Суть консерватизма. Консерватизм. Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции » (знаменитый памфлет Эдмунда Бёрка , 1790). Противостоит либерализму , требующему экономических свобод, и социализму , требующему социального равенства. Помимо Бёрка, огромный вклад в оформление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821) и австрийский канцлер Клемент Меттерних (1773-1859).

В Российской Федерации крупнейшая партия страны, Единая Россия , в 2009 году официально провозгласила своей идеологией «российский консерватизм» , также взяв курс на консервативную модернизацию по примеру послевоенной Германии и Японии . По мнению политолога Иосифа Дискина, председатель «Единой России» Владимир Путин видит свое родство с русским либерал-консерватором начала XX века, премьер-министром Петром Столыпиным .

Политолог Леонид Поляков полагает, что консерватизм представляет собой «ключ к пониманию России», и от политической эффективности партийно-сложившегося российского консерватизма зависит будущее страны.

Основной площадкой формирования идеологии современного российского консерватизма с 2005 года выступает Центр социально-консервативной политики (ЦСКП). В понимании экспертов ЦСКП, "консерватизм представляет собой не «репрессивную» идеологию, не апологетику государственного и нормативного порядка как самоценности, а есть идеология, признающая человеческую личность в ее подлинном достоинстве и значении. Именно антропологические основы консерватизма, апелляция к духовному пониманию сущности и предназначения человека являются тем центральным обстоятельством, в связи с которым стоят все иные аспекты идеологии консерватизма. Таким образом, при всей своей многозначности, привязанности к конкретно-историческим и культурным контекстам, в целом консерватизм от «не-консерватизма» отличает: признание существования (наряду с природно-материальными) вечных духовных оснований человеческого и общественного бытия, стремление к практической реализации требований к человеку, обществу и государству, вытекающих из признания существования их духовных оснований. Наиболее распространенное ныне определение консерватизма как идеологической позиции, признающей ценность исторического опыта в контексте современности и задач общественного развития, является в целом справедливым, но недостаточным. Подлинный консерватизм ценит и использует исторический опыт, однако подходит к нему селективно, на основании критериев «надвременного», «вечностного» плана, каковыми выступают определенным образом понятые, концептуализированные «духовные основы общества» (С. Л. Франк) .

Консерватизм в других странах

В зависимости от страны, курс и цели консервативных политических партий разнятся. Как консерваторы, так и либералы выступают за частную собственность, в оппозицию коммунистам, социалистам и партии зелёных, поддерживающим общественную собственность и внедрение законов, требующих социальной ответственности со стороны собственников. Главным образом, разногласия между консерваторами и либералами возникают на почве вопросов общественной значимости. Консерваторы не принимают несоответствующее социальным нормам поведение. Долгое время консервативные партии боролись за ограничение права голоса не христиан, женщин и представителей других рас. Современные консервативные партии часто противопоставляют себя либералам и лейбористам. Для Соединённых Штатов употребление термина «консервативный» является специфичным.

Бельгия, Дания, Исландия, Финляндия, Франция, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария и Соединённое Королевство сумели сохранить жизнеспособные консервативные партии в 1980-х. В таких же странах, как Австралия, Германия, Израиль, Италия, Япония, Мальта, Новая Зеландия, Испания и США, консервативных партий не было, хотя существовали партии правого толка - христианские демократы или либералы. В Канаде, Ирландии и Португалии партии правых это Прогрессивно-консервативная партия Канады , Фианна Файл , Финне Гэл и Прогрессивные демократы в Ирландии, и Социал-демократическая партия Португалии . С тех пор Швейцарская народная партия примкнула к правым радикалам и больше не считается консервативной.

Клаус фон Байме, разработавший метод классификации партий, обнаружил, что ни одну современную партию на Западе нельзя считать консервативной, хотя коммунистические и прокоммунистические партии имели много сходных черт с консерватизмом. В объединенной либералами и радикалами Италии во время Рисорджименто именно либералы, а не консерваторы образовали партию правых. В в Нидерландах консерваторы объединились в Христианскую демократическую партию. Консерватизм в Австрии, Германии, Португалии и Испании был видоизменён и включён в фашизм или крайне правое течение. В 1940 году все японские партии объединены в единую фашистскую партию. После окончания войны японские консерваторы сразу вернулись в политику, но большинство из них были освобождены от государственной деятельности.

Отсутствие консерватизма в Австралии и Соединенных Штатах Луис Харц считал результатом того, что их колонии считаются частью либеральной либо радикальной Великобритании. Хотя Харц утверждал, что на англоязычную Канаду оказывалось незначительное консервативное влияние, более поздние исследователи заявляли, что именно отвергавшие американскую революцию лоялисты распространили идеологию тори в Канаде. Харц объяснял консерватизм в Квебеке и Латинской Америке как результат первых поселений в виде феодальных общин. Американский писатель-консерватор Рассел Кирк предположил, что консерватизм был распространен в США и представил американскую революцию в качестве «консервативной».

В течение длительного времени консервативная элита правила латиноамериканским народом. В большей степени это было достигнуто с помощью контроля и поддержки институтов гражданского общества, церкви и вооружённых сил, чем политических партий. Обычно церковь освобождалась от уплаты налогов, а церковнослужители были защищены от правового преследования. Там, где консервативные партии были ослаблены либо не существовали, консерваторы все больше полагались на военную диктатуру в качестве предпочтительной формы правления. Однако те страны, в которых элита сумела найти поддержку консервативным партиям в обществе, пришли к политической стабильности. Чили, Колумбия и Венесуэла - примеры стран с сильными консервативными партиями. В Аргентине, Бразилии, Сальвадоре и Перу консерватизм не существовал совсем. После гражданской войны в 1858-1863 консервативная партия Венесуэлы перестала существовать. Чилийская консервативная партия - Национальная партия - была распущена после военного переворота в 1973 и не возродилась даже после возвращения к демократии.

Колумбия

Люксембург

В 1914 году сформировалась самая влиятельная партия Люксембурга, Христианско-народная социальная партия. Изначально она считалась «правой», но в обрела нынешнее название. В XX веке она занимала ведущее место в политике Люксембурга и имело наибольшее количество членов.

Норвегия

Консервативная партия Норвегии сформировалась благодаря правящей верхушке государственных деятелей и зажиточных торговцев. Целью партии была борьба с популистской демократией либералов. С установлением парламентской формы правления в 1884 году партия потеряла власть. В 1889 году сформировалось первое парламентское правительство, и только в 1930-х годах власть сосредоточилась в руках главной политической партии - лейбористов.

США

В США консерватизм включал в себя широкое разнообразие политических направлений, как то: финансовый, экономический, социальный, либеральный, религиозный консерватизм, так же биоконсерватизм.

Современный американский консерватизм относит свое наследие к англо-ирландскому политику и философу Эдмунду Бёрку. Президент США Авраам Линкольн писал, что консерватизм - это приверженность старому и проверенному против нового и непознанного. Рональд Рейган , самопровозглашенный консерватор, 40-й президент США, воспринимался как символ американского консерватизма.

Франция

После Второй мировой войны голлисты оказывали поддержку французским консерваторам, выдвигая националистические лозунги, как то: верность традициям, порядку и объединение страны. Со времени Второй мировой войны консерватизм оставался главной политической силой во Франции. Необычен тот факт, что французская форма консерватизма сформировалась вокруг личности Шарля де Голля , и была схожа с традициями бонапартизма . Голлизм во Франции перетек в Cоюз за народное движение . А само слово «консервативный» стало ругательным.

Примечания

См. также

  • Консерватизм в христианстве

Литература

  • Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России: От истоков к современности. Под ред. Ю. Н. Солонина. Вып. 1. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 2004, 320 с.
  • Полякова Н. В. Антропология российского консерватизма // Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. - СПб., 2006, с. 252-265
  • А. Ю. Минаков. Особенности русского консерватизма в первой четверти XIX века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 34, 2011,
  • Современный российский консерватизм. Сборник статей. М., 2011. http://www.cscp.ru/files/rmoHZ2U1hEbQgIW.pdf
  • Михаэль Дорфман Что такое консерватизм

Ссылки

  • Центр Консервативных Исследований при Социологическом факультете МГУ

Каждый человек имеет свои собственные взгляды на жизнь, на увлечения, на различные процессы, происходящие вокруг. У каждого есть своё видение проблемы или ситуации. Разные люди - разные мнения.

Люди по-разному относятся к изменениям, которые происходят вокруг них. Некоторые только рады любым нововведениям или новым событиям, идущим после них. Это может касаться и изменений жизненных ценностей, политической обстановки или же банального изменения распорядка дня. Такие люди охотно подстраиваются под новые веяния времени и общества.

Но есть люди, которые придерживаются уже привычных всем устоев и традиций. Нововведения они принимают неохотно, во всяком случае склоняются к их принятию в рамках существующей общественной системы, имеющей свои сложившиеся традиции и устои. Позиция такого плана именуется консерватизмом. Что это такое, будет подробно рассказано далее в статье.

Что такое консерватизм - определение

Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

  • Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве , но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы. Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их. Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

Причина появления консерватизма

Появление консервативной идеологии связано с определёнными событиями, повлёкшими потребность в принятии новой идеи, которая смогла бы явиться реакцией на существующий порядок и происходящие процессы в обществе. Причиной возникновения новой идеологической парадигмы стала Французская революция. Как писал в своём знаменитой памфлете Эдмунд Бёрк, происходившее в то время можно было назвать не иначе как «ужасами Французской революции». Далеко не все представители французского общества смогли принять новые революционные идеалы. Результатом стало появление новой идеологической концепции, провозглашавшей новые настроения в обществе.

Консерватизм стал не просто идеологией. Идеи этого толка противопоставлялись другим двум идеологиям: либерализму и социализму. Либерализм требовал наличие и соблюдение экономических свобод , а социализм - социального равенства. Свой вклад, помимо Эдмунда Бёрка, внесли и другие видные деятели: австрийский канцлер Клемент Меттерних, французский иезуит Жозеф де Местр, а также английский философ Томас Гоббс. Участие столь серьёзных персон в упрочении позиций консерватизма сыграло свою роль, и эта идеология начала становиться всё популярнее.

  • В современном обществе консерватизм является одной из трёх базовых идеологий, наряду с социализмом и либерализмом. Следует учитывать тот факт, что консерватизм иногда путают с традиционализмом или обскурантизмом. Путаница может произойти из-за того, что в общем у этих идеологических взглядов есть определённые сходства. Но обскурантизм и традиционализм являются чуть более радикальными, чем консерватизм.

Современный консерватизм является даже более гибким и склонным к нововведениям политическим течением, чем другие. Появившиеся позже вариации консервативной идеологии лишнее тому подтверждение.

Консервативные партии мира

На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий. Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.

Психологический тип консерватор

Всем известно, что каждый человек имеет свои особенные черты характера, формирующие его личность в целом. Разделить людей, учитывая их психологические особенности можно по-разному. Следует только выбрать условный критерий для последующего выделения групп из людей с одинаковыми характерными чертами.

Людей можно разделить на два типа. Можно взять два крайних психотипа человека: радикал и консерватор. Радикал - это человек , который склонен к постоянным изменениям, его не устраивают существующие нормы и правила, а также окружающая обстановка. Его целью является изменение имеющегося порядка для достижения комфорта и собственного удовлетворения. В хаосе постоянных изменений и есть его удовлетворение.

Консерватор - человек совершенно другой формации. Его идиллия заключается в сохранении оптимальных кондиций для существования и удовлетворения своих потребностей. Консерваторы не любят многое менять в своей жизни. Улучшение существующих условий консерваторам свойственно, но радикальные изменения их не привлекают.

Если говорить начистоту, то довольно редко можно встретить чисто консерватора или чисто радикала. В каждом человеке сочетаются черты и радикала, и консерватора. Образуется «золотая середина», которая и является оптимальным вариантом.

Тема 4. Консерватизм и неоконсерватизм

1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения

Термин «консерватизм», который дал название одному из наибо-лее влиятельных идейно-политических течений, произошел от анг-лийского слова conserve (сохраняю, охраняю). Первоначально этот термин употреблялся как обозначение идеологии феодально-арис-тократической реакции на французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В Англии он получил официальное признание в 20-30-х гг. XIX в применительно к сторонникам партии тори, привер-женцам существующих устоев. Примерно в это же время им начали пользоваться в Соединенных Штатах.

В научных исследованиях консерватизм трактуется как полити-ческая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощен-ных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Следуя концепции, предложенной К. Мангеймом , многие уче-ные понимают консерватизм как осознанный, теоретически аргу-ментированный традиционализм . По мысли исследователя русского консерватизма В. Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным система-тизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции ». Сторонники такого подхода не без основа-ний полагают, что идеология консерватизма основывается на психологическом типе личности, которому присущи подчинение автори-тету, ригидность мышления, антирационализм .

В интерпретации американского ученого Р. Таккера консерва-тизм - это «политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание сформировавшихся форм государ-ственной и общественной жизни ».

К числу основных ценностей консерватизма обычно относят:

Ø не-обходимость социальной иерархии (ранжирование общества);

Ø при-знание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность цивилизующей роли церкви, семьи и школы;

Ø культ сильного государства;

Ø стремление к постепенности и осмотритель-ности в проведении политических преобразований;

Ø приоритет цело-го (государства, народа, нации) над частью (сословием, индиви-дом);

Ø враждебность рационализму и индивидуализму.

Со времен отцов-основателей консерватизма его антиценностями являются ин-дивидуализм, социальное и имущественное равенство, атеизм, мо-ральный релятивизм, культ разума, революционаризм .

Один из ведущих исследователей консервативной мысли Р. Кирк сформулировал следующие шесть принципов («канонов») консерватизма :

1) вера в божественность законов, которые управля-ют обществом;

2) осознание неизбежности социального разнообра-зия как антитезы единообразию и эгалитаризму;

3) убежденность в необходимости обеспечения в цивилизованном обществе порядка и сохранения классовой структуры;

4) понимание неразрывности свя-зи между частной собственностью и свободой;

5) вера в приоритет-ность традиций над предрассудками и проявлениями анархии;

6) признание нетождественности изменений и реформ, эффективно-сти только осмысленного реформирования.

При различном понимании специфики консерватизма большин-ство западных (прежде всего американских) исследователей рас-сматривает его как противоположность либерализму .

Трудности в определении основного содержания консервативной идеологии порождаются и причинами, связанными с эволюци-ей этого идейного течения.

Во-первых , с течением времени произошла инверсия значений либерализма и консерватизма. Так, принципиальные положения классического либерализма - требования свободы, рынка и ограни-чения государственного вмешательства в экономику - сегодня рас-сматриваются как консервативные. В то же время идея централизо-ванной регулирующей власти государства, ранее выдвигавшаяся консерваторами, стала важным компонентом либерального со-знания.

Во-вторых , имеет место внутренняя гетерогенность идеологии консерватизма. Она включает разные направления, объединенные общей функцией - оправдания и стабилизации устоявшихся обще-ственных структур Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении.

В консерватизме обычно выделяют три течения - традицио-налистское, либертаристское и неоконсервативное (или либерал-консервативное). Они взаимодействуют между собой, образуя сложноструктурное целое, обозначаемое понятием «современный консерватизм».

2. Традиционалистское течение

Традиционалистское течение было исторически первым, поло-жившим начало консерватизму. Основатели этого идейного течения - англичанин Эдмунд Берк (1729-1797 ), французы Жозеф де Местр (1753-1821 ) и Луи де Бональд (1754-1840 ) по своей социально-классовой принадлежности выражавшие главным образом интере-сы феодально-аристократических кругов потерпевших поражение во время Великой французской революции . Их труды и прежде все-го вышедшая в 1790 г. книга Э. Берка «Размышления о революции во Франции» являлись реакцией вытесняемых с исторической аре-ны классов и слоев на идеи Просвещения и французской буржуаз-ной революции . Этим идеям противопоставлялись традиции, пре-емственность, эволюционность и порядок.

В трудах Э. Берка наличествуют две главные идеи , оказавшие влияние на развитие консерватизма :

1) традиционализм , в соответствии с которым политический строй понимается как продукт исто-рии и передачи от поколения к поколению;

2) органицизм , согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении традиции и нравов.

Система воззрений основателей консерватизма основывалась,

во-первых , на приоритете преемственности над инновациями;

во-вторых , на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в на-ции, религии морали, семье, собственности;

в-третьих , на культи-вировании идеи ранжирования общества в противовес идее равен-ства.

Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы , который, по мнению консерваторов, разрушал целост-ность человеческого сообщества.

Важное место в трудах этих мыслителей занимало понятие «традиционализм». В противоположность идеям Просвещения тра-диция получает у них приоритет над разумом , поскольку подчине-ние ей означает действие в соответствии с естественным ходом ве-щей и вековой мудростью.

Традиционализм должен определять содержание реформ, прове-дение которых не нарушало бы естественный ход вещей. При этом выделяются два основных вида реформ:

Ø реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов и

Ø превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций.

В вопросе о соотношении традиции и изменения Э. Берку при-надлежит следующее суждение: «Государство, которое не в силах ничего изменить, не способно себя сохранит ь». Иными словами, естественным пределом опоры на традицию, по мнению Э. Берка, выступает потребность в частичных изменениях ради поддержания жизнеспособности системы.

Э. Берк старался учитывать фактор изменений как нечто по-стоянное. Наилучшим средством сопротивления неожиданным вы-зовам ему представлялось опережение их путем своевременной адаптации к смене обстоятельств , т. е. исключение самой неожидан-ности.

У Жозефа де Местра тенденция к охранительности выражена сильнее, чем у Э. Берка. Если последний стремился опережать нео-жиданное развитие событий путем принятия превентивных мер, направленных на приспособление к смене обстоятельств, то для Ж. де Местра изменения ассоциировались с дискомфортом, потерями и страданиями, отражавшими его личные впечатления и опыт.

Жозеф де Местр и Луи де Бональд , классики аристократическо-го консерватизма, отвергали республику и противопоставляли ей традицию и авторитет . Ядром политических взглядов Ж. де Местра явилась идея эквилибра, понимаемого как создание статического равновесия в политической и духовной жизни на базе теократии . Л. де Бональд не отдавал предпочтения ни светской, ни религиоз-ной власти, выдвигая идею союза религиозного и политического общества .

Со второй половины XIX в. консерватизм начал ориентировать-ся на защиту интересов буржуазии . В 1871 г. О. Бисмарк оказал зна-чительную помощь правительству Тьера в подавлении Парижской Коммуны. Принятием репрессивного «исключительного закона» против социалистов (1878-1890) и программой социального законо-дательства (обязательное страхование для некоторых групп рабо-чих) он пытался воспрепятствовать росту революционного рабочего движения. Консервативная партия Великобритании первоначально выражала интересы аристократов-лендлордов , а с 1870-1880 гг . - все более широких кругов колониально-банковской и крупной промыш-ленной буржуазии . К началу XX столетия объективные предпосыл-ки существования традиционного консерватизма были в основном исчерпаны .

С развитием модернизационных процессов , сокращением тра-диционных социальных групп и становлением основных классов индустриального общества консервативная идеология лишилась своего охранительного пафоса. На основе консервативной идеоло-гической традиции формировались течения, которые ориентирова-лись на разные модели политического поведения и представляли собой результат синтеза с либерализмом.

Наиболее известным представителем традиционного консерва-тизма в XX в. был американский ученый Р. Керк (1918-1994 ), опуб-ликовавший в 1953 г. книгу «Консервативное мышление ». Развивая традиционалистские принципы, он утверждал, что в революцион-ные эпохи люди часто увлекаются новизной, но затем устают от нее и тянутся к старым принципам . История трактуется как цикличе-ский процесс смены эпох. Период после Второй мировой войны оценивается как наиболее благоприятный для консерваторов . На них, по его мнению, легло бремя ответственности за судьбу христиан-ской цивилизации, и они в силах справиться с этой задачей.

В публикациях Р. Керка утверждается, что, поскольку природа человека неисправимо повреждена, мир нельзя улучшить посред-ством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты должны стремиться обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авто-ритету и религии. Социальную и экономическую проблематику сле-дует переводить в религиозно-этическую плоскость .

В 1980-е годы Р. Керк выделил следующие принципы традицион-ного консерватизма: вера в «закон и порядок» и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в ре-лигиозные понятия . Взгляды Э. Берка охарактеризованы им как «главное русло консерватизма».

Традиционалистские идеи оказали существенное влияние на программы и платформы многих фундаменталистских групп и орга-низаций, которые в 1980-х гг. выступили в качестве движущей силы сдвига вправо в идейно-политической жизни США.

В начале XXI в. бытующий среди потомственных белых амери-канцев страх перед перспективой превращения в «меньшинство в собственной стране» стал одним из мощных источников политико-психологического, идейно-культурного и духовно-нравственного запроса на консерватизм . Формированию этого запроса способст-вовали и шоковые для населения США последствия терактов 11 сентября 2001 г., осознание им своей незащищенности. Религи-озно-фундаменталистские проявления консерватизма являются устойчивой характеристикой политического фона современных Со-единенных Штатов Америки.

3. Либертаристское течение

В конце XIX - начале XX в. в США и позднее в Европе возник-ла и становилась все более влиятельной либертаристская разновид-ность консерватизма. Она окончательно оформилась в первой поло-вине XX в.

Либертаризм - экономоцентричное течение в современном кон-серватизме, которое наследовало классическую либеральную тради-цию XVIII - XIX вв. На этом основании некоторые ученые даже от-носят его к неолиберализму.

Либертаризм, по мнению его идеологов, призван , с одной сторо-ны , развить идею индивидуальной свободы, сформировавшуюся в минувшие эпохи, а с другой - предотвратить дальнейшее распро-странение социалистических идей.

Концептуальные основы либертаристского консерватизма зало-жили Фридрих фон Хайек (1899-1992 ) и Людвиг фон Мизес (1881-1973 ). Работа австро-британского экономиста и философа Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 ), по существу, явилась манифестом либертаризма.

Основатели либертаристского течения считали любую форму вмешательства в экономику неприемлемой и негативно относились к идее макроэкономического регулирования. В их представлении ночная свобода, равно как свобода политическая, правовая и духовная не может быть даже частично ограничена. В качестве есте-ственной формы организации общества они рассматривали «спон-танный порядок», т. е. возникающий в процессе естественного развития.

В начале своей научной деятельности Ф. Хайек активно зани-мался экономической теорией и был главным оппонентом экономи-ста Дж. Кейнса , выступавшего за государственное регулирование экономики как способ преодоления странами Запада Великой де-прессии рубежа 20—30-х годов XX в. Основная проблематика Ф. Хайека с середины 1940-х гг. - полемика с тоталитаризмом , к кото-рому он относил социализм и социалистическую идеологию.

В работе «Дорога к рабству» Ф. Хайек доказывал принципиаль-ную неосуществимость целей социализма ввиду несостоятельности централизованной системы управления, не соответствующей струк-туре производства и общественным потребностям . Реализация принципов планирования неизбежно приводит к тоталитаризму, по-скольку невозможна без принудительных мер, свертывания законно-сти, проникновения государства во все сферы общественной жизни. Главное преимущество рыночной экономики Ф. Хайек видел в спо-собности рынка посредством механизма цен использовать такой объем информации, который не может быть обработан в интересах экономических агентов при централизованной системе планиро-вания .

Рыночная экономика , по Ф. Хайеку, это сложная, спонтанно действующая система, возникающая в процессе эволюционного развития , а не за счет движения к некоей запрограммированной цели. Она функционирует благодаря соблюдению индивидами с различными интересами универсальных правил поведения .

Согласно Ф. Хайеку, общество с рыночной экономикой плюра-листично и является открытым. Оно основывается на умении инди-видов жить вместе и быть полезными друг другу даже при различии частных интересов и целей. Демократия является важнейшим сред-ством обеспечения свободы.

Ведущие представители современного либертаризма - недавно скончавшийся глава Чикагской школы монетаризма М. Фридман и Р. Нозик, автор широко известной книги «Анархия, государство и утопия» (1975 ). Они доказывают, что эрозия свободного предприни-мательства, индивидуальной и семейной ответственности ведут к стагнации и бедности, что необходимо возрождение классической традиции индивидуализма и свободной рыночной экономики . По их мнению, источник многих нынешних проблем - в нарушении естественных, богом данных принципов свободного предприниматель-ства и рынка, прежде всего со стороны государства.

Либертаристы отвергли тезис неолибералов о необходимости планирования и регулирования экономики в рамках государства всеобщего благоденствия . Они полагают, что усиление роли госу-дарственного сектора, программирование отдельных отраслей про-мышленности и т. п. подрывают естественный способ регуляции человеческой жизни.

Исходя из этой принципиальной позиции, либертаристы высту-пали за ограниченную социальную политику государства, которая позволяла бы лишь разряжать социальную напряженность , призы-вали правительства в реализации своих программ опираться исклю-чительно на рынок. При этом они считают целесообразным перело-жить значительную часть ответственности за оказание помощи бедным на местные органы власти и такие общественные институ-ты, как семья, церковь, школа, добровольная благотворительность со стороны богатых.

В вопросе о правах либертаристы отстаивают , прежде всего, ес-тественные права человека - на жизнь, свободу, частную собствен-ность, т е так называемые «негативные права» . По их мнению, марксисты и социал-демократы извратили подлинную концепцию прав человека, утвердив в сознании людей так называемые «пози-тивные права» - право на труд, отдых, жилище, справедливую зара-ботную плату и т. д. Социальное равенство полагают либертарис-ты, лишено гуманистического смысла, поскольку провозглашает равенство условий, посягающее на право частной собственности, а не равенство возможностей.

Констатируя идентичность идей классического либерализма и современного либертаризма , следует иметь в виду коренное отли-чие их социального содержания . Идеи классического либерализма сформировались в антифеодальной борьбе «третьего сословия» за свои права и свободы. Либертаризм же возник в иной ситуации , с одной стороны , монополизации экономики, а с другой - обретения государством социальных функций. Именно поэтому защита клас-сических либеральных идеалов свободного рынка и конкуренции, интересов и привилегий групп, уходящих с исторической арены, имеет консервативный смысл .

4. Неоконсерватизм

Значительную роль в становлении постиндустриального обще-ства сыграл неоконсерватизм , доминировавший в наиболее разви-тых странах с конца 70-х до начала 90-х гг. XX в. Это идейно-политическое течение сочетает либерально-технократическую привер-женность прогрессу, свободе и экономическому росту с ориентаци-ей на сохранение и укрепление традиционных общественных цен-ностей.

Наиболее значимых результатов неоконсерватизм достиг в США и Великобритании . В практике европейских государств нео-консервативные взгляды и представления не получили широкого распространения ввиду укоренившейся социал-реформистской тра-диции , воплощенной в функционировании социального государ-ства.

Разработкой неоконсервативных идей в США занимались И. Кристол и Н. Подгорец, которых нередко называют «крестными отцами» неоконсерватизма, Д. Белл, С. Липсет, С. Хантингтон и др., в ФРГ - Г. Кальтенбруннер , во Франции - А. Бенуа и П. Вьяль . В США са-мые известные неоконсервативные идеологи вышли из либераль-ных кругов , близких к демократической партии. Европейский кон-серватизм также имеет либеральные корни.

Американские неоконсерваторы первой волны, например, И Кристол, Н Подгорец, Д Мойнихен , дистанцировавшись от традицион-ных консерваторов, отрицавших необходимость в идеологических конструкциях, выступили за реидеологизацию политики Соединен-ных Штатов . Эта установка проявилась в объявлении Советского Союза «империей зла», которую необходимо уничтожить , а в начале XXI в . стала идеологической составляющей политики «экспорта де-мократии», проводимой Соединенными Штатами с целью обеспече-ния своего доминирования в мире .

В молодости многие отцы-основатели неоконсерватизма увлека-лись левыми идеями, особенно троцкизмом с его мессианскими представлениями и радикальной революционностью. С течением времени критика сталинизма переросла в воинствующий антиком-мунизм и неприятие любых форм вмешательства государства в об-щественную, прежде всего экономическую, жизнь, а троцкистская идея мировой революции трансформировалась в концепцию «благо-творной гегемонии» Соединенных Штатов в международных отноше-ниях, проявляющейся в повсеместном распространении демократии .

В 1980-х гг . неоконсервативными идеями руковод-ствовались известные политические деятели Р. Рейган, Дж. Буш-ст., М. Тэтчер, Г. Коль . Эти идеи во многом определяют военно-политическую стратегию администрации Дж. Буша-мл. Привер-женность неоконсерватизму неоднократно демонстрировали вице-президент Р. Чейни и бывший министр обороны Д. Рамсфелд . В те-чение ряда лет неоконсерваторы были представлены во власти заместителем последнего П. Вулфовицем , председателем Комитета по оборонной политике Пентагона Р. Перлом и спецпредставителем США в ООН Дж. Болтоном .

Существенное влияние на американскою политику оказывают ведущие центры неоконсервативной ориентации (фонд «Наследие», Гуверовский институт по проблемам войны, революции и мира при Стэнфордском университете, Центр стратегических и международ-ных исследований Джорджтаунского университета, Институт внеш-неполитических исследований и др.). Их рекомендации определяли стратегию рейганизма, а в настоящее время - курс на закрепление американского доминирования в мире, резкое усиление военной со-ставляющей внешней политики .

В сфере международных отношений неоконсерватизм основы-вается на идеях влиятельной на Западе школы «политического реа-лизма», отдавая предпочтение силовым методам разрешения конф-ликтных ситуаций , особенно на локальном уровне. В то же время ряд исследователей , в целом разделяющих неоконсервативные идеи, выступают против концепции «локальных войн», поскольку на практике трудно определить грань между «ограниченным» и «неограниченным» применением силы , способным создать угрозу самому существованию человечества.

Социальную базу неоконсерватизма составил

Ø «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и

Ø группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

В 1970-1980-х гг . неоконсерватизм отразил такие глубинные обще-ственные процессы , как

Ø потребность экономики в ослаблении госу-дарственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы,

Ø в расширении сферы действия конкурентных ры-ночных начал.

Возникновению неоконсерватизма способствовало углубление «кризиса веры», проявлявшегося в утрате гражданами готовности подчиняться законам и сдерживать эгоистические со-блазны . «Сдвиг» в пользу неоконсерватизма был вызван также не-приятием частью элиты Запада радикальных движений социального протеста1960-1970-х гг. - антивоенного, молодежного, феминистского и других, которые рассматривались как угроза общественной ста-бильности. Реакцией ряда общественных деятелей и идеологов на эти выступления были требования установления «сильной власти», ограничения демократии, применения решительных мер против протестующих .

Внешнеполитические подходы неоконсерваторов мотивироваись необходимостью «защиты индустриально развитых демокра-тий» в первую очередь Соединенных Штатов, от «финляндизации», стремлением Запада обеспечить для себя создание максимально вы-годного экономического и политического миропорядка . Этой цели должна была служить глобальная стратегия, которая сочетала бы либерально-универсалистские идеи, акцент на военной силе и воин-ствующий антикоммунизм.

По своей сути неоконсервативное течение близко к взглядам Ф. Хайека и Л. Мизеса. От либертаризма его отличают прагматич-ность, стремление выработать конкретные рекомендации для кор-ректировки государственной политики . Он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья культура, религия, мораль, порядок и пр.).

Обвинив либералов в переоценке возможностей социальной по-литики государства, в поощрении «революции растущих ожида-ний», неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отноше-ний между индивидом и государством, гражданами и государством. В рамках этой модели индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и солидарность граждан, а государство долж-но обеспечивать ему жизненные условия на основе правопорядка, стабильности и преемственности.

Антиэтатистская стратегия неоконсерваторов привела к значи-тельному сужению функций государства, существенной корректи-ровке логики функционирования государственных институтов . «Разгрузив» государство от многих, прежде всего социально-эконо-мических, функций, которые оно взяло на себя в период функциони-рования кейнсианской модели, сократив государственный аппарат и повысив качество его деятельности, неоконсерваторы укрепили авторитет государства и его политическую роль. Заметное место в практике неоконсерваторов заняли вопросы местного самоуправ-ления и региональной политической активности.

В экономике был сделан упор на развертывание предпринима-тельской инициативы и широкую конкуренцию, резкое снижение налогов с целью высвобождения сил свободного рынка.

В основу социальной сферы были положены, с одной стороны , четко ограни-ченная и регулируемая государственная благотворительность для сравнительно ограниченного круга нуждающихся, с другой сторо-ны - «самопомощь» основной части населения за счет их сбереже-нии или через различные формы социального страхования.

Наряду с ограничением своего участия в регулировании эконо-мики государство активно способствовало обновлению основных фондов производства, совершенствованию структуры капитало-вложений, усилению финансирования перспективных отраслей , научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Неоконсерватизм доказал свою способность осуществлять весь-ма радикальные преобразования, умело используя традиции про-шлого . Под его воздействием сформировалась динамичная модель общественного развития, ориентированная на уверенную в себе личность . Она основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Такая модель отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндуст-риальному.

Реформы, осуществленные американскими неоконсерваторами в 1980-е гг., во многом предопределили высокие темпы экономическо-го и научно-технического развития Соединенных Штатов в 1990-е гг . Беспрецедентный экономический подъем минувшего десятилетия позволил этой стране прирастить ВВП в параметрах, равных сум-марному ВВП таких развитых государств, как Германия и Япония .

В области международных отношений неоконсерватизм эволю-ционировал к более широким и реалистичным позициям . Усилив-шиеся в нем к середине 1980-х гг. прагматические тенденции прояви-лись в учете реалий взаимосвязанного и взаимозависимого мира, отказе от восприятия СССР и России как врагов, в готовности к ус-тановлению партнерских отношений с ними.

В связи с возрастанием в современном обществе роли знаний и информации неоконсерваторы ориентируются главным образом на проблемы образования, культуры и качества жизни . Культура и духовность рассматриваются как базовые ценности для освоения но-вых технологий, сохранения природы.

При очевидных достижениях в экономической сфере неоконсер-ватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриа-лизму:

Ø углубляется социальная дифференциация в странах Запада, потенциально чреватая конфликтами;

Ø увеличивается разрыв в уров-нях жизни Севера и Юга, который сдерживает развитие между-народного разделения труда и расширение рынков наукоемкой про-дукции.

В терактах 11 сентября 2001 г. идеологи неоконсервативной час-ти американской элиты усмотрели, с одной стороны , глобальный вызов Америке как носителю либеральных ценностей и лидеру формирующегося американоцентричного миропорядка, а с другой - осуществление прогноза С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций» и прежде всего иудеохристианской и мусульманской.

Война с международным терроризмом интерпретировалась неоконсервативными экспертами как своего рода возрождение борьбы двух различных систем политических ценностей и принципов, участие в ко-торой является исторической миссией США. В этой войне виделся также дополнительный шанс для проведения более активной поли-тики по созданию нового миропорядка.

Суть нынешней внешнеполитической программы неоконсер-ваторов состоит в том, что Соединенные Штаты призваны осу-ществлять «гуманную глобальную гегемонию» во всем мире в силу изначального превосходства своих моральных, культурных и поли-тических ценностей . Эта гегемония должна устанавливаться как с помощью международных институтов (например, Международного валютного фонда и Всемирного банка), так и путем наращивания военного потенциала, осуществления силовых акций .

Неоконсерваторы позиционируют себя как приверженцы демок-ратического глобализма , согласно которому распространение де-мократии является универсальным средством обеспечения безопас-ности Соединенных Штатов и всего мира. Их позиция зиждется на спорном тезисе о том, что государства с демократическим устрой-ством не воюют друг с другом из-за приверженности общим ценно-стям и политическим принципам. Демократический глобализм в американской версии имеет не только моральное, но и геополити-ческое измерение - создание американоцентричного миропорядка, установление контроля над источниками сырья и путями их транс-портировки.

Война в Ираке, по мнению неоконсерваторов, должна проде-монстрировать миру решимость Соединенных Штатов обеспечить свое доминирование в мире на длительную перспективу. В этом смысле весьма характерно суждение неоконсерваторов «второй вол-ны» У. Кристола (сына И. Кристола) и Л. Каплана: «Миссия начина-ется в Багдаде, но им не заканчивается. Мы стоим на рубеже новой исторической эпохи… Этот момент имеет решающее зна-чение Речь идет даже не о будущем Ближнего Востока и войны с террором. Речь идет о той роли, которую Соединенные Штаты на-мерены играть в двадцать первом веке».

Представители неоконсервативной школы американской воен-но-политической мысли активно поддерживают идею американско-го доминирования в космосе , которое рассматривается сквозь призму основополагающих принципов геополитики. Предлагая раз-работать «космическую доктрину Монро », они считают, что в XXI в. космос заменит море в развитии торговли, технологий и обеспечении национальной безопасности . По их мнению, использо-вание космоса в военных целях создает беспрецедентные возмож-ности для проецирования силы и влияния.

Среди сторонников создания глобальной американской системы противоракетной обороны (ПРО) немало тех, кто стоял у истоков «Стратегической оборонной инициативы» Р. Рейгана, в частности Г. Купер, возглавлявший Агентство по СОИ в Министерстве оборо-ны США, У. Грэхем, занимавший пост советника по науке прези-дента Р. Рейгана, Р. Пфальцграф, возглавлявший Институт внешне-политических исследований, чьими консультациями пользовался Р. Рейган.

В последние годы, особенно под влиянием фиаско в Ираке, внешнеполитический курс США, во многом основывающийся на неоконсервативных ценностях, стал объектом критики со стороны ряда влиятельных представителей политического и интеллектуаль-ного сообщества как внутри страны, так и за рубежом. Оппонента-ми неоконсервативного силового унилатеризма выступают одновре-менно сторонники умеренного консерватизма во внешней политике и эксперты либерального толка.

Стремление неоконсерваторов увековечить глобальное военное доминирование США и силой объединить мир вокруг вольно трак-туемой «демократической идеи» один из ведущих политических мыслителей США 3б. Бжезинский резонно оценил как «подновлен-ную версию империализма», далекую от реалий глобализирующего-ся мира и способную истощить ресурсы во имя заведомо недости-жимой внешнеполитической цели .

Известные американские эксперты называют администрацию Дж. Буша революционерами, а проводимую ими политику револю-ционной. По оценке президента фонда Р. Никсона Д. Саймса , акции США в Ираке и Афганистане основаны на «неотроцкистской вере в перманентную революцию (пусть даже демократическую, а не про-летарскую)».

За полный пересмотр внешнеполитического курса, сформиро-ванного под влиянием неоконсервативных теоретико-политических представлений, высказываются либералы . Силовой гегемонизм они расценивают как стратегию, вызывающую перенапряжение Соеди-ненных Штатов, неприемлемую для мирового сообщества . Однако отличие позиции либералов от исповедующей неоконсервативные ценности республиканской администрации состоит в отказе не от ориентации на «глобальное распространение демократии», а от применения силовых методов, которые приводят к многочисленным региональным войнам и неприемлемым с американской точки зре-ния людским потерям.

В связи с неудачами в распространении демократии наметилась тенденция к размежеванию радикального и умеренного подходов в американском неоконсерватизме. Один из наиболее влиятельных неоконсерваторов «второй волны» Ч. Краутхаммер противопо-ставил идеологии «демократического глобализма», которой придер-живался и сам, новую концепцию «демократического реализма». В соответствии с ней поддержка демократии и применение силы нужны лишь в случаях «стратегической необходимости» и тогда, когда отвечают «задачам борьбы с врагом». Такая позиция пред-полагает возможность определенных ограничений в применении военно-силовых методов.

Далек от безоговорочной поддержки внешнеполитического кур-са действующей администрации известный журналист и политолог У.Р. Мид, активно пропагандирующий взгляды неоконсерваторов. Он оправдывает вторжение Соединенных Штатов в Ирак, «войну с международным терроризмом», но вместе с тем обращает внимание на просчеты в деятельности разведки и экспертного сообщества го-сударственных учреждений, провалы в сфере «публичной диплома-тии» (прежде всего при подготовке общественного мнения в мире и в самих США к иракской кампании) и т. д.

В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в соче-тании с либерально-социалистическими ценностями (права и сво-боды человека, демократия, социальная защита). От амери-канских неоконсерваторов вряд ли следует ожидать кардинального пересмотра жесткой установки на создание международно-полити-ческих условий, гарантирующих господствующее положение един-ственной сверхдержавы в формирующемся миропорядке.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения :

1. Консерватизм , возникнув в конце XVIII в. как реакция на ре-волюции, ориентировался не на восстановление низвергнутых ими порядков, а на радикальные преобразования с опорой на традиции прошлого, на реформы , предотвращающие социальные катаклизмы.

2.При идейно-политическом доминировании неоконсерватизма произошла смена утратившей эффективность кейнсианской модели развития экономики и социальной сферы динамичной моделью, от-вечавшей потребностям перехода от индустриального общества к постиндустриальному . Эта модель основывается на саморегуляции и обладает относительно высокой степенью устойчивости к социальным катаклизмам.

3. Примером экономического динамизма, сочетавшегося с внеш-неполитической и военно-политической жесткостью, неоконсерва-тизм ускорил размывание устоев социализма. Во второй половине 1980-х гг. неоконсерваторы предприняли ряд конкретных шагов для утверждения в международных отношениях нового политического мышления .

4.С преодолением раскола мира на противоположные общественные системы неоконсервативная модель с ее отлаженным ме-ханизмом сочетания частной инициативы и общественного регули-рования имеет общечеловеческое значение . Она дает ориентиры России, которые помогли бы ей занять достойное место в постинду-стриальном мире.

5.В начале XXI в. внешнеполитический курс США , формируемый под влиянием неоконсерватизма и вильсонианского либе-рального универсализма, превратился в политику глобальных воз-действий по созданию американоцентричного мироустройства . Приоритетной задачей этого курса стало распространение демокра-тии силовыми методами, вызывающее негативизм со стороны му-сульманского мира и критику влиятельных представителей политико-академического сообщества.

Таким образом, современный консерватизм представляет собой совокупность ориентаций и приоритетов в политической, экономи-ческой, социальной и духовной сферах. Представляется сложным определение границ основных направлений консерватизма . Очевид-но, что различия между этими направлениями коренятся не столько в исходных установках, сколько в акцентировании тех или иных ас-пектов жизни общества.

Литература

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2007.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Рудомино, 1993.

Блинов В.В. Политико-психологический подход к изучению консерва-тизма: обоснование и структура анализа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2007. № 1.

Бъюкенен П.Дж. Правые и не-правые. Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. Пер. с англ. М.: Аст, 2006.

Галкин А.А. Консерватизм в прошлом, настоящем и будущем / Размыш-ления о политике и политической науке. М.: Оверлей, 2004.

Громовик В.Г. Консервативная идеология в современном мире. М.: РИД ИСПИ РАН, 2005. Глава 1.

Консерватизм в России и мире. В 3 ч. / Под ред. А.Ю. Минакова. Во-ронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004.

Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма // Полис. 2003. № 3.

Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К. Диагноз нашего вре-мени. М.: Юристъ, 1994.

Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. Пер. с франц. М.: РОССПЭН, 1997.

Неоконсерватизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. 3.

Рахшимир П.Ю. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса // Полис. 2005. №5.

Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2007.

Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005.

Честнейший Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие // Полис. 2006. № 4.

К числу глобальных идеологических доктрин принадлежит консерватизм (от лат. – охраняю, сохраняю) идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаивающее необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков. Впервые термин был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на Французскую буржуазную революцию конца XVIII в. К основоположникам консерватизма обычно причисляют французских мыслителей Э. Бёрна (1729-1797), Ж. де Местра (1753-1821), Л. Бональда (1754-1840). Э. Бёрн в своих «Раздумьях о Французской революции» (1790) сформулировал классическое консервативное утверждение: установленные социальные и политические учреждения должны защищаться, потому что они существуют и выросли «органически».

Основой консервативной идеологии является традиционализм , т.е. ориентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется настоящему. С точки зрения Э. Бёрна, следовать традиционализму значит действовать в соответствии с естественным ходом вещей, сообразовывать свои поступки с вековой мудростью, аккумулированной в традиционных нормах и представлениях.

В первой половине XIX в. в консерватизме господствовали три основные идеи: противостояние революции, критика рационализма и индивидуализма, противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации. Эти три идеи, органично взаимодействующие друг с другом, составили, с одной стороны, специфическую идеологическую позицию, ассоциирующуюся с определенными, а именно консервативными политическими представлениями, позициями, партиями, а с другой консервативную модель поведения индивидов в повседневной жизни. Основные представители консерватизма Э. Бёрн, Ж. де Местр, Л. Бональд, Р. Пиль, Дж. Сантаяна, О. Бисмарк. В России в Х1Х-ХХ вв. к этому идеологическому течению принадлежали Н.М. Карамзин, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Один из наиболее влиятельных глашатаев консерватизма в США Томас Стерн Элиот выдвигал три главных принципа данной идеологической доктрины :

1) необходимость основать социальное благополучие на традиционных ценностях;

2) оказывать организационное и эффективное противодействие эгалитаризму (социальному равенству);

3) необходимость каждому индивиду соблюдать социальную лояльность и долг перед общностью.

Впоследствии эти три принципа получили дополнение еще несколькими основополагающими консервативными идеями . Наиболее существенные из них таковы:

а) отрицание мелиоризма (желательности улучшения общества);

б) осторожное, преимущественно критическое отношение к социальным переменам;

в) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования общества и человека с помощью политических и экономических средств;

г) вера в естественность и справедливость социальной иерархии в обществе (наличие в нем высших и низших социальных слоев);

д) нравственный абсолютизм, выражающийся в признании вечных истин, и неизменность нравственных ценностей;

е) прогресс и улучшение общественной жизни возможны, но бессмысленны.

Последовательные сторонники консерватизма отрицают идею, согласно которой человеческая история представляет собой непреклонное совершенствование общественной жизни и в силу этого гораздо более критичны по отношению к социальным изменениям, чем представители иных идеологических доктрин. Иерархический характер общества, из которого проистекает социальное неравенство, считают они, является неизменной формой современного стратифицированного общества, вытекающей из его естественного происхождения.

Консерваторы отрицают не саму по себе идею социального равенства, а концепцию осуществления равенства в результате спланированных социальных действий, которые, по их утверждениям, «мешают естественным и желательным различиям между людьми. Функции государства и особенно правительства, по их мнению, следует ограничивать в использовании ими власти и сконцентрировать преимущественно на «роли охранника», являющегося «необходимым тормозом потенциального социального переворота (Д. Золл). Что же касается народной демократии, то она, считают консерваторы, «подрывает и ухудшает моральные ценности».

Стабильность политического порядка, по убеждению сторонников консерватизма, обеспечивается постепенным реформизмом, в основе которого должен лежать компромисс. Именно компромисс, с их точки зрения, составляет единственную гарантию сохранения существующих экономических и политических отношений, а также, пусть и несовершенной, но все же реальной социальной гармонии различных социальных сил.

На рубеже 60-70-х гг. XX в. консерватизм стал выступать преимущественно в обличье неоконсерватизма . Его наиболее влиятельными выразителями являются Д. Мойнихэн, И. Кристол, Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Глэйзер, С.Хантингтон. Их нередко называют людьми, «меняющими американскую политику» и обеспечивающими ее «поворот вправо». В основном они экслибералы, обеспокоенные закатом традиционной власти и «избытком демократии», волной студенческих беспорядков в конце 60-х годов, упадком традиционных ценностей индустриальной цивилизации.

Существуют две основные трактовки неоконсерватизма :

1) как современного консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи;

2) как идеологического течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Помня исходный принцип неоконсерватизма, один из его основателей Д. Мойнихэн в 1976 г. утверждал: «Изменение курса во время шторма это способ удержать курс». Однако другой провозвестник этой идеологической доктрины П. Бергер добавил, что «современная американская идеология консерватизма является по своему воздействию на людей глубоко и безусловно либеральной». Такая оценка обусловлена тем существенным обстоятельством, что сам по себе либерализм содержит немало важных консервативных элементов.

Одна из наиболее существенныхособенностей неоконсерватизма заключается в том, что наиболее известные его представители (Д. Мойнихэн, И. Кристол, 3. Бжезинский, Д. Белл и др.) были или до сих пор являются ведущими экспертами правящих политических сил в США, Англии, Австралии, Японии. К числу неоконсерваторов принадлежат и такие влиятельные политические лидеры, как М. Тэтчер, Р.Никсон, Р. Рейган, Г. Коль, Дж. Буш-старший и Дж. Буш-младший.

Вторая важнейшая особенность этой идеологической доктрины проявляется в том, что, говоря словами П.Стейнфельса, «...неоконсерватизм стал прямым защитником интересов бизнеса. Излишне говорить, что бизнес, которому относительно долго не хватало идеологической поддержки от академических кругов, с энтузиазмом приветствовал неоконсерваторов». Поэтому, убежден П. Стейнфельс, «неоконсерватизм не завянет в поисках богатых патронов».

Третья отличительная особенность неоконсерватизма заключается в том, что его ведущие представители являются активными поборниками сциентистско-технократического направления социальной философии. Д. Белл, в частности, утверждает, что основным инструментом оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное (информационное) общество является новейшая технология. В отличие от индустриального общества в постиндустриальную эпоху, считает Д. Белл, именно научное знание и его воплощение в технологиях выступают основными источниками богатства и власти, а поэтому решающим средством управления становятся уже не машинные, а интеллектуальные технологии и телекоммуникационные системы.

Четвертая особенность неоконсерватизма в том, что в отличие от своих предшественников, являвшихся открытыми противниками прогресса, современные неоконсерваторы превратились в поборников неотвратимости социально-экономических перемен и инициаторов инноваций, но не «методами толпы снизу», а неспешными изменениями, проводимыми «сверху».

Пятая особенность неоконсервативной идеологии в том, что ее последователи по-новому сконструировали теоретическую модель взаимодействий между индивидом и обществом, гражданином и государством. Индивид должен рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан (в отличие от того, что утверждают поборники либерализма), а не надеяться на поддержку государства, государство же призвано сохранять целостность общества и обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе незыблемого правопорядка и стабильности существующей экономической и политической системы.

Шестая особенность рассматриваемой идеологической доктрины заключается в обосновании тезиса, согласно которому в условиях углубляющейся глобализации мира, сопровождающейся ростом социальной нестабильности и неустойчивости, лучшими и наиболее эффективными средствами искоренения всяких нестабильностей выступают рыночная система и основанные на идеологии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества.

Поборники неоконсерватизма выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, считая, что государство обязано поддерживать частную инициативу, а не ограничивать ее. В социальной политике они придерживаются трех основных принципов: а) принципа солидарности, основанного на единстве труда и капитала; б) принципа справедливости справедливое распределение доходов, справедливая зарплата, справедливая налоговая политика и т.п.; в) принципа субсидиарности содействие людям в их самопомощи и в развитии частной инициативы. В идеологическом плане они признают приоритетность принципов свободы над принципом равенства, утверждают, что равенство может существовать только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. В политической сфере неоконсерваторы строго придерживаются тезиса: демократия должна быть вертикальной, а вершину ее составляет политическая и экономическая элита.

Консерватизм - идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Возникновение консерватизма как реакция на радикализм Французской революции.

Консерватизм (от фр. conservatisme, от лат. conservo -- охраняю, сохраняю) представляет собой совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам.

В противовес либеральным воззрениям на природу человека, отстаивающим идеалы свободы, равенства, братства, консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества всегда обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы.

Отцом -- основателем классического консерватизма является английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берн (1729--1797). В 1790 г. вышла в свет его книга-памфлет "Размышления о революции во Франции", где он первым критиковал французскую революцию и впервые сформулировал основные принципы идеологии консерватизма. Эти идеи Берка породили многочисленных последователей.

Большой вклад в разработку идеологии консерватизма в XIX в. внесли: в Англии -- поэт С. Кольридж и религиозный мыслитель Д. Ньюмен, политики Б. Дизраэли и Р. Солсбери; во Франции -- мыслители Ж.. де Местр и Л. де Бональд; в Германии -- Г. Мезер и А. Мюллер.

Выделяются следующие основные принципы и положения идеологии консерватизма.

  • 1. Принцип заведенного порядка вещей как "право давности" (Э. Берк). Согласно данному принципу, общество -- продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственными изобретениями, так как воплощают в себе мудрость предков.
  • 2. Основой гражданского общества является религия, так как человек -- существо религиозное.
  • 3. Основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, так как человек -- существо инстинктивное, чувствующее и разумное.
  • 4. Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
  • 5. Принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия И право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений "перед Богом и божественным правосудием". Консерватизм -- последовательный антиэгалитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено прошв "власти неполноценных".
  • 6. Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. (Согласно данному принципу, существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта".
  • 7. Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому суще-" гну ют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна. В силу того что сфера человеческого разума ограничена, принципиально важен универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией, традицией, ритуалом и даже обыденными предрассудками. Призывы к "восстановлению вечных ценностей" и воспитанию общества на их основе необходимы для обуздания "греховной природы" человека.
  • 8. Согласно принципу "меритократии", сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать "естественной аристократии", т.е. наиболее одаренным, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
  • 9. Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления. На местном, локальном уровнях, в семье, общине, приходе, местных институтах власти формируются личность, чувство патриотизма, сохраняются традиции, создается естественный источник стабильности общества.

Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм -- установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Многовековые традиции, аккумулирующие опыт и мудрость предков, "здоровые предрассудки" должны составлять фундамент любого здорового общества, связь и "солидарность поколений". Политика должна опираться на сложившиеся традиции по принципу: "Всё старое понятно и приятно. Всё новое неясно и темно". Однако консервативный традиционализм не исключает социальных изменений. Э. Берк писал: "Если государство лишено возможности изменений, то у него нет и возможности заботиться о собственном состоянии". Перемены необходимы, но любые перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, избирательно, с постоянной оглядкой на прошлое, и "то, что можно не менять, менять не нужно".

Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное, взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный, здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А. Лукашенко "О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию", отдельные элементы идеологии консерватизма "от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как "добразычл1васць", "памяркоунасць", "талерантнасць", "разваж-л1васць". Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма".