Сельджуки кто они. Кто такие турки на самом деле

Огузы в IX-X веках представляли собой конгломерат тюркоязычных племён, обитавших на территории Средней Азии. С конца X века к ним всё чаще стало применяться название «туркмены». Туркменами, вероятно, именовали тех огузов, которые переходили в ислам. Позднее они приняли самое активное участие в формировании современных этносов турок, азербайджанцев и туркмен.

В середине X века среди огузов стал выделяться клан Сельджу- кидов, выходцев из рода кынык. Объединив под своей властью часть огузских племён и приняв ислам, Сельдакукиды двинулись в Мавераннахр и Хорезм, а затем в Хорасан.

Муизз ад-дин Санджар 1096- 1153

Сулайман-шах ибн Мухаммад 1153-1154

Махмуд ибн Богра-хан 1154- 1160

Санджар (вторично) 1156-1157

Султан Санджар умер в 1157 году. Его племянник Махмуд ибн Богра-хан в 1158 году потерпел поражение от огузов в окрестностях Серахса и бежал в Гурган. В 1159 году огузы попросили Махмуда вернуться и быть у них царём, но он отказался. Тогда огузы попросили быть их царём сына Махмуда Джалал ад-дина Умара. Джалал ад-дин прибыл к ним и был провозглашён правителем. Однако уже в следующем, 1160, году с огузами соединился Махмуд-хан и стал править вместо сына. Летом 1160 года Махмуд и огузские вожди осадили Нишапур. Но из-за начавшихся раздоров в конце августа Махмуд-хан с сыном бежали от огузов в Нишапур к своему врагу Муаййиду Ай Абе, а огузы сняли осаду и ушли. Муаййид Ай Аба приказал их обоих ослепить и держал до смерти в заточении. После этого владения восточной ветви Сельджукидов распались на уделы.

Сельджукиды Ирака (Ирак и Западный Иран)

Мугис ад-дин Махмуд II 1118-1131

Гийас ад-дин Дауд 1131-1132

Рукн ад-дин Тогрыл II 1132-1134

Гийас ад-дин Масуд 1134-1152

Муин ад-дин Малик-шах III 1152-1153

Рукн ад-дин Мухаммад II 1153-1160

Гийас ад-дин Сулайман-шах 1160-1161

Муизз ад-дин Арслан-шах 1161-1176

Рукн ад-дин Тогрыл III 1176-1194

Владения династии завоёваны хорезмшахом Текишем, последний султан погиб в сражении.

Сельджукиды Кермана

Кавуд (Имад ад-дин Кавурд) 1041-1073

Кирман-шах 1073-1074

Хусайн 1074

Рукн ад-даула Султан-шах 1074-1085

Мухйи ад-дин Туран-шах I 1085-1097

Баха ад-дин Иран-шах 1097-1101

Мухйи ад-дин Арслан-шах I 1101-1142

Мугис ад-дин Мухаммад 1 1142-1156

Мухйи ад-дин Тогрыл-шах 1156-1170

Бахрам-шах 1170-1175

Арслан-шах II 1175-1176

Туран-шах II 1176-1183

Мухаммад II 1183-1186

Владения династии захвачены огузами.

Сельджукиды Сирии

Тутуш (Тадж ад-даула Тутуш) 1078-1095

Ридван (в Алеппо) 1095-1113

Дукак (в Дамаске) 1095-1104

Алп-Арслан (в Алеппо) 1113-1114

Султан-шах (в Алеппо) 1114-1117

В Дамаске к власти пришли атабеки из династии Буридов (Бо- ридов), а в Алеппо - Артукидов.

Румский (с 1116 года Конийский) султанат.

Династии атабеков в Передней Азии

Сельджукские султаны имели обычай назначать правителями отдельных областей государства своих малолетних сыновей. К принцам приставлялись воспитатели-военачальники, которые назывались атабеками. Эти атабеки, фактически, на какое-то время и становились реальными правителями областей. Некоторые из них сумели узурпировать власть и основали свои династии, а растерявшие былую мощь сельджукские султаны ничего не могли с ними поделать.

Династия Артукидов (атабеки Дийарбакра), 1102-1408 гг.

Артукиды были потомками Артука ибн Эксеба (Эксука), предводителя огузского племени догер. В своё время он был наместником Сельджуков в Дамаске. Но в 1096 году Дамаск захватили Фа- тимиды. Сыновья Артука Сокмен и Иль-Гази установили свою власть над Дийарбакром.

Ветвь Сокмена в Хисн Кайфе и в Амиде, 1098-1232 гг.

Муин ад-дин Сокмен I 1098-1105

Ибрахим 1105-1109

Рукн ад-даула Дауд 1109-1144

Фахр ад-дин Кара-Арслан 1144-1167

Hyp ад-дин Мухаммад 1167-1185

Кутб ад-дин Сокмен II 1185-1201

Насир ад-дин Махмуд 1201 - 1222

Рукн ад-дин Маудуд 1222-1232

ал-Малик ал-Масуд 1232

Аййубидское завоевание.

Ветвь Иль-Гази в Мардине, 1104-1408 гг.

Наджм ад-дин Иль-Гази I 1104-1122

Хусам ад-дин Темюр-таш 1122-1152

Наджм ад-дин Алпы 1152-1176

Кутб ад-дин Иль-Гази II 1176-1184

Хусам ад-дин Юлюк-Арслан 1184 - ок. 1201

Насир ад-дин Артук-Арслан 1201-1239

Наджм ад-дин Гази I 1239-1260

Кара-Арслан ал-Музаффар 1260-1292

Шамс ад-дин Дауд 1292-1294

Наджм ад-дин Гази II 1294-1312

Имад ад-дин Али Алпы 1312

Шамс ад-дин Салих 1312-1364

Ахмад ал-Мансур 1364-1368

Махмуд ас-Салих 1368

Дауд ал-Музаффар 1368-1376

Маджд ад-дин Иса аз-Захир 1376-1406

ас-Салих 1406-1408

Владения династии завоёваны Кара-Куйунлу.

Династия Зангидов (атабеки ал-Джазиры и Сирии), 1127-1222 гг.

Отец основателя династии Ак-Сонкур происходил из тюркских гулямов. Он выдвинулся и был военачальником у сельджукского султана Малик-шаха.

В 1127 году султан Махмуд назначил Имад ад-дина Занги ибн Ак-Сонкура правителем Мосула и атабеком. Довольно скоро Имад-ад-дин Занги стал самостоятельным правителем.

Главная ветвь в Мосуле и Алеппо

Имад ад-дин Занги ибн Ак-Сонкур 1127-1146

Сайф ад-дин Гази I 1146-1149

Кутб ад-дин Маудуд 1149-1169

Сайф ад-дин Гази II 1169-1176

Изз ад-дин Масуд I 1176-1193

Hyp ад-дин Арслан-шах I 1193-1211

Изз ад-дин Масуд II 1211-1218

Hyp ад-дин Арслан-шах II 1218-1219

Насир ад-дин Махмуд 1219-1233

Власть захватил визирь Бадр ад-дин Лулу.

Бадр ад-дин Лулу 1233-1259

Исмаил ибн Лулу 1259-1262

Монгольское завоевание.

Ветвь, правившая в Дамаске, а затем в Алеппо

Hyp ад-дин Махмуд ибн Занги 1146-1174

Hyp ад-дин Исмаил 1174-1181

Владения этой ветви объединены с Мосулом, а затем завоёваны Аййубидами.

Ветвь в Синджаре

Имад ад-дин Занги ибн Маудуд 1170-1197

Кутб ад-дин Мухаммад 1197-1219

Имад ад-дин Шаханшах 1219

Махмуд (или Умар) 1219-1220

Аййубидское завоевание.

Ветвь в ал-Джазире

Муизз ад-дин Санджар-шах 1180-1208

Муизз ад-дин Махмуд 1208-12(?)

Масуд?-1250

Владения этой ветви захватил Бадр ад-дин Лулу.

Династия Буридов (иначе Боридов, атабеки Дамаска), 1104-1154 гг.

Туг-тегина назначил атабеком сирийский сельджукский султан Дукак.

Сайф-ал-ислам Захир ад-дин Туг-тегин 1104-1128

Тадж ал-мулюк Бури 1128-1132

Шамс ал-мулюк Исмаил 1132-1135

Шихаб ад-дин Махмуд 1135-1139

Джелал ад-дин Мухаммад 1139-1140

Муджир ад-дин Абак (или Аназ) 1140- 1154

Владения династии захватил артукидский правитель Алеппо Hyp ад-дин Махмуд ибн Занги.

Династия Бегтегинидов (атабеки Ирбила), 1144-1233 гг.

Основатель династии Зангидов Имад ад-дин в 1144 году назначил своим наместником в Мосуле тюркского командира Зейн ад- дина Али. Последний позднее установил свою власть также и над

Синджаром, Тикритом и Ирбилем.

Зейн ад-дин Али-Кучук ибн Бег-тегин 1144-1168

Зейн ад-дин Йусуф ибн Али (в Ирбиле) 1168

Музаффар ад-дин Кук-бури ибн Али

(в Харране) 1168-1190

(в Ирбиле) 1190-1233

Бездетный Кук-бури завещал Ирбил аббасидскому халифу.

Династия Салгуридов (атабеки Фарса), 1148-1270 гг.

Это туркменская династия. Её представитель Бузабей был сельджукским наместником в Хузистане, но погиб в 1148 году в борьбе с эмирами султана. Тогда сын его брата Маудуда Музаффар ад- дин Сонкур захватил Фарс.

Музаффар ад-дин Сонкур (Салгур) 1148-1161

Музаффар ад-дин Занги 1161-1175

Дегеле (Дакла) 1175-1194

Тогрыл 1194-1203/4

Изз ад-дин Саад I 1203/4-1231

Абу Бакр Кутлуг-хан 1231-1260

Саад II 1260

Мухаммад 1260-1262

Мухаммад-шах 1262-1263

Селджук-шах 1263-1265

Абиш (Абаш)-хатун 1265-1270

Последняя правительница вышла замуж за сына ильхана Хула- гу Менгу-Тимура, который и завладел землями Салгуридов.

Династия Хазараспидов (атабеки Луристана), 1148-1439 гг.

Сразу же после захвата Фарса Музаффар ад-дин Салгур направил войско во главе с Абу-Тахиром ибн Мухаммадом на завоевание Луристана. Последний задание выполнил, но тут же объявило своей независимости.

Происходил Абу-Тахир из курдского рода фадлоев. Основанная им дикастия известна в истории под названием Хазараспидов. В разное время Хазараспиды были вассалами ильханов, Музаффа- ридов, Тимуридов.

Абу-Тахир ибн Мухаммад 1148-1203

Нусрат ад-дин Хазарасп 1203-1252

Такла 1252-1259

Шамс ад-дин Алп-Аргу 1259-1274

Йусуф-шах I 1274-1288

Афрасийаб I 1288-1296

Нусрат ад-дин Ахмад 1296-1333

Рукн ад-дин Йусуф-шах II 1333-1339

Музаффар ад-дин Афрасийаб II 1339-1355

Шамс ад-дин Хушенг Нуа-ал-верд 1355-1378

Ахмад 1378-1408

Абу-Саид 1408-1417

Хусайн 1417-1423

Гийас ад-дин 1423-1439

Владения династии захвачены туркменами из Кара-Куйунлу.

О династи атабеков Эльдигизидов - в подборке материалов по правителям государств на Кавказе.

Турецкие эмираты , возникшие в Анатолии после распада Конийского султаната.

Туркменские государства в Передней Азии.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 771-783.

Далее читайте:

Турки , тюрк (самоназвание), народ, основное население Турции (этнографическое описание).

Турки-османы (правящие династии).

Турция до XIX века (хронологическая таблица).

История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.


Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.


Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.


Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

Сельджуки и Османская империя

В начале XI в. полукочевые племена огузов-туркмен во главе с предводителями из рода Сельджуков вторглись на территорию Ирана и за короткий срок завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, тюркские племена осели в отвоеванной у Византии Малой Азии. В начале XIII в. под ударами крестоносцев с запада и затем монголов с востока сельджукское государство распалось. Нашествие монголов положило конец и существованию Халифата Аббасидов; монголы были остановлены в своем победоносном продвижении на Ближнем Востоке лишь мамлюкскими султанами Египта. Под властью монгольских ильханов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии, включая бывший сельджукский султанат.

В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское (турецкое) государство бея Османа. Походы против соседней Византии привели к успеху: вскоре большая часть Малой Азии оказалась под властью османских турок. Во второй половине XIV в. турки вторглись на Балканы и завоевали значительную часть их. Кроме того, турецкие султаны распространили свою власть на восток вплоть до Ирака. Столкновение с армией победоносного Тимура, в конце XIV в. разгромившего монгольское государство ильханов и объединившего под своей властью Среднюю Азию, Иран и значительную часть Ближнего Востока, отбросило турецких султанов на исходные позиции.

