Святой апостол Климент. Священномученик климент, папа римский

Икона Климента папы Римского со сценами жития на фоне. Пермская икона. Первая половина 17 века Климент I (лат. Clemens, греч. Κλήμης; + ), епископ Римский , священномученик

По молитвам верных учеников святителя Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме ("Ангельской церкви") нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его святым мощам. Только в веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий . Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы все собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была отнесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим , а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и вместе с мощами святого Фивы положена в Десятинной церкви , где был устроен придел во имя святого Климента.

Ныне глава святителя Климента пребывает в числе мироточивых глав , хранящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры .

Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя:

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.

Тропарь, глас 2 , на обретение мощей

Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.

Труды

Несомненная близость сщмч. Климента к двум названным апостолам служит причиной, что его имя носят два важнейших канонических памятника первобытной церкви: "Правила святых апостолов " и "Постановления апостольские ". Доказано, однако, что оба эти произведения в той редакции, в какой сохранились до нашего времени, не принадлежат ему.

Принадлежность Климента двух окружных "Посланий к (христианским) девственницам", по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими.

Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.

"Второе послание к коринфянам", в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.

Клименту Римскому приписывается ещё сочинение, известное под названием "Клементины", в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: "Беседы (homiliae) Климента Римского"; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название "Воспоминаний (recognitiones) Климента" и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов , в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из "бесед" и "воспоминаний". Происхождение "Клементин" относят ко времени не ранее г. и не позже г. (в первый раз они упоминаются у Оригена , около г.). Обыкновенно думают, что "Клементины" - произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства "Клементины" не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учёными тюбингенской школы.

Из старых изданий сочинений Климента Римского лучшее - Миня, "Patrologiae cursus" (ser. lat., т. I); затем Hilgenfeld, "Novum Testamentum extra canonem receptum". "Recognitiones" издал Герздорф (Лейпциг, 1838), гомилии - Лагард (Лейпциг, 1865), Послания к девственницам - Беелен (Лувен, 1856). Новейшее издание одного греческого текста - митрополита Вриенния (Константинополь, 1875).

Русский перевод посланий - в "Памятниках древней христианской письменности" 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав - в сочинении профессор Н. И. Барсова: "История первобытной христианской проповеди" (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.

Литература

  • Приселков, А. Климент Римский и его Послания , СПб., 1887.

Использованные материалы

  • Saint Herman Calendar 2009 , 96.
  • http://www.jmp.ru/svyat/nov25.htm ..

    Редакция текста от: 27.08.2018 07:13:49

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент - апо-стол от 70-ти, чет-вер-тый епи-скоп (па-па) Ри-ма ро-дил-ся в очень знат-ной се-мье, со-сто-яв-шей в род-стве с им-пе-ра-тор-ской фа-ми-ли-ей. Бу-дучи раз-лу-чен в мла-ден-че-стве с ро-ди-те-ля-ми и бра-тья-ми, он вы-рос сре-ди чу-жих лю-дей. Как и все знат-ные рим-ские юно-ши, Кли-мент по-лу-чил бле-стя-щее об-ра-зо-ва-ние, но свет-ские на-у-ки его не увле-ка-ли. Ед-ва став со-вер-шен-но-лет-ним, он по-ки-да-ет В Свя-тую Зем-лю, в Па-ле-сти-ну, где жил и стра-дал Хри-стос и про-по-ве-ду-ют его апо-сто-лы - вот ку-да вле-чет юно-го Кли-мен-та.

При-е-хав в Алек-сан-дрию, он слу-ша-ет про-по-ве-ди уче-но-го бла-го-вест-ни-ка и ста-но-вит-ся го-ря-чим при-вер-жен-цем но-во-го уче-ния. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни Кли-мент в сво-их стран-ство-ва-ни-ях встре-ча-ет апо-сто-ла , при-ни-ма-ет от него Свя-тое Кре-ще-ние, ста-но-вит-ся од-ним из его бли-жай-ших уче-ни-ков (). Еван-гель-ская про-по-ведь по-мог-ла Кли-мен-ту чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-сти свою се-мью, ко-то-рую он счи-тал по-гиб-шей: сре-ди уче-ни-ков пер-во-вер-хов-но-го апо-сто-ла ока-зы-ва-ют-ся два его бра-та-близ-не-ца, чуть поз-же он на-хо-дит ро-ди-те-лей. На-до ли го-во-рить, что вся се-мья по-сле это-го при-ня-ла хри-сти-ан-ство и ста-ла про-по-ве-до-вать спа-си-тель-ное уче-ние.

Неза-дол-го до сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны апо-стол Петр ру-ко-по-ла-га-ет Кли-мен-та во епи-ско-па. По-сле смер-ти св. Пет-ра, и св. , с 92 по 101 год Рим-ским епи-ско-пом яв-ля-ет-ся апо-стол Кли-мент. Доб-ро-де-тель-ная жизнь и свя-ти-тель-ский по-двиг Кли-мен-та яв-ля-ли бла-го-твор-ный при-мер для гор-дых рим-ских граж-дан, мно-гие из ко-то-рых ста-ли по-сле-до-ва-те-ля-ми Хри-ста. Жи-тие сщ-мч. со-хра-ни-ло нам при-мер то-го, как од-на-жды на празд-ник Пас-хи по-сле про-по-ве-ди апо-сто-ла кре-сти-лось сра-зу 424 че-ло-ве-ка, сре-ди ко-то-рых бы-ли пред-ста-ви-те-ли всех рим-ских со-сло-вий - от ра-бов до чле-нов им-пе-ра-тор-ской се-мьи.

Обес-по-ко-ен-ные успе-ха-ми хри-сти-ан-ско-го иерар-ха, языч-ни-ки до-нес-ли о нем им-пе-ра-то-ру Тра-я-ну, об-ви-нив свя-ти-те-ля в неува-же-нии к рим-ским бо-гам. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор ве-лит из-гнать Кли-мен-та из сто-ли-цы, при-го-во-рив его к ссыл-ке. Мно-гие из уче-ни-ков апо-сто-ла по-сле-до-ва-ли за ним в Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни, на-хо-дя-щи-е-ся неда-ле-ко от Хер-со-не-са Та-ври-че-ско-го, пред-по-чи-тая доб-ро-воль-ную ссыл-ку раз-лу-ке с ду-хов-ным от-цом.

Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни бы-ли тра-ди-ци-он-ным ме-стом ссыл-ки хри-сти-ан. Нелег-кая жизнь по-движ-ни-ков бы-ла осо-бен-но тя-же-ла из-за от-сут-ствия пи-тье-вой во-ды. По мо-лит-ве свя-ти-те-ля Кли-мен-та Ан-гел Гос-по-день, явив-ший-ся в ви-де Агн-ца, ука-зы-ва-ет ме-сто ис-точ-ни-ка. Это чу-до при-влек-ло к свя-ти-те-лю Кли-мен-ту мно-же-ство лю-дей. Слу-шая рев-ност-но-го про-по-вед-ни-ка, сот-ни языч-ни-ков об-ра-ща-лись ко Хри-сту. Каж-дый день кре-сти-лось по пять-сот и бо-лее че-ло-век. Там же, в ка-ме-но-лом-нях, был вы-руб-лен храм, в ко-то-ром он про-по-ве-до-вал. В 101 го-ду свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент был умерщ-влен по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра; его уто-пи-ли, бро-сив в мо-ре с гру-зом на шее. Кли-мент про-сла-вил-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми, че-ре-да ко-то-рых не пре-кра-ти-лась и по-сле его кон-чи-ны. По мо-лит-вам его вер-ных уче-ни-ков - Кор-ни-лия и Фивы и все-го хри-сти-ан-ско-го на-се-ле-ния Хер-со-не-са мо-ре ото-шло, и они на-шли на дне, в неру-ко-твор-ной "Ан-гель-ской" церк-ви нетлен-ное те-ло сво-е-го учи-те-ля. По-сле это-го каж-дый год в день му-че-ни-че-ской кон-чи-ны Кли-мен-та мо-ре от-сту-па-ло и в те-че-ние се-ми дней лю-ди мо-ли-лись у мо-щей пра-вед-ни-ка.

Так бы-ло до на-ча-ла IX ве-ка. В это вре-мя мо-щи ста-ли недо-ступ-ны, мо-ре не от-сту-па-ло. В на-ча-ле 60-х го-дов IX ве-ка мо-щи чу-дес-ным об-ра-зом по-яви-лись на по-верх-но-сти мо-ря, это-му пред-ше-ство-ва-ла со-бор-ная мо-лит-ва Хер-со-нес-ско-го ду-хо-вен-ства и при-шед-ших в го-род уче-ных про-по-вед-ни-ков - и его бра-та . Кон-стан-тин-фило-соф счи-тал, что сщ-мч. Кли-мент по-кро-ви-тель-ству-ет его мис-си-о-нер-ской де-я-тель-но-сти и де-лу про-све-ще-ния сла-вян-ских на-ро-дов. Как по-ка-за-ло вре-мя, это дей-стви-тель-но бы-ло так. Ко-гда через несколь-ко лет бра-тья при-нес-ли к пап-ско-му пре-сто-лу пе-ре-ве-ден-ные на сла-вян-ский язык и на-пи-сан-ные сла-вян-ски-ми пись-ме-на-ми бо-го-слу-жеб-ные кни-ги, на-встре-чу им вы-шел сам па-па Адри-ан, узнав о том, что они при-нес-ли в Рим мо-щи их свя-то-го со-оте-че-ствен-ни-ка - апо-сто-ла Кли-мен-та. Во мно-гом бла-го-да-ря при-не-сен-ным мо-щам мис-сия мо-рав-ских бра-тьев за-кон-чи-лась удач-но: сла-вян-ские кни-ги бы-ли освя-ще-ны па-пой, и в свя-том го-ро-де впер-вые на бо-го-слу-же-нии на-ря-ду с ла-ты-нью за-зву-ча-ла сла-вян-ская мо-лит-ва. Это бы-ло рав-но-силь-но чу-ду! В За-пад-ной церк-ви в ту по-ру бы-ла рас-про-стра-не-на так на-зы-ва-е-мая "трехъ-языч-ная" ересь, ко-гда толь-ко три язы-ка счи-та-лись бо-го-слу-жеб-ны-ми: древ-не-ев-рей-ский, гре-че-ский и ла-тынь. Кон-стан-тин, при-дя в Рим, по-стриг-ся в мо-на-хи, при-няв имя Ки-рилл, и вско-ре умер. Па-мя-туя о за-слу-гах про-све-ти-те-ля пе-ред пре-сто-лом св. Пет-ра, его по на-сто-я-нию па-пы Адри-а-на хо-ро-нят в церк-ви св. Кли-мен-та.

Кре-стив-шись в Хер-со-не-се, князь пе-ре-но-сит часть мо-щей сщ-мч. Кли-мен-та (го-ло-ву) и мо-щи , его уче-ни-ка, с со-бой в Ки-ев, по-ло-жив их в Де-ся-тин-ной церк-ви в при-де-ле во имя сщ-мч. Кли-мен-та. Та-ким об-ра-зом, мо-щи сщ-мч. Кли-мен-та бы-ли пер-вой хри-сти-ан-ской свя-ты-ней, по-явив-шей-ся на Ру-си. Этим-то и бы-ла вы-зва-на его ис-клю-чи-тель-ная по-пуляр-ность на рус-ской зем-ле.

С на-ча-лом про-цес-са ка-но-ни-за-ции соб-ствен-но рус-ских свя-тых си-ту-а-ция из-ме-ни-лась: наи-бо-лее по-чи-та-е-мы-ми ста-но-вят-ся рус-ские по-движ-ни-ки и му-че-ни-ки.

По-сле за-кры-тия в 1935 го-ду Кли-мен-тов-ско-го хра-ма там раз-ме-щен фили-ал Рос-сий-ской го-судар-ствен-ной биб-лио-те-ки, что, на-вер-ное, то-же мож-но счи-тать не слу-чай-ным сов-па-де-ни-ем. По-кро-ви-тель-ству-ю-щий сла-вян-ской книж-но-сти Кли-мент со-хра-нил под сво-да-ми сво-е-го хра-ма цер-ков-ные кни-ги из мо-на-стыр-ских и част-ных со-бра-ний. Го-ды ли-хо-ле-тья не на-нес-ли су-ще-ствен-но-го вре-да зда-нию хра-ма и ико-но-ста-сам, со-хра-нен-ным за-бо-та-ми со-труд-ни-ков биб-лио-те-ки.


Поводом к написанию Послания к коринфянам были разделения и споры, возникшие в коринфской церкви. Еще во времена апостолов, как видно из 1-го Послания ап. Павла к коринфянам, в этой церкви появилось ложное направление некоторых членов ее, превозносившихся своею мудростью, слишком высоко ценивших чрезвычайные дарования духовные и внешние подвиги благочестия в ущерб истинной христианской любви и святости...

Священномученик Климент – апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его апостолы – вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него Святое Крещение, становится одним из его ближайших учеников (Флп.IV:3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий – от рабов до членов императорской семьи.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от , предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников – Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской» церкви нетленное тело своего учителя. После этого каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников – Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так.

Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника – апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой, и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва.

Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви св. Климента.


Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики.

После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.

Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил , слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним , епископа Римского (67-79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79-91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98-117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме ("Ангельской церкви") нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили . Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев († 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие - два послания к Коринфянам - первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в "Писаниях мужей апостольских".)

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Рим. XI.

Св. Климент совершает литургию. Фреска собора Сан Клементе. Рим. XI в.

Киев. 1043-1046.

Сщмч. Климент. Мозаика Софии Киевской. 1043 - 1046 годы.

Сицилия. 1180-1194.

Сщмч. Климент. Мозаика собора в Монреале. Сицилия. Около 1180 - 1194 годов.

Рим. XII.

Ап. Петр и сщмч. Климент. Мозаика собора Сан Клементе. Рим. XII в.

От - Октябрь, 27th 2010

Промыслом Божиим Крымской земле была уготована особая судьба в зарождении христианства и распространении его в северные славянские страны. Древнее предание повествует об апостольской проповеди Андрея Первозванного. Но спустя тридцать лет в пребывает святитель Климент Римский. Некоторые сведения об этом святом известны из самого текста Священного писания. Апостол Павел в послании к Филиппийцам среди своих сподвижников упоминает Климента. Его имя встречается также в свидетельствах II, а также IVвв.

Святой священномученик Климент родился в Риме в семье сенатора из рода Флавиев. В раннем возрасте его постигло несчастье – все члены его семьи были разлучены друг с другом. Сам он был лишен родительской опеки, но по знатности своего происхождения получил хорошее образование. С возрастом Климент осознал потерю своих близких и всегда ходил печален.

Не находя утешения в родных местах, юноша отправляется в путешествие и попадает в Александрию, где слышит проповеди и поучения апостола Варнавы. Он внимает им и просветленный отправляется дальше – в Кесарию (Малую Азию), где встречает апостола Петра. Будучи крещен самим Петром, Климент разделяет с ним все тяготы и лишения, сопутствующие апостольскому подвигу. Из рук того же первоверховного апостола Климент принимает и рукоположение на Римскую кафедру – становится третьим по счету епископом Рима (после Лина и Анаклета) и управляет церковью с 92 по 101 год. Начало его служения совпало как раз с особо жестокими гонениями на христиан. Однако ни физическое уничтожение последователей Иисуса Христа, ни постоянная опасность самому погибнуть от рук гонителей не поколебали твердую веру и крепкое мужество архипастыря.

Он продолжает дело Христово, обращая в христианство многих язычников, в том числе и знатных римлян. Успешные проповеди образованного и благочестивого иерарха не могли не обозлить императора, который принимает решение удалить Климента «на вечную ссылку за море, в какой-нибудь пустынный город из прилежащих Херсонесу». Вместе со своим архипастырем в далекие земли поехали и многие христиане, решившие, что лучше жить с пастырем в изгнании, чем остаться без него на свободе.

Когда святитель-исповедник прибыл в Херсонес, то его встретило около двух тысяч христиан, ранее сосланных в эти места, где эти несчастные должны были тяжко работать, добывая камень для строительства зданий империи. Они пожаловались Клименту на горькую жизнь на чужбине, но особенно на недостаток воды. Чтобы утолить жажду после тяжкого дневного труда, нужно было далеко идти к воде. После искренней и дерзновенной молитвы Климента Господь извел из камня источник вкусной и чистой воды. Слух об этом распространился по всей округе. Люди приходили, чтобы увидеть чудесный источник и услышать евангельское благовестие из уст ученика самих апостолов. Многие тут же крестились в водах Климентовского источника.

Святая жизнь Климента, его чудеса и проповеди привели к тому, что бывали дни, когда ежедневно крестилось до сотни человек. Года не прошло со времени прибытия в Крым Св.Климента, а его самоотверженными трудами значительно увеличилось число последователей Христа, которыми по всему побережью Крыма ниспровергались идолы языческих богов, разорялись капища и строились храмы во славу Живого Истинного Бога. Есть данные, по которым в Крыму руками святого изгнанника было построено около 75 церквей! При этом нужно, конечно, учесть, что в первые века существования христианства внешнее и внутреннее убранство храмов было очень скромным, и всего лишь выдолбленная в скале пещера с вытесанным из камня престолом уже считалась храмом, но и в нем, как и в любом другом храме, совершалось главное – служба Богу.

Сегодня близ бухты на вершине горного выступа видны остатки старинной крепости Каламита и пещерного города Инкермана, а у подножия горы приютился монастырь, возникший из пещерного храма. Та древняя церковь и была некогда иссечена в скале самим святителем Климентом Римским. Эта пещерная церковь имеет два придела: во имя апостола Андрея и св.Мартина исповедника – и является фактически старейшим храмом не только в Крыму, но и на Руси.

Вскоре молва об успешной миссионерской деятельности святителя Климента дошла до императора Траяна, и разгневанный цезарь послал своего игемона Авфидиана с приказанием пресечь дельнейшее распространение христианства в Крымской колонии. Прибывший на место мучитель подверг христиан различным пыткам, но понял, что здесь действительно очень многие уверовали во Христа и готовы ради него на любые мучения. Тогда вся злоба Авфридиана обрушилась на главного, по его мнению, виновника событий – святителя Климента. 25 ноября 101 года он претерпел жестокие унижения и поругания. Связанного по рукам и ногам, его с ругательствами таскали по улицам Херсонеса, а затем, привязав на шею якорь, бросили в море (чтобы тело его не досталось христианам для почитания и поклонения). Среди свидетелей кончины священномученика были и ближайшие его ученики Корнилий и Фив. Ярость гонителей повергла честные его останки в морскую пучину, но Промысел божий судил иначе: море отступило и обнажило скалу в виде храма, где почивали мощи священномученика.

Ученикам Корнилию и Фиву было откровение не переносить мощи святого, а оставить все, как есть. «И каждое годовое круговращение ко времени кончины мученика море отступает на 7 дней, открывая доступ для приходящих к мощам пешком. И это с того дня совершается и поныне, обозначая во всенародное известие срок памяти святого… Там на память мученика совершаются знамения и чудеса, руководящие всех к познанию и ясно направляющие к истине» - так записано в одной греческой рукописи XII-XIIIвв. Многие достоверные письменные источники, как греческие, славянские, так и западные, свидетельствуют о том, что мощи священномученика Климента покоились на небольшом островке в нынешней казачьей бухте, в небольшой пещерной церкви, построенной «руками ангельскими». Но ко времени прибытия в Крым равноапостольных учителей Кирилла и Мефодия, направляющихся на проповедь к хазарам, море уже более пятидесяти лет не отступало, чтобы открыть доступ к гробнице святителя. Святые братья чудесным образом обрели святые мощи Климента Римского и перенесли их на сушу в храм святых апостолов (краткий рассказ об этом событии помещен в восьмой главе жития Св.Кирилла).

Следует добавить, что в 1890г. при раскопках на островке в Казачьей бухте был действительно обнаружен маленький храм, а расположение острова и то обстоятельство, что тот часто заливается морскими волнами, вполне согласуется с данными, которые содержатся в письменных источниках, рассказывающих о мощах святителя Климента. Обнаруженный археологами храм в Казачьей бухте, по-видимому, и есть то место, где некогда были мощи святого и где они были обретены Кириллом и Мефодием. Обретение мощей имело важнейшие последствия. Часть их святые братья взяли с собой, и прибыв в 866г. в Рим, передали святыню папе римскому Адриану II, который торжественно поместил ее в храме Св.Марии.

Далее в «Повести временных лет» рассказано о дальнейшей судьбе мощей Св.Климента следующее: после крещения в Херсонесе князь «Владимир взял царицу и Анастаса, и священников Корсунских (так славяне называли Херсонес) с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял сосуды церковные и иконы на благословение себе». Где находится основная часть мощей, на сегодняшний день неизвестно. Но после восстановления в начале 90-х годов ХХв. Свято-Климентского Инкерманского монастыря (у Севастополя), по благословлению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей Святителя Климента была передана из Киево-Печерской Лавры в новоотрытую обитель. А немного раньше, в 1992г., частица мощей того же святого была передана в Свято-Никольский храм Севастополя. Таким образом, крымские православные вновь обрели небесного заступника и молитвенника в лице Святого священномученика Климента Римского, что подтверждается присутствием его честных останков снова на том самом месте, где святой страдалец предал свою чистую и непорочную душу Богу.