Стресс. Стресс и депрессия – две стороны одного процесса

В современном обществе человек испытывает все большее пси хоэмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей со циальной жизни. Требования социального окружения, противоре чия между обществом и личностью, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благо приятную среду для различных стрессовых ситуаций.
Стресс (от англ. stress - напряжение) - состояние напряже ния, возникающее у человека под влиянием различных неблаго-приятных факторов. При стрессе в организме человека в ответ на негативное внешнее воздействие возникают защитные физиоло гические реакции.
Принципиальная схема стресса показана на рис. 11.7.
Среди причин стресса - не только нездоровый образ жизни и неумение правильно распределять свое время. Часто стресс возни кает из-за неблагоприятной психологической атмосферы на рабо те, сложных взаимоотношений с коллегами, особенно с началь ством. Например, оказать стрессовое воздействие может недоста точно четкое описание работы или указаний руководителя, не-достаток времени для качественного исполнения задания. Также причиной стресса могут быть отсутствие вознаграждения или благодарности за хорошее выполнение работы. Наконец, неуве ренность в завтрашнем дне, в стабильности в работе и личной жизни - все это, естественно, выводит многих людей из состоя ния равновесия. / К понятию «стресс» все привыкли, забыв, что оно означает не просто состо-яние усталости, а доволь но серьезные изменения в человеческом организме. Расстройства, связанные со стрессом, развиваются, как правило, у людей, чья работа связана не столько с физическими, сколько с психоэмоциональными пе-регрузками.
Потребности человека
Позитивный результат
Реакция на потребности
Негативный результат
Стресс
Последствия стресса
Рис. 11.7. Принципиальная схема стресса
На начало стресса ука зывают постоянная уста лость, раздражительность, хандра или частая смена настроении по незначи-тельным причинам, де- 4. прессия. Работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызы вает утомление, скуку и раздражение. Трудно сосредоточиться, под водит память, появляется рассеянность. Далеко не все люди отда ют себе отчет в том, что с ними происходит. Еще меньше людей предпринимают необходимые усилия для изменения создавшего ся положения.
Различают четыре основных вида неверной реакции на стресс.
Бездействие. Тот, кто совершает эту ошибку, может получать удовольствие от своего состояния, жалуясь окружающим. Эти люди чувствуют себя невинными жертвами, но не хотят ничего пред принимать лично, чтобы изменить ситуацию.
Депрессия (от лат. depressio - подавление). Для ее жертв харак терно чувство обреченности. Они теряют самоуважение, становят ся беспомощными, самоустраняются от реальной жизни. Находясь в подавленном, угнетенном состоянии, люди испытывают посто янную усталость, обвиняют во всем происходящем себя.
Отрицание. Человек старается не терять бодрости, делая вид, что все хорошо и унывать нет причины. Не признавая серьезности положения, такие люди часто превращают эмоциональные про блемы в физические симптомы.
Возмущение. Негодующие по причине стресса люди обвиняют во всем происходящем других. Они не желают принимать на себя никакой ответственности.
Многие жертвы стресса вроде бы понимают, что надо заняться собой, но из-за нехватки времени постоянно это откладывают. На * повышенную утомляемость или ухудшившуюся память люди, как правило, не обращают должного внимания, а состояние здоровья тем временем становится все хуже. Беспокойство начинают вызы вать более грозные симптомы, говорящие уже о длительном и хро ническом стрессе. И если сначала человек вполне может справить ся со стрессом собственными силами, то потом изменить положе ние сумеет только специалист.
v Чтобы бороться со стрессом, надо прежде всего осознать, на сколько серьезны могут быть его последствия. Эта борьба требует определенных усилий и времени. Естественным шагом при появ лении признаков стресса может быть смена обстановки, отдых и восстановление своих сил. Однако нужно отчетливо понимать, что возвращение в прежнюю среду не изменит ситуацию, а именно ее и нужно изменить. Прежде всего надо проанализировать, как по строен распорядок рабочего дня. Необходимо помнить, что моно тонная работа без перерыва на самом деле будет гораздо менее эффективной, чем та, при которой человек время от времени дает себе передышку и берется за дело с новыми силами.
* Рецепты от стресса широко известны: спорт, массаж, общение с приятными людьми и, наконец, семья. Однако все это требует определенных усилий и, главное, веры. Наконец, не надо забы-
I 253

вать, что смысл жизни не сводится к работе, что помимо работы в жизни есть очень много интересного: театры, музеи, природа и др. Однако, если дело дошло до длительного и хронического стресса, то без помощи специалиста не обойтись.
Стресс - это необходимое условие жизни, и полное его устра нение столь же нереально, сколь и вредно. Хотя устойчивость че ловека к стрессовым нагрузкам высока, она, однако, далеко не безгранична. Поэтому актуальной проблемой менеджера является регулирование уровня допустимых физических и эмоциональных нагрузок в коллективе.
Особого внимания заслуживает проблема аврала в работе, спо собствующего возникновению стресса. Аврал (от англ. over - на верх и all - все) - мобилизация коллектива сотрудников на вы полнение срочной работы. Это - не что иное, как фактор, высво бождающий скрытые ресурсы человека. При аврале человек ста вится в такие условия, при которых он не может что-либо не сде-лать. Именно в этой обстановке проявляются потенциальные фи зические и интеллектуальные возможности человека. Впрочем, пе ренапряжение далеко не всегда способствует качественной работе. И дело здесь не только в обычной усталости; далеко не все люди приспособлены для работы в экстремальных условиях.
По мнению специалистов, по своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на три основных типа:
бессильные. При малейших признаках напряжения они становят ся беспомощными и своим поведением только раздражают окру жающих;
беспокойные. Люди этого типа начинают без толку суетиться, хватаются за все подряд, тут же бросают начатое дело и при этом страшно нервничают;
хладнокровные. Такие люди идеально подходят для авральной работы, поскольку стресс мобилизует их волю, заставляет прини мать быстрые решения и действовать. Но даже эти работники не могут работать в режиме такого сверхнапряжения постоянно. Не планомерный режим работы чреват появлением стресса и, как след ствие, депрессией и физическим истощением людей.
В условиях, когда работу необходимо все-таки завершить, ме-неджер должен активно мотивировать своих подчиненных. К каж дому из перечисленных выше типов людей надо подобрать соот ветствующий вариант мотивации: успех, деньги, слава и т.д.
Краткое содержание главы
Конфликты являются объективной реальностью, поскольку источником конфликтов являются люди, наделенные значитель ным многообразием потребностей, жизненных целей и привычек, которые они стремятся реализовать.

Существуют различные виды конфликтных ситуаций, требую щих от менеджера соответствующих усилий для их предотвраще ния и ликвидации.
Между конфликтами и стрессами имеется определенная взаи мосвязь.
Менеджеру необходимо различать позитивные и негативные стрессы, знать методы снятия стрессов и уметь предупреждать стрес совые ситуации.
Контрольные вопросы и задания
Какова природа конфликтов?
Кратко опишите основные виды конфликтов.
З В чем суть управления конфликтными ситуациями?
Почему работа по предотвращению конфликтов в коллективе явля ется важной для менеджера?
Что такое стресс? Какова его сущность?
Какие существуют методы снятия стресса?
Опишите основные пути предупреждения стрессовых ситуации.

Российский Государственный Социальный Университет

Кафедра ….

ЭССЕ

На тему: « Стресс и современный человек»

Преподаватель:

Москва 2010 г.

Как пишет доктор медицинских наук В.А. Бодров, наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Термин «стресс», по словам автора, объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами и т.д.

Стресс – это реакция организма на адаптацию к кризисным жизненным ситуациям. Эта реакция в первую очередь отражается на психосоматике человека. Чем сильнее стресс, тем ярче проявляется психосоматика.

В современном мире существует большое разнообразие стрессов, которое влияет на психологический и физиологический уровень жизни человека. Стресс зависит от объективных и субъективных факторов.

Откуда же берется стресс? Итак, мы попадаем в трудную ситуацию. Наш организм мобилизуется и приводит в боевую готовность все системы. Такая ситуация возникает, например, тогда, когда возникает реальная угроза жизни. Но в нашей жизни достаточно ситуаций, не несущих заведомо плохой исход, но приносящих трудности. И в таких ситуациях наш организм так же мобилизуется. Как только мозг воспринимает сигнал об опасности, начинается выработка таких гормонов, как адреналин и кортизол. И наша нервная система без согласия нашего сознания рассылает по нашему телу призыв о необходимости приготовиться к действиям в чрезвычайной ситуации. И в результате мы чувствуем напряжение. Итак, в нашем организме происходят следующие изменения: усиливается потоотделение, повышается свертываемость крови и кровяное давление, учащается дыхание и расширяются дыхательные пути, печень увеличивает выброс сахара в кровь, возрастает бдительность, пересыхает во рту, сердце бьется учащенно, сокращаются сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки, кровь приливает к мышцам, мышцы напрягаются.

Жизнь человека - это постоянный стресс, а каждый день - непрерывная борьба за выживание. Так было с незапамятных времен. Прошли тысячелетия, но ничего не изменилось. Плоды научно-технического прогресса, которые, казалось, должны были облегчить человеку существование, стали причиной неблагополучной экологической ситуации, природных катаклизмов, экономических и военных катастроф.

Люди вынуждены менять места жительства, отказываясь от привычных климатических условий, налаженного быта, обрывая дорогие родственные узы и в течение многих лет складывавшиеся дружеские связи. А результат, как правило, плачевный: постоянные физические и психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее подвержены такому перенапряжению жители мегаполисов. И действительно, работая в таком режиме, когда абсолютно нет времени на продумывание ходов, теряя драгоценное время в дорожных пробках, вкушая прелести общественного транспорта, решая повседневные домашние проблемы, люди в конце концов лишаются вкуса к жизни. Каждое утро человек предпринимает отчаянную попытку просто пережить очередной день. В стремлении жить лучше, решить материальные проблемы он работает на пределе своих возможностей (сверхурочно и в выходные дни), совершает командировки (сопровождающиеся сменой часовых поясов), лишая себя полноценного отдыха. При этом стресс испытывают и люди, уже достигшие определенного материального благополучия. Ведь они все равно продолжают напряженно работать, но уже для того, чтобы сохранить и преумножить достигнутые результаты.

В конце концов, накапливаются раздражение и усталость. Человек вымещает дурное настроение на окружающих, и, к сожалению, больше всех страдают самые близкие и родные люди. В такой ситуации семейные конфликты неизбежны. Возникает “порочный” круг, разорвать который с каждым днем становится все труднее. Жизнь напоминает бег с препятствиями, и в ней почти не остается места для теплых человеческих взаимоотношений, наполненных радостью, добротой и любовью.

Люди начинают уставать настолько, что сил не остается даже на то, чтобы в выходной день погулять с детьми, позаниматься спортом. Дисгармония семейных и сексуальных отношений, отвратительные экологические условия, стрессы приводят к нарушению гибкого, но чрезвычайно хрупкого равновесия нервной и иммунной систем, а на фоне их истощения легко возникают различные заболевания и патологические синдромы.

Врачами и учеными установлено, что стресс является главным фактором большинства основных болезней в современном мире, включая четыре ведущих причины смертности:

· ИНФАРКТ МИОКАРДА

· РАК

· ИНСУЛЬТ

· САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

С начала ХХ столетия инфаркт, превратился в проблему мирового масштаба. Эта проблема наиболее ощутима в развитых странах, статистика сердечно-сосудистых заболеваний растёт чуть ли не прямо пропорционально росту валового национального продукта.

В перспективе это выглядит так: половина каждого мужчины и каждая третья женщина в России будет страдать сердечной болезнью, так же как треть населения будет страдать раком.

Несмотря на это некоторые люди относятся к этой теме как к абстракции, но есть и те, кто действительно понимает важность и влияние этого на нашу жизнь.

Борьба со стрессомв современно мире становится одной из важнейших проблем. Если животное расходует повышенный уровень гормонов в крови «разряжаясь» в битве за добычу или, спасаясь бегством, то человек, в силу свой высокой организации, не может себе позволить наброситься на начальника с кулаками. Отсюда естественная потребность организма – избавиться от стресса, снять стресс.

Многие стараются снять напряжение и усталость с помощью курения или алкоголя, но с самого начала эти попытки обречены на неудачу. Малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, обедненное витаминами, вредная привычка питаться полуфабрикатами и фаст-фудами, вызванная дефицитом времени, неизбежно вызывают не только проблемы со здоровьем, но и ухудшают внешний вид. А это еще один дополнительный стрессовый фактор, особенно для женщин.
Итак, просто расслабиться. На первый взгляд - что же может быть проще. Но вы вряд ли сможете сделать это. Расслабиться полностью – это значит отключиться от внешнего мира (убрать привычный звук телевизора или CDпроигрывателя), уйти от своих мыслей, и просто оказаться наедине с самым близким человеком – с самим собой.

Но, на удивление – для многих этот достаточно простой эксперимент закончится полным фиаско – через несколько минут ум принимается за привычную мысленную жвачку и начинает пережевывать события дня прошедшего (то чего уже нет) или строить планы на завтрашний день (то чего еще нет). Что дальше? Скорее всего, станет скучно, и рука привычно потянется к вечерней газете или телевизионному пульту, и в следующую секунду человек окажется где угодно, но только не "здесь и сейчас". Продолжится вечное бегство от самого себя. Только куда?

Что такое стресс?

Это такое состояние души, когда человеку невозможно или трудно справиться с реакцией на любые события. Различаются стрессы по мощности, они возникают в ответ на такие ситуации, которые несут угрозу жизни - это плен, война, природные катастрофы. Причиной сильного стресса может быть тяжелая болезнь или смерть близкого человека, крупные финансовые потери, развод, потеря работы или вынужденная миграция.

Небольшие стрессы.

Вызываются такими проблемами, для которых человеку нужно напряжение сил либо вызываются такими проблемами, которые человек не может сам решить. Во время стрессов человек долгое время испытывает стресс небольшой интенсивности, а вред здоровью наносится такой, какой наносит сильный стресс.

Стресс повседневной жизни .

Чем опасен и как переносится стресс?

Не все люди, которые пережили стресс, страдают от него одинаково. Но какими будут последствия стресса для человека, зависят от условий жизни человека, и от его окружения. Если есть семья, друзья и близкие люди, то стресс переносится значительно легче. Стресс способствует тому, что из строя выходят ослабленные системы организма.
Развитие таких заболеваний, как язвенная болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, гипертония способны ускорить длительный или сильный стресс. В результате появляются такие проблемы, как депрессивные или невротические, тревожные расстройства, они очень уменьшают качество жизни людей.

Как можно уберечься от стресса?

В этом может помочь утренняя зарядка. А вечером занятия йогой, аутотренингом, релаксацией. А также желательно регулярно отдыхать на природе.

10 советов, как самостоятельно преодолеть стресс в жизни современного человека:

1. Замедлите темп своей жизни. Всегда планируйте свой рабочий день и чередуйте интенсивную работу с полноценным отдыхом.
2. Выспитесь, ведь взрослому человеку нужно спать по 8 часов в сутки.
3. Не следует, есть на ходу, поэтому время завтрака, обеда, ужина, должны быть временем отдыха.
4. Не снимайте стресс при помощи алкоголя или табака. От них пострадает здоровье, а стресс и проблемы, которые его вызвали, никуда не уйдут.
5. Эмоциональное напряжение поможет снять физическая нагрузка, в особенности, связанная с водой: для этого займитесь аквааэробикой или плаванием.
6. Отведите немного времени для проведения релаксации, присядьте в удобное кресло, включите любимую музыку и, закрыв глаза, представьте на миг, что вы сидите у моря.
7. Отвлекайтесь, переключите свое внимание на занятия, которые вызовут у вас положительные эмоции: общение с друзьями, прогулки на природе, чтение, поход на концерт.
8. Проанализируйте свои эмоциональные негативные переживания, скорее всего они не заслуживают таких сильных переживаний.
9. Следует сосредоточиться на позитивном, ведь обстоятельства жизни гораздо лучше, чем это вам кажется, когда вы расстраиваетесь.
10. Внимательно следите за своим настроением, относитесь к своей вспыльчивости и раздражительности, как к источнику болезней. Улыбка и доброжелательное выражение лица помогут улучшить настроение и отношение окружающих людей.

Факты:

1. Треть всех работников, из-за стрессов, которые связаны с работой, хотя бы раз в жизни думали об увольнении.
2. Если человек полностью освободится от стрессов, это снизит общий тонус организма, снизит мотивацию к труду, вызовет апатию и скуку.
3. Стресс это 5-й важный фактор, который предрасполагает к возникновению сахарного диабета.
4. Когда в обществе высокий уровень стресса, то люди больше и чаще едят шоколад.
5. Табак и алкоголь усиливают стресс.
6. Имбирь, бананы, орехи, горький шоколад помогают бороться со стрессом и повышают настроение.
7. Легкий стресс является частью жизни человека.

В заключение, добавим, что в жизни каждого современного человека присутствует стресс и лучшим способом бороться со стрессом, это вести здоровый образ жизни.

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М. : Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007 . - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

9. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

Стресс (от англ. stress - напряжение, давление, нагрузка) - состояние нервно-психической напряженности организма, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях.

Стойкое напряжение возникает в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей окружающей среды и сопровождается комплексом защитных физиологических реакций: изменения в поведении, психике и физиологическом состоянии человека.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон(Walter Cannon) для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»), а знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье стал использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения(«синдром, вызываемый разными повреждающими агентами»).

Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса:«Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».

Таким образом, слово «стресс» определяет состояние организма, при котором он пытается адаптироваться к сложным условиям жизни. Когда человек подвергается чрезмерному физическому или психическому напряжению, его организм сначала пытается защититься. Но потом приспосабливается, и реакция на повышенное напряжение становится оптимальной. Такое состояние называется положительным стрессом. Он необходим для нормального психического развития человека и адаптации к окружающей среде. Но часто организм не способен справиться с умственными или физическими перегрузками. В таком состоянии любое дополнительное напряжение может нарушить нормальное состояние человека и вызвать болезнь. Поэтому, выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса:

Эустресс - имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

«Положительный» стресс (вроде, выигрыша в миллион долларов или внезапно объявившегося престарелого родственника - нефтяного магната :о) ) ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, разумеется, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует.
К сожалению, основная черта эустресса - кратковременность. Эустресс часто называют лечебным стрессом, потому что он способствует генерации «лечебных» положительных эмоций.

Дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Дистресс представляет собой нервное расстройство, вызванное неблагоприятными событиями в жизни человека. Плохой стресс очень часто становится причиной потери контроля над сложившейся ситуацией. Смерть любимого, финансовые проблемы, высокий уровень ответственности и чрезмерные нагрузки на работе, напряжённые отношения с другими людьми или хронические заболевания - все эти события могут стать причиной дистресса. Дистресс может быть острым или хроническим. Если острый стресс, как правило, недолговечен, то хронический стресс может принимать весьма серьёзные масштабы.
По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

По характеру воздействия стресс разделяют на

Нервно-психический (эмоциональный),

Тепловой или холодовый,

Световой,

Антропогенный и другие стрессы.

Существует распространённое заблуждение:

В современной массовой культуре под стрессом понимается вовсе не физиологическая реакция организма на внешние факторы.Появилась тенденция отождествлять стресс просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен термин, означающий «напряжение» в переводе с английского) - так называемый «психологический» стресс. Однако, стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая определённые симптомы

Вот основные симптомы:

  • Раздражительность.
  • Рассеянность
  • Бессонница.
  • Апатия.
  • Повышенная возбудимость
  • Перепады настроения.
  • Постоянная усталость
  • Неспособность сконцентрироваться.
  • Ухудшение памяти
  • Импульсивность поведения.
  • Плаксивость.
  • Иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины,желудка
  • Зависимость:резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет, с одновременно появившимся пристрастием к алкогольным напиткам.
  • Ночные кошмары.
  • Гиперактивность.
  • Тревожность.
  • Маниакальное поведение.

Симптомы стресса во многом зависят от устойчивости нервной системы. То, что заставляет одного человека буквально лезть на стену, может совершенно не действовать на другого. И в то же время, устойчивость нервной системы - это не единственный фактор, влияющий на формирование симптомов стресса.

Что происходит с организмом человека?

Пытаясь справиться со стрессом, мозг стимулирует выделение адреналина. Это химическое вещество поступает в почки, начинается процесс, при котором накопленный гликоген превращается в глюкозу, тем самым усиливая кровоток. Кровяное давление повышается, дыхание учащается (чтобы активизировать поступление кислорода в кровь), что нарушает процесс пищеварения. Когда в организме такой химический процесс регулярно повторяется, явление становится хроническим. В таком состоянии малейшее раздражение, даже легкое возбуждение, может вызвать чрезмерную реакцию, которая изнуряет организм. Стресс - это не болезнь, а защитный механизм, но если такая защита превращается в хроническую, то человек становится уязвимым для болезней.

Влияние стресса на человека

В современном мире стресс является привычной частью жизни каждого из нас.

Стресс - это нормальная физиологическая реакции организма человека на воздействие факторов внешней среды.

Стресс, в зависимости от его продолжительности, оказывает либо краткосрочное, либо долгосрочное влияние на организм человека. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Краткосрочное влияние стресса:

  1. Приток крови к жизненно важным органам. Активнее всего происходит кровоснабжение сердца и мозга.
  2. Увеличение частоты сердечных сокращений - обогащение крови кислородом.
  3. Повышенный расход гликогена из мышц и печени для производства большого количества глюкозы.

Влияние стресса на организм человека зависит не только от его продолжительности, но и от качества самого стресса. Положительный краткосрочный стресс - это своеобразная закалка для нашего организма, укрепляющая нервную систему. Эустресс оказывает положительное влияние на организм человека. В то время как отрицательный краткосрочный стресс не несёт ничего хорошего.

Изменения в организме человека, вызванные стрессом, проявляются в виде краткосрочных эффектов. Боль в груди, учащенное сердцебиение, одышка. Гусиная кожа, холодный пот, сухость во рту, бессонница, потеря аппетита, проблемы с концентрацией внимания, расстройства памяти, дискомфорт в животе, вспышки гнева - всё это разнообразная реакция нашего организма на стресс.

Долгосрочное влияние стресса:

В случаях продолжительного или постоянно повторяющегося стресса наш организм находится под постоянным влиянием стресс - гормонов. Это приводит к постоянно высокому уровню кровяного давления и другим функциональным изменениям. Постоянное влияние гормонов может привести к необратимым физиологическим повреждениям мозга и других органов.

Всем знакомы долгосрочные последствия стресса: хроническая головная боль, тревожность, перепады настроения, наркомания, потеря или увеличение массы тела, нарушения памяти, бессонница, снижение полового влечения, обострение хронических заболеваний, высокая вероятность инфаркта или инсульта.

Как продолжительный, так и краткосрочный отрицательный стресс, опасен для здоровья. Это доказывают данные многочисленных исследований. С последствиямитакого средства

Последствия стресса


Негативный продолжительный стресс оказывает влияние на ключевые системы и органы организма:
  • Иммунная система . Частые простудные и инфекционные заболевания, острая подверженность таким заболеваниям, как рак и рассеянный склероз.
  • Нервная система . Неспособность сконцентрироваться, потеря памяти, недостаточная ясность ума.
  • Полость рта . Простудные заболевания.
  • Сердечно-сосудистая система . Учащенное сердцебиение, высокое артериальное давление, риск сердечных приступов.
  • Мышцы. Постоянное мышечное напряжение при стрессе может привести к болям в шее, спине или плечах. Стресс может стать причиной ревматоидного артрита. Напряжение, судороги и нервный тик.
  • Пищеварительная система . Гастрит, язвенная болезнь, запоры, диарея, раздражение кишечника и колит. Если у вас есть хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, стресс, может вызвать их обострение.
  • Репродуктивная система . Задержка менструаций, неспособность испытывать оргазм, импотенция, преждевременная эякуляция, угасание сексуальности.
  • Дыхательная система . Аллергия и астма.
  • Кожа. Раздражение, сыпь. Стресс усугубляет такие кожные проблемы как псориаз и акне.
  • Выпадение волос.

Типы стрессов

Есть несколько видов стресса. Все они заслуживают внимания. В некоторых случаях стресс едва ощутим, в других требуется срочная помощь.

  • Стресс обстоятельств . Этот тип стресса периодически переживает каждый из нас - например, во время напряженной ситуации на работе, сдачи экзаменов. От таких стрессов мы только выигрываем, поскольку они заряжают нас энергией и вдохновляют, что помогает нам развиваться и действовать. В большинстве случаев такой стресс можно контролировать. Если вы ведете размеренный образ жизни, то во время такого стресса за свое здоровье можете не опасаться.
  • Гиперстресс. Эта разновидность стресса чаще встречается у трудоголиков. Гиперстресс - результат длительных эмоциональных или физических перегрузок. Человек, страдающий гиперстрессом, как правило, срывается по пустякам. Даже мелочи вызывают у него бурную эмоциональную реакцию. Вы наверняка страдаете от гиперстресса, если Вы работающая мать, которой приходится постоянно лавировать между работой и семейными обязанностями. Состояние финансовой напряжённости или жизнь в бешеном темпе - всё это может стать причиной гиперстресса.
  • Гипостресс. Гипостресс является полной противоположностью гиперстресса. Этой разновидности стресса часто подвержены работники, занятые на монотонном производстве (фабричные рабочие). Гипостресс может стать причиной плохого настроения и постоянного беспокойства.
  • Хронический стресс . Конфликты, семейные проблемы, непосильные задачи на работе, проблемы с детьми и/или трудные жизненные условия могут привести к хроническому стрессу. Подобные неприятности подвергают риску ваше физическое и психическое здоровье. Если вы страдаете от такого стресса, вам необходимо обратиться к специалисту.

Стресс может поразить Вас в любой момент и в любом возрасте.

Женщины и мужчины реагируют на стресс по-разному. Доказано, что определенные напряженные ситуации женщины переживают меньше, чем мужчины, хотя в целом женщины страдают от стресса гораздо больше.

Чтобы выявить стресс, составьте список физических, психических и эмоциональных симптомов, которые расстраивают вас - как в личной жизни, так и на работе. А затем сравните их с симптомами, указанными выше. Вы поймете, требуется ли вам медицинская помощь, чтобы избавиться от стресса.

Дети и стресс

Дети испытывают стресс, когда они находятся под психологическим давлением или когда стрессу подвержены их родители. Если такая ситуация затягивается или становится повседневной, дети привыкают к повышенному уровню адреналина в крови.

Постепенно они начинают чувствовать себя некомфортно, когда у них появляется возможность успокоиться. Позже, повзрослев, некоторые люди сами создают себе напряженные ситуации, потому что не могут выдержать состояния покоя.

Профилактика стресса

Профилактика стресса - лучшее лекарство от стресса и его последствий. Профилактика стресса чем-то напоминает правила личной гигиены - мы моем руки перед едой, чистим зубы и принимаем душ, поскольку хотим быть здоровыми - ведь в здоровом теле здоровый дух.

И чтобы негативный стресс обходил Вас стороной, важна профилактика стресса, которая включает вобщем-то всем известные рекомендации:

НЕ переедайте и НЕ злоупотребляйте

Сон столько, сколько хочется и еще немножко.

  • Старайтесь контролировать сложные ситуации

Научиться сохранять самообладание в сложных ситуациях трудно, но это необходимо. Старайтесь всегда оставаться в хорошем настроении, как бы трудно это ни было.
Возможно, следующие рекомендации помогут Вам в этом:

  • Найдите баланс между работой и отдыхом. Вот несколько уникальных рецептов для поднятия жизненного тонуса:

Горячий шоколад, пушистый плед, удобное кресло и старая любимая книжка.
- Хорошее вино, шоколад, орехи и страстный любовник.
- Хотя бы кратковременный отпуск в теплых краях в приятной компании или в одиночестве, на Ваш вкус.

  • Выделите время только для себя , чтобы побыть в одиночестве и насладиться им:

Можно попробовать медитировать, заняться йогой
- Настоящая русская баня, с парилкой, вениками и прыжками в сугроб.
- Общение с природой: лес, поле, огород
- Или симпатичными животными: кошками, собаками, лошадьми.

  • Определите приоритеты и жизненные цели.

Для этого можно использовать самый обычные ежедневник: когда вы запишите все предстоящие дела в ровный столбик в соответствии с их приоритетностью, мир покажется гораздо проще и дружелюбнее.

  • Любите себя и будьте добры к людям.

А люди, которым Вы нужны, которые Вас любят, ценят, поддержат, поймут и развеселят в любой ситуации.


Эти простые правила помогут существенно ограничить влияние стресса.

Будьте здоровы!