Ученые или путешественники древнего мира средневековья. Путешественники и первопроходцы эпохи Средневековья

1. Ретроспектива эпохи Средневековья.

2. Развитие путешествий в Средние века.

3. Путешествия с торговыми целями.

4. Путешествия по "знаниями" и их география.

5. Учредители морских путешествий в Средние века.

6. Развитие традиций гостеприимства в Средневековье.

1. Средневековья, Средние века - это второй исторический возраст в развитии цивилизаций, время зарождения, развития и разложения феодализма, который длился двенадцать веков (конец V в. - Середина XVII в.). Хронологическими рамками этого периода считают две значительные исторические даты - падения Римской империи и начало Эпохи великих географических открытий . Средневековья представляло собой сложный историко-культурный феномен, который имеет свою специфику у разных народов и устанавливался в разное время. Так, в Западной Европе этот исторический возраст развивался с конца V в. н.э. в других регионах позже. Неодинаковой была и продолжительность этого периода. Именно поэтому следует говорить о Средневековье западноевропейское, восточноевропейское, о средневековый период развития арабской культуры и тому подобное. Однако, были и схожие черты развития культур и народов. В мире господствовала религия. В настоящее время уже существовали основные мировые религии - буддизм (возник в Древней Индии в VI - V вв. До н.э.), христианство (возникло в I в. Н.э. как религия угнетенных в восточных провинциях Римской империи, в Палестине) и ислам (возник в VII в. н.э. в Аравии). Религия в Средневековье большое влияние на мировоззрение людей, ограничивая их кругозор. Научные достижения эпохи античности были пересмотрены. Представление о шарообразности Земли и идея единого Мирового океана были забыты. Все было пронизано религиозным содержанием, а материальная культура Античности рассматривалась церковью как греховное наследие, подлежащей забвению и разрушению. Религия вступило в силу и оказала огромное влияние на общество, на внутреннюю и внешнюю политику, на социально-экономические отношения в целом. Религиозным культом определялось бытовая жизнь людей, которое предусматривало посещение храмов, святых мест. Причины, которые побуждали людей отправляться в дальние путешествия были разными: надежда получить духовную поддержку, желание выздороветь, необходимость выполнить наложенную священником, который исповедует, покаяние. Неудивительно, что именно в таких условиях религиозная традиция превратилась в масштабное паломничество широких масс верующих людей в конце V в. н.э.

2. Культура и быт Средневековья были пронизаны религиозным духом, поэтому ценность имели только путешествия, которые осуществлялись с духовными целями. Именно поэтому большая часть средневековых путешествий была связана с перемещением паломников к Святым местам. Паломничество (от лат. Пальма, пальмовая ветвь) - это путешествие верующих к Святым местам в надежде на сверхъестественную помощь . Название происходит от обычая паломников приносить из Палестины пальмовую ветвь - Палому. Людей, которые совершали путешествия с религиозной целью в разных регионах называли паломниками, пилигримами или калеками. Во всех религиях мира есть природные (реки, источники, горы, пещеры) или культовые (храмы, захоронения, мощи святых) объекты к которым осуществляли свои путешествия эти люди. В V в. паломничество получило наибольшее распространение и церковь должна вводить ограничения на его осуществление.

"Религиозные" дороги христиан и мусульман вели в Иерусалим - город земного пребывания Христа, в котором за многовековую историю сконцентрировались объекты поклонения. Для христиан такими объектами были храмы Воскресения, Гроба Господня, Древа Креста Господня, церквей Усыпальница Девы Марии, Голгофа - место, где был похоронен Иисус, долина Армагеддон, Ярденит - место крещения паломников, камень Помазание и др.. По для мусульман - мечети Куббат ас-Сахра, Омара и Аль-Акса, священный двор Харам-эш-Шериф. Другими центрами паломничества для христиан и хадж для мусульман были культовые сооружения в Риме (собор Святого Петра) и Вифлееме (храм Рождества Христова), в Мекке (Аль Харри, храм Кааба), Медине (Гробница Мухаммеда) и т.д. .

Центрами буддийского паломничества эпохи Средневековья можно назвать м. Канди (современный о.Шри-Ланка) с храмом Далида Малигава, г.. Лхаса с монастырем и дворцом Далай-ламы, г.. Нара с монастырем Тотайдзи подобное. Поскольку паломничество в Средневековье получило массовый характер, для тех, кто путешествовал с религиозными целями, стали выпускать маршруты (дорожники) в Палестину. Особое "сервисную службу" для паломников выполнял лицар¬ський Орден госпитальеров, образующийся при монастыре Девы Марии в Иерусалиме. Основной задачей Ордена была помощь больным, а также защиту паломников от разбоя неверных. Постепенно госпитальерами была створе¬на целая сеть госпиталей (hospes) в городах не только Святой земли, но и.по всему Ближнему Востоку. В VIII в. был написан путеводитель (итинерарий) для паломников "Повесть Епифания Агиополита о Сирию и Св. Град", а потом еще "Краткое описание о городах и страны от Антиохии до Иерусалима а также Сирии, Финикии и о святых города Палестины" "в котором были описаны города Бейрут, Сидон, Назарет, подробно описаны святыни Иерусалима и его окрестностей в долине р. Иордан и вблизи Мертвого моря: монастыри, храмы, жилища отшельников.

В Средневековье всячески поощрялись путешествия с миссионерскими целями, которые способствовали распространению своего вероисповедания среди инакомыслящих. Эти путешествия были распространены в христианстве, особенно католицизме. Одним из первых миссионеров был Мартин Турский. Он начал свою проповедническую деятельность в северо-западной Галлии, а затем в Великобритании. В эти исторические времена путешествия с религиозными целями были наиболее распространенными.

3. Средние века в последствии частых войн, жизненной неустроенности, феодальной

зависимости путешествия широкое распространение не получила, но по дорогам перемещались крупные феодалы с охраной, группы бродяг, состоявшие из поэтов, актеров и певцов. Особые группы составляли люди, которые путешествовали с торговыми целями. Коммерческое жизни Средневековье затухало. Состоялась только переориентация торговых путей на север Европы. Это объясняется тем, что во-первых, арабский Халифат (феодально-теократическое государство в состав которой входили страны Ближнего и Среднего Востока, страны Юго-Западной Европы и Северной Африки) отрезал европейские торговые пути от азиатских и африканских рынков.

Во-вторых, есть определенный темп развитие транспортных средств и путей сообщения. По сухопутных транспортных средств, то они почти не изменились. Для перемещения груза пользовались повозками, а для перевозки людей - тележками, иногда портшезы, титулованные особы имели разрешение на пользование экипажами. Большей модернизации получили водные транспортные средства, которые уже оснащались и навигационными приборами, что позволяло плавать не только на дальние расстояния вдоль берегов, но и из-за больших океанические просторы.

В Средневековье можно было совершать путешествия по суше благодаря дорогам, которые сохранились еще с античных времен (Римские дороги). Восстанавливать, ремонтировать и содержать в хорошем состоянии эти дороги должны были крестьяне и горожане. Но дороги и строили. Так, в Европе была построена первая государственная дорога между Майнцем и Кобленцем . Почти всю центральную Европу пересекала грунтовая дорога - "Виндобонська стрела", которая проходила от Прибалтики до Виндобона (современного г.. Вена). По ней везли янтарь, поэтому эту дорогу называли еще и "Янтарный щлях".

Надо отметить, что, так называемый, "путевой бум" охватил все страны средневековой Европы. Лучшими дорогами были в Византии и в странах Балканского полуострова. Дороги опоясывали горные отроги и шли от Триеста вдоль Дуная до Черного моря и далее в Константинополь.

В-третьих, в то время (VII в.) Получил развития большой торговый путь вдоль Северного моря. Первопроходцами этого пути были фризы - народ, который заселял территорию Фрисландии и Зеландиии (современных Бельгии и Голландии). Надо отметить, что тогдашние купцы предпочитали именно водным торговым путям (морском, речном или озерном) как самым безопасным и дешевым.

Развитие путей сообщения и транспортных средств в Средние века способствовало развитию путешествий вообще, и путешествий с торговыми целями в том числе. Торговые интересы европейских купцов были направлены на север, запад и восток. Европейские купцы понимали возможности, которые открывала для них торговля с странами Восточной Азии, поэтому это направление пользовался особым интересом. С целью исследования неизвестных земель и далеких стран было осуществлено немало путешествий.

Наиболее известной путешествием с торговыми целями считаются путешествие купцов Поло из Венеции. В 1260 братья Николо и Маттео Поло впервые отправились на Восток. Они первыми из европейцев пересекли всю материковую Азию и прибыли до монгольского правителя Китая Хубилай-хану (внук Чингисхана). Договорившись с ним о торговле с западными странами они двинулись в Италию. Это путешествие было долгим.

В следующее путешествие они отправились с Марко (сыном Николо Поло), которому было только пятнадцать лет. Прибыв в восточной правителя семья Поло остались у него на служб. Марко Поло 17 лет был личным посланником великого Хубилая. За это время Марко Поло побывал во многих провинциях Монголии, в Бирме, Корее, Армении и др. По приказу хана он подробно описывал в дневнике разные территории, населения, особенности природы.

