Урока: Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история? По закону ускорения развития общества

Часто ли вы слышите фразу: «Время стало лететь быстрее. Вот раньше я успевал все сделать, а сейчас раз, два - и день закончился». Удивительно, но ученые нашли доказательство тому, что цикл человеческого развития действительно ускорился. А объяснение всему этому - закон ускорения истории. И если рассматривать не человечество в целом, а каждого индивидуума в отдельности, то эти правила будут применимы и для короткой людской жизни.

Определение

Многие школьники заваливаются на экзамене, услышав вопрос: «Что такое закон ускорения истории?». По обществознанию эту тему проходят в восьмом классе, политологией занимаются уже в институтах. Поможем ученикам и разберемся, как дать правильный ответ.

Социальное общество, подобно фабрике, постоянно наращивает темпы производства. Со времен первобытных людей мы куда-то стремимся, что-то открываем и находим. Изучая историю нашего мира, ученые пришли к очень забавному выводу. Оказывается, что каждая новая стадия развития человечества проходит намного быстрее, чем предыдущая. Это и есть закон ускорения истории.

Вспомните, что по временным рамкам капитализм был короче феодализма, который просуществовал почти 3 века, он в свою очередь был короче рабовладения. Подтверждение этому дают и археологи, изучавшие структуру земляных слоев. Они указывают на то, что самым продолжительным этапом человечества был первобытный строй, покоривший людей на два миллиона лет.

Выведем конкретное понятие о том, что такое закон ускорения звучит так: каждая последующая стадия человечества намного короче предыдущей.

Пример №1

Рассмотрим конкретные случаи нашей жизни. Повсеместно мы можем встретить закон ускорения истории. Примеры спрятаны в современном мире. Негласно его называют эпохой информации. Вот проследите тенденцию: сколько информации было доступно человеку 20 лет назад? Этот период большинство из нас очень хорошо помнят. По телевизору шел один канал, газеты приносили два раза в неделю, а в очередях в магазин обсуждались самые горячие сплетни города.

Что изменилось сегодня? За каких-то 20 лет, что в переводе на человеческую историю маленькая песчинка, поток информации удвоился в 120 раз. Не просто в два раза больше, а в 120 раз больше! И это еще не все. Такая тенденция продлится и дальше, и каждых 20 месяцев количество обрушиваемой на нас информации будет пропорционально увеличиваться вдвое.

Таким образом, можно предположить, что будет через 100 лет с нами. Количество всевозможных данных, поступаемых в мозг человека, увеличится в 1200 раз! Он или взорвется, или превратится в киборга.

Пример №2

С каждой эпохой появляются новые изобретения, орудие труда и оружие. Так, существующее в первобытном строе орудие под названием чоппер (сделанное из специально обработанной гальки) прослужило миллионы лет. А мы на протяжении жизни можем усовершенствовать лопату в несколько раз.

Новый мир составляет лишь одну тысячную часть (0,001) всемирной истории. Это крошечный этап, за время которого произошло невероятное количество социальных, культурных, экономических и политических изменений.

Доказательства

Доказательствами реального существования этого понятия является то, как проявляется закон ускорения истории. Наши бабушки и дедушки, родившиеся в начале 20 века, пережили огромное количество событий. Первая мировая война, распад огромных империй, перестрой общества, Вторая мировая война, индустриальный рывок, технологический прорыв, снова распад общества. Сейчас мир находится на грани, может развязаться новая масштабная война. За прошедшие сто лет на планете прошло три этапа развития цивилизации: аграрная, индустриальная и постиндустриальная. А это 4 поколения.

А что было раньше? Кроманьонцы существовали 1600 поколений, после них еще 1200 жили, не выходя из пещер. Эпоху письменности пережило 240 поколений, а книги печатали уже 22.

Укорачивается и время, проведенное между первым изобретение предмета и его реальным использованием в жизни. Так, бумагу придумали в Китае, но писать на ней стали лишь 1000 лет спустя. Первый был запущен в 1868 году. Но он был слишком мал, и 80 лет люди не могли придумать, что же с ним сделать, прежде чем он стал основой для движения машин. Телефон разрабатывался 50 лет, самолет - 20, транзистор - 3, а факс стали использовать уже через 3 месяца после первого проекта. Разве это не закон ускорения истории?

Опровержение №1

С в прошлом все понятно. Доказательств более чем достаточно о том, как проявляется закон ускорения истории. Но что ждет человечество в дальнейшем? Что такое должно произойти, чтобы мы перешли на более совершенный уровень? Или все-таки апокалипсис - это правда? На эти и другие вопросы ответить сложно, и в связи с этим возникает множество спорных моментов.

Мы говорим о развитии человечества, оперируя теми данными, которые имеет наука на сегодняшний день. Но все это касается лишь небольшой части мира - Западные страны, в том числе Северная Америка, и частично и некоторые страны Азии. Большинство государств на карте мире находятся на уровне первобытных понятий о достижениях научного прогресса. Им впихивают технологии, но не показывают, как ими управлять. Им дают деньги на разработку вакцин от смертельных болезней, а 80 % населения мира не умеет даже читать.

Многие ученые твердят, что закон ускорения истории - это всего лишь занавес, с помощью которого проще изъясняться и объяснять неведомое. Темп изменения - это величина постоянная, если сравнивать ее не с краткими десятилетиями, а с веками медленной эволюции.

Опровержение №2

Закон ускорения истории - это отличная тема для философов. Размышляя над прошлым, можно спрогнозировать или предположить, к чему придет человечество в будущем. Академик Сергей Капица в одной из последних своих статей поднимает вопрос о том, почему нам кажется, что время начинает двигаться быстрей.

По его мнению, все зависит от Так, в период палеолита на Земле жило около 100 тысяч человек. Эпоха длилась миллион лет. Сколько из этих тысяч людей были гениями? 2, 3 или 10, что могли придумать что-то совершенно новое? А сколько людей живет сейчас? Семь миллиардов! Сто тысяч - это лишь население небольшого городка. Какой процент одаренных людей приходится на наш век? Поэтому нам кажется, что процесс развития идет быстрее.

В ожидании нового

История нам упрямо твердит, что вот-вот должно что-то измениться. Раз сократилось время перехода на новый уровень, значит, логически нужно предположить, что он наступит совсем скоро. Интересно знать, что будет через 100 лет? Изменится ли планета?

Когда-то в 70-х годах прошлого века один ученый вывел формулу демографического прибавления населения на Земле. Согласно этим данным, нас должно было быть к 2010 году 10 миллиардов. Но эпидемии и пандемии забирают сотни жизней, чтобы хоть как-то уровнять шаткое равновесие природы. Возможно, мы уже на пути к чему-то новому, к новой жизни и новым проблемам. Как известно, прирост населения уже не такой резкий, как 10 лет назад, он стабилизировался, а значит, определенный этап перехода уже состоялся.

Вопрос 01. Определите содержание понятия «информационное общество». Почему его называют также «постиндустриальным»?

Ответ. По мысли его теоретиков, информационное общество – следующая стадия развития после индустриального, потому другое его название – постиндустриальное. Это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.

Вопрос 02. Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?

Ответ. В информационном обществе знания (прежде всего, новые технологии) становятся товаром (то есть имеют свою цену), более того – самым ценным товаром. А любой товар котируется на определённом рынке. Вложение в самый ценный товар выгодно. В данном случае такие вложения позволяют первому иметь доступ к новой технологии и получить сверхприбыль, пока технология не стала общедоступной.

Вопрос 03. Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?

Ответ. Каждая научно-техническая революция в ХХ веке есть в основном не отрицание предыдущих научных теорий, а резкое увеличение суммы знаний. Увеличение суммы знаний ведёт к ускорению темпов исследования и ускорению темпов накопления знаний. Вскоре, как говориться, количество переходит в качество: накопление знаний приводит к новой научно-технической революции.

Вопрос 04. Как возникновение Интернета повлияло на развитие мировой цивилизации, человека?

Ответ. Появление Интернета ведёт к постепенному возникновению единого информационного пространства (на сегодняшний день оно разделено по языкам, но уже не по государствам, границы которых не играют в Интернете практически никакой роли).

Вопрос 05. Охарактеризуйте процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу XX в.

Ответ. В процессе перехода к информационному обществу уменьшается число бедняков, также как и число сверхбогатых людей. Большую часть общества начинает составлять так называемый средний класс. Бедняки и даже бездомные присутствуют в обществе, но их не столь значительное число, чтобы стать источником социальной напряжённости. В целом это общество, где удовлетворены базовые человеческие потребности подавляющего большинства его членов.

Вопрос 06. Раскройте понятие «средний класс». Какую роль он играет в общественно-политической жизни?

Ответ. Средний класс состоит из обеспеченных, имеющих больше необходимого минимума, но не живущих в роскоши людей. Обычно большая часть среднего класса работает в сфере обслуживания. В современных развитых государствам он составляет основной источник налоговых сборов, основной электорат, в целом является лицом общества.

Что такое мир? У этого слова есть несколько значений: мир - это когда нет войны, мир - всё, что существует, мир - это люди, их жизнь, отношения между ними, т.е. общество.

Всегда ли мир был единым?

Можно ли сказать, что общество едино и, таким образом, един мир?

Ответ на этот вопрос давно интересовал философские умы. Ещё древнегреческий философ Платон рассматривал мир как единое целое. Все явления мира, в том числе социальные, находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и развитии. С религиозной точки зрения в мире тоже всё взаимосвязано - Бог создал Вселенную и человека, все явления, происходящие на Земле, проистекают по замыслу Божьему.

В глубокой древности, когда на Земле обитали немногочисленные группы охотников и собирателей, встречавшиеся друг с другом один раз в несколько лет, нельзя было говорить о единстве мира людей. Да и в Средневековье мир был раздроблен на множество воюющих между собой княжеств, которые то распадались, то объединялись в более крупные государства.

Торговые связи были достаточно редкими, автомобильных дорог, железнодорожных путей, Интернета, объединяющих сегодня разные страны, тогда не существовало. Люди путешествовали очень мало, живя всю жизнь в своём городе или деревушке.

    Интересные факты
    В Средние века в Западной Европе средняя скорость передвижения в повозках, запряжённых лошадьми, составляла максимум 50 километров в день. В наше время на автомобиле такое расстояние можно преодолеть за 30-40 минут, если, конечно, не будет пробок.

Подумайте, каким образом различные транспортные средства в разные эпохи способствовали единению мира.

Современный мир как единое целое

В наши дни мы постоянно ощущаем, насколько жители разных уголков Земли стали зависимы друг от друга. Взрыв ядерного реактора в Чернобыле, недавние проблемы на атомной станции Фукусймы (Япония) создали угрозу для множества стран и сотен миллионов человек. Потепление климата, вызванное в том числе промышленной деятельностью людей, грозит всему живому на планете. И решить эти проблемы мы можем, только объединив усилия всех стран и континентов.

Однако объединяют нас не только беды. Технические изобретения, совершённые в одной стране, моментально становятся достоянием всего человечества. Самолётами, мобильной связью, компьютерами и Интернетом ныне пользуется практически каждый житель Земли, хотя у них есть авторы и страна изобретения. В историческом прошлом технические новшества держали в глубокой тайне. Например, в Китае многие столетия хранили секрет изготовления фарфора. Сегодня все изобретения - предмет международной торговли.

Таким образом, поколения людей планеты Земля в конце XX - начале XXI века всё больше осознают общность человечества. Всю совокупность ныне существующих обществ в мире называют мировым сообществом. Для него характерны тесные хозяйственные, политические и культурные связи между странами и народами.

В современном мире существуют всемирные международные организации (ООН - Организация Объединённых Наций), континентальные объединения (Совет Европы), растёт роль многонациональных корпораций, таких, как «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола», предприятия которых действуют по всему миру.

    Дополнительное чтение
    Совет Европы - старейшая в Европе международная организация. Её основная цель - содействовать утверждению на континенте принципов свободы, демократии, защиты прав человека, верховенства права.
    Совет Европы был создан для объединения Европы после Второй мировой войны. Это произошло 5 мая 1949 года. В этот день в Лондоне десять государств (Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Франция, Швеция) подписали Устав этой организации. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге - городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран. Сегодня в Совет Европы входят 49 государств, в том числе и Россия.

Объясните, для чего был создан Совет Европы? Почему именно в то время остро встал вопрос о создании такой организации?

Объединяют нашу планету и средства массовой информации (СМИ). Благодаря им миллионы людей одновременно становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах. Особая роль в этом отводится телевидению.

Всего несколько десятков лет отделяет нас от того времени, когда в 1930-е годы в разных странах началось регулярное телевещание. С тех пор телевидение активно влияет на жизнь людей, на формирование образа жизни, человеческих взаимоотношений. Оно даёт возможность почувствовать себя в центре событий и, как ни странно, достигает цели: незримое присутствие миллионов зрителей придаёт любому событию особый размах и значимость. Таким образом, телевидение стало мощным фактором глобализации общества.

Глобализация открывает новые возможности для образованных людей, поскольку произведения культуры и искусства становятся доступны всем. Знание культуры, религии других народов ведёт к тому, что исчезает почва для религиозных и национальных конфликтов. Человек начинает понимать - есть другие люди, мыслящие иначе, чем он. Люди разных наций, убеждений и вероисповеданий становятся толерантными, т.е. терпимыми друг к другу.

Ускорение мирового общественного развития

Проследив историю человечества, учёные выявили важную закономерность - ускорение развития общества.

Суть его состоит в том, что на каждую последующую историческую ступень развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, доиндустриальное общество протяжённее индустриального. Дольше всего существовал первобытно-общинный строй - несколько сот тысяч лет.

Жизнь первобытного общества менялась крайне медленно. Археологи, изучающие историю общества по памятникам материальной культуры, научно доказали это. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее, динамичнее.

В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например каменное рубило, претерпевало незначительные изменения на протяжении жизни десятков и сотен поколений людей. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии.

    Интересные факты
    Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло: для бумаги - 1000 лет; паровой машины - 80 лет; телефона - 50 лет; самолёта - 20 лет; транзисторной техники - 3 года; лазеров - полгода; факсов - всего 3 месяца. Человек не успевает не то чтобы привыкнуть к новому, но просто уследить за сменой нового новым.

Увеличиваются потоки информации. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в обществе. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX века, пережили практически три типа общества (аграрное, индустриальное и постиндустриальное).

Итак, социальный прогресс в каменном веке полз со скоростью улитки. Почему? Да потому, что скорость смены поколений орудий труда отставала от скорости смены поколений людей. По мере приближения к нашим дням его скорость постоянно нарастала.

Численность населения Земли и единство мира

Российский учёный Сергей Петрович Капица установил, что существует связь между ускорением развития общества и ростом численности населения. Чем ближе к нашему времени, тем население растёт быстрее.

В эпоху раннего каменного века на нашей планете проживало всего 100 тыс. человек. Спустя 1,5 млн лет скорость роста населения была уже в 10 тыс. раз больше, чем в начале каменного века и численность населения уже составила 10 млн.

За XX век количество людей выросло почти в четыре раза, а за ближайшие 50 лет вырастет ещё на треть. По расчётам специалистов, к 2050 году на Земле будут проживать около 9 млрд человек.

Чем больше населения на планете, тем больше контактируют между собой люди, обмениваются информацией. А значит, чем выше численность населения, тем более единым надо считать наш мир.

    Подведём итоги
    Мировое сообщество - совокупность всех ныне существующих стран. Единство мира не отменяет его разнообразия. Человечество развивается с постоянным ускорением.

    Основные термины и понятия
    Мировое сообщество, глобализация.

Проверьте свои знания

  1. Что такое мировое сообщество, глобализация? Приведите примеры глобализации.
  2. В чём смысл ускорения развития общества?
  3. Как изменялась численность населения нашей планеты во времени? При ответе используйте данные таблицы.
  4. Подумайте, почему численность населения Земли сегодня растёт большими темпами. Почему такого роста не было в Древнем мире и в Средние века?
  5. Объясните, как влияет численность населения Земли на единство мира.

Практикум

  1. Завершите предложения.
    Средневековое общество нельзя считать единым, потому что...
    Современный мир можно считать единым, потому что...
  2. Как вы лично в своей жизни ощущаете единство мира? Напишите 5-6 предложений.
  3. Подготовьте доклад о деятельности любой международной организации. Используйте материалы газет, журналов, Интернета.

Предмет: обществознание

Класс, профиль: 8 класс, обществознание

Ф.И.О. педагога, № ОУ: Григоркина Г.С., МОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З.

Программно – методическое обеспечение:

Программа (базовый уровень)

Используемые учебники: А.И. Кравченко

Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

Цель:

Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.

После изучения темы учащиеся должны:

    объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;

    знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;

    пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких – революционным;

    знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

План урока:

    Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?

    Закон неравномерного развития народов и наций мира.

    всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?

    Реформы и революции.

    Приступая к рассмотрению первого вопроса, учителю необходимо подчеркнуть, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии.

Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.

На рисунке к параграфу представлена сущность закона ускорения исторического времени. Рассматривая рисунок (с. 33 учебника), ученики должны пояснить:

а) Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?

б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?

Учитель обращает внимание ребят на дополнительный текст параграфа «Ускорение истории» (с. 34 учебника). Пусть учащиеся разъяснят статистические данные, представленные в тексте.

Выполнив такую работу, ученики приходят к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше.

Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

Определённый период развития человечества называют исторической эпохой. Обратив внимание учащихся на это понятие, и разъяснив его смысл, учитель даёт задание группам учащихся отобрать известные им факты, свидетельствующие о том, что технические изобретения, научные открытия совершенствовались от эпохи к эпохе. С этой целью ученикам можно предложить в качестве помощника книги – учебники по истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Сопоставить уровень развития каждой эпохи можно по следующим параметрам:

а) развитие орудий труда, техники и науки;

б) развитие интеллекта человека;

в) социальная организация общества.

(Такую работу целесообразно выполнять в подготовленном классе).

    На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо- Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей? Пусть ребята выскажут свои предположения.

Почему социальное время протекает не везде одинаково?

Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны – искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой – разрушение самобытности).

Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)

    Рассмотрение третьего вопроса должно быть сконцентрировано вокруг понятия «социальный прогресс». Он объясняется нашей наукой как мировой прогресс развития человеческого общества от менее совершенного к более совершенному, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Разъясняя сущность социального прогресса, учитель привлекает к диалогу ребят, которые с помощью конкретных фактов доказывают, чем характеризовался социальный прогресс и его составляющие в определённые исторические эпохи.

Изучение вопроса завершает проблемное задание:

Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?

Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс – локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

«Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»

Можно предложить ученикам разделиться на две группы с биполярными мнениями и попытаться дать ответ на поставленный вопрос с заранее предлагаемой установкой (ученики пытаются доказать предложенную позицию, полемизируя со своими противниками):

Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так как:

    в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно - промышленный комплекс страны.

    Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.

    В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.

    В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)

    Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.

    Война способствует новым открытиям в области медицины.

Нет, войны негативно влияют на общество, так как:

    война – это многочисленные жертвы людей, горе и слёзы.

    В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения

    Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.

    Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей

    Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.

    Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.

    Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, а во втором – революционные. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на разницу в этих понятиях.

Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:

а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?

б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?

    Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.

    Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.

    Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.

    изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.

    События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.

    Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.

Таким образом, ученики самостоятельно при организующей роли учителя начинает понимать, что:

Реформа – усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.

Революция – комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.

В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.

Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.урока ...

  • Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества ... развития человеческого общества , и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные ... карты. Почему манили новые...

  • Конспект повторительно-обобщающего урока Проблемно-дискуссионное игровое

    Конспект

    Также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до... из основного и дополнительного... для детей. Всемирная история . - М.: Аванта +, ... урока . Постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему ... . Ускорила развитие Италии...

  • Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

    Урок

    И человеческого общества , зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории ... Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение...