Проблемы рынка труда и пути их решения. Мобильность на рынке рабочей силы - это процесс перемещения рабочей силы на новые рабочие места. Переход на новое рабочее место может сопровождаться изменением вида занятости, территории, работодателя. Рынок труда в

Начало проведения рыночных реформ в экономике России вызвало появление безработицы, а вместе с ней - и проблем социального и социально-психологического порядка. Эти проблемы порождены не только объективной экономической ситуацией, но и изменением роли и места наемных работников в системе трудовых отношений.

Значительная часть трудоспособного населения страны начала свою трудовую деятельность в условиях плановой социалистической экономики, полной и гарантированной занятости. В этих условиях от работников не требовалось

усилий для поиска места работы - эту задачу успешно решало государство. Следует отметить, что система организованного распределения рабочей силы, ограничивая свободное волеизъявление человека в сфере труда, тем не менее гарантировала ему рабочее место в соответствии с профессией и уровнем квалификации. В этих условиях человеку не требовалось отстаивать свои интересы в борьбе за собственное трудоустройство - действовать в условиях конкуренции.

Изменение экономической ситуации, внедрение в сферу труда рыночных отношений коренным образом изменили положение наемных работников. Негарантированная занятость, многообразие ее форм стали реальностью. Для людей, чья трудовая жизнь протекала в условиях отсутствия вынужденной безработицы, это явилось серьезным "психологическим ударом". Существенно повысилась социально-психологическая дезадаптация и профессиональная дезориентация. Это привело к возрастанию у значительной части граждан трудоспособного возраста нервно-психического напряжения, невостребованности на рынке труда, следствием чего стало снижение конкурентоспособности людей, объективно способных к эффективной трудовой деятельности, увеличение занятости граждан в теневом секторе экономики, уход в экономическую неактивность и иные негативные тенденции. Усложнился процесс передачи профессионального опыта и профессиональных норм трудовой деятельности от поколения к поколению.

По данным ВЦИОМа, безработица занимает четвертое место в списке самых значимых угроз для россиян (36 % респондентов). Возможно, что на этом фоне возрастают требования к органам ФГСЗН, в деятельности которых особое значение приобретают:

  • - усиление контроля за своевременной и полной отдачей предприятиями информации о предполагаемых структурных изменениях, сопровождающихся высвобождением работников, и потребностях в рабочей силе;
  • - расширение информационного поля на основе использования потенциала многофункциональных бирж труда, обслуживающих различные профессиональные группы, организации ярмарок вакансий (в зависимости от спроса на рынке).

Цель формирования трудовых отношений состоит в обеспечении прав работника при соблюдении интересов работодателя. Речь идет не только о пособиях по безработице. Государство должно гарантировать реализацию конституционного права гражданина на свободный выбор работы и рода занятий с достойным вознаграждением за труд.

Современный рынок труда: проблемы и тенденции развития

Принципиальные изменения трудовых отношений, произошедшие в исторически сжатые сроки, привели к тому, что общество во многом утеряло мировоззренческую традицию вхождения молодого человека в трудовую жизнь - традицию передачи ценностей труда от поколения к поколению. Обнаруживается разрыв между опытом и ценностными ориентациями поколения, которое начинало трудовую жизнь 20-25 лет назад, и сегодняшней молодежи. Омут взрослых становится для нее неэффективным, ненужным, более того - дезориентирующим, а источник формирования иного, более пригодного для рыночных условий трудового сознания отсутствует.

В связи с этим традиционные пути поддержки профессионального самоопределения через семью и ближайшее социальное окружение оказываются неадекватными сложившейся ситуации.

В настоящее время социально-экономическое развитие России в области трудовых ресурсов определяется рядом тенденций. К их числу относятся следующие.

1. Устойчивое развитие экономики России обусловливает повышение спроса на труд.

По данным Росстата, за последние годы наметился прирост валового внутреннего продукта, а также рост инвестиций в основной капитал. Численность занятых в экономике значительно возросла, а общая численность безработных сократилась.

2. Тенденции демографического развития России.

Даже оптимистические сценарии развития демографической ситуации в России указывают лишь на сохранение общей численности населения при уменьшении численности трудоспособного населения. Это означает, что при реализации оптимистического сценария социально-экономического развития обеспеченность экономики трудовыми ресурсами будет всего лишь удовлетворительной, т.е. предполагающей в лучшем случае оптимальное соответствие потребностей экономики и численности населения.

3. Усиление миграционного давления.

Ухудшение демографической ситуации в России с неизбежностью вызывает усиленный приток трудовых мигрантов, в основном из стран СНГ. Данный процесс уже активно идет. В нашем случае это означает прежде всего усиление конкуренции за рабочие места между гражданами России и трудовыми мигрантами, а также снижение уровня жизни коренного населения за счет увеличения количества низкооплачиваемых рабочих мест.

4. Усиление несоответствия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В течение последних лет в России наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В целом преобладает структурная безработица, предложение труда по своим параметрам не соответствует изменившемуся спросу на труд, который постоянно превышает предложение. И хотя ситуация разнится от региона к региону, в целом наблюдаются структурные несоответствия двух видов. Во-первых, несоответствие профессионально-квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда и, во-вторых, большое количество вакантных рабочих мест с оплатой ниже величины прожиточного минимума.

В результате произошедших за последние десятилетия социально-экономических изменений в стране сложилась новая ситуация на рынке труда, когда большинство представителей современной молодежи уже не рассматривают сферу промышленности, занимавшую лидирующее положение в эпоху научно-технической революции, в качестве направления своих профессиональных и карьерных устремлений. Молодежь в значительной степени приходит в промышленность "по остаточному принципу", проиграв в конкурентной борьбе за возможности своей карьерной реализации в других, более престижных для нее сферах.

Д. А. Медведев констатировал: "Фактически за последние годы некому стало создавать и разрабатывать технологию производства принципиально нового оборудования. Это и современные станки, агрегаты, машины и механизмы. Что не менее важно, некому стало на них работать". Также было подчеркнуто, что важнейшей задачей развития отечественной промышленности является повышение престижа технических профессий (от рабочих до инженерных) и привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности.

