Парусный моделизм. Как строят деревянные корабли Укладка клинкерной обшивки шлюпки ял 6

Обзор модели яла-6 от ЛС Модел (Россия)


Производитель: ЛС Модел (Россия).
Масштаб модели: 1:36.
Длина модели: 175 мм.
Высота модели: 172 мм.
Ширина модели: 56 мм.
Материал: дерево, ткань, металл.
Источник: http://karopka.ru/community/user/16133/?MODEL=450369.

Здравствуйте!
Хочу представить вашему вниманию набор для сборки деревянной модели яла-6 с парусным вооружением в масштабе 1:36 от питерской фирмы LS Model (ЛС Модел).
Вначале информация о прототипе с сайта производителя набора. Ял-6 или шестивесельный ял - мореходная шлюпка с рейково-разрезным парусным вооружением, основными частями которого являются рангоут - мачта и реек, паруса - фок и кливер, стоячий такелаж - снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж - снасти для подъема и управления парусами.
Парусно-гребной ял предназначен для перевозки людей или лёгких грузов, для сообщения между судами или судно-берег, также используется в учебных или прогулочных целях, приводимый в движение вёслами и парусами. Чаще всего используется на внутренних водоёмах или в прибрежной зоне морей. Имеет следующие параметры: длина - 6,11 м, ширина - 1,85 м, мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная), длина 5,5 м, обшивка - типа «клинкер».

Теперь о самом наборе. Главными особенностями набора, на мой взгляд, являются, во-первых, крупный масштаб - 1/36, а во-вторых, клинкерная обшивка. Насколько я знаю, на момент выхода это был первый отечественный набор с клинкерной обшивкой. Также интересна конструкция стапеля. Он не внутренний, как у шлюпок Милании и Фальконета, а внешний. С одной стороны, так видимо будет удобнее точно и без перекосов собрать набор корпуса. С другой, далее, при наклейке обшивки, набор никак не будет зафиксирован, и скорее всего, будет гулять. Кроме того, в дальнейшем, стапель можно будет перевернуть и установить на него корпус, вставив выступы на киле в специальные пазы.
Размеры готовой модели: длина 175 мм, ширина 56 мм, высота 172 мм.
В состав набора входят:

  • Пластины с лазерной резкой из ореха, маккоре (красное дерево), анегри и стапель из фанеры.
  • Латунная пластина с фототравлением.
  • Кусок латунной проволоки сечением 0,9 мм.
  • Две катушки ниток для стоячего и бегучего такелажа
  • Готовые сшитые паруса.
  • Инструкция по сборке.

Пластины из ореха цельные. На них даны киль, шпангоуты, рангоут, вёсла и подставка. Обшивка дана из шпона маккоре 0,6 мм. Пластина из маккоре с планширем, рыбинами и транцем, а также пластина из анегри с кильсоном, подлегарсами, банками, буртиками, чаками и заспинной доской – клееные из двух слоёв шпона (вернее видимо сваренные плёнкой под термопрессом). Придётся быть осторожным при приваривании этих деталей термоаппликатором, т.к. от нагрева они могут расслаиваться.

На пластине с фототравлением даны оковка киля и форштевня, петли руля, уключины, кницы, рымы, гаки, утки, нагели и т.п.

Подробно хочу остановиться на парусах. С одной стороны, это готовые прошитые паруса со шкаторинами, риф-бантами и пришитым ликтросом. С другой стороны, прошивка идёт не по долевой нити ткани, шкаторины и риф-банты широковаты даже относительно шаблонов из инструкции, ликтрос пришит «в охват» а не сквозь, да и в таком масштабе уже можно шить паруса из отдельных полос ткани. В общем, для изкоробочной сборки паруса очень неплохи, а при желании можно сшить свои по шаблону, приведённому в инструкции.

Катушки нитей мне в наборе попались почему-то обе чёрного цвета, хотя на фотографиях сборки производителя бегучий такелаж светлый. Нити синтетические и довольно блескучие. Толстая - трёхпрядная, тонкая - двухпрядная.
После выпуска первого тиража, производить изменил дизайн обложки набора, а также стал комплектовать его точёным нагелями собственного производства. Они на фото в конце. Дизайн я взял из интернета, а нагели по моей просьбе мне прислал производитель.

Рис 1. Устройство шлюпки (по В.И. Шатрову, 1998):

1 - ахтерштевень; 2 - отверстие для сорлиня; 3 - кормовой рым для фалиня; 4 - транцевый брус; 5 - головка руля; 6 - транце­вая доска; 7 - сиденье для рулевого; 8 - фасонный обушок; 9 - направляющие планки; 10 - заспинная доска; 11 - кормовое сиденье; 12 - утка для фока-шкота; 13 - подключина; 14 - чака под металлическую кницу; 15 - металлическая кница; 16 - утка для кливер-шкота; 17- междубаночная чака; 18 - вант-путенс; 19 - рыбины; 20 - средняя банка; 21 - упор для ног; 22 - наметка; 23 - нагель; 24 - мачтовая банка; 25 - привальный брус; 26 - планка с гнездом для фонарной стойки; 27 - брештук; 28 - галсовый гак; 29 - форштевень; 30 - носовой рым для фа­линя; 31 - носовой решетчатый люк; 32 - планширь; 33 - степс; 34 - степс фонарной стойки; 35 - носовая банка; 36 - носовой цепной подъем; 37 - прижимная гайка и шайба кильсона; 38 - степс для мачты; 39 - шпангоуты; 40 - ширстрек; 41 - бур­тик; 42 - башмак пиллерса; 43 - пиллерс; 44 - обшивка; 45 - подлегарс; 46 - загребная (кормовая) банка; 47 - спускная латунная пробка; 48 - шпунтовый пояс обшивки; 49 - кормо­вой решетчатый люк; 50 - упор для ног; 51 – киль; 52 – кильсон; 53 - деревянная прокладка под кницу; 54 - кормовой цепной подъем; 55 - металлическая кница; 56 - флюгарка; 57 – руль; 58 - петля руля с оковкой; 59 - стержень для навески руля; 60 - перо руля.

Совокупность про­дольных и поперечных брусьев, представляющих каркас шлюпки, называется набором. Набор корпуса шлюпки, состоит из 5-ти основных элементов: киль, форштевень, ахтерштевень, шпангоуты и транец (транцевая доска).

Для продольной прочности корпуса шлюпки в каркас укладывается дубовый брус – киль (рис 1.51; рис 2.1), заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом – форштевнем (рис 1.29; рис 2.4) , а в кормовой части – ахтерштевнем (рис 1.1; рис 2.8) . Форштевень соединяется прочно с килем при помощи деревянной соединительной кницы – кноп (носовая кница) (рис 2.7), а ахтерштевень с помощью стальной кницы (рис 1.55; рис 2.10) на латунных болтах.

К килю сверху прикреплен резень-киль (рис 2.2) , служащий дополнительной прочностью набора. На киль и форштевень накладывается металлическая полоса – оковка (рис 2.5), предохраняющая шлюпку от повреждения при швартовке.


Рис 2. Шестивесельный ЯЛ (деталировка) (по М.М. Копп, 1988):

1- киль; 2 - резен-киль; 3 - шпунт; 4 - форштевень; 5 - килевая полоса, или оковка; 6 - фалстем; 7 - кноп (носовая кница); 8 - ахтерштевень; 9 - транцевая доска или транец; 10 - кормовая металлическая кница; 11 - деревянная прокладка под кницу; 12 - болты крепления; 13 - киль­сон; 14 - степс мачты; 15 - степс фонарной стойки; 16 - башмак пиллер­са; 17 - застежка башмака пиллерса; 18 - пиллерс; 19- рым носового цепного подъема; 20 - цепной носовой подъем; 21 - скоба цепного подъ­ема; 22 - обух цепного подъема; 23 - болт крепления кильсона; 24 - кильсонная шайба; 25 - кильсонная гайка; 26 - кормовой цепной подъем; 27 - обойма носового цепного подъема; 28 - обойма кормового цепного подъема; 29 - планка с гнездом для фонарной стойки; 30 - носовой решетчатый люк; 31 - галсовый гак; 32 - рыбина; 33 - упор для ног; 34 - вынимающаяся передняя часть кормового решетчатого люка; 35 - кормовой решетчатый люк; 36 - упор для ног; 37 - баковая банка; 38 - ширстрек (верхний пояс обшивки); 39 - шпангоут; 40 - привальный брус; 41-планширь; 42 - буртик; 43 - подлегарс; 44 - мачтовая банка; 45 - междубаночная чака; 46 - металлическая кница; 47 - нагель; 48 - планка с гнездом для нагеля; 49 - планки мачтовой наметки; 50 - мачтовая наметка; 51 - подуключина; 52 - уключина; 53 - обу­шок для штерта; 54 - штерт для уключины; 55 - вант-путенс; 56 - тро­совый талреп; 57 - коуш ванты; 58 - ванта; 59 - спускная пробка; 60 - гнездо для спускной пробки; 61 -кожаная прокладка;62 - заспинная доска; 63 - направляющая планка; 64 - фасонный обушок для фока-штока; 65 - сиденье для рулевого (кормовая кница); 66 - обвязка транцевой доски; 67 - рым для кормового фалиня; 68 - кормовой фа­линь; 69 - кормовое сиденье; 70 - обойма флагштока; 71 - степс флаг­штока; 72 - шлюпочный гвоздь с шайбой; 73 - фигурный брус.


Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса шлюпки служат шпангоуты (рис 1.39; рис 2.39) , которые крепятся стальными оцинкованными шурупами к резень-килю по всей длине шлюпки с обеих сторон.

Поверх шпангоутов на резень-киль накладывается кильсон (рис 1.52; рис 2.13) – съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами (рис 2.23). На кильсоне имеются степсы (рис 1.38; рис 2.14) для установки мачт и гнезда для стоек – пиллерсов (рис 1.43; рис 2.18), поддерживающих банки. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя дубовыми изогнутыми по форме борта шлюпки привальными брусьями (рис 1.25; рис 2.40), которые в свою очередь носовыми концами врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком (рис 1.27) - стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевым брусом (рис 1.4). Привальный брус придает шлюпке продольную прочность и надежность набора.

Чтобы предохранЯЛись шпангоуты от повреждения, дно шлюпки закрывается съемными щитами – рыбинами (рис 1.19; рис 2.32), имеющими упоры для ног (рис 1.21; рис 1.50) гребцов, а кормовая часть дна закрыта решетчатым люком (рис 1.49; рис 2.34,2.35) , состоящим из двух частей.

Верхний конец пиллерса входит в гнездо на банке, нижний – в башмак (рис 1.42; рис 2.16) на кильсоне. Между банками по бортам находятся распорки, называемые междубаночными чаками (рис 1.17; рис 2.45) .

С внутренней стороны шлюпки немного выше расчетной ватерлинии по бортам прокладываются дубовые брусья – подлегарсы (рис 1.45; рис 2.43) , на которые опираются банка, кормовые сиденья и носовой решетчатый люк (рис 1.31; рис 2.30) с планкой и гнездом для фонарной стойки (рис 1.26; рис 2.29). Нижний конец стойки входит в гнездо степса на форштевне. Банки и кормовое сиденье крепятся к подлегарсу и привальному брусу при помощи книц (рис 1.15; рис 2.46) . Привальные брусья и подлегарсы в носовой части прочно соединяются между собой и форштевнем, в корме с транцевой доской.

К ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) (рис 1.6; рис 2. 9).

По периметру с внутренней стороны к транцу крепится деревянный брустранцевый брус (рис 1.4).

Параллельно транцевой доске в вертикальные направляющие планки вставляется съемная заспинная доска (рис 1.10; рис 2.62), которая устанавливается параллельно транцевой доске на расстоянии 35 - 45 см от нее.

На внутренней стороне транцевой доски находится обойма (рис 2.70) , а на кормовом сиденье - гнездо для крепления флагштока, (степс флагштока) (рис 1.7; рис 2.65)

Между заспинной и транцевой досками у правого борта на деревянной накладке – книце (рис 1.7; рис 2.65) , опирающейся на привальный и транцевый брусья, находится место старшины шлюпки.

Пояса обшивки (рис 1.44) ЯЛа уложены в накрой. Нижняя линия досок обшивки, входящая в шпунт киля, называется шпунтовым поясом (рис 1.48) , а верхний пояс – ширстреком (рис 1.40; рис 2.38).

Привальные брусья оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху с обеих бортов дубовыми досками – планширом (рис 1.32; рис 2.41) , которые ограждаются с наружной стороны полукруглым буртиком (рис 1.41) , а нижний бортик расположен на поясе, ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке шурупами, они прикрывают паз между планширом и ширстреком и защищают борта шлюпки от ударов при швартовке.

В днище шлюпки в районе загребной банки имеется отверстие с вывинчивающейся латунной пробкой (рис 1.47; рис 2.59, 2.60) , которое служит для слива воды, скопившейся на дне при подъеме шлюпки.

Корпус шлюпки оборудуется различными металлическими деталями, служащими для соединения частей набора между собой.

При спуске и подъеме шлюпки на борт судна используются цепные подъемы (рис 1.36, 1.54; рис 2.20, 2.26) , которые состоят из обуха (рис 2.22) , наглухо приклепанного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма (рис 2.19) . За рымы закладываются гаки шлюпочных талей. Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась, носовой рым пропускают через стопорную планку на носовой банке, что образует обойму носового цепного подъема (рис 2.28) , а кормовой через специальное отверстие в кормовом сиденье, что образует обойму кормового цепного объема (рис 2.28) .

Для установки мачты в вертикальное положение и закреплению ее на мачтовой банке укреплена наметка (рис 1.22; рис 2.50) и гнезда (рис 2.48) для нагелей (рис 1.23; рис 2.47) , которые представляют собой обычные болты с продолговатой фигурной головкой. Они предназначены для закрепления наметок и снастей такелажа.

Степс (рис 1.38; рис 2.14) прикрепляется к кильсону и служит для установки конца (шпоры) мачты.

На внутренней кромке привальных брусьев с левого и правого борта установлены фасонные обушки – вант-путенсы (рис 1.18; рис 2.55). Они служат для крепления вант (рис.2.58) , удерживающих мачту в вертикальном положении, а также для закладывания и обтягивания фока-шкотов (рис 1.12; рис 2.64), фасонные обушки имеются и на кницах средней банки для закладки кливер-шкотов (рис 1.16).

Гак на форштевне (галсовый гак) (рис 1.28; рис 2.31) служит для осаживания и крепления кливер-галса.

На внутренней стороне привального бруса установлены утки (рис 1.12, 18) для кливер-шкота, фока-шкота, а также для крепления кранцев при швартовке.

Швартовое устройство состоит из носового (рис 1.30) и кормового рымов (рис 1.3; рис 2.67) , к которым крепится огон фалиня-троса (рис 2.68) из растительных и синтетических волокон.

К планширю крепятся подуключины (рис 1.13; рис 2.51) с гнездами для уключин (рис 2.52) . В ЯЛе четыре банки: носовая (рис 1.35), баковая (мачтовая) (рис 1.24), средняя (рис 1.20) и кормовая (загребная) (рис 1.46).

Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит рулевое устройство (рис 1.57) . Руль навешивается в диаметральной плоскости на специальный стержень (рис 1.59) , для чего на нем укреплена петля с оковкой (рис 1.58) . Чтобы румпель не выпал, он крепится чекой, связанной цепочкой с головкой руля (рис 1.5) . В пере руля (рис 1.60) имеется отверстие для сорлиня (рис 1.2) - небольшого линя. Один конец сорлиня, пропущенный в отверстие на руле, заделан узлом - кнопом, а второй привязан к рыму на ахтерштевне.

Снаружи в носовой части от форштевня, а также на транцевой доске с правого и левого борта укрепляются окантовки для флюгарок (рис 1.56) .

1.4. Устройство шестивесельного яла

Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1).

Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:
1 - форштевень; 2 - галсовый гак; 3 - брештук; 4 - отверстие для фонарной стойки; 5, 37 - решетчатые люки; 6 - стопорная планка; 7 - наметка; 8 - вант-путенс; 9 - кница; 10 - подуключина; 11 - чака; 12 -упорна; 13 - степс уключины; 14 - утка; 15 - банка; 16 -продольная банка; 17 - кормовое сиденье; 18 -румпель; 19 - заспинная доска; 20 - кормовая накладка (кница); 21 - обушок; 22 - цепочка чеки; 23, 56 - фалини; 24 - флюгарка; 25 - транцевый брус; 26 - транцевая доска; 27 - кормовой рым; 28 - сорлинь; 29 - отверстие для цепного подъема; 30 - руль; 31 - стержень; 32 - петля для подвески руля; 33 - подкильная полоса (оковка); 34 - ахтерштевень; 35-кница; 36, 55 - цепные подъемы; 38 - пробка; 39 - шпангоут; 40 - киль; 41 - кильсон; 42 - шпунтовый пояс; 43 - четырехгранный гвоздь; 44 - рыбина; 45 - съемная стойка (пиллерс); 46 - подлегарс; 47 - заполнитель (деревянный); 48 -привальный брус; 49 - ширстрек; 50 - планширь; 51, 53-буртики; 52-обшивка; 54-гнездо для нагеля; 57 - носовой рым


Остовом корпуса служит набор, состоящий из продольных и поперечных дубовых или ясеневых брусьев. Набор придает корпусу необходимую форму и обеспечивает его прочность. Основная часть набора - киль.

Киль - сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки.

В носовой части латунными болтами скреплен с килем, образуя носовую оконечность шлюпки (рис. 2), форштевень - криволинейный брус, клеенный из нескольких дубовых досок.

Кормовую оконечность шлюпки образует врезанный в киль под углом ~ 100° прямоугольный клеенный из дубовых досок брус - ахтерштевень . Ахтерштевень скреп- лен с килем стальной оцинкованной кницей на латунных болтах.


Рис. 2. Киль и штевни:
1 - гак для крепления кливер-галса (галсовый гак); 2 - форштевень; 3, 9, 10 - болты; 4 - подкладка; 5 - кница; 6 - кормовой рым; 7 - ахтерштевень; 8 - транцевая доска; 11- киль; 12 - подкильная полоса


В ахтерштевень заподлицо врезана транцевая доска (транец), изготовленная из двух-трех дубовых досок. С внутренней стороны по периметру к транцу крепится деревянный ободок - транцевый брус . К килю сверху оцинкованными гвоздями прикреплен дубовый резен - киль , придающий килю дополнительную прочность.

По всей длине киля с обеих сторон его верхней части вырезаны шпунты для присоединения первого пояса обшивки (рис. 3).

Киль и форштевень защищены от повреждений металлической подкильной полосой.

К резен-килю стальными оцинкованными шурупами прикреплены шпангоуты - поперечные ребра из твердых пород дерева, выгнутые по форме обводов шлюпки (рис. 4). На шестивесельном яле 25 шпангоутов.

Поверх шпангоутов на резен-киле лежит кильсон-съемная доска , скрепленная с килем латунными болтами (рис. 4 и 14).


Рис. 3. Конструкция киля:
1 - резен-киль; 2 - шпунт; 3 - киль; 4 - подкильная полоса


Верхние концы шпангоутов скреплены двумя дубовыми изогнутыми по форме борта привальным и брусьями.


Рис. 4. Крепление шпангоутов:
1 - кильсон; 2 - шпангоут; 3 - гвоздь с шайбой; 4 - обшивка; 5 - резен-киль; 6 - шуруп; 7 - киль


Носовые концы привальных брусьев врезаны в форштевень и скреплены с ним и между собой брештуком-стальной кницей с деревянной накладкой (рис 5).

Кормовые концы привальных брусьев скреплены стальными кницами с транцевым брусом.

К набору яла оцинкованными или медными гвоздями прибита обшивка из сосновых и дубовых досок. Носовые концы обшивки утоплены в вырезанный шпунт на фор-штевне, а кормовые - скреплены с ахтерштевнем ободком транца и транцевой доской. Обшивка состоит из 14 поясов.


Рис. 5. Крепление привальных брусьев:
1 - форштевень; 2 - гак для крепления кливер-галса; 3 - стальная кница; 4 - деревянная накладка (брештук); 5 - носовой рым; 6 - шпангоут; 7 - привальный брус; 8 - ширстрек


Первый пояс - шпунтовый изготовлен из 16-мм дубовых досок (толщина остальных досок-12 мм). Верхний пояс обшивки - ширстрек тоже изготовлен из дубовых досок. Между ширстреком и привальными брусьями - деревянный заполнитель. Пояса обшивки яла уложены внакрой (рис. 6, а).

Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху дубовой доской - планширем.

Два буртика - полукруглые дубовые или ясеневые бруски - защищают борта шлюпки от ударов при швартовке. Верхний буртик прикрывает паз между планширем и ширстреком, а нижний - находится на поясе, который ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами. В планшире и деревянном заполнителе имеются отверстия для уключин (по три на каждом борту) (рис. 12).


Рис. 6. Обшивка:
а - внакрой; б - вгладь;1 - планширь; 2 - буртики; 3 - доски обшивки; 4 - гвозди с шайбами; 5 -шпангоут; 6 - подлегарс; 7 - банка; 8 - штапик; 9 - привальный брус


На продольные дубовые брусья - подлегарсы опираются банки, которые служат сиденьями для гребцов и элементами поперечного крепления шлюпки.

В яле четыре банки: носовая, баковая (мачтовая), средняя и загребная (кормовая). Стальными оцинкованными кницами они скреплены с привальными брусьями (рис. 7). Чтобы банки не прогибались под тяжестью гребцов, их средние части укрепляют стойками - пиллерсами. Верхний конец стойки входит в гнездо на банке, нижний - в башмак на кильсоне (рис. 14). Между банками по бортам находятся распорки, называемые чаками . Поверх банок и чак вплотную к шпангоутам уложена дубовая планка - штапик (рис. 6 и 7).


Рис. 7. Крепление банки к привальному брусу:
1 - металлическая кница; 2 - планширь; 3 - привальный брус; 4 - шпангоут; 5 - деревянный заполнитель; 6 - штапик; 7 - фасонный обушок для заводки кливер-шкота; 8 - подлегарс; 9 - банка (средняя); 10 -- чака


В носовой части шлюпки на подлегарс опирается съемный носовой решетчатый люк с отверстием для фонарной стойки (или гоночного номера). Нижний конец стойки входит в гнездо башмака на форштевне.

В кормовой части шлюпки (рис. 8) на подлегарс опирается сиденье, на котором при движении под парусом размещаются пассажиры, командир и старшина шлюпки. Параллельно транцевой доске в вертикальные направляющие башмаки вставляется съемная заспинная доска.

Между заспинной и транцевой досками у правого борта на деревянной накладке - книце, опирающейся на привальные и транцевый брусья, находится место старшины шлюпки при движении на веслах.

Для предохранения шпангоутов от повреждений, удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения нагрузки дно яла прикрыто съемными деревянными щитами - рыбинами , а между загребной банкой и кормовым сиденьем - кормовым решетчатым люком (рис. 8 и 9), состоящим из двух частей.


Рис. 8. Кормовая часть шестивесельного яла:
1 - утка; 2 - направляющий башмак; 3 - разрезной фасонный обушок для заводки фока-шкота; 4 - деревянная кница (место старшины шлюпки при движении на веслах); 5 - транцевый брус; 6 - кормовой рым; 7 - отверстие для цепного подъемного рыма; 8 - кормовое сиденье; 9 - кормовой решетчатый люк; 10 - пробка


На рыбинах и люке имеются упорки для ног гребцов. Для слива воды, скопившейся на дне шлюпки, под кормовым люком в обшивке имеется отверстие с вывинчивающейся пробкой (рис. 8). При спуске и подъеме шлюпки на борт корабля используются цепные подъемы (подъемные рымы).


Рис. 9. Рыбина:
1 - рыбина; 2 - упорка; 3 - стройка


Цепной подъем состоит из обуха, наглухо прикрепленного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма (рис. 10). За рымы закладываются гаки шлюпочных талей.


Рис. 10. Цепной подъем (цепной подъемный рым):
1 - рым; 2 -. стопорная планка; 3 - цепь; 4 - такелажная скоба; 5 - гайки; 6 -кильсон; 7 - болт; 8 - киль; 9 - обух; 10 - штырь


Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась, носовой рым пропускают через стопорную планку на носовой банке, а кормовой - через специальное отверстие в кормовом сиденье.


Рис. 11. Рулевое устройство:
1 - головка руля; 2 - чека с цепочкой; 3, 5 - петли с оковками; 4 - отверстие для сорлиня; 6 - перо руля; 7 - ахтерштевень; 8 - стержень; 9 рым кормового фалиня; 10 - сорлинь; 11 -румпель


Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит рулевое устройство (рис. 11), состоящее из навесного руля, деталей для его навески и румпеля (при движении на веслах используется изогнутый румпель, при движении под парусом - прямой).

Руль изготовлен из дуба и состоит из головки, пера и петель с оковками. Он навешен на стальной оцинкованный стержень, укрепленный на транцевой доске и ахтерштевне яла. В головке руля имеется квадратное отверстие для румпеля . Чтобы румпель не выпал, он крепится чекой, связанной цепочкой с головкой руля или румпелем. В пере руля имеется отверстие для сорлиня - небольшого линя окружностью 25 мм. Один конец сорлиня, пропущенный в отверстие на руле, заделан узлом - кнопом, а второй привязан к рыму на ахтерштевне.


Рис. 12. Подуключина:
1 - планширь; 2 - подуключина; 3 - отверстие для уключины; 4 - деревянный заполнитель; 5 - привальный брус


Для крепления весел, мачты и снастей при управлении парусами, а также для других надобностей на корпусе шлюпки имеются следующие детали.

Подуключины - врезанные заподлицо в планширь угловые металлические оцинкованные планки с отверстиями для уключин (рис. 12).

Наметка - откидная металлическая скоба на шарнире для удержания мачты в вертикальном положении. Один конец наметки закреплен на мачтовой банке, другой, откидной, крепится к банке нагелем (рис. 13).

Степс - прикрепленная к кильсону металлическая наделка для установки нижнего конца (шпора) мачты. В углублении степса находится горизонтальный штырь, на который садится мачта желобом шпора (рис. 14).

Степсами называются также металлические наделки с отверстиями для уключин, которые иногда устанавливаются ниже привального бруса.

Вантпутенсы - металлические планки с проушинами для крепления вант. Расположены с внутренней стороны привальных брусьев по два с каждого борта (рис.20).

Разрезные фасонные обушки служат для закладки фока-шкотов. Расположены на планшире между заспинной и транцевой досками (рис. 8). На кницах сред- ней банки - фасонные обушки для заводки кливер-шкотов (рис. 7).


Рис. 13. Наметка:
1 - отверстие для нагеля; 2 - наметка; 3 - нагель


Гак на форштевне (галсовый гак) служит для осаживания и крепления кливер-галса (рис. 2 и 5).


Рис. 14. Кильсон со степсом и башмаками для стоек:
1 - башмак для стойки (пиллерса); 2 - штырь; 3 - степс; 4 - кильсон


Утки - металлические двурогие планки для крепления кранцев (рис. 8).

Швартовное устройство состоит из носового (на форштевне) и кормового (на ахтерштевне) рымов, к которым крепятся огоном фалини - тросы из растительных или синтетических волокон. Предназначено для швартовки и буксировки шлюпок.

На внутренней стороне транцевой доски находится обойма, а на кормовом сиденье - гнездо (или башмак ) для крепления флагштока (рис. 15).


Рис. 15. Детали на транцевой доске:
1 - флагшток; 2 - утка на флагштоке для крепления фала флага; 3 - металлические планки для крепления подвесного мотора; 4 - фасонный обушок для крепления леера: 5 - транцевый брус; 6 - металлическая пластинка с данными о мореходности шлюпки; 7 - кормовой фалинь; 8 - фасонная доска; 9 - гнездо для флагштока; 10 - флажный позывной; 11 - обойма для флагштока


Для подвески мотора на транцевой доске установлены две металлические планки. Для крепления леера при зачехлении шлюпки имеется фасонны й обушок.

Слева от ахтерштевня на транцевой доске прибита металлическая пластинка с данными о мореходности и пассажировместимости шлюпки, а справа накрашивается флажный позывной данной шлюпки.

Флажный позывной присваивается шлюпке приказом командира корабля (части) и состоит из сочетания двух флагов Шлюпочной сигнальной книги: верхний флаг обозначает букву, нижний - «Шлюпочный». Таким образом, флажные позывные имеют вид: А. Шл., Б. Шл. и т. д.


Рис. 16. Расположение флюгарки на транце


Кроме флажного позывного циркуляром начальника штаба флота шлюпке присваиваются флюгарка и цифровой позывной. Последний накрашивается на гоночном номере и пришивается к парусу. Порядок пользования позывными изложен в Шлюпочной сигнальной книге (ШСК).

В носовой части на привальном брусе правого борта прикреплена табличка с указанием типа шлюпки, завода- изготовителя, заводского номера и года постройки.

Флюгарки - круглые с деревянной окантовкой знаки (рис. 16), указывающие, какому кораблю (части) принадлежит шлюпка. Они располагаются снаружи обшивки в носовой части и на транце с обоих бортов.

Вперед
Оглавление
Назад

На каждой банке шестерки сидят по два гребца.

Шестивесельный ял используется:

Ял - (от нидерл. jol; 2-х и 4-вёсельный ял обычно называют ялик)- это

Мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная). Длина мачты - 5,5 м. Нижний конец мачты – шпор выполнен четырехгранным и для прочности обшит металлической оковкой.

Ванты служат для крепления мачты. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4-6 мм. В оба конца вант вплеснены коуши - металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты - концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми тал-репами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.

Фока-фал делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

Ракс-бугель -

Реек -

При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугел я. Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса. Для установки рангоута в рабочее положение требуется обязательным образом наличие приготовленных нагелей, исправность вантин с талрепными кончиками, отсутствие видимых повреждений мачты, степса, мачтовой банки и механизма откидной наметки.

