Самые умные страны по уровню IQ. Сопоставление стран лидеров по IQ и нобелевским лауреатам

1

Нобелевские премии являются поистине международными. Это влечёт за собой, во-первых, сложный и многостадийный порядок отбора кандидатов, а также пышный церемониал награждений в атмосфере национальных празднеств. В последнее десятилетие поисками кандидатов ежегодно занимаются около 2000 человек по каждой номинации - это крупнейшие учёные, литераторы и политические деятели мира, все нобелевские лауреаты, наиболее известные университеты. Во-вторых, в числе награжденных 777 личностей и 20 организаций из 50 стран мира (всего премия присуждалась 807 раз, в том числе дважды и даже трижды одному и тому же лицу или организации). Присутствие в списке лауреатов всего 20 представителей России является нашей бедой, виной и стыдом. В-третьих, размер вознаграждения превышает большинство существующих международных наград (с 2001 г. - 10 млн. шведских крон).

Наибольший интерес для науковедов и историков науки представляют списки лауреатов Нобелевских премий. Даже такая простая, на первый взгляд, работа, как составление списков, представляет собой каждый раз кропотливое документальное исследование. Приведём их некоторый анализ.

С 1901 по 2007 гг. премии по физике присуждались 101 раз, по химии - 99, по физиологии или медицине - 98, по литературе - 103, борцам за мир - 88, по экономике (с 1969 г.) - 39 раз. Больше всего пропусков - в присуждении премии мира: норвежский Стортинг 19 раз не объявлял лауреатов.

В числе обладателей Нобелевских премий представители 50 стран (таблицы 7,8), в том числе по физике - 16 стран, по химии - 19 стран, по физиологии или медицине - 18 стран, по литературе - 36 стран, мира - 34 страны, по экономике - 8 стран. Россия в этом списке располагается на 7 месте (2,5% от общего количества лауреатов), причём в ближайшие годы это место не
изменится.

Нобелевские премии 35 раз вручались 34 женщинам: по физике - 2 раза (М.Склодовская-Кюри - 1903, М.Гёпперт-Майер - 1963), по химии - 3 раза (М.Склодовская-Кюри - 1911, И.Жолио-Кюри - 1935, Д.Кроуфут-Ходжкин - 1964), по физиологии или медицине - 7 раз (Г.Кори - 1947, Р.Ялоу - 1977, Б.Макклинток - 1983, Р.Леви-Монтальчини - 1986, Г.Б.Илайон - 1988, К.Нюссляйн-Фольгард - 1995, Л.Б.Бак - 2004), по литературе - 11 раз (С.Лагерлёф - 1909, Г.Деледда - 1926, С.Ундсет - 1928, П.Бак - 1938, Г.Мистраль - 1945, Н.Закс - 1966, Н.Гордимер - 1991, Т.Моррисон - 1993, В.Шимборска - 1996, Э.Елинек - 2004, Д.Лессинг - 2007), мира - 12 раз (Б.фон Зуттнер - 1905, Дж.Эддамс - 1931, Э.Г.Балч - 1946, Б.Уилльямс - 1976, М.Корриган - 1976, Мать Тереза - 1979, А.Мюрдаль - 1982, Аун Сан Су Джи - 1991, Р.Менчу Тум - 1992, Дж.Уилльямс - 1997, Ш.Эбади - 2003, В.Маатаи - 2004).

В этом списке имеется и легендарная женщина, удостоенная нобелевских премий дважды; имя её известно каждому - М.Склодовская-Кюри. Случаи получения двух Нобелевских премий чрезвычайно редки: американский физик Дж.Бардин (премии по физике 1956 и 1972 гг.), английский биохимик Ф.Сэнгер (премии по химии 1958 и 1980 гг.), американский химик и миротворец Л.К.Полинг (премия по химии 1954 г. и премия мира 1962 г.), Международный Комитет Красного Креста - трижды нобелевский лауреат (1917, 1944, 1963 гг.), а Верховный Комиссар ООН по делам беженцев - дважды нобелевский лауреат (1954, 1981 гг.).

Из распределения всех лауреатов по странам и номинациям следует, что наибольшее количество Нобелевских премий присуждено представителям США (40,3%), а в США, Великобритании, Германии и Франции находятся 549 премий, т.е. 68,5%. Что касается естественных наук, то учёные первых трёх стран получили более 72% наград, а представители первых 11 стран - более 90%.

Статистические данные по количеству присуждений Нобелевских премий по пятилетиям показывают постепенный переход от индивидуального творчества в области естественных наук к коллективному, наметившийся после второй мировой войны и ещё не достигший теоретически возможной кульминации - 18 лауреатов в год или 90 лауреатов за пятилетие.

