1:19).

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3:17). Иисус назвал братьев Боанергес (греч. Βοανηργες, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк. 9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк. 10:35-37). Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.

Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33).

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери - Деве Марии.

Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (Мк. 3:17), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).

Писания апостола в Новом Завете

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Некоторые исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Согласно последовательности евангельских событий по четырём евангелистам (пункт 21 и 141), Апостол Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на четыре года ранее (в первую пасху из четырех) (Ин. 2:13) до беседы с самарянкой (Ин. 4:9), а все остальные три евангелиста описывают это событие в последнюю - четвертую пасху: (Мф. 21:12-13), (Мк. 11:15-19), (Лк. 19:45-46).

Дальнейшая жизнь

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий.

Миссионерский путь

Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Ссылка

Иоанн на острове Патмос
(Иероним Босх, 1504-1505)

Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти) на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1) - возвещал Дух Божий через святого апостола. Два дня и шесть часов Прохор записывал сие благовестие (Евангелие от Иоанна). После возвращения Иоанна и Прохора в селение, Евангелие было переписано и распространено по острову. Через некоторое время Иоанн вновь удалился в безлюдное место, и провел 10 дней в пещере без еды в молитве. Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не ев. И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу». Так было написано Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Возвращение

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Годы жизни Апостола Иоанна можно вычислить приблизительно. По церковной традиции во время распятия Христа ему было 16 лет и умер он в 100-м году, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. То есть приблизительно: 17-100 гг. н. э.

Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. Например, на иконографическом типе «Иоанн Богослов в молчании» апостол чаще всего изображается с Ангелом, передающим ему Божественное Слово, иногда с орлом, символом апостола, свидетельствующим о высоком парении его богословской мысли. Также на парусах православного храма апостол Иоанн изображается с орлом.

О личности Иоанна Богослова так же засвидетельствовал письменно его ученик - Игнатий Богоносец (отдан на растерзание львам 20 декабря 107 г. в Риме; третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года).

Последним свидетелем, видевшим живого Христа считается именно Игнатий Богоносец, по церковным преданиям на 7 лет переживший Иоанна Богослова. Прозвище, по версии предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (Мф. 18:2-6).

Воскрешение мёртвых апостолом

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород)

Из жития апостола известны следующие случаи воскрешения им усопших:

  • в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его. Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца.
  • во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение.
  • в Риме апостол Иоанн был осуждён на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, разыгравшись, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром все же Иоанн помолился Богу о спасении язычника, и набежавшая волна вынесла живого и невредимого юношу на корабль.
  • на острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.
  • через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных.


Сын рыбака

Апостол и евангелист Иоанн Богослов был вторым сыном рыбака Заведея и Саломеи, дочери Иосифа Обручника. Вместе со старшим братом Иаковом Иоанн помогал отцу в рыбной ловле на Галилейском озере.

С детских лет Иоанн стремился к уединению и размышлению и стал одним из первых последователей Иоанна Предтечи. От него узнал он о пришествии Мессии – Иисуса Христа. Однажды во время проповеди Иоанна Крестителя на Иордане вдали показался Христос. Иоанн указал на Него ученикам своим. Двое из них – Андрей (в будущем Андрей Первозванный) и Иоанн – пошли за Христом. Им хотелось узнать, где живет Мессия. Они с радостью воспользовались позволением Христа идти с Ним. Они пошли в Его жилище и пробыли там до ночи (Ин. 1:35–39). Иоанн привязался к Христу всей юной душой. До времени он еще оставался в доме отца и продолжал помогать ему в нелегких рыбацких трудах. Когда же Сам Христос призвал Иоанна идти вслед за Собою, ничто уже не могло удержать его в родительском доме.

Избрав братьев Заведеевых – Иакова и Иоанна – в число 12-ти ближайших учеников, Господь назвал их «Воанергес», то есть «сыны Громовы» (Мк. 3:17), что отмечало их пламенную ревность к новому учению. За кротость свою, за чистоту и целомудрие Иоанн пользовался особенной любовью Господа.

Все, что делал Господь особенно важного, все происходило в присутствии Иоанна. Воскрешает ли Он мертвых, его сопровождает любимый ученик; преображается ли Господь на Фаворе, Иоанн становится свидетелем преображения; учреждает ли Он последнюю таинственную Вечерю, приготовления к ней делаются на глазах Иоанна. И во время этой Вечери, последней в земной жизни Господа, с любовью позволяет Иоанну возлежать на груди Своей. Наконец, Иоанн сопровождает Христа в Гефсиманский сад, где Он молился в последние минуты перед Своими страданиями.

После ареста Иисуса Христа все ученики Его подверглись тяжкому испытанию. И здесь любовь Иоанна к Господу открылась во всей полноте. Лишь он и Петр последовали за взятым под стражу Учителем и пришли за Ним на двор первосвященника. Иоанн не предавался ни бесполезной смелости, ни безотчетному страху, он просто старался быть как можно ближе к Учителю, чтобы при малейшей возможности стать хоть в малости Ему полезным.

Но вот совершилось ужасное злодеяние: Христос, Сын Божий, пригвожден к Кресту, и грубые воины принялись делить Его одежду. Уже опустело место казни, и лишь немногие, самые близкие люди, и между ними – Иоанн, остались уМогила апостола Иоанна стала местом паломничества христиан. Здесь был воздвигнут храм, перестроенный в VI в. в большой собор. Сюда, на гору, где возвышался белокаменный собор длиной в 130 м, карабкались калеки, матери приносили больных детей, девы молились о замужестве.Креста. В это мгновение любовь и преданность Иоанна была отмечена высокой наградой.

«Се, сын Твой»,

– сказал с Креста Господь исстрадавшейся Своей Матери. И, обратившись к Иоанну:

«Се, Матерь твоя» (Ин. 19:27–28).

Иоанн в точности исполнил божественное послушание и был верным охранителем Богоматери до самого Ее успения.

Для апостолов наступили тяжелые, печальные дни. Все они были в унынии, когда на утро третьего дня Мария Магдалина и другие жены взяли благовония и пошли к гробу Господню. С тревогой и недоумением увидели они, что камень отвален от погребальной пещеры и сам гроб пустой. Здесь предстал перед ними Ангел и сказал, что Христос воскрес из мертвых, повелев сообщить об этом апостолам. Но те не поверили такой удивительной вести. Лишь Иоанн всем сердцем уверовал, что воскрес Учитель, что все это случилось на самом деле (Ин. 20:8).

Через несколько дней Иоанн и другие из 12-ти были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь под образом незнакомца. И здесь Иоанн тотчас распознал Учителя и сказал Петру:

«Это Господь» (Ин. 21:7).

По сошествии Святого Духа Иоанн и Петр много потрудились для устройства Иерусалимской церкви. Они вместе проповедовали и вместе разделяли гонения и темничные узы.

По свидетельству предания, в Иерусалиме Иоанн оставался до самой кончины Богоматери. После Ее успения ничто уже больше не удерживало Иоанна в городе и, взяв с собою ученика Прохора, апостол отправился в Малую Азию проповедовать учение Христово.

Многотрудное апостольство

В Ефесе они нанялись работниками в общественную баню. Иоанн должен был топить печь, а Прохор – носить воду. Через некоторое время апостол Иоанн исцелил в Ефесе расслабленного, страдавшего 12 лет. Совершил он и другие чудеса, и слух об Иоанне распространился по всем окрестностям.

В то время римский император Домициан объявил гонение на христиан. Одного имени христианина было достаточно, чтобы человека посчитали преступником. На апостола Иоанна был сделан донос как на опасного врага языческой религии, и его повлекли в Рим на суд императора. Иоанн без робости исповедал веру Христову перед Домицианом. Император присудил его к изгнанию на пустынный остров Патмос, бывший в ту пору местом ссылки для особо опасных римских преступников. Апостол Прохор не оставил своего учителя и последовал за ним.

В дальнее плавание снарядили корабль, и он тотчас же вышел в море. Среди ночи поднялась страшная буря, и, казалось, не было надежды на спасение. Тогда обратились с последней надеждой к Иоанну. Апостол помолился, и буря тут же утихла. Плавание все продолжалось, и на корабле не осталось пресной воды. Жажда мучила всех. Иоанн приказал наполнить сосуды морской водой, и по его молитве соленая морская вода превратилась в пресную, и все утолили жажду. Видя столько чудес, сотворенных апостолом, спутники его уверовали во Христа и приняли крещение. Они хотели дать свободу апостолу и предлагали ему высадиться на берег там, где он захочет. Но Иоанн отказался и попросил отвезти его в то место, куда им приказано.

На острове Патмос апостолов Иоанна и Прохора отвели к правителю, старший сын которого был одержим беснованием. Злой дух, скрывавшийся в нем, предсказывал его устами будущее, и все считали его за прорицателя. Иоанн именем Господа изгнал злого духа из несчастного юноши, и тот, как бы пробудившись после долгого сна, пришел в себя и принял святое Крещение. Крестился и правитель вместе со всем семейством.

Так началось продолжавшееся три года пребывание апостола Иоанна на острове Патмос.

Однажды в воскресный день Господь дал узреть Иоанну в небесном видении отдаленную судьбу Христовой Церкви. По Божиему повелению, Иоанн описал это откровение, оно дошло до нас в священной книге, названной «Апокалипсис».

Пришло время, и император Домициан был убит. На престол взошел император Нерва, который даровал свободу всем заточенным христианам. Стал свободен и апостол Иоанн. Жители Патмоса почти все уже исповедовали веру Христову, и потому Иоанн решил вернуться в Ефес. Перед отъездом он обошел все селения острова, укрепляя верующих.

С радостью встретили Иоанна в Ефесе. Здесь прожил он до самой кончины, здесь написал четвертое Евангелие – «от Иоанна».

В то время появилось много лжеучителей, которые извращали Слово Божие и по-своему толковали то, что в Святом Писании казалось им непонятным. Споры еретиков касались, главным образом, Иисуса Христа. Одни отрицали Его божество, утверждая, что Он был просто человек. Другие говорили, что Христос приходил на землю только призрачно, а не действительным образом.

Лжеучения сильно беспокоили и смущали верующих. И потому они стали убеждать апостола Иоанна письменно изложить обстоятельства земной жизни Иисуса Христа, свидетелем и очевидцем которых он был. Иоанн с Прохором провели три дня в посте и молитве. На четвертый день Иоанн начал диктовать:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Так было написано четвертое Евангелие. Каждое его слово – таинство. Евангелиста Иоанна стали называть «Богослов», а на иконах его изображают с орлом, символом высокого парения мысли.

В Новый Завет включены еще три Послания апостола Иоанна.

Великое чудо

Единственный среди первых 12-ти избранников Христовых Иоанн дожил до глубокой старости. Уже слабость телесная не позволяла ему посещать собрания христиан и вести продолжительные беседы. Ученики на руках вносили его в собрания, но он только повторял:

«Дети мои, любите друг друга!»

Когда его спросили, зачем он повторяет одно и то же, он отвечал:

«Это – заповедь Господа. Если бы она была и одна, то и одной ее довольно было бы для спасения».

Более 100 лет было апостолу Иоанну, когда он почувствовал приближение своей кончины. В сопровождении семи учеников пошел он за город и велел им ископать крестообразную могилу в длину его роста. А сам в стороне встал на последнюю молитву. Когда могила была готова, Иоанн дал прощальное наставление ученикам, облобызал их всех, лег в могилу и приказал покрыть его землей. Ученики покрыли его землей до шеи, облобызали в последний раз отходящего в вечную жизнь учителя, закрыли лицо платком и, обливаясь слезами, засыпали всего землей.

Другие христиане, узнав о таком погребении, вскоре собрались к Иоанновой могиле. Ее раскрыли, но не нашли в ней тела апостола…

Могила апостола Иоанна стала местом паломничества христиан. Здесь был воздвигнут храм, перестроенный в VI в. в большой собор. Сюда, на гору, где возвышался белокаменный собор длиной в 130 м, карабкались калеки, матери приносили больных детей, девы молились о замужестве.

В это время начинает на Иоанновой могиле совершаться ежегодное чудо, которое продолжалось вплоть до разрушения храма турками.

Чудо это – совершенно невероятного свойства, нечто такое, чего никогда не было в истории Церкви. В день его памяти 8 мая (по старому стилю) из могилы апостола поднималась на воздух и оседала кругом тонкая пыль («прах»). Для паломников изготавливали специальные ложечки, иногда с надписью «яждь манну», которыми можно было собирать в пищу эту удивительную манну «во здравие души и тела».

