Основные даты внутренней политики александра 1. Смерть, хаос престолонаследия и миф о Федоре Кузьмиче. «Введение к уложению государственных законов»

Тема: Внутренняя и внешняя политика Александра I

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.93K | Скачано: 41 | Добавлен 28.02.11 в 16:53 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Введение

XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр (1777 - 1825),любимый внук Екатерины, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в их числе выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп, человек высокообразованный, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам. В должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Знакомя своего воспитанника с понятиями о «естественном» равенстве людей, преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской форме правления, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп при этом тщательно обходил реалии крепостнической России. Более всего он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что есть у него «хорошего», он был обязан Лагарпу.

Но еще более действительной школой воспитания будущего императора являлись те реальные условия, в которых ему приходилось находиться, атмосфера враждующих между собой «большого двора» Екатерины II в Петербурге и малого - отца Павла Петровича в Гатчине.

Несмотря на то, что Александр I подчеркивал преемственность между своим царствованием и царствованием Екатерины II, однако его правление не было ни возвратом к «золотому веку» Екатерины II, ни полным отказом от политики, проводимой Павлом, направленной на усиление самодержавной власти царя. Демонстративно подчеркивая свое отрицание характера и методов Павловского правления, он все же воспринимал не мало черт его царствования, причем в главной его направленности - к дальнейшей бюрократизации и централизации управления как меры укрепления самодержавной власти монарха. В нем хорошо укрепились и такие «гатчинские привычки», как приверженность к воинской муштре, любовь к парадам.

Однако Александр I не мог не считаться с новым «духом времени», в первую очередь с влиянием с французской революцией на умы. В новых условиях он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени.

Уже в самом начале своего царствования Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. При каждом удобном случае Александр I любил говорить о приоритете законности, о своем стремлении «привнести явность и порядок» в систему управлению и поставить отношения между властью и подданными на «законную основу». Наследию были обещаны правовые гарантии от произвола. Все эти явления Александра имели большой общественный резонанс, ибо они отвечали главной идее представителей всех направлений общественной мысли того времени.

Внутренняя политика 1801 - 1812 годы

Александр 1 вступил на престол 12 марта 1801 г. в возрасте 23 лет. Он имел хорошее образование. Будучи наследником престола, Александр немного фрондировал против отца. Он говорил, что мечтает дать народу конституцию, устроить его жизнь.

Тень убитого отца преследовала Александра до конца его дней, хотя вскоре по воцарении он выслал из столицы участников заговора. В первые годы своего правления Александр опирался на небольшой круг друзей, который сложился около него еще до восшествия на престол. П.А. Строганов, А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей по-прежнему заходили на чай к Александру, а заодно обсуждали государственные дела. Этот кружок стали называть Негласным комитетом. Его члены, во главе с Александром, были молоды, исполнены благих намерений, но очень неопытны. И все же первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников, «Дней Александровых прекрасное начало» — так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии.

Идеи эпохи Просвещения оказали на него известное влияние. Александр стремился модернизировать социально-экономические и политические институты (он имел, в частности, программу решения крестьянского вопроса путем постепенной ликвидации крепостного права), надеясь тем самым избавить страну от внутренних потрясений. Воцарение Александра I ознаменовалось серией мер, отменявших те распоряжения Павла I, которые вызвали недовольство дворянства. В армию возвращались уволенные Павлом I офицеры, политические заключенные освобождались, был разрешен свободный въезд и выезд из страны, уничтожена "Тайная экспедиция" и т.п.

Первые годы правления Александра I характеризовались острой борьбой в верхах вокруг проектов различных реформ социально-экономического и политического характера. В правящих кругах существовали различные группировки, каждая из которых имела свои рецепты решения стоявших перед страной проблем.

Организуя Комитет, император пытался не только собрать свою «команду», но и создать штаб, который должен был разработать проекты реформ России. Планы Комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России. При этом под конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

За полтора года работы Комитет наметил основные направления будущих перемен, сосредоточившись на двух главных проблемах: ограничении крепостного права и изменении формы правления. Однако практические результаты деятельности «молодых друзей» оказались незначительными. Сановники екатерининского царствования ("екатерининские старики") стремились усилить влияние вельможно-бюрократических верхов на управление империей. С этой целью они ратовали за расширение функций Сената, в частности - за предоставление ему возможности оказывать воздействие на законодательный процесс. "Екатерининские старики" были противниками каких-либо перемен в отношениях между крестьянами и помещиками.

За более широкие преобразования высказывались участники дворцового переворота во главе с бывшим фаворитом Екатерины II П.А. Зубовым. Они добивались превращения Сената в представительный орган дворянских верхов, наделения его законосовещательными правами, чтобы поставить законодательную деятельность царя под контроль высшего дворянства. Эта группировка допускала возможность известного ограничения помещичьей власти над крестьянами, а в перспективе была готова к постепенной ликвидации крепостного права. Наконец, в среде высшей бюрократии имелось немало противников вообще любых перемен. В сохранении существующих порядков они видели самую надежную гарантию общественной стабильности.

Основная масса дворянства была также настроена весьма консервативно. Она стремилась сохранить свои привилегии и прежде всего безграничную власть помещиков над крестьянами. Затишье, наступившее в деревне после подавления мощной волны крестьянских выступлений 1796-1797 гг., укрепляло уверенность подавляющего большинства дворянства в незыблемости существующего строя. Широкие слои помещиков негативно относились к любым попыткам ограничить свободу волеизъявления императора. В связи с этим реформаторские планы, вынашивавшиеся различными представителями правящих кругов, не встречали сочувствия в дворянской массе. Слой просвещенных дворян, в которых Александр I видел опору своих реформаторских начинаний, был слишком тонок. Любые действия царя, затрагивавшие помещичьи привилегии, грозили новым дворцовым переворотом. В социально-экономической области царь смог провести лишь некоторые скромные преобразования, ни в коей мере не затрагивавшие крепостнические порядки и представлявшие собой незначительную уступку зажиточным слоям города и деревни. 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и казенным крестьянам была предоставлена возможность приобретать в собственность ненаселенные земли (ранее владение землей, населенной или ненаселенной, было монопольным правом дворянства).

Преобразование в органах центральной власти

Первая половина царствования Александра ознаменовалась важными преобразованиями во внутренних учреждениях. Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Большинство историков сходится во мнении, что это наиболее важное, если не единственно реальное преобразовательное мероприятие, осуществленное Александром в первые годы царствования. К началу XIX в. административная система государства находилась в состоянии очевидного развала. Введенная Петром I коллегиальная форма центрального управления явно себя не оправдала. В коллегиях царила круговая безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. Местные власти, пользуясь слабостью центрального управления, творили беззакония.

Усложнение задач, стоявших перед самодержавием, по мере того как общественный прогресс менял жизнь страны, требовало повышения гибкости и оперативности в работе бюрократической машины. Коллежская система управления с ее медлительным делопроизводством не отвечала требованиям времени. Издание этого Манифеста подготавливало почву для замены коллегий министерствами, в которых вся власть сосредоточивалась в руках одного лица - министра, назначавшегося царем и отвечавшего за свои действия только перед монархом. Сами коллегии первоначально не были ликвидированы. Они вошли в состав соответствующих министерств и продолжали заниматься решением текущих вопросов государственного управления.

Одновременно с учреждением министерств 8 сентября 1802 г. специальным указом императора расширялись права Сената. Он объявлялся «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией (с правом контроля за деятельностью министров). Однако в действительности указанные функции Сената оказались призрачными, а полученное им право представления императору своего мнения по указам (некоторое подобие законодательной инициативы), а также ответственность министров перед Сенатом — мнимыми.

На первых порах Александр I надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе со злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Сената. Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызвало негативную реакцию как слева, так и справа. Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал Михаил Михайлович Сперанский. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой — всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти — законодательная, исполнительная и судебная — соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр I все более входил во вкус самодержавного правления.

Преобразовательные проекты Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде была изложена выдающимся русским историком Н.М. Карамзиным в "Записке о древней и новой России" (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете, реализовать свои планы в целом Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. В 1811 г. вступило в силу "Общее учреждение министерств", подготовленное Сперанским. Этот обширный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование).

Крестьянский вопрос

Указом 12 февраля 1801 г. получили разрешение покупать незаселенные свободные земли все не дворяне, за исключением крепостных крестьян: купцы, мещане, государственные крестьяне. Тем самым была нарушена монополия дворянства на землю, несколько расширены возможности для предпри-нимательства. 20 февраля 1803 г. по инициативе С.П. Румянцева (сына екатерининского фельдмаршала П.А. Румянцева) появился указ императора «О вольных хлебопашцах», который послужил поводом для обвинения Александра I в лицемерии. Действительно, разрешение отпускать крестьян на волю (с обязательным наделением землей) на условиях, определенных свободным соглашением (то есть за выкуп), полученное помещиками по этому указу, не повлияло на крепостническую систему. Получившие вольную на основании указа крестьяне стали именоваться «вольными хлебопашцами». Этот акт имел в большей степени моральное, нежели реальное, значение: к концу царствования в «вольных хлебопашцах» числилось лишь 47 тыс. Однако, если предположить, что этот указ был не столько наивным обращением к добрым чувствам помещиков, сколько проверкой их готовности к радикальным переменам, то такой шаг выглядел вполне разумным и необходимым. В 1803 г. Негласный комитет был распущен ввиду неприятия его проектов дворянством и неготовности императора к радикальным действиям.

В Негласном комитете было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми осуществлялась в России в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали наряду с прочим товаром, разлучали семьи. Иногда русский крестьянин, купленный на ярмарке, отправлялся в далекие восточные страны, где до конца своих дней жил на положении раба-чужестранца. Александр I хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей.

Промышленное развитие страны в те годы было затруднено из-за крепостничества, так как предпринимательская деятельность ограничивалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным, затруднял технический прогресс. Так, сначала отменяется крепостное право в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, а в 1817—1819 гг. в условиях секретности идет работа над общим планом ликвидации крепостного права. Один из документов по освобождению крестьян разрабатывался под руководством А.А. Аракчеева. С его именем всегда связывалась политика крайней реакции.

Александр I понимал необходимость перемен. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить. Прочитав антикрепостническое стихотворение А.С. Пушкина «Деревня», царь велел благодарить поэта за добрые чувства, которые оно внушает. Но это были слова. Дела оказались иными.

В 1816 г. по инициативе эстляндских дворян Александр подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Крестьяне получили личную свободу, но лишились права на землю и тем самым оказались в полной зависимости от помещиков. Тем не менее в 1816—1819 гг. по поручению императора канцелярия Аракчеева и Министерство финансов втайне подготавливали проекты освобождения всех крепостных крестьян, причем проекты доста-точно радикальные, кое в чем опередившие Положение 19 февраля 1861 г. Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По мнению министра финансов Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован. Слухи о грядущем падении крепостного права стали активно циркулировать по России и вызвали негативную реакцию помещиков.

Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получить земельный надел не менее 2 дес. (по существу, это был нищенский надел). При таких темпах крепостное право должно было окончательно исчезнуть не раньше, чем через 200 лет. Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. Подтолкнуть к подобной инициативе помещиков Малороссии не удалось.

При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. "Вольных" батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений

Однако министр финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. руб. ежегодно. Тогда, в 1818 г., был создан секретный комитет для разработки нового плана. Членам комитета удалось разработать проект, не требовавший от казны икаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный срок. Царь ознакомился с проектом и запер его в своем письменном столе. Этим дело и кончилось.

Внешняя политика 1801-1812 годы

Александр I, как и его предшественники, вел активную внешнюю политику. Продолжалось сближение России с Грузией, начавшееся во второй половине XVIII в. В основе его лежала общность интересов в борьбе с Турцией и Ираном, которые пытались подчинить себе народы Закавказья. В 1801 г., когда обстановка в Грузии крайне осложнилась, грузинский царь Георгий XII отрекся от власти в пользу русского царя. В 1804 г. началась война России с Ираном, длившаяся до 1813 г. По мирному договору Иран признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана. Русские войска обеспечили народам Закавказья защиту от агрессии со стороны южных соседей и от набегов горских племен. В Закавказье пришел долгожданный мир.

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. привел к изменениям и во внешнеполитическом курсе царизма. Александр I сразу же предпринял шаги для урегулирования конфликта с Англией, который вызывал недовольство широких кругов российского дворянства. Он отменил организованный Павлом I поход донских казаков в Индию. В июне 1801 г. между Россией и Англией была заключена морская конвенция, положившая конец конфликту. Отказ от вражды с Англией не означал, однако, линии на разрыв с Францией. Переговоры с ней продолжались и в октябре 1801 г. заверила. В плен сдались свыше 20 тыс. австрийцев с 59 орудиями. Кутузову, правда, удалось вывести из-под удара русские войска, оказавшиеся после разгрома основных сил австрийцев в очень тяжелом положении. Сражение при Аустерлице, происшедшее 20 ноября (2 декабря) 1805 г., было, однако, союзниками проиграно с большими потерями. Они потеряли около 27 тыс. человек и 155 орудий. Наполеон потерял свыше 12 тыс. человек. Третья коалиция фактически прекратила существование после того, как в декабре 1805 г. Австрия заключила мир с Наполеоном.

Борьба с Францией вступила вскоре в новую фазу. Осенью 1806 г. сложилась четвертая антифранцузская коалиция, объединившая Россию, Англию, Пруссию и Швецию. Главной силой коалиции были армии России и Пруссии. Союзники действовали несогласованно, и в 1806—1807 гг. Наполеон молниеносным ударом наголову разгромил прусскую армию, занял Берлин и оккупировал большую часть территории Пруссии. Театр военных действий приблизился к западным границам России. Зимняя кампания 1806-1807 гг. оказалась для французов весьма тяжелой. В кровопролитном генеральном сражении у Прейсиш-Эйлау 27 января (8 февраля) 1807 г. Наполеону не удалось окружить и разгромить русскую армию. Тем не менее в битве при Фридланде в июне 1807 г. Наполеон одержал победу. Это обстоятельство, а также обозначившееся ухудшение русско-английских отношений вынудило Александра I начать переговоры с Наполеоном. 7 июля 1807 г. в Тильзите были подписаны мирный договор между Россией и Францией и направленный против Англии союзный трактат. Александру I пришлось признать осуществленную Наполеоном перекройку карты Европы. Царь, впрочем, сумел убедить Наполеона сохранить Пруссию как самостоятельное государство, хотя и в крайне урезанных границах. Из отнятых у Пруссии польских земель Наполеон образовал Варшавское герцогство. Став союзником Франции, Россия брала на себя обязательство присоединиться к объявленной Наполеоном континентальной блокаде Англии. После этого турецкое правительство, подстрекаемое французской дипломатией, закрыло для русских судов Босфор. В 1806 г. началась затяжная русско-турецкая война. Театром военных действий стали Молдавия, Валахия и Болгария.

Россия не понесла территориальных потерь, но была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, т.е. порвать торговые отношения с Англией. Этого требовал Наполеон от всех правительств европейских держав, с которыми заключал соглашения. Таким путем он надеялся расстроить английскую экономику. К концу первого десятилетия XIX в. под контролем французского императора оказалась почти вся континентальная Европа. Швеция же отказалась прекратить торговлю с Англией и разорвать с ней союз. Возникла угроза нападения на Петербург. Это обстоятельство, а также нажим со стороны Наполеона заставили Александра I пойти на войну со Швецией. Она стремилась взять реванш за те поражения, которые она потерпела в войнах с Россией в XVIII в. Военные действия продолжались с февраля 1808 по март 1809 г. Швеция потерпела поражение и вынуждена была уступить России Финляндию. Александр I даровал Финляндии автономию (под властью шведского короля она ею не пользовалась). Кроме того, в состав Финляндии был включен Выборг, находившийся во владении России со времен Петра I. Великое княжество Финляндское стало обособленной частью Российской империи. Оно чеканило собственную монету и имело таможенную границу с Россией.

Континентальная блокада была невыгодна России. Русские хлеботорговцы терпели убытки, в казну не поступали налоги на экспорт. Разрыв торговых связей с Англией в результате присоединения России к континентальной блокаде сильно ударил по интересам русских помещиков и купцов, повлек расстройство финансовой системы страны. Александр I уклонялся от строгого соблюдения условий блокады, что вызывало раздражение Наполеона. В конце концов, в обход соглашения с Наполеоном, торговля с Англией стала осуществляться на американских судах, а между Россией и Францией развернулась таможенная война. Самолюбивый Александр I тяготился навязанным ему Тильзитским миром и отвергал попытки Наполеона диктовать ему свою волю. Наполеон видел, что Россия не покорилась. Ее сокрушение с последующим расчленением на несколько полузависимых государств должно было, по замыслу французских стратегов, завершить покорение континентальной Европы и открыть заманчивые перспективы похода в Индию.

Отношения с Францией быстро ухудшались. При этом значительная часть русской армии была задействована на юге, где продолжалась война с Турцией. В 1811 г. здесь командующим армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов (1745—1813). Ему удалось одержать ряд побед. Затем, проявив незаурядное дипломатическое искусство, Кутузов склонил турецких представителей к подписанию мирного договора. Граница с Турцией была установлена по р. Прут, к России отошла Бессарабия. Сербия, находившаяся под турецким владычеством, получила автономию. Это положило начало полной ее независимости. В мае 1812 г., менее чем за месяц до вторжения в Россию французской армии, военный конфликт с Турцией был улажен.

Внутренняя политика 1812-1825 годы

Второй период царствования Александра I (1815—1825) большинством историков характеризуется как консервативный в сравнении с первым — либеральным. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью всесильного А.А. Аракчеева. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований, что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования Александра I как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осуществления своих конституционных идей.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России, согласно решениям Венского конгресса, части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты. Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи.

После наполеоновских войн передовая часть русского общества ожидала, что в истории России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свободной жизнью европейских народов, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие смерти в глаза, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы.

Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского Сейма, император заявил о намерении дать конституционное устройство всей России. Эту речь с восторгом восприняли все передовые русские люди. Работа над проектом шла под непосредственным руководством князя П.А. Вяземского, поэта и государственного деятеля. За образец была взята польская конституция. Использовался и проект Сперанского. К 1821 г. работа над «Государственной уставной грамотой Российской империи» была закончена. Важное значение имело провозглашение в «Уставной грамоте» гарантий неприкосновенности личности. Никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог быть наказан иначе, как по суду. Провозглашалась свобода печати. Если бы «Уставная грамота» была введена в действие, Россия вступила бы на путь к представительному строю и гражданским свободам. В 1820—1821 гг. произошли революции в Испании и Италии, началась война за независимость в Греции. Эти события не на шутку испугали царя. Немного поколебавшись, он поступил так, как поступал неоднократно. Проект «Уставной грамоты» был положен в дальний ящик стола и забыт. Царствование Александра близилось к концу. Слова так и не воплотились в дела. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше) из Сената и Посольской палаты. Сенаторы назначались царем, а члены нижней палаты отчасти тоже назначались, а отчасти избирались на основании многостепенных выборов. Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось. К 1821 - 1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям.

Военные поселения

Более того, политика Александра I стала меняться не в лучшую сторону. Царя давно беспокоило то, что система набора в армию («рекрутчина») не позволяла резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать в мирное. Еще Павел замышлял устройство военных поселений. Дело в том, что в основе этой идеи лежали прогрессивные и гуманные намерения. Помимо самообеспечения армии, что, конечно, было немаловажно, император пытался с помощью военных поселений уменьшить количество крепостных крестьян в западных и центральных губерниях. Скупая у разоренных войной помещиков земли и крестьян, правительство сужало границы распространения крепостного права, ведь военнопоселенцы должны были стать, по сути, государственными крестьянами.

Через Аракчеева эту идею воспринял Александр. Военный министр Барклай-де-Толли был против этой затеи, но по указанию царя первые опыты были предприняты еще до 1812г. В 1815 г. Александр вернулся к мысли о военных поселениях. Это стало его навязчивой идеей. От Чудова начиналась полоса военных поселений, основная часть которых развертывалась в Новгородской губернии. Устройство их было поручено Аракчееву. В селения вводились воинские части, и все жители переводились на военное положение. В реальности военные поселения стали причиной возмущений и бунтов. Одно село, не пожелавшее принять солдат, было блокировано, и голод заставил крестьян сдаться. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Их дети с 12 лет отбирались у родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний. Всех взрослых крестьян, до 45 лет, одели в военную форму и побрили. Крестьянские избы сносились, на их месте строились одинаковые дома, рассчитанные на четыре семьи, которые должны были вести общее хозяйство. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Отступления от расписания строго карались, на что расходовались целые возы шпицрутенов. Основным занятием были военные учения. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Все сельскохозяйственные работы производились только по приказу командира. А поскольку офицеров интересовала прежде всего шагистика и они мало разбирались в земледелии, то случалось, что хлеб осыпался на корню, а сено гнило под дождем. Ремеслами и торговлей можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В результате в районе военных поселений прекратилась всякая торговля. Особенно большие притеснения испытывали зажиточные крестьяне, державшиеся более независимо. Аракчеев считал, что «нет ничего опаснее богатого поселянина». Даже жениться военный поселянин мог только с разрешения начальства. Современники наблюдали трагикомические сцены, когда парни и девушки выстраивались в две шеренги и командир назначал невесту каждому парню.

В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее — в 1831 г. в районе Старой Руссы). Тем не менее, система военных поселений, основанная на самом грубом попрании человеческой личности, просуществовала до 1857 г. К концу царствования Александра I военными поселенцами стали 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, находившихся под командованием Аракчеева. Военные поселения были организованы в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской, Екатеринославской и других губерниях. Фактически поселенцы дважды закрепощались — как крестьяне и как солдаты. Их жизнь регламентировалась армейскими нормами. За минимальные проступки следовали жестокие наказания. Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности "поселения" армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут, во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».

Внешняя политика 1812-1825 годы

Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико, как никогда Охранительные тенденции отчетливо проявлялись в политике самодержавия и на международной арене. Основанный в 1815 г. Священный союз должен был сплотить все консервативные силы Европы во имя торжества легитимистских принципов, борьбы с революционным движением. Идеям революции участники Союза стремились противопоставить принципы христианской морали. Однако европейские монархи вовсе не собирались ограничивать борьбу с революцией, угрожавшей абсолютистским порядкам, лишь духовной сферой. Чем дальше, тем больше Священный союз становился на путь прямой интервенции против тех стран, в которых легитимным династиям угрожала опасность.

В 1818 г. состоялся Ахенский конгресс Священного союза. Секретный протокол, который подписали уполномоченные России, Англии, Австрии и Пруссии, подтвердил обязательства этих стран принимать меры, способствующие "предупреждению гибельных следствий нового революционного потрясения", если таковое будет снова угрожать Франции.

В 1820 г. началась революция в Испании. В том же году вспыхнуло народное восстание в Неаполитанском королевстве. В этой обстановке в 1820 г. в Троппау открылся очередной конгресс Священного союза. Александр I прибыл в Троппау, рассчитывая добиться от своих партнеров решительных мер, направленных на борьбу с революционным движением. На конгрессе было принято постановление, провозглашавшее "право вмешательства" во внутренние дела стран, охваченных революцией. Участники конгресса поручили Австрии направить свои войска в Неаполь для восстановления порядка. Сама работа конгресса была перенесена из Троппау в Лайбах, расположенный поближе к итальянской границе. В марте 1821 г. австрийская армия подавила революцию в Неаполитанском королевстве. Еще один революционный очаг возник в Пьемонте. Александр I выразил готовность двинуть туда войска из России на "усмирение" восставших. Однако помощь царя не понадобилась. В апреле 1821 г. австрийские войска подавили Пьемонтскую революцию. В соответствии с решениями Веронского конгресса была осуществлена интервенция в революционную Испанию. Принципы легитимизма восторжествовали на Пиренейском полуострове при поддержке французских штыков. Однако в боевую готовность были приведены также войска России, Австрии, Пруссии.

Священный союз мыслился Александром I не только как объединение европейских монархов для борьбы с революцией. Царь рассматривал его и как союз христианских государей для защиты христианских народов Балканского полуострова от ига мусульманской Турции. Однако партнеры России, опасаясь усиления ее позиций в этом регионе, вовсе не собирались выступать в едином строю с царем в тех случаях, когда речь шла о восточных делах. Между тем в 1812 г. в Греции началось освободительное движение против турецкого ига. Александр I первоначально отказал восставшим в какой-либо поддержке. Австрийский канцлер К. Меттерних, побаиваясь утверждения в Греции (в случае ее освобождения с помощью России от османского владычества) русского влияния, искусно играл на легитимистских чувствах царя, представив греков мятежниками, выступавшими против их законного государя - турецкого султана. Общественное мнение России, однако, негативно отнеслось к позиции, занятой монархом. Зверства турок в Греции вызывали негодование передовой части дворянства. С другой стороны, многие высшие сановники также выступали за оказание помощи повстанцам, руководствуясь необходимостью обеспечить безопасность южных рубежей страны, утвердить влияние России на Балканах и считая недопустимым бросать на произвол судьбы единоверцев - православных греков. Кроме того, турецкое правительство, закрыв под предлогом борьбы с греческой контрабандой Босфор и Дарданеллы для русского экспорта, нанесло тяжелый удар по экономическим интересам весьма широких дворянских кругов. Не считаться со всем этим Александр I не мог. В конце концов, летом 1821 г. он приказал русскому послу покинуть Константинополь, дипломатические отношения между Россией и Турцией были прерваны.

Александр I, однако, из-за Греции не собирался начинать войну с Османской империей. На Веронском конгрессе царь подписал вместе с другими членами Священного союза декларацию, в которой греческое восстание осуждалось как революционное. Между тем Англия, стремясь подорвать авторитет России на Балканах, выступила в защиту греческих борцов за независимость и в 1824 г. даже предоставила им заем. Политика самодержавия явно зашла в тупик. Перспектива вовлечения Греции в орбиту влияния Британской империи превращалась в реальность. Попытки царской дипломатии разрешить греческий вопрос, действуя совместно с партнерами по Священному союзу, успеха не имели. В этой ситуации Россия должна была занять, наконец, самостоятельную позицию в отношении греческого восстания. В августе 1825 г. русские послы в Вене и Лондоне получили указание сделать соответствующие заявления правительствам, при которых они были аккредитованы. Восточный кризис, разразившийся с началом греческого восстания, перешел в новую фазу. Разрешать же сложнейшие проблемы, порожденные событиями на Балканах, выпало уже новому императору Николаю I.

Заключение

Александр I правил в эпоху борьбы устаревшего, но еще сохранявшего запас прочности, феодального и нарождающегося буржуазного строя. Этим и обусловлено его стремление к либеральным преобразованиям, которое никогда не доходило до конца. Желание установить новые порядки наталкивалось на не искоренявшиеся обычаи и традиции. В итоге, в политике императора произошел перелом в сторону реакционных действий.

Заслуги Александра I во внешнеполитических отношениях бесспорны. Удивительно, как можно было за небольшой период времени вывести страну из изоляции, «доставшейся» ему от отца. И не просто вывести, а добиться того, что с империей стали считаться ведущие европейские державы и даже бояться ее возвышения над Европой.

Сейчас некоторые историки считают, что личность императора намеренно восхвалялась в «заказных» работах современников. К тому же Александра окружали действительно выдающиеся люди (М.М. Сперанский, М.И. Кутузов, Н.М. Карамзин и др.), которые могли любого человека оттенить собой. Но навряд ли, частные письма, мемуары тоже писались «на заказ». Александр I - действительно выдающийся политик и дипломат. А в том, что его проекты оставались только проектами, виновато время. Возможно, появись такой человек в другую эпоху, все было бы по-другому.

Тем не менее, именно с эпохи Александра I общество стало готовиться к переменам и новому укладу жизни. Безусловно, в обществе не было единства во мнениях: именно в это время зарождается движение декабристов, которое, в определенной степени, можно считать результатом политики Александра I.

Экономика России развивалась медленно и отставала от многих государств, вследствие сохранения феодально-крепостнического строя. Отрицательно сказались и военные действия, в которых страна принимала активное участие.

Безусловно, поворот к реакции негативно сказался на общем впечатлении от Александровского правления. С другой стороны, Александр I убедившись, что либеральные реформы ему не осуществить, был вынужден вновь закреплять старые порядки.

Список использованной литературы

  1. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Александра 1 известна многим. Конечно, ведь это тот самый российский император, который в свое время сумел победить Наполеона. Однако на этом многие предпочитают остановиться, не зная, сколь много этот человек принес для страны. Его искусная дипломатия и хитрость, забота о Родине может служить настоящим примером для современных российский политиков.

Третья антифранцузская коалиция

Бурлящая революциями Франция в конце восемнадцатого века была противником почти для всех. Монархи боялись того, чтобы республиканская зараза не посетила их дома, а потому вели против государства-разносчика множество войн.

Отец Александра, Павел, успешно участвовал в первых двух коалициях против Франции. Однако для его сына начало пути во внешней политике началась с грандиозного провала.

Во время того как Наполеон упорно набирал мощь и превращал свое государство в могучую империю, собралась Третья антифранцузская коалиция из России, Англии и Австрии. Она должна была не дать планам корсиканца воплотиться в жизнь.

К сожалению, австрийцы, несмотря на поддержку российской армии, стали быстро проигрывать. Не посмотрев на требование Кутузова не давать решающего боя, Александр 1 встретил армию Наполеона под Аустерлицем, что закончилось грандиозной победой французского императора и укреплением Франции как потенциальной мировой владычицы.

Если кратко, внешняя политика Александра 1 после этого случая сильно поменялась.

Союз врагов

Мудрый Александр 1 увидел в Бонапарте то, чего не замечали многие - отсутствие в этом человеке самой мысли о проигрыше. Было ясно, что сейчас этого корсиканца с горящими от жажды завоеваний глазами не победить. Необходимо выжидать.

Направление внешней политики резко изменилось. Он разорвал отношения с Великобританией и лично встретился с Наполеоном на плотах посреди реки возле города Тильзит.

Казалось, заключенное там соглашение создало для Российской Империи исключительно неудовлетворительные условия для существования (признание всех завоеваний Бонапарта, отказ от ряда завоеванных у Турции областей). Однако на самом деле это был более чем выгодный мир. Можно назвать минимум две причины такого соглашения.

  1. Александр 1 получил возможность сосредоточиться на внутренней политике, которая также нуждалась в его присутствии.
  2. На самом деле, подобное соглашение давало России спокойствие и развязывало руки во всем, что связано с восточной частью мира. Если бы все шло по планам, в мире должно было остаться две сверхдержавы - Западная Империя с Наполеоном во главе и Восточная - с Александром 1.

Стоит отвлечься от дипломатии и разобраться, в чем была внутренняя политика Александра 1 (кратко, для понимания дальнейших событий).

Политика внутри

Правление сына Павла 1 навсегда изменило Россию. Что нового принесла Александра 1? Кратко можно изложить это в четырех основных направлениях.

  1. Впервые российский император решился на обсуждение вопроса по отмене крепостного права - одного из столбов русской правовой системы. Он даже отдал приказ о подготовке трех проектов. Однако ни один из них не был воплощен в жизнь. Но сам факт работы с этой темой показывает колоссальные изменения в моральном облике страны.
  2. Были проведены глубокие реформы власти. Это касалось изменения государственного совета, его окончательное укрепление как главного советника императора. Кроме того, было даровано множество привилегий, и установлен единый свод обязанностей для Сената.
  3. Но наиболее важной является, безусловно, министерская реформа, которая создала восемь министерств. Их главы обязаны были отчитываться перед императором и нести полную ответственность за подвластную отрасль.
  4. Реформа образования, благодаря которой грамота стала доступна даже самой низшей прослойке населения. Начальные школы стали бесплатными, а иерархия «среднее-высшее» учебное заведение наконец-то стала полностью работать.

Оценка внутренней политики Александра 1 может даваться объективно только на основе дальнейших событий. Поскольку все его реформы сыграли решающую роль.

Вызов Бонапарта

Что такое года, знает, наверное, каждый. Обычно, когда описывается кратко внешняя политика Александра 1, только на ней и останавливаются. Отметим только основные факты этого события.

Итак, все началось с вероломного нападения французов на Россию. Оно было действительно неожиданным, поскольку до этого, как уже было сказано, был подписан выгодный французам договор. Причиной для вторжения стал отказ России активно поддерживать блокаду Великобритании. Бонапарт усмотрел в этом предательство и нежелание сотрудничать.

То, что случилось после, надо назвать величайшей ошибкой французского императора. Ведь он не знал о том, что Александр 1 и Россия не собираются просто сдаться, как многие государства перед этим. Стратегический талант Кутузова, к которому теперь прислушивался русский правитель, переиграл тактику Наполеона.

Совсем скоро русские войска были в Париже.

Другие войны

Не стоит думать, что Франция была единственным, на чем основывалась внешняя политика Александра 1. Кратко стоит вспомнить и другие его завоевания.

Одно из достижений Александра 1 - это конфликт между русскими и шведами, который обернулся полным поражением последних. Благодаря хитрости и смелости Александра 1, который приказал перевести войска через замерзший Ботнический залив, у Российской Империи появилась вся территория Финляндии. Кроме того, Швеции, на тот момент единственному большому игроку на европейском поле, который пытался оставаться подальше от конфликта Франция-Англия, пришлось бойкотировать Великобританию.

Александр 1 успешно помог сербам в приобретении автономии и успешно закончил русско-турецкую кампанию, которая была одним из важнейших этапов долгого противостояния с Россией. И конечно, нельзя не вспомнить войну с персами, которая сделала Александра 1 полноценным азиатским игроком.

Итоги

Такова внешняя политика Александра 1 (кратко изложенная).

Российский император присоединил к государству множество территорий: Приднестровье (в ходе войны с Турцией), Дагестан и Азербайджан (из-за противостояния с персами), Финляндию (благодаря походу на Швецию). Он значительно поднял мировой авторитет России и заставил весь мир наконец-то полноценно считаться со своей родиной.

Но, конечно, сколь кратко внешняя политика Александра 1 не излагалась бы, главным его достижением будет победа над Наполеоном. Кто знает, каким бы был сейчас мир, если бы Россия была тогда завоевана.

Так как отношения у отца и бабки не складывались, императрица забрала внука у его родителей. Екатерина II сразу воспылала большой любовью к внуку и решила, что будет делать из новорожденного идеального императора.

Воспитанием Александра занимался швейцарец Лагарп, которого многие считали убежденным республиканцем. Царевич получил хорошее образование западного образца.

Александр верил в возможность создания идеального, гуманного общества, он симпатизировал французской революции, жалел поляков лишенных государственности, и скептически относился к русскому самодержавию. Время однако, развеяло его веру в такие идеалы…

Александр I стал императором России, после гибели Павла I, в результате дворцового переворота. События, произошедшие в ночь с 11 на 12 число марта 1801 года, отразились на жизни Александра Павловича. Смерть отца он сильно переживал, а чувство вины преследовало его всю жизнь.

Внутренняя политика Александра I

Император видел ошибки, допущенные его отцом во время своего правления. Главная причина заговора против Павла I - это отмена привилегий дворянству, которые ввела Екатерина II. Первым же делом он восстановил эти права.

Внутренняя политика имела строго либеральный оттенок. Он объявил амнистию людям, подвергшимся репрессиям во время правления отца, разрешил свободно выезжать за границу, уменьшил цензуру и возвратил в иностранную прессу.

Провел масштабную реформу государственного управления в России. В 1801 году был создан Непременный совет - орган, который имел право обсуждать и отменять указы императора. Непременный совет имел статус законосовещательного органа.

Вместо коллегий были созданы министерства, во главу которых были поставлены ответственные лица. Так был сформирован кабинет министров, который стал самым главным административным органом Российской Империи. Во время правления Александра I, большую роль играли начинания . Это был талантливый человек, в голове которого были великие идеи.

Александр I раздавал дворянству всяческие привилегии, но император понимал серьезность крестьянского вопроса. Было приложено множество титанических усилий для того, чтобы облегчить положение русского крестьянства.

В 1801 году был принят указ, согласно которому, купцы и мещане могли покупать свободные земли и организовывать на них хозяйственную деятельность, используя наемный труд. Данный указ разрушал монополию дворянства на владение землей.

В 1803 году вышел указ, вошедший в историю как - «Указ о вольных хлебопашцах». Суть его была в том, что теперь, помещик мог сделать крепостного человека вольным за выкуп. Но такая сделка возможна только по согласию обоих сторон.

Свободные крестьяне имели право на собственность. На протяжении всего правления Александра I шла непрерывная работа, направленная на решение важнейшего внутри политического вопроса - крестьянского. Были разработаны различные проекты дарования свободы крестьянству, но они остались лишь на бумаге.

Произошла и реформа образования. Русский Император понимал, что страна нуждалась в новых высококвалифицированных кадрах. Теперь учебные заведения делились на четыре преемственные между собой ступени.

Территория Империи была разделена на учебные округа, во главе которых стояли местные университеты. Университет обеспечивал кадрами и учебными программами местные училища и гимназии. В России было открыто 5 новых университетов, много гимназий и училищ.

Внешняя политика Александра I

Его внешняя политика прежде всего, «узнаваема» по наполеоновским войнам. Россия воевала с Францией, большую часть правления Александра Павловича. В 1805 году произошло крупное сражение русской и французской армии. Русская армия была разгромлена.

В 1806 году был подписан мир, но Александр I отказался ратифицировать договор. В 1807 году русские войска потерпели поражение под Фридляндом, после которого императору пришлось заключить Тильзитский мир.

Наполеон искренне считал Российскую империю своим единственным союзником в Европе. Александр I и Бонапарт всерьез обсуждали возможность совместных военных действий против Индии и Турции.

Франция признавала права Российской Империи на Финляндию, а Россия, права Франции на Испанию. Но из-за ряда причин Россия и Франция не могли быть союзниками. Интересы стран сталкивались на Балканах.

Также камнем преткновения между двумя державами стало существование Варшавского герцогства, которое мешало России вести выгодную торговлю. В 1810 году Наполеон просил руки сестры Александра Павловича - Анны, но получил отказ.

В 1812 году началась Отечественная Война. После изгнания Наполеона из России, начались заграничные походы русской армии. Во время событий наполеоновских войн, множество достойных людей вписало золотыми буквами свои имена в историю России: , Давыдов, …

Александр I умер 19.11.1825 года в Таганроге. Император скончался от брюшного тифа. Неожиданный уход императора из жизни, породил множество слухов. В народе ходила легенда, будто вместо Александра I похоронили совсем другого человека, а сам император стал странствовать по стране и, достигнув Сибири, обосновался в этой местности ведя образ жизни старца-отшельника.

Подводя итоги, можно сказать, что царствование Александра I можно охарактеризовать в положительных тонах. Он один из первых заговорил о важности ограничения самодержавной власти, введение думы и конституции. При нем все громче стали звучать голоса призывающие отменить крепостное право, и в этом отношение была продела огромная работа.

В годы правления Александра I (1801 - 1825), Россия смогла успешно защититься от внешнего врага, покорившего всю Европу. стала олицетворением единства русского народа, перед лицом внешней опасности. Успешная защита рубежей Российской Империи, несомненно, является большим достоинством Александра I.

Вступая на престол, этот царь заявил: «При мне все будет, как при бабушке» (то есть ). До уровня бабушки он как монарх не дотянул, но сходство правлений все же просматривается. Как и Екатерина, Александр 1 говорил много либеральных слов и делал много деспотических, крепостнических дел.

Внутренняя политика (наследник бабушки)

В начале своего правления Александр 1 много говорил о необходимости реформ в России. Но на каждое его нововведение находилась контрмера.

  1. Александр расширял права купцов и наделял их различными привилегиями – правом являться ко двору, носить классный чин, и др. Но одновременно он сразу же после вступления на престол возобновил действие жалованной грамоты дворянству 1785 года, превращавшей дворянство в привилегированный класс фактически без обязанностей.
  1. Царь неоднократно заявлял о желании расширить права крестьян и в 1803 году подписал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавших крестьянам по договоренности с помещиками выкупаться с землей. Но этим правом за 20 лет воспользовались… аж 47 тыс. человек (0,5% крестьянского населения), а после войны 1812 года в стране выросли военные поселения, представлявшие собой невиданный ранее уровень крестьянской несвободы.
  2. Царь приближал к себе либералов (таких, как Румянцев или ), но и Аракчеев, ставший символом солдафонского подавления любого инакомыслия, был близким к нему человеком.

Надо отдать должное царю – Александр 1 централизовал и упорядочил управление страной, создав в 1810 году Государственный совет (нечто вроде кабинета министров), аккумулирующий всю информацию по государству и вносивший предложения по решению имеющихся проблем. Он также был покровителем просвещения – в его правление были открыты такие учебные заведения, как Царскосельский лицей, харьковский и казанский университеты, а другие учебные заведения повысили свой класс и увеличили количество кафедр и факультетов. Из казны учебным заведениям оказывалась помощь, и даже финансировались поездки студентов и преподавателей за границу.

Внешняя политика (победитель Наполеона)

Из достижений внешней политики Александра более всего известен этот факт. Правда, успешной для Росси стала только вторая кампания против императора французов, а война 1805-1807 годов закончилась довольно унизительным Тильзитским миром. Но факт: внешняя политика Александра 1 была последовательней внутренней. Он проявил себя последовательным монархистом, желающим прироста своих владений, укрепления авторитета монаршей власти как таковой и своей собственной среди коллег в частности. Россия при нем приросла территориально, и ее международный авторитет вырос.

  1. Александр 1 вел успешные войны , Швецией (1808-1809), . Это не говоря об и последующем разгроме Франции.
  2. При нем к России были присоединены Финляндия, Бессарабия, Грузия, Абхазия, Дагестан, Закавказье. Лишь часть этих земель были присоединены военным путем; Грузия, к примеру, вошла в состав империи по международному договору.
  3. Александр I стал инициатором создания Священного союза – объединения монархий ради сохранения монархий и борьбы с революционными учениями. Россия потом долго играла роль своеобразного «флагмана контрреволюции».
  4. Император придавал большое значение внешней торговле. В частности, при нем важным торговым партнером России стала Англия.
  5. Александр не желал усиления в Европе германского влияния, и ему в некоторой степени удалось помешать ему, сталкивая во время

Статья рассказывает кратко о внутренней и внешней политике Александа I. На время правления Александра первого пришлось одно из центральных событий русской истории - Отечественная война 1812 г., которая в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие России.

  1. Отечественная война 1812 г.
  2. Видео

Внутренняя и внешняя политика Александра I до 1812 г.

Отечественная война 1812 г.

  • Невыполнение Россией условий континентальной блокады в конце концов привело к вторжению армии Наполеона. Не вдаваясь в подробный ход боевых действий, отметим, что главными факторами победы стали патриотический порыв русской армии, удачная тактика Кутузова, заключающаяся в изматывании противник и серьезные просчеты Наполеона относительно плана компании.
  • Сдача Москвы с целью сохранения армии была непонятна Наполеону, перечеркивала его опыт ведения войн в Европе. Бородинское сражение стало переломным фактором. Русские историки утверждают, что победа была одержана Россией, французские высказывают противоположное мнение. Тем не менее, потери с обеих сторон были огромны. Наполеон понимает, что продолжение кампании бесперспективно и начинает отступление, постепенно превращающееся в бегство.
  • Заграничный поход русской армии заканчивается в Париже и возвещает славу русского оружия. Россия выступает в качестве общеевропейского лидера. С этой целью Александр I основывает в 1815 г. "Священный союз" (Россия, Австрия, Пруссия), который должен был стать гарантом европейского мира.

Внутренняя и внешняя политика Александра I после 1815 г.

  • Война с Наполеоном и последующие политические процессы оказали значение на реформаторские настроения Александра I. Романтик, столкнувшись с действительностью, разочаровывается в своих прежних идеалах. В действиях императора начинает сказываться реакционный элемент.
  • Некоторое время Александр I еще пытается продолжать реформы. В 1815 г. он принимает конституцию Польши. В последующие годы им были освобождены от крепостной зависимости без наделения землей крестьяне Прибалтийских губерний.
  • Однако, с 1820 г. император полностью сворачивает преобразовательную деятельность. Его внутренняя политика заключается в сохранении и консервации существующего строя. Усиливается цензура, объявляется запрет на "вольнодумство". Своеобразным вторым закрепощением крестьян является создание военных поселений. К концу правления Александр I вообще отходит от дел, предоставляя управление государственной элите.
  • Во внешней политике не происходит каких-либо серьезных сдвигов. Александр I озабочен только сохранением европейских и собственной монархии против революционного движения.

Итоги и значение внутренней и внешней политики Александра I

  • Условно разделяя правление Александра I на два периода, которые разделены войной с Наполеоном, можно сделать следующие выводы. В первый период император был настроен на реформы, провел некоторые из них, однако главной его заслугой стало реформирование государственного аппарата.
  • Война 1812 г. стала триумфом русской армии, но вместе с тем привела к ужесточению внутренней политики и сворачиванию реформ.
  • Образованный Александром I Священный союз, который должен был стать гарантом мира, приобрел статус европейского жандарма, карающего любые проявления свободы.