Вернувшись в Италию, Марко Поло написал "Книгу о разнообразии мира", которая вызвала живой интерес европейцев. Ученые черпали из нее сведения о естественном мир далеких стран и экзотических островов, культуру народов, их заселяли. В общем, книга стала не только первым в Европе описанием азиатских стран, но и послужила руководством для картографов XIV-XV вв. при составлении карт. "Книгу о разнообразии мира" имели в своей библиотеке все образованные люди средневековой Европы. Ее много раз перечитывал и Христофор Колумб. Поэтому справедливым является мнение о том, что она стимулировала развитие путешествий с различными целями не только в Средние века, но и в последующие.

К наиболее значимой путешествия с торговыми целями следует отнести и путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Примерно в свое путешествие он отправился весной 1468 на двух судах вместе с караваном арабских послов. Конечной целью была Индия. Многие невзгод выпало на долю путешественника (ограбления татарами, гибель соратников, потеря товара), но путешествие продолжается. Осенью он отправляется из Баку через Дербенське (Каспийское) море в Иран, далее через горы Эльбурс в город Ормуз (порт в Персидском заливе) и далее через Индийский (Аравийское) море в Индию.

В самой Индии тверской купец-путешественник пробыл примерно четыре года. Афанасий Никитин побывал в северной и центральной части средневековой Индии. Путешествовал неспешно. Подолгу оставался в каком-нибудь городке где занимаюсь не только торговлей, но и проводил наблюдения. В конце 1473 путешественник отправляется к родному краю и уже через Понт Эвксинский или Русское (Черное) море попадает в Кафу (Феодосия), далее г. Днепр в Киев и возможно в Смоленск (точного место не определено) где умер от тяжелой болезни. В своем путешествии он пересек три моря, поэтому и описание своих странствий назвал "Хожения за три моря Афанасия Никитина" . В этих записках путешественник фиксировал все увиденное правдиво и реалистично, без украшений. Именно поэтому они и сегодня имеют научную ценность, особенно те, которые касаются описания самого маршрута в Индию, географического положения и политического устройства азиатских стран, жизнеописания и вероисповеданий (84 религиозных течений) многочисленных народностей, природы полуострова Индостан. Особая заслуга в этом купца-путешественника заключается в том, что за 30 лет до "открытия" Индии португальским мореплавателем Васко да Гама, он самостоятельно, без поддержки со стороны государства и церкви, совершил это путешествие, составил и описал маршрут.

В общем, путешествия с торговыми целями раскрыли ограниченный круг средневекового мира и стимулировали развитие путешествий с другими целями, особенно открытие и изучение других стран мира.

4. Регулярные торгово-экономические отношения с другими странами и контакты с иностранцами способствовали распространению научных знаний в средневековой Европе. Общество стало добавлять значение не только учености, но и грамотности. В период Средневековья в Западной Европе начала развиваться грамотность на основе латыни. Славянские народы получили письменность благодаря ученым монахам-просветителям братьям Кириллу и Мефодию. В середине IX в. Кирилла на базе греческого алфавита создал славянскую азбуку, и вместе с Мефодием перевели с греческого церковные книги. Наряду с переведенными произведениями в древнерусском культуре были специфические - летописи, содержащие бесценные сведения по истории Древней Руси. Самым значительным произведением этого периода была летопись "Повесть временных лет", написанный в 1113 монахом Киево-Печерской лавры Нестором .

Постепенно возрождаются такие качества человека, как "книжность и ученость". Появилась потребность в знаниях. Начинают формироваться научные и культурные центры. Такими центрами в Западной Европе стали города Болонья, Париж, Оксфорд, Салерно, Рим, Орлеан, Саламанка, Валенсия и др. Очагами культуры на территории восточных славян были Киев, Новгород, Полоцк, Ростов и др.

Развитие средневековой культуры тесно связан с открытием университетов. Первый университет - Болонский (XI в.). Он был самым популярным в Европе. Поэтому в нем училась большая количеством студентов, для которых образовали корпорации Цитромонтанив (собственно итальянцев) и Ультрамонтанив (иностранцев). В этом университете учился наш земляк - Юрий Дрогобыч. Здесь он получил степень доктора философских наук, а затем был ректором университета.

В 1200 грамотой Филиппа II Августа была образована Сорбонна. Париж в Средние века называли "городом науки" и "новыми Афинами", что соответствовало действительности. Именно здесь был центр науки и культуры.

Позже, а именно в XIII в. открываются Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанкский в Испании. И уже в 1500р. по всей Европе было открыто 65 университетов .

В университетах преподавали лучшие умы того времени. В Болонском университете преподавал известный юрист того времени Ирнерий, который произвел революцию в правоведении. Им была написана первая книга по праву. Парижский университет привлекал студентов тем, что в нем преподавали последователи философа Ибн-Рушда, которые развивали философские взгляды Аристотеля и Авиценны. Салернский университет привлекал тем, что преподавателем здесь был Арнольд да Вилланова, который написал первую энциклопедию "Салернский кодекс". В этом заведении можно было получить лучшую медицинское образование.

Принципы функционирования университетской системы были едины для всей Европы. Богословие, философия, юриспруденция, медицина, а позже и естественные науки составляли основу университетского образования. Преподавание велось на латыни. Обучение могло растянуться на много лет назад, что студенты часто переходили из одного университета в другой, если где-то выкладывалась дисциплина, их интересовала, или читались лекции известными профессорами. Степень, которая присуждалась университетом, признавалась во всем христианском мире. Это давало возможность учиться там, где молодые люди считали для себя наиболее приемлемым. Такие положения способствовали зарождению "студенческих" путешествий или поездок за "знаниями". Путешествия из города в город, а также из страны в страну стали для средневековой Европы обычным делом. Таких путешественников студентов называли вагантами. С появлением в Европе университетов возрождаются и традиции образовательных путешествий.

5. Еще в раннем Средневековье в Европе было широкое распространение морские путешествия. Учредителями морских путешествий того времени были ирландские монахи. Наиболее известными путешественниками, точнее удачливыми, были те, чьи имена и путешествия нашли место в сагах (древнеисландских прозаических произведениях, авторство которых не установлено) . Именно эти произведения донесли до нас имя ирландского монаха-морехода - св. Брандан (другие звучание Брендан или Брандон), который на Курри плавал из Ирландии через Северную пролив и Ирландское море в Англию. Легенды приписывают ему и открытия островов Исландия и Ян-Майен. Ирландцем Кормаком были открыты Фарерские (Овечьи) острова.

В открытии, часто вторичном, после древних ирландцев, в освоении Северной Атлантики значительную роль имели "северные люди" - норманны или викинги . Они были хорошими мореплавателями, само название этого народа говорит за себя - "викинг" с старонорвежский означает бухта, а "викинги" - люди, которые ставят свои корабли в бухтах. Шведские ученые имеют свое видение происхождения этого названия, проводя другую параллель. По их мнению, термин "викинг" образован от глагола "викья" - возвращать, видклонятися. Таким образом, викинг - человек, отплыла из дома, возможно, морской воин, отток за добычей. Сами норманны викингами называли тех, кто участвовал в пиратских экспедициях. Средневековые Европе их называли варанги (в Византии) и варяги (на Руси). В арабских странах их называли мадхусамы, что значило морские чудовища Главными занятиями древних норманнов было скотоводство и морские промыслы. В поисках рыбы и морского зверя они совершали плавания по северным морям. Поскольку земледелие не могло обеспечить население продуктами питания, особенно хлебом, норманны были вынуждены отправляться в другие "хлебные" страны Европы для обменных операций. На европейских рынках норманны обменивали меха, рыбу, кожу, мед и жир на хлеб и другие продукты. Простую торговлю норманны часто соединяли с работорговлей потому что именно рабы были самым дорогим товаром.

Согласно сагами, норманны имели хорошие корабли - одномачтовые дрибносидячи парусники (Кнера), которые позволяло им плавать как по морю, так и по рекам. Это значительно расширяло географию их путешествий. Во время плавания они ориентировались по солнцу и звездам, или глубинами и морскими животными. От своих берегов норманны плавали и осуществляли набеги по всем направлениям. В восточном направлении норманны через Балтийское море, воспользовавшись древнерусскими торговыми путями, проникали в Византию, арабский халифат и Среднюю Азию. Оттуда в Европу они доставляли шелка, пряности, вина, ювелирные изделия и серебро в монетах. Продвигаясь на запад, норманны оседали на островах Северной Атлантики, первые из европейцев пересекли океан, открыли Гренландию и посетили северо-восточные берега Америки. Открытие норманнами Северной Америки со временем было забыто, но открытие Гренландии, Исландии и акватории Северной Атлантики осталось за ними.

Продвигаясь на юг и минуя атлантическое побережье Пиренейского полуострова через Гибралтар, норманны проникали в Средиземное море, а далее до Сицилии и Южной Италии. Норман водные пути опоясывали не только всю Европу, но и северную Африку (средиземноморские страны).