В эти дни здесь бывало особенно большое скопление паломников, чтобы вкусить священного праха. Об этом писали многие очевидцы тех времен. Упоминает об этом и русский паломник, игумен Даниил. Он посетил Ефес в 1104–1107 гг. Даниил пишет: «Тут находится гроб Иоанна Богослова, и исходит в день его памяти земная пыль святая, ее берут люди на исцеление всех болезней».
После захвата Ефеса турками город и все святыни были разрушены. Базилика апостола Иоанна была превращена в руины, прекратилось и появление чудесной манны, сходящей в наш земной мир как благословение из иного горнего мира.

В память этого чуда Церковь сохранила 8/21 мая празднование в честь апостола Иоанна. Отмечается еще день преставления апостола – 26 сентября / 9 октября. Третье ежегодное празднование в честь Иоанна Богослова – 30 июня / 13 июля в Соборе 12-ти апостолов.

Анатолий Мацукевич

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38-40; Лк. 9; 49-50: Лк. 9, 54-56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова "сынами грома" (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8-9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21-22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35-36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1-18; 1 Ин. 5, 1-12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Я читала, что любимый апостол Господа нашего Иоанн мирно почил. Но написано: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:20-25). Значит ли это, что святой Иоанн Богослов жив по ныне и ожидает второго пришествия Господа Иисуса Христа Сына Божьего? И где написано мирной кончине апостола?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Согласно священномученику Ипполиту Римскому, Иринею Лионскому и Евсевию Памфилу святой апостол и евангелист Иоанн Богослов умер при императоре Траяне (98 - 117). По александрийской хронике св. апостол Иоанн Богослов скончался на 72-м году по вознесении Господа нашего Иисуса Христа, будучи 100 лет и 7 месяцев. Все эти свидетельства под смертью имеют ввиду уход из земной жизни. Обстоятельства, сопровождавшие этот уход, достаточно таинственные. Апостол с 7 учениками вышел из Эфеса и, дойдя до некоторого места, велел им сесть. Затем отошел от них и стал молиться. Затем он велел им копать крестообразную могилу. «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею», - сказал он ученикам. Они исполнили и с великим плачем возвратились в Эфес. Когда об этом узнали жившие в городе христиане, они пришли и раскопали могилу, но тела апостола там не нашли.

Дни памяти:
21 мая (8 мая по старому стилю) — день ежегодного исхождения на месте его погребения тонкого розового праха, исцелявшего от болезней;
13 июля (30 июня) — в день Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов.
9 октября (26 сентября )– день преставления апостола Иоанна

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

Святой апостол и евангелист Иоанн- покровитель всех, кто занят в информационной сфере: издателей, писателей, работающих в сети Интернет.

Святой еще получил прозвище апостол любви, молитвы перед его иконой помогают найти хороших друзей, обрести крепкую семью и в дальнейшем охранять ее от ссор, конфликтов и от злых намерений других людей.

Апостолу Иоанне молятся рыбаки для защиты от несчастных случаев на воде и для хорошего улова.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол и евангелист Иоанн вместе со своим братом Иаковом пошел за Господом Иисусом Христом, когда Спаситель призвал их за собой на Геннисаретском озере. Братья оставили отчий дом и стали апостолами, учениками Христовыми, посвятив Ему свои жизни.

Иоанн не разлучался с Учителем, он был одним из приближенных к Иисусу учеников, был свидетелем многих Его чудес. Святой апостол стал одним из трех человек, которые стали свидетелями Преображения Господня на горе Фавор.

Ученик был с Иисусом Христом и тогда, когда Его схватили и вели на суд беззакония, шел за Ним по Его Крестному пути. Он был рядом, когда судьи допрашивали Господа, все это время сердце Иоанна было полно скорби. Плача вместе с Богоматерью у подножия Креста, Иоанне были сказаны слова Распятым Господом о своей Матери:

«Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27).

После вознесения Христа, апостол Иоанн Богослов до самого Успения, находился в Иерусалиме, заботясь о Божией Матери, как преданный и любящий Ее сын.

После того, как Святая Мария оставила земную жизнь, апостолу Иоанну выпал жребий, согласно которому он должен был отправиться проповедовать Евангелие в Ефесе и в других Малоазийских городах.

Вместе со своим учеником Прохором, они сели на корабль, который попал в шторм и затонул. Все путешественники были спасены, кроме апостола Иоанна. Прохор сильно переживал, ведь он лишился своего наставника и духовного отца. В Ефес ему пришлось идти в одиночестве. Около двух недель Прохор шел по берегу моря, и вот однажды, он обнаружил лежащего у воды человека, в котором узнал своего наставника. Иоанн целых четырнадцать дней находился в открытом море, но остался жив, Бог сохранил ему жизнь.

После всех приключений, которые благополучно закончились, учитель и ученик, вместе направились в Ефес, где апостол рассказывал язычникам про Иисуса Христа. Число людей, которые начинали верить во Христа, увеличивалось, буквально с каждым денем, потому, что во время этих проповедей часто происходили чудеса, подтверждающие его слова о Спасителе.

В тоже время, по приказу императора Нерона (56 — 68 г.г.) начались гонения на людей, принявших христианскую веру. Апостола Иоанна схватили, и увезли в Рим на суд, там он был приговорен к смерти.
По приказу палачей, Иоанну дали выпить чашу с ядом, выпив смертельный напиток, он остался жив – Господь хранил Своего ученика.
Потом апостола бросили в котел, в котором находилось кипящее масло, но он продолжал жить.
После этих зверских испытаний Иоанн был выслан на остров Патмос (сейчас это греческий остров в Эгейском море), где и жил много лет.

На острове апостол Иоанн продолжал проповедовать христианское учение, которое привлекало местных жителей и опять на его проповедях происходили чудеса.
Из многочисленных идольских капищ с Божией помощью он изгонял бесов, вылечил многих больных. Местные колдуны-волхвы противостояли апостолу в его учении, но святой Иоанн с помощью Божией благодати, ниспосланной на него, разрушал все их бесовские ухищрения.

Однажды для того, чтобы пройти трехдневный пост, апостол Иоанн вместе Прохором отправились на пустынную гору. Когда они начали читать молитвы, загремел гром, гора задрожала, а Прохор от испуга упал на землю. Апостол Иоанн помог ему подняться, и велел записывать то, что он будет говорить.

«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Такими словами через апостола говорил Святой Дух Божий, о тайнах судеб Церкви и конца мира, повелев, чтобы Иоанном была написана Книга о том, что он услышал. Так, примерно в 67 году, появилась на свет Книга Откровений (Апокалипсис).
Апостол Иоанн был четвертым человеком, написавшим Святое Евангелие, до него уже были написаны три Евангелия. Прочитав писания других евангелистов, он видит, что они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего ясного и наглядного, поэтому апостол Иоанн возвещает о горнем рождении Христа. В своем Евангелии он разъяснил и прибавил то, что другие евангелисты сказали неясно или вообще умолчали.

Много лет находился в ссылке на острове апостол Иоанн, наконец, получив долгожданную свободу, он возвращается в Ефес, где продолжает обличать лжеучителей христианства и занимается просвещением людей, призывая любить Господа, и друг друга, тем самым исполняя Христовы заповеди.

В трех Посланиях, написанных Иоанном говорится о том, что такое любовь к своим ближним, что без любви люди не смогут стать ближе к Богу. За эти труды Церковь так говорила о Богослове Иоанне — «апостол любви «.

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол Иоанн скончался, когда ему было почти сто пять лет, значительно пережив почти всех современников Иисуса Христа.

Когда у апостола Иоанна настало время отшествия к Богу, старец с семью учениками отправился за город. Он попросил их вырыть ему могилу в виде креста, в которую лег и велел, засыпать его землей. Ученики плакали, но побоявшись ослушаться своего учителя, накрыли его платом и выполнили просьбу. Узнав об этом другие ученики, пришли к месту захоронения Иоанна и начали раскапывать могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год 21 мая (8 мая по старому стилю) из могилы апостола и богослова Иоанна выступал тонкий прах, исцелявший людей от болезней. В честь этого чуда Церковь еще и в этот день празднует память святого апостола Иоанна Богослова .

«Сыновья грома» — так называл Иисус Христос своего ученика Иоанна и его брата, указывая на их пылающую и жгучую форму христианской любви, которую проповедовал апостол Иоанн Богослов .

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕО