Всероссийская олимпиада по истории год. Всероссийская олимпиада школьников по истории муниципальный этап

10 Класс

Максимальная оценка – 100 баллов, продолжительность – 3 часа.

Задание № 1. Перед вами отрывок из сообщения о международной конференции (максимальный балл – 5) .

17 июля 1945 года Президент Соединенных Штатов Америки, Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Премьер-Министр Великобритании встретились на трехсторонней Берлинской Конференции.

В период с 17 по 25 июля состоялось 9 заседаний. После этого Конференция была прервана на 2 дня, на то время, когда объявлялись результаты общих выборов в Англии. Затем состоялось еще 4 заседания.

1.1. Напишите другое название данной конференции (1 балл).

1.2. Напишите фамилии лидеров трех стран, открывших конференцию. (2 балла)

1.3. Что изменилось после упомянутых выборов в Англии? (2 балла).

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. (В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 12).

Окончание войны за «испанское наследство»

Роспуск Уложенной комиссии

Бостонское чаепитие

Отмена опричнины

Начало плавания Д. Кука, в ходе которого были открыты Автсталия и Новая Зеландия

Открытие пролива между Азией и Америкой

Начало войны североамериканских колоний Англии за свою независимость

Принятие указа о единонаследии

Варфоломеевская ночь во Франции

Губернская реформа

Плавание вдоль побережья Южной Америки Америго Веспуччи, сделавшего вывод, что открытые земли – не Индия, а новый континент

Начало Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева

Правление Ивана IIIВеликого

2.2. Сопоставьте устаревшие термины и их значения.

амазонка

павильон с музыкой, предназначенный для танцев, развлечений

блошиная ловушка

приспособление для ловли насекомых на теле: полая трубочка с отверстиями, внутрь которой заливали приманку – сладкий сироп

дамский костюм для верховой езды

панталоны

длинные мужские штаны

короткие, до колен, штаны

женское платье с широкой колоколообразной юбкой

Ответы

Задание № 3. В представленном тексте выделены элементы текста, среди которых сделано семь ошибок . Выпишите в таблицу номера ошибочно написанных слов. Ниже укажите верные слова. (1 балл за каждую пару правильно заполненных пропусков, максимальный балл – 7).

В сентябре 1962 г.(1) газета «Правда» опубликовала статью харьковского ученого Е.Г. Либермана(2) «План, прибыль, премия», в которой он предлагал оценивать деятельность предприятий не по показателям индивидуального(3) производства продукции (на что нацеливали партийные документы), а по объему той прибыли(4) , которая оставалась после ее реализации. Предлагалось не только возродить материальное принуждение(5) производителя, но и освободить его от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта. Предложения поддержали крупнейшие советские экономисты, но и глава государства того времени Л.И. Брежнев(6) , разрешивший провести «экономический эксперимент» на двух текстильных фабриках. Одобрил эти идеи и Л.В. Канторович(7) , ставший в октябре 1964 г.(8) главой советского правительства(9) вместо Н.С. Хрущева(10) . Он распространил эксперимент на предприятия других отраслей производства и объявил о начале разработки полномасштабной экономической реформы.

Реформа началась с сельского хозяйства. В марте 1967 г.(11) пленум ЦК РКП(б)(12) принял программу переустройства аграрного сектора экономики. Было решено значительно увеличить вложения средств в развитие социальной сферы села, повысить розничные(13) цены на продукцию сельского хозяйства, установить на шесть лет твердый план госзакупок(14) , ввести 50-процентную надбавку к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству, снять долги и недоимки прошлых лет. Были несколько смягчены запреты на ведение подсобного хозяйства(15) .

Задание № 4. Соотносите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 3).

Задание № 5. Ниже представлены представители российской культуры и тексты их песен. Напишите их фамилии и соотнесите с ними отрывки из песен. Какой песенный жанр отражают данные иллюстрации? (Максимальный балл за все задание – 7).


Ответы:

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже зданию укажите

11 Класс

Максимальная оценка – 100 баллов, продолжительность – 3 часа.

Задание № 1. Перед вами отрывок из сообщения Иоанна Скилицы. Ответьте на вопросы (максимальный балл – 5) .

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер ее муж, прибыла в Константинополь. Крещенная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»

1.1. Какое имя указанная княгиня получила после крещения? (1 балл).

