Во сколько причащают детей в церкви.  Приход во имя Святой равноапостольной княгини Ольги - Причастие детей

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 26-28), "…сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч. "благодарение") происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении.

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое, но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну. Рационалисты пытаются "обойти" тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие "каннибализмом". Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с "питанием" души, которое она должна получать после своего "рождения" в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь "голодный" режим может поставить душу на грань выживания.

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. До?лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе "нас опечаливших" (помня слова молитвы "Отче Наш") и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: "Последование ко Святому Причащению"; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать "Благодарственные молитвы по Святом Причащении". Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до?лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально со священником.

Дети, больные и престарелые, кто не может говеть по строгим правилам, могут причащаться. Дети до семи лет не говеют и не исповедуются и желательно их причащать как можно чаще. Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины тоже освобождаются от строгого поста.

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники.

Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме , молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: "Со страхом Божиим и верою приступите". Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди, при чем правая рука должна быть на левой; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять "запивку" - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Причастие является одним из основных таинств православия. Принято считать, что каждый христианин должен регулярно причащаться Святых Тайн. Таинство совершается в церкви. Готовиться к нему надо заранее. В первый раз христианин идет на причастие после крещения. Принято считать, что очищенная причастием и крещением человеческая душа оберегается ангелами.

Зачем необходимо причастие

Многие считают таинство причастия обычной православной традицией. На самом деле его значение очень велико для христианской души. Таинство помогает наставить человека на путь истинный, очистить его душу.

Первое причастие после крещения раскрывает душу человека перед духовными созданиями. Таинство подготавливает ее к будущему Воскрешению Господом. Можно сказать, что причастие является предварительной подготовкой души к встрече с создателем.

Первое причастие после крещения

Первое причастие после крещения - целое событие не только для ребенка, но и для его духовных родителей. Во время таинства его душа впервые откроется небесным силам. Что необходимо знать родителям о сроках проведения причастия? Оно проходит после того, как ребенок был окрещен. Если младенец еще слишком мал, многие родители предпочитают пренебречь таинством причастия или откладывают его на более поздний срок. Православная церковь не одобряет такое поведение.

По установленным духовенством правилам причастие младенцев после крещения проводится на второй день. Откладывать его на более поздний срок крайне не рекомендуется.

Процесс проведения таинства

Как проводится после Прихожане встают в очередь. Младенцы должны находиться на руках у родителей. Взрослые дети стоят сами. Им необходимо сложить руки на груди крестообразно. При этом правая рука должна быть наверху.

В ходе таинства проходит богослужение. Под молитвенные обращения на середину храма священнослужители выносят Чашу со священным вином и специальным освященным хлебом. Они символизируют кровь и плоть Иисуса Христа, принявшего на себя все человеческие грехи. Над Чашей проводится специальное богослужение, в ходе которого на молящихся нисходит божественная благодать.

Верующие по очереди подходят к священнослужителю и просят его благословения. Подойдя к батюшке, следует назвать христианское имя, данное при крещении. После того, как священнослужитель завершит обряд благословения, необходимо подойти к священной Чаше, выпить вино и съесть хлеб. При этом необходимо следить, чтобы не было капель и крошек. Детям надо объяснить, что божественные дары следует съесть полностью. Если ребенок пролил вино, стоит сказать об этом батюшке.

После того как причастие после крещения будет завершено, ребенка подводят к столику с просфорами и дают ему съесть одну из них. Там же можно запить дары причастия. После этого можно подвести ребенка к иконам и показать, как нужно молиться.

Подготовка ребенка к причастию

Как подготовиться к первому причастию ребенка? Таинство требует соблюдения жестких правил при подготовке. Они необходимы для полного очищения человеческой души. Однако детям сложно соблюдать необходимые ограничения, поэтому правила подготовки к таинству для них значительно слабее:

  • Кормление. Если причащаемый - младенец, его рекомендуется покормить не позднее, чем за 2 часа до начала таинства. Дети более старшего возраста должны не употреблять пищу в течение дня перед причастием. При этом следует заранее начать подготовку к таинству. Чтобы организм ребенка спокойно выдержал вынужденное голодание, необходимо предварительно его подготовить.
  • Первое причастие после крещения ребенка - важнейшее таинство православия. Во время его проведения недопустимы громкие разговоры, шум, бег. Ребенку следует заранее сообщить об основных правилах поведения.
  • Во время проведения таинства на ребенке и на взрослом, который держит на руках причащающегося младенца, обязательно должен быть

Что делать, если ребенок отказывается причащаться

Дети старшего возраста могут отказаться пойти на причастие. Как в этом случае поступить родителям? Необходимо выяснить причины его поведения. Может быть, ребенок просто испуган незнакомой обстановкой. В этом случае можно просто спокойно рассказать ему о том, что представляет собой таинство.

