Римская семья, религия, нравы. «Римские нравы и римская религия времен республики

Цели:

  • познакомить учащихся с важнейшими ценностями у древних римлян: религией, семьей и ее устройством;
  • сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований;

Новые понятия: понтифик, фамилия, жертвоприношение, авгуры, атриум.

Оборудование урока: Карта «Рим в древности», программа урока для каждого ученика.

ХОД УРОКА

1. Текущий контроль знаний и умений

2. Повторение

1. Приведите в соответствие термины и определения:

1) патриции – а) «народный защитник», имеющий право остановить любые распоряжения властей или действия патрициев;
2) язычество – б) потомки основателей Рима;
3) республика – в) переселенцы из других областей Италии и завоеванных государств;
4) трибун – г) строй, при котором руководители государства избираются населением;
5) плебеи – д) вера в существование множества богов и поклонение им.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

2. Рим был основан: (Отметь галочкой правильный ответ)

а) в 753 г.н.э.; б) в 756 г. до н.э.; в) в 753 г. до н.э.

Правильный ответ – 1 балл.

3. Закончи схему:

Устройство Римской республики

3. Новый материал

Программа урока (у каждого учащегося)

– Приведите в соответствие термины и понятия:

1) язычество – а) служители богов;
2) жрецы – б) высшие жрецы у римлян;
3) понтифики – в) вера и поклонение множеству богов;
4) авгуры – г) семья у римлян;
5) фамилия – д) толкователи воли верховного бога Юпитера, важные жрецы.

Проверка, Выставление себе оценки.

Если ты набрал 12-11 баллов – «5»;
10-8 баллов – «4»;
7-5 баллов – «3»;
менее 5 баллов – постарайся лучше выполнять домашние задания по истории Древнего мира.

(Проверка производится сразу же).

Фронтальный опрос

– Что такое «республика?
– Было ли в действительности управление в Риме «общенародным делом»?

Работа на доске

– Подберите правильные окончания к выписанным на доске фразам из документа, рассказывающего о природе древней Италии.

1. Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова…

2. Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней…

3. В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах

4. Почти во всю ее длину тянутся Апеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы…

5. Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных…

1. … соответственно которым там имеются разнообразные животные, растения и вообще все необходимые для человека предметы.

2. … окружена как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами.

3. … зато существующие гавани обширны и весьма удобны.

4. … так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств, плодов здесь произрастающих.

5. … так что нет такой части Италии, на долю которой не выпали бы удобства гор и равнин.

План изучения нового материала

1. Боги древних римлян.
2. Жрецы – служители богов.
3. Дом и семья в Древнем Риме.

1. Древние римляне строили храмы и приносили жертвы многим божествам, которых под другими именами чтили и древние греки: Богу – громовержцу, богу – повелителю морей, богине – любви, богине – мудрости, богу войны, божеству мира и многим другим. Самым древним божеством являлся Сатурн. В честь Сатурна установили праздник – Сатурналии. Бога чествовали все без исключения жители, и свободные и рабы. Имена римских богов сохранились в названиях месяцев: Юнона – богиня семьи и материнства – это июнь; Бог войны Марс – март; двуликий бог Янус – покровитель любого начала – январь.

– Как называется вера и поклонение множеству богов? (Язычество)
– Чем для римлян была религия? (Одной из главных ценностей)

2. Знакомимся с текстом учебника с. 237 (первые два абзаца).

– Как назывались высшие жрецы у римлян? (Понтифики)
– Что входило в их обязанности? (Следили за правильным исполнением обрядов и принесением жертв)
– Сколько их было человек? (Девять)
– Кто толковал волю верховного бога Юпитера? (Авгуры)

Запись в тетради новых слов – понтифики, жертвоприношения, авгуры.

3. У римлян первых веков все жилища состояли из одной комнаты – атриум, в течение нескольких столетий римский дом не имел дальнейшего развития.

На доске.

Запись в тетради нового слова: «атриум».

– Как в Риме называли семью? (Фамилия)
– Кого она включала в себя? (Всех, находившихся под властью господина, главы семейства)
– Чем для римлян была фамилия – семья? (Еще одной ценностью)

Запись в тетради нового слова: «фамилия»

4. Закрепление изученного материала

– Подведем итоги. В своих программах урока выполните задание 1 нового материала.

– Что было важнейшими ценностями у древних римлян?

5. Домашнее задание

– п. 44,
– Ответить на вопрос: сколько имен было у римских граждан и почему?

Выставление отметок

Урок в проблемно – диалогической технологии.

Учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 1 г. Суровикино Волгоградской области

Конорева Ольга Алексеевна

Класс -5-й. Предмет – история.

Тема: «Римские нравы и римская религия времен республики».

Эпиграф : «O tempora! O mores!»

«О времена! О нравы!»

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

обучающиеся смогут:


  • объяснить смысл новых понятий; фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик;

  • давать характеристику древнеримским божествам;

  • сравнивать современную и древнеримскую семью и нравственные устои.
Метапредметные:

Регулятивные:

обучающиеся смогут:


  • определить цель своей деятельности на уроке;

  • планировать действия направленные на достижение поставленных целей,

  • выдвигать различные гипотезы в проблемной ситуации;

  • соотносить результаты своей деятельности с целью;

  • оценивают полезность информации для собственной жизни.
Коммуникативные:

обучающиеся смогут:


  • доносить свою позицию до других при анализе исторических источников, иллюстраций,

  • учитывать мнение одноклассников при сравнении римских и греческих богов,

  • уметь работать в группе во время составления рассказа, анализа басни, работы с таблицей.
Личностные:

обучающиеся смогут:


  • высказывать свое мнение о нравственной роли семьи и религии в Древнеримском обществе периода республики.

  • самоопределяться в жизненных ценностях семьи, нравственных началах и религии.
Основные понятия:

  • фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.
Вид используемых на уроке средств ИКТ :

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.

  2. Видеофильм «Древний Рим».
Ход урока

  1. Актуализация знаний . Обсуждение с обучающимися отрывков из сочинений древних авторов:
1.1.Плутарх. Наставление супругам.

Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как далее склеенные горшки сперва легко рассыпаются от малейшего толчка, зато со временем, когда места скреплений станут прочным, ни огонь, ни железо их не возьмут. Слово «моё» и «не моё» необходимо исключить из семейной жизни. Как ушибы левой стороны, по словам врачей, отдаются болью справа, так и жене следует болеть за дела мужа, а мужу – за дела жены.

Диалог: «О чем говорит Плутарх?»

Предполагаемый результат: « О семье.»

Термин «семья» выносится на доску.

1.2.Сенека. Нравственное письмо к Луцилию .

А что лучшее в человеке? Человек силен? И львы тоже! Он красив? И павлины красивы! Он проворен? И лошади проворны. Он может двигаться и произвольно направлять движения? Но так же и звери, и черви! У него есть голос? Но у собак голос звонче, у орлов- пронзительней, у быков – гуще, у соловьев – приятней. Что же присуще именно человеку?

Диалог: « Что имеет в виду Сенека?»

Предполагаемый результат: «Разум. Нравственность. Мораль.»

Термин «нравственность» записывается на доске.

1.3.Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Также поверить никак невозможно и в то, что святые

Где- то жилища богов обретаются в мира пределах,

Ибо природа богов настолько тонка и от чувства

Нашего столь далека, что едва ли умом постижима.

Если ж она осязанью рукой и толчками недоступна,

То и сама не должна осязать то, что мы осязаем:

То, что нельзя осязать, и само осязанию чуждо.

Диалог: « Природу какого явления описывает Лукреций Кар?»

Предполагаемый результат: «Религия»

Термин «религия» фиксируем на доске.

На основании предложенных терминов обучающиеся формулируют тему урока.

Таким образом, нам необходимо образовать 3 группы, которые будут работать по 3-м направлениям:


  • Семья

  • Нравственность

  • Религия

  1. Создание проблемной ситуации:

  1. Выскажите предположение на предмет того, похожи ли древнегреческая семья, нравственность и религия на современные?

  2. Что вы взяли бы из Древнего Рима в нашу сегодняшнюю жизнь, а от чего отказались?

  1. Какие у вас есть версии решения проблемы? (дети выдвигают предположения по проблеме)

  1. Актуализация имеющихся знаний.

  1. Давайте подумаем, что мы уже знаем по данному вопросу?
О семье обучающиеся знают из курса обществознания.

1 группа . Предполагаемый ответ: «Семья это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью и взаимопомощью. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.Большинство людей имеют семью. Семьи бывают двухпоколенными или трехпоколенными. Иногда-неполными. Чаще современные семьи насчитывают 3-5 человек. Семья ценилась во все времена. Бобыль или человек без семьи считался всегда обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей так же естественно, как необходимо и естественно трудиться… »

2 группа . О нравственности.

Предполагаемый ответ: «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

Человек, наделенный моральными принципами, нарушая их, испытывает чувство совести и вины.Благородные нравственные поступки не требуют наград. Благодарностью служит сам добрый поступок.

Ответственность перед другими, уважение к родителям, доброта, правда, честь, совесть – эти качества универсальны, ценятся в современном обществе, как и в другие времена…»

3 группа . О религии.

Предполагаемый ответ: «Религия – вера в существование сверхъестественных существ, способных влиять на судьбу человека. Мы знаем о невозможности древнего человека объяснить физические явления и о поклонении силам природы. Знакомы с религией Древней Греции, её иерархической структурой. Представляем сущность языческих верований, а также мировых религий, таких как буддизм…»


  1. Планирование.
Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Обсудите в группах и озвучьте план изучения данной темы.

  • Римская семья.

  • Древние нравы римлян.

  • Религия древних римлян периода республики.

  1. «Открытие» нового знания.

Группам раздаются карточки образовательного ресурса.

1 карточка ресурса.

Основные понятия: фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.

Задание: по тексту учебника § 46 познакомьтесь с толкованием данных понятий и распределите по 3-м группам:


Выносятся на доску ответы в виде таблицы.

2 карточка ресурса.

Работа в группах с раздаточным материалом.

1 группа. «Семья».

Рельеф «Мать, защищающая своих детей».

Задание: рассмотреть древнеримский рельеф, ответить на вопросы:


  1. Какие чувства у вас вызывает данное изображение?

  2. Какое отношение матери к детям передает рельеф?
Ресурс : текст учебника п. 1. § 46.

Задания:


    Составьте рассказ об укладе жизни в древнеримских семьях.

  1. Чем древнеримская семья отличается от современной?
2 группа. «Нравы».

Ресурс: Жизнеописание Цинцинната – известного политического деятеля Рима, жившего в V веке до н.э.

Став в 460 году до н.э. консулом, он выступал против своеволия народных трибунов и за усиление власти сената. Его хотели выбрать в консулы и на следующий год, но он воспротивился этому, так как не желал нарушать закон, запрещавший одним и тем же лицам два года подряд занимать одну и ту же должность. В 458 году до н.э. ввиду опасности, угрожавшей Риму, Цинциннат был назначен диктатором. Послы, явившиеся в его поместье за Тибром с известием об этом назначении, застали его работающим в поле. Одержав блистательную победу над врагами, Цинциннат с триумфом вернулся с богатой добычей в Рим. Через 16 дней он отказался от должности диктатора и вернулся к себе в поместье.

Согласно преданию, Цинциннат был образцом скромности, доблести и верности гражданскому долгу. В последующих веках его имя часто упоминалось в разговорах о полководцах или политических деятелях, прославившихся великой скромностью и преданностью общественным интересам.

Вопросы:


  1. Какие черты личности этого человека вы можете выделить?

  2. Как они характеризуют Цинцинната?

  3. Были ли эти черты свойственны многим гражданам Рима времен республики?
Ресурс: текст учебника п.2 § 46.

  1. Какие качества личности ценились в Древнем Риме времен республики?

  2. Что осуждалось?
Ресурс : басни, автор - древнеримский баснописец – Федр.

Лиса и ворон.

Кто любит слышать похвалы коварных уст,

Позорно тот, наказанный, раскается.

Когда похитил ворон сыр с оконницы

И съесть его хотел, присев на дерево,

Лиса, подкравшись, завела такую речь:

«Ах, ворон, как твои сияют перышки,

Как ты лицом прекрасен и осанкою!

