Роль морали в общественной жизни. Мораль и ее роль в жизни общества

Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать.

Мораль ставит оценки . Все наши поступки, а также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет - хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость - несправедливость; честь - бесчестие; благородство, порядочность - низость, непорядочность, подлость и т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т. д.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем в качестве добра, то это означает, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла - этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, мировоззрение.

Мораль регулирует деятельность людей . Вторая задача морали - регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от государственного регулирования. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламентов, министерств, судов и т. д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, служащих, милиции, полиции и т. д.).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Но не должно складываться убеждение, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем мнение отдельных личностей. Это не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов показал, что мнение всех этих скалозубов, фамусовых, молчалиных, княгини Марьи Алексеевны может быть силой темной, мрачной, направленной против всего живого и умного, что один человек может быть прав, в то время как все окружающие находятся во власти предрассудков, невежества, тупости, корысти. “Злые языки страшнее пистолета” - в этих словах великого писателя выражено его ощущение беспощадной мощи такого общественного мнения и вместе с тем его убийственной тупости, ограниченности.

Человек - не раб обстоятельств . Общественное мнение, конечно, - большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может ошибаться и большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек - существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, но и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто бы перестало развиваться, загнило бы и погибло.

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно - протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, гуманизм.

Внутренние духовные убеждения личности . Где же берет силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, против реакции, предрассудков?

Он берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т. е. на свое понимание морального долга, моральных идеалов. Духовные убеждения морального человека ориентируются на общечеловеческие моральные ценности и идеалы. Моральный человек подчиняет им свою деятельность, свои поступки, всю свою жизнь.

Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, но и под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести - никогда.

И человек постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему совесть. Человек находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения - так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.

Воспитательная роль морали . Воспитание всегда идет двумя путями: с одной стороны через влияние на человека других людей (родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), через целенаправленное изменение внешних обстоятельств, в которые ставится воспитуемый, а с другой стороны - через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

Общественные моральные принципы формируют личностные принципы, интенсивнее всего в процессе социализации человека, но продолжают оказывать влияние и на протяжении всей его жизни. При этом изменение общественных моральных принципов в свою очередь происходит под влиянием личностных принципов. Так с развитием капитализма в нашей стране довольно сильно изменилось представление о моральном облике руководителя. На смену образа честного, отзывчивого, героя-передовика производства пришел бизнесмен с хорошими связями и капиталом, способный вести двойную бухгалтерию, умело использовать, возможно, незаконные, но эффективные методы в процессе управления компанией и борьбы с конкурентами. При таком расположении вещей образ современного бизнесмена не вызывает отвращение у общественности, а принимается как один из аспектов нашей повседневности, ведет к переоценке ценностей, и как следствие к изменению общего представления о морали.

Сильным фактором влияния на трансформацию моральных принципов является и изменение мировоззрения, которое может происходить как под влиянием личных переживаний, так и событий национального или мирового уровня. Ведь во время Великой Отечественной войны такие понятия как убийство и воровство имели совершенно другое восприятие с точки зрения морали, если речь шла о самозащите и необходимости хоть как-то прокормиться. Другой пример - это хаос 90-х годов прошлого века, когда в стране процветал бандитизм, основанный на потере идеологии и боязни неизвестности.

Изменение моральных принципов с течением времени является фактическим атрибутом нашей современности. Но при этом наше общество не обречено на деморализацию, несмотря на сильное влияние западной идеологии, общество по-прежнему сохраняет свой моральный облик. Непосредственным залогом сохранения морали в современном обществе является совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Становление морали и ее развитие - процесс длительный и еще весьма далекий от своей кульминации. Можно сказать, что мораль в собственном смысле этого понятия еще находится в процессе становления. Ее торжество как общественного явления, когда ее исторические связи с религией будут забыты, когда она станет повсеместным и определяющим законом межчеловеческих отношений, - еще впереди. И в этом нет ничего обескураживающего. Более того, это говорит о необычайной сложности и длительности становления в человеке собственно человеческого, о грандиозности и неизмеримой глубине исторического процесса.

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

  • - «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;
  • - «саморазвивайся, учись, становись умнее -- тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;
  • - «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке -- тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;
  • - «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, -- к «непотребительскому» отношению к другим людям. Разумеется, сохраняются все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»). Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь -- «не лги» -- что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна -- она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества -- это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие).

С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п. Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами. Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации. Необходимо отметить, что все вышеперечисленное -- не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей -- Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям.

Современная нравственность -- это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам». Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

Вне всякого сомнения, современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.

Но главное -- Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.

Термин «мораль» по содержанию и по истории возникновения является латинским аналогом термина «этика». Руководствуясь опытом Аристотеля, Цицерон для обогащения латинского языка образовал прилагательное «моральный» (moralis ) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Позже, предположительно в IV в., появилось слово «мораль» как собирательная характеристика моральных проявлений.

Мораль (от лат. moralis - нравственный; mores - нравы) - это метод нормативной регуляции человеческого поведения, а также особая форма коллективного сознания и вид социальных отношений.

Мораль - понятие историческое. Она возникла вместе с человеком и обществом и в зависимости от уровня развития последнего подразделяется на следующие типы:

  • первобытная;
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • буржуазная и т.д.

Казалось бы, с процессом эволюционного развития общества должна эволюционировать и человеческая мораль. Однако стал ли человек XXI в. более морален в сравнении с представителем первобытного общества. Нам кажется, что однозначного ответа мы получить не сможем.

Мораль характеризует человека в его стремлении к идеальносовершенному состоянию, а также является характеристикой поведения человека. Вопросами, входящими в предметное поле морали, являются вопросы об организации человеком собственной жизни, совершении каких-либо поступков, достижении идеально-совершенного состояния и т.д.

Существует множество определений морали, в которых подчеркиваются ее различные значительные свойства.

Мораль - это один из методов регуляции поведения людей в социуме. Она выступает как система взглядов и норм, устанавливающих характер связей между людьми в соответствии со сложившимися в конкретном обществе представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Сле-

дование требованиям морали осуществляется посредством духовного влияния, мнения общества, внутреннего убеждения, совести человека.

Действительно, мораль осуществляет регуляцию человеческих взаимоотношений через призму своих основных категорий: добро - зло; долг - совесть; стыд - вина; свобода - ответственность; счастье - смысл жизни и т.д., т.е. она дает каждому подсказку как, говоря современным языком, более эффективно выстроить отношения между «Я» и «не-Я».

Но с регуляторами нашей жизни мы сталкиваемся повсюду. Начиная от правил дорожного движения и заканчивая элементарным мытьем рук перед обедом. Примеры можно продолжать. Тогда возникает вопрос: в чем состоит уникальность морали как регулятора нашей жизни? Ответ не прост, как может показаться, поэтому, отвечая на него, мы затронем многие аспекты морали, которые позволят «приоткрыть» и тайну этики.

Личностно-мировоззренческий характер «прочтения» морали , т.е. требование «делай добро» каждый интерпретирует в силу своего воспитания, представлений о добре и зле, религиозных предпочтений и т.д. Хотя на протяжении всего периода существования человечества люди искали ту единственную «формулу», которая бы удовлетворяла всех вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания. Как нам кажется, «формулу всеобщего счастья» вывел Конфуций, а уже в европейской культуре она получила название «Золотое правило морали». Если коротко, то она звучит так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Более емкой и в то же время лаконичной фразы человечество пока не придумало.

Требования морали пронизывают все сферы человеческого существования. Ни один поступок, ни одна мысль человека не остается без моральной оценки. Когда мы остаемся один на один, даже тогда она звучит в нас голосом совести и предъявляет нравственные требования и на необитаемом острове к Робинзону Крузо. Мораль занимается регулированием поведения и сознания человека во всех областях жизни (профессиональная деятельность, бытовые, семейные, межличностные и прочие отношения). Мораль имеет влияние также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы обладают всеобщей значимостью, затрагивают всех людей, укрепляют исходные положения культуры их отношений, формируемые в продолжительном процессе исторического развития общества.

Любой действие, поведение человека имеет различное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственная сторона, моральное содержание подлежит оценке по единой шкале. Моральные нормы постоянно воссоздаются в обществе с помощью традиции, общепризнанной властью и поддерживаемого всеми порядка, общественным мнением.

Ответственность в морали носит духовный, идеальный характер (порицание или одобрение поступков), проявляется в форме моральных оценок, которые человек обязан понять, внутренне принять и в соответствии с этим направлять и исправлять свои деяния и поведение. Данная оценка обязана отвечать коллективным позициям и нормам, одобренным всеми суждениям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.

Контролеры морали относительны. Это юридические нормы подкрепляются силой и авторитетом правоохранительных структур. Что же касается морали, то тут все намного проще, так как ее контролирующий орган всего лишь общественное мнение. Но многие живут совершенно с ним не считаясь и прекрасно себя чувствуют. Поэтому возникает следующий парадокс: несмотря на то, что мораль пронизывает всё и вся, общество не становится от этого нравственнее.

Мораль находится в тесной связи с условиями человеческого бытия, сущностных нужд человека, но обусловливается степенью общественного и индивидуального сознания. Вместе с другими методами регуляции поведения людей в обществе мораль необходима для согласования деятельности массы индивидов, превращению ее в совместную массовую деятельность, подчиняющуюся установленным социальным законам.

Свобода индивидуального выбора. Каждый раз, когда мы попадаем в пограничную ситуацию выбора между добром и злом, никто за нас не решит, как мы должны поступить. Выбор нравственного пути - прерогатива самой личности. Именно наличием индивидуальной свободы выбора мораль отличается от таких форм регуляции человеческого поведения как табу, обычай, нормы права. Однако свобода предполагает и ответственность, которая возлагается на плечи того, кто сделал этот свободный выбор.

Казалось бы, данные особенности сделали ситуацию с моралью значительно «прозрачнее». Но возникает следующая проблема: оценивая свои поступки (мысли) с точки зрения «морально - аморально», мы сталкиваемся со следующими противоречиями в морали.

Противоречия (антиномии ) в морали:

  • отсутствует конкретный автор моральных норм, т.е., несмотря на то что мораль существует в жестких императивах
  • («Делай добро», «Говори правду» и т.д.) конкретного человека, которому можно приписать авторство, на самом деле вроде бы и нет;
  • с одной стороны, мораль общезначима для всех, с другой - каждый раз необходимо исходить из конкретной ситуации и «отталкиваться» от личностных особенностей именно «этого» человека. Такие фразы, как «Ложь во имя спасения» или «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», очень ярко иллюстрируют данное противоречие;
  • альтруизм морали. Хотя вопрос о доброй или злой природе человека так и остался открытым, смеем утверждать, что биологически человек предрасположен ко злу (в качестве иллюстрации к данному утверждению можно понаблюдать за маленькими детьми, для которых нормы морали еще пустой звук и длинный путь социализации в общественную нравственность для них только начинается), однако часто вопреки своей природе, а возможно, и эгоистическим интересам мы делаем шаг в сторону добра. Это и есть парадокс.

Роль морали в культуре неоднозначна. И в специальных (философских, социологических, культурологических) исследованиях, и в соображениях обыденного сознания встречаются перекликающиеся и частично взаимоисключающие взгляды на то, что есть мораль. Она определяется как ценностная, нормативная и правовая система, регулирующая поведение человека, тем самым оказываясь приближенной, с одной стороны, к нормам этикета, а с другой - к традициям и праву. Мораль, бесспорно, наличествует и в этикете, и в традиции, и в праве, но мораль не является ни этикетом, ни правом.

Таким образом, говоря о морали в общем виде, следует указать на следующие ее особенности:

  • 1) мораль - это область самоотверженности и бескорыстия в человеке, которая не зависит от обстоятельств (природных или социальных) и не сводится к ним. Она не служит выражением удовольствия, корыстолюбия, выгоды, заинтересованности, необходимости;
  • 2) мораль в своих категорических требованиях имеет характер запретов, которые, в принципе, для морали не типичны, а ограничены культурой, в которой запреты представлены во всех ее формах. Мораль связана с запретами только тогда, когда сам запрет является единственным мотивом (не убий, не укради, не лги и т.д.). Эту мысль очень точно сформулировал Ж.-П. Сартр: «Желая быть абсолютной позитивностью, мораль препятствует применению средств, которые личность избирает для того, чтобы изменить свою судьбу. Вот почему она никогда не говорит о том, что следует делать, но всегда говорит только о том, чего ни при каких обстоятельствах делать нельзя» 1 ;
  • 3) если отталкиваться от таких составляющих элементов индивида, как тело, душа и дух, то мораль служит характеристикой души, которая является человеческим в человеке и состояние которой выражается в морали;
  • 4) мораль - это то, что связывает человеческое общежитие, делает его возможным. Моральная добродетель очевидна для каждого разумного индивида, она составляет основу единства и сотрудничества людей. Такая способность сплачивать и объединять людей независимо от многообразных разделяющих их факторов становится главным признаком и назначением морали. Мораль - это нацеленность людей друг на друга, без морали опыт сотрудничества людей не мог бы состояться;
  • 5) в человеческом практически ориентированном сознании мораль является абсолютной точкой отсчета. Это последняя оценочная инстанция. Мораль порождается на основании свободной воли индивида, свободными являются ее требования, они не могут быть ограничены внешним образом, имеют безусловный и общезначимый характер;
  • 6) человек придерживается только тех моральных норм, которые внутренне им одобрены, а в качестве наилучших принимает моральные нормы, которые он хотел бы видеть в качестве норм для своей собственной жизни. Таким образом, человек не просто познает мораль, он проживает ее.

Обществознание, 9 класс

Гражданин. Государство. Право.

Роль морали в жизни общества

Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать, воспитывать.

Мораль ставит оценки. Все наши поступки, а также всю общественную жизнь мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет – хорошо это или плохо, добро или зло. Это первая задача морали. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, - это хорошо, это добро. Не способствует, мешают – зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т.п.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость – несправедливость; честь – бесчестие; благородство, порядочность – низость, непорядочность, подлость и т.п. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок. Мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т.п.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем как добро, то тем самым мы хотим сказать, что к тому надо стремиться, а если в качестве зла – этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и прежде всего – самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.

Мораль регулирует деятельность людей. Вторая задача морали – регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра.

У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от других форм регулирования, например государственного. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает это оно с помощью разных учреждений, организаций (парламента, министерств, судов и т.д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, полиции).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т.п. Моральные требования, как вы знаете, являются результатом творчества многих великих мыслителей, целых поколений людей. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждение личности, через совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нём другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Однако общественное мнение не всегда бывает верным, более истинным, чем мнение отдельных личностей. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

Человек не раб обстоятельств. Общественное мнение, конечно, - большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может ошибаться и большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек – существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором он живёт, он и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто перестало бы развиваться, загнило бы и погибло.

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно – протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищать истину, справедливость, гуманизм.

Духовные убеждения личности. Где же берёт силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, реакции, предрассудков?

Он берёт их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т.е. на понимание морального долга, моральных идеалов.

Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, но и под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъёма и упадка. От неудач можно освободиться, от запятнанной совести – никогда.

Человек постоянно критикует, переделывает себя – так велит ему совесть. Он находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения – так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Совесть человека может быть чиста и душа спокойна лишь тогда, когда он действует в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.



Воспитательная роль морали. Что такое воспитание? Если определить кратко, то воспитание – это специальное воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования определённых знаний, умений, а также человеческих качеств.

Воспитание – процесс всегда двусторонний: с одной стороны, оно осуществляется через влияние на человека других людей (родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), а с другой стороны – через воздействие человека на самого себя, т.е. самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается всю жизнь: он постоянно пополняет свои знания, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

Всё, что сказано о воспитании., в полной мере относится и к нравственному воспитанию: оно также является определённым воздействием на человека и осуществляется двумя путями (включая и самовоспитание), оно также продолжается всю жизнь. Но у морали есть и своё особое положение в воспитательном процессе. Дело в том, что мораль присутствует везде: она входит составной частью во все виды человеческой деятельности, а значит, и в воспитание – умственное, физическое, эстетическое – и является для воспитания самым высоким ориентиром: выдвигает перед ним моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию (всем его направлениям) правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. умению человека заботиться о других так же, как о себе. Забота человека о себе, с точки зрения морали, вполне нормальное явление. Есть даже такое изречение древних: тот, кто не может постоять за себя, никогда не сможет постоять за других. Но когда человек, заботясь о себе, делает это за счёт попрания прав, интересов других людей, это уже зло, аморальность.

Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг к другу. Мы своими действиями никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Мораль учит делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо другим. Иначе говоря, воспитательная задача морали состоит в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо, гуманно.

Что управляет миром? Чем руководствуются Высшие в своем поведении?

Миром управляют законы. И все Высшие сообщества разумных существ в своём поведении руководствуются ими.

Существует ли в Высших мирах мораль? Благодаря чему в Высших мирах поддерживается порядок?

В Высших иерархических мирах отсутствует мораль как принцип регулирования поведения отдельных индивидов и их взаимоотношений. Высшие руководствуются не моралью, а Законами Мироздания, т.е. теми высшими нормами, которые обеспечивают порядок и нормальное функционирование всему общему объёму Абсолюта и каждой частной единице, его составляющей.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Кому присуща мораль?

Мораль присуща только человечеству как низшей форме развития.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что такое мораль на земном плане?

На земном плане мораль есть внутреннее выражение законов поведения, а законы есть внешняя форма выражения морали.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Почему мораль есть внутреннее выражение законов?

Потому что, какова мораль общества в его высшем проявлении, таковы и законы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем являются законы?

Законы всегда являются отображением моральной и нравственной стороны поведения человека.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Какова зависимость законов от морали?

Мораль низкая – и законы низкие и жестокие. А раз они являются следствием морали и зависимы от неё, то это свидетельствует о том, что именно мораль и нравственность управляют обществом на низших стадиях его развития.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Через что проходят формы управления обществом?

Формы управления проходят через законы, нормы, искусство, религию.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что имеет значение в управлении обществом?

Во влиянии на общество, в управлении им большое значение играет искусство.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

В чем заключается управление обществом через искусство?

Его руководство заключается в том, что оно навязывает различным слоям идеалы и правила поведения через театры, кино, средства массовой информации, через произведения искусства, навязывает через те идеалы, которые в них вкладываются.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Меняются ли законы со временем, если меняется мораль?

Так как мораль общества и правила поведения меняются с течением времени, то меняются и законы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что влияет на изменения в поведении человека?

Поведение человека меняется в связи с тем, что изменяется уровень его развития; степень сознательности, время, в котором он живёт; задачи, которые ставят перед человечеством Высшие Учителя; меняется энергетика, с которой работает человек.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Есть ли у морали какие - то свойства, о которых человеку еще не известно?

Есть у морали ещё одна сторона, о которой до настоящего времени не знал человек – это энергетическая.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем является мораль с энергетической точки зрения?

Мораль есть внутренний механизм регулирования производимой человеком энергии. Это качество тоже говорит о первостепенной её роли, а всё прочее, включая и законы, которые действуют в пределах человеческого общества, являются производными от неё.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Зависят ли космические законы от морали?

Что касается космических законов, то они не зависят от морали, а зависят от тех главных целей, которые они должны обеспечивать для нормального функционирования общего объёма Абсолюта. Здесь жизнь сообществ строится несколько по - другому.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Почему мораль есть механизм регулирования производства энергий* человеком?

В зависимости от того, какова мораль человека, находится характер его поступков. Если мораль низка, он будет в ситуациях поступать низко, подло, будет много грешить, поддаваться искушениям, принимая их за форму жизни, и в соответствии с этим станет производить через низкие эмоции и низкие, грязные энергии. Любое действие человека и его чувства способствуют производству энергий физического плана и тонкого. Поэтому, каковы действия человека, каковы его эмоции и чувства, таковы и производимые энергии.
Если же мораль индивида высока, то в тех же самых ситуациях, в которых участвовал низкий индивид, он будет поступать противоположно ему и станет производить энергии высокого типа.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Для чего Высшие разработали мораль для человека?

Нарабатывая новые основы морали, человек изменяет своё поведение и изменяет диапазон производимых им энергий или в высокую сторону, или в низкую. Поэтому мораль и нравственность разработаны Высшими Учителями для человечества, чтобы регулировать производство энергий человеком, т.е. это есть механизм регулирования производимой людьми энергии и способ совершенствования души.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что меняется в обществе при изменении морали?

Меняя мораль, внося какие - то новые понятия в неё, вносится, прежде всего, новое отношение человека к чему - либо, точнее, к формам его поведения. Например, когда мораль усиливается, человек строже относится к посягательству на общественную собственность и не ворует. Если же общество деградирует и мораль падает, то нечестной становится третья часть общества. Это относится к низкому и среднему уровню развития. Высокий по уровню развития индивид, в какую бы сторону ни менялась мораль, чужое присваивать себе не станет.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Какой вывод можно сделать из понятия морали в человеческом обществе?

Для земного плана существования прослеживается цепочка зависимостей: мораль – законы – производство энергий.
Поэтому относительно человеческого общества можно сказать, что мораль дана человеку для того, чтобы регулировать качества энергий, производимых человеком для иерархических Систем и для себя. А на основе морали создаются уже законы, управляющие человеческим обществом, потому что то или иное новое поведение индивидов требует или подтверждения в законодательной форме законности их действий, или его запрета.