Находясь в храме, стоит обратить внимание ребенка на других детей, поставить их в пример. Увидев, что другие дети спокойно стоят и не выражают признаков беспокойства, ребенок успокоится.

Можно прийти в храм заранее и показать малышу, где и как будет проходить причастие. Возможно, его заинтересуют горящие свечи и иконы. Объясните ребенку их значение.

После того как малыш решился и пошел на причастие, его необходимо похвалить и выразить свое восхищение его поступком. Постепенно малыш будет спокойно принимать таинство. Совершив причастие после крещения ребенка, его можно познакомить с батюшкой. Священнослужитель также похвалит и подбодрит малыша.

Причастие взрослых

Не все приходят ко Христу в юном возрасте. Дорога к православию у каждого своя. Все чаще в храмах можно увидеть взрослых людей, готовящихся принять христианство. Причастие после крещения взрослого проводится так же, как и у детей, на второй день после совершения таинства.

Однако ко взрослым при подготовке предъявляются более строгие требования:

  • Таинство покаяния. Предварительно христианин должен пройти тайну исповеди. Только после отпущения грехов он допускается к причастию Святых Тайн. Однако если совершается причастие после крещения взрослого, таинство исповеди не обязательно. Его душа полностью очищается от грехов во время крещения.
  • Соблюдение строгого поста в течение 3 дней. В эти дни нельзя употреблять мясные, молочные продукты.
  • Поведение. Кроме очищения тела, перед причастием необходимо очистить и душу. Лучше всего провести подготовительные дни в молитве. Также стоит отбросить все дурные и злые мысли.

Таинство причастия необходимо для спасения души каждого христианина. Во время его проведения на православных нисходит Божественная благодать. Первое причастие после крещения особенно важно для человека. Именно в этот момент его душа открывается для духовного мира. Соблюдение основных требований при подготовке к таинству позволит человеческой душе открыть путь в мир духовной благодати.

О причащении детей


П ричастие – это тайна. Но без приобщения этой тайны мы не сможем быть полновесными членами Церкви, духовно расти и, в конечном счете, не причащаясь Святых Христовых Тайн, мы не сможем стать наследниками Царства Небесного (Ин). Причащаясь, человек получает всю полноту благодати Пресвятого Духа, т.е. всё самое лучшее, что он только способен получить на земле для своей жизни, для своего развития.


Практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Господь наш Иисус Христос: "Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие... И обняв их, возложил руки на них и благословил их" (Мк. 10, 13-16).

Господь показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами "истин о Боге" не препятствует действительной близости с Богом.

Причащая детей, нужно учитывать, что для малышей от одного до трех лет никакой подготовки перед Причастием нет, их можно даже кормить. Важно также настраивать ребенка на Причастие. Говорить, что мы идем в храм, что батюшка будет тебя причащать, что ты откроешь ротик.

Причем, примерно к двум годам, ребенку, особенно если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое Причастие и как приступать к Таинству. Не нужно употреблять кощунственные формулировки вроде: "Вот батюшка тебе вкусненького компотика даст" и подобные. Лучше сказать: "Батюшка тебе Причастие даст – святое, хорошее...". Или: "Мы причастимся Тела и Крови Господа". Так постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику – как его поздравляют, целуют, стараются в этот день одеть по-праздничному, – он начинает понимать, что Причастие – это радостное, торжественное, святое событие.

Если младенец никогда не причащался, то, когда его подносят к Чаше, он может испугаться. Он не понимает, что с ним пытаются сделать или, например, думает, что его хотят напоить лекарством, или может быть другая причина. В таких случаях не нужно причащать ребенка насильно. Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз.

Годам к трем-четырем можно и нужно объяснять детям смысл Таинства Причастия. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. И вот, когда Он узнал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они расположились за столом, Он взял хлеб, разломил и раздал им, сказав: "Этот хлеб – Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами". Потом Он взял чашу с вином и сказал им: "В этой чаше Я вам даю самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами". Так Иисус Христос первый раз причастил людей и завещал, чтобы все, кто Его любят, также причащались.

Начав с простого объяснения, подрастающим детям можно рассказывать о Тайной Вечери подробнее и полнее, следуя евангельскому тексту. За литургией они услышат слова: "Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов" и "Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за много изливаемая во оставление грехов". И к этому их надо приготовить. Но как бы мы ни упрощали евангельские рассказы, важно, чтобы не искажался их смысл.

Маленький ребенок может расплакаться на службе, что будет мешать молящимся, да и родителям с ребенком нелегко выстоять всю службу. Поэтому лучше приходить в храм минут за 10-15 до Причастия. Это может касаться и некоторых детей старше 3-х лет. Детей к Храму нужно приучать постепенно, не принуждать отстаивать всю службу, так как в будущем это может произвести обратный эффект, и ребенок вовсе не захочет идти в церковь.
Постепенно, годам к четырем нужно уже приучать ребенка причащаться натощак. Этот литургический пост – прекрасная подготовка к принятию Таинства, и чем раньше ребёнок к нему привыкает, тем лучше, и тем легче это даётся.

Лет с пяти детки уже могут поститься день перед причастием. Не строго: воздерживаться от мяса, конфет, от просмотра мультфильмов, стараться вести себя лучше, быть послушнее и т. п. Хорошо прочитать с ними вслух одну или несколько молитв ко Святому Причащению.

Родители призваны научить детей, как подходить к причастию: сложив руки на груди, а подходя к Чаше, не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу. Следует назвать священнику свое имя. После причастия нам дают съесть кусочек просфоры и выпить немножко вина с водой - это называется "запивка". Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением таинства, но установленное традицией поведение в храме имеет немалое значение. Детям важно почувствовать в торжественные минуты, что они умеют держать себя как взрослые.

Говоря о частоте Причастия, отметим, что маленьким детям можно причащаться часто, но начиная с шести-семи лет благоразумнее будет согласовать этот вопрос с духовником. Или с любым батюшкой, который будет в курсе Ваших обстоятельств.

С семи лет ребенка необходимо приводить на исповедь, к чему его тоже следует подготовить: рассказать о том, что в этом таинстве сам Господь прощает грехи. Конечно же, мы еще раньше учим детей анализировать, что хорошо, а что плохо, поэтому возраст исповеди может и уменьшаться, если ребенок понимает, что это за Таинство, и отдает отчет своим поступкам. Важно, чтобы ребенок не боялся этого Таинства, а поэтому нужно постараться предупредить священника, что у Вашего ребенка первая исповедь.

С семи лет постепенно ребенка нужно приучать и к остальным требованием ко Причастию. Но важно помнить, что это внешняя подготовка к Причастию, а важна еще и внутренняя. Самим родителям надо стремиться любить храм, любить Бога и исполнять Его святые заповеди. Помнить, что мы в Таинстве Причастия встречаемся со Христом и должны стремится к этой встрече, радоваться ей, желать ее (как мы желаем встречи с любимым человеком). Важно эту любовь привить и ребенку. А поэтому здесь необходима во всем постепенность и самое главное – личный пример, иначе мы можем только отторгнуть ребенка от Церкви и Бога. Господь принимал детей и радовался им, не обременял их. Так должны и мы с постепенностью и любовь приводить детей ко Христу. Стремясь сами быть примером не просто формального исполнения церковных предписаний, но примером любви, понимания, отдаляясь сор, гнева и злости. Ведь ребенок судит о вере, взирая на нас, и если мы живем не по христиански, то едва ли механическое Причащение детей даст плоды. Только с понимания сути Таинства, только с желанием и с любовью к нему, а значит и к Богу, Причастие будет приносить пользу для человека, будет врачеванием и духовных, и телесных недугов. И конечно необходима твердая вера в Бога и вера в Его любовь к Нам. "Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь". Его жизнь во мне - вот в чем состоит таинство Святого Причастия, и в этом раскрывается смысл и цель нашей жизни.

Младенцев не причащают в среду и пятницу →

Младенцев не причащают в среду и пятницу Великого поста. В любой другой день можно.
Малыши обычно не постятся ни накануне, ни утром в день причастия, это как он может выдержать. У меня Сашка иногда и не ест с утра.
Расписание в храмах разное, смотрите, во сколько начинается литургия. От начала до причастия проходит 1 - 1.5 часа, вам стоит придти за 15-30 минут до причастия.
Крестики, конечно, должны быть на Вас и на младенце. Там сообразите, священник выйдет с Чашей, все построятся в очередь, младенцев пропускают вперед. Подойдете, произнесете его имя, полностью, которым крещен. Потом отойдете запить. Вот, вроде все. Бывают, что малыши с непривычки пугаются и плачут, не надо тогда заставлять, просто постойте в сторонке, в другой раз согласится. 20.12.2002 22:11:50, Ольга Оводова

Наташ, все намного проще, главное не боя →

Наташ, все намного проще, главное не боятся - никто в храме не кусается, а у бабулек не стесняйся спросить, когда дела доходит до ребенка, они все впадают в умиление и все покажут скажут, главное не злить их обтягивающими джинсами и непокрытой головой. Причащают всегда во время утренней службы - Литургии, но лучше если ты подойдешь к батюшке и скажешь что вы вот мол в первый раз хотите ребенка причастить (если сама хочешь - то это немного строже), он все скажет. Не ясно сколько ребенку, но если он ест мясно наверное годик есть, лучше конечно не кушать перед причастием, но врятли он обойдется без завтрака, наш еще и в храме может за часик яблоко погрызть (в любом случае это лучше чем зареванный усталый ребенок), если вы в первый раз то прикинь сколько он сможет спокойно провести себя в храме, я люблю службу и мы ходим к началу,но Сашка привык уже. Для меня приходить за 5 минут до причастия не очень ясно, уж хотя бы минут за 30-40, ведь не для себя же а для ребенки, хотя конечно решать тебе, но обычно деткам в храме нравится)), даже кто в первый раз. Вот вроде и все, смотри как другие причащать будут в начале и делай так же. Надеюсь вам (и тебе тоже понравится) и это будет не последний раз.))) 20.12.2002 19:07:43, OleNkaM

>>Меня интересует можно ли причищаться в →

>>Меня интересует можно ли причищаться в пост?
Да, конечно

>>Можно ли ребенка кормить мясом за день?
Маленький ребенок обычно пост не соблюдает.

>>Во сколько надо прийти в церковь?
Если к самому причастию - приблизительно через час после начала литургии, где как, лучше спросить за свечным ящиком в том храме, куда вы пойдете.

>>Что с собой надо иметь?
Крестик надеть на ребенка.

>>Надо ли отстоять целую службу?
По желанию. Как правило, маленьких детей привозят в храм непосредственно перед Причастием.

>>В какой день надо прийти?
В любой день с утра, когда в храме есть служба (Божественная литургия).

>>К кому обратиться?
Можно просто подойти "в первые ряды" молящихся после того, как все громко споют "Отче наш" и ждать Причастия. Дети причащаются перед взрослыми.

>>И самое главное что надо говорить?
Ребенка взять на руки, если он мал, то уложить на руках, головой к своему правому локтю. Если постарше - просто поднять на руки и сложить его руки на груди крестообразно (правая сверху). Подойдя к священнику, внятно произнести полное имя ребенка. После того, как ему в ротик ложечкой дадут Причастие, ему нужно будет поцеловать низ чаши (или просто приложиться к нему). Потом нужно отойти к столику, где дадут запить Причастие небольшим количеством теплого сильно разбавленного водой вина. Примерно так. 20.12.2002 19:02:18, Emily

Ребеночка в идеале причащать каждую неде →

Ребеночка в идеале причащать каждую неделю и,конечно,в пост тоже. Постится не надо (просто маленький не сможет) можно и пить и есть. Приехать лучше к концу службы(вернее к причастию), потому что и Вам и ребенку будет тяжело отстоять всю службу, но знаю, что есть герои, у которых спокойные дети, они ездят на всю службу. Причащают в любой день, когда в храме есть служба. Детей причащают первыми и обычно все старушки усиленно "подталкивают" маму с ребенком вперед и расчищают перед ними дорогу. Так что проходите вперед. И совет: если боитесь, что деть испугается или у него вообще нерасположение к ложке, то лучше положить его на правую руку, другой рукой придержать ручки ребеночка и поднести его к чаще в лежачем положении. Так обычно причащают самых маленких. Затем те же бабушки сами укажут где запивка. 20.12.2002 18:59:16, trapezund

Причащаться в пост можно и нужно:), есл →

Причащаться в пост можно и нужно:), если вы вообще причащаетесь, то пост ничем не отличается, единственное, что бывают дни, когда нет причастия. В выходные и праздники (большие церковные) причастие есть обязательно. Мясом кормить... дело индивидуальное, зависит от традиций в семье, в принципе, от маленьких детей никто соблюдения постов не требует, но я бы не кормила... для здоровья никакого вреда, кроме пользы, от временного воздержания от мяса не будет, а так как-то лучше... Прийти надо не к концу службы, как внизу написали, а к середине, потому что причастие вовсе не в конце. Обычно это где-то спустя полтора часа от начала литургии, о времени начала службы можно узнать, позвонив в храм или посмотрев расписание возле него. Но иногда в некоторых храмах служат довольно быстро, тогда может быть и час от начала. Малыша до трех лет не обязательно причащать строго натощак, но если он может с утра не есть, лучше не кормить. Отдельно подходить к батюшке и брать благословение на причастие (внизу сказали - надо) тоже не обязательно, но если подойдете - тоже неплохо. С собой ничего не надо, разве что взять ложечку для запивки (после причастия подойти запить - там такой столик и всем наливают в чашечки, можно взять ложку, если не хотите из общей чашки пить). Лучше в воскресенье или просто заранее узнать, есть ли литургия и причастие в этот день. Говорить - имя ребенка, полное, которым крестили. Ручки он (если достаточно большой) складывает крест-накрест на груди, если маленький - берете сами на руки, себе на правую руку. После - кормить можно, не надо плеваться и давать что-то такое, что надо выплевывать. 20.12.2002 18:51:08, РоДина-мать

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: "Причащается Раб Божий…", после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.