Тот, сдуру вздумав отличиться пением,

из клюва выпускает сыр, который вмиг

лисы коварной пасть хватает жадная.

И лишь тогда воронья дурь раскаялась.

Отсюда видно, что всего важнее ум:

Сама добродетель уступает хитрости.

Лиса и аист.

Не делай зла: иначе, учит басенка,

Тебе твои же плутни будут карою.

Лиса к обеду пригласила аиста

(Гласит молва) и на тарелку плоскую

Похлебки жидкой налила, которую

Не склюнуть было аисту голодному.

Ответный пир готовя, аист кашею

Кувшин наполнил и, клюв туда просунувши,

Наелся сам, замучив гостью голодом.

И так сказала птица перелетная

Лисе, края кувшина тщательно лижущей:

«Кто дал пример- терпи от тех, кто брал пример».

Замерзшая змея и крестьянин.

Кто помогает злым, потом раскается.

Змею, совсем замерзшую от холода,

Себе на горе кто- то пригрел за пазухой,

А она, ожив, тотчас его ужалила,

И на вопрос, зачем она это сделала,

Сказала: «Чтоб впредь не помогали злым».

Задание:

1. Какие нравственные уроки дают нам древнеримские басни?

2. Актуальны ли они сегодня?

3 группа. «Религия»

Карточка ресурса : Римские боги – изображение.


Венера


Веста


Марс


Меркурий


Минерва


Сатурн


Фортуна


Юнона



Юпитер

Янус


Сильван


Ресур с :текст п.3 § 46.

Задание:


    Что древние римляне заимствовали у греков?

  1. Выявите черты самобытности древне римских верований?

  2. Что из древнеримской религии дошло до наших дней, что изменилось и почему?
Выступления от групп.

  1. Применение нового знания.
Какой ответ на основные проблемные вопросы урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Используя новые знания, выполните самостоятельную работу:

Задание 1.

Приведите в соответствие:


  1. Понтифик а) жрицы храма богини домашнего очага

  2. Весталка б) хранители нравственных устоев

  3. Фамилия в) хранители домашнего очага и припасов

  4. Лары г) жрецы, связывающие богов и людей

  5. Пенаты д) семья
Задание 2.

Укажите отличия устоев древнеримской семьи и нравов от современных.


  1. Рефлексия (итог урока).
Диалог:

  1. Какие затруднения возникли на уроке при разрешении проблемы?

  2. Какие цели нами были поставлены?

  3. Каких результатов мы добились?

  4. Соответствует ли результаты цели?
Карточка ресурса : вам даны 3 символа: чемодан, мясорубка, корзина.

Что из древнеримской истории семьи, нравов, религии вы возьмете с собой и будете использовать в современной жизни – положите в чемодан, что нуждается в переработке, видоизменении, осовременивании – отнесите к мясорубке, что вам кажется изжившим себя, ненужным современному человеку- выбросите в корзину.

Спасибо всем за урок.

Домашнее задание.

Расширить свои знания о семье, нравах и религии Рима периода республики, используя дополнительную литературу и интернет – ресурсы.

Какие нравственные правила определяли жизнь римской семьи?

Когда отец умирал, сын становился главой новой се­мьи. Близкая по крови группа семей образовывала рим­ский род. Замужнюю римлянку, мать семейства, назы­вали матроной.

Дети в римской семье воспитывались в строгости. Они долж­ны были выказывать родителям уважение и преданность. Когда ребёнок рождался, его обмывали и клали к ногам отца. Признавая ре­бёнка своим, отец поднимал его на руки. Так ребёнок становился членом фамилии. На 9-й день после рождения ребёнку давали имя. Во время церемонии наречения именем на него надевали особый амулет - бул­лу, который должен был защищать от злых духов. В 14 лет мальчика признавали взрослым. Его приводили на Форум, где в торжественной обстановке с него снимали детскую буллу и впервые надевали на него одежду взрослого. После этого молодой человек считался полноправным римским гражданином.

2. «Отеческие нравы». Каждый рим­лянин стремился быть настоящим граж­данином. Служение республике являлось высшим долгом и достоинством римля­нина. Римлянин был обязан выполнять законы, уважать власть, защищать го­сударство. «Я должен, следовательно, я могу» - таким был девиз римских граждан.

Считалось неприличным выставлять напоказ своё богатство. Даже богачи жили просто, ели из деревянной и гли­няной посуды. Знатные матроны и их дочери пряли шерсть, ткали и сами де­лали одежду, которую носили их му- жья« братья и сыновья. Впоследствии римляне назвали нравы Ранней респу­блики «отеческими» и не раз призывали вернуться к ним.

3. Римская религия. В каждой семье имелись свои домашние боги - лары
и пенаты. Они, как считали рим­ляне, охраняли дом, здоровье и благополучие членов семьи. Их фигурки хранили в специальных помещениях, рисовали на стенах. В дни семейных праздников для ларов и пенатов выставляли еду.

Главными патрицианскими бо­гами были Юпитер, Юнона и Минерва. Они соответствовали гре­ческим Зевсу, Гере и Афине. Этим богам римляне воздвигли храм на Капитолии. Он являлся главным римским святилищем.

При храме Юноны Советчицы (по-латыни - Монеты) был двор, где чеканили металлические деньги. Отсюда пошло слово «монета», а двор стал называться монетным.

Главными плебейскими богами были Церера, Либёр и Либёра. Церера соответствовала греческой Деметре, Ли- бер - Дионису, а Либера - Персефоне.

Как вы думаете, почему патриции и плебеи почитали разных богов?

Римляне почитали также бога Януса. Янус - бог входа и выхода, дверей и ворот, прошлого и будущего. Он изо­бражался с двумя лицами. Одно бы­ло устремлено вперёд, другое - назад. В честь Януса назван месяц январь.

Сатурн - бог времени и, кроме то­го, бог земледелия, виноградарства, до­брый правитель. С его правлением рим­ляне связывали «золотой век», когда все люди жили в мире, согласии и бла­годенствии.

У римлян было множество других богов и богинь, например богиня уда­чи Фортуна или бог лесов Силъван. Разные богини охраняли первый крик новорождённого, первый шаг ребён­ка. Отношение римлян к богам мож­но назвать деловым. За свои молитвы и жертвы римлянин хотел получить от бога свершения того, о чём он просил.


£ Г^Н Слово «религия» происходит от латинского глагола «связы­вать». Религия - это связь богов и людей. Слово «понтифик» на латыни означает «тот, кто строит мост», то есть «связывает» богов и людей. Титул великого понтифика и сегодня носит папа римский.

В Риме жрецы выбирались из числа знатных и осо­бо добродетельных людей. Жрецами становились некото­рые высшие магистраты. Отдельного слоя жрецов, являв­шихся только священнослужителями, в Риме, как и в Греции, не было.

Римский историк Тит Ливий о знамениях перед битвой

Когда войска римлян и галлов стали, готовые к битве, сбежа­ла с горы лань, спасаясь от волка, и промчалась по полю меж

тем и другим строем. Потом звери бросились бежать в раз­ные стороны: лань к галлам, а волк к римлянам. Волку откры­ли проход сквозь ряды, лань же была заколота галлами. Тогда один из римских передовых бойцов объявил: «Бегство и гибель обратились туда, где вы видите убитым священное животное Дианы; здесь же марсов волк-победитель, целый и невредимый, напоминает нам о марсовом племени и об основании нашего города».

В чём причина верований римлян в приметы, символы?

1. Назовите римских богов. Кому и в чём они покровитель­ствовали? 2. Какое место в обществе занимал «тот, кто строит мост»? 3. Что такое «отеческие нравы»? 4. Сравните воспитание детей в Спарте и в Римской республике. 5. Какое значение име­ли для римлян слова «фамилия», «отец»?

1. Каким образом религиозные верования разделяли патрициев и плебеев? 2. Составьте правила римской патрицианской семьи.

3. Чем различались греки и римляне в отношении к богам?

4. Что отражает сюжет скульптуры «Римлянин с бюстами пред­ков» (см. с. 243)? Выскажите своё мнение.

Для Древнего Рима семья имела большое значение, и представляла собой важную ячейку общества. Судьба римлянина во многом зависела от того, в какой семье он родился, какой собственностью и статусом владеет его семья и какое воспитание он может получить.