По мнению аналитиков, в 2016 году увеличится занятость в сельскохозяйственной сфере, а также связанной с ней перерабатывающей отрасли. В основном это будет происходить из-за того, что возрастет необходимость в импортозамещении продовольствия. Кроме этого постоянный приток новых кадров потребуется и в высокотехнологичном секторе. Сохранится высокий спрос на программистов, разработчиков, аналитиков, микробиологов, химиков. Также будут востребованы отдельные профессии из производственной сферы: инженерные кадры в легкой промышленности, ракетостроении и космонавтике, а также в химической промышленности.

Вывод аналитиков Русского экономического общества:

Текущие тенденции на российском рынке труда выглядят вполне закономерными: по мере снижение общего уровня безработицы в стране конкуренция между претендентами на одно вакантное место возрастает. Эксперты, отслеживающие состояние российского рынка труда, прогнозируют - массовых сокращений в 2016 году не будет. Как и в последний месяц прошлого года, уровень безработицы сохранится в пределах 5,8 - 6%.

В настоящее время наибольшее беспокойство может вызывать серьезная дифференциация регионов по уровню напряженности на рынке труда. В составе России есть субъекты как со значительным относительным избытком, так и со значительным относительным дефицитом трудовых ресурсов. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда проявляется в чрезмерно низких или слишком высоких значениях коэффициента напряженности. При этом крайне высокие значения данного показателя (как, например, в Республике Ингушетия и Республике Дагестан) стимулируют социальную напряженность в регионах. В свою очередь, высокая социальная напряженность может также провоцировать политическую нестабильность, а также отпугивать потенциальных инвесторов. Поэтому крайне важной представляется проведение взвешенной и скоординированной политики как федеральных, так и региональных властей, направленной на стимулирование занятости в и повышения гибкости рынка труда в целом.

По итогам обследования численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2016г. в Российской Федерации составляет 52%.

В численности рабочей силы 71,3 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в январе 2016г. составил 5,8% (без исключения сезонного фактора).


Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в январе 2016г. составил 64,7%.

Численность и состав рабочей силы (без корректировки сезонных колебаний)

Январь 2016г.

Январь 2016г.

IV квар-тал

в среднем за год

Тыс.человек

Рабочая сила в возрасте 15-72 лет

безработные

В процентах

Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень безработицы (безработные к числен-ности рабочей силы)

Численность занятого населения в январе 2016г. уменьшилась по сравнению c декабрем 2015г. на 960 тыс.человек, или на 1,3%, по сравнению с январем 2015г. - на 419 тыс.чело-век, или на 0,6%. Снижение численности занятого населения в значительной степени обусловлено сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.

Численность безработных в январе 2016г. увеличилась по сравнению с декабрем 2015г. на 3 тыс.человек, или на 0,1%, по сравнению с январем 2015г. - на 261 тыс.человек, или на 6,2%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2016г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1017 тыс.человек, что на 1,6% больше по сравнению с декабрем 2015г. и на 10,1% - по сравнению с январем 2015 года.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в январе 2016г. составила 46,3%, городских жителей - 65,6%, молодежи до 25 лет - 21,5%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 24,4%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей (8,6%) по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей (5,0%). В январе 2016г. это превышение составило 1,7 раза.

В январе 2016г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 20,5%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 24,0% (в январе 2015г. - соответственно, 20,0% и 24,3%).

Безработица по федеральным округам . Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, занятость, безработица, пособие по безработице, трудоустройство.

В современном мире рынок труда функционирует по тем же принципам, что и рынок товаров и услуг. Но основным его отличием является то, что здесь продается особый товар – рабочая сила.

Рынок труда представляет собой совокупность экономических отношений между работодателями и работниками, носителями рабочей силы . Данный рынок служит одним из критериев, состояние которого позволяет оценить национальное благополучие, стабильность, эффективность социально-экономического развития государства .

Состояние современного рынка труда в России в последние годы особенно сильно подвержено воздействию политических событий и экономических явлений. Имеют значение происходящие как внутри страны, так и за ее пределами события .

В настоящее время российский рынок труда имеет значительное количество серьезных проблем, требующих как можно более качественного и быстрого решения. К данным проблемам относятся:

1) увеличение числа работающих неофициально, рост теневой занятости, что не дает увидеть и проанализировать полную картину занятости в стране, уменьшает объем налогов, поступающих в бюджет;

2) увеличение числа беженцев и мигрантов в связи с политической ситуацией в мире, которые нуждаются в трудоустройстве, что зачастую приводит к росту неквалифицированной рабочей силы в стране;

3) невысокий уровень оплаты труда в большинстве регионов страны;

4) рост числа безработных граждан;

5) скрытая безработица – серьезные различия между официально зарегистрированным количеством безработных и общим числом безработных, что не дает в полной мере отследить состояние рынка труда;

6) достаточно невысокий уровень пособий по безработице – по данным Минтруда в 2016 г. его размер по максимальной ставке составляет 4900 руб. , что практически в 2 раза меньше величины прожиточного минимума, который в целом по стране в первом квартале 2016 г. составил 9776 рублей ;

7) избыток рабочей силы по причине сокращения производства ;

8) глубокая территориальная дифференциация занятости: уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах различается в десятки раз.

Таким образом, на современном российском рынке труда достаточно много проблем. И наиболее важной из них остается безработица.

Безработица является главной составляющей современного рынка труда. Она является неотъемлемой частью экономики любой страны в независимости от того развитая это страна или развивающаяся. Разница состоит лишь в том, каков ее уровень. Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу .

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, - 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю об-следования населения по проблемам занятости он одновременно: не имел работы, искал работу и был готов приступить к работе .

В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики последние 4 года с 2012 по 2015 гг. уровень безработицы практически не меняется и держится на уровне 5,5%, что является улучшением по сравнению с результатами прошлых лет, когда с 2000 по 2011 г. уровень безработицы не опускался ниже 6% и доходил до 8-10% . Это говорит о заметном улучшении, постепенном приспособлении нашей страны к условиям рыночной экономики, даже не смотря на сложную геополитическую ситуацию, которая оказывает сильное влияние на экономику нашей страны.

Уровень безработицы также различен в разных социальных группах. Существует зависимость между безработицей и уровнем образования населения. Так, в 2015 г. самую большую долю среди без-работных (29,5%) составили люди, окончившие только 11 классов в школе, далее идут те, кто имеет среднее профессиональное образование (20,7%) и только после них следуют граждане с высшим образованием (19, 7%) . Это доказывает несомненную важность образования в процессе трудоустройства.

Ведущая роль в улучшении ситуации на рынке труда принадлежит государству, так как оно способно различными мерами регулировать занятость в масштабе всей страны.

Вариантами решения вышеперечисленных проблем может быть: увеличение количества рабочих мест за счет открытия новых предприятий и возобновления деятельности старых; совершенствование законодательства в вопросах регулирования рынка труда; увеличение размера пособия по безработице; обеспечение профессиональной и территориальной мобильности участников рынка труда ; повышение качества профессионального образования, предоставление возможности переподготовки специалистов, проведение профессиональных курсов для граждан, стоящих на учете в центрах занятости; эффективная система трудоустройства молодых специалистов .

Для Пензенской области предлагается: проведение особого курса региональной политики молодежной занятости, направленной на преодоление ситуации отложенного спроса на труд молодых специалистов на рынке; создание условий для интеграции на местный рынок труда с учетом перспективных потребностей в трудовых ресурсах иностранной рабочей силы, но на основе принципа приоритетного использования местного трудового потенциала; развитие инфраструктуры сельских территорий, фермерства; обновление промышленной базы, оборудования предприятий; повышение заработной платы в
соответствии с ростом производительности труда .

Таким образом, современный рынок труда в России имеет много острых проблем, таких как безработица, большое количество неквалифицированных мигрантов, значительный уровень теневой занятости и др. Государство проводит активную политику в области поддержки и помощи в вопросах занятости, трудоустройства граждан. Так, Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» . Она включает в себя различные мероприятия, которые должны помочь ускорить решение проблем рынка труда.

Список использованных источников

1. Скворцова, В. А. Микроэкономика: учебное пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов: под ред. проф. В. А. Скворцовой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – 482 с.
2. Какушкина М. А., Бочарова Н. В. Российский рынок труда: реалии современности // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. – № 4. – С. 1-7.
3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ – URL.: http://www.rosmintrud.ru.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – URL.: http://www.gks.ru.
5. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серёгина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. – 560 с.
6. Григорян М. Э., Арутюнов Э. К. Рынок труда на современном этапе развития экономики России // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 112-114.
7. Рабочая сила, занятость и безработица в России: статистический сборник/ Информацион-но-издательский центр «Статистика России». – 2016. – 146 с.
8. Ефимов О. Н. Российский рынок труда: проблемы и тенденции [Электронный ресурс] – http://sci-article.ru/stat.php?i=1448300971.
9. Лескина О.Н. Приоритеты молодежной политики в современной России // NovaInfo.Ru. – 2015. – Т.2. № 30. – С.49-52
10. Лескина О.Н., Новикова И.В. Проблемные аспекты региональных рынков труда (сравни-тельный анализ Амурской и Пензенской областей) // В мире научных открытий. – 2013. – № 8 (44)
11. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости Роструд – URL.: http://www.rostrud.ru.

Научная статья на тему “Основные проблемы рынка труда в современной России” обновлено: Февраль 5, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Проблемы российского рынка труда разнообразны по своим причинам, проявлениям и последствиям. Мировой кризис 2008 года, достаточно серьезно повлиял на экономическую ситуацию в России и отчетливо проявил те проблемы, которые уже существовали в российской экономике, следовательно, отражались и на функционировании рынка труда, на протяжении последних десятилетий. И хотелось бы уделить внимание некоторым из этих проблем.

Большинство проблем российского рынка труда в той или иной степени связано с особенностями его институциональной среды, которая сформировалась в 90-е годы. У этой среды имеется основное противоречие, противоречие между формальными и неформальными институтами регулирования контрактных отношений работника и работодателя. Слабость и незащищенность института частной собственности и института контрактов привела к усилению роли неформальных правил и институтов, в том числе противозаконных.

Трудовые права граждан нарушаются повсеместно: не только в малом и среднем бизнесе, но и на предприятиях всех форм собственности.

На многих частных предприятиях рабочий день не нормирован, низкая заработная плата может сочетаться с задержками при ее выплате, с высокой напряженностью труда и опасными для здоровья условиями.

Своеобразие российского рынка труда в том, что жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Стороны часто игнорируют свои обязательства, причем независимо от того, оформлены они письменным соглашением или нет. Государство не справляется с функцией гаранта соблюдения законов и правил. Границы между формальными и неформальными секторами экономики размыты. Часто даже ведущие российские компании действуют на грани, а подчас и за гранью законом, нарушают статьи Трудового кодекса. Нарушать законы и правила выгодно еще и потому, что издержки, связанные с соблюдением трудового законодательства и действующих контрактов, выше издержек связанных с их нарушением. Именно поэтому большинство предприятий предпочитает неформальные способы организации и оформления трудовых отношений.

Решением этой проблемы не является ужесточение санкций и увеличение размеров штрафов при выявлении нарушений трудового законодательства. Однако эта мера может привести не к их сокращению, а к росту размеров вознаграждений коррумпированным чиновникам. Более жесткие наказания за нарушение Трудового кодекса могут способствовать и уводу в «тень» трудовых отношений или маскировке трудовых отношений гражданско-правовыми договорами. Чем строже будут санкции за выявленные нарушения, тем большая часть работников окажется вне правового поля. И первыми пострадают лица, которым по закону положены льготы - несовершеннолетние, инвалиды, женщины, воспитывающие детей и др. Их конкурентные позиции на рынке труда станут еще слабее.

Для выхода из сложившейся институциональной проблемы, т.е. преодоления ситуации, когда практика все дальше уходит от формальных норм поведения, следует двигаться сразу по нескольким направлениям:

  • 1. совершенствовать законодательную базу в направлении лучшей сбалансированности интересов работодателя и работника;
  • 2. усилить государственный и общественный контроль реализации законов на основе активизации и повышения эффективности работы органов государственного контроля и надзора, судебной системы, профсоюзов и общественных организаций, самозащиты и др.
  • 3. формировать социально-культурные предпосылки создания цивилизованной институциональной среды - последовательно и настойчиво культивировать в обществе уважение к государству, закону, контракту.
  • 4. а так же следует увеличить вероятность исполнения наложенных санкций за нарушение закона, т.е. сделать неизбежным наказание для недобросовестного работодателя.

Проблема незаконной миграции в России в настоящее время получила неоднозначную оценку. С одной стороны, миграция позволяет сгладить последствия демографического кризиса, с другой, является крайне негативным фактором, ухудшающим криминогенную ситуацию в государстве.

Фундаментальной причиной существования незаконной миграции является неравенство экономического развития государств. Страны с высоким уровнем жизни населения привлекательны для мигрантов из менее развитых стран, в которых часто за подобную работу платят на порядок меньше.

Серьезный ущерб российскому рынку труда наносит так называемая «утечка мозгов». Можно указать несколько причин этого явления:

  • 1. слабая обеспеченность материально-технической и приборной базы, недостаточное внимание государства и общества в сфере научных исследований;
  • 2. низкий уровень оплаты труда, как молодого учёного, так и учёного высшей квалификации;
  • 3. слабая интеграция фундаментальной науки с государственными и частными предприятиями;
  • 4. низкий престиж статуса учёного в России.

В основном, российские учёные едут работать туда, где лучше условия в страны Западной Европы и Северную Америку. Такие страны, в первую очередь, преследуют цель наиболее эффективно и с минимальными затратами пополнить качественно свою науку и образование. Уезжают специалисты не всех профилей и специальностей. Основная группа эмигрантов - это программисты, биотехнологи, молекулярные генетики, реставраторы.

Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе. Требования работодателей к работникам растут, а заработные платы снижаются.

В свою очередь, низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

Решение проблемы по повышению качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности. Основу стратегических планов и программ развития бизнеса должны составлять перспективы поэтапного повышения оплаты труда и социальных гарантий.

Перспективным решение данной проблемы со стороны государства для роста заработной платы, в том числе в бюджетном секторе, является переход к отраслевым системам оплаты труда, предполагающим объединение профессий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационные группы в зависимости от требований к уровню образования по каждому виду деятельности. Для каждой профессионально-квалификационной группы будет установлен гарантированный уровень оплаты труда.

Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых. Это происходит из-за того, что некоторые работодатели предпочтут «урезать» переменную часть заработанной платы своих сотрудников в ожидании окончания рецессии и начала экономического подъема, чем отправлять работников на открытый рынок труда. К «урезанию» заработных плат добавляется еще такая форма экономии на персонале как «урезание» социальных пакетов.

Согласно исследованию, проведенному кадровым агентством «Анкор»: 31% компаний, работающих в России, сокращают численность персонала, а 18% уменьшают заработные платы своим сотрудникам, 13% компаний планируют сократить расходы на персонал путём сокращения рабочего времени.

В отношении граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, выпускники общеобразовательных учреждений, уволенные с военной службы другие) предусматривается осуществление органами службы занятости специальных программ, предусматривающих:

  • 1. оказание услуг по информированию о ситуации на рынке труда, психологической поддержке и профессиональной ориентации;
  • 2. профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, основанные на процедуре профилирования безработных граждан;
  • 3. организацию временных (общественных) работ и стажировок в организациях;
  • 4. содействие в переезде безработных граждан в другую местность, в том числе сельскую местность, в целях трудоустройства.

Перспективными направлениями содействия занятости безработных граждан является их вовлечение в сферу предпринимательства. Для этого необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

В условиях экономических трудностей неформальный сектор экономики может выступать, как их амортизатор - «поглощать», т.е. обеспечивать занятость и доходы, не только части официально работающих (через вторичную занятость), но и значительной части полностью или «частично» безработных (вынужденно работающих на условиях неполного рабочего времени или отправленных в административные отпуска).

Российский Экономический Университет имени Георгия Валентиновича Плеханова

Ефимов Олег Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях торговли и общественного питания Уфимского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова

Аннотация:

В статье представлена характеристика российского рынка труда, выявленная на основе проблем и тенденций его развития. Рассматриваются проблемы состояния рынка труда в России, делаются прогнозы в отношении его перспектив и направлений. Заключаются выводы о необходимости различных образовательных программ. На основании статистических данных, выявлены парадоксы и закономерности рынка труда в России, а также представлен ряд его специфических особенностей.

This paper presents the characteristics of the Russian labor market, identified on the basis of issues and trends of its development. The problems of the labor market in Russia, made projections of its prospects and trends. Are different conclusions about the need for educational programs. On the basis of statistical data revealed paradoxes and regularities of the labor market in Russia, and also presented a number of its specific features.

Ключевые слова:

трудовая деятельность; безработица; ресурсы; отрасль экономики; рыночные отношения; экономически активное население

labor activity; unemployment; the resources; sector of the economy; market relations; the economically active population

УДК 331.52

Рынок труда - это один из важнейших элементов рыночной экономики, который характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Особенность данного рынка заключается в том, что объектом контрактов здесь выступает способность человека к труду. Особенно важные формы здесь принимает смена экономического порядка, так как трудовая деятельность является основным источником дохода для большого количества людей, а также является главным полем самореализации личности. Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что рынок труда определяется как особая сфера экономики, где торговлю своими собственными силами, знаниями и умениями осуществляют сами работники.