Однако после распада империи Тимура турки продолжили свою экспансию. Создав регулярную армию из янычар, султаны уничтожили Византию (захват Константинополя в 1453 г. сопровождался варварскими разрушениями), завершили завоевание Малой Азии и Балкан, а в начале XVI в., сильно потеснив иранских Сефевидов, присоединили значительную часть Армении и северный Ирак. Повернув затем войска на юго-запад, турецкие султаны завоевали Египет и Сирию, установили свою власть в Аравии и заставили последнего из халифов уступить турецкому султану прерогативы повелителя правоверных. Вслед за тем власть турецкого султана была распространена на всю арабскую северную Африку, а в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Кроме того, вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась значительная часть Причерноморья.

Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он уже не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего исламского мира. Самостоятельным политическим образованием в позднем средневековье был сефевидский Иран с его в основном шиитским населением, не говоря уже об Индии.

Из книги Судак. Путешествия по историческим местам автора Тимиргазин Алексей Дагитович

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Османская империя: династические традиции Наследницей первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, или, официально, Высокое Османское Государство. Государство османских султанов образовалось в 1299 году. В Европе его часто называли Оттоманской империей или

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 4 Османская империя (Турция) Первые волны тюркоязычных племен в Малой Азии датируются эпохой Великого переселения народов (сер. I тысячелетия н.э.), но в период эффективной власти византийских императоров эти племена достаточно быстро ассимилировались местным

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Тамерлан и Османская империя Тамерлан одержал победы над чингизханидами Кашгарии, южной России и Султанатом Индии. Мы только что рассмотрели тот факт, насколько мало он ценил султана Египта. Единственной силой с которой ему приходилось считаться, так это была Османская

Из книги Месть географии [Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного] автора Каплан Роберт Д.

Глава 14 Бывшая Османская империя Если Иранское нагорье - это наиболее важное географическое формирование на Большом Ближнем Востоке, то значение полуострова Анатолии (Малой Азии), далеко выдвинутого на запад, по сравнению со всеми остальными частями Азии, является

Из книги Российская империя и её враги автора Ливен Доминик

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 2 Османская империя и ее армия

автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСМАНСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ XIV–XV ВЕКОВ Османские завоевания XIV–XV вв. сопровождались турецкой колонизацией завоеванных территорий, ассимиляцией отдельных групп местных жителей, обращением части

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII ВЕКЕ НАРАСТАНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ИМПЕРИИ К началу XVII в. Османская империя объединила в своих пределах огромные территории Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Европы. Она вовлекла в единый государственный организм области и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ Гасратян M.A., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М., 1983.Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.Зеленев Е.И. Мусульманский Египет. СПб., 2007.Жюльен Ш.А. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. М., 1961. Т. 2: От

автора Рахманалиев Рустан

Глава 7 Османская империя Истоки государства Османов В конце 1270-х гг. на северо-западе Анатолии возникло владение, вошедшее в историю как бейлик Османов – по имени предводителя тюркской племенной группы. «Анатолия» или «Восток» – так греки называли в античное время

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Османская империя и Россия Одним из внешнеполитических факторов, оказывающих значительное влияние на общее положение Османской империи на рубеже XVII–XVIII вв. становятся отношения с Россией. И хотя характер открытого военного противостояния русско-турецкие отношения

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

12.4. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII В. Мятежи янычар показали, что на сцену выходит новое военное сословие, осознавшее свои интересы и требующее перераспределения ресурсов в свою пользу. Оказалось, что воины с ружьями могут точно также отстаивать свои сословные интересы, как

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Османская империя и герои Алжира Алжирский вызовК началу XVI столетия берега Северной Африки превратились в яблоко раздора, ввергнувшее страны Средиземноморья в непрекращающиеся военные столкновения. Эта полоска земли, протянувшаяся тысячью километрами скалистых

Из книги История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. автора Овчинников А. В.

9. Османская империя После распада Сельджукской державы на территории Малой Азии остался Румский султанат Сельджукидов (Карта 48) с военно-ленной системой землевладения. Правители Рума провели своего рода «социальную революцию», освободив рабов и крепостных, что

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Сельджуки: тюркская империя и мусульманское единство Довольно успешную попытку восстановить единство мусульман предприняли султаны Сельджукиды: идеал единого исламского государства все еще влиял на умы жителей земель вокруг Багдада, где пришли к власти сельджуки.