Главой семьи считался отец, в его руках была власть над всеми остальными членами семьи. Мать семейства тоже пользовалась почтением и авторитетом, к ее словам прислушивались взрослые сыновья.

Во власти отца было наказывать и даже казнить членов семьи, но традиции Древнего Рима не предусматривали жестокость, скорее всего, отец должен был поступать справедливо и в строгости воспитывать своих детей.

Обязанность матери семейства заключались в соблюдении нравственных устоев, она должна была следить за поведением всех членов семьи и их соблюдением римских обычаев. На ее плечах лежали заботы о доме и его благосостоянии, а также мать должна была приумножать общественное уважение к себе и своей семье.

Римской род образовывался близкими по крови семьями, в основном, в одну семью входили отец, его жена, их дети, жены и дети взрослых сыновей, и относящиеся к семье рабы.

Нравы римлян

Основой нравов Рима считалось обязательное служение республике, выполнение долга и отстаивание чести своей семьи и своей страны. Каждый гражданин должен был беспрекословно следовать законам государства, защищать его и высказывать уважение власти.

Важно отметить, что не в нравах римлянин было выставлять напоказ свое богатство, даже обеспеченные семьи жили просто и скромно. Женщины в богатых семьях ткали и самостоятельно шили одежду своим мужьям и сыновьям, а также пряли шерсть. Нравы древних римлянин со временем стали называть «отеческими».

Воспитание детей в Риме

Особенностью воспитания детей в Древнем Риме была строгость, с раннего детства прививались чувства уважения и почтения к родителям. Полноценное имя римскому ребенку давали только на девятый день после его рождения.

А когда он только рождался, его клали к ногам отца, и поднимая его на руки, он признавал ребенка и позволял ему стать членом семьи. Тогда над ними проводили специальный обряд - надевали амулет буллу, ведь по поверьям этот амулет должен был защищать его от зла и нечисти.

Взрослыми дети становились в 14 лет, для этого тоже был специальный обряд - буллу торжественно снимали и позволяли ему надеть взрослую одежду. Таким образом, он становился полноправным римлянином.

Религия римлян

Боги, которым поклонялись в Древнем Риме, соответствовали древнегреческим богам , только теперь у них были другие имена.

Главными богами считались Юпитер, Юнона и Минерва, которые в древнегреческой мифологии носили имена Зевс, Гера и Афина. Эти боги были главными для патрицианских семей, а плебейскими богами считались Церера, Либер и Либера.

В честь всех этих богов выдвигались храмы и святилища, главным среди них выделяют храм Юпитера Капитолийского, а также храм Юноны Советчицы, при котором был двор, в котором чеканили монеты. Также почиталась богиня Диана, которая покровительствовала охоте и соответствовала греческой богине Артемиде, и покровительница домашнего очага Веста.

Римляне строго соблюдали священные обряды и традиции, связанные с почтением богов, но все же их отношение к богам было серьезным и деловым. Священнослужителями считались жрецы, существовали объединения жрецов, которые называли коллегиями, а также коллегия понтификов, среди которых был великий понтифик, возглавляющий всех римских жрецов.

>>История: Римская семья, нравы и религия

50. Римская семья, нравы и религия

1. Римская семья.

Слово "семья" по-латыни означает "фамилия". В Риме семья считалась важнейшей ячейкой общества. Положение человека зависело от того, в какой семье он родился. Семья владела собственностью. В семье осуществлялось воспитание детей.

Во главе фамилии стоял отец, обладающий полной властью над женой, детьми, домочадцами. Отец мог судить, наказывать и даже казнить их. Однако, как правило, от отца семейства обычай требовал не жестокости, а строгости и справедливости. В состав фамилии входили отец. его жена - мать семейства, дети, жены и дети взрослых сыновей, а также рабы. Когда отец умирал, cын становился главой новой семьи. Близкая по крови группа семей образовывала римский род. Мать семейства пользовалась почетом и уважением. Замужнюю римлянку называли матроной. Перед ее авторитетом склонялись даже взрослые сыновья. Мать семейства охраняла нравственные устои фамилии, следила, чтобы поведение всех ее членов было достойным, отвечало римским обычаям. Ее заботой было приумножение не только благосостояния семьи, но и общественного уважения к ней.

Дети в римской семье воспитывались в строгости. Они должны были выказывать родителям уважение и преданность. Когда ребенок рождался, его обмывали и клали к ногам отца. Признавая ребенка своим, отец поднимал его на руки. Так ребенок становился членом фамилии. На 9-й день после рождения ребенку давали имя. Во время церемонии наречения именем на него надевали особый амулет - буллу, который должен был защитить от злых духов. В 14 лет мальчика признавали взрослым. Его приводили на форум, где в торжественной обстановке с него снимали детскую буллу и впервые надевали на него одежду взрослого. После этого молодой человек считался полноправным римским гражданином .

2. "Отеческие нравы".

Каждый римлянин должен был быть настоящим гражданином. Служение республике являлось высшим долгом и достоинством римлянина. Римлянин был обязан беспрекословно следовать закону, уважать власть, защищать государство. "Я должен, следовательно, я могу" - таковым был девиз римских граждан.

Считалось неприличным выставлять напоказ свое богатство . Даже богачи жили просто, ели из деревянной и глиняной посуды. Знатные матроны и их дочери пряли шерсть, ткали и сами делали одежду, которую носили их мужья, братья и сыновья. Впоследствии римляне назвали нравы древней республики "отеческими" и не раз призывали вернуться к ним.

3. Римская религия.

В каждой семье имелись свои домашние боги - лары и пенаты. Они, как считали римляне, охраняли дом, здоровье и благополучие членов семьи. Их фигурки хранили в специальных помещениях, рисовали на стенах. В дни семейных праздников для ларов и пенатов выставляли еду.

Главными патрицианскими богами были Юпитер, Юнона и Минерва. Они соответствовали греческим Зевсу, Гере и Афине. Этим богам были воздвигнуты храмы на Капитолии. Главным римским святилищем был храм Юпитера Капитолийского. В честь Юпитера ежегодно устраивались Великие, или Римские, игры .

На Капитолии находился храм Юноны Советчицы (по-латыни - Монеты). При нем был двор, где чеканили металлические деньги. Отсюда пошло слово "монета", а двор стал называться монетным.

Главными плебейскими богами были Церера, Либер и Либера. Церера соответствовала греческой Деметре, Либер - Дионису, а Либера - Персефоне. Этим богам был построен храм на холме Авентин. Покровительницей латинов, в особенности простых людей, считалась богиня-охотница Диана, соответствующая греческой Артемиде.

Особым уважением пользовалась покровительница домашнего очага богиня Веста.

Римляне считали себя народом Марса - бога войны. В глубокой древности новый год в Риме начинался с марта - месяца, посвященного Марсу. В марте во время священной церемонии по Риму проносили 12 щитов своего божественного покровителя. 24 жреца - салия - из самых знатных патрицианских родов служили Марсу.

Италийским богом, воспринятым римлянами, был Янус. Янус - бог входа и выхода, дверей и ворот, прошлого и будущего. Он изображался с двумя лицами. Одно было устремлено вперед, другое - назад. В честь Януса назван месяц январь.

Сатурн - бог времени и в то же время бог земледелия, виноградарства, добрый правитель. С его правлением римляне связывали "золотой век", когда все люди жили в мире, согласии и благоденствии. В честь Сатурна в конце декабря устраивались веселые праздники Сатурналии с маскарадами и переодеваниями, детям дарили подарки и сладости.

У римлян было множество других богов и богинь, например богиня удачи Фортуна или бог лесов Сильван. Разные богини охраняли первый крик новорожденного, первый шаг ребенка.

Римляне не были охочи до сочинения поэм и занимательных историй о своих богах. Их отношение к богам можно назвать деловым. Они точно соблюдали все священные обряды, жрецы строго исполняли все священнодействия. Молитвы римлян были немногословны. За свои молитвы и жертвы римлянин хотел получить конкретный ответ от бога в виде свершения того, о чем молящийся просил.

У римлян существовали коллегии (объединения) жрецов. Главной же была коллегия понтификов, возглавляемая великим понтификом. Великий понтифик был главой всех римских жрецов, следил за их деятельностью, судил их и поучал.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,