Для установки рангоута гребцы заносят свернутый рангоут топ-мачтой на корму,
Располагают шпор-мачту напротив степса, откидывается наметка.
Перед подъемом топ-мачты проверяется: коуши вантин на топ-мачте должны висеть на нижней
части обушков, рангоут должен быть повернут галсовым гаком вниз (в поднятом состоянии бугель с
галсовым гак должен быть выше механизма откидной наметки и повернут гаком в сторону кормы).
Потом топ-мачта приподнимается, шпор-мачта направляется и устанавливается в степс, далее
рангоут устанавливается вертикально.
Как только рангоут был поставлен вертикально, необходимо
закрыть плотно откидную наметку и зафиксировать ее нагелем. После этого распутываются обе
вантины и фал. Ванты талрепными узлами крепятся на ближайшие вант-путансы.
Перед подъемом парусов следует проверить: плотность закрепления рангоута в механизме
откидной наметки, ракс-бугель должен быть повернут гаком к правому борту так чтобы фал не
обворачивал мачту, а также дополнительно проверить целостность рангоута и такелажа.
Сворачивание рангоута производится по команде «рубить рангоут» перед каждым выносом
парусного вооружения из шлюпки.
Сворачивание рангоута производится следующим образом: свободный фал вытягивается так,
чтобы расстояние между ракс-бугелем и бугелем с галсовым гаком было 0,5 – 0,8 м; обе вантины и
свободный конец фала вместе обкручивается вокруг мачты в 3-4 оборота; далее вантины и фал
стягиваются талрепным узлом на гак на ракс-бугеле и гак на бугеле с галсовым гаком; в таком
положении рангоут снимается, переносится и хранится.

Парусное вооружение Ял-6: кливер, фок.

    КИЛЬ – основа шлюпки.

    ФОРШТЕВЕНЬ – носовое продолжение киля.

    ШПАНГОУТЫ – рёбра жесткости, придающие шлюпке поперечную прочность.

    КОРПУС – двойной пластиковый, с прослойкой из пенопласта.

    ТРАНЕЦ – кормовое завершение шлюпки.

    ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС – соединяет форштевень с транцем, усиливает прочность борта.

    ПЛАНШИРЬ – верхняя часть привального бруса.

    БУРТИК – предохраняет борт от удара о причал.

    СТАКАН С ОТВЕРСТИЕМ ДЛЯ СЛИВА ВОДЫ.

    БАНКА – сиденье для гребцов

БАКОВАЯ – для сигнальщиков

МАЧТОВАЯ – для баковых гребцов

СРЕДНЯЯ – для средних гребцов

ЗАГРЕБНАЯ – для загребных

КОРМОВОЕ СИДЕНЬЕ - для запасных

СИДЕНЬЕ ДЛЯ РУЛЕВОГО И СТАРШИНЫ – КНИЦА.

*******************************************************************************

КИЛЬ шлюпочный – продольный брус прямоугольного сечения, идущий по всей длине шлюпки. Служит для обеспечения продольной прочности борта. На киль ставятся шпангоуты. Название это на английском, голландском и немецком языках звучит одинаково. К нам этот термин попал еще при постройке голландцем Ван-Буковеном первого российского военного корабля «Орёл» (1667 г.). В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» привёл не только точное его объяснение, но и пословицу: «Лихо заложить киль, а кокоры (рёбра – т.е. шпангоуты) и добрые люди поставят».

Сложением слов образованы термины кильватер, кильблок. Попавшее к нам с эстонского языка слово КИЛЬКА также связано с килём, имеющимся в нижней части тела этой рыбешки.

ЗАКЛАДКА КИЛЯ – заложение основания судна, начало строительства.

КНИЦА – термин, с которого пошли обвинения в засорении «корабельного» языка бессмысленными иноземными словами. В голландском языке слова knie , knitje означают колено, коленка. В русских документах КНИЦА встречается впервые в «Росписи лесных припасов на один корабль», датированной 1698 г. Здесь сказано, что на один корпус надо заготовить «120 локотных кривуль – имянуются книс». В классическом кораблестроении кницы вырубались из подходящего по форме дерева с ответвлением. Кривули эти были довольно внушительными. В упомянутой «Росписи» сказано, что «исподний» (нижний вертикальный) конец заготовки бимсовой кницы должен быть в длину не менее 10 футов (1 фут – 30,5 см), верхний, отходящий под углом 90° - 7 или 8 футов («а толщиною как возможно сыскать»). «Локотная кривуля» - тоже не случайная игра слов. В голл. яз. существовал когда-то термин - кромхоут, где кром – значит кривое. Вот это кривое дерево и перевели, как «кривуля». А сравнение с локтем, очевидно, уже на совести переводчика.