- sin(a) = ±√(1-(cos(a)) 2) = - √(1 – 9/25) = - 4/5.
Соотношение между тангенсом и котангенсом одного и того же угла
Теперь, попробуем найти зависимость, между тангенсом и котангенсов.
По определению tg(a) = sin(a)/cos(a), ctg(a) = cos(a)/sin(a).
Перемножим эти равенства, получим tg(a)*ctg(a) =1.
Из этого равенства можно выразить одну функцию через другую. Получим:
- tg(a) = 1/ctg(a),
- ctg(a) = 1/tg(a).
Следует понимать, что эти равенства справедливы лишь тогда, когда tg и ctg существуют, то есть для любых а, кроме а=k*pi/2, при любом целом k.
Теперь попробуем используя основное тригонометрическое тождество найти зависимости между тангенсом и косинусом.
Поделим основное тригонометрическое тождество, на (cos(a)) 2 . (cos(a) не равен нулю, иначе бы тангенс не существовал бы.
Получим следующее равенство ((sin(a)) 2 + (cos(a)) 2)/ (cos(a)) 2 =1/(cos(a)) 2 .
Разделив почленно получаем:
- 1+(tg(a)) 2 = 1/(cos(a)) 2 .
Как уже отмечалось выше, эта формула верна если cos(a) не равен нулю, то есть для всех углов а, кроме а=pi/2 +pi*k, при любом целом k.
В этой статье мы всесторонне рассмотрим . Основные тригонометрические тождества представляют собой равенства, устанавливающие связь между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного угла, и позволяют находить любую из этих тригонометрических функций через известную другую.
Сразу перечислим основные тригонометрические тождества, которые разберем в этой статье. Запишем их в таблицу, а ниже дадим вывод этих формул и приведем необходимые пояснения.
Навигация по странице.
Связь между синусом и косинусом одного угла
Иногда говорят не об основных тригонометрических тождествах, перечисленных в таблице выше, а об одном единственном основном тригонометрическом тождестве
вида
. Объяснение этому факту достаточно простое: равенства получаются из основного тригонометрического тождества после деления обеих его частей на и соответственно, а равенства
и
следуют из определений синуса, косинуса, тангенса и котангенса . Подробнее об этом поговорим в следующих пунктах.
То есть, особый интерес представляет именно равенство , которому и дали название основного тригонометрического тождества.
Прежде чем доказать основное тригонометрическое тождество, дадим его формулировку: сумма квадратов синуса и косинуса одного угла тождественно равна единице. Теперь докажем его.
Основное тригонометрическое тождество очень часто используется при преобразовании тригонометрических выражений
. Оно позволяет сумму квадратов синуса и косинуса одного угла заменять единицей. Не менее часто основное тригонометрическое тождество используется и в обратном порядке: единица заменяется суммой квадратов синуса и косинуса какого-либо угла.
Тангенс и котангенс через синус и косинус
Тождества, связывающие тангенс и котангенс с синусом и косинусом одного угла вида и
сразу следуют из определений синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Действительно, по определению синус есть ордината y, косинус есть абсцисса x, тангенс есть отношение ординаты к абсциссе, то есть,
, а котангенс есть отношение абсциссы к ординате, то есть,
.
Благодаря такой очевидности тождеств и
часто определения тангенса и котангенса дают не через отношение абсциссы и ординаты, а через отношение синуса и косинуса. Так тангенсом угла называют отношение синуса к косинусу этого угла, а котангенсом – отношение косинуса к синусу.
В заключение этого пункта следует отметить, что тождества и
имеют место для всех таких углов , при которых входящие в них тригонометрические функции имеют смысл. Так формула справедлива для любых , отличных от (иначе в знаменателе будет нуль, а деление на нуль мы не определяли), а формула
- для всех , отличных от , где z
- любое .
Связь между тангенсом и котангенсом
Еще более очевидным тригонометрическим тождеством, чем два предыдущих, является тождество, связывающее тангенс и котангенс одного угла вида
. Понятно, что оно имеет место для любых углов , отличных от , в противном случае либо тангенс, либо котангенс не определены.
Доказательство формулы
очень просто. По определению и , откуда
. Можно было доказательство провести и немного иначе. Так как и
, то
.
Итак, тангенс и котангенс одного угла, при котором они имеют смысл, есть .
Тригонометрические тождества
— это равенства, которые устанавливают связь между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного угла, которая позволяет находить любую из данных функций при условии, что будет известна какая-либо другая.
tg \alpha = \frac{\sin \alpha}{\cos \alpha}, \enspace ctg \alpha = \frac{\cos \alpha}{\sin \alpha}
tg \alpha \cdot ctg \alpha = 1
Данное тождество говорит о том, что сумма квадрата синуса одного угла и квадрата косинуса одного угла равна единице, что на практике дает возможность вычислить синус одного угла, когда известен его косинус и наоборот.
При преобразовании тригонометрических выражений очень часто используют данное тождество, которое позволяет заменять единицей сумму квадратов косинуса и синуса одного угла и также производить операцию замены в обратном порядке.
Нахождение тангенса и котангенса через синус и косинус
tg \alpha = \frac{\sin \alpha}{\cos \alpha},\enspace
Данные тождества образуются из определений синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Ведь если разобраться, то по определению ординатой y
является синус, а абсциссой x
— косинус. Тогда тангенс будет равен отношению \frac{y}{x}=\frac{\sin \alpha}{\cos \alpha}
, а отношение \frac{x}{y}=\frac{\cos \alpha}{\sin \alpha}
— будет являться котангенсом.
Добавим, что только для таких углов \alpha
, при которых входящие в них тригонометрические функции имеют смысл, будут иметь место тождества , ctg \alpha=\frac{\cos \alpha}{\sin \alpha}
.
Например: tg \alpha = \frac{\sin \alpha}{\cos \alpha}
является справедливой для углов \alpha
, которые отличны от \frac{\pi}{2}+\pi z
, а ctg \alpha=\frac{\cos \alpha}{\sin \alpha}
— для угла \alpha
, отличного от \pi z
, z
— является целым числом.
Зависимость между тангенсом и котангенсом
tg \alpha \cdot ctg \alpha=1
Данное тождество справедливо только для таких углов \alpha
, которые отличны от \frac{\pi}{2} z
. Иначе или котангенс или тангенс не будут определены.
Опираясь на вышеизложенные пункты, получаем, что tg \alpha = \frac{y}{x}
, а ctg \alpha=\frac{x}{y}
. Отсюда следует, что tg \alpha \cdot ctg \alpha = \frac{y}{x} \cdot \frac{x}{y}=1
. Таким образом, тангенс и котангенс одного угла, при котором они имеют смысл, являются взаимно обратными числами.
Зависимости между тангенсом и косинусом, котангенсом и синусом
tg^{2} \alpha + 1=\frac{1}{\cos^{2} \alpha}
— сумма квадрата тангенса угла \alpha
и 1
, равна обратному квадрату косинуса этого угла. Данное тождество справедливо для всех \alpha
, отличных от \frac{\pi}{2}+ \pi z
.
1+ctg^{2} \alpha=\frac{1}{\sin^{2}\alpha}
— сумма 1
и квадрат котангенса угла \alpha
, равняется обратному квадрату синуса данного угла. Данное тождество справедливо для любого \alpha
, отличного от \pi z
.
Примеры с решениями задач на использование тригонометрических тождеств
Пример 1
Найдите \sin \alpha
и tg \alpha
, если \cos \alpha=-\frac12
и \frac{\pi}{2} < \alpha < \pi
;
Показать решение
Решение
Функции \sin \alpha
и \cos \alpha
связывает формула \sin^{2}\alpha + \cos^{2} \alpha = 1
. Подставив в эту формулу \cos \alpha = -\frac12
, получим:
\sin^{2}\alpha + \left (-\frac12 \right)^2 = 1
Это уравнение имеет 2
решения:
\sin \alpha = \pm \sqrt{1-\frac14} = \pm \frac{\sqrt 3}{2}
По условию \frac{\pi}{2} < \alpha < \pi
. Во второй четверти синус положителен, поэтому \sin \alpha = \frac{\sqrt 3}{2}
.
Для того, чтобы найти tg \alpha
, воспользуемся формулой tg \alpha = \frac{\sin \alpha}{\cos \alpha}
tg \alpha = \frac{\sqrt 3}{2} : \frac12 = \sqrt 3
Пример 2
Найдите \cos \alpha
и ctg \alpha
, если и \frac{\pi}{2} < \alpha < \pi
.
Показать решение
Решение
Подставив в формулу \sin^{2}\alpha + \cos^{2} \alpha = 1
данное по условию число \sin \alpha=\frac{\sqrt3}{2}
, получаем \left (\frac{\sqrt3}{2}\right)^{2} + \cos^{2} \alpha = 1
. Это уравнение имеет два решения \cos \alpha = \pm \sqrt{1-\frac34}=\pm\sqrt\frac14
.
По условию \frac{\pi}{2} < \alpha < \pi
. Во второй четверти косинус отрицателен, поэтому \cos \alpha = -\sqrt\frac14=-\frac12
.
Для того, чтобы найти ctg \alpha
, воспользуемся формулой ctg \alpha = \frac{\cos \alpha}{\sin \alpha}
. Соответствующие величины нам известны.
ctg \alpha = -\frac12: \frac{\sqrt3}{2} = -\frac{1}{\sqrt 3}
.
А синуса график волна за волной
По оси абсцисс убегает.
Из студенческой песни.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: вывод формул зависимости
между синусом, косинусом и тангенсом одного и
того же угла (числа); обучение применению этих
формул для вычисления значений синуса, косинуса,
тангенса числа по заданному значению одного из
них.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: учить анализировать, сравнивать,
строить аналогии, обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать, определять и объяснять
понятия..
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание добросовестного
отношения к труду и положительного отношения к
знаниям.
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ: создание комфортного
психологического климата на уроке, атмосферы
сотрудничества: ученик – учитель.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: кабинет
математики.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: учебник,
тетрадь, плакаты по теме урока, таблицы,
компьютер, диски, экран, проектор.
МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: групповая и
индивидуальная работа за партой и у доски.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: приветствие,
проверка явки учащихся, заполнение журнала.
2. Проверка готовности учащихся к уроку: настрой
учащихся на работу, доведение до них плана урока.
3. Анализ ошибок домашнего задания. На экране -
картинка с верно выполненным домашним заданием.
Каждый ученик проверяет с подробным фронтальным
объяснением и отмечает правильность выполнения
в рабочей карте урока.
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА.
С/о – самооценка.
О/т – оценка товарища.
4. Актуализация знаний, подготовка к восприятию
нового материала.
Следующий этап нашего урока-диктант.
Записываем кратко ответы – чертеж у нас на
слайде.
Диктант (устное повторение необходимых
сведений):
1. Дайте определение:
- синуса острого угла А прямоугольного
треугольника;
- косинуса острого угла В прямоугольного
треугольника;
- тангенса острого угла А прямоугольного
треугольника;
- котангенса острого угла В прямоугольного
треугольника;
- какие ограничения накладываем мы на синус и
косинус при определении тангенса и котангенса
острого угла прямоугольного треугольника.
2. Дайте определение:
- синуса угла a
a
.
- косинуса угла a
через координату (какую)
точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг
начала координат на угол a
.
- тангенса угла a
.
- котангенса угла a
.
3. Записать знаки синуса, косинуса, тангенса,
котангенса для углов, полученных поворотом точки
Р(1;0) на угол
4. Для всех этих углов указать четверти
координатной плоскости.
Ребята проверяют диктант по слайду вместе с
учителем, объясняя каждое высказывание и
выставляя себе оценку в рабочую карту урока.
5. Из истории тригонометрии. Современный вид
тригонометрии придал крупнейший математик 18
столетия Леонард Эйлер
– швейцарец по
происхождению, долгие годы работавший в России и
являвшийся членом Петербургской академии наук.
Он ввел известные определения
тригонометрических функций, сформулировал и
доказал формулы приведения, с которыми вам еще
предстоит встретиться, выделил классы четных и
нечетных функций.
6. Введение нового материала:
Главное не просто сообщить учащимся конечные
выводы, а сделать учащихся как бы участниками
научного поиска: поставив вопрос, так, чтобы они,
разбудив свою любознательность, включились в
исследование, что способствует достижению более
высокого уровня умственного развития учащихся.
Поэтому при введении нового материала я создаю
проблемную ситуацию – как легче и рациональней
установить зависимость между синусом и
косинусом одного и того же угла – через
уравнение единичной окружности или через
теорему Пифагора.
Класс разбивается по вариантам на первый и
второй вариант – на экране слайд с условием и
чертежами, решения пока нет.
![](https://i1.wp.com/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507871/img1.gif)
1 вариант устанавливает зависимость между
синусом и косинусом через уравнение окружности с
центром в начале координат и радиусом, равным 1x 2 +y 2 =1;
sin 2 +cos 2 =1.
2 вариант устанавливает зависимость между
синусом и косинусом через теорему Пифагора – в
прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы
равен сумме квадратов катетов: OB 2 +AB 2 =OA 2
- и получаем sin 2 +cos 2 =1.
Сравнивают результаты, делают выводы: главный
– равенство выполняется при любых значениях
входящих в него букв? Ученики должны ответить,
что это тождество
(на слайде показывается верное решение, как для
первого, так и для второго вариантов).
Мы получили равенство справедливое при любых
значениях входящих в него букв. Как называются
такие равенства? Правильно – тождества.