В абсолютном исчислении данные о наиболее плодотворном возрасте нобелевских лауреатов мало выразительны: самому молодому - У.Д.Брэггу (физика, 1915 г.) - в год присуждения премии исполнилось 25 лет, а самому старому - Л.Гурвицу (экономика, 2007) - 90 лет. Однако в усреднённом виде картина вырисовывается чрезвычайно показательная (таблица 1).

Таблица 1. Средний возраст лауреатов в год получения премий

Номинация

Возраст лауреатов за периоды

54,2

53,5

Физиология или медицина

59,0

Литература

66,6

61,1

Экономика

69,9

Всего:

54,8

56,2

62,1

65,0

60,7

Как следует из этой таблицы, средний возраст лауреатов, за исключением борцов за мир, значительно увеличился с 1901 года и составляет в целом по всем лауреатам около 61 года! Кроме прочего, этот факт свидетельствует о том, что Нобелевская премия в большинстве случаев способствует не развитию дальнейшей деятельности, а почитанию на лаврах прошлых заслуг, а очень часто, по словам самих лауреатов, сильно мешает дальнейшей деятельности.

Не изменяет эту картину и рассмотрение среднего возраста лауреатов за внутренние промежутки времени. Так, во второй половине 20 века по сравнению с первой половиной средний возраст физиков вырос примерно на 15 лет, химиков - на 8 лет, физиологов или медиков - на 13 лет. Стоит задуматься: стареет естественная наука, стареет литература, и только борцы за мир молодеют! Это явление подтверждается и другими данными: до 30-х годов 20 века количество живущих лауреатов резко превосходило количество умерших, в середине 40-х гг. - середине 50-х наступило равновесие, а затем картина поменялась на обратную - лауреаты быстрее умирают, нежели награждаются новые.

Анализ приведённых и многих других данных по лауреатам Нобелевских премий даёт специалистам богатый материал для раздумий, которые не всегда и не всех приводят к однозначным выводам. Прежде всего, это касается отношения к самим Нобелевским премиям, особенно в нашей стране. Иногда даже вопрос ставится так: нужны ли Нобелевские премии, если они нажиты в основном на финансовых спекуляциях, если премии часто снижают творческую активность лауреатов, если многие из них становятся кем-то вроде кинозвёзд, если премия - нечто типа «спасательного круга человеку, уже стоящему на берегу», если?...

Присоединяясь к мнению многих науковедов и социологов (например, Г.Димеру), считаю, что Нобелевская премия - феномен 20 века, сокровенная мечта каждого учёного, особенно в последние 20-30 лет), знак международного признания, о чём сами лауреаты и другие учёные свидетельствуют в своих выступлениях и публикациях. Она является общепризнанным мерилом качества работ экстракласса (нобелевский уровень, по Ю.Гарфилду), выполненных «чемпионами мира» по физике, химии, биологии, медицине... Вряд ли можно спорить с этим утвержде-нием.

Другое дело, что не соблюдается и не может соблюдаться обратное утверждение о том, что каждая работа экстракласса должна быть увенчана Нобелевской премией. Тогда придётся делить её ежегодно на 15-20 частей за самые разные работы, и смысл премии будет утерян, да и какой провидец-науковед сможет всегда верно выделить наиболее значимые из только что опубликованных работ в необъятном документальном потоке? К тому же, есть множество международных и национальных наград высокого ранга, правда, значительно менее почётных.

Публикационная активность нобелевских лауреатов

Науковедение развивается пока в трех количественных разделах - наукометрия, библиометрия и информетрия. Новые ветви этих разделов с биографической основой (бионаукометрия, биобиблиометрия и биоинформетрия) дают возможность концентрировать узловые документально-информационные массивы (ДИМ) и потоки (ДИП) для создания адекватных моделей различных направлений современной науки.

Нобелистика (ранее - биографическая информатика Нобелевских премий и лауреатов) может рассматриваться как наиболее плодотворная база для разработки моделей науки. Во-первых, потому что она содержит "типовые" научные направления - физику, химию, биологию и медицину, экономику, политологию, литературоведение. Во-вторых, потому что она объединяет вершинные достижения в каждом из перечисленных направлений. В-третьих, она стала доступной для различных анализов благодаря деятельности Института научной информации в Филадельфии (США), а также Международного Информационного Нобелевского Центра (МИНЦ) в Тамбове, накопивших колоссальные ДИМ по нобелистике и ведущих более 20 соответствующих проблемно-ориентированных баз данных.

Публикация как таковая и активность лауреатов в публиковании своих трудов и сочинений рассматривается нами как отправная и центральная проблема теории и технологии нобелистики. Без публикаций невозможно говорить о личности как об ученом, литераторе или политике; без публикаций, причем на общедоступных языках, не может быть и Нобелевской премии; без публикаций невозможно оценивать эффективность деятельности той или иной личности в истории.