4 186

Первоначально кочевые племена, известные византийцам под именем огузов (позднее — турок), жили в Алтайских горах. Однако около V века они двинулись на юго-запад и захватили Туран (Туркестан), откуда вытеснили аваров. Уже в VI веке послов от их великого хана увидели во дворце византийских императоров.

Родоначальником сельджуков был один из предводителей огузского племени кынык царского рода Афрасиаб — Сельджук-бек. В середине X века он со своим богатым и многочисленным родом откочевал в низовья реки Сырдарьи, где вступил в борьбу с другими тюркскими племенами за главенство в регионе. Там же вместе со свитой он принял ислам. В результате сложился огузский союз, во главе которого встали потомки Сельджук-бека.

На исторической арене

Вскоре, после смерти Сельджук-бека (источники утверждают, что он дожил до 107 лет!), огузский союз распался. Одну группу сельджукских огузов возглавил его старший сын — Арспан Ябгу, другую — его внуки, сыновья Микаила ибн Сельджука. В это время низовья Сырдарьи перешли под власть другого огузского конгломерата жабгу. Но после того как в 1038 году правитель сельджуков Тогрул-бек принял титул султана, начались масштабные завоевания: были захвачены Хорезм, затем Западный Иран, Ирак, Курдистан и Азербайджан. После его смерти в 1063 году завоевательная политика сельджуков продолжилась, и под их контролем оказалась Армения. В 1060-е годы власть сельджуков признало государство Ширван-шахов (Северный Азербайджан). В 1064 году сельджукская армия во главе с Алп-Арсланом вошла в Восточную Анатолию и Закавказье, а затем за два года он покорил кыпчаков и туркмен, а также завоевал Мангышлакский полуостров и бассейн Сырдарьи, населенный тюркскими племенами.

Натиска агрессивных кочевников не выдержали и византийские войска: они были разбиты у крепости Малаз-юрт (Манцикерт) в 1071 году. После этого орды кочевых огузов (тюрок-сельджуков) устремились в Малую Азию, где в 1077 году возникло первое тюркское государство – Румский султанат. В 1072 году Алп-Арслан погиб от руки наёмного убийцы», и его преемником стал сын Мелик-шах.

В ходе завоеваний Мелик-шаха Сельджукская империя охватила огромные территории от Босфора и Дарданелл до Китая. Но расцвет империи длился недолго. Феодальная раздробленность не дала молодому и амбициозному государственному образованию развиваться. Еще при Мелик-шахе были созданы Румский и Сирийский султанаты.

В 1092 году Мелик-шах скончался и после его смерти начался распад огузской державы. Он сопровождался междоусобными войнами и завершился окончательным развалом в XIII веке.

В 1243 году монголо-татары заняли всю Малую Азию, и сельджуки оказались под властью татарских ильханов (в переводе «повелители народа»). В 1307 году был убит последний румский султан и вассал татар Масуд. Анатолия оказалась раздробленной на множество мелких эмиратов, которые впоследствии были объединены под эгидой новой тюркской династии Османов.

Образ жизни

По мере превращения сельджукского общества в монархию племенная верхушка почувствовала вкус к роскоши. Новый, зажиточный образ жизни привел к тому, что султан отдалился от своих соплеменников.

Одновременно появился новый класс придворных и чиновников, что неизбежно повлекло за собой увеличение интриг и политических заговоров. Из-за этого султанам даже пришлось завести специального человека, чтобы пробовать блюда перед подачей на стол. Но и такая предосторожность не была гарантией от внезапной смерти от отравления.

При дворе действовали особые церемонии. При вступлении на трон нового суверена его встречали высшие сановники и духовные лица, державшие в руках золотые чаши с медом и молоком кобылиц. На пиру султан с гостями сидел за высоким столом, на который слуги подносили изысканную еду и сладости в золотых и серебряных чашах. По случаю государственных праздников обычно объявлялась всеобщая амнистия. По этой причине двери тюрем открывались на заре, чтобы освобожденные могли принять участие во всеобщем веселье.

В языческий кочевой период сельджукские женщины ходили с открытыми лицами и сражались рядом с мужчинами. Однако после принятия ислама их обязали носить чадру и жить в гаремах, не принимая участия в государственной жизни. Обычно султаны брали себе в жены высокородных принцесс из тюркских династий.

Сельджукская империя по своей сути была военным государством, и боеспособность армии в стране всегда была делом первостепенной важности. Армия была хорошо вооружена: рядовые воины носили кольчуги и островерхие шлемы, у всех были щиты, а у многих офицеров — обоюдоострые мечи. Лучникам давали стрелы с зазубренными наконечниками, которые обмакивали в яд.

Не меньшее внимание уделялось и законодательству, гарантирующему спокойствие и порядок в стране. Преднамеренное убийство каралось смертной казнью, которая иногда заменялась выплатой денег семье пострадавшего. Преступника могли задушить, повесить или обезглавить, а в самых крайних случаях с него заживо сдирали кожу, из которой делали чучело. Его возили по всему городу, а потом помещали в специальную хижину и публично сжигали. Менее серьезные преступления карались ссылкой, публичным избиением плетьми или даже конфискацией имущества.

Подобные меры наглядно демонстрировали итог преступной деятельности, поэтому власть султанов была беспрекословной и пользовалась огромным уважением.

От больниц до гостиниц

В захваченных сельджуками городах почти сразу же начиналось бурное строительство. Сначала восстанавливались крепостные стены и башни, а затем появлялись мечети. Поэтому довольно быстро на месте привычных для местных жителей куполов появлялись стройные минареты, вырастали мавзолеи с коническими крышами, и облик города менялся до неузнаваемости.

Считается, что, в отличие от христианского мира, на Востоке уделяли гораздо больше внимания социальным проблемам. Начиная с IX века, сельджукские правители стали возводить в крупных городах больницы и благотворительные учреждения, религиозные учебные заведения, дома призрения, сиротские приюты и богадельни. По примеру султана и его окружения, строили их в основном на частные пожертвования и взносы. В штаты медицинских школ и больниц входили хирурги, окулисты и специалисты по внутренним болезням. Обычно врачи, работавшие в больницах и набиравшиеся опыта у постели больных, потом преподавали в школах теорию. Некоторые из построенных больниц настолько успешно лечили, что работали в Турции вплоть до середины XIX века.

Сельджуки сумели по достоинству оценить пользу бань и минеральных источников. Сохранились упоминания о более чем двухстах источниках, возле которых строили бани и фонтаны с питьевой водой. При этом некоторые из них использовали исключительно для купания лошадей и прочих ценных животных. Султаны находили деньги и на строительство многочисленных приютов для сирот и душевнобольных, в которых все услуги и лечение были бесплатными. Но еще больше внимания и средств отдавалось на нужды общеобразовательных и религиозных школ, а также на дорожное строительство и благоустройство караванных путей.

Сельджуки активно ремонтировали старые дороги и переправы, строили на них великолепные каменные мосты. Затем впервые они открыли гостиницы для путешественников, где люди и животные могли отдохнуть после утомительного дневного перехода. Самые лучшие из них получили название караван-сараев, а менее роскошные — ханов. Их строили вдоль основных торговых путей на удобном для путников расстоянии от одной гостиницы до другой: за день караван обязательно доходил до очередного гостеприимного прибежища. Как правило, в них были отличные условия для отдыха. Люди могли переночевать в отдельных комнатах или в общем зале. Практически в каждом хане имелись мечеть, фонтан для омовения, харчевня, кофейня, различные ремонтные мастерские, а в некоторых даже играли оркестры.

Сельджукские правители прекрасно понимали, что развитию торговли способствует продуманное обустройство рынков. Поэтому даже в небольших городках были сооружены настолько удобные рынки, что они вызывали восхищение у путешественников, в том числе и таких знаменитых, как Ибн Батута. Можно сказать, что продуманная социальная политика сельджуков намного опередила свое время, и даже сегодня не каждое государство может похвастать подобными достижениями.

Сельджуки, потомки огузов, огузы потомки узов-гузов

Что известно о сельджуках и их связи с Огузами, узами-гузами?

Кто такие сельджуки?

«Сельджу́к (тур. Selçuk Bey Сельчу́к-бей ), - Сельджук ибн Дукак (Токак), или Малик ал-Гази («Султан газиев» получил это прозвище сражаясь с язычниками) - глава тюркского огузского племени кынык, эпоним династии Сельджукидов .

Отцом Сельджука был Токак , происходивший из рода Тугшермыша огузского родового племени Кынык . Токак находился на военной службе у ябгу или (йабгу) Али правителя Дженда. Имя «Токак» означает означает “Железная стрела”. Есть сведения, что его сын Сельджук начинал свою военную карьеру командиром в войсках Хазарского каганата . Позже после ослабления власти кагана в середине X века вместе с отцом перешел на службу к огузам .

Ему было не более 20 лет, когда он стал сю-баши у огузского ябгу . По легенде, жена ябгу, видя в Сельджуке опасного соперника, подговаривала мужа убить его. Узнав об этом заговоре, Сельджук собрал всех людей своего племени Кынык и с сотней всадников переселился под предлогом поиска новых пастбищ из Турана , страны огузов, в Иран . Это случилось в 985 или 986 году . Прожил, по преданию, 107 лет и умер в Дженде . Сельджук оставил после себя пятерых сыновей. Внуки Сельджука стали выдающимися полководцами Халифата : Тогрул-бек , Чагры-бек Дауд , Алп-Арслан . Впоследствии, захватив Месопотамию , Ирак , Сирию и большую часть Ирана они создали огромную империю и стали основателями династии Сельджукидов , правившей этими землями с XI по XIV века » .

Есть необходимость выделить некоторые интересные эпизоды истории сельджуков и дать пояснения. Турки гордятся своими легендарными предками, сельджуками. Давайте же ещё раз вспомним, откуда они взялись, и какое отношение имеют к современным туркам.

«По версии официальной Турции почти полтора тысячелетия назад, в VI веке, в Евразии образовался Великий Тюркский каганат, огромная территория которого тянулась от границ Китая до Северного Причерноморья. Основное его население составляли тюркские племена, известные еще со времен другой великой державы – гуннов. Но Тюркский каганат со временем тоже распался, и судьба населявших его племен сложилась по-разному. Так, северная ветвь, известная как “кыпчаки” (“кипчаки” или половцы в русской исторической традиции), оказала сильное влияние на формирование этнокультурного облика многих тюркских народов, в частности – татар, башкир, казахов, узбеков, ногайцев».

Другая ветвь тюрков , южная, получила название “огузов”, занимавших в VII-XI веках значительные территории в Центральной и Средней Азии. Возникает вопрос, там были только огузы или в числе многих племён были узы ? Не вникая в подробности исторических событий того периода, скажем лишь, что это название стало постепенно чередоваться с другим – этнонимом “туркмены”. Огузы-туркмены были в основном кочевниками, и среди их различных группировок шла постоянная борьба за лучшие земли, воду и пастбища. В других множественных источниках переданы сообщения о том, что узы всегда занимали самые лучшие места. К концу X века выделилась одна из ветвей тюрко-огузских племён, которую возглавил Сельджук ибн Тугак из племени кынык. Он объединил под своей властью часть местных племён, которые и стали называться “сельджуками”, а династия правителей, идущая от самого Сельджука, вошла в историю как Сельджукиды .

«Сельджуки приняли Ислам, что способствовало их дальнейшей консолидации. В XI веке они вышли за пределы своих пастбищ и приступили к созданию государственного объединения, ставшего известным как держава Сельджукидов. Ее основателем и первым правителем (с 1038 года) считается Мухаммад Тогрул-бек, внук Сельджука ибн Тугака, принявший затем титул султана. Решающее значение для утверждения этой державы имела ее победа над войсками Газневидской державы – сильнейшего государства того времени в регионе. Она открыла путь сельджукам на территорию Афганистана, Персии и Ирака. Впереди была Малая Азия, входившая в то время в состав Византийской империи. Как бы то ни было, завоевания сельджуков способствовали уничтожению феодальной раздробленности в захваченных ими странах.

В 1042 году Тогрул-бек направил 10-тысячную конницу в Восточную Анатолию, находившуюся тогда под властью династии Марванидов. Затем настала очередь Закавказья – Грузии, Армении, Азербайджана. Начались рейды сельджуков в пределы Византии, и под натиском их войск пали Эрзурум (Арзрум), Карс, Малатья (ныне это административные центры одноименных областей – илей Турции).

Между тем ими был взят Багдад, столица Аббасидского халифата, и Тогрул-бек перенес свою столицу из среднеазиатского Мерва в персидский Исфахан. Он объявил себя защитником халифа, а тот, в свою очередь, присвоил Тогрул-беку титул “малик (т.е. царь) Востока и Запада”. В 1062 году он сам во главе большой армии появился в Азербайджане, и тут следует уточнить, что с сельджуками (и в более широком смысле – с огузами) оказалась связанной и этническая история азербайджанского народа.