Функции рынка труда заключаются:

  • в обеспечении производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределении между предприятиями и различными отраслями экономики
  • в рациональном использовании, размещении, регулировании труда
  • в обеспечении наемным сотрудникам возможности и полномочий получать средства к существованию
  • в согласовании стоимости и критериев труда между сотрудниками и работодателями
  • в стимулировании сотрудников и работодателей

В основе рыночных отношений лежит самостоятельное регулирование трудового рынка. Главными составляющими саморегулирования рынка труда являются спрос и предложение, а также конкуренция между работниками и работодателями фирмы. В результате действия данного механизма устанавливаются пропорции и уровень занятости. От этого зависит как величина заработной платы, так и размеры и структура безработицы.

Известно, что спрос на рынке труда является совокупностью спроса на ресурсы труда страны при их любой цене, а предложение является совокупным предложением ресурсов труда работников при всех возможных ценах на труд. Государственная политика в области занятости населения, уровень развития систем образования и профессионального обучения, профсоюзы - те показатели, которые влияют на спрос и предложение. Важнейшее значение имеют национальные особенности образа жизни.

Основная задача данной статьи — выявить особенности "российского пути" в сфере занятости.

Рынок труда в России и сложившаяся на нём ситуация является одной из сложнейших и наиболее запутанных проблем современного рынка производства. Основное влияние оказывает плохо поддающийся прогнозированию человеческий фактор. Кроме того, на рынке труда постепенно увеличивается число безработных, в то время как количество населения, способного к работе, уменьшается ежегодно. В эпоху глобализации мировой экономики основной проблемой является проблема обеспечения более качественного функционирования национальных рынков труда. Перед рынком труда стоит важная и серьёзная проблема, заключающаяся в создании условий, при которых работники и работодатели смогли бы беспрепятственно взаимодействовать друг с другом.

Еще одной острой задачей является обеспечение стабильности равноценности их взаимоотношений. Важным компонентом является создание таких условий на рынке труда, при которых работники и работодатели чувствуют себя в равной степени полноправными и равноценными участниками трудовых отношений. Основной задачей государства является проблема создания эффективного рынка труда, а также его развитие и поддержание.

Для устранения данной проблемы государству необходимо:

  • Подготовить истинных и полноценных участников рынка труда, то есть работодателей и работников
  • Постараться обеспечить всем слоям и типам населения качественного и полного образования
  • Постараться подготовить квалифицированных рабочих и специалистов, развитых во многих отраслях
  • Создать условия, при которых участники будут взаимодействовать между собой
  • Обеспечить профессиональную и территориальному мобильность участников рынка труда
  • Разрешить проблемы, связные с жильем и образованием
  • Затрагивать всё регионы страны, всё слои и типы населения
  • Создавать своеобразные правила
  • Разработать и создать своеобразные правила и условия действий на рынке, а также регулировать и контролировать их соблюдение
  • Разработать такое законодательство, которое бы позволило, как работникам, так и работодателям чувствовать себя равноправными участниками трудовых отношений
  • А также, при анализе тенденций и проблем развития российского рынка труда, очень важно учитывать национальные особенности регионов

На данный момент национальный рынок труда имеет большое количество серьёзных и важных проблем. В первую очередь это решение таких вопросов, как: ликвидация открытой безработицы, увеличение оплаты труда, достойное пенсионное обеспечивание граждан, усовершенствование системы трудового страхования, обеспечение мобильности рабочей силы, улучшение уровня производительности труда, обеспечение эффективности занятости, преодоление чрезмерного разделения доходов различных слоёв населения и многие другие вопросы. Очень важно при всём этом учитывать тот факт, что в России имеет место неблагоприятная демографическая ситуация. Российский рынок труда непременно необходимо совершенствовать в условиях превышения смертности над рождаемостью. Ещё одним существенным препятствием для изучения социально-трудовых отношений в России является наличие больших размеров неформального скрытого сектора экономики.

Таким образом, основные проблемы создания полноценно работающего рынка труда сводятся к вопросам образования и обеспечения профессиональной мобильности, а также к вопросам законодательства, которые регулируют и контролируют трудовые отношения.

Наиболее важным в современном рынке труда каждой страны является положение его населения. Главной составляющей которого является безработица. Безработица существует в каждой стране и различается только своим уровнем. Непосредственным объектом производств можно регулировать спрос на работников.

Отсюда следует вывод, что рынок труда непосредственно и напрямую связан с находящейся в стране экономикой, а также очень сильно зависит от нее. Безработицей называют социально-экономическое явление, при котором часть населения, способного к труду, не может благополучно найти себе работу. Такая часть населения становится резервной армией труда.

Считается, что достигнуть равновесия между спросом и предложением на рынке просто невозможно. Такая ситуация, как несоответствие заявленного спроса выдвинутому предложению, очень часть приводит к возникновению разного вида ситуаций.

В таблице 1 представлены данные уровня безработицы в России, начиная с 2000, заканчивая 2013 годом.

Таблица 1. Уровень безработицы в РФ в 2000-2013 годах.

Безработные, тыс.чел

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

Уровень безработицы, %

Как видим из таблицы, процент безработицы в последние годы снижается. Исходя из методологии Международной организации труда уровень общей безработицы в первой половине 2013 года составил 5,8 % экономически активного населения, это в 1,6 раза меньше, чем в 2000 году, и в 0,9 раз больше, чем в 2007. По сравнению с 2000 годом, где количество безработных достигало 7 тысяч человек, в 2013 это число стало значительно меньше, и равно 4367 тысячам человек. Данные факты свидетельствуют о том, что рынок труда уже практически полностью восстановился после кризиса.