Так, например, после перестройки в нашем обществе сначала появились предприниматели, фермеры, менеджеры и т.д., и между ними стали складываться, можно сказать, стихийно какие - то отношения, связи, обязанности друг перед другом, а потом Государственная Дума, опираясь на эти новые нормы поведения, стала создавать законы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Существуют ли законы помимо человеческих законов? Чем руководствуются Высшие Личности?

Помимо законов, предназначенных только для человечества, существуют ещё и законы более высокого порядка – законы космического развития. В Космосе нет морали, потому что Высшие Личности руководствуются в своём поведении не моралью, а высокой сознательностью, высокой ответственностью и Законами Мироздания.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Как поступают Высшие Личности в ситуациях? В соответствии с чем?

В любых ситуациях Они будут поступать не сообразно личным интересам, а в соответствии с чувством долга и пониманием того, что им требуется сделать в ситуации, чтобы получить результат, удовлетворяющий их сообщество.
В морали основываются обычно на личных интересах и желаниях, а в законах опираются на тот результат, который необходимо получить при прохождении конкретной ситуации. И в этом – различие между устойчивой формой закона, опирающегося на результат, и морали, опирающейся на идеал.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что такое нравственность? Есть ли отличие от морали?

Хотя мораль и нравственность объединяют в нечто одно, но у них имеются и различия.

Нравственность – это есть духовное состояние общества, которого оно должно достигнуть через принятие норм и правил поведения, даваемых Свыше Учителями человечества или Высшими Иерархами.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем является нравственность с бытовой точки зрения?

С бытовой, социальной точки зрения, нравственность – это нормы и правила поведения людей, различных социальных групп. Но ввиду того, что любое поведение, внутренняя духовная борьба ведут к производству энергии, т.е. к выработке продукции определённого качества, то все эти правила и нормы имеют цель – заставить человеческое общество и каждого его члена производить то, что необходимо иерархическим Системам, а точнее, Богу.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Каким качеством является нравственность?

Нравственность всегда даётся Свыше. По - иному можно сказать, что нравственность – это то качество, состояние, которого должно добиться общество в своём духовном развитии, к которому обязано стремиться. Поэтому нравственные нормы стоят всегда выше тех, что существуют в обществе.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Способно ли общество достичь нравственности, требуемой Свыше?

Здесь важно уловить разницу. Общество, стремясь к данной Свыше нравственности, живёт по - своему, более низко, так как не способно сразу выполнять то, что требуют Сверху. И поэтому навстречу предлагаемым Свыше нормам и правилам оно выдвигает свои нормы и правила поведения, идущие Снизу. И эти нормы и правила, идущие Снизу, есть мораль данного общества на данном этапе развития.
Мораль имеет обычно подвижное течение, т.е. меняется с течением времени. Поэтому мораль общества 20-х годов ХХ века, 50-х, 80-х годов – разная. Общество то поднимается вверх до 70-х годов, то начинает резко деградировать с 80-х годов. И вслед за ним мораль то поднимается, то опускается.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Меняется ли нравственность со временем?

Нравственность остаётся у общества, как путеводная звезда, постоянна, ибо она несёт в себе высший идеал и сохраняет его. Это то, к чему оно обязано стремиться. Это те идеалы человечества, которые не меркнут и на которые обязаны в своём поведении ровняться все социальные слои.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Кто служил идеалом нравственности для человечества?

Таким идеалом стал Христос и многие святые, которые несли Веру и умирали за неё. Через них давались нравственные нормы поведения. (Христос дал десять заповедей и Евангелие, святые учили стойкости Духа, смирению и умению видеть и принимать новое; учили преданности, самоотдаче и прочим высшим качествам.)
Это примеры, как вводились нравственные нормы первоначально. Позднее они вводились через основоположников моральных устоев общества, через телепатические контакты. Они писались и давались Свыше, а внедрялись уже через людей. И то, что получилось у общества при стремлении выполнить их, это уже мораль, т.е. искажения, которые претерпевали данные нормы и правила в ходе их выполнения.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Можно сказать, что мораль и нравственность – одно и то же, только одно идёт снизу, а другое – сверху. Поэтому обычно мораль общества оказывается ниже нравственности, предначертанной ему Свыше. Качество морали, постигнутой обществом, всегда ниже качества нравственности, к которой оно должно прийти в ходе своего развития за счёт искажений и извращений, существующих в любой социальной среде.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Но хотя в целом всё общество может и не достигать тех нравственных высот, которых требуют Высшие, но отдельные единицы способны приходить к желаемому совершенству. Некоторые считают, что раз всё развитие сводится к набору энергетики, то достаточно накачиваться энергией механическими способами без соблюдения морально - нравственных норм, чтобы перейти в Высшие миры. Подобные взгляды на развитие являют искажённое понимание принципа совершенствования души. Через механические способы можно попасть только в низкие миры, потому что эти способы производят энергии низкого диапазона.

Что является главным в развитии души? Что должен запомнить человек?

Главным в развитии души является приобретение высоких духовных качеств, которые приобретаются только при прохождении ею через освоение моральных правил в обществе. Человек должен запомнить: пороки не переходят в Высшие миры Божественной Иерархии. Они перерабатываются внизу, изживаются приобретаемыми положительными качествами.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Может ли человек набирать энергетику через механические способы?

Человек до тех пор остаётся внизу, пока не проработает свои пороки и дурные наклонности. Любой же набор энергетики через механические действия, в которых не принимает участия душа, относится к низкому физическому спектру энергий. Поэтому данными способами индивид накачивает свою эфирную оболочку и лишь незначительное количество энергии за счёт упорства и силы воли попадает в астральную оболочку. Но механический спектр энергий не позволяет душе подняться выше даже 50 - го земного Уровня. Поэтому в духовном плане человеку предстоит ещё много поработать над собой, чтобы достичь границы перехода в Высшие миры.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Каков самый короткий путь к Богу?

Самый короткий путь в Иерархию Бога – это следование Высшим законам развития. Без следования правилам морали и нравственности душа может попасть тоже в Высшие миры, только это миры, принадлежащие Иерарху отрицательной Системы, т.е. Дьяволу, которые имеют другую качественную основу, чем миры Бога. Бог пропускает в свою Иерархию души только через морально - нравственные основы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Какую роль играет дисциплина в человеческом обществе?

В человеческом обществе она всегда играла первостепенную роль в производственных, учебных, армейских и прочих отношениях. Она заменяла мораль установлением жёстких границ поведения и являлась вынужденной мерой организации поведения индивидов.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

На чем основана дисциплина?

Дисциплина тоже основывается на морали, существующей в обществе на данный период времени, и может быть более жёсткой или менее. С её помощью происходит регулирование поведения определённой части населения.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Может ли человеческое общество существовать без дисциплины?

Человеческое общество без неё не способно существовать на данном этапе развития.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Существует ли дисциплина в космосе?

Когда мы обратились к Высшим Иерархам с вопросом: «Имеется ли дисциплина в Космосе?», то получили следующий ответ: «Понятия дисциплины в Космосе не существует по причине преобладания в нём Законов Иерархии. Всё зависит от Уровня Системы*, к которому она принадлежит. То есть чем выше Уровень Системы, тем она исполнительней, тем чётче каждый индивид в ней исполняет то, что ему положено.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем регулируется дисциплина в Космосе?

Один из основных законов Космоса – это Закон подчинения. Он заключается в том, Что Системы низкого Уровня безоговорочно подчиняются Системам Высшего Уровня.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Обязательна ли дисциплина в низких мирах?

В низких мирах дисциплина обязательна, и она существует в определённых законах морали общества в вашем мире. У каждого общества она – своя.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

"И как бы ни была цивилизация далека от Нас или близка к Нам, подчинение её происходит на основе дисциплины, данной Нами. Любому нижестоящему обществу дисциплину, выраженную в тех или иных законах, даём Мы. Высшие цивилизации подчиняются Нам автоматически. У них уже дисциплины, как норм поведения, нет. Они настолько поднялись в своём развитии, а следовательно, сознании, что все моральные качества уважения к Высшему и любовь к низшему, сформировали в их душах свою стратегию поведения, благодаря которой они сами, по доброй воле, подчиняются Нам и Вышестоящим Системам."

Для Высших нет такого понятия, как дисциплина, потому что Разум их и моральные качества уже настолько высоки, что ничего плохого совершить они не способны.

Все глупости и безобразия – от низости сознания и разума.

Чем выше по лестнице Уровней поднимается душа, тем сознательней и многоплановей становится разум в моральном отношении. Высшая сознательность заменяет дисциплинированность, так как она (дисциплина) уже входит в его сознание как закономерность».