Благодаря норманнам был образован единый европейское экономическое пространство. Еще больше их заслуга связана с морскими путешествиями и, в связи с этим, открытиями новых географических объектов (островов Исландия и Гренландия, земель Северной Америки). Для средневековых европейцев эти открытия малопривлекательными из-за неблагоприятных природных условий. Но позже, эти плавания побудили поиски англичан в конце ХVI в. Северо-Западного прохода, а в дальнейшем и Великие географические открытия в эпоху Возрождения.

6. В эпоху средневековья были распространены путешествия с паломническими и торговыми целями. Это способствовало дальнейшему развитию культуры гостеприимства. Именно поэтому развитие инфраструктуры для путешествующих в Средневековье связан с образованием приютов для богомольцев (на территории Испании их называли альбергарии или оспиталии). Их строили при монастырях, и рыцарских орденах. В этих приютах паломники могли найти не только ночлег и бесплатный хлеб, но и получить медицинскую помощь. С XV в. уже во всех крупных городах средневековой Европы существовали гостиные дворы и таверны, где путешествуя могли остановиться для отдыха за небольшую плату. Здесь предоставлялось гостям минимум услуг, а условия проживания были малокомфортной. Как правило, гостиные дворы строились рядом с путями. Типичные дорожные гостеприимные дворы имели на первом этаже таверну, конюшню, служебные и хозяйственные помещения, а на верхних этажах - гостевые комнаты.

На Руси (или, как ее называли в странах Западной Европы, Московии), инфраструктура гостеприимства развивалась медленнее, чем в Европе. Так, на Руси имели широкое распространение постоялые дворы, которые строились вдоль путей. Они назывались ямы. В XV в. на Руси существовал централизованный заведение - Ямской приказ, который регулировал тогдашние перевозки по всей стране. Ямы были предшественниками отелей и служили для отдыха путешественников и смены лошадей. Они, как правило, располагались друг от друга на расстоянии конного перехода. Уже в 1549 в Московии для иностранцев были построены гостиные дворы, которые отличались большим комфортом . Помимо размещения в них предоставлялись услуги питания и возможности осуществлять коммерческие операции. Иностранцы заселялись в гостиные дворы по национальности, поскольку были "английские", "немецкий", "голландский", "греческий" и другие.

В Византийской империи на дорогах для путешественников строили караван-сарае, где путешественник мог заночевать, поесть, а также осуществить торговые операции. Как правило, они размещались друг от друга на расстоянии одного дня езды. Своим видом напоминали большие кладовые, в которых люди размещались на ярусах вдоль внутреннего двора.

Одним из самых удобных для путешествий регионов средневековой Европы был юг, а именно Италия. В ней возрождались традиции гостеприимства во времена Древнего Рима. Со временем гостеприимство становилась прибыльным бизнесом. Именно в Италии уже с 1282 действовали "Союзы хозяев гостиниц" - гильдии владельцев гостиниц, которые разрабатывали правила для хозяев и гостей отелей.

В XVI в. в городах Англии были распространены постоялые дворы и таверны для простолюдинов, которые назывались простыми. В них за общим столом подавали очередные блюда по фиксированной цене. В Англии средства размещения, в отличие от таковых у других европейских странах, были на порядок комфортнее.

Любимым транспортным средством у европейцев была почтовая карета, а города остановок в придорожных тавернах и постоялых дворах в дальнейшем стали называть почтовыми станциями. Аналогичные сооружения получили распространение и на Руси, правда чуть позже. Первый придорожный отель был построен в Санкт-Петербурге.

Среди других заведений в системе гостеприимства можно назвать кафе, которые впервые появились в Венеции (Италия). В Англии были популярны "Шоколадные дома", а во Франции - "Бутики горячего шоколада", в Париже в 1533 открылось первое заведение ресторанного типа.

Жизнь средневекового человека не был лишен развлечений и праздников. С развитием торговли и ремесел произошли и радикальные изменения в укладе жизни жителей города. Изменились акценты и культурных развлечений, которая с "смеховой" переходит в "карнавально-площадную". Так в Средние века получают развитие такие формы аттракции, как ярмарки, профессиональные праздники, карнавалы и тому подобное. К числу самых популярных зрелищ Средневековья можно отнести и рыцарские турниры, которые привлекали многочисленную публику. Горожан привлекали и театрализованные представления, в том числе выступления бродячих артистов (жонглеров, дрессировщиков диких зверей, акробатов и т.д.).

На Руси в городах одной из форм проведения досуга были гуляния. Эти меры, как правило приобщали к церковным праздникам и значительным событиям общественной жизни. Особенно веселые гуляния проводились на Рождество, Пасху и Масленицу. В зависимости от времени года они сопровождались катаниями на карусели, на тройках, санях, строительством снежной крепости и тому подобное. Обязательно устраивались балаганы, ярмарочные ряды.

В западноевропейских странах складывались карнавальные традиции. Само слово "карнавал" происходит от итальянского, что значит "прощай мясо» . Так, карнавалы организовывали за 40 дней до Пасхи, в первый день Нового года, на Богоявление и др. В каждом городе карнавалы проходили по определенным сценариям. Наибольшее распространение они получили в XV в. Надо отметить, что карнавалы и городские праздники способствовали развитию системы гостеприимства в Средние века.

По развитию сухопутных транспортных средств в Средневековье, то кроме тележек для путешествий использовали и портшезы - носилки, которые несли или слуги, или лошади. Были распространены колесные конные экипажи, но передвигаться на них могли только привилегированные лица. Если говорить за водные транспортные средства, то они получили лучшего качества, позволяя совершать дальние путешествия (каравеллы).

Специально для путешествующих в эпоху Средневековья печатались путеводители, в которых подробно описывались не только пути, но и указывались места для отдыха, достопримечательности, церкви, монастыри, бани и тому подобное. Самым ранним из путеводителей был составлен для паломников еще в XIII в. - Итинерарий "Повесть Епифания Агиаполита о Сирию и Св. Град", написанный на греческом языке.

На Руси для поездки паломникам выдавались паспорта, которые были своеобразным гарантом их безопасности в поездке. Существовал еще и особый документ (путешественник), издававшийся всем, кто планировал отправиться в дальнее путешествие.

Выводы: в Средние века осуществлялись путешествия исследовательские (с целью першовидкриття или научными целями), познавательные, торговые и религиозные (паломничество), оздоровительные, "за знаниями" и др. Особую актуальность в странах Европы приобрели паломничество к Святым местам, путешествия торговые и "за знаниями". Поспорили элементы инфраструктуры, а именно, расстраивались заведения размещения (осписы, постоялые дворы, инны, гостеприимные дворы, караван-сараи) для путешественников и питания (таверны, харчевни, кафе); проложены новые сухопутные и морские пути (Виндобондська или Янтарный путь, Волжский путь, "Из варяг в греки", "Из варяг в персы", Северо-Восточный проход, Юго-Восточный торговый путь); создавались путеводители для путешественников (итинерарии); модернизировались транспортные средства (каравеллы; почтовые кареты).

В средневековье продолжали развиваться экономические и культурные связи между различными странами Востока и Запада, Севера и Юга. Этому в немалой степени способствовали поездки писателей, путешественников, дипломатов и купцов. Однако основной побудительной силой, заставлявшей людей предпринимать далекие путешествия в чужие страны, были военные походы и торговля.

С VII в. н.э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, стали распространять свою власть и свою веру, воинственную, "магометанскую", или мусульманскую религию – ислам (по-арабски – покорность) на огромной территории. На Востоке они завоевали все Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе – Сирию и Палестину, на западе – всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через пролив, который с этого времени стали называть арабским словом Гибралтар, и в течение нескольких месяцев завоевали почти весь Пиренейский полуостров.

Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных, и исходили тропическую Азию, субтропические страны и страны умеренного пояса – Восточную Европу и Центральную Азию. Они проникли в африканские страны к югу от Сахары и перешли через экватор. Благодаря широко развитой торговле арабы дали средневековому миру ряд выдающихся путешественников.

Известным арабским путешественником был Сулейман, купец из Басры. Он совершил путешествие и Персидского залива через Индийский океан в Китай, посетив попутно Цейлон, Суматру, Никобарские острова. О своем путешествии Сулейман оставил записки, датируемые 851 н.э., в которых описал пройденный им маршрут и приключения, случавшиеся в городе.

На рубеже 9-10 вв. путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе арабский писатель Ибн-Даста. Результаты своих странствий он изложил на арабском языке в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ», в которой имеются ценные сведения о славянах.

В 921-922 гг. в качестве секретаря посольства, отправленного багдадским халифом Муктадиром по просьбе болгарского царя Алимаса к новообращенным в ислам «волжским булгарам» с целью укрепления их в исламе, участвовал Ахмед Ибн-Фадлан. Посольство прошло через иранское нагорье и Бухару в Хорезм, пересекло пустынное плато Устюрт и Прикаспийскую низменность и достигло столицы «волжских булгар». О своем путешествии Ибн-Фадлан написал книгу «Путешествие на Волгу», которая является одним из важнейших источников по средневековой истории Поволжья и Заволжья.

Из путешественников первой половины 10 в. выделяется багдадский араб Массуди (умер в Египте в 956 году), историк и географ. До нас дошли две его книги: «Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения», в которые вошли обширные материалы о природе, истории и этнографии посещенных им стран. Посетил же он все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, а на юге – Восточную Африку до Мадагаскара включительно.

Около 20 лет странствовал по Передней Азии и Северной Африки палестинский араб Мукаддаси. Только в одном Индийском океане он прошел «около двух тысяч фарсахов» (около 11,5 тыс. км.), которые описал в своей книге «Лучшее наставление для познания климатов».

Выдающимся путешественником и ученым 12 века был Идриси (1100 – 1161). В юности он посетил Малую Азию, Англию, Францию, Испанию. Образование получил в Кордове.

Идриси был приглашен сицилийским королем – норманном Рожером II, страстным любителем всяческих географических новостей, в Палермо для составления географических карт.

Сицилийский король посылал в разные страны опытных путешественников и искусных художников, которые докладывали Рожеру о том, что им удалось увидеть, услышать и зарисовать.

В течение 15 лет Идриси занимался обработкой доставленных ему сведений. Итогом длительной работы стали сочинения Идриси «Развлечения истомленного в странствии по областям» с 70 картами, и «Сад приязни и развлечение души» с 73 картами.

Однако самым выдающимся арабским путешественником 14 века был странствующий купец Ибн-Баттута (1304 – 1377), бербер по происхождению.

В 1325 году Ибн-Баттута отправил по суше из Танжера в Александрию Египетскую, посетил Сирию, Западную Аравию, Ирак и Йемен, побывал в столице Золотой Орды – Сарай Берке. Он был в Константинополе, Хорезме, Ургентче, Бухаре, Самарканде, Индии, Китае, плавал на Цейлон и Мальдивские острова. В 1354 году Ибн-Баттута закончил путешествие и продиктовал описание своих странствий, целиком полагаясь на свою память за 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 120 тыс. км. Неутомимый путешественник посетил мусульманские страны и владения в Европе и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай.

Книга «Путешествие Ибн-Баттуты» переведена на ряд европейских языков. Она содержит огромный исторический, географический и этнографический материал, представляет большой интерес для настоящего времени для исследователей и путешественников.

Таким образом, арабские путешественники внесли весомый вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомили Западную Европу с азиатским материком, продолжили и описали важнейшие торговые пути, способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций.

Если арабам мы обязаны первыми известиями о востоке и юге, то норманнам – сведениями о севере и Новом Свете.

Отважные мореходы – норманны были известны под разными именами – данов, аксаматов, викингов, гейдов, остманов, исторлингов ин нордлейдов.

Основными занятиями норманнов являлись скотоводство и рыболовство. В поисках рыбы и морского зверя они совершали далекие путешествия по северным морям.

Корабли норманнов были прочно построены из дубового и елового дерева. Знакомство с бурным Северным морем принуждало их строить не плоские корабли, какие плавали по Средиземному морю, а высокие, с палубой, баками и шканцами. Именно на судах подобного рода норманны предпринимали свои грабительские набеги до Константинополя в одном направлении и до Американского берега – в другом.

Несмотря на грабительский характер некоторых плаваний норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле, несомненно, оказали влияние на подготовку и проведение великих путешествий последующих мореплавателей.

Испокон веков славянские народы проявляли себя отважными путешественниками и мореплавателями. В письменных источниках, относящихся к нашей эре, говорится, что уже тогда славянам был освоен водный путь по Днепру. Из записей греческих историков видно, что русские в VI – VII вв. выходили по Днепру в Черное море и через Босфор и Дарданеллы – в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

К концу VIII и началу IX вв. создается государство с центром в Киеве. В это же время русскими людьми был освоен знаменитый путь "из варяг в греки", соединяющий Черное и Балтийское моря.

Существовал и другой водный путь, идущий из Новгорода и Киева на Волгу.

Предки славян на своих ладьях плавали также по Балтийскому морю, выходили в Атлантический океан и через Гибралтарский пролив проникали в Средиземное море. Следы древних славянских поселений найдены даже в Англии.

В X–XI вв. Русь из-за своего географического положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом и Востоком. В результате походов русских князей Олега (911) и Игоря (944) на Царьград были заключены торговые договоры с Византией.

В связи с принятием христианства на Руси (988) получили распространение «хождения» русских людей в «святую Землю».

Таким образом, развитие торговых отношений Древней Руси с соседними странами и паломничества к «святым местам» способствовали складыванию надежных маршрутов следования торговых караванов и путей паломников, созданию постоялых дворов с местами ночлега и питания, образованию своеобразной системы сервиса, напоминающей современную туристскую.

Вскоре после открытия Америки норманнами Европа была вовлечена в крестовые походы, продлившиеся почти два столетия.

Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими монархами, рыцарями и купцами с целью захвата чужих богатств и территорий. Следом за ними шли на Восток священники и паломники в сопровождении множества нищих.

Еще в древности началась борьба за завоевание стран Передней Азии (особенно Сирии и Месопотамии), а также за овладение Египтом. Эти страны являлись одним из богатейших и культурнейших районов тогдашнего мира. Через них пролегали пути международной торговли. За господство в этих странах вели борьбу Византия и Иран. В конце XI в. в борьбу вступили и феодальные государства Западной Европы.

Крестовые походы в страны Восточного Средиземноморья, происходившие под видом религиозного мероприятия, начались в конце XI в. и продолжались с перерывами до конца XII в.

Каково же значение крестовых походов? Они имеют не только общеисторический интерес (как выражение идей и настроений умов в известный период средневековой истории), но и познавательный. Они богаты внешними факторами и результатами, которые хотя были куплены весьма дорогой ценой, но существенно повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западные европейцы впервые большими массами поднялись со своих мест, чтобы познакомиться с неизвестными им народами и странами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно незнакомыми и чуждыми им понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания увиденного и услышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась в монастырях и рыцарских замках.

Мусульманский Восток оказал немалое влияние на различные стороны жизни западноевропейского общества – на его материальную культуру, быт и многое другое.

Например, в XII – XIII вв. в Западной Европе по примеру мусульманских стран начали сеять гречиху и рис, выращивать арбузы, абрикосы и лимоны, высаживать дамасскую розу. С этого же времени вошел в употребление неизвестный ранее европейцам тростниковый сахар (раньше в Европе единственным сладким пищевым продуктом был мед). В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы – их крестоносцы увидели в Сирии. Восточного происхождения использовались и некоторые ткани: атлас (по-арабски это слово означает красивый), муслин (от названия города Мосул), дамаст (от названия города Дамаск). С конца XI – XII вв. на Западе стали разводись почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы. Много веков жители Западной Европы умывались только холодной водой, а платье носили до дыр. В восточных странах европейцы научились мыться в горячих банях и менять платье и белье.

Рыцари привезли из Сирии и Палестины щиты украшенные гербами, а также некоторые музыкальные инструменты, на которых во время битвы исполнялась военная музыка.

Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями. В начале XIII в. монголы создали огромную империю, простиравшуюся от Дуная до Тихого океана, завоевав Русь, пройдя через Польшу, Силезию, Моравию, остановившись у границ Италии. В результате этих завоеваний были созданы обширные, относительно безопасные пути через Восточную Европу и Азию, которые стали использовать купцы, снабжая монгольских ханов и аристократию чужеземными предметами роскоши и драгоценностями, послы различных стран, стремившиеся первыми наладить дипломатические и другие отношения, чиновники, рассчитывавшие получить высокие должности при ставке великого хана, лазутчики, проникавшие с целью сбора военных и религиозных сведений и др.

Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет.

Поло вернулся в 1295 г. в Венецию принял участие в войне с Генуей, был пленен и сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу по заключению пизанцу Рустичиано, которую назвал: "Книга Марко Поло о разнообразии мира»

"Книга" Марко Поло рассказывает о путешествии, которое, по определению крупнейшего мирового авторитета в области истории географических открытий немецкого ученого Р. Хеннига, "среди всех средневековых путешествий, несомненно, по праву считается самым замечательным и поистине выдающимся событием".

Говоря о путешествиях в эпоху средних веков, нельзя обойти вниманием "хождение" русского купца Афанасия Никитина в Индию, который среди первых русских землепроходцев и мореплавателей, побывавших в далеких странах занимает почетное место. Он посетил страны Передней Азии через 200 лет после М. Поло и морем прошел от Ормуза до Индостана, побывав во внутренних районах Индии, где до него не ступала нога европейца.

Находясь почти четыре года в Индии, А. Никитин свой пытливый ум и наблюдательность направил на изучение различных сторон жизни и природы загадочной в то время индийской земли. Свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием «Хождение за три моря» – Каспийское, Черное, Аравийское.

Таким образом, в X – XIV вв. получили дальнейшее развитие походы и путешествия. Их осуществляли русские, византийцы, арабы, норманны, а во времена крестовых походов – представители европейских народов. В связи с принятием христианства на Руси в Палестину к святым местам хлынул поток русских паломников.

Походы и путешествия X-XIV вв., несомненно, подготовили почву для эпохи географических открытий.

1.4. Путешествия и открытия в XV–XVI вв.

Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Европе был ускорен в связи с освоением новых торговых путей и открытием новых стран в XV–XVI вв., положивших начало великим географическим открытиям.