Сравним также размеры пособий по безработице. Если в 1996 году минимальный размер пособия по безработице был равен минимальному размеру оплаты труда, а максимальный размер пособия был не ограничен, то начиная с 2003 года, минимальный размер пособия по безработице был равен 35% прожиточного минимума, а максимальный размер пособия — 100% прожиточного минимума. К 2008 году максимальный размер пособия по безработице был равен 3123 рублям, а минимальный размер пособия составлял 780 рублей. К концу 2008 года прожиточный минимум составлял 4635 рублей, а минимальный размер оплаты труда на январь 2009 года был установлен в размере 4335 рублей. На основании предоставленных международной организации труда данных, можно сделать вывод, что тенденция в материальной поддержке безработной категории граждан ухудшается.

Очень серьёзное влияние на рынок труда оказывает демографическая ситуация в стране, так как функционирование рынка труда процесс не сколько потребления и использования рабочей силы, сколько формирования и производства. В России, как и во многих развитых странах мира сложилась тяжёлая демографическая ситуация. По данным, предоставленным Федеральной Службой Государственной Статистики, на январь 2010 года численность постоянного населения Российской Федерации составила 141 927 298 человек. При этом численность экономически-активного населения по итогам обследования населения по проблемам занятости — 74600 тысяч человек, что составляет 52% от общей численности населения страны.

В таблице 2 представлено количество экономически активного населения в России.

Таблица 2. Экономически активное население в России.

На основании таблицы мы наблюдаем, что за последние годы наблюдается прирост показателя. Так, в 1995 году численность экономически активного населения составила 70740 тысяч человек, что в 0,95 раз меньше, чем в 2005 году, и на 1,05 меньше, чем в 2010.

Следует помнить, что в условиях отрицательной демографической ситуации экономический рост не является долгосрочным, поскольку имеет место старение экономически-активного населения. К 2008 году количество занятых в экономике составляло 70965 тысяч человек, в то время как в январе 2010 года данный показатель составил уже 67700 тысяч человек. В 2009 году произошёл резкий спад численности занятых в экономике, который связан с разразившимся кризисом 2008 года и соответ-ственно выросшим уровнем безработицы.

Ситуацию, сложившуюся на рынке труда, наглядно характеризует динамика спроса на специалистов различных направлений. Данные, о самых востребованных профессиях в России за 2000, 2010 и 2014 года, отражены в таблице 3.

Таблица 3. Самые востребованные профессии в России.

Товаровед

Менеджер по продажам

IT-специалист

Квалифицированные рабочие

Инженер-проектировщик

Бухгалтер

Банковский работник

Источники: 1). [Сайт] http://edunews.ru/ (дата обращения: 03.11.2015).

2). Методология Международной Организации Труда (МОТ)

На основании таблицы 3 можно сделать вывод, что тенденции рынка существенно изменяются с каждым годом. Если в 2000 году особо ценились товароведы, также как и в 2010, то к 2014 году в приоритете стали профессии связанные с IT-технологиями. На протяжении 15 лет из пятёрки лидирующих профессий не выходили врачи, так как эта профессия будет востребована всегда.

Заключение. Следовательно, на основе всех вышеперечисленных данных, можно сделать вывод, что рынок труда начал восстанавливаться. К 2010 году ситуация во многом стабилизировалась. Но полные и окончательные выводы делать неправильно, так как российский рынок труда будет развиваться, совершенствуясь с каждым новым годом.

Становлению рынка труда препятствует ряд причин. В современной России остаются такие проблемы, как тяжелая демографическая ситуация, которая обрекает саму себя на постоянный приток иммигрантов, заполняющих рабочую силу страны. Одна проблема влечёт за собой другую, и следующим вопросом является то, что при постоянном иммиграционном процессе начинается угроза национальной безопасности и сохранения национальной культуры.

На данный момент характер проведения экономических реформ в стране является противоречивым, что не позволяет прогнозировать точную дату формирования эффективного рынка труда. Известно лишь то, что сократить издержки и период вхождения России в цивилизованный рынок, можно за счет создания конкурентной среды на всех рынках ресурсов, услуг и товаров, а также за счет формирования трудовой мотивации у населения.

Библиографический список:


1. Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007)
2. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4
3. Грицюк М. Рейтинг наиболее востребованных профессий на рынке труда // Российская газета – 2010 – Федеральный выпуск № 5207(128)
4. Плохова Н.В. Тенденции российского рынка труда // Российское предпринимательство – 2011 - Федеральный выпуск № 11(195)
5. Шуркалин А.К. Основы экономической теории // ИНФРА-М, 2001
6. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: Учебное пособие // «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009 – 623 с.

Рецензии:

26.11.2015, 21:03 Федотова Татьяна Анатольевна
Рецензия : Необходимо более тщательно вычитать работу и отредактировать, т.к. имеют место несвязанные и нелогические предложения (например: Наиболее важным в современном рынке труда каждой страны является положение его населения. Главной составляющей которого является безработица.) В аннотации надо привести предложения к одному времени: настоящее или прошлое (представлена, Рассматриваются, Заключаются, представлен). Таблица 1 и тем более таблица 2 должны быть обновлены - уже есть данные за 2014 год. Размер пособия также анализируется за 1996, 2003 и 2008 годы, но с 2008 года он существенно изменился на сегодня. Нет авторских предложений и разработок по результатам анализа. С ув. Т.А.

Раздел 5. Современные тенденции

и проблемы трудовых отношений в России

5.1. Проблемы современного российского рынка труда

Особенностью российского рынка труда является то, что значительная часть работодателей и самозанятых, а также немалая часть наемных работников дейст-

вуют в режиме теневой экономической деятельности . Основная причина – вы-

сокие издержки, в том числе связанные с затратами на открытие легального бизнеса (регистрационные сборы, коррупционные выплаты), на его ведение (сбор информации, заключение и оформление контрактов, судебные расходы и т.п.), на защиту прав собственности в условиях неэффективного государства и на выплату налогов (включая ЕСН). В неформальной экономике занято свыше 25 млн. чел., т.е. более 30% экономически активного населения страны.

Основные проблемы , мешающие российскому рынку труда развиваться и быть более эффективным, таковы: низкая цена труда, огромное неравенство в доходах, бедность, безработица, глубокие структурные и межрегиональные диспропорции, неразвитость инфраструктуры, слабость профсоюзов, низкая трудовая мобильность работников и их незащищенность (в том числе от дискриминации), недоверие к государству, социальный пессимизм, депопуляция, «утечка умов», недостатки институциональной среды.

Большинство проблем российского рынка труда в той или иной степени связаны с особенностями его институциональной среды. До сих пор отсутствуют «правила игры», способные упорядочить взаимодействие между рыночными агентами. Неписанные правила и устные договоренности оказываются сильнее формальных обязательств, зафиксированных в законах и контрактах.

В 90-е годы увеличилась сфера использования нетрадиционных, гибких форм занятости и режима рабочего времени, особенно в отношении временных работников; получили широкое распространение (несмотря на законодательные ограничения) срочные трудовые соглашения, вторичная занятость позволила многим работникам увеличить свои доходы, самостоятельно определяя количество времени, посвящаемого труду. Вместе с тем гибкость российского рынка труда обеспечивается, в отличие от стран Запада, не гибкостью трудового законодательства и разумной правоприменительной практикой, а всеобщим игнорированием законов.

Жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Государство не справляется с функцией гаранта соблюдения законов и правил. Часто даже ведущие российские компании действуют на грани, а подчас и за гранью законов, нарушают статьи Трудового кодекса и т.п. На многих частных предприятиях работники фактически бесправны. Нарушать законы и правила выгоднее еще и потому, что издержки, связанные с соблюдением трудового законодательства и действующих контрактов, выше издержек, связанных с их нарушением.

Институциональная среда российского рынка труда способствует массовым злоупотреблениям работодателей, реальная власть которых над работниками проявляется не только в занижении зарплаты, но и в консервации плохих условий труда; в осуществлении морального, психологического преследования под-

чиненных и т.п. Существующие традиции и нравы (неформальные институты) изначально предполагают высокую степень личной зависимости работника и допустимость субъективизма и произвола со стороны нанимателя. Роль государства и профсоюзов как возможных защитников интересов наемных работников крайне невелика.

5.2. Основные тенденции и проблемы заработной платы в России

В России 90-х годов на состояние оплаты труда повлияло кризисные процессы в экономике, сокращение производства, высокая инфляция, непродуманность многих решений правительства. В начале XXI века, в условиях экономического роста ряд проблем (например, массовые невыплаты зарплаты или ее выплаты продукцией предприятия) потеряли свою актуальность, другие же, напротив, лишь обострились. В настоящее время можно выделить следующие проблемы и тенденции развития оплаты труда в России:

1. Низкий уровень средней заработной платы в экономике страны. По уровню заработной платы Россия занимает одно из последних мест среди про- мышленно-развитых стран, отстав даже от многих развивающихся стран. Низкий уровень заработков в России лишь отчасти можно объяснить низкой производительностью труда. По данным академика Д.С. Львова, на один доллар заработной платы наш среднестатистический работник производит в 2,5-3 раза больше ВВП, чем в США.

Заниженный уровень зарплаты имеет и положительные аспекты: снижает издержки, повышает возможности для инвестиций (внутренних и внешних), позволяет поддерживать относительно невысокий уровень безработицы. Многие страны (например, Китай) сумели успешно воспользоваться конкурентными преимуществами, связанными с низким уровнем оплаты труда в национальной экономике. Среди негативных последствий низкой зарплаты следует отметить резкое сокращение платежеспособного спроса населения (замедляет процесс расширения внутренних рынков); торможение роста эффективности; снижение трудовой мотивации; ухудшение кадрового состава. По-видимому, в стратегическом плане негативные последствия преобладают.

2. Крайне низкий уровень заработной платы в бюджетном секторе эконо-

мики. В 2004 г. средняя зарплата работников непроизводственной сферы (здравоохранения, образования и культуры) составляла 3-4 тыс. рублей с учетом их сверхурочной работы.

3. Ослабление воспроизводственной функции заработной платы. Низкая зарплата, особенно в бюджетном секторе, не может выполнить в полной мере свою воспроизводственную функцию. Не удивительно, что в 2003 г. 60% населения России тратили на питание более 50% денежных доходов. По прежнему низок уровень МРОТ.

4. Ослабление стимулирующей функции заработной платы. Мотивацион-

ный потенциал реальной заработной платы ослабляется ее низким уровнем, изза которого снижается престижность и привлекательность труда, а также тем, что структура зарплаты разбалансирована: надтарифная часть на многих предприятиях в несколько раз превышает базовую, тарифную.

5. Нерегулярность и задержки выплат заработной платы . Уровень жизни населения во многом характеризуется не только размером доходов, но и регулярностью их получения. В России 90-х годов задержки в выплате зарплаты носили массовый характер и составляли от нескольких месяцев до года и более. В последние годы острота проблемы уменьшилась.

6. Необоснованный рост дифференциации уровня зарплаты . Эта диффе-

ренциация достигла масштабов, не объяснимых объективными причинами – особенностями регионов, значимостью отраслей, характеристикой работ и их результативностью и т.п. На формирование оплаты труда влияет в первую очередь отраслевая принадлежность предприятия. Очень велика межрегиональная дифференциация зарплаты. Серьезной проблемой стал «разрыв» в оплате труда руководителей предприятий и рядовых работников.

7. Массовое стремление работодателей к занижению легальной, официально регистрируемой части заработной платы. По данным Госкомстата, на долю «скрытой» части заработной платы приходится 25% всех средств, направляемых на оплату труда.

8. Слабое развитие механизма трудовых соглашений. Действующая систе-

ма регулирования трудовых отношений на основе двухсторонних и трехсторонних соглашений неэффективна. Правительство не выполняет трудовые соглашения, местная администрация – отраслевые, а коллективные договоры на предприятиях либо не заключаются, либо составляются в интересах администрации

и к тому же часто не выполняются.

5.3. Особенности российской безработицы и государственные меры по ее снижению

Одной из особенностей российской безработицы является разрыв между уровнем регистрируемой и «МОТовской» безработицей. По данным таблицы 2.7 видно, что количество безработных в России c 1992 по 2005 гг. существенно различалось в зависимости от того, каким способом было определено.

Таблица 2.7

Численность безработных в России (млн. чел.)

Численность безработных по методоло-

Безработные, зарегистрированные в ор-

ганах государственной службы занятости

Этот разрыв объясняется разными причинами:

нежеланием части безработных обращаться в органы службы занятости, поскольку те не располагают достаточной информацией о подходящих вакансиях;

низким уровнем пособий по безработице и задержкой по их выплате;

возможностью найти работу в неформальном секторе экономики, доходы от которой могут значительно превысить пособие по безработице;

наличием скрытых безработных, месяцами не получающих зарплату и продолжающих формально числиться занятыми.

В результате большинство безработных полагают, что выгоды от официальной регистрации не окупают связанных с нею издержек, и осуществляют поиск работы самостоятельно.

Традиционные формы безработицы имеют в России свои особенности. Фрикционная безработица характерна для достаточно конкурентоспособных и мобильных работников, у которых время поиска новой работы незначительно или вообще отсутствует. Это, как правило, мужчины, молодежь. Но часть оборота рабочей силы связана с перемещением работников с одних рабочих мест на другие, обладающие такими же характеристиками, а не с созданием новых рабочих мест и тем более с их прогрессом. Таким образом, высокая мобильность многих работников со-

провождается низкой интенсивностью движения рабочих мест.

Структурная безработица также имеет свои особенности. Если в странах с развитой экономикой она возникает в результате сокращения рабочих мест в одних отраслях и создания в других в ходе технического прогресса и модернизации производства, то в России вакантные рабочие места нередко требуют от работников более низкой квалификации, чем та, которой они обладают.

В 90-е годы в условиях глубокого экономического спада доляциклической безработицы в общей безработице была значительна. Об этом свидетельствует и высокое значениекоэффициента напряженности на российском рынке труда, определяемого как отношение безработных, состоящих на учете в службах занятости, к заявленной предприятиями потребности в работниках. Этот коэффициент вырос с 0,6 в 1991 г. до 10,7 в 1997 г. и снизился до 2,1 в 2002 г.

Большую роль продолжает играть скрытая безработица(недозанятость

или избыточная занятость ). Она представляет собой работу на условиях неполного рабочего времени по инициативе администрации, нахождение в административных отпусках либо низкий уровень загрузки рабочей силы и ее использование не по специальности за низкую оплату. Особенно велика скрытая безработица в науке и наукоемких отраслях (в гражданской авиации, станкостроении, энергетическом машиностроении, в атомной и химической промышленности, электротехнике и т.д.). Общий уровень «недозанятости» в 90-е годы достигал 5-9%. Основными факторами, препятствующими увольнениям «лишних» работников, выступали ожидания руководителей, что в условиях будущего роста производства возникнут проблемы с квалифицированными кадрами, высокие издержки, сопровождающие «сброс» излишней рабочей силы, патерналистские установки российского менеджмента.

В настоящее время экономическая ситуация объективно способствует сохранению скрытой безработицы. Недостаточно быстро осуществляются реформы. Излишняя рабочая сила пока возмещает недостаток основных фондов (эффект замещения), но с приходом на производство инвестиций это должно прекратиться. Недостаточно развит новый частный сектор, который активнее вытесняет ненужную рабочую силу. Судьба огромного числа неэффективных российских предприятий – банкротство или смена собственника; но новые собственники нуждаются в возможности освобождения от ненужного персонала.

На общую величину безработицы влияет ее продолжительность . Экономический рост скорее снизит краткосрочную безработицу, чем долгосрочную.

Средняя продолжительность поиска работы в 90-е годы в России неуклонно росла, и лишь с 1999 года эта тенденция стала уходить в прошлое. Известно, что чем дольше человек является безработным, тем труднее ему находить работу.

Существуют глубокие структурные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, особенно в территориальном разрезе. Территориальные диспропорции усиливаются низким уровнем трудовой мобильности населения в условиях низких доходов, высоких транспортных тарифов и цен на жилье. В результате безработица локализуется на определенных территориях, жители которых оказываются в ловушке бедности и безработицы. Особенно велика безработица в республиках Северного Кавказа.

Снижение уровня безработицы является одним из важнейших направлений экономической политики государства. Меры, которые оно в этой связи предпринимает, разнообразны, они могут быть направлены не только непосредственно на борьбу с безработицей, но также включать комплекс действий по оздоровлению экономической ситуации в стране, формированию нормальной институциональной среды, усилению конкурентных начал, преодолению монополизма, созданию благоприятного инвестиционного климата и т.п. Особое внимание государст-

во должно уделять мерам микроэкономическогои институциональногохарактера,

особенно тем, которые затрагивают работу непосредственно рынка труда. Действия государства по отношению к безработным и выбывшим из состава

рабочей силы, принято делить на пассивные и активные. Пассивные меры , например, пособия по безработице, помогают людям, лишенным работы, приспособиться к создавшейся ситуации, поддержать определенный уровень потребления, иногда – просто выжить. Но эти пособия уменьшают желание трудиться.

Наиболее эффективны активные меры , направленные на поощрение экономических возможностей и активности самих людей, усиление их конкурентоспособности на рынке труда; они помогают людям вернуться в ряды занятых. Помощь государства в трудоустройстве особенно необходима социальным группам, недостаточно конкурентоспособным на рынке труда: инвалидам, лицам, освободившимся из мест заключения, представителям отмирающих профессий, молодым и пожилым.

Огромное значение в снижении безработицы принадлежит инфраструктуре рынка труда : организациям, предназначенным для более эффективной работы рынка труда, снижения трансакционных издержек всех его участников – и работодателей, стремящихся заполнить вакансии, и людей, занятых поисками работы. К подобным организациям можно отнести различного рода службы занятости и трудоустройства, биржи труда, частные кадровые и рекрутинговые агентства и т.п.