Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание. Общедомовые приборы учета воды Кто устанавливает общедомовые приборы учета электроэнергии

Заниматься энергоэффективностью модно. За это можно получить похвалу даже от самого главы Минстроя. А заниматься энергоэффективностью на небольших МКД обязательно и даже выгодно, так как обратное приведет к убыткам и штрафам. Не верите? Специально для вас государство в 2017 году подготовило «подарок» в виде обязанности поставить общедомовые приборы учета тепловой энергии на МКД, максимальный объем потребления тепловой энергии в которых составляет менее 0,2 Гигакалории в час.

Многие из вас знают, что в МКД, максимальный объем потребления тепловой энергии в которых составляет менее 0,2 Гигакалории в час, общедомовые приборы учета (далее по тексту – ОДПУ) по тепловой энергии можно не ставить . Это, мол, прописано в Федеральном законе от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту -261-ФЗ).

Спешу расстроить, но это уже не так.

С 31 июля 2017 года действует новая редакция 261-ФЗ. Согласно п.8 ст.13 261-ФЗ собственники помещений в МКД максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал в час, о бязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию .

В новой редакции 261-ФЗ до 01 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в МКД (при прямых договорах) или управляющим организациям (ТСЖ) предложения об оснащении МКД с максимальным объемом потребления тепловой энергии менее 0,2 Гкал в час приборами учета используемой тепловой энергии (п.10 ст.13 261-ФЗ).

В свою очередь, управляющие организации и ТСЖ обязаны проинформировать собственников помещений о поступивших от РСО предложениях на установке ОДПУ. (п.10 ст.13 261-ФЗ).

Обратите внимание, что в случае неуведомления собственников помещений со стороны управляющей организации (ТСЖ) о предложениях РСО по установке ОДПУ, управляющая организация (ТСЖ) может быть привлечена к ответственности по п.5 ст.9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа на юридических лиц от 20 000 до 30 000 рублей .

Как показала практика, РСО особо не торопятся устанавливать на МКД ОДПУ по тепловой энергии. Причина нерасторопности проста – на этом РСО может зарабатывать неплохие деньги .

С 01 января 2017 года действует новая редакция Правил, обязательных при заключении договора снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее по тексту – Правила 124). Согласно п.22 Правил 124, при наличии обязанности и технической возможности установить в МКД ОДПУ и его отсутствии , РСО вправе применять при расчетах за поставленную в МКД тепловую энергию повышающий коэффициент, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1 .

Проблема в том, что управляющая организация (ТСЖ) не может «перевыставить» собственникам помещений стоимость тепловой энергии в виде повышающего коэффициента, а значит, каждый месяц у управляющей организации будут возникать убытки в размере 10% от стоимости поставленной в МКД тепловой энергии .

МКД с большой площадью помещений на территории РФ в большинстве своем оприборены, а вот с «мелочью» в течение ближайшего года возникнут проблемы :

    Согласно 261-ФЗ РСО, после установки ОДПУ в МКД, обязана предоставить собственникам рассрочку помещений в МКД , а значит, сначала необходимо за счет оборотных средств установить ОДПУ, а потом ждать 5 лет, когда с РСО расплатятся собственники помещений . Эту «несправедливость» для РСО, заключающуюся в обязанности исполнять требования федерального закона, постоянно «исправляет» самый справедливый в мире Верховный суд РФ, заставляющий оплачивать ОДПУ не собственников помещений, а управляющие организации и ТСЖ. То есть РСО могут оприборить небольшие дома, а всю стоимость ОДПУ выставить управляющей организации (ТСЖ) без предоставления рассрочки по оплате .

    Повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ, а значит, чтобы не «попасть» на коэффициент, у управляющей организации есть год на составление таких актов . Порядок определения критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения установлен Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №627

    Законодатель четко не определил, каким именно образом до собственников помещений управляющие организации и ТСЖ должны доводить до собственников помещений информацию о поступивших от РСО предложениях по установке ОДПУ. Как мне видится, оптимальным способом будет являться включение вопроса о необходимости установки ОДПУ в повестку общего собрания собственников помещений.

Кроме всего вышесказанного, обращаю ваше внимание и на то, что возможность выставить собственникам помещений в МКД стоимости ОДПУ зависит в первую очередь от того, что послужило причиной установки ОДПУ :

    Если собственники приняли решение об установке ОДПУ , его стоимость оплачивается собственниками в порядке, установленном решением общего собрания.

    Если ОДПУ устанавливается управляющей организацией (ТСЖ) на основании предписания надзорного органа , то выставить стоимость ОДПУ собственникам помещений скорее всего не получится, так как работы по установке ОДПУ относятся к энергосберегающим мероприятиям, а значит должны выполняться управляющей организацией (ТСЖ) самостоятельно (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27, пп.«и» п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491).

    Если ОДПУ установит РСО и выставит стоимость ОДПУ управляющей организации (ТСЖ), то рассрочку собственникам помещений должна предоставлять уже управляющая организация (ТСЖ) .

Ну и напоследок.

Есть прелестный документ , а именно Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 №149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов». Почитайте этот приказ на досуге, тем более, что с его помощью можно заставить РСО поставить ОДПУ или дать акт о невозможности установки ОДПУ , который защитит от повышающего коэффициента.

Не все же РСО радоваться…

С уважением, Кочетков Юрий.


Сегодня никто не сомневается в целесообразности установки счетчиков, но если с квартирами все понятно, то вопрос, кто должен устанавливать общедомовые приборы учета , все еще возникает. Энергоносители, поставляемые в многоквартирные дома, уходят, в том числе на общедомовые нужды, поэтому в квитанциях жильцов они также должны отражаться. Отсутствие счетчиков приводит к тому, что коммунальщики недополучают средства, к тому же это хорошая почва для злоупотреблений. Сейчас вы узнаете, обязательной ли является установка ОДПУ, и кто этим должен заниматься, в принципе.

Закон об общедомовых счетчиках

Оплата коммунальных услуг – одна из главных статей расхода россиян, поэтому они не хотят платить деньги за услуги, которые не были предоставлены. Чтобы сделать расчеты за энергоносители более прозрачными, необходимо устанавливать, как индивидуальные, так и общедомовые приборы учета. Разница в их показаниях, по сути, это общедомовые нужды , которые также надо оплачивать.

Понимают это и законодатели, подписавшие еще в 2013 году ФЗ №344, предполагающий повышение коэффициентов для объектов, не имеющих еще ОДПУ. Начиная с 2017 года, для таких домов коэффициент и вовсе вырос в 1,6 раза, между тем, по положениям закона №261, энергоресурсы (включая воду), должны оплачиваться согласно показаниям счетчиков.

Так ли необходима установка ОДПУ

К сожалению, до сих пор есть люди, не понимающие важность установки общедомовых счетчиков на свет, газ, воду и тепло, а между тем целесообразность их установки очевидна. В первую очередь, это необходимо для того, чтобы учитывать фактическое потребление, а не платить, к примеру, за потери в магистральных трубопроводах, а это происходит довольно часто. Стоит отметить, что стоимость энергоносителей растет и тарифы пересматриваются один раз в полугодие. Повлиять на это жильцы, к сожалению, не могут, зато они могут экономить, контролируя расход и снижая потребление. Установка ОДПУ поможет:

  • платить не за «воздух», а за реально предоставленную услугу;
  • провести границу между поставщиками услуг и жильцами в вопросах оплаты потерь на магистральных сетях;
  • провести правильные расчеты и выделить суммы, которые уходят на оплату общедомовых нужд;
  • контролировать расход электроэнергии, газа, тепла и воды, снижая их, в случае необходимости.

Определить реальные размеры потребляемых энергоносителей иным способом, кроме установки ОДПУ, не представляется возможным. Именно по этой причине, их монтажу сегодня уделяется большое внимание, а коммунальщикам все чаще приходится слышать, кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета . Людей волнует, в частности, не ляжет ли это непосильным бременем, на плечи самих жильцов, которые и без того платят за коммунальные услуги немалые деньги.

Кто должен устанавливать ОДПУ

Сегодня большинство квартир оборудовано автономными системами отопления и ГВС, между тем никто не отменял оплату ОДН. В любом случае большинство многоквартирных домов подключены к центральным системам водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, а именно наличие централизованных систем – главное условие для установки общедомовых приборов, учитывающих расход энергоносителей. Нет необходимости в их монтаже в ветхих домостроениях и на аварийных объектах.

Жильцы дома, нуждающегося в установке ОДПУ, должны понимать, что, согласно существующему законодательству, а об этом четко сказано в ФЗ «Об энергосбережении», ложатся непосредственно на собственников жилых помещений. То есть, каждому собственнику жилого помещения предоставляется счет, в котором указано, какую конкретно сумму он должен заплатить за установку счетчика.

При расчете расходов на установку ОДПУ не допускается «уравниловка», а оплата производится с учетом особенностей помещения – его площади и доли в общей собственности, соответственно. Высчитать долю собственника не сложно, для чего надо площадь квартиры разделить на общую площадь дома и умножить на площадь помещений общего пользования.

Установка ОДПУ: порядок действий и порядок оплаты

Жильцы многоквартирных домов решают все вопросы на общих собраниях, а так как общедомовые счетчики входят в состав совместной собственности, принимать решение об их установке тоже надо сообща. К их монтажу можно приступать только после принятия совместного решения, а сообщать о месте проведения собрания – обязанность управляющей компании, и в случае неуведомления собственников, УК грозит штраф.

Несмотря на то, что установка счетчиков требует финансовых затрат, многие жильцы, устав от беззакония коммунальщиков и завышенные счета, понимают необходимость этого шага. Остается открытым вопрос, как производятся выплаты: разово или в рассрочку. В некоторых случаях на это могут быть использованы даже средства, выделенные владельцами коммунальных систем на организацию мероприятий по энергосбережению. Согласно закону №354, коммунальщики обязаны разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента направлять на улучшение вопросов энергосбережения. Именно об этих суммах и идет в данном случае речь.

Чаще всего жильцы сталкиваются со стопроцентной оплатой разово, не редко оплата производится в рассрочку. В этом случае сумма разбивается на равные части и включается в оплату за коммунальные услуги на протяжении 5 лет. Несмотря на то, что это удобно, данная форма взаиморасчетов предполагает уплату процентов за рассрочку (согласно размеру ставок рефинансирования ЦБ).

Можно ли отказаться от установки ОДПУ

При кажущейся демократии в вопросах установки общедомовых счетчиков, закон предусматривает и ситуацию, когда собственник отказывается от этого. В этом случае, согласно положениям ст.13 ФЗ «Об энергосбережении», поставщики энергоносителей могут сделать это в принудительном порядке. В этом случае им должен быть предоставлен доступ к помещениям, при этом стоимость приборов все равно будет высчитана с конечного потребителя. В случае принудительного взыскания, стоимость установки вырастет, и получается, что иного выхода, как установка общедомовых приборов учета, у собственников жилых помещений нет.

Список жилых домов, в которых согласно требованиям Федерального закона № 261 компания "Удмуртские коммунальные системы" установила общедомовые приборы учета. В файле также указана стоимость прибора учета, как она определяется см. ответ на 5 вопрос.

1. Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее - ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Ответ : Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009г.

2. Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ ?

Ответ: До 1 июля 2012 года обязанность обеспечивать оснащение домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергорсбережении».

В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.

(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

3. Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?

Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета .

Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

4. Почему ООО «УКС» не собирало собственников и само решило установить ОДПУ?

Ответ: Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании «Удмуртские коммунальные системы» на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

5. Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Ответ: Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

От диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,

От различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,

От нюансов его установки.

Кроме того письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пуско-наладочные работы.

6. Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

Ответ: В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

7. Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?

Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»п.38(1) указано:
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.

8. Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Ответ: Для собственников нежилых помещений - обязательно.
Для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать расходы указанных в ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организаций на установку этих приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки ОДПУ, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

9. Какова «цена» рассрочки?

Ответ: В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

10. Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?

Ответ: Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

11. Каковы санкции за неоплату ОДПУ?

Ответ: Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

12. Во всех ли многоквартирных домах будут установлены ОДПУ?

Ответ: Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).

13. Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?

Ответ: Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

14. Как узнать, где именно установлен ОДПУ для моего дома, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если я как собственник хочу его посмотреть?

Ответ: По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.

15. Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?

Ответ: После купли-продажи квартиры продолжать оплату расходов на установку ОДПУ должен её новый собственник.

Жилищные инспекторы начали проверять наличие общедомовых приборов учета в МКД. Об этом нам пишут читатели. Если ОДПУ не находят, выдают предписания установить или штрафуют. Почему вдруг?

Дело в том, что с 6 августа 2017 года надзор над установкой ОДПУ в рамках энергосбережения перешел к ГЖИ от Федеральной антимонопольной службы России. И если ее сотрудники проверяли скорее документы, чем подвалы, и штрафовали ресурсников, то теперь ситуация изменилась. Жилищные инспекторы приходят и пишут предписания тем, кому привыкли - УО и жилищным объединениям.

Мы выяснили, как изменения скажутся на вашей работе, и подскажем:

  • почему управляющим МКД организациям выгодно устанавливать ОДПУ;
  • кто и как принимает решение об установке ОДПУ;
  • как профинансировать установку ОДПУ;
  • что предпринять, если собственники бездействуют;
  • кто несет ответственность.

В конце статьи - три аргумента для ГЖИ в пользу того, что вы не можете по своей инициативе оснащать дома ОДПУ и не отвечаете за их отсутствие.

Почему управляющим МКД организациям выгодна установка общедомовых приборов учета в 2017

Без приборов учета расчеты идут по нормативам потребления коммунальных ресурсов и стоимость получается выше.

В августе появились две дополнительные причины оснастить МКД не только прибором учета, но и автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг.

Первая причина. Теперь установить такую систему можно на средства фонда капитального ремонта, если субъект РФ включит эту возможность в перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД. Это предусмотрено ч. 2 ст. 166 ЖК РФ.

Таблица. Сравнение способов оснащения МКД приборами учета

Вторая причина. Если МКД оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета с возможностью одномоментного снятия показаний, то плату за КР на СОИ нужно рассчитывать исходя из показаний этой системы учета. Собственникам не придется собираться на общее собрание и принимать отдельное решение по этому вопросу. Подробнее о новом порядке оплаты КР на СОИ читайте в статье «Девять новостей про оплату коммунальных ресурсов на содержание общего имущества».

Кто и как принимает решение об установке ОДПУ

Вы по своей инициативе и за свой счет поставить ОДПУ не можете. Поясним.

Правительство еще в конце нулевых планировало оснастить все МКД приборами учета. Назначили крайний срок - 1 июля 2013 года. К этому процессу подключили ресурсоснабжающие организации (РСО) - их обязали заниматься установкой ОДПУ по заявкам желающих. И вот уже семь лет как работает механизм установки ОДПУ силами РСО и за счет собственников помещений в МКД. Но пока первые этого не делают, а вторые не финансируют, у вас растет долг за потребленные коммунальные ресурсы.

Итак, решение об установке ОДПУ принимает общее собрание собственников помещений в МКД. Это связано с тем, что ОДПУ включается в состав общего имущества в МКД.

Общее собрание выбирает способ установки ОДПУ в МКД:

  • собственными силами (силами организации, управляющей МКД, и подрядчика);
  • силами РСО.

В первом случае собственники «скидываются», а вы закупаете прибор учета и организуете его установку. Мы рекомендуем делать именно так - это быстро и надежно.

Во втором случае собственники принимают решение обратиться в РСО для установки ОДПУ, и вы готовите необходимый пакет документов, подаете заявку. Важно напомнить собственникам, что ОДПУ будет установлен хоть и силами РСО, но за их счет.

Рисунок. Пример содержательной части протокола общего собрания в МКД об оснащении МКД общедомовым прибором учета тепловой энергии

Кто произво дит оплату установки приборов учета

Вы не обязаны оснащать МКД ОДПУ за свой счет. Есть три источника финансирования этого проекта:

  • целевые средства собственников помещений в МКД;
  • средства фонда капитального ремонта;
  • бюджетные средства регионального или муниципального уровня.

В таблице мы сравнили преимущества и недостатки разных способов оснащения МКД ОДПУ.

Кто выбирает способ оплаты установки общедомовых приборов учета

Мы рекомендуем взять инициативу в свои руки. Выясните у собственников, какой механизм оплаты установки предпочтительнее. В жизни собственники не увлечены вопросами оснащения дома приборами учета, и всю организационную работу придется провести вам.

Вы можете инициировать общее собрание в МКД и включить в повестку вопрос об оснащении МКД общедомовыми приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов. Примерное содержание такого протокола приведено на рисунке.

1 января 2019 года –

До этой даты РСО Крыма и Севастополя обязаны направить предложения об установке одпу

Если вы – управляющая организация и работаете по договору управления МКД или иному договору с собственниками помещений в МКД, то можете инициировать общее собрание в любое время. Это предусмотрено ч. 7 ст. 45 ЖК РФ. У жилищного объединения таких полномочий нет, но есть «запасной выход». ТСЖ, ЖК, ЖСК должны провести общее собрание в МКД, если получат соответствующее заявление от собственников (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ). Составьте заявление-просьбу, пусть его подпишут члены правления жилищного объединения (собственники помещений в МКД). Затем соберите подписи других собственников – всего нужно 10% голосов от общего количества голосов собственников в МКД. Собрали подписи – готовьте общее собрание.

Кто несет административную ответственность за неустановку общедомовых приборов учета

По результатам проверки жилищная инспекция может оштрафовать РСО. Так было и прежде. Важно, что штраф может быть выписан не за отсутствие того или иного прибора учета, а за отказ его установить. Административная ответственность предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ и для юрлица составляет от 50 до 100 тысяч рублей.

РСО могут оштрафовать только в тех случаях, когда была заявка установить ОДПУ, которая не была выполнена по каким-то субъективным причинам.

В любом случае вы – ненадлежащий ответчик по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ. Если собственники инициативу не проявляли, заявку в РСО вы не подавали и, как следствие, ОДПУ в доме нет, то штрафовать некого.

Инспекторы нашли лазейку и ссылаются на ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ. В этой части закона указано, что лицо, ответственное за содержание МКД, обязано проводить мероприятия по энергосбережению, включенные в утвержденный региональный перечень таких мероприятий в отношении общего имущества в МКД. Собственники обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. Получается, что если в региональный перечень включено оснащение МКД приборами учета, то вы обязаны это делать. Обязаны, но в согласии с жилищным законодательством. А оно требует решения общего собрания собственников помещений. И напомним, что административная ответственность предусмотрена только для лиц, осуществляющих поставки коммунальных ресурсов, то есть для РСО.

Справка

На каких условиях РСО устанавливают ОДПУ

Порядок заключения договора с РСО на установку ОДПУ и существенные условия договора утверждены приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149.

Основные условия договора на установку прибора учета, заключаемого с РСО, установлены п. 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ.

Договор должен включать обязательное условие о порядке оплаты цены договора:

  • единовременно;
  • равными долями в течение 5 лет;
  • с меньшим периодом рассрочки.

Если установку ОДПУ вы оплачиваете полностью в рассрочку, цена договора является фиксированной и определяется как суммарная величина цены прибора, его установки и процентов за период рассрочки платежа по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

При единовременной оплате цена договора является фиксированной и определяется как суммарная величина цены прибора и его установки.

P. S. три аргумента для жилищного инспектора

Мы подготовили для вас три аргумента, которые рекомендуем озвучить жилищному инспектору.

  1. Решение об установке в МКД приборов учета коммунальных ресурсов отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, так как ОДПУ включается в состав общего имущества (ч. 1 ст. 36, ст. 44 ЖК РФ).
  2. Подать заявку в РСО для оснащения дома ОДПУ вы можете только по решению общего собрания собственников помещений в МКД.
  3. Административная ответственность за отказ оснащать МКД приборами учета коммунальных ресурсов предусмотрена только для РСО (ч. 12 ст. 19.16 КоАП РФ).

В ответ на предписание жилищного инспектора об установке общедомовых приборов учета мы рекомендуем инициировать общее собрание для решения данного вопроса.

Скачать номер в формате pdf (10234 kБ)

Минстрой России разъясняет порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета энергоресурсов

Рубрика: Учет энергоресурсов
Автор:

Минстрой России издал письмо от 09 апреля 2014 г. № 5792-МС/04, в котором разъяснил порядок компенсации расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции сообщает.

Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» (далее также — Правила), определено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Закон об энергосбережении) был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором пункта 38(1) Правил, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с абзацем вторым пункта 38(1) Правил счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении определено, что граждане — собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Разъясняем, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы указанных организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета.

При установке приборов учета с предоставлением рассрочки расходы организации на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки. Данные расходы в совокупности являются расходами на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В случае предоставления рассрочки указанные расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Ввиду того, что в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, включение организациями, которые осуществляют установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в тариф не представляется возможным (пункты 14, 46 Основ ценообразования), данные расходы оплачиваются указанным организациям гражданами — собственниками жилых домов, дачных домов или садовых домов, гражданами — собственниками помещений в многоквартирных домах в порядке, установленном частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35) , №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51).

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП «Энергоэффективный город» (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,

После вступления в силу разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды (ОДН), независимо от порядка управления многоквартирными домами, жильцы отдельно оплачивают коммунальные услуги и отдельно - услуги на ОДН. Однако при наличии общедомового прибора учета горячей и холодной воды жильцы оплачивают ОДН по показаниям общего счётчика, причём никаких начислений сверх указанного объёма производиться не должно.

К заявленным преимуществам установки общедомового водосчётчика относят следующие:

  • в случае потери части водоресурсов на магистралях и при появлении утечек тепло- и водоснабжения, жители домов не должны возмещать убытки из своего кармана,
  • обслуживание придомовой территории (например, полив газонов) тоже переходит под контроль жителей.

Однако этими преимуществами не снимается главное возражение: если разные потребители расходуют разное количество общих ресурсов, то почему все должны платить одинаковую среднеарифметическую сумму, и можно ли избежать такого «неравноправия», не нарушая законодательства. Не менее частый вопрос: кто должен платить за приобретение общедомовых водосчётчиков.

Законодательные требования: разъяснения

Федеральный закон (№261-ФЗ) «Об энергосбережении» в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, возлагая обязанности по приобретению и монтажу на управляющие организации и собственников. Ответственность за сохранность и функциональность тоже возлагается на них.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета – от и до

Статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляет обязанности жильцов в отношении компенсации затрат на обслуживание общей территории.

При этом различают 2 вида собственников:

  1. Владельцы жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах – приватизировавшие квартиры хозяева со свидетельством о праве собственности.
  2. Муниципалитеты, как обладатели права собственности многоквартирных домов. Управление муниципального имущества, осуществляющее управление этими домами, путём заключения договоров, делегирует право:
    • управляющим компаниям,
    • непосредственно владельцам квартир (в зависимости от выбранной формы управления).

Поскольку собственником многоквартирного дома считается муниципалитет, то предполагается, что им и должно финансироваться приобретение и монтаж общедомовых водосчётчиков. Причём, если во время собрания жильцов отказаться от предложения управляющей компании или ТСЖ на установку, то они по закону всё равно должны установить водосчётчик, но за свой счёт. Таким образом, в этой трактовке, закон не запрещает владельцам квартир принять консолидированное решение и профинансировать покупку водосчётчика, но не требует этого.

Однако значительная часть сетевых юристов и представителей управления муниципального имущества понимают под «собственниками» владельцев квартир в многоквартирных домах. Соответственно в своих разъяснениях обязанности по финансированию тоже возлагают на них.

В такой трактовке, сумма за установку разделяется между жильцами пропорционально в соответствии с размером площади жилых помещений.

При этом Закон №261-ФЗ сохраняет за владельцами квартир право на рассрочку. В этом случае платёж делится на пять лет, начиная с момента установки и получения квитанции на оплату. Погашение рассрочки осуществляется равными долями. Однако помимо непосредственной оплаты, собственник должен будет внести ещё проценты за рассрочку. Их размер соответствует ставке рефинансирования Центрального банка РФ, которая действует на день начисления платежа. В эту сумму процентов входит:

  • расходы, связанные с переводом денег,
  • расходы, направленные на содержание информационных систем (к ним относятся ресурсы, обеспечивающие обработку данных о текущих платежах и их хранение),
  • стоимость рассылки корреспонденции и платёжных документов в течение всего срока рассрочки.

Общедомовые приборы учёта воды по закону входят в состав общедомового имущества и, начиная с момента монтажа, расход ресурсов начинает рассчитываться пропорционально площадям квартир многоквартирного дома. Оплату за муниципальное жильё осуществляет муниципалитет, за приватизированную квартиру – её владелец. При этом в случае наличия нежилого помещения (например, магазин на первом этаже) ОДН распределяются и на эту площадь. Правомерность пропорционального разделения услуг на ОДН закреплена решением ВС РФ № АКПИ12-1277.

Установка счётчика и порядок цен

Стоимость установки зависит:

  • от количества собственников жилья и наличия коммерческих организаций в доме,
  • наличия/отсутствия отдельной магистрали для холодного и горячего гидропотока, что предполагает необходимость,
  • диаметра ввода,
  • сложности оборудования и монтажных работ,
  • износа трубопровода других факторов.

Для общедомового прибора учёта холодной и горячей воды средняя цена покупки и монтажа составляет порядка 100-150 тыс. рублей, причём суммы могут варьироваться от 60 до 300 тыс. руб.

Установка общедомового прибора учета холодной и горячей воды проводится с соблюдением процедурных правил и возможностей:

  • Поскольку управляющая компания без ведома жильцом не имеет права установить счётчик, все они должны быть максимально полно проинформированы о целесообразности этой процедуры. Как правило, это происходит на общем собрании, где, кроме разъяснений о порядке монтажных работ и особенностях водосчётчика, предлагаются варианты подрядчиков.
  • В ТСЖ при голосовании решение считается принятым большинством голосов, при этом противники решения всё равно становятся участниками сбора денежных средств.
  • Собственники могут самостоятельно выбрать компанию, предлагающую наиболее выгодные условия работы. Чаще всего, такая компания просит предоставить подписанные заявления на установку и приёмку устройств учёта гидропотоков.
  • Представители домоуправления могут предложить варианты оплаты:
    • путём прямого сбора средств,
    • выделением средств из фонда капитального ремонта (самый распространённый способ),
    • путём заключения договора с ресурсообеспечивающей компанией о приобретении и обслуживании счётчика с рассрочкой выплат.
  • Договор на поставку ресурсов можно заключить как напрямую с поставщиком, так и через председателя ТСЖ или управляющую компанию.

В случае полного отказа от приобретения общедомового счётчика, организация, инициирующая процесс, может направить в суд исковое заявление. В большинстве таких случаев суд накладывает на истца штрафные санкций и постановляет приобрести общедомовой счётчик. Штрафные санкции грозят и управляющей компании, если она не оповестила собственников о необходимости приобретения учётного устройства.

Виды популярных общедомовых счётчиков

В многоэтажных домах чаще всего устанавливаются турбинные водосчётчики на фланцевых соединениях с диаметром условным (ДУ) 40-150 мм. Чаще выбирают сухоходные модели, в которых счётный механизм изолирован от контакта с протекающей водой и не повреждается гидропотоком с мусором и примесями. Большинство таких устройств выпускаются в двух модификациях для холодной и для горячей воды, при этом на цену счётчика влияет и допустимый предел температур.

Особенности, на которые следует обращать внимание:

  • ширина диапазонов расхода,
  • возможность осуществлять изъятие герметичного механизма без опустошения трубопровода,
  • возможность монтажа на вертикальный, горизонтальный и наклонный трубопровод,
  • поворотный механизм для удобства снятия показаний,
  • наличие внешней регулировки для снятия метрологических параметров,
  • наличие и количество импульсных выходов, и их приспособленность к комплектации с различными датчиками.

Общая тенденция иллюстрирует рост интереса к общедомовым приборам учёта горячей воды с термодатчиками, которые фиксируют как объём потока, так и количество тепловой энергии. При настраивании такой прибор может осуществить расчёт с различными коэффициентами в зависимости от температуры гидропотока. Например:

  • поток +50 С и выше будет учитываться с коэффициентом 1,
  • +45-49 С – 0,9;
  • +40-44 С – 0,7;
  • до +40 С – расход не учитывается, поскольку такой ресурс не соответствует заданным нормам.

При пропорциональном долевом участии всех владельцев квартир в оплате счетов, жители быстро учатся экономить, начиная с покупки различных модифицированных экономителей (например, http://water-save.com/) и заканчивая отказом от некоторых расточительных бытовых привычек.

Установка общедомовых приборов учета

Список жилых домов, в которых согласно требованиям Федерального закона № 261 компания "Удмуртские коммунальные системы" установила общедомовые приборы учета. В файле также указана стоимость прибора учета, как она определяется см. ответ на 5 вопрос.

1. Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее - ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Ответ : Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009г.

2. Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ ?

Ответ: До 1 июля 2012 года обязанность обеспечивать оснащение домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергорсбережении».

В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.

(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

3. Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?

Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета .

Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

4. Почему ООО «УКС» не собирало собственников и само решило установить ОДПУ?

Ответ: Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании «Удмуртские коммунальные системы» на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

Общедомовой прибор учета установят всем. За деньги!

Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Ответ: Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

— от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,

— от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,

— от нюансов его установки.

Кроме того письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пуско-наладочные работы.

6. Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

Ответ: В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

7. Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?

Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»п.38(1) указано:
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.

8. Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Ответ: Для собственников нежилых помещений — обязательно.
Для граждан — собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать расходы указанных в ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организаций на установку этих приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки ОДПУ, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

9. Какова «цена» рассрочки?

Ответ: В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?

Ответ: Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

11. Каковы санкции за неоплату ОДПУ?

Ответ: Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

12. Во всех ли многоквартирных домах будут установлены ОДПУ?

Ответ: Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).

13. Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?

Ответ: Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

14. Как узнать, где именно установлен ОДПУ для моего дома, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если я как собственник хочу его посмотреть?

Ответ: По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.

15. Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?

Ответ: После купли-продажи квартиры продолжать оплату расходов на установку ОДПУ должен её новый собственник.

Обязательная установка общедомового прибора учета (ОДПУ) предусмотрена российским законодательством. И многие жители Бурятии до сих просят разъяснить, что такое ОДПУ, хотя Федеральный закон № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу еще в 2009 году. «Новая Бурятия» попыталась разобраться с порядком оплаты установки коллективных приборов учета.

Итак, ОДПУ – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объёмов коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Проще говоря, это общедомовой счетчик, который принимает расчеты со всего многоквартирного дома. Расчёты за энергоресурсы (сюда относятся электричество, вода, тепло) должны производиться на основании данных об их количественном значении, которые определены при помощи счетчиков.

ОДПУ установит ресурсоснабжающая организация

Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении…», если до 1 июля 2012 года коллективные приборы учета жильцы не установили самостоятельно, то за дело должны были взяться компании, которые и поставляют в дома свет, воду и тепло. Специалисты ОАО «ТГК-14» совместно с управляющими компаниями и Администрацией города провели обследование всех жилых домов Улан-Удэ и определили 186 объектов, где приборы учета должны быть установлены в первую очередь. В некоторых домах на тот момент собственники уже установили приборы сами, другие дома были исключены из-за отсутствия технической возможности.

Проще говоря, в законе четко прописано, что ОАО «ТГК-14» должно установить счетчики – и ОАО «ТГК-14» их установило. Теперь, согласно закону, все жильцы должны оплатить ОАО «ТГК-14» эти услуги по установке приборов учета.

Если же собственник не в состоянии оплатить счетчик и его установку сразу, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет . При этом сумма начисляемых годовых процентов за данную предоставленную в кредит услугу не превышает размер ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком РФ на момент начисления. Кредит под такие низкие проценты (8,25%) сейчас нигде не получишь.

Важный момент. Даже платя ежемесячно за тепло и горячую воду, но при этом по каким-то «принципиальным» соображениям исключая платежи за установку счетчика, можно попасть в категорию должников. И тогда, согласно закону, к вам могут быть применены все меры взыскания в принудительном порядке, определенные законодательством. Арест имущества, изъятие автомобиля, удержания из заработной платы, наложение запрета на выезд за границу – это далеко не полный перечень мер, применяемый к должникам.

Сколько стоит установка ОДПУ

Вот пример расчета средств за установку общедомовых счетчиков с рассрочкой на 60 месяцев по квартире, площадью 58,7 кв. м. Исходим из стоимости установки счетчика в многоквартирном доме — 321 193,98 руб . Прибор установлен в январе 2015 года. При этом общая площадь всех квартир в этом доме 3456 кв. метров.

Сначала определяем стоимость установки счетчика из расчета на 1 кв. м площади данного дома: общую стоимость (321 193,98 руб.) делим на общую площадь всех квартир (3456 кв. м). Рассчитываем: 321 193, 98: 3456 = 92,94 руб.

Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

Стоимость установки счетчика для конкретной квартиры рассчитываем так: умножаем площадь этой квартиры (58,7 кв. м) на стоимость установки счетчика на 1 кв. м (92,94 руб.). Рассчитываем: 58,7 * 92,94 = 5 455,58 руб. То есть для данной квартиры стоимость установки ОДПУ равна 5 455,58 руб.

Затем рассчитываем месячный платеж за 60 месяцев. Полученную стоимость установки общедомового счетчика (5 455,58 руб.) делим на 60 месяцев. И стоимость платежа за установленный в январе 2015 года счетчик составляет: 5455,58: 60 месяцев = 90,93 руб.

За рассрочку платежа взимается процент, который определяется так: 5455,58 * 8,25% : 12 = 37,51 руб.

Процент 8,25 – ставка рефинансирования ЦБ РФ, берется из ФЗот 23.11.2009 № 261.

Итого месячный платеж (90,93 руб.) + процент за рассрочку платежа (37,51 руб.): 90,93 + 37,51 = 128,44 руб.

За весь период сумма процентов за рассрочку платежа составит 1143,97 руб. И за 5 лет собственник квартиры должен заплатить за установку общедомового счетчика: 5455,58 руб. + 1143,97 руб. = 6599,55 руб.

Можно изменить сроки выплаты суммы за установку, например, разбив платежи не на 5 лет, а на 2 года. Будет пусть небольшая, но экономия по процентам. Также можно в любое время выплатить всю оставшуюся сумму единовременно.

Счетчик считает, жители экономят

Теперь приведем пример реальной экономии потребления тепловой энергии после установки ОДПУ домом по ул. Пушкина, 23. Жилой дом советского периода постройки, площадь дома составляет 5567,6 кв. м, количество квартир 120. Общедомовой прибор учета в данном доме был установлен в 2012 году.

Первая корректировка платы за отопление по показаниям за 2012 год проведена в начале 2013 года. Начисление по нормативу за 2012 год по всему дому составило 2 млн 165 тыс. руб., фактически по показаниям прибора учета дом потребил тепловой энергии на 1 млн 138 тыс. руб., т.е. экономия составила 1 млн 027 тыс. руб. Таким образом, на каждый лицевой счет ОАО «ТГК-14» были возвращены денежные средства в зависимости от площади квартиры.

Корректировки по этому дому проводились и в 2014, и в 2015 году. Как отметили в филиале «Теплоэнергосбыт Бурятии», «огромной» экономии по дому уже не будет, потому что потребление в разные отопительные периоды зависит только от температуры наружного воздуха, тем не менее, в 2014 году на лицевые счета потребителям возвращено 233 тыс. руб., а в 2015 году – 98 тыс. руб.