Еще в начале XV в. в ряде приморских стран появилось стремление к дальним плаваниям, целью которых было открытие прямого морского пути к "Индиям", т.е. к странам Южной и Восточной Азии, которые считались родиной пряностей и якобы изобиловали золотом. Благородного металла требовали как вставшие на буржуазный путь развития города, так и развивающаяся торговля не только между европейскими, но и внеевропейскими государствами. Однако западноевропейцам в результате турецких завоеваний в Аравии и Малой Азии становилось все труднее пользоваться старыми восточными, комбинированными сухопутными и морскими путями, ведущими к Южной и Восточной Азии. Начались поиски других путей – южных – вокруг Африки, и западных – через Атлантический океан. Поисками южных путей занялась Португалия, которая в XV в. представляла на европейском континенте сильную морскую державу, заинтересованную в дальнейшей морской экспансии.

В это время больших успехов достигло португальское кораблестроение. Начиная со второй половины XV в., португальцы становятся учителями кораблестроительного дела, как и мореходства для западноевропейских народов, удерживая это первенство до последней четверти XVI в.

В XV в. португальцы создали легкий парусник – каравеллу – трехмачтовый корабль особой конструкции, оснащенный большим количеством прямых и косых парусов, со сравнительно острыми обводами корпуса. Португальские каравеллы отличались высокими мореходными качествами: они были легки, быстроходны (при попутном ветре – до 22 км в час), свободно маневрировали, при неблагоприятном ветре хорошо лавировали, поворачивая к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла. Они казались незаменимыми "для открытий", т.е. при плавании у неразведанных или совершенно неизвестных берегов, но плавание на них было далеко не безопасным.

Благодаря тому, что были улучшены компас и мореходные карты (портуланы), португальцы усовершенствовали заимствованный у арабов угломерный инструмент, при помощи которого вычислялись положения светил и широта. В конце XV в. были изданы таблицы движения планет, облегчившие вычисление широты в море, благодаря чему значительно возросла безопасность движения.

Народы Азии – индийцы, китайцы, малайцы и арабы – в течение средних веков добились значительных успехов в области географических знаний, в развитии мореплавания в Индийском и Тихом Океанах и в искусстве судовождения. Это имело важное значение для географических открытий европейцев в Азии, Африке и их экспансии на территории данных материков.

Такой была обстановка в мировом мореплавании накануне великих географических открытий. То обстоятельство, что именно Испания первая выслала в западном направлении маленькую флотилию X. Колумба, объясняется условиями, которые исторически сложились в этой стране в концу XV в.

Одним из этих условий было усиление в последней четверти XV в. испанской королевской власти, ранее ограниченной. В 1469 г. Кастильская королева Изабелла вышла замуж за наследника арагонского престола Фердинанда, который через 10 лет стал королем Арагона. Так произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагона и возникла испанская монархия. В начале 1492 г. испанские войска вступают в Гранаду. Закончился восьмивековой процесс реконкисты – обратного отвоевания христианскими государствами пиренейских стран, захваченных в 711 году мусульманами – маврами.

Стремление к лидерству на европейском континенте толкало королевскую власть к расширению территории монархии, добычи золота и рабов. Этого можно было достичь в результате военных действий или открытия новых земель. Возможность последнего и предоставил Изабелле и Фердинанду итальянец Христофор Колумб.

Х. Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Его отцом был ткач Доминико Коломбо, матерью – Сусанна Фонтанороза. Доминико был небогатым человеком и не имел даже собственного дома, а арендовал жилье в Генуэзском монастыре Санто-Стефано.

Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытию материка – Южная Америка и перешейков Центральной Америке. Им открыты все Большие Антильские острова – Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море.

Иными словами, Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного континента, который позднее получил название Америки.

Известие об открытии Колумба вызвало в Португалии большую тревогу. Португальцы считали, что испанцы нарушили их право владеть всеми землями к югу и востоку от мыса Бохадор, подтвержденное ранее папой римским, и опередили их в достижении Индии; они даже готовили военную экспедицию для захвата открытых Колумбом земель. Чтобы разрешить этот спор, Испания обратилась к папе. Специальной буллой папа благословил захват Испанией всех открытых Колумбом земель.

В сложившихся условиях португальцы поспешили с открытием морского пути в Индию. Летом 1497 года португальский король Мануэль I назначил руководителем экспедиции в Индию молодого придворного Васко да Гама.

Им был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захвата была создана огромная колониальная империя Португалия, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива.

С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х гг. XIX в. морской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и проходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

Новый план большой экспедиции с целью поисков юго-западного прохода в Тихий океан и достижение Азии западным путем предложил испанскому королю Ф. Магеллан.

29 сентября 1519г. Магеллан отплыл из Сан-Лукара. Флотилия Магеллана состояла из пяти кораблей. Четверо из пяти капитанов и почти все кормчие были португальцами. В составе экспедиции из 265 человек было 37 португальцев, 30 итальянцев, 19 французов, несколько фламандцев, немцев, сицилийцев, англичан, негров и представителей других национальностей.

Корабли вышли в открытое море и взяли курс на юго-запад. 21 декабря Магеллан достиг пролива, позже названного его именем. Пройдя пролив, путешественники увидели перед собой безбрежный океан, который Магеллан назвал Тихим.

Магеллан завершил дело, начатое Колумбом: он достиг западным путем азиатского материка и Молуккских островов, открыв новый морской путь из Европы в Азию. Это было первое в истории человечества кругосветное плавание; оно неопровержимо доказало шарообразную форму Земли и нераздельность океанов, омывающих сушу.

Таким образом, путешествия и открытия XV–XVI вв. значительно расширили представления людей об окружающем их мире, а кругосветное плавание Магеллана стало практическим подтверждением шарообразности Земли. Великие географические открытия способствовали не только формированию мирового рынка, но и развитию международных дипломатических и культурных связей, складыванию постоянных водных и сухопутных маршрутов между континентами, ставших впоследствии туристскими.

1.5. Путешествия и открытия во второй половине XVI–XVIII вв.

Открытие Нового Света, морского пути в Индию и первое кругосветное путешествие чрезвычайно расширили географический горизонт человечества. Все эти открытия произвели революцию в мировоззрении людей того времени.

Преобладающим типом путешественника второй половины XVI–XVIII вв. являлись коммерсанты – искатели приключений и авантюристы. Иногда к ним присоединялись миссионеры. Однако в это же время появляется и новый тип путешественника, руководимого не только узкокорыстными интересами, но и любовью к науке. Постепенно этот тип путешественника становится преобладающим, и благодаря труду, энергии таких путешественников и исследователей людям удалось приобрести в наши дни действительно научное познание о поверхности Земли.

Несмотря на договор о разделе сфер влияния между Португалией и Испанией, моряки и купцы других стран Европы в поиске наживы и богатства стали проникать в неисследованные части земного шара. Так, английские и французские мореплаватели исследовали восточную часть Северной Америки, а голландцы в результате плаваний, совершенных в течение XVII в., открыли Австралию, скудные сведения о которой имелись еще у античных авторов.

Открытие Америки и путешествия по Африке вызвали у англичан желание найти через Северный Ледовитый океан ближайший путь в Китай и Восточную Индию. По совету знаменитого мореплавателя Кабота общество лондонских купцов снарядило в 1553 г. три корабля под начальством капитанов Виллоби, Ченслера и Дурфорта. Корабли Виллоби и Дурфорта погибли в Баренцевом море. Ченслер вошел в Белое море и достиг устья Двины. Узнав, что случайно открытый берег принадлежит России, он попросил быть допущенным ко двору царя. В Москве Ченслер был принят Иоанном IV, которому предъявил грамоту своего короля Эдуарда VI с приглашением к дружбе и торговым связям с Англией.

Таким образом, в результате экспедиции англичан между Россией и Англией были налажены не только торговые, но и культурные связи, которые в дальнейшем получили широкое распространение.

Российские мореплаватели и путешественники внесли свой весомый вклад в открытия второй половины XVI–XVIII вв., двигаясь преимущественно на юго-восток Азии (Средняя Азия, Монголия, Китай), и северо-восток (Сибирь и Дальний Восток).

Большое познавательное значение для современников имели торгово-дипломатические поездки русских людей в XVI–XVII вв. в страны Востока, обследование кратчайших сухопутных маршрутов для сообщения с государствами Средней и Центральной Азии и Китаем. Это посольства И. Хохлова, А. Грибова, И. Петлина и др.

Поход Ермака (1581-1584) привел к падению Сибирского ханства и присоединению Западной Сибири к Русскому государству.

Продвигаясь на восток в тайгу и тундру Восточной Сибири, россияне открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену (экспедиция Пенды).

Выдающимся событием той эпохи явилось открытие в 1648 г. пролива между Америкой и Азией, сделанное Дежневым и Алексеевым.

В течение 1643-1651 гг. состоялись походы русских отрядов В. Пояркова и Е. Хабарова на Амур, добывших ряд ценных сведений об этой не изученной европейцами реке.

Путешествия русских за границу и иностранцев по России составляют важную часть в истории путешествий XVII–XVIII вв.

Первая официальная попытка знакомства русских с Европой произошло при царе Борисе Годунове, когда по его приказу были отправлены пять молодых дворян для обучения в Любек, шесть – во Францию, четыре – в Англию. Однако только один из них возвратился на родину.

В XVIII в. благодаря деятельности Петра 1 проводятся встречи ученых натуралистов, историков, в связи, с чем постоянно растет число русских туристов за границей. При Петре 1 путешествия становятся средством образования, любимым занятием для зажиточных людей.

Конец XVIII в. ознаменовался несколькими известными путешествиями вокруг света. К числу таких плаваний совершенных французскими и английскими моряками, относится путешествие вокруг света Бугенвиля в 1766 г. и командора Байрона в 1764-1766 гг. Следует отметить и три плавания вокруг света Джеймса Кука (1768-1771, 1772-1775 и 1776-1780).

Все три плавания важны еще и потому, что в них впервые принимали участие натуралисты разных специальностей, собравшие обширный научный материал.

Таким образом, на протяжении второй половины XVII-XVIII вв. благодаря смелым экспедициям мореплавателей и путешественников многих стран была открыта и исследована большая часть земной поверхности, моря и океаны, омывающие ее. Были проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между собой.

В результате этих открытий расширились связи Европы со странами Африки, Южной и Восточной Азии и впервые были установлены контакты с Америкой. Торговля приобрела мировой масштаб.

Все это создавало предпосылки для массового перемещения людей с одних континентов на другие, готовило маршруты будущих туристских круизов.

1.6. Развитие путешествий в XIX – начале XX вв. Первые туристские организации

XIX в. характеризуется победой капиталистического способа производства во многих странах, развитием промышленности, транспорта, науки, разделом мира между великими державами и быстрой колонизацией открытых перед этим земель.

Начало XIX в ознаменовалось крупными морскими кругосветными путешествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.

Только в первые три десятилетия XIX в в России были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций. Мысль о снаряжении первой кругосветной экспедиции принадлежит знаменитому государственному деятелю канцлеру графу Н.П. Румянцеву.

26 июня 1803 г. Корабли «Нева» и «Надежда» под руководством капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна вышли из Кронштадта и отправились в кругосветное плавание, которое длилось три года и 12 дней.

И.Ф. Крузенштерн как руководитель экспедиции был принят царем Александром 1, который приказал вычеканить медаль в память первого русского кругосветного плавания и издать составленное путешественником описание маршрута с рисунками и картами. Книга И.Ф. Крузенштерна "Вокруг света" была переведена на многие европейские языки и поставила имя автора в один ряд с именами знаменитых ученых-путешественников.

За путешествием И.Ф. Крузенштерна последовали и другие плавания и путешествия. Дважды совершал кругосветные путешествия О.Е. Коцебу, плавал вокруг света В.М. Головнин, написав книгу "Путешествие вокруг света на шлюпке "Камчатка" в 1817–1819 гг.".

Всего в первой половине XIX в. русские совершили около 50 кругосветных и полукругосветных путешествий, которые завершили важный этап в истории мореплавания.

После окончания наполеоновских войн возобновили морские путешествия Англия и Франция. Французы сохранили свой интерес к Тихому океану и в первой половине XIX в. послали туда несколько экспедиций, среди которых были плавания под руководством Луи Де-Фрейсине (1817), Луи Дюппереля (1822), Жюля Дюмон-Дюрвиля (1825–1829 и 1837–1842) и др.

Из английских экспедиций первой половины XIX в. следует выделить по своим результатам экспедицию на корабле "Бигль" под командованием капитана Фиц-Роя, длившуюся с 1831 по 1836 г. В этой экспедиции принимал участие Чарльз Дарвин.

Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих странах стали играть географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе–в 1828 г. в Берлине, в 1830 г. – в Лондоне, в 1845 г. – Русское географическое общество в Петербурге. Позднее возникли географические общества в научных центрах разных стран. Эти общества организовывали путешествия на малоисследованные материки.

Часть научных исследований, кроме географических обществ, взяли на себя министерства, колониальные ведомства, органы местного самоуправления, другие учреждения и научные общества. В результате этого во второй половине XIX в. в области изучения Земли ученые значительно продвинулись вперед. Ценой огромных усилий многочисленных путешественников-исследователей все меньше становилось белых пятен на карте мира.

Во второй половине XIX в. начинается новый этап путешествий, характеризующийся тем, что теперь морские экспедиции снаряжались не только для открытия новых земель, продолжения путей и изучения условий судоходства, но и для научных исследований мирового океана.

В течение XIX в. почти все морские страны в той или иной степени приняли участие в организации путешествий с целью исследования морей и океанов.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения микрохозяйственных связей были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчеты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеческих знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появилась потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Все это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.

Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увеличивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д.

В то же время с появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. В значительной мере они превращаются в увеселительные и развлекательные поездки. В конце XVIII в. представителей имущих классов европейских государств, посещавших зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть "туристами". К началу XIX в. подавляющую их часть составляли аристократия и буржуазия.

Во второй половине XIX в. разрозненное туристское движение в Европе, представленное энтузиастами-одиночками, начинает приобретать определенные организационные формы. В 1857 г. в Лондоне возникло первое в мире объединение любителей путешествий в горах – Английский альпийский клуб. Английские альпинисты к середине XIX в. совершили уже немало восхождений на вершины Альп, стали частыми посетителями самых отдаленных участков этой горной системы и в значительной степени содействовали развитию туризма в странах Европы: Швейцарии, Австрии, Италии, Германии, Франции. Освоив Альпы, Английский альпийский клуб начал организовывать свои экспедиции и в другие горные районы мира: на Кавказ, Гималаи, Анды, горы Новой Зеландии и др.

Вслед за английским в 1862 г. появляется Альпийский горный клуб в Турине, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х гг. XIX в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в Соединенных Штатах Америки. Общее число членов достигло 120 тыс. Большинство клубов стали издавать свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них. Первый такой журнал вышел в Лондоне в 1863 г. ("Альпийский журнал"). В 90-е гг. их насчитывалось более 30. Все европейские альпийские клубы не только способствовали организации путешествий в горные и другие районы, но и занимались их изучением, так как сведения о горах в XIX в. были еще крайне ограниченными.

Во второй половине XIX – начале XX в. национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущественных классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и международные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, в горных районах Швейцарии.

Таким образом, туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями делового мира, которые собрали и сделали достижением современных наций и народов многочисленные изыскания, наблюдения, описания, литературные, исторические и географические материалы, отчеты и дневники. Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Историко географические формы развития туризма. Роль международных туристских организаций в развитии международного сотрудничества в сфере туризма

Лекции.. историко географические формы развития туризма..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Публикации раздела Литература

По следам средневековых путешественников

П уть длиною в несколько месяцев, опасности и несовершенство транспорта - все это не смущало древних путешественников средневековой Руси. Паломничества, посольства и деловые поездки были важной частью их жизни.

Много столетий назад у странников была своя, особенная философия путешествий. Филолог Юрий Лотман говорил, что земля одновременно воспринималась ими и как географическое пространство, и как место земной жизни, противопоставленное жизни небесной, а значит, получала несвойственное современным географическим понятиям религиозно-моральное значение. Проще говоря, существовали земли «грешные», путь в которые не сулил ничего хорошего - в первую очередь душе путника, и земли «праведные», в которые мысленно или физически стремились попасть люди прошлого.

Ездить, конечно, приходилось и туда, и туда. И вот как воспринимали свои поездки грамотные путешественники.

«Хождение игумена Даниила»

В XII веке монах Данил совершил паломничество в Иерусалим. Он стал первым русским, описавшим путешествие в Святую землю, а текст «Жития и хождения игумена Даниила» послужил образцом для всех последующих «путевых заметок».

Даниил скрупулезно описывает то, что видит на своем пути, начиная от святынь, которые находятся в посещаемых им городах, и заканчивая достопримечательностями. Путешественника интересует буквально все: их вид и состояние, устройство, размеры. Он не забывает упомянуть и расстояния между городами, и природные богатства местности.

«И родится на том острове мастичная смола, и вино хорошее, и плоды всякие».


Скорее всего, путешествие Даниила состоялось в 1104–1106 годах, к тому времени Иерусалим уже стал королевством, и нашему соотечественнику удалось познакомиться с первым правителем Святого града - королем Балдуином I.

«Пошел князь иерусалимский Балдуин на войну к Дамаску путем тем, к Тивериадскому морю, ибо там проходит дорога к Дамаску, мимо Тивериадского моря. Я узнал, что хочет князь идти путем тем к Тивериаде, пошел к тому князю, поклонился ему и сказал: «И я бы хотел пойти с тобою к Тивериадскому морю, чтобы походить по тем всем святым местам около Тивериадского моря. Бога ради, возьми меня, князь!» Тогда этот князь с радостью повелел мне пойти с собою и пристроил меня к своим слугам. Тогда я с радостью великою нанял под себя на чем ехать. И таким образом прошли мы места те страшные с воинами царскими без страха и без ущерба. А без воинов той дорогой никто не может пройти; одна только святая Елена путем тем ходила, а другой никто».

«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»

В конце XIV века диакон Игнатий, уроженец Смоленского княжества, вместе с епископом Михаилом и митрополитом Пименом отправился в Константинополь. Предполагал ли он, свидетелем скольких исторических событий ему придется стать, и догадывался ли, что больше никогда не увидит своей малой родины, о которой неоднократно вспоминал в «Хождении», мы точно сказать не можем.

Игнатий описывает не только свое путешествие, но упоминает о «распре некой» между митрополитом Пименом и московским великим князем Дмитрием Ивановичем (Донским), рассказывает о борьбе за престол между Калояном и Мануилом Палеологами и в конце концов повествует о венчании на царство Мануила II Палеолога («в лето 6900 месяца февраля 11»).

В своем тексте Игнатий передает для потомков ценную информацию о том, как выглядел Константинопольский ипподром и барабан купола Софийского собора.

«В тридцать первый день ходили на верх церкви святой Софии, видели 40 окон шейных, мерили окно со столпом, две сажени без двух пядей».

«Хождение Игнатия Смольнянина»

В Константинополе Игнатий пробыл до 1393 года, затем отправился в Иерусалим (1393-1395), а дни свои закончил на Афоне, оставив описание всех путешествий.

Фра Беато Анджелико. «Благовещение»

«Исхождение Авраамия Суздальского»

В 1437 году Авраамий, епископ Cуздальский, стал членом Русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439). Русский посол был свидетелем католического богослужения и в подробностях описал мистерии «Благовещение» и «Вознесение», которые наблюдал в церквях Флоренции. Впечатления от увиденного легли в основу текста «Исхождения Авраамия Суздальского на осьмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945».

«И еще создано весьма чудесно. И это устроено наверху за занавесами, от прежних дверей до средины церкви саженей двадцать пять великих. На этом месте создан мост каменный от одной стены до другой, на каменных же столбах, на высоте трех саженей, в ширину же две с половиной сажени. И этот мост постлан красивой поволокой. На постланном месте в левой стороне устроена кровать с господской постелью и одеялом. У кровати же этой в головах весьма чудные и дорогие подушки положены. На этом важном и чудном месте отрок благоразумный сидит, облаченный в дорогую и пречудную девическую одежду и венец. В руках книги держит и тихо читает и по всему подобию напоминает пречистую деву Марию».

Авраамия интересовала и игра актеров, и их одежда, и оформление сцены. Автор эмоционально, даже восторженно описывает происходящее, давая читателю ценные сведения об устройстве сценических машин, рисунках тканей, световых и шумовых эффектов:

«Во время подъема ангела сверху, от отца с великим шумом и непрерывным громом пошел огонь на ранее упомянутые веревки и на средину помоста, где пророки стояли. И назад вверх этот огонь возвращался и от верха прытко приходил книзу. И от этого обращения огня и от ударов вся церковь искрами наполнилась. Ангел же поднимался к самому верху, радуясь и помахивая руками туда и сюда и крыльями двигая.
Просто и ясно видно, как он летит. Огонь же обильно начинает исходить от верхнего места и по всей церкви сыплется с великим и страшным громом. И незажженные свечи в церкви от великого этого огня зажигаются. А зрителям и их портам нет никакого вреда. Дивное и страшное это зрелище.
Ангел же возвратился кверху в свое место, откуда спускался, огонь перестает и занавесы все по-прежнему закрываются. Это чудное зрелище и хитрое устройство видели в городе Флоренции, и сколько мог своим малоумием понять, то и описал это зрелище. Иначе и нельзя описать, так как это пречудно и несказанно. Аминь».

«Исхождение Авраамия Суздальского на осьмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945»

Купцы. Миниатюра из Лицевого свода. XVI век

Живость и красочность описания сделали текст «Исхождения» одним из самых популярных на Руси. Вплоть до середины XVII века «Исхождение» оставалось единственным памятником древнерусской литературы, повествующим о театральных представлениях.

«Хождение Афанасия Никитина»

Во второй половине XV века тверской купец Афанасий Никитин оказался в Индии. Похоже, что действительно «оказался», как свидетельствует он сам - «от многия беды». Текст Никитина - это набор путевых заметок, которые интересны не только тем, что отступают от жанра хождения, но и тем, что в корне меняют представление об Индии.

Долгое время на Руси Индию воспринимали как рай на земле: идеальную христианскую страну, где правит «царь и поп» в одном лице. Среди текстов, с которыми были знакомы средневековые читатели, можно найти «Сказание об Индийском царстве» - послание мифического индийского царя-христианина Иоанна византийскому императору Мануилу. В этом удивительном произведении, не противореча христианскому пафосу, описывается целый мир удивительных существ, населяющих далекие неизведанные земли.

«Я поборник православной веры Христовой. Царство же мое таково: в одну сторону нужно идти десять месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что там небо с землею встречается. И живут у меня в одной области немые люди, а в другой - люди рогатые, а в иной земле - трехногие люди, а другие люди - девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные - с шестью».

«Сказание об Индийском царстве»

Столетие спустя (текст «Сказания» датирован XII веком, однако на Русь он попал в XIII или XIV столетии) Никитин воочию видит Индию, встречается с местными жителями, попадает в неприятные ситуации и, конечно, иначе описывает окружающих его людей и вещи.

«В Бидаре на торгу продают коней, камку, шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а из съестного только овощи, а для Русской земли товара нет. А здесь люди все черные, все злодеи, а женки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд, господ ядом морят».

«Хождение за три моря»

Афанасий Никитин явно надеялся, что его «Хождение» прочтут на Руси, и активно маскировал некоторые щекотливые моменты, чтобы текст был доступен не всем. Здесь встречаются отрывки на тюркском и персидском языках, записанные кириллическими буквами. Таким образом «зашифрованы» не только наблюдения о стоимости рабов и женщин легкого поведения, но и тексты молитв, в которых есть заимствования из Корана, а также некоторые рассуждения о родине.

«Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже!»

«Хождение за три моря»

«Сказание о Дракуле»

Следующий текст нельзя отнести к литературным памятникам, посвященным путешествиям. «Сказание о Дракуле» представляет собой древнейший образец оригинальной русской беллетристики, но не рассказать о нем здесь мы не можем.

Автором сказания мог быть дьяк Ивана III Федор Курицын, возглавлявший в 1482–1484 годах Русское посольство к венгерскому королю Матвею Корвину и молдавскому господарю Стефану Великому. Во время посольства дьяк записал ряд анекдотов, которые и составили основную часть повести. Именно благодаря этому тексту, по крайней мере в уме русского читателя, начал складываться образ румынского князя-изверга.

О Дракуле писали и многие другие путешественники. Но от зарубежных аналогов повесть Курицына отличает странная черта: рассказывая о зверствах своего героя, автор текста уточняет, что он беспощадно карает всякое преступление, кто бы его ни совершил, что в глазах русского посла было бесспорным благом.

«И так ненавидел Дракула зло в своей земле, что, если кто совершит какое-либо преступление, украдет, или ограбит, или обманет, или обидит, не избегнуть тому смерти. Будь он знатным вельможей, или священником, или монахом, или простым человеком, пусть бы он владел несметными богатствами, все равно не мог откупиться он от смерти, так грозен был Дракула».

«Сказание ο Дракуле»

Заграничные путешествия и паломнические поездки древнерусских писателей и летописцев

Путешественники средневековья. Родился 4 марта 1394 в Порту. Третий сын короля Жоана I (основателя Ависской династии) и его жены Филиппы Ланкастерской (дочери Джона Гонта). Генрих (Энрике) Мореплаватель - португальский принц, прозванный Мореплавателем. В течение 40 лет он снаряжал и посылал многочисленные морские экспедиции для обследования атлантических берегов Африки, создав предпосылки для формирования мощной колониальной империи Португалии. Генрих - мореплаватель.

Слайд 17 из презентации «Из истории географических открытий»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Из истории географических открытий.pptx» можно в zip-архиве размером 2940 КБ.

Скачать презентацию

«Искусство средневековья» - Сооружения круглые или восьмиугольные в плане. Норвегия. Капеллы. Базилики. Базилика. В 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя. Восприятие души и тела как двух противоположных начал. Бык – символ св. Капелла КарлаI в Ахене,788-805г. Библия - с греческого «книги». БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА В эпоху Средневековья почти единственная.

«Культура Средневековья» - Какие предметы изучали в средние века? Что является характерной чертой каждого стиля? Какие архитектурные стили существовали в средние века в Европе? Деление на группы. Каковы основные направления литературы в указанный период? Что волновало средневековых поэтов и художников? Искусство. Было ли «мрачное средневековье» «светлым»?

«Культура эпохи средневековья» - - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. Театральное действие называлось - мистерия. Культура эпохи Средневековья. Другой жанр - Литургическая драма: от рождения до распятия Христа. Особенности скульптуры средневековья. Пизанская башня. Культурная точка зрения. Готический стиль в архитектуре.

«Путешественники» - Викинги назвали открытую землю Винланд - «богатая». Первые путешественники. Английский мореплаватель. Джеймс Кук. Роботы контролируются с Земли, и людям не приходится рисковать своей жизнью. Впоследствии Поло был возведен в звание члена Великого Совета в Венеции. Был ли Колумб первым кто высадился в Америке? *Нет.

Храбрейшими из храбрых являются люди, которые плыли в неизведанных водах мирового океана, в поисках новых земель. Великими путешественниками были люди из Португалии, Италии, Испании и Англии в своих невероятно смелых морских походах. Вот несколько первооткрывателей новых миров и новых народов, которые исследовали планету с ветром в парусах, в погоне за богатством.

Магеллан возглавил первую кругосветную экспедицию, в первый раз пересекая Тихий океан. Подвиг, который считалось невозможным, что было основным свидетельством его силы духа и лидерства.

Одним из самых известных британских исследователей был капитан Джеймс Кук, отличный навигатор и картограф. В своих экспедициях он составил карту части побережья Австралии, которая была настолько точной, что ей пользовались и в 20 веке. В его экспедициях участвовало много ученых, которыми были открыты тысячи новых растений и животных. У него также были художники на борту кораблей, которые делали многочисленные рисунки с изображением обнаруженных и посещенных экзотических мест.

Марко Поло, великий путешественник, исследовавший более 15000 миль за 24 года своих странствий. Путешествуя главным образом в Азии, он больше всех разбирался в культуре Китая, чем служил для европейцев, авторитетом по азиатским странам. Марко Поло вдохновил Кристофера Колумба посетить Китай, факт, который большинство историков умалчивают, преподавая об исследователе Нового Мира.

Васко да Гама был определенно решительным человеком, который знал, как выжить и добиться цели ради своей страны. Его первая экспедиция открыла прямой морской торговый маршрут к Индии. Своей второй экспедицией он способствовал Португалии как стране, которую никто не может запугать, защищая ее права и веру довольно жестоким способом. Так или иначе, Васко да Гама сделал достаточно, чтобы утвердить Португалию как ведущую страну мира, выходящую из средневековья.

Христофор Колумб, был великим путешественником и прекрасным моряком, но к тому же очень расчетливым. Он убедил правителей того времени, что может быстро пересечь Атлантику, попасть в Индию и вернуться со специями, которые в то время очень ценились. Он оценил поездку в 3000 морских миль, когда на самом деле, было 12000. Колумб был отличный моряк и только используя муссонные ветра и течения Атлантического океана вернулся домой с экипажем страдавшим от голода и жажды.

Америго Веспуччи первым проплыл вдоль побережья Южной Америки, и первым же, пообщался с коренными американцами. Америго великий итальянский исследователь, мореплаватель и картограф, проложивший путь для экспедиций в Новый мир.

Путешествие Васко да Гама
Храбрый, жестокий, квалифицированный матрос и штурман, португальский путешественник Васко да Гама (ок. 1460-1524) открыл первый морской путь из Западной Европы в Индию.

Родившись на юго-западе Португалии в дворянской семье, служа военно-морским командиром, да Гама в возрасте 32 лет, провел успешную осаду французских кораблей у побережья провинции Алгарве в Португалии. В 1490 году, португальцы решили найти по океану путь в Индию - с целью положить конец монополии мусульманской торговли с Востоком - и обратились к семье да Гама. По иронии судьбы, отец Васко умер до поездки, так что ему самому пришлось возглавить путешествие.

8 июля 1497 года, да Гама и экипаж из 170 человек, покинул гавань Лиссабона с четырьмя трехмачтовыми кораблями. Они плыли на юг до островов Зеленого Мыса, и в ноябре обогнули мыс Доброй Надежды выйдя в неизведанные воды (для европейских моряков). Через десять месяцев после отплытия из Португалии, в мае 1498 года, суда Васко да Гама достигли Каликута, торгового центра на юго-западном побережье Индии, где они нашли обилие пряностей, драгоценных камней и шелка.

Первый визит да Гама продолжался три месяца, устанавливая отношения с правителями индусов. Путешествие обратно в Лиссабон было долгим, экипаж потерял более половины своего состава от цинги. Но когда он вернулся в сентябре 1498 года, португальский король был доволен - да Гама получил деньги и землю, а также титул и дом - но вскоре последовала новая экспедиция. В 1502 году, да Гама вернулся в Индию, на этот раз с 20 кораблями и поручением на захват Каликута португальской колонией. Сопротивление индусов было подавлено с особой жестокостью.

Новым португальским монархом, в 1524 году, да Гама был назначен вице-королем Португалии в Индии и вскоре сделал свое третье и последнее путешествие на Восток.

Путешествие Магеллана.

Португальский путешественник Фердинанд Магеллан (1480-1521 гг.) был первым европейцем, совершившим экспедицию вокруг света. Он путешествовал через Атлантический океан, через южную оконечность Южной Америки, через каналы и окруженные горами заливы, а затем через Тихий океан. И в конце концов вернулся в Испанию, совершив первое кругосветное путешествие в мире.

Магеллан родился в знатной португальской семье, и в молодом возрасте, был королевским придворным. Когда ему было 25 лет, он поступил на службу в португальский флот и провел следующие шесть лет, участвуя в военных сражениях. В 1513 году, во время битвы с маврами в Марокко, Магеллан получил серьезную рану копьем в левое колено, которая привела его к пожизненной хромоте. А вернувшись в Португалию в 1514 году, он узнал, что был обвинен в незаконной торговле скотом с маврами. Король Португалии уволил Магеллана из военно-морского флота, и Магеллан в сердцах объявил о завершении своей верности Португалии. В 1517 году он предложил свои услуги главному конкуренту Португалии, испанскому королю Карл I, и начал новый этап своей карьеры, как испанский исследователь.

20 сентября 1519 года 39-летний Магеллан и около 270 человек отплыли из Испании, на пяти кораблях: Тринидад, Сан-Антонио, Консепсьон, Виктория, и Сантьяго. Их целью было добраться до Молуккских островов, по западному маршруту - который избегал контролируемого португальцами мыса Доброй Надежды. Суда шли юго-западным курсом, пересекая Атлантику и оказались в Южной Америке, в Рио-де-Жанейро, три месяца спустя. Они по-прежнему шли на юг вдоль побережья, исследуя все заливы и устья рек на территории нынешних Уругвая и Аргентины, пытаясь найти пролив в Тихий океан. 31 марта уставший и недовольный экипаж на борту трех судов поднял мятеж против своих командиров. Магеллан быстро восстановил контроль над своей командой, в результате чего один из капитанов был убит в ближнем бою, а бунтовщики высажены в одиночестве на берег. Наконец, в октябре 1520 года был найден проход - ныне известный как Магелланов пролив - это действительно привело к Тихому океану.

Вторая половина путешествия проходила так же трудно, как и первая. Только три корабля осталась после того, как один утонул, а второй дезертировал; провианта было очень мало и люди умирали от цинги. Достигнув острова Гуам в 1521 году, Магеллан занимался грабежами деревень в отместку туземцам за кражу. В том же году, на Филиппинских островах, Магеллан был убит в стычке с туземцами на острове Мактан. Два из его кораблей продолжали путешествие, достигнув Молуккские острова специй в ноябре 1521 года. 8 сентября 1522 года, только один корабль, Виктория, капитаном которой был испанец Хуан Себастьян де Элькано, добрался до Испании, с 17 оставшимися членами экипажа.

Путешествие Колумба

Христофор Колумб (1451-1506 гг.) был итальянским путешественником , который проплыл через Атлантический океан в 1492 году, надеясь найти путь в Индию (в целях торговли специями). Он сделал в общей сложности четыре экспедиции в Карибский бассейн и Южную Америку в 1492-1504 годах.

Первое путешествие. Король Испании Фердинанд II и королева Испании Изабелла снарядили первую экспедицию под предводительством Колумба. В своем первом путешествии, Колумб возглавлял экспедицию из трех кораблей, «Нина» (капитаном которой был Висенте Яньес Пинзон) «Пинта» (хозяином и капитаном был Мартин Алонсо Пинзон) и «Санта-Мария» (капитаном которой был сам Колумб) и около 90 членов экипажа. Они отплыли на 3 августа 1492 года от Палоса, Испания, а 11 октября 1492 года обнаружили острова к юго-востоку от Северной Америки. Они высадились на острове, назвав его Guanahani, но позже Колумб переименовал его в Сан-Сальвадор. Они были встречены местными индейцами таино, многие из которых были захвачены людьми Колумба, а затем проданы в рабство. Колумб думал, что он добрался до Азии, до какого-то района Индии, и назвал его жителей индейцами.

Изучая острова в этом районе и в поисках золота, люди Колумба ездили на остров Эспаньола (теперь разделен на Гаити и Доминиканскую Республику), Кубу и многие другие более мелкие острова. На обратном пути, «Санта-Мария» потерпела крушение, Колумб вернулся в Испанию на «Нине», прибыв 15 марта 1493 года.

Второе путешествие. Во второй раз, была собрана более крупная экспедиция (25 сентября 1493 г. - 11 июня 1496 г.), ушедшая с 17 кораблями и примерно 1500 людьми, чтобы найти золото и захватить индейцев в качестве рабов. Колумб основал базу в Эспаньоле и поплыл вокруг Эспаньолы и вдоль южного побережья Кубы. Он обнаружил и назвал остров Доминика 3 ноября 1493 года.