Нарушение прав собственности установкой дорожного знака. Общие правила установки знаков дорожного движения. Характеристики дорожных знаков

Проблема, связанная с незаконной установкой дорожных знаков, действительно имеет место. Чаще всего она связана с тем, что организации или частные лица пытаются ограничить пользование стояночными местами в городах и самовольно прикрепляют к знаку «Стоянка» таблички «только для…» или нечто подобное. Это, конечно, незаконно для парковочных мест общего назначения.

Другая ситуация - это установка различных запрещающих или регламентирующих дорожных знаков. Например, жильцы могут сами изготовить и установить знак «Въезд запрещен» во двор, или директор может распорядиться разместить возле здания предприятия знаков «Стоянка запрещена» или «Остановка запрещена». Это является также незаконным, а виновников могут оштрафовать (в настоящее время сумма штрафов поднята до 1 000 000 руб.). Такие знаки легко узнать, т.к. они часто по внешнему виду отличаются от утвержденных по ГОСТУ.

Кто имеет право устанавливать знаки?

Бытует мнение, что знаки дорожного движения устанавливает ГИБДД. На самом деле это не так. В соответствии с действующим законодательством установку и обслуживание дорожных знаков осуществляет Дирекция по организации дорожного движения при местном органе власти . Если речь идет об установке временного знака на период строительства, например, то решение принимается Государственной административно-технической инспекцией . Сотрудники ГИБДД обязаны по долгу службы следить за правильностью установки знаков, их техническим состоянием и при выявлении недостатков подавать об этом рапорт.

Основанием же для установки знака является утвержденная схема организации дорожного движения. Ее согласовывают различные государственные службы, в том числе и ГИБДД. Ознакомиться с ней можно в местной Дирекции по организации дорожного движения. Там же должен находиться и реестр всех дорожных знаков, которые установлены в данном населенном пункте. Если в нем не будет указанного вами знака, то данные службы должны его демонтировать, а виновник должен быть подвергнут административному взысканию.

Как демонтировать дорожный знак?

Если же знак установлен законно, то вы все еще можете повлиять на его демонтаж на законном основании. Дело в том, что действующие Указания по применению дорожных знаков довольно подробно регламентируют их установку. В п. 6.112 этого документа говорится о том, что знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» устанавливаются только в тех случаях, когда стоящие транспортные средства будут препятствовать требуемому уровню пропускной способности. Если вы уверены, что это требование не соблюдается, то смело обращайтесь в местную Дирекцию по организации дорожного движения с заявлением. Дополнительные материалы и фотографии, приложенные к заявлению, наверняка, ускорят решение вопроса.

И последнее. Следить за соблюдением правил дорожного движения и контролировать их соблюдение должны исключительно сотрудники ГИБДД. Другими словами, никто кроме инспектора, не может применить к вам никакие санкции или запреты. А любые случаи самоуправства (не говоря уже об угрозе физической расправы) являются административно наказуемыми.