Вспомним – какие еще тождества мы с вами знаем
в алгебре – формулы сокращенного умножения:
a 2 -b 2 =(a-b)(a+b),
(a-b) 2 =a 2 -2ab+b 2 ,
(a+b) 3 =a 3 +3a 2 b+3ab 2 +b 2 ,
(a-b) 3 =a 3 -3a 2 b+3ab 3 -b 3 ,
a 3 -b 3 =(a-b)(a 2 +ab+b 2),
a 3 +b 3 =(a+b)(a 2 -ab+b 2).
Следующая проблема – а для чего мы вывели
основное тригонометрическое тождество – sin 2 +cos 2 =1.
Правильно – для нахождения по одному
известному нам значению синуса, косинуса или
тангенса – значений всех остальных функций.
Вот теперь мы с вами всегда сможем пользоваться
основным тригонометрическим тождеством, но
главное – для одного и того же аргумента.
Применение полученных знаний:
1 ВАРИАНТ – выразить синус через косинус угла.
2 вариант – выразить косинус через синус угла.
На слайде верный ответ
Вопрос учителя – никто не забыл проставить
знаки +и - ? Каким может быть угол? – любым.
В этих формулах знак перед корнем зависит от
чего? от того, в какой четверти расположен угол
(аргумент) тригонометрической функции, которую
мы определяем.
Выполняем у доски 2 ученика №457. – 1 – й вариант -
1, 2-й вариант - 2.
На слайде – верное решение.
Самостоятельная работа на узнавание основного
тригонометрического тождества
1. найти значение выражения:
2. выразить число 1 через угол a
, если
Идет взаимопроверка – по готовому слайду и
оценивание работ – как самооценкой, так и
оценкой товарища.
6. Закрепление нового материала (по технологии
Г.Е.Хазанкина – технология опорных задач).
ЗАДАЧА 1. Вычислить ……….., если
………………………………………………………………….
1 ученик у доски самостоятельно – затем слайд с
правильным решением.
ЗАДАЧА 2. Вычислить…………….,
если………………………………………………………………..
2-й ученик у доски, затем слайд с верным
решением.
7. Физкультминутка.Я знаю, что вы уже взрослые и
считаете, что совсем не устали, особенно сейчас,
когда урок идет так активно, что время для нас
как –бы и удлиняется– по теории относительности
А.Эйнштейна, но давайте проведем гимнастику для
сосудов головного мозга:
- повороты и наклоны головы вправо – влево, вверх
– вниз
- массаж плечевого пояса и кожи головы – руки от
кисти, лицо и затылок – сверху вниз.
- плечи поднять вверх и расслабленно “сбросить”
вниз. Каждое упражнение выполняем 5-6 раз!
Выясним теперь зависимость между тангенсом и
котангенсом………………………………………………………………………………………………………
Идет новое исследование на тему – каким может
быть угол во втором тригонометрическом
тождестве?
ГЛАВНОЕ – ВЫЯСНЕНИЕ МНОЖЕСТВА, НА КОТОРОМ ЭТИ
РАВЕНСТВА ВЫПОЛНЯЮТСЯ. ОТМЕТИТЬ НА РИСУНКЕ
ТОЧКИ, В КОТОРЫХ ТАНГЕНС И КОТЕНГЕНС УГЛА НЕ
СУЩЕСТВУЕТ.
![](https://i2.wp.com/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507871/img2.gif)
3-й ученик у доски. Равенства справедливы
при……………………….
ЗАДАЧА3. Вычислить………, если………………………….
ЗАДАЧА 4. Вычислить…………….. если
………………………………………………………………
Остальные учащиеся работают у себя в тетрадях.
1
ОПОРА………………………………………………………………………………………………
2
ОПОРА………………………………………………………………………………………………
3 ОПОРА. Применение основного
тригонометрического тождества к решению задач.
8. Кроссворд. Анатоль Франс сказал как-то:
“Учиться надо весело… Чтобы переваривать
знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Для проверки знаний по данной теме вам
предлагается кроссворд.
- Раздел математики, изучающий свойства синуса,
косинуса, тангенса…
- Абсцисса точки на единичной окружности.
- Отношение косинуса к синусу.
- Синус – это…..точки на единичной окружности.
- Равенство не требующее доказательства и верное
при любых значениях входящих в него букв.
Называется……
![](https://i2.wp.com/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507871/img3.gif)
Проверив кроссворд, ребята выставляют себе
оценки в рабочую карту урока. Учитель выставляет
оценки тем ученикам, которые особенно активно
проявили себя на уроке. Итог – средний балл за
работу на уроке.
9. Инструктаж учителя по выполнению домашнего
задания.
10. Подведение учителем итогов урока.
11. Домашнее задание: параграф 25 (до задачи 5), №459
(четные), 460 (четные), 463*(4). Учебник Ш.А Алимов
“Алгебра и начала анализа”., 10-11,
“Просвещение”., М., 2005г.