С помощью разработанных и ведущихся баз данных и знаний мы получили около 700 полигон-кривых публикационной активности каждого лауреата Нобелевской премии (за исключением организаций-лауреатов и с учетом двух награждений одному и тому же лицу), а также множество табличных данных. Это позволило вывести обобщенную формулу публикационной активности нобелевского лауреата:

N = XFY ± Z i: a - b - c = d - e (. или;),

где N ‑ публикационный период до года присуждения Нобелевской премии; XF ‑ фаза публикационной активности (1F ‑ первая фаза, 2F ‑ вторая, 3F ‑ третья); Y ‑ публикационный период (А ‑ до расцвета публикационной активности, В ‑ расцвет, С ‑ после расцвета, угасание); ± ‑ направление полигон-кривой в год присуждения премии (+ ‑ рост, - ‑ снижение); Z i ‑ имеются ли пики (D i) или нет (L) на полигон-кривой после присуждения премии (i ‑ количество пиков); a, b, c ‑ количества публикаций в год за весь период (а), за 10 лет (b) и за пять лет (с) до присуждения Нобелевской премии; d,e ‑ количества публикаций в год в течение пяти лет (d) и 10 лет (е) после присуждения Нобелевской премии; знаки после формулы показывают окончание (.) или продолжение (;) публикационной активности.

Установлена пульсирующая природа публикационной активности нобелевских лауреатов с непостоянной амплитудой и частотой. Кривые публикационной активности получаются автоматически с помощью ЭВМ.

Бионаукометрическое рассмотрение предполагало системный подход, в рамках которого научная продуктивность (или эффективность научной деятельности) рассматривалась как система, содержащая элементы (отдельные стороны научной деятельности, оцениваемые показатели), их атрибуты, связи между элементами для достижения единой цели функционирования, т.е. наличия всех признаков научной деятельности. Системный бионаукометрический показатель научной деятельности ученого P 1 определяли по формуле:

P j =Σp i k i ,

где: p i - отдельный относительный показатель для ученого; k i ‑ коэффициент значимости показателя; n - общее количество отдельных показателей. Коэффициент k i определяли по уровню корреляции отдельных параметров с параметром "количество публикаций", по Спирмену.

Построение полигонов публикационной деятельности каждого лауреата на базе накопленного ДИМ (в координатах "количество публикаций-годы"), их анализ, обобщение в полулогарифмических координатах осуществляли с помощью компьютерного пакета программ "STATGRAPHICS". Модельные кривые искали путем наложения исходных полигонов и последовательного их сближения с достоверностью не менее 90%.

Формулы публикационной активности (выводятся автоматически ЭВМ и могут быть значительно расширены в направлении более детального описания кривых) свидетельствуют в большинстве случаев практически об отсутствии часто упоминающегося в литературе снижения научной продуктивности лауреатов сразу после получения Нобелевской премии. Например, усредненная эмпирическая модель публикационной активности (если здесь усреднение вообще правомерно) для всех полученных данных по 53 лауреатам-химикам имеет вид: 30 = 3F - D 1: 7 - 9 - 9 = 9 - 9; То есть, находясь в третьей фазе своей публикационной активности, публикуя в среднем в течение 30 лет по семь работ в год, лауреат по химии за десять лет перед и после присуждения премии поднимает свою активность до девяти работ в год, имея в основном по одному пику публикационной активности после получения Нобелевской премии, хотя в год присуждения премии количество публикаций чаще снижается. Эта картина публикационной активности нобелевских лауреатов не совпадает с фазовой динамикой научной деятельности ученого, отмечаемой в науковедческой литературе.

Новая закономерность динамики документационных потоков

В результате анализа динамики полных статистических совокупностей ДИП различной тематической направленности (труды и сочинения всех лауреатов Нобелевских премий по физике, химии, физиологии или медицине, литературе, экономике ‑ всего около 600 чел., которые являются авторами около 250 тыс. трудов и сочинений, более 300 тыс. публикаций на различных языках) установлена новая закономерность . Её суть заключается в том, что ДИП развивается во времени вне зависимости от социально-исторических процессов в обществе, как это считалось ранее, но обусловлен внутренними и внешними социально-информационными процессами, характеризующими сам ДИП как явление. Речь идет о форме эмпирической зависимости: количество документов по данному научному направлению (функция) - время в годах (аргумент).

Проявление этой закономерности начинается с временного интервала 15-20 лет; на более узком промежутке времени на поток в большей степени действуют социально-исторические процессы. Модельные кривые динамики ДИП показывают сначала медленный рост объема ДИП, затем ускорение роста до пика, снова снижение, затем медленный и ускоренный рост. Таким образом, на 150-летнем промежутке времени ДИП моделируется синусоидальной кривой с пульсирующей амплитудой и частотой; эта синусоида наклонена к оси абсцисс под положительным углом 15-20 о.

Независимость установленной закономерности от объема и тематики документов (физика, литература, химия и др.) позволяет утверждать об открытии новой закономерности динамического развития ДИП.

«Экспериментальная чистота» установленной закономерности достаточно высока не только из-за мощного объема документального потока, но и в силу того, что весь ДИП (как по каждому направлению, так и по их сумме) с точностью до 5% укладывается на типовую гиперболу в динамических координатах. Практическое значение этого открытия еще предстоит осознать, но уже сейчас совершенно понятно, что искусственное ориентирование авторов на социально-исторический процесс лишь снижает ценность произведения (научного, литературного или иного).

Премию получили 743 мужчины. В общем количестве женщины составляют 4,4%.

Библиографическая ссылка

Тютюнник В.М. НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ: НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5. – С. 10-13;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3013 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Влияет ли очерёдность рождения детей в семье на их интеллектуальный уровень?

Одним из важных и недостаточно изученных аспектов формирования индивидуальных качеств личности человека является очерёдность рождения детей в семье. Ответ на этот вопрос приобретает особую актуальность в настоящее время в связи со значительным снижением рождаемости в большинстве экономически развитых стран мира .

Первенцы слабее

Возможность влияния очерёдности рождения детей в семье на их интеллектуальные способности представляет предмет интереса многих исследователей. По мнению И.Мечникова "... гениальные люди только в редких случаях были перворождёнными детьми. Вообще первенцы слабее последующих детей: они дают большую смертность, и среди них более распространена преступность». Своё утверждение он подкрепляет следующими фактами: Шекспир, Вольтер, Гюго и Пётр I родились третьими; Шопен, Л.Толстой и Наполеон I - четвёртыми; Моцарт, Вагнер и Бомарше -седьмыми. Исключением, по его мнению, является лишь Гёте, родившийся первенцем от 17-летней матери. С этим предположением согласуется мнение и других исследователей этой проблемы, по наблюдениям которых, первые дети в семье часто физически слабее и менее жизнеспособны, чем рождённые позднее, а также в меньшей степени интеллектуально развиты и имеют меньшую возможность самореализации в обществе.

Нами недавно предпринято исследование возможности влияния очерёдности рождения детей в семье на формирование их жизненного интеллектуального уровня, реализация которого получила заслуженное признание в мировом сообществе. В качестве материала исследования были использованы биографические данные лауреатов Нобелевской премии ХХ столетия в различных областях знаний, являющихся, несомненно, выдающимися представителями своей эпохи. Нами изучены биографические данные 224 нобелевских лауреатов.

Прежде всего следует отметить, что семьи, в которых родились ведущие личности, были многодетными, что отражало общую демографическую ситуацию конца XIX и начала ХХ столетий. Например, будущие лидеры в области литературы колумбийский прозаик и журналист ГМаркес был старшим, а датский романист Х.Понтоппидиан четвёртым в семьях, состоявших из 16 детей, индийский поэт Р.Тагор -младшим из 14 своих братьев и сестёр, а немецкий врач и бактериолог Р.Кох - третьим из 13 детей.

Проведённый анализ показал, что среди 224 нобелевских лауреатов первыми в своих семьях родились 46,9% детей от общего их количества, вторыми - 18,8%, третьими - 17,9%, четвёртыми - 6,7%, пятыми - 4%, шестыми - 0,9%, седьмыми - 3,2%, восьмыми - 0,9%, девятыми - 0,5% и четырнадцатыми - 0,5% лиц. Эти данные свидетельствуют о значительном преобладании в общей когорте лауреатов перворождённых лиц. Среди них видными персонами по физике стали 30,4%, физиологии и медицине - 21%, литературе - 19,8%, химии - 16%, премии мира - 10,2% и по экономике - 2,6%.

Интересными оказались данные по малочисленным семьям, в которых родились будущие лауреаты. Единственным ребёнком в семье были 28 человек, 7 из них воспитывались одним из родителей.

Результаты первого этапа исследования послужили основанием для более детального изучения фактора очерёдности рождения детей в семье на их интеллектуальный уровень. С этой целью на втором этапе работы нами детально изучены наиболее полные биографические данные 62 лауреатов в области физиологии и медицины. В ходе исследования оказалось, что семьи, в которых родились будущие в данной области, были также довольно многочисленными. Всего в этих 62 семьях насчитывался 251 ребёнок.

В течение жизни 74,8% нобелевских лауреатов вступали в брак один раз (средний возраст бракосочетания - 29,8 года), два и более - 20%, а 5,1% лиц в браке не состояли. Потомства после себя не оставили 15 учёных (24,2%). Из 251 ребёнка, насчитывавшегося в 62 проанализированных семьях, нобелевских лауреатов в области физиологии и медицины в последующем стали 62 человека. Среди перворождённых детей их было 24 человека (38,7%), рождённых вторыми - 16 (25,8%), третьими -9 (14,5%), четвёртыми - 3 (4,8%), пятыми - 5 (8,2%), шестыми - 1 (1,6%), седьмыми - 3 (4,8%) и девятыми -1 (1,6%).

С юного возраста

Интеллектуальные способности будущие лауреаты в области физиологии и медицины проявляли уже в юном возрасте. Бакалаврами они становились в возрасте 20,6 года, а магистрами - в 23,6. Для дальнейшей учёбы они выбирали, как правило, крупные научные центры мира, где под руководством известных учёных выполняли докторские диссертации. Средний возраст диссертантов составляет 26,8 года.

При этом в возрасте до 25 лет диссертации защитили 36,6%, 26-30 лет - 51,9% и старше 30 - 11,6% будущих нобелевских лауреатов. Средний возраст получения Нобелевской премии в области физиологии и медицины составляет 55,6 года. Средняя продолжительность жизни лауреатов Нобелевской премии в области физиологии и медицины составляет 76,8 года. Среди них 42,9% награждённых прожили более 80 лет.

Полученные нами результаты позволяют высказать некоторые предположения. Рождаемость на Земле населяющих её биологических видов находится под постоянным контролем регулирующих сил природы. В отличие от животного мира рождаемость людей имеет выраженную зависимость от социальных факторов и характеризуется исторической тенденцией к её снижению от биологического максимума до сознательной регуляции (или от "контроля над смертностью” до "контроля над рождаемостью”). Полагают, что при отсутствии контроля над рождаемостью со стороны государства каждая семья имела бы в среднем по 7 детей. В России в Х1Х и начале ХХ века на каждую тысячу женщин приходилось, в среднем, 7,5 рождений детей, а в конце ХХ века этот показатель снизился уже до 1,4-1,8. Согласно расчётам, для обеспечения воспроизводства населения необходимо около 260 рождений на 100 семей. Снижение среднего показателя количества детей, рождённых одной женщиной за её репродуктивный период, менее 2,15 считается роковой гранью воспроизводства населения. В бывшем СССР размер семьи составлял, примерно, 3,5 человека (от 3,1 в Латвии до 5,7 в Таджикистане). Понятие "интеллект” происходит от латинского слова intellectus (что означает познание, понимание, рассудок) и отражает способность личности к мышлению и рациональному познанию. Это определение тождественно латинскому переводу древнегреческого понятия нус (ум). Особое внимание в оценке формирования умственных способностей детей русский мыслитель А.Радищев уделял различиям темперамента их личностей: ”А кто обращается с детьми, тот ясно понимает, что поелику различны в людях темпераменты, . то и силы умственные должны разнствовать в каждом человеке неминуемо”. Известный психолог А.Либин также полагает, что механизм формирования предметно-ориентированной, коммуникативно-ориентированной и Я-ориентированной структуры индивидуальности уходят корнями в недра её темперамента и предпочтений в формировании поведенческих стратегий, а её вершиной являются высшие уровни личностной иерархии, проявляющиеся в виде направленности развития - на себя, на предмет или на других.

Воспитание и гениальность

При оценке умственных способностей человека совершенно особо выделяется понятие гениальности личности. По мнению Ч.Ломброзо, гениальность и талантливость трудно различаются между собой. Упрекая английского психолога и антрополога, одного из создателей евгеники (теория о наследственных способностях человека) и дифференциальной психологии Ф.Гальтона в частом смешивании между собой этих понятий, он считал этот недостаток и своим, от которого "не всегда легко отделаться”. Выдающийся русский психиатр и клиницист В.Чиж полагал, что ". воспитание, влияние родных и друзей очень мало воздействуют на гениальных людей. Биографы обычно стараются объяснить жизнь и творчество гения воздействием на него среды, забывая, что гений и воспринимает, и перерабатывает иначе, чем мы, обыкновенные люди; гений обычно отличается и крайней самостоятельностью, и громадной своеобразностью. Нам совершенно не понятен гений, и я думаю, что мы и не можем понять гениальности". Вполне вероятно, что современная наука в настоящее время приближается к расшифровке феномена гениальности, используя при этом различные, в том числе и молекулярные, методы изучения работы головного мозга.

Кроме эффекта влияния размера семьи системообразующим фактором в становлении детской личности, по мнению А.Либина, влияющим на все уровни индивидуальности в равной степени, является стиль воспитания. На уровень развития интеллекта детей оказывает общая атмосфера в семье: наличие интересной и сложной физической среды, соответствующей возрасту и уровню развития детей, эмоциональная отзывчивость и активное взаимодействие с ребёнком родителей и старших в семье детей, избегание ограничений, обвинений и излишнего контроля над их поведением, подчёркивание любых достижений ребёнка. Согласно полученным нами данным, наибольшее количество нобелевских лауреатов были старшими детьми в семьях своих родителей: среди перворождённых их было 38,7%, родившихся вторыми - 25,8%, третьими - 14,5%, четвёртыми - 4,8% и т.д. по убывающей. Однозначное объяснение данному факту дать, вероятно, невозможно. В качестве одной из возможных причин этого явления можно указать на то, что первенцы, как правило, получают больше родительского внимания и больше контактируют с родителями, чем дети, рождённые позднее, что стимулирует их более активное вначале речевое, а затем и интеллектуальное развитие. Как правило, первенцы играют роль посредников между родителями и младшими детьми, больше с ними контактируют, активно перенимая их опыт, выполняют в семье обучающие функции, что ускоряет их умственное развитие. Старшие дети играют важную роль в семье в воспитании своих братьев и сестёр в случае потери одного из родителей, что в значительной степени стимулирует их социальную активность. В наиболее худшем положении в этом отношении находится младший ребёнок, который не имеет возможности выполнять обучающую функцию по отношению к другим членам семьи. Возможно, что отсутствие таких изначальных навыков не способствует формированию у них в последующем стремления к занятию лидирующего положения в различных жизненных ситуациях. Вполне вероятно, что это обстоятельство характерно для многодетных семей, в которых младшие дети в течение жизни всё же проявляют меньшую интеллектуальную активность в обществе.

Александр ЛИТВИНОВ, доктор медицинских наук, профессор Смоленского государственного медицинского университета.

Тесты IQ (интеллектуального коэффициента) популярны во всем мире. Все чаще директора вузов, работодатели даже автоинспекторы хотят знать результаты этого теста, знакомясь с будущим студентом, сотрудником или водителем. Как проверить свой, как воспринимать его результаты и где найти людей, чей интеллектуальный коэффициент вызывает у всего остального человечества приступы зависти?

Откуда взялся IQ?

В 1905 году Альфред Бине, французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии, совместно со своим коллегой Теодором Симоном создал серию тестов для проверки умственного развития детей. В тесте Бине-Симона впервые был использован так называемый коэффициент интеллектуальности (IQ).

Альфред Бине. Фото: Wikipedia

Каков IQ Нобелевских лауреатов?

Средний показатель IQ лауреатов Нобелевской премии составляет 155-165 единиц. Средний уровень IQ человека составляет 100.

Хорошие новости: по статистике, люди повышают свой IQ на 3 пункта за десятилетие. 50% людей имеют IQ в пределах от 90 до 110 пунктов. 2,5% обладают интеллектом от 125 до 135 пунктов; еще 2,5% имеют IQ ниже 70 пунктов. И только 0,5% людей имеют показатель интеллекта выше 135 единиц и называются гениями.

При этом IQ в 50 пунктов не значит, что этот человек в два раза глупее человека с IQ в 100 пунктов. Когнитивные способности невозможно измерить привычным, "линейным", образом. Результат IQ родителей часто находится в 10 пунктах от результата их детей. Есть и другие факторы, например, социальный статус или окружающая среда.

Где "гнездятся" гении?

Людям с самым высоким интеллектом свойственно объединяться. В отличие от "своих антиподов, которые, как известно, "обожают собираться в стаи", умные жители планеты предпочитают международные организации - "Интертел", "Мега", "Общество тройной девятки".

Крупнейшей и старейшей из них является Mensa (от латинского "стол, застолье"), созданная в 1946 году юристами из Оксфорда Роналдом Беррилом и Лэнсом Уэром. По замыслу Беррила и Уэра, члены организации должны оставлять за ее порогом свою национальность, вероисповедание и политические взгляды, принося к "столу" только интеллект.

В это сообщество, отнюдь не являющееся тайным, принимают людей , чьи результаты IQ-тестов выше, чем у 98% населения (от 132 до 148 пунктов, в зависимости от теста). Сегодня в организацию, считающуюся "гнездом" мировой интеллектуальной элиты, входят более 100 тысяч человек из более чем 100 стран.

Большинству из членов организации от 20 до 49 лет. Отделения Mensa существуют в США, Австралии, Дании, Индии, Малайзии, Нидерландах - всего в 40 странах. Организация имеет свою конституцию, проводит исследования, публикует произведения, написанные членами Mensa.

Проверь себя: быть ли тебе "менсаитом"?

Экзамен на интеллект для принятия в общество "Менса" длится два часа, чтобы его пройти, необходимо хорошо знать англосаксонскую культуру. В вопросах могут встречаться английские идиомы, логические задачи, которые требуют знания языка как своего родного. Однако для тех, у кого английский неродной, разработаны универсальные графические тесты. Например, какую геометрическую фигуру вы поставите в этот логический ряд?.. Сколько октагонов содержит данное построение?.. Какой цифрой дополните прогрессию?.. Все задачи на логическое мышление и умение выявлять связи. Задачи англоязычного теста самые разные. Например, такая: "Двое мужчин вышли из одной точки и пошли в противоположных направлениях. После того как они удалились друг от друга на 4 метра, каждый повернул налево и прошел еще 3 метра. Каково расстояние между ними?" Варианты ответа: 2, 6, 10, 12,5, 14 метров. На каждый такой вопрос отводится не более 60 секунд.

Что общего у Квентина Тарантино и Стива Мартина?

Среди членов Mensa - Квентин Тарантино, режиссер фильмов "Бешеные псы", "Криминальное чтиво", "Убить Билла"; актриса и писательница Джина Дэвис; музыкант и артист Стив Мартин. В число блистательных представителей клуба Mensa входит и известный израильский русскоязычный адвокат Яшар Якоби , специализирующийся на уголовных преступлениях.

Яшар Якоби

В 2014-м Якоби стал рекордсменом по числу оправдательных приговоров: благодаря его усилиям, были оправданы 7 человек. 10 израильский телеканал включил Яшара Якоби в рейтинг лучших адвокатов Израиля-2014. Если учесть, что израильские суды выносят оправдательный приговор в 0,1% случаев, то показатели Якоби на несколько порядков выше.

Квентин Тарантино. Фото: Getty Images

Сайт знакомств: только для гениев!

Среди членов клуба Mensa - множество профессионалов самого высокого класса, работающих в разных областях науки, техники, права, культуры, искусства. Большинство взрослых "менсаитов" - люди с широким кругозором, отличающиеся остроумием, умеющие поговорить на самые разные темы и имеющие собственную, неординарную, точку зрения. Познакомиться с таким человеком - мечта многих женщин (впрочем, и среди мужчин немало тех, кто мечтает об умной жене). Некоторое время назад Mensa совместно с самым крупным в США сайтом знакомств создали общий проект, предназначенный для тех, кто находится в поисках романтического партнера. Однако зарегистрироваться на Mensa Match могут лишь люди с уровнем IQ не ниже 130 пунктов.

В 1915 году австралийский физик Сэр Уильям Лоренс Брэгг (William Lawrence Bragg) был награжден Нобелевской премией «за заслуги в исследовании кристаллов с помощью рентгеновских лучей». За всю историю премии он известен как самый молодой лауреат — на момент ее получения ему было всего 25 лет.

И хотя в прошлом году премию мира получила 17-летняя Малала Юсуфзай (Malala Yousafzai) — в науке Брэгг по-прежнему остается самым молодым призером, и вероятность того, что в будущем что-то изменится, невелика.

За последнюю сотню лет нобелевские лауреаты становятся все старше: когда Брэгг в 1915 году получил свою награду, средний возраст ученых-открывателей в таких областях, как химия, физика и медицина составлял не более 40 лет. На сегодняшний день он равен 71 годам: ученые ждут премии все дольше, а добиться серьезных достижений в науке оказывается все сложнее.

Средний возраст ученых-обладателей Нобелевский премии на момент их награждения: физиология (синий), физика (оранжевый) и химия (красный).

В ожидании звонка от шведов

Вообще, когда речь заходит об открытиях и изобретениях, принято связывать эти достижения с духом молодости. Считается, что юные умы больше склонны задаваться вопросами и ставить под сомнение то, что другие принимают как данность: иными словами, мыслят нестандартно.

Поль Дирак (Paul Dirac), также обладатель премии по физике за открытия в области квантовой механики, по этому поводу даже написал стихотворение:

Age is, of course, a fever chill
that every physicist must fear.
He is better dead than living still
when once he is past his thirtieth year.

(О, лихорадка времени и возраста озноб,
Что каждый физик вынужден стыдиться:
Он не мертвец еще, но лучше сразу в гроб -
Чем жить, когда ему минует тридцать.)

Неизвестно, на самом ли деле он переживал нечто подобное, когда ему было тридцать, но ясно одно: если бы Дирак не дожил до этого возраста, он бы никогда не получил награды — Нобелевская премия не присуждается посмертно.

Он разделил ее в 1933 году с 46-летним Эрвином Шредингером; самому Дираку на этот момент был всего 31 год. Однако, чтобы отдать должное его стихотворению, стоит сказать, что свое открытие Дирак сделал в 26 лет.

Этот перерыв во времени — между научным открытием и его признанием — часть традиции, но согласно авторам статьи под названием «В ожидании Нобелевской премии» (The Nobel Prize Delay, 2014 ) с каждым годом этот срок становится все длиннее, причем рост его происходит нелинейно:

Перерыв между открытием и наградой: ось ординат — время ожидания (в десятках лет), ось абсцисс — год получения Нобелевской премии (физика — синий, химия — зеленый, медицина — красный). Источник: Becattini et. al.

Исследователи отмечают, что длительное ожидание, порой превосходящее период в 20 лет, имеет место в каждой из трех областей, однако, самый большой разрыв наблюдается в физике:

«Случаи того, что время ожидания между открытием и получением премии превышает десятки лет, постепенно становятся нормой для всех точных наук: порядка 60% наград по физике, 52% по химии и 49% по медицине было получено с разрывом более, чем в 20 лет».

Дольше всего пришлось ждать Нобелевскую премию по физике Питеру Хиггсу (Peter Higgs) и Франсуа Энглеру (François Englert), которую им в итоге присудили за теорию, предсказывающую существование бозонных частиц (1946). Однако, само открытие бозонов Хиггса состоялось не раньше, чем в 2013 году: ученые ждали награды 49 лет.

(84-летний Хиггс не имел мобильного телефона и обедал в тот час, когда сделали объявление. Он не знал о том, что произошло, пока проезжающий мимо водитель не остановил его и не поздравил с хорошими «новостями». Позже на BBC Хиггс признавался: «”Что, какие еще новости? ” — сказал я тогда»).

Какие факторы могут служить предиктором будущих свершений? Одной из наиболее распространенных гипотез является концепция о прямой зависимости уровня интеллекта и достижений человека. Мол, показал в тесте IQ в 170 баллов – все, готовься получать Нобелевскую премию.

Ярким представителем научной школы, поддерживавшей эту теорию, являлся профессор психологии Стенфордского университета Льюис Терман. В 1921 году ученому повезло получить солидный грант. В результате была собрана команда специалистов, тестировавших интеллектуальное развитие детей. Среди 250 000 учеников начальных и средних школ Америки были выделено 1470 детей, чей коэффициент интеллекта лежал в пределах от 140 до 200 баллов. Эта группа юных гениев получила название «Термиты» и стала объектом одного из самых известных психологических исследований в истории.

Терман, как курица-наседка, до конца жизни не спускал глаз со своих подопечных. Он отслеживал их жизненный путь, тестировал, измерял и анализировал, отмечал академические достижения, следил за развитием семейных отношений, собирал сведения обо всех болезнях, фиксировал состояние психологического здоровья, прилежно документировал любое повышение по службе и смену работы.

Льюис Терман

«В человеке нет ничего важнее уровня его интеллекта, кроме разве что нравственности », — сказал однажды Терман. Он был убежден в том, что именно люди с высоким IQ «способны двигать вперед науку, искусство, образование, государственное управление и социальное благополучие в целом». Когда подопечные Термана еще учились в средней школе, он с воодушевлением писал: «Прочтите любую газетную статью, рассказывающую о каком-либо конкурсе, который проводился в Калифорнии, и в списке победителей вы обязательно увидите фамилии одного или нескольких членов нашей талантливой группы». Он предлагал литературным критикам сравнить образцы литературных произведений своих творчески одаренных маленьких «термитов» с ранними работами известных писателей. И те не могли отыскать хоть сколько-нибудь значимых различий. Все признаки указывали на группу с потенциалом «героического характера». Терман был уверен в том, что термитам уготовано стать будущей элитой Соединенных Штатов.

А через 50 лет стало очевидно, что Терман ошибся. Некоторые из его вундеркиндов писали книги, научные статьи или добились успеха в бизнесе. Несколько человек занимали государственные должности. Среди них были двое судей Высшего суда, один судья муниципального суда, два члена Калифорнийского законодательного собрания и один крупный чиновник. Но мало кто стал фигурой национального масштаба. Многие получали приличный доход – но не баснословные прибыли. Карьеру большинства из них можно считать вполне заурядной, и на удивление много бывших термитов даже сам Терман признал неудачниками.

Среди столь тщательно отобранных гениев ни один не стал лауреатом Нобелевской премии. Что интересно, коллеги Термана в свое время тестировали двоих будущих Нобелевских лауреатов, тогда еще учеников начальной школы Уильяма Шокли и Луиса Альвареса, и забраковали обоих. У них был недостаточно высокий IQ.

В своей разгромной критической статье социолог Питирим Сорокин пришел к такому выводу: если бы Терман собрал группу из произвольно выбранных детей, происходивших из таких же семей, как и термиты, и не оценивал их IQ, то представители этой группы достигли бы не менее впечатляющих результатов, чем тщательно отобранные гении.

В заключение к четвертому тому «Генетического изучения гениев» слово «гений» исчезло. Более чем разочарованный Терман писал: «Мы убедились в том, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны ».

Грустный итог… Или наоборот? 🙂 Получается, что у людей с IQ чуть выше среднего не меньше шансов на успех, чем у тех, у кого показатели рвутся к запредельным высотам? А, может, и больше… А что же все-таки этот самых успех определяет? У кого-нибудь есть версии? 🙂 Пишите! А я чуть позже приведу мнения специалистов мирового уровня на сей счет.