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки.
Технические средства организации дорожного движения, применение которых было вызвано причинами временного характера (дорожно-ремонтными работами, сезонными особенностями дорожных условий и т.п.), после устранения указанных причин должны быть демонтированы. Знаки и светофоры допускается закрывать чехлами.
Действие знаков распространяется на проезжую часть, обочину, велосипедную или пешеходную дорожки, у которых или над которыми они установлены.
Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
Знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею, вне обочины (при ее наличии), за исключением случаев, оговоренных настоящим стандартом, а также справа от велосипедной или пешеходной дорожки или над ними.
На дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1-1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.20, 3.24*(1), установленные справа от проезжей части, дублируют.
Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе.
На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают:
- слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам;
- над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более полосам.
При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки.
Расстояние от края проезжей части (при наличии обочины - от бровки земляного полотна) до ближайшего к ней края знака, установленного сбоку от проезжей части, должно быть 0,5-2,0 м, до края знаков особых предписаний 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26 и информационных знаков 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1-6.12, 6.17 - 0,5-5,0 м.
Расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1-1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть:
- от 1,5 до 3,0 м - при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов, от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах;
- от 0,6 до 1,5 м - при установке на приподнятых направляющих островках, приподнятых островках безопасности и на проезжей части (на переносных опорах);
- от 5,0 до 6,0 м - при размещении над проезжей частью. Знаки, размещенные на пролетных строениях искусственных сооружений, расположенных на высоте менее 5,0 м от поверхности дорожного покрытия, не должны выступать за их нижний край.
Высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.
Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо), кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом, должна быть следующей:
- знаки приоритета;
- предупреждающие знаки;
- предписывающие знаки;
- знаки особых предписаний;
- запрещающие знаки;
- информационные знаки;
- знаки сервиса.
На протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой.
Знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.
Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.
Установка знаков на обочинах допустима в стесненных условиях (у обрывов, выступов скал, парапетов и т.п.). Расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должно быть не менее 1 м, а высота установки - от 2 до 3 м (рисунок В.1в).
Знаки, устанавливаемые на разделительной полосе, приподнятых островках безопасности и направляющих островках или обочине в случае отсутствия дорожных ограждений размещают на ударо-безопасных опорах. Верхний обрез фундамента опоры знака выполняют заподлицо с поверхностью разделительной полосы, приподнятого островка безопасности и направляющего островка, обочины или присыпной бермы.
В местах проведения работ на дороге и при временных оперативных изменениях организации движения знаки на переносных опорах допускается устанавливать на проезжей части, обочинах и разделительной полосе.
Расстояние между ближайшими краями соседних знаков, размещенных на одной опоре и распространяющих свое действие на одну и ту же проезжую часть, должно быть 50-200 мм.
Знаки на одной опоре, распространяющие свое действие на разные проезжие части одного направления движения, располагают над соответствующими проезжими частями или максимально приближают к ним с учетом технических возможностей и требований настоящего стандарта.
В одном поперечном сечении дороги устанавливают не более трех знаков без учета знаков 5.15.2, дублирующих знаков, знаков дополнительной информации.
Знаки, кроме установленных на перекрестках и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств, располагают вне населенных пунктов на расстоянии не менее 50 м, в населенных пунктах - не менее 25 м друг от друга.
Знаки устанавливают на расстоянии не менее 1 м от проводов электросети высокого напряжения. В пределах охранной зоны высоковольтных линий размещение знаков на тросах-растяжках запрещается.
На дорогах в населенных пунктах с числом полос шесть и более, а также на автомагистралях и участках дорог вне населенных пунктов с числом полос четыре и более применяют знаки, изготовленные с использованием пленки типа Б или В по ГОСТ Р 52290.
.

Рисунок В.1 - Типовое размещение знаков в поперечном профиле дороги: а - вне населенных пунктов; б - в населенных пунктах; в - на обочине в стесненных условиях

Рисунок В.4 - Размещение знаков приоритета на главной дороге:
а - в населенном пункте перед перекрестком, на котором главная дорога изменяет направление;
б - в конце главной дороги. Пунктиром обозначены знаки, установка которых допускается

На сегодняшний день достаточно сложно представить себе движение транспортных средств в оживленных зонах без контроля с помощью такого явления, как непосредственно дорожные знаки. Именно такие помогают обеспечить участникам дорожного движения безопасность на дороге, а от правильности расположения таковых зависит уровень аварийности на том или ином участке дороги соответственно. А потому есть смысл в том, чтобы более подробно рассмотреть проблематику данного вопроса в нашей статье.

Стоит ли говорить о том, что непосредственное значение таких знаков должен знать и понимать абсолютно любой водитель. Более того, и пешеходам важно обладать базовыми знаниями в данной области. Но и это еще не все, так как в этом контексте становится актуальным вопрос относительно того, каким образом и соответственно кто именно имеет право на производство и установку разметки проезжей части в виде дорожных знаков. Также стоит поговорить о законных основаниях и непосредственно упомянуть о ГОСТах и нормах.

От чего зависят правила установки дорожных знаков?

Если говорить непосредственно о правилах установки дорожных знаков, то здесь просто нельзя не упомянуть об элементарных основах данного процесса. Как например тот факт, что все знаки данного типа должны быть всегда установлены таким обрахом, чтобы не препятствовать движению транспортных средств и только навстречу потоку транспорта. При установке таковых стоит учитывать все важные аспекты: характер движения в данной области, специфику освещенности такого участка и способность водителя воспринимать информацию такого характера в темное время суток соответственно.

Знаки должны соответственно производится таким образом, чтобы у водителя была возможность воспринимать информацию на расстоянии не менее, чем за сто пятьдесят метров от знака. Также это правило стоит выполнять для того, чтобы у водителя была возможность не только воспринять информацию, ее обработать и отреагировать на указания такового дорожного знака соответственно того, как это требуют положения ПДД.

Кто проверяет правильность расстановки знаков?

Специально уполномоченные сотрудники дорожных служб одной из главных обязанностей своей службы должны периодически ездить по дорогам и проверять непосредственное наличие дорожных знаков и правильность их расстановки. Все проверенные дороги и полученные данные обязательно не только фиксируются, но и сравниваются с положениями ГОСТа, чтобы контролировать правильность работы и качество выполнения обязанностей соответственно уполномоченных на это лиц в виде государственных работников соответственно.

Общие требования к дорожным знакам

Стоит отметить тот факт, что каждый из знаков должен обязательно располагаться только в строгом соответствии с ГОСТом государственного стандарта. В этом же документе подробно рассказывается о том, какое количество знаков может быть допустимым на дороге в том или ином случае. Также здесь же есть и другие параметры, на которые должны ориентироваться уполномоченные на это органы соответственно законодательству.

Проверками правильности установки и целесообразности того или иного конкретного элемента в знаково-дорожной разметки следит такой государственный орган, как непосредственно дорожная дирекция. Объем работы такого органа и количество сотрудников зависит от локализации и соответственного территориального расположения данной единицы. Кроме того, выше стоящие органы также могут контролировать целесообразность и соответственную грамотность расположения знаков для дорожного движения транспортных средств.

Место установки дорожных знаков

Перед тем, как более подробно обсудить проблематику данного вопроса, стоит отметить тот факт, что есть особенная категория дорожных знаков, что не включается в общее правило. Это сезонные знаки и здесь стоит понимать, что дорожные службы должны во-первых вовремя установить таковые, а во-вторых незамедлительно снимать и убирать такие знаки как только актуальность такового перестает иметь место быть для безопасности водителей.

Итак, пришло время для того, чтобы более подробно поговорить относительно того, в каких конкретно местах и соответственно при каких условиях устанавливаются соответственно при условиях следующего порядка непосредственно:

  • на обочине дорожного покрытия вне территории населенного пункта;
  • над дорогой или за пределами тротуара, на откосах и так далее, если речь идет про горную дорогу;
  • на расстоянии от половины и до двух метров от дорожного покрытия для пересеченной местности;
  • на разделительной полосе или над дорогой для повтора знаков, что уже были на дороге.

Для дорожных знаков могут быть организованы дополнительные опоры и укрепительные постройки. Однако, согласно положениям государственного стандарта, такое возможно исключительно при условии наличия канав, обрывов, насыпов и так далее. Но не стоит забывать и о том, что правила требуют внимательного расположения дорожных знаков не дальше, чем на расстоянии одного метра от дорожного покрытия и соответственно обочины такового.

Способы установки дорожных информационных знаков

Как бы ни казался данный вопрос не столь значительным, однако, именно указанный в нашей статье указанного ресурса ГОСТ владеет также положениями и относительно процесса установки дорожных знаков и такие правила тоже не стоит игнорировать и следует внимательно им следовать и контролировать данный процесс для тех, кто не является рабочей силой такового процесса. Итак, при установке дорожных знаков стоит внимательно следовать таким следующим правилам и требованиям, как непосредственно таковые:

  • установка дорожного знака может производится в рамках блока параметра, между такими блоками или за ими со стороны откоса;
  • установить знак также можно и на ударо-безопасную опору, если нет других ограждений на территории;
  • установить знак также допускается на специально созданной Г-образной опоре.

Также возможны и другие варианты и для соответственного уточнения таковых стоит обратиться непосредственно к тексту указанного выше ГОСТа. Выше также говорилось о безопасных опорах для дорожных знаков и такие требуются прежде всего для безопасности водителей и уменьшения уровня травматизации в условиях, когда возникает дорожно-транспортное приключение в данной области соответственно.

Зона действия дорожного знака

Далеко не редкость, когда водитель видит табличку знака "Зона действия", но до конца не может понять обозначения таковой. Однако, такой знак является универсальным и его значимость определяется комплексно в связи с другими табличками, что находятся в непосредственной близости. Для того, чтобы понимать, каким образом можно "прочитать" значение указанного знака, стоит знать непосредственное значение знаков, которые соответственно находятся в непосредственной близости. В целом, зона действия предупреждает водителя о том, насколько далеко и эффективно будет действие того или иного другого дорожного знака соответственно положениям из стандарта государственного образца - ГОСТу.

Кто имеет право устанавливать дорожные знаки?

Многие жители и водители соответственно нашей страны достаточно ошибочно считают, что право установки дорожного знака стоит за сотрудниками ГИБДД, однако, как логически понятно - это далеко не так. Установкой и обслуживанием целостности дорожных знаков занимаются работники такой организации, как организация дорожного движения. Если же знак требуется установить во время ремонта и/или строительства того или иного объекта (когда требуется установка знака, который не предусмотрен здесь), то здесь уже достаточно сложно обойтись только полномочиями дорожников и появляется необходимость в том, чтобы привлекать к данному делу и сотрудников ГИБДД.

Что же касается полномочий сотрудников уже упомянутой службы ГИБДД, то в обязанности таковых входит оценка правильности уже установленных знаков и соблюдения таковых правил дорожниками. Решение же об установке того или иного знака на том или ином участке принимает исключительно Государственная административно-техническая инспекция, в полномочия которой и входит такая возможность.

Незаконно установленные дорожные знаки

Стоит ли говорить о том, насколько актуальная проблематика вопроса о несанкционированной установке знаков в той или иной локации дорожного покрытия? Особенное значение такой вопрос имеет для территории нашего государства соответственно, что стоит понимать. Так, например, частные организации или предприятия разного уровня ответственности могут с удовольствием ставить в непосредственной близости знаки со значением "Стоянка только для работников", "Платная стоянка", "Автомобили не ставить" и так далее, и тому подобные.

Насколько такое явление есть законным и каков результат такого действия может быть? Такие знаки и их установка являются неправомерными действиями и приводят к административной ответственности. Если вами будет обнаружен такой знак, то вам стоит как можно быстрее обратиться непосредственно в дорожную инспекцию и уполномоченные представители такового будут обязаны отправиться на место и снять знак, которого там быть не должно.

Дорожные знаки не по ГОСТУ: стоит ли их соблюдать?

Многие водители оказываются в достаточно не ловком положении, когда уличают установленный знак, который не соответствует нормам ГОСТа. Но здесь же возникает вопрос относительно того - стоит ли соблюдать указания такового знака или информацию представленную ошибочно в таком виде можно и даже стоит игнорировать водителю? Согласно правилам ПДД, водитель должен слушать указания только тех знаков, которые были установлены в соответствии с ГОСТом и всеми правилами на этот конкретный счет соответственно.

Однако, такая принципиальность водителя может сыграть злую шутку и вы можете создать аварийную ситуацию, за что придется отвечать штрафом или даже в процессуальном порядке, а потому вам стоит обзавестись доказательствами относительно того, что нарушение действительно имело место быть, при чем в данный конкретный момент времени. Если же вы доказать факт такового не можете, то не стоит рисковать и брать ответственность на себя за последствия возможные в этом конкретном случае.

Важно! По всем вопросам по установке дорожных знаков, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по автомобильному и административному праву, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Редакция «ДП» обратилась к юристу с вопросами относительно порядка установки дорожных знаков и ответственности за проезд под только что поставленный «кирпич».
В этом номере на вопросы отвечает Спартак Китранов, юрист компании «АвтоПравоЗащита».

Кто устанавливает знаки на городских дорогах? Правда ли, что инспектор ГИБДД может в любой момент поставить кирпич?

— Установкой и обслуживанием дорожных знаков и светофоров, а также нанесением дорожной разметки занимается Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга (ГУ ДОДД). На период же ремонта или строительства установкой временных знаков занимается Государственная административно-техническая инспекция.

Сотрудники ГИБДД по долгу службы обязаны отслеживать повреждения средств организации дорожного движения, правильность установки знаков и сообщать о выявленных недостатках.

К примеру, если инспектор обнаружил повреждение дорожного знака, по окончании смены он обязан подать рапорт своему руководству, которое направит сигнал специалистам ГУ ДОДД.

Знаки устанавливаются в соответствии со схемой организации дорожного движения, которую согласовывают различные структуры, ГИБДД является лишь одной из них.

На время проведения дорожных работ (укладка кабеля, замена труб, расширение полотна и т. п.) утверждается временная схема, согласно которой устанавливаются временные знаки, а иногда наносится временная разметка. К примеру, на время работ по строительству туннеля на Пулковском шоссе у поворота на Пушкин была нанесена временная разметка оранжевого цвета.

Множество автомобилистов были наказаны за ее нарушение, в большинстве случаев лишением права управления от 4 до 6 месяцев по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

C 12.10.2009 все временные знаки в связи с ремонтом или строительством ставятся по распоряжению Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ). Именно ГАТИ через СМИ информирует население о предстоящих работах или участках дорог, где движение изменено на период ремонта. Информацию можно узнать онлайн на сайте www.gati-online.ru

Самовольно дорожные знаки сотрудники ГИБДД без согласования устанавливать не имеют права.

Насколько строгим может быть наказание, если сегодня проехал под «кирпич» там, где его вчера не было? Как к таким нарушителям относятся судьи?

— Схемы организации дорожного движения постоянно меняются. Актуальная тенденция — переход к одностороннему движению на узких улицах исторического центра города, запрет стоянки на крупных магистралях, таких как Невский проспект, система приоритетного пропуска общественного транспорта. Поэтому не следует удивляться, увидев неожиданный запрет там, где его раньше не было.

Конечно, в теории предотвращение нарушений превалирует над карательной функцией нашей дорожной инспекции. Но оставим теорию.

Как только схема движения меняется, как коршуны слетаются многочисленные экипажи ДПС. Зачастую не для того, чтобы своим присутствием предотвратить нарушение и объяснить растерянным водителям, как им теперь правильно ездить.

С точки зрения закона нет разницы, давно ли установлен запрет, который нарушил водитель.

Но судьи тоже люди. Многие из них снисходительно относятся к нарушениям, совершенным вскоре после изменения схемы движения. Некоторые судьи мысленно устанавливают срок, до истечения которого жалеют водителей.

Могут ли автовладельцы влиять на установку или демонтаж знаков?

— Водители и пешеходы имеют право сообщать властям о недостатках в организации дорожного движения. Иногда эти обращения достигают цели.

Конечно, надо помнить, что «там тоже не дураки сидят», что практически все недостатки прекрасно известны, однако устранить их не так просто, как кажется на первый взгляд.

Обращения граждан по неработающим или сбитым светофорам, поврежденным дорожным знакам принимаются по телефону диспетчерской службы ГУ ДОДД 766-3574.

Предложения по изменению схемы организации дорожного движения можно направлять в ДОДД через форум на сайте www.gudodd.ru.

На вопросы отвечал Спартак Китранов, юрист компании «АвтоПравоЗащита».


Опубликовано в газете Деловой Петербург. Январь 2010г.