1.2. При помощи какого оружия византийцы победили мужа княгини, в каком году?. (2 балла)

1.3. Какие фискальные преобразования провела княгиня на Руси? (2 балла).

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. (В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 12).

Образование независимых Колумбии, Венесуэлы и Эквадора

Роспуск Уложенной комиссии

Бостонское чаепитие

Отмена опричнины

Начало плавания Д. Кука, в ходе которого были открыты Автсталия и Новая Зеландия

Открытие пролива между Азией и Америкой

Начало войны североамериканских колоний Англии за свою независимость

Восстание Польши 1830 г.

Варфоломеевская ночь во Франции

Губернская реформа

Создание Лиги Наций

Начало Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева

Наступление армии Деникина на Москву

2.2. Сопоставьте устаревшие термины и их значения.

амазонка

павильон с музыкой, предназначенный для танцев, развлечений

блошиная ловушка

приспособление для ловли насекомых на теле: полая трубочка с отверстиями, внутрь которой заливали приманку – сладкий сироп

дамский костюм для верховой езды

панталоны

длинные мужские штаны

короткие, до колен, штаны

женское платье с широкой колоколообразной юбкой

Ответы

Задание № 3. В представленном тексте выделены элементы текста, среди которых сделано семь ошибок . Выпишите в таблицу номера ошибочно написанных слов. Ниже укажите верные слова. (1 балл за каждую пару правильно заполненных пропусков, максимальный балл – 7).

В сентябре 1962 г.(1) газета «Правда» опубликовала статью харьковского ученого Е.Г. Либермана(2) «План, прибыль, премия», в которой он предлагал оценивать деятельность предприятий не по показателям индивидуального(3) производства продукции (на что нацеливали партийные документы), а по объему той прибыли(4) , которая оставалась после ее реализации. Предлагалось не только возродить материальное принуждение(5) производителя, но и освободить его от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта. Предложения поддержали крупнейшие советские экономисты, но и глава государства того времени Л.И. Брежнев(6) , разрешивший провести «экономический эксперимент» на двух текстильных фабриках. Одобрил эти идеи и Л.В. Канторович(7) , ставший в октябре 1964 г.(8) главой советского правительства(9) вместо Н.С. Хрущева(10) . Он распространил эксперимент на предприятия других отраслей производства и объявил о начале разработки полномасштабной экономической реформы.

Реформа началась с сельского хозяйства. В марте 1967 г.(11) пленум ЦК РКП(б)(12) принял программу переустройства аграрного сектора экономики. Было решено значительно увеличить вложения средств в развитие социальной сферы села, повысить розничные(13) цены на продукцию сельского хозяйства, установить на шесть лет твердый план госзакупок(14) , ввести 50-процентную надбавку к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству, снять долги и недоимки прошлых лет. Были несколько смягчены запреты на ведение подсобного хозяйства(15) .

Задание № 4. Соотносите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – - 3).

Ответы:

Задание № 5. Ниже представлены представители российской культуры и тексты их песен. Напишите их фамилии и соотнесите с ними отрывки из песен. Какой песенный жанр отражают данные иллюстрации? (Максимальный балл за все задание – 7).


Ответы:

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже зданию укажите

(60 баллов)

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании

(2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8).

1.1. Прочтите отрывок и укажите произведение, фрагментом которого он является: «В Бидаре на торгу продают коней, камку, шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар всё гиндустанский, а из съестного только овощи, а для Русской земли товара нет. А здесь люди все черные…»

1) «Хождение за три моря»

2) «Часословец»

3) «Задонщина»

4) «Домострой».

1.2. Прочтите отрывок из источника и укажите событие, с которым он связан.

«Оттоле поплыша вниз по Тоболу июня в 29 день и доплыша до урочища Караулного Яру; ту бе на Тоболе место уское, кучумляне же оградиша чрез цепми железными, яко да удержат вся струги и казаков убиют».

1) присоединение Рязанского княжества к Москве

2) присоединение Новгорода к Москве

3) поход Ермака

4) осада Пскова войсками Стефана Батория

1.3. Укажите имя московского митрополита, венчавшего Ивана IV на царство

1) Филипп 2) Илларион 3) Пётр 4) Макарий

1.4. Одним из последствий внутренней политики Бориса Годунова является

1) учреждение патриаршества

3) возрастание роли земских соборов

2) начало становления абсолютной монархии

4) создание регулярной армии на основе рекрутской повинности

Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании

(2 балла за каждое задание, максимальный балл – 8):

2.1. Какие события и явления связаны с правлением княгини Ольги?

1) визит в Царьград

2) ликвидация вечевого строя в Новгороде

3) проведение княжеских съездов

4) введение общерусской системы сбора дани с подвластных племен

5) создание общерусского войска

6) введение единой нормы перехода крестьян от одного владельца к другому

2.2. Правители иностранных государств, с которыми породнился Ярослав Мудрый через заключение династических браков

1. Норвежский король Харальд Смелый

2. Польский королевич Владислав

3. Император

4. Половецкий хан Кончак

5. Английская королева Елизавета I

2.3. Удалите из предложенного списка слова, которые НЕ относятся к понятию «кочевничество»?

1) пастбище;

3) перемещение;

5) курганы;

2.4. Выберите из предложенного перечня события, относящиеся к ХIV в.

1) создание «Правды» Ярославичей

2) съезд князей в Любече

3) основание Троице-Сергиева монастыря

4) заключение первого письменного договора с Византией

5) создание Нестором «Повести временных лет»

6) строительство белокаменного Кремля в Москве

Задание 3. Что объединяет понятия, события, имена, даты, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 8):

3.1. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели земли русской», «Повесть о Щелкане»

____________________________________________________________________________

3.2. Казна, Дворец, Боярская дума

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3.3. Барма, Постник, Федор Конь

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3.4. Томаты, картофель, кукуруза, табак

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Восстановите хронологическую последовательность событий

(максимальный балл за правильно выполненное задание – 6):

1. «Медный бунт» в России.

2. Открытие Америки Христофором Колумбом.

3. Аугсбургский религиозный мир в Германии.

4. Итальянский и швейцарский походы.

5. Создание Джеймсом Уаттом паровой машины.

6. Походы новгородских ушкуйников «за Камень».

Ответ: _____________________________

Задание 5. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры подсоответствующими буквами. (1 балла за каждую правильно указанную цифру, максимальный балл – 15).

5.1. Соотнесите событие и век.

5.2. Соотнесите историческое событие и его современника:

1) День Бородинского сражения русской армии под командованием с французской армией

2) День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием

3) День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов

4) День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут

5) День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

6) День победы русской эскадры под командованием над турецкой эскадрой у мыса Тендра

5.3. Соотнесите высказывание с обстоятельствами, при которых они были произнесены:

А) «И умом не дошел, и нам будет поваден»

1)М. Лютер во время суда в Вормсе

Б) «Разбита и развеяна по всем румбам»

2) Бояре по поводу избрания на царскийпрестол Михаила Романова

В) «На этом я стою. И не могу иначе»

3) Митрополит Кирилл после смертиАлександра Невского

Г) «Не понимаю, как мои предки допустили такое учреждение»

4) После убийства СвятославаИгоревича печенегами

Д) «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле»

5)Ф. Дрейк после гибели «Непобедимойдопустили такое учреждение» армады»

6) Яков I Стюарт после роспуска парламента

Задание 6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы (максимальный балл – 5).

«В лето 1564, декабря в 3 день, в воскресенье, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей … и своими сыновьями … поехал из Москвы в село Коломенское … а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в слободу … января же в 3 день прислал царь из Слободы ко отцу своему и богомольцу Афанасию – митрополиту всея Руси грамоту, а в ней писаны боярские и воеводские и всех приказных людей измены … И царь и великий князь опалу свою положил на них… И царь и великий князь, не желаю терпеть их многих изменных дел, оставил свое государство … И устроит он в государстве … двор себе и весь свой обиход устроит отдельный».

1. Прозвание, которое было у этого царя: _________________________________________

2. О каком историческом событии говорится в документе:

_____________________________________________________________________________

3. Социальные группы, которые не обвиняются в изменах:

_____________________________________________________________________________

4. В чем можно увидеть противоречие в употреблении понятия «государство».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, Frigate, Zengate и т.п..

Отправьте письмо на abuseсайт если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, Frigate, Zengate etc..

Contact abuseсайт if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

BLOCKED 37.9.40.196 Mozilla/5.0 (compatible; Googlebot/2.1; +http://www.google.com/bot.html)

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?