Держава Сельджукидов еще более усилилась в период 10-летнего правления султана Алп Арслана, любимого племянника Тогрул-бека. При нем в огромном регионе возрождались города, развивалось сельское хозяйство и ремесла, оживилась торговля на знаменитом Шелковом пути, связывавшем азиатские рынки с Ближним Востоком и Европой. Происходили и другие важные изменения в жизни народов, входивших в состав державы Сельджукидов. Продвижение на запад касалось не только войск, но и вызывало настоящую миграцию огузо-туркменских племен. Они отправлялись в дальний путь со своими семьями, табунами лошадей и верблюдов, стадами овец. Как писал один из историков, туркмены под именами “данышменди”, “ак-коюнлу”, “сельджук” проникали вплоть до Анатолии. И здесь они зачастую оседали, постепенно забывая о кочевом образе жизни и налаживая определенные отношения с местными жителями.

А военные действия продолжались. Султанская армия Алп Арслана предприняла новые походы в Закавказье и Малую Азию. В результате битвы под Манцикертом в 1071 году огромная византийская армия была полностью разгромлена, а в плен к сельджукам попал сам император Византии Роман IV Диоген. Эта победа открыла им путь в глубь Малой Азии. В руках Сельджукидов, помимо ранее завоеванных ими городов, оказались также Мардин, Мараш, Кайсери, а также Конья. Здесь ими был образован Конийский (Иконийский, Румский) султанат – первое государство сельджуков на территории современной Турции (1077-1307).

Однако не все шло гладко в их державе. Помимо вечных социально-экономических противоречий в обществе и внутриполитической борьбы среди членов правящего клана существовали и внешние угрозы. Особое давление Сельджукиды испытывали на восточных и северных границах своей державы. Здесь, с одной стороны, оживились Газневиды, с другой – угрожали кыпчаки, а также обделенные благами другие огузские племена и группировки. Часть из них двинулась вдоль северного побережья Каспия, а другая дала настоящий бой султанской армии. И во время одного из сражений под Бухарой в 1072 году погиб сам султан Алп Арслан.

Султанский трон перешел по наследству его сыну Маликшаху, 20-летнее правление которого было названо “весной Сельджукской династии”. Действительно, оно явилось периодом наивысшего могущества этой державы. Для того чтобы упорядочить бюрократический аппарат огромного государства, Маликшах и его знаменитый визирь Низам ал-Мулк (“Устроитель державы”) провели административную реорганизацию и ряд других важных реформ. Еще дальше расширились его границы, были завоеваны Сирия и Палестина, заняты священные города мусульман Мекка и Медина, а политическое влияние Сельджукидов распространилось вплоть до Египта.

Тем временем продолжалась активная колонизация Анатолии, куда в большом количестве продолжали переселяться огузы-туркмены. Они начали уже создавать самостоятельные княжества. А в конце 70-х годов обособился от центральной власти Конийский султанат, где правил Сулайман ибн Кутулмыш, один из родственников Маликшаха. Пользуясь ослабленностью императорской власти в Византии, он даже захватил Никею (ныне Изник) и вышел к побережью Мраморного моря.

Но сельджуков ждали новые испытания. В конце XI века начались крестовые походы, приведшие в 1204 году к падению и разграблению крестоносцами Константинополя. Но еще раньше, в 1097 году, они отобрали у сельджуков Никею и завоевали часть Конийского султаната. Еще большая угроза обозначилась на восточных границах державы Сельджукидов. Там вновь активизировались непокорные племена, нарастали внутренние противоречия в самой державе, и, в конце концов, в XII веке она распалась на независимые султанаты: Хорасанский, Иракский, Конийский, а в Средней Азии образовался Восточно-Сельджукский султанат.

Затем, уже в XIII веке, непоправимый удар по осколкам былой державы нанесли монголы. Что касается Конийского султаната, то в 1243 году он стал вассалом ильханов – монгольских правителей в Иране. А в 1307 году этот первый султанат сельджуков распался на ряд мелких княжеств – бейлики. Одно из них стало ядром будущего Османского государства ».

Но это уже другая история, которая представлена красиво и правильно. Всё изложенное достаточно четко поясняет лишь одну сторону, разворачивая её в пользу Турции и это конечно хорошо. При этом возникает вопрос, где в это время были узы, предки гузов – гагаузов? Почему их история по сравнению с другими очень скудна? Их способности в воинском искусстве были не менее значительны, чем у тех огузов, которые стали сначала сельджуками, а позже и турками. Есть над чем подумать…