Царскосельский лицей был открыт в царствование. Царскосельский Императорский лицей: первые воспитанники, знаменитые выпускники, история

МБОУ "СОШ №25"


Исследовательская работа

Императорский Царскосельский лицей


РостовцеваЮлиана

Императорский Царскосельский лицей


Царскосельский лицей, высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе. Открыт 19 октября 1811 года недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А.К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министру юстиции М.М. Сперанскому. Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1882 - военного ведомства. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). Изначально в здании Лицея находились дворцовые помещения, построенные в конце XVIII века по проекту И.В. Неелова. А в 1811 году выдающийся русский архитектор Стасов перестроил дворцовые помещения флигеля и приспособил их к нуждам школы.


Директор лицея


Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором Царскосельского Лицея был назначен Василий Федорович Малиновский, русский просветитель и дипломат. Малиновский старался воспитать своих питомцев полезными Отечеству


Василий Федорович Малиновский


Преподаватели

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник - преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.

Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.

Особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами.

Среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги.

Учащиеся лицея

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 года 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс.

Первый выпуск славен именами великих русских общественных деятелей и будущих декабристов Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Александра Горчакова, Федора Матюшкина, Владимира Вольховского и, конечно же, Александра Пушкина.


Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.


Случаи из жизни лицеистов


Лицейские годы Пушкина и его товарищей - это годы серьезной учебы. Достаточно сказать, что выпускные экзамены в 1817 году включали 15 предметов.

Жизнь мальчиков была строго определена порядком, даже во время каникул, которые длились всего один месяц в году, они не могли покидать стены Лицея.

Как и все мальчишки, они шалили, подшучивали друг над другом, ссорились, мирились. Бывали различные забавные случаи.

"Да, мосье"

В день открытия Лицея 19 октября 1811 года после торжественной церемонии, императрица-мать пришла в столовую посмотреть, как кормят мальчиков.

Она была немкой по происхождению и по-русски говорила не очень правильно. Подойдя к самому маленькому - Корнилову, она спросила: "Карош суп?"

Мальчик от растерянности ответил по-французски: "Oui, monsieur" (да, мосье). Кое-кто из лицеистов фыркнул, а царица, улыбнувшись, пошла дальше.

А за Корниловым на годы сохранилась кличка - "Мосье".

Прозвища

Они начали появляться с первых дней, так было не только с Корниловым.

Пушкина, например, сразу стали звать "Француз", ведь еще до прихода в Лицей он уже прекрасно знал этот язык. Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище - "Егоза".

Князь Горчаков много внимания уделял тому, как он выглядит, за что был наречен Франтом. Смелый, отчаянный и драчливый Иван Малиновский получил кличку Казак, а крупный и ленивый Данзас - Медведь. За мечты о море будущего адмирала Федора Матюшкина звали "Плыть хочется". Ласково, но с ехидцей - Олосенькой называли Алексея Илличевского.

Прозвища были у всех. Некоторые даже не нуждались в пояснениях: Иван Пущин - Большой Жанно или Иван Великий, Антон Дельвиг - Тося, Тосенька, Кюхельбекер - Кюхля, Мясоедов - Мясожоров или Мясин.


Лицейская словесность


В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные", то есть лицейские песни, басни, эпиграммы.

"И изумленные народы Не знают, что им предпринять:

Ложиться спать или вставать".


Методы работы преподавателей


Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов своей работы.

Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения - лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии.

По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали. В Лицее учили сознательно мыслить, рассуждать, спорить об истине. Из стен Лицея не выходили ученые, юристы, филологи; выпускники получали энциклопедическое образование; приобретали гуманистическое мировоззрение, уважение к личности независимо от сословия человека.

Число занятий зависело от знаний учеников. Оно не определялось строго по какому-то документу, а устанавливалось после набора воспитанников, когда уже был известен их уровень подготовки. У каждого нового курса число занятий было своим.

императорский царскосельский лицей пушкин

Педагоги помогали воспитанникам достигать своих целей. Так, Александр Горчаков еще в Лицее решил посвятить себя дипломатической деятельности, именно поэтому учителя доставали для него подлинные дипломатические материалы из Иностранной коллегии. А Федор Матюшкин мечтал стать мореплавателем. Выпускники Лицея не попадали на флот, но директор Энгельгардт помог своему воспитаннику Матюшкину добиться определения на шлюп "Камчатка", которым командовал В.М. Головин. Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: "У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".

Лицеисты воспитывались в атмосфере невозможности посягнуть на достоинство другого человека. В Лицее любой человек, независимо от своего социального положения, имел право на уважение. Лицеистам запрещалось ругать служителей, даже если они были крепостными людьми. В Лицее не было телесных наказаний.

Каждый воспитанник имел свою небольшую комнату, где мог уединиться. Лицей содержался в чистоте, температура воздуха соблюдалась вплоть до градуса. Помещения проветривались, и для того чтобы воздух правильно циркулировал, перегородки в комнатах лицеистов не доходили до потолка. Классы были красивы и просторны.

Вся жизнь в Лицее была направлена на то, чтобы воспитанники правильно развивались, успешно овладевали знаниями и не предавались лени. Шесть дней в неделю делались учебными. Обучение длилось целый год, за исключением августа - месяца каникул. При этом занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не возникало ощущения перегруженности.

Между лицеистами и преподавателями царила свобода общения. Вместе они были семьей. Об особых отношениях между лицеистами и педагогами говорит тот факт, что сохранилось достаточно много карикатур на учителей. Ученики не боялись своих наставников и считали возможным подшутить над ними. Такого не было в других учебных заведениях того времени. Чаще всего здания учебных заведений были плохи и с трудом вмещали воспитанников, аудитории тесны, спальни плохо проветривались. В массе своей другие учебные заведения отличались изнурительной дисциплиной, постоянной зубрежкой.

В Лицее все было по-другому. Между лицеистами взаимоотношения регулировались определенными правилами, где говорилось, что "все воспитанники равны, …воспитанники должны жить между собой мирно и дружелюбно". Благодаря этим правилам и стараниям педагогов в Лицее царил дух товарищества и сплоченности. Никто никогда не выдавал провинившегося, если тот сам не признавался в содеянном.


Распорядок дня лицеистов


Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

6.00 - подъём, молитва

7.00 - 9.00 - учебные занятия

9.00 - чай с белой булкой

9.00 - 10.00 - прогулка

10.00 - 12.00 - занятия

12.00 - 13.00 - прогулка

13.00 - обед

14.00 - 15.00 - чистописание и рисование

15.00 - 17.00 - выполнение домашних занятий

17.00 - чай и прогулка

20.30 - ужин


Форма в лицее


Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - из белого сукна.


Первый выпуск и императорский


В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов.


Лицей при Николае I


После восшествия на престол императора Николая I по указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.

Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.

По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем.

Переезд Лицея из Царского Села


В 1843 году Лицей уезжает из Царского Села.6 ноября 1843 года Император Николай I подписал Указ "О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений". По этому указу Лицей переходил под непосредственный надзор монарха и перемещался из Царского Села в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома.

После этого Царскосельский лицей был переименован в Императорский Александровский лицей.


200-летие Царскосельского лицея


19 октября 2011 года - День лицеиста. Этот день неразрывно связан с именем А.С. Пушкина, с Царскосельским лицеем и с историей всего русского образования. Именно в этот день 200 лет назад открылось легендарное учебное заведение в Царском Селе.

Образование и воспитание подрастающего поколения всегда было общественно важной темой. Время могло менять лишь цели и задачи, стоящие перед педагогами, само же обучение всегда оставалось актуальной задачей общества. Так происходит и в наше время. Образование в России переживает сейчас очень сильные изменения. ГИА и ЕГЭ стали обязательными, начальная школа уже работает по новым стандартам, средней школе предстоит на них еще перейти, в высшем образовании появилась система бакалавриата и магистратуры. Можно критиковать эти перемены или приветствовать - результат покажет лишь время. А сегодня мы хотим вспомнить одно из лучших учебных заведений страны. Именно отсюда выходили в жизнь лучшие люди России: А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.М. Горчаков, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.

Лицей был закрытым учебным заведением, поэтому воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В.Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать "пагубное" влияние, и стремился изолировать детей от этого. Такая система позволила исключить излишнюю опеку со стороны родителей, избалованность, влияние на становление лицеистов извне. Они жили и учились в Лицее. И именно здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение. Из стен Императорского Царскосельского лицея вышла целая плеяда замечательных людей, оставивших след в истории. Поэтому, задумываясь о современных реформах в образовании, полезно помнить об уникальном опыте Царскосельского лицея.

Говоря о великих русских поэтах, самоотверженных декабристах, мы будем говорить о Царскосельском Лицее. Мы будем говорить о нём как о первом привилегированном учебном заведении, в котором готовили юношей к важнейшей государственной службе, как о вольнолюбивой "лицейской республике", открывшей миру имена Дельвига, Пущина, Кюхельбекера и, конечно, Пушкина.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.





Октябрь 1811 года вошел в историю нашей страны открытием Императорского лицея в Царском Селе. Это был первый лицей в России. Целью этого учебного заведения было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Лицеем назвал новую школу автор ее проекта М. М. Сперанский, советник императора Александра I в первую половину его царствования. Это время, когда государь находился под влиянием просветительских идей, время проектов преобразований, надежд и ожиданий, Пушкин назвал «дней Александровых прекрасное начало». Царскосельский лицей стал детищем этого прекрасного времени. По мысли Сперанского, работавшего в ту пору над планами преобразования Российского государства, новой школе надлежало подготовить молодых людей к осуществлению этих планов и работе в преобразованной реформами России. Сперанский считал, что выпускники Лицея должны обладать широтой знаний, умением мыслить, любить Россию и трудиться для ее блага. По словам историка Военского, «Лицей утверждался со светлыми надеждами создать сословие людей государственных, долженствующих вести Россию по пути просвещения и общей пользы».

Программа обучения, разработанная М. М. Сперанским позволяла двенадцатилетним мальчикам, поступившим в Лицей, за шесть лет получить образование, приравненное к университетскому. Однако в лицейском образовании не было специализации. Воспитанников знакомили со всеми важнейшими отраслями человеческого знания. Одна из задач лицейского образования - развить индивидуальные способности ученика. «Склонности и познания, здесь приобретенные, решат, какой путь потом избрать оно (юношество) должно к ознаменованию себя истинными сынами отечества». Случилось так что первым прославил Лицей не государственный деятель, а поэт. Лицей стал колыбелью пушкинской поэзии вошел в творчество поэта вместе с первыми стихами. До конца своих дней Пушкин воспевал школу, его воспитавшую, а стихотворение «19 октября» (1825 года) стало настоящим гимном Лицею. Все воспитанники последующих поколений считали своим долгом знать это стихотворение наизусть.

Со стороны Садовой улицы открывается один из самых красивых видов Царского Села - на дворцовую церковь с куполами, стройную арку с тремя пролетами и Великокняжеский флигель Екатерининского дворца. Возведенный в конце XVIII века И. В. Нееловым, флигель в 1811 году был передан Министерству народного просвещения для размещения в нем Лицея. Архитектор В. П. Стасов перестроил здание и приспособил его для нужд учебного заведения. По воспоминаниям Ивана Пущина, здесь «были соединены все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения». В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление, во втором - столовая, больница с аптекой. В третьем - рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека.

В 1843 году Лицей из Царского Села был переведен в Петербург. Здание перестроили и в течение столетия использовали как жилой дом. В 1899 году на здании была установлена мемориальная доска: «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811-1817». Вторая доска, появившаяся на фасаде в 1912 году, свидетельствовала: «В сем здании с 1811 по 1843 год находился Императорский лицей». Мемориальный музей-лицей был открыт в 1949 году и первоначально занимал лишь часть здания. В последующие годы были восстановлены его историческая планировка и архитектурно-декоративное убранство. 6 июня 1974 года, в день рождения поэта, Лицей предстал перед посетителями таким, каким он был в пушкинское время.

Среди возрожденных помещений - Большой зал. Названный в документах Стасова гимнастическим, или рекреационным, он предназначался для свободного времяпрепровождения. Зал был необыкновенно красив: светлый, просторный, с большими окнами, в простенках - зеркала в золоченых рамах. Стены, расписанные под розовый мрамор, и потолок украшены живописью. В этом зале происходили все важнейшие события в жизни учебного заведения. Самое первое торжество - открытие Лицея 19 октября 1811 года. В этот день учебному заведению была вручена Высочайше дарованная грамота, содержащая Устав Лицея. Сегодня Грамота занимает свое историческое место в Большом зале. В день открытия здесь впервые прозвучали имена тридцати воспитанников первого курса, представленных государю. Пройдет три года, и эти же имена прозвучат в зале вновь - на переводном экзамене при переходе воспитанников на окончательный курс. Одному из воспитанников этот экзамен принесет первую славу. 8 января 1815 года на экзамене по российской словесности Александр Пушкин прочел перед присутствующим на нем патриархом русской поэзии Г. Р. Державиным свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был в восхищении. Он назвал юного поэта своим преемником. Волнения этого дня поэт выразит много лет спустя: «Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом».

Рядом с залом небольшая комната, именуемая Газетной. Она памятна всем питомцам в связи с событиями Отечественной войны 1812 года. «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве», - вспоминал Иван Пущин. В это тревожное время самым шумным и многолюдным помещением в Лицее становится Газетная, где «при неумолкаемых толках и прениях читались русские и иностранные газеты». В эти дни общение воспитанников с наставниками становится особенно тесным - вместе они следят за ходом военных действий, читают и обсуждают реляции, приказы по армии, воззвания к народу. Впервые для питомцев Лицея по особому зазвучали слова «народ» и «Отечество». Они ощутили себя одной семьей, жили одними мыслями, одними чувствами.

Через всю арку, соединяющую Лицей с Екатерининским дворцом, проходит двусветная галерея, в которой размещалась библиотека. Как в пушкинские времена сегодня здесь стоят шесть больших книжных шкафов под красное дерево. В них более семисот подлинных книг лицейской библиотеки. С изданиями французских просветителей соседствуют произведения английских, немецких авторов, книги по истории, богословию, искусству, описания путешествий, законодательные акты, нравоучительные сочинения. Подборка книг свидетельствует об энциклопедизме лицейского образования. Проявлением заботы Александра I об учениках созданной им школы явилось разрешение пользоваться книгами его юношеской библиотеки в Александровском дворце. В отдельном шкафу стоят сочинения русских поэтов и писателей XVIII - начала XIX века, в том числе В. А. Жуковского. В библиотеке были собраны первые издания почти всех русских авторов того времени.

Лицейским уставом было предписано создать в учебном заведении обстановку при которой воспитанники никогда не были бы праздны. Это удалось осуществить: в Лицее царило уважение к умственному труду умственным занятиям. Какие же умственные занятия могут обойтись без чтения? В годы ученичества о пользе чтения рассуждал А. Илличевский: «Чтение питает душу, образует разум, развивает способности». Позднее, вспоминая о лицейском образовании, М. Корф отметит: «Мы мало учились в классе, но больше в чтении и беседах при непрестанном трении умов». «Чтение - вот лучшее учение», - скажет Пушкин.

Два арочных прохода из Большого зала ведут в две небольшие комнаты, предназначавшиеся для занятий после классов. В этих помещениях у каждого воспитанника была отдельная конторка. Сегодня в одной из комнат в качестве образца стоит конторка красного дерева конца XVIII века. На ней среди автографов лицейских стихотворений Пушкина - «Воспоминания в Царском Селе». Спустя много лет после смерти Г. Р. Державина, разбирая архив поэта, Я. К. Грот найдет в его рукописях этот пушкинский автограф. Грот считал, что по этой рукописи Пушкин читал свое стихотворение на переводном экзамене. В аккуратно переписанном стихотворении есть одно исправление, причем в самой первой строке: «Навис покров угрюмой ночи». Слово ночи исправлено на старославянское «нощи». Однако исправление сделано не Пушкиным; считается, что эту поправку сделал сам Державин.

Из комнат для занятий можно пройти в учебный класс, похожий на университетскую аудиторию. В классе стоят расположенные один выше другого, амфитеатром, шесть полуциркульных столов, за каждым из которых размещалось по пять воспитанников. Кафедра для преподавателя поднята на три ступени. Лицеистов рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. Определенного места, где сидел Пушкин, установить невозможно: у разных профессоров поэт занимал разные места. Однако на уроках российской словесности и французской риторики Пушкин неизменно был среди первых. «При самом начале он наш поэт, - вспоминал И. Пущин. - Как теперь вижу тот послеобеденный класс, когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: „Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами". Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили».

После лекций по физике и математике лицеисты для практических занятий переходили из класса в расположенный рядом физический кабинет. Сегодня в физическом кабинете собраны физические и математические приборы пушкинской поры. Это было время гуманитарных наук, и точные науки подчас вызывали уныние и досаду. «О, Ураньи чадо темное, / О, наука необъятная, / О, премудрость непостижная, / Глубина неизмеримая!..» - писал Алексей Илличевский о математике. Однако нет сомнения, что занятия физикой и математикой расширяли кругозор лицеистов, побуждали к познанию тайн Вселенной. В одном из лицейских писем будущего мореплавателя Федора Матюшкина можно прочесть такие строки: «Если бы возможно было смертному вознестись выше земли и видеть строение натуры, источник Солнцев, какое бы приобрел он себе от сего знание и удовольствие...» Всего через несколько лет научно-технические открытия изменят представления о мире и вызовут огромный интерес к точным наукам. И появятся гениальные пушкинские строки: «О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух, / И опыт, сын ошибок трудных, / И гений, парадоксов друг...»

В начале XIX века владение искусством рисования было обязательным для образованных людей. «Рисовальный учитель» С. Г. Чириков применял академическую систему обучения, уделяя главное внимание рисунку. После приобретения первых навыков воспитанники приступали к копированию античных бюстов, фрагментов гравюр, позднее пробовали свои силы в искусстве портрета. Много внимания преподаватель уделял выбору оригиналов для рисования. По словам И.-В. Гете, знакомство с произведениями искусства следует начинать с совершенных образцов, так как вкус должен формироваться только на избранных предметах искусства.

По степени дарования всех своих учеников «рисовальный учитель» разделил на четыре разряда: «отличные дарования», «хорошие дарования», «великие дарования», «средние дарования». Пушкин был включен Чириковым в первый разряд.

До нас дошло более тридцати рисунков первокурсников, два из которых принадлежат Пушкину. На этих рисунках - античные головы, сельские пейзажи, сцены из библейских времен, изображения цветов, птиц, животных. Часть из них (в копиях) можно увидеть в классе.

Соседнее помещение занимал Певческий класс. Музыка и пение входили в число любимых занятий воспитанников. Обучение инструментальной музыке проводилось в виде частных уроков в свободные от занятий часы. На скрипке играли Вильгельм Кюхельбекер, Михаил Яковлев, Сергей Комовский; Николай Корсаков - на фортепьяно и гитаре. Корсаков и Яковлев пробовали свои силы в композиторском искусстве. Стихи Пушкина были положены на музыку еще в лицейские годы его товарищами и пользовались популярностью не только в Лицее, но и в Царском Селе. С 1816 году лицеисты стали заниматься пением под руководством Л.-В.Теппера де Фергюсона. Музыкант и композитор, он не только учил пению, но сочинял для воспитанников духовные концерты, перелагая с разными вариациями концерты Д. Бортнянского. Нередко в Певческом классе проводились занятия, на которых присутствовали оба курса Лицея - старший и младший. Младший оставил описание класса: «Здесь находится филармоническая зала, и любители музыки часто здесь пленяют пением своим лицеян. Иногда же шумным хором, всем собором граждане воспевают национальные песни их...» Сегодня в классе на старинном фортепьяно лежит издание «Прощальной песни» 1835 года, предпринятое бывшим директором Лицея Е. А. Энгельгардтом. Издание «Прощальной песни» Энгельгардт предпринял в связи с исполнявшимся в 1836 году 25-летием открытия Лицея. Энгельгард разослал экземпляры «Песни» своим прежним питомцам, среди которых был и «государственный преступник» И. И. Пущин. В письме к нему в Сибирь Энгельгардт сожалел, что Пущин не услышит напева лицейской песни. Но старый директор ошибался. Товарищи Пущина по заточению разучили «Песнь» и с помощью жен декабристов Марии Волконской и Камиллы Ивашевой исполнили ее для Пущина.

Через весь четвертый этаж проходит широкий коридор. По обе стороны его - комнаты воспитанников. У каждого лицеиста была отдельная комната. В этом проявлялось уважение к личности воспитанника и забота о его здоровье. Над тридцатью дверями прикреплены черные металлические дощечки с номером комнаты, фамилией и именем ее владельца. Комната Пушкина под № 14 оказалась меньше других: с одной стороны в ней была капитальная стена. Свою узенькую комнату поэт нередко называл «кельей», Лицей - монастырем. Такому восприятию способствовало соседство двух церквей, строго регламентированный уклад лицейской жизни, безвыездное в течение шести лет пребывание в Царском Селе. Но как преобразилась «студенческая келья», когда Пушкин почувствовал себя поэтом! Он признавался товарищам, что стихи видит даже во сне. По ночам, когда все засыпали, вполголоса через перегородку велись беседы с «первым другом» Иваном Пущиным, занимавшим комнату под № 13. Нередко речь шла о взаимоотношениях Пушкина с товарищами, которые не всегда складывались просто. Товарищи недоумевали, почему Пушкин, во многом опередивший их, читавший книги, о которых они не имели представления, помнивший все прочитанное, отнюдь не гордился всем этим и даже не ценил. «Случалось точно удивляться переходам в нем: видишь, бывало, его поглощенным не по летам в думы и чтения, и тут же внезапно оставляет занятия, входит в какой-то припадок бешенства за то, что другой, ни на что лучшее не способный, перебежал его или одним ударом уронил все кегли». Пожалуй, объяснение этому противоречию в поведении юного Пушкина дал в разговоре с Н. В. Гоголем В. А.Жуковский, заметивший, что когда Пушкину было восемнадцать лет, он думал как тридцатилетний человек, что его ум созрел гораздо раньше, чем характер, и это часто поражало его, когда Пушкин был еще в Лицее. Когда товарищи поняли, что Пушкин - поэт; отношение к нему переменилось. «Дай Бог ему успеха - лучи славы его будут отсвечиваться в его товарищах», - напишет Илличевский. Эти слова оказались пророческими.

На втором этаже здания лицея развернута литературная экспозиция. Ее открытие состоялось 25 июня 2010 года, в дни празднования 300-летия Царского Села. Экспозиция служит дополнением к мемориальным помещениям третьего и четвертого этажей и в то же время является самостоятельной. История Лицея не исчерпывается годами обучения воспитанников прославленного первого выпуска. Она насчитывает более ста лет существования и заканчивается после революции, когда Лицей, как «учреждение вредное», был закрыт. Посетители имеют возможность познакомиться со всей историей Лицея, которую принято делить на два периода - царскосельский и петербургский. В Царском Селе учебное заведение существовало с 1811 по 1843 год. 6 ноября 1843 года по указу Николая I оно было переименовано в Императорский Александровский лицей и переведено в Петербург. Два больших раздела экспозиции рассказывают о Царскосельском и Александровском лицее. Третий раздел посвящен истории лицейского здания в Царском Селе и созданию в нем музея.

В просторном светлом зале, посвященном царскосельскому периоду, представлены портреты наставников и питомцев, лицейские реликвии, личные вещи воспитанников, виды Царского Села первой четверти XIX века. Материалы рассказывают, как сложились судьбы лицеистов после окончания учебного заведения. Подлинную славу Лицею принесли его первенцы. Первый выпуск вошел в нашу историю именами А. С. Пушкина, поэтов А. А. Дельвига и В. К. Кюхельбекера, мореплавателя адмирала Ф. Ф. Матюшкина, министра иностранных дел, канцлера А. М.Горчакова, декабриста И. И. Пущина, генералов В. Д. Вольховского и К. К. Данзаса, директора Императорской Публичной библиотеки М. А. Корфа. Рассказывает экспозиция и о судьбах тех, кто пришел в Лицей на смену пушкинскому выпуску. Это писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэты Л. А. Мей, В. Р. Зотов, М. Д. Деларю; ученые Я. К. Грот, К. С. Веселовский, Н. Я. Данилевский; создатель общества социалистов-утопистов Н. В. Петрашевский; министры А. В. Головнин, Д. А. Толстой, Д. Н. Замятнин, М. Х. Рейтерн, Н. К. Гирс.

Значительная часть экспозиции посвящена петербургскому периоду существования Лицея. Александровский Лицей отличало уважение к прошлому, сохранение лучших лицейских традиций. Велика роль учебного заведения в деле увековечения памяти А. С. Пушкина. Лицеисты были инициаторами сооружения первого памятника Пушкину. В стенах Александровского Лицея был создан первый в России Пушкинский музей, открыто Пушкинское лицейское общество. Теме «Пушкин и Александровский Лицей» в экспозиции посвящен отдельный зал. В нем представлены материалы, собранные лицеистами и хранившиеся ранее в Пушкинском музее Александровского Лицея. В центре зала установлена модель памятника А. С. Пушкина работы скульптора А. М. Опекушина, открытого в Москве 6 июня 1880 года. Эта модель принадлежала бывшему лицеисту, министру народного просвещения А. В. Головнину и после его смерти подарена Лицею его сестрами.

В этом же зале по сохранившимся фотографиям воссоздана часть интерьера Пушкинского музея Александровского Лицея. На стене - знаменитая картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Справа и слева от картины помещены памятные доски с именами воспитанников первого курса. На одной из них - фамилии лицеистов, вышедших в гражданскую службу. Список открывает Александр Горчаков; в этом же списке и Александр Пушкин. На другой доске - фамилии поступивших в военную службу; здесь первым стоит имя Владимира Вольховского. Картина была написана Репиным по заказу членов Пушкинского лицейского общества к 100-летию Лицея, отмечавшемуся 19 октября 1911 года. Приняв лицейский заказ, Репин с увлечением приступил к работе. Художника ознакомили с полным списком участников экзамена, предоставили для работы портреты некоторых из них, сведения о костюмах той эпохи, зале, где происходил экзамен. Для Репина в Александровском Лицее была устроена инсценировка экзамена, в которой приняли участие воспитанники, директор, преподаватели и воспитатели. Во время инсценировки фотограф Карл Булла запечатлел этот интересный и важный для создания картины момент. Сегодня фотография помещена в витрине, стоящей под картиной.

Еще одна реликвия, хранившаяся когда-то в Пушкинском музее-лицее, - папка-футляр, в которой товарищ Пушкина по Лицею М. Л. Яковлев преподнес в дар учебному заведению автограф стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» (1825 года). На крышке футляра надпись: «19 октября. Автограф Александра Сергеевича Пушкина. Михайловское 1825 года. От совоспитанника поэта Михаила Лукьяновича Яковлева принесенный в дар Лицею 2 марта 1855 года». Сам автограф хранится в Институте русской литературы РАН (Пушкинский дом).

Продолжает раздел экспозиции об Александровском Лицее зал, повествующий о музее «Лицеана», посвященном истории учебного заведения и его ученикам. Размещался музей в «Каменке», комнате, в которой хранился камень от фундамента здания Царскосельского лицея, перевезенный в Петербург в знак преемственности лучших лицейских традиций и неразрывной связи Царскосельского и Александровского лицея. Также, как сегодня в экспозиции, на стенах «Каменки» висели фотографии курсов, портреты знаменитых выпускников; здесь же хранилась библиотека, состоящая из трудов лицейских питомцев, архивы курсов, лицейские реликвии. В «Каменке» происходил последний обряд прощания выпускников с учебным заведением. Положив на царскосельский камень верный спутник лицейской жизни - курсовой колокольчик, созывавший лицеистов «к молитве и ученью», они разбивали его, и кусочки колокола раздавались всем членам курса на память о курсовом единении, о товарищах, о родной школе. Их оправляли в золото, и они служили как брелоки, каких ни у кого не было. Этот же зал рассказывает о праздновании столетнего юбилея, об участии лицеистов в Первой мировой войне, о последних днях Лицея, о судьбах его питомцев, уехавших после революции за рубеж, и трагических событиях в жизни лицеистов, оставшихся в советской России.

Окна последних залов экспозиции выходят на Знаменскую церковь и лицейский сад. Знаменская церковь - первое каменное строение Царского Села. Здесь хранилась святыня города - древняя родовая икона дома Романовых - образ Знамения Божией Матери. Церковь была приходской, но среди прихожан нередко можно было увидеть и лицеистов.

Лицейский сад сегодня невозможно представить без памятника А. С. Пушкину. Открытие памятника состоялось 15 октября 1900 года. Средства на его создание собирались по подписке, организованной среди жителей Царского Села. Автор памятника академик Р. Р. Бах, житель Царского Села. Скульптор изобразил юного поэта в лицейской форме, незадолго до окончания Лицея, сидящим на чугунной скамье, каких в ту пору было немало в царскосельских парках. Активное участие в постановке памятника принимал поэт И. Анненский. Им были подобраны строки из произведений Пушкина, высеченные на трех сторонах гранитного постамента. Перед открытием Анненский очень волновался. Проснувшись ночью, он подумал, что одну из цитат выбили неточно: вместо «весной при кликах лебединых» написали «весной при криках лебединых». В пятом часу утра он побежал в лицейский сад и убедился, что написали правильно. Когда поэт рассказал об этом знакомым, один из них воскликнул: «Какая разница!». «Разница, - ответил Анненский, - целое столетье!». Искусствовед Э. Ф. Голлербах, присутствовавший при открытии памятника, вспоминал: «В минуту, когда брезент сползал, я задыхался от волнения. Меня обуял такой восторг, как если бы мне показали живого Пушкина». Здесь, у памятника поэту, в феврале 1937 года состоялся митинг трудящихся города, на котором сообщили о присвоении Царскому Селу имени Пушкина. Памятник поэту в лицейском саду стал одним из символов города, носящего его имя.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ЗМЕЕВ В. А.

ИМПЕРАТОРСКИЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

В системе высшего образования императорской России особое место занимал Императорский лицей. Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811 году недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания лицея принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М. М. Сперанскому.

Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики в возрасте 10–12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории.

Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.

Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмен (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Второй курс (окончательный) охватывал разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 г. из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил император.

Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, которого утверждал император. Первым директором был статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.

Следует отметить, что Царскосельский лицей находился под патронажем императора России. Кроме того, граф А. К. Разумовский официально именовался главой Лицея со званием его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого лицеиста, бывал на занятиях и участвовал в приеме экзаменов.

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник – преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.

Особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами. Среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги.

Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н. Ф. Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку. Выпускники Лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других мировых классиков. Приглашенный из Швейцарии профессор Д. И. де Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Уроки по этому предмету проводили ежедневно, кроме того, лицеистам рекомендовалось в свободное время читать литературу Франции в подлинниках. Директор Лицея требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой по-французски.

Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор Ф.-Л. Де Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Его отличали методическое мастерство, дисциплинированность и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор И. К. Кайданов с 1811 по 1841 год преподавал в Царскосельском лицее исторические науки. Он был автором нескольких учебников и пособий для лицеистов.

Профессором нравственных наук был А. П. Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Профессор Куницын был в числе лучших преподавателей своего времени.

Я. И. Карцев основал в Царскосельском лицее кафедру физико-математических наук, устроил физический и минералогический кабинеты. Согласно учебной программе, математика в Лицее подразделялась на чистую и прикладную, а физика – на теоретическую и техническую. Кроме того, профессор Я. И. Карцев читал лицеистам курсы по некоторым разделам военных наук (артиллерии, фортификации, морскому делу и другим).

Основным специалистом по военным наукам был профессор А. М. Пушкин, который читал лекции по полевой фортификации и другим предметам. После его смерти в 1821 году на должность профессора по военным наукам предложили капитана А. В. Устинова. Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и прочее.

Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов своей работы. Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения – лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии. Преподавателям запрещалось диктовать новый материал учебных предметов. Они должны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На менее подготовленных учеников педагоги обращали особое внимание, а также занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Профессора, адъюнкты и учителя не переходили к отработке нового материала, пока все лицеисты не усвоили предыдущий. По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали.

Лицеисты с большим интересом занимались изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Чистописание преподавал учитель Ф. П. Калинич, рисование – С. Г. Чириков, а музыку и пение – Ф. Б. Гальтенгоф. Уроки танцев давали И. И. Эбергардт и другие иностранцы, специально приглашенные в Лицей. Учителем фехтования в период с 1812 по 1824 год был также иностранец Вальвиль.

Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этому предмету был полковник лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились три раза в неделю посменно. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора (инструктора по выездке лошадей и верховой езде).

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Разумное сочетание умственных и физических нагрузок благотворно влияло на развитие лицеистов.

Царскосельский лицей являлся закрытым учебным заведением; выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье – из белого сукна.

Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего – золотом.

Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения.

В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем – старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей. Рядом с дворцом в отдельном строении находился служебный блок и квартира директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.

В парадном зале Лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы (бархат, шелк, бахрома, кисти). В классных комнатах столы покрывались алым сукном. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы – из петербургского Гостиного двора. Воспитанники пользовались столовыми приборами из серебра и кружевными салфетками.

На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

Большое значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека, созданная в 1811 году. Заведовал ею знатный библиотекарь, который должен был закупать необходимые для учебного процесса книги и пособия, описывать газеты и журналы, следить за их сохранностью и выдавать читателям.

Первоначально фонд библиотеки Лицея сформировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца (1670 единиц). Затем в библиотеку стали ступать практически все лучшие отечественные и зарубежные книги. Для читателей выписывались следующие периодические издания: «Вестник Европы», «Военный журнал», «Друг юношества», «Исторический и статистический журнал», «Русский инвалид», «Сын Отечества», «Христианские чтения» и другие. Наибольшим спросом в библиотеке пользовались учебные пособия штатных профессоров Лицея.

Неослабное внимание уделялось религиозному воспитанию юношей, организатором которого являлся пресвитер Н. В. Музовский. Кроме плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. По воскресным и праздничным дням лицеисты присутствовали на богослужениях. Все ученики посещали занятия по духовному пению и учились ему с большим старанием.

Существенное воспитательное значение имела Табель об успехах, прилежании и дарованиях воспитанников Лицея, которая составлялась на основании ведомостей, подававшихся профессорами, адъюнктами и учителями каждые полгода. В Табели отмечались успехи и недостатки каждого лицеиста в учебе, что становилось предметом всеобщего обсуждения.

8 января 1815 года состоялись первые переводные испытания лицеистов младшего курса. На экзамен по российской словесности приехали великий поэт Г. Р. Державин и другие любители просвещения.

Уже при первом наборе воспитанников в Царскосельский лицей было очевидно, что изначальный уровень подготовки юношей существенно различался. Требовались значительные усилия профессоров и преподавателей для дополнительных занятий по отдельным предметам с теми лицеистами, которые отставали в усвоении учебной программы. Чтобы поступающие в Лицей имели примерно одинаковый общеобразовательный уровень, необходимо было открыть подготовительное учебное заведение.

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса – 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 – офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился. Достаточно сказать, что за 33 года деятельности Царскосельского лицея офицерами были выпущены 52 человека из 286 окончивших полный курс (14,6 %). Офицерам, окончившим Лицей, предоставлялись права выпускников Пажеского корпуса, что давало возможность быстрого продвижения по военной службе.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Таким образом, непосредственное заведование Лицеем перешло к генерал-адъютанту П. В. Голенищеву-Кутузову. Начался новый этап его истории.

Восшествие на престол императора Николая I имело серьезные последствия для российской системы народного образования. По указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы. Кафедра военных наук была закрыта, а вместо ее предметов стали вводить логику, психологию, статистику и географию. Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый. 28 июня 1832 года было утверждено Положение о своекоштных воспитанниках Лицея. К 50 казенным воспитанникам прибавилось 50 своекоштных с платой по 2000 рублей в год за каждого. Обе категории обучаемых имели одинаковые права. За казеннокоштными воспитанниками сохранили привилегию на получение денежного пособия при выпуске.

По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12–14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем. Предусматривались следующие вступительные экзамены: закон Божий, российский язык, латинский язык, немецкий или французский язык, математика, география и история. Новое положение позволило улучшить качественные характеристики обучаемых и увеличить их число.

В последующие годы внимание императора и высших сановников к Лицею не ослабевало. Из года в год на нужды воспитанников, профессоров и чиновников выделялись все большие суммы. Лицеисты получали новые льготы и привилегии: похвальные листы и подарки за успехи в учебе, занесение имен лучших учеников на мраморные доски почета, разрешение воспитанникам 4-го класса носить маленькие шпаги, увеличение денежного пособия при выпуске и прочие льготы.

Император Николай I 6 ноября 1843 года подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это означало перевод лицея под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитное высшее учебное заведение мирового класса 6 .

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ (Б/А)

В первые годы своего существования Лицей был прогрессивным учебным заведением. В нем была свобода творческой, воспитательной и учебной деятельности. Здесь учили сознательно мыслить, рассуждать, спорить об истине, о справедливости и добродетели. Девиз Лицея при первом директоре В. Ф. Малиновском – «Для общей пользы». Именно эта идея легла в основу обучения в Лицее. Это же было девизом и при втором директоре, Е. А. Энгельгардте. Педагоги старались развить индивидуальность каждого ученика, выявить их лучшие душевные качества, в каждом ученике они видели и уважали личность. Из стен Лицея не выходили ученые, юристы, филологи; выпускники получали энциклопедическое образование; приобретали гуманистическое мировоззрение на жизнь, уважение к личности независимо от сословия человека.

Обучение длилось шесть лет и делилось на два курса. Первый курс давал образование, равное объему изученного материала в старших классах гимназии. Второй курс давал высшее, университетское образование. После первого курса сдавали переходные экзамены, а после второго – выпускные. Публичные экзамены проводились каждые полгода всеми профессорами в присутствии директора. Отличившиеся на этих экзаменах получали награды и поощрения. Ежегодно бывали открытые испытания по особенному приглашению. Воспитанники, не справившиеся с испытанием, не переводились в другой класс, пока не исправлялись.

На первом этапе обучения предпочтение отдавалось словесным наукам перед техническими. Самое большое число часов в неделю было отведено грамматике, историческим наукам и словесным, особенно иностранным языкам. Иностранные языки учили не меньше 4 часов в день. В свободное от уроков время были дни, когда разговаривали на французском или немецком языках. Считалось, что сначала надо изучить науки, требующие простого запоминания, а затем уже изучать науки, требующие зрелого ума. Изучение наук математических и физических ограничивалось первоначальными сведениями. Это делалось для того, чтобы оставить возможность и время углубленно изучать словесные науки.

На старшем курсе обучения предпочтение отдавалось нравственным, физическим и математическим наукам, при этом иностранные языки продолжали интенсивно изучать.

Число часов зависело от знаний учеников. Оно не определялось строго по какому-то документу, а устанавливалось после набора воспитанников, когда уже был известен их уровень знаний. И у каждого нового курса оно несколько отличалось. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов – латинским, 10 часов – немецким, 3 часа – русским, 4 часа – математикой, 3 часа – географией, 3 часа – историей, 3 часа – чистописанием и 2 часа – рисованием. Итого в неделю было 47 учебных часов.

Профессора должны были удостовериться в том, что пройденный материал усвоен, а лишь затем обучать дальнейшему. Рекомендовалось особое внимание уделять малоспособным. Изучение материала усложнялось постепенно. Так, например, изучая латинский язык, лицеисты вначале учили грамматику, затем делали переводы, потом писали сочинения на латинском языке. В старших классах занимались аналитическим чтением классиков и переводом на русский язык лучших мест из трудов этих писателей. Многие лицеисты ещё подростками выбрали свой жизненный путь и стремились настойчиво к своей мечте.

Способности Пушкина были столь очевидны, что никто не сомневался в его призвании. В. Вольховский хотел стать военным и с упорством готовил себя к будущей профессии. Он не только лучше всех учился, но и закалял свою волю. Он вел спартанский образ жизни: вставал раньше всех, обтирался холодной водой, спал на досках без матраса, толстые словари служили ему подушками. Так воспитывал в себе Владимир Вольховский волю. За это товарищи прозвали его «Суворочкой».

Педагоги помогали воспитанникам достигать своих целей. Так Александр Горчаков ещё в Лицеи решил посвятить себя дипломатической деятельности, именно поэтому учителя доставали для него подлинные дипломатические материалы из Иностранной коллегии. А Ф. Матюшкин мечтал стать мореплавателем. Он зажегся идеей увидеть мир и добился этого. Выпускники Лицея не попадали на флот, но директор Е. А. Энгельгардт помог Ф. Матюшкину добиться определения на шлюп «Камчатка», которым командовал В. М. Головин. Так Матюшкин попал на корабль, отправлявшийся в кругосветное путешествие. Для воспитанников, мечтавших о военной службе, были организованы занятия по военной подготовке.

Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Не только идеи были прогрессивны в этом учебном заведении. Здесь идеи воплощались в жизнь. Лицеисты воспитывались в атмосфере невозможности посягнуть на достоинство другого человека. Для дворян это была истина среди людей своего сословия. В Лицее же любой человек, независимо от своего социального положения, имел право на уважение. Лицеистам запрещалась ругать служителей, даже если они были крепостными людьми. В Лицее не было телесных наказаний.

Каждый воспитанник имел свою небольшую комнату, где мог уединиться. Лицей содержался в чистоте, теплота воздуха наблюдалась по градусам. Помещения проветривались, для того чтобы воздух правильно циркулировал, перегородки в комнатах лицеистов не доходили до потолка. Классы были красивы и просторны.

Дети жили по строгому расписанию: 6 ч. – подъем, сборы, молитва; 7–9 ч. – уроки; 9–10 ч. – чай, прогулка; 10–12 ч. – уроки; 12–13 ч. – прогулка; 13 ч. – обед; 14–15 ч. – чистописание или рисование; 15– 17 ч. – уроки; 17 ч. – чай; до 18 ч. – прогулка; 18–20.30 ч. – повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам – танцы или фехтование); 20.30 – ужин; до 22 ч. – рекреация; 22 ч. – молитва и сон. Каждую субботу – баня.

Вся жизнь в Лицее была направлена на то, чтобы воспитанники правильно развивались, успешно овладевали знаниями и не предавались лени. Шесть дней в неделю были учебными. Обучение длилось целый год, за исключением августа месяца, когда были каникулы. Но занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не было ощущения перегруженности. Об этом писал Илличевский: «… у нас по крайней мере царствует свобода (а свобода дело золотое), нет скучного заведения сидеть на местах… летом досуг проводим в прогулках. Зимою в чтении книг, иногда представляем театр, с начальниками обходимся без страха, и шутим с ними, смеемся».

На уроках профессора не только заставляли себя слушать, они старались заставить воспитанников мыслить, понимать главное. В Лицее можно было рассказывать пройденный материал своими словами, а не зубрить его наизусть. Нам кажется, что это естественно, но для того времени это было ново и не практиковалось в других учебных заведениях.

Семья лицеистов оказалась интернациональна. Броглио был итальянцем, Горчаков, Данзас, Матюшкин, Дельвиг, Корф имели немецкие корни, а Кюхельбекер был немцем с обеих сторон. Но Лицей воспитывал всех учеников в духе любви к России.

Ученики были разного вероисповедания. Так, Матюшкин был лютеранином, а Данзас – католиком. Но в Лицее этому не придавалось особого значения.

Преподаватели относились к воспитанникам как к взрослым. Они обращались к ним на «вы» и обязательно к фамилии прибавляли слово «господин». Лишь директор Е. А. Энгельгардт обращался к ученикам на «ты», но это было знаком того, что ученик – его друг. Лицеисты не обижались на это, а, наоборот, знали, что если директор стал говорить им «вы», то значит, они в чем-то провинились.

Между лицеистами и преподавателями была свобода общения. Вместе они были семьей. Профессор Московского университета С. П. Шевырев писал: «Лицей был заведением совершенно на западный лад: здесь получали западные журналы для воспитанников, которые в играх своих устраивали между собой палаты, говорили речи, издавали журналы и прочее, вообще свободы было много».

Об особых отношениях между лицеистами и педагогами говорит тот факт, что существует достаточно много карикатур на учителей. Ученики их не боялись и считали возможным подшутить над ними.

Этого не было в других учебных заведениях того времени…

Между лицеистами взаимоотношения регулировались определенными правилами, текст которых был вывешен в коридоре 4-го этажа. Там говорилось, что «все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было,…воспитанники должны жить между собой мирно и дружелюбно». Благодаря этим правилам и стараниям педагогов в Лицее жил дух товарищества и сплоченности. Никто никогда не выдавал провинившихся, если он сам не признавался в содеянном.

Об этом особом отношении между лицеистами писал В. Н. Коковцев, который учился уже в императорском Александровском Лицее: «Я всегда считал отличительною чертою нашей «лицейской связи» – полное отсутствие всяких различий по признаку внешних материальных и иных преимуществ одних перед другими. Эту особенность поддерживало в полной мере и все наше начальство как низшее, так и высшее, и это чувствовалось буквально на каждом шагу». «Среди нас, за все шесть лет нашей жизни в Лицее … никогда не было случая выслужиться перед начальством, приобрести какое-либо исключительное для себя благоволение, в особенности в ущерб кому-либо из курса. Это называлось на языке лицеистов «подхалимством» и с первых же дней поступления было заранее высмеяно и обречено на беспощадное осуждение. Рассказанные тотчас же случаи «фискальства» или жалобы воспитателю на обиду, причиненную кем-либо из товарищей, ликвидировались совершенно непререкаемым вердиктом – возмездия от всего класса… с первых же шагов нашей общей жизни в новой обстановке это стало очевидно само собою».

Особое внимание в Лицее уделялось чтению. Здесь была своя библиотека, составленная из лучших книг. Книги покупались директором и профессорами, на приобретение их денег не жалели. Но все равно книг не хватало, поэтому директор Е. А. Энгельгардт выхлопотал разрешение царя на передачу Лицею библиотеки Александровского дворца. Библиотека была передана в конце 1818 года, когда первый курс уже закончил обучение.

За чтением лицеистов старались следить. Так, ученикам первого курса книги отпускались из библиотеки только учебные и классические. Когда воспитанники взрослели, то книги выдавались по записке профессора и по усмотрению надзирателя. В Лицее воспитанникам внушалось, что без чтения книг человек не может состояться как свободная творческая личность. Именно здесь формировалось такое понятие, что не читать книг, не интересоваться книгами – значит не быть интеллигентным человеком...

В Лицее не обучали актерскому мастерству, как это делали в Санкт-Петербургском Шляхетском корпусе, Институте Благородных девиц или в Московском Благородном университетском пансионе. Однако уже в первый год обучения воспитанники по собственному желанию разыгрывали пьесы. Лицеисты посещали представления крепостного театра графа Варфоломея Толстого, жившего в Царском Селе.

Министр просвещения запрещал театр в Лицее, так как считал, что он отвлекает от учебы и делает Лицей похожим на существовавшие тогда учебные заведения. Но театральные постановки ставились лицеистами, несмотря на недовольство министра. Директор Лицея понимал, что театр является средством совершенствования в ораторском искусстве, он позволяет научиться свободно владеть своим телом, культурой жеста, позы, а также учит непринужденно чувствовать себя в любой ситуации. Театр вошел в жизнь Лицея, как и балы, на которых лицеисты учились обычаям света. Со временем без театральных постановок не обходился ни один праздник. Е. А. Энгельгардт, несмотря на свои директорские обязанности, успевал писать небольшие пьесы и ставить их с воспитанниками.

Первоначально представления разыгрывались для учеников и администрации. Все женские роли в пьесе менялись на мужские. Но постепенно стали ставить не только комедии и водевили, но и серьезные драмы. Женские роли сохранялись, исполняли их переодетые и загримированные лицеисты. На представления стали приглашать гостей, родителей, жителей Царского Села. Газеты Санкт-Петербурга давали подробный отчет о праздниках в Лицее.

В Лицее была своя система наказаний и поощрений. Так, провинившиеся ученики сидели на задних партах в классе и во время еды, записывались на специальной черной доске... Лицеистов могли лишить общего стола и посадить на хлеб и воду, но такое наказание могло продолжаться не более двух дней. За особые провинности могли посадить в карцер, где к лицеисту приходил директор и делал ему внушение. Такое строгое наказание могло продолжаться не больше трех дней. Оно использовалось крайне редко в этом учебном заведении.

Иногда лицеисты могли и сами наказать провинившегося. Николай Николаевич Фиге, выпускник императорского Александровского Лицея, сын бывшего лицеиста, вспоминал об этом так: «Чувство товарищества, чести мундира, корпоративность были у нас всех очень развиты. Мы все с первых же дней вступления считали себя членами одной семьи… Традиции в Лицее играли громадную роль, и неписанный закон был гораздо сильнее писанного. С ним приходилось считаться всему лицейскому начальству. Класс имел право и в некоторых случаях удалять из своей среды нежелательного воспитанника, а, следовательно, и из Лицея неподходящих товарищей. Одним из самых тяжких наказаний было отлучение из класса, когда по постановлению класса все товарищи переставали не только говорить, но и иметь какое-либо общение с отдельным воспитанником. Такие меры принимались обыкновенно против воспитанников, совершивших поступок, который было трудно квалифицировать по официальной шкале прегрешений. Он обыкновенно касался области товарищеских отношений и порядочности и бывал ответом на такие действия, которые, по мнению наших молодых голов, были недостойны звания лицеиста».

У Ю. Н. Тынянова встречается еще один вид лицейского наказания, который был самым действенным для лицеистов. Это лишение на день лицейского мундира и облачение в одежду, в которой воспитанник приехал из дома.

Отличившихся воспитанников поощряли. Их имя записывали на специальной белой доске золотыми буквами. Ученикам, успешным в определенной науке, дарились книги с подписью директора и профессора той науки, в которой ученик показал успехи. В конце обучения выпускники получали медали и похвальные листы. Было заведено давать одну большую золотую медаль, одну малую золотую медаль и серебряные медали. Нередко преподаватели прислушивались к мнению лицеистов при награждении выпускников. Так, при первом выпуске Горчаков и Вольховский одинаково закончили обучение, но большая золотая медаль по просьбе сокурсников была вручена Вольховскому, так как он был более прилежным, старательным и скромным.

Лицей был закрытым учебным заведением, поэтому воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В. Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать «пагубное» влияние и стремился изолировать детей от этого. Он хотел разорвать связи учеников с семьей, бытом, со всей системой общественных несправедливых отношений. Он писал: «… заносчивость, запальчивость и купно низость и раболепствие – от воспитания, жизни и обхождения с рабами. Человек приучается, с одной стороны, к неограниченной воле, с другой – к покорности и слепому повиновению. Самовольство и страх – плоды рабства».

Побывать дома лицеистам было разрешено только на рождественских каникулах в 1817 году. Эта система позволила лишить родителей возможности баловать детей, исключить влияние на становление лицеистов из вне. Они жили и учились в Лицее. Здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение 7 .

В город Пушкин (до 1918 года - Царское Село), бывшую загородную резиденцию русских императоров, теперь приезжают в целях ознакомления с местными достопримечательностями - Екатерининским дворцом и парком, для совершения экскурсии по Царскосельскому лицею, которая займет немногим больше получаса времени. Лицей Пушкина в Царском Селе - это особенное место, которое должен посетить каждый турист.

Популярность места

Учитывая то, что количество желающих посетить царские покои никогда не уменьшается, лучше заранее покупать билеты в но так, чтобы перед этим можно было прогуляться по знаменитому учебному заведению, теплые воспоминания о котором можно встретить в одном из произведений великого поэта и писателя.

Музей-лицей Пушкина в Царском Селе предлагает посетителям окунуться в старый быт и увидеть парту, за которой сидел один из самых талантливых людей России.

Немного истории

Первых своих учеников принял в 1811 году. Таким образом, дата его основания приходится на период эпохи либерализма Александра I. На учебу привозили своих чад 12-14-летнего возраста родители очень знатных дворянских родов, поскольку перед учебным заведением ставилась очень непростая задача - выпускник должен быть готов к «важным частям службы государевой».

Первых поступающих вначале даже не предупредили о том, что им предстоит находиться в стенах Лицея целых шесть лет без возможности ездить домой. Им преподнесли сюрприз только в конце дня поступления, когда дети полакомились вечерним десертом. Лицей Пушкина в Царском Селе имел особую значимость для высокопоставленных людей того времени. Все желали отдать своих детей на воспитание профессиональным учителям.

План постройки Царскосельского лицея

Между зданиями лицея и Екатерининского дворца сооружена соединительная арка с алтарной частью (хорами) придворной церкви. Постройка учебного заведения имеет 4 этажа, каждый из которых нес свое функциональное предназначение:

  • Самый нижний этаж использовался под жилые помещения, в которых жили инспекторы, чиновники, служащие и гувернеры.

  • На следующем этаже располагались конференц-зал с находящейся рядом канцелярией, больница и аптека, столовая, где питались сотрудники и учащиеся. Очень популярен у туристов лицей Пушкина в Царском Селе. Фото музея можно посмотреть в этой статье.
  • Этажом выше в двух классах проходил учебный процесс. В одном из них занятия проводили после прочтения лекций. Также на третьем этаже располагался физический кабинет, а внутри арки, о которой шла речь выше, находилась комната для периодических изданий - журналов и газет. В актовом зале на том же этаже 18 октября 1811 года в торжественной обстановке произошло открытие Царскосельского лицея. А в 1815 году состоялось еще одно историческое событие - лицеист Пушкин, которому тогда исполнилось только 15 лет, во время экзамена продекламировал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», заставив даже прослезиться пожилого Державина.
  • На четвертом этаже жили учащиеся. Со слов Пушкина, комнатки напоминали очень узкие «кельи», которые как для отпрысков знатных родов были обставлены довольно-таки скромно, по-спартански, с минимумом удобств. Мебель не блистала роскошью и представлена была всего лишь зеркалом, железной кроватью, комодом, конторкой и столом для умывания. В одной из таких комнат, под номером 14, жил и проводил свой досуг лицеист Пушкин. Годы учебы настолько впечатались в память, что спустя некоторое время после завершения учебы успевший прославиться Александр Сергеевич в конце каждого из писем, адресованных друзьям-лицеистам, ставил подпись «№ 14».

Распорядок дня лицеиста

Дворянским детям приходилось жить в спартанских условиях, в комнате была далеко не комфортная температура воздуха - в пределах 17 градусов. Лицей Пушкина в Царском Селе был образцом дисциплины. Лицеисты должны были придерживаться следующего порядка дня:

  1. Каждое утро подъем, как в армии, - 6.00.
  2. Строго один час отводился для того, чтобы, проснувшись и протерев глаза, последовательно совершить доведенные до автоматизма действия: утренний туалет, одевание, молитва, повторение уроков.
  3. Начало занятий - 7.00. Два из них проводились до обеда по два часа с некоторым перерывом. Во время первого перерыва лицеисты завтракали чаем и белой булкой, остальное время перед следующими двухчасовыми занятиями посвящали небольшой прогулке.
  4. Затем следующих два часа занятий, после которых разрешалось прогуляться, а потом надлежало повторять уроки.
  5. 13.30 - обед, который обычно состоял из трех блюд.
  6. Послеобеденные три часа занятий проводились в классной комнате с тремя рядами парт.
  7. и обязательные занятия физическими упражнениями.
  8. Ужинали лицеисты в 20.30.

Лицей Пушкина в Царском Селе пользовался уважением, родителям нравились строгие порядки, которых должны были придерживаться дети. В общей сложности приходилось заниматься по семь часов в день. Учебный год начинался 1 августа и заканчивался 1 июля следующего календарного года. В Царском Селе воспитанникам полагалось находиться даже в период каникул, которые длились целый месяц. Шестилетний учебный период состоял из двух частей: первые три года - начальное отделение, а следующие три года - окончательное отделение. За это время воспитанники успевали получить не только среднее, но и высшее образование. Программа обучения почти не соответствовала той, что преподавалась на юридическом и философском факультетах. Причем выпускники лицея приравнивались к выпускникам университетов.

Цены и режим работы

Кроме Пушкина, Царскосельский лицей окончили еще много известных личностей, таких как Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Корф, Горчаков и др.

Обязательно посетите лицей Пушкина в Царском Селе. Режим работы - с семи утра и до одиннадцати вечера. Стоимость билета - 120 рублей, дети до 18 лет проходят бесплатно. Скидки представляются и пенсионерам, им билет в музей обойдется в 30 рублей.

Если вы приехали в Пушкин (Царское село) с желанием посетить Екатерининский дворец и парк, выберите 40 минут на посещение музея Царскосельского Лицея. Скорее всего вы купите билеты в Екатерининский дворец не на ближайшее время, поскольку желающих посетить императорские покои великое множество, и у вас будет время для посещения воспетого Пушкиным учебного заведения.

Царскосельский Музей-Лицей находиться в 30 метрах от касс дворца, в четырехэтажном флигеле.

На входе есть информация о стоимости билетов:

билет для взрослых – 150 рублей;

билет для школьников – 70 рублей;

билет для студентов – 90 рублей;

билет для пенсионеров – 50 рублей.

Фотосъемка в музее – 200 рублей. (В музее можно фотографировать без использования вспышки бесплатно).

Музей работает с 10-30 до 17-00. Выходной-вторник.
Последняя пятница месяца – санитарный день.

В музей пускают группами. Поэтому подходите к крыльцу около входа в Лицей и ждите, когда соберется не менее 15 человек. Затем вас проводят к кассе для покупки билетов. Буквально через несколько минут в холле, где располагается памятник юному Пушкину, подходит экскурсовод и начинается экскурсия.


Вам расскажут о создании в 1811 году лицея, о первых 30 воспитанниках, среди которых был 14-летний Пушкин.

Детей из дворянских семей по протекции известных российских деятелей брали в лицей в возрасте от 12 до 14 лет. Интересно, что первые воспитанники узнали, что они будут находиться в течение шести лет безвыездно в учебном заведении только вечером в день поступления, после вечернего десерта. Представьте реакцию совсем еще детей на эту новость.


Хотя все ученики были дворянами, в лицее были спартанские условия для проживания. В комнатах поддерживалась температура 14-17 (!) градусов. Дети вставали ежедневно в шесть утра. В течение часа нужно было провести утренний туалет, одеться, помолиться и повторить вчерашние уроки.

В семь утра начинались первые два часа занятий. Затем завтрак («чай с белой булкой») и небольшая прогулка. Два часа занятий, прогулка и повторение уроков. Обед из трех блюд в половине второго дня.

После обеда 3 часа занятий в классной комнате. Вечером снова прогулка и физические упражнения и ужин полдевятого.


Ежедневно юные воспитанники занимались не менее семи часов.

Учеба продолжалась с 1 августа по 1 июля. Месяц каникул лицеисты также проводили в Царском селе.

В Лицее было заведено, что на каждом уроке самые успевающие ученики сидели ближе всех к учителю. Юный Пушкин мог похвастаться первой партой на уроках русской и французской словесности.


Также Александр Сергеевич, благодаря своей врожденной активности, преуспел в плавании, фехтовании, верховой езде, катанию на коньках.


Несмотря на сложную программу, ученики успевали заниматься выпуском собственной газеты, где от руки писали свои эпиграммы, стихи, рассказы и рисовали безобидные карикатуры на своих друзей.


Один свободный час с девяти до десяти вечера многие воспитанники использовали на чтение и изучение иностранных языков. Замечательная библиотека находилась в арке-переходе в императорский дворец.


В лицее на занятиях обучали французскому, немецкому и латинскому языку. Были дни, когда можно было говорить только на заданном преподавателями языке.

Ученикам выставляли оценки по европейской системе. Лучшая оценка – 1, неудовлетворительно – 4. Интересно, что если ученик «не проявлял какого-либо интереса к предмету», ему ставили «0» и не заставляли учить предмет через силу. Однажды Александр Пушкин получил «0» по алгебре, но учитель лишь махнул рукой: «Иди лучше пиши свои стихи».

Ученики лицея вместе всей душой переживали за судьбу отечества в 1812 году. Под аркой, соединяющей Екатерининский дворец и флигель лицея, проходили гренадерские полки на войну. По воспоминаниям самих лицеистов, они плакали, бежали вслед, крестили уходящих солдат и офицеров.


В 1815 году был проведен первый публичный экзамен, на котором присутствовал Державин. Стихотворение Пушкина «Воспоминание о Царском Селе» разбудило дремлющего Державина. Сам Пушкин видел реакцию на его стих, разволновался, убежал, спрятался. В тот день просьбу Державина привести к нему юного поэта для объятий не выполнили. Впоследствии Александр Сергеевич Пушкин был благословлен Гаврилой Романовичем в свои преемники и продолжатели русской поэзии.


Каждый курс Царскосельского лицея придумывал себе на общем собрании девиз, который вел через все годы учебы. Девиз пушкинского курса «Для общей пользы» до сих пор считается самым лучшим за всю историю лицея до 1918 года.


В учебной программе было много времени посвящено описанию жизнедеятельности великих людей прошлого. Преподаватели считали, что живой исторический пример должен подвигнуть юношей к желанию стать лучше. В лицее были запрещены телесные наказания – это прямо было записано в уставе. С первых дней лицеисты были равны меж собой не смотря на звания, заслуги предков и вероисповедание (в первом выпуске была половина православных, остальные католики и лютеране). Нельзя было кричать на крепостных, которые опекали учеников.


Возможно все это повлияло на то, что все выпускники первого выпуска Императорского лицея прославляли Россию. Из наиболее известных нам: Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский, Канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков, декабрист Иван Иванович Пущин.

Комната номер четырнадцать, в которой 2060 дней жил, учился, сочинял Пушкин, выглядит как каморка. Небольшого размера, две стены не доходят до потолка, кровать, конторка и стол для умывания.

Спасибо реставраторам, воссоздавшим к 150-летию Великого русского поэта Царскосельский лицей. Спасибо экскурсоводам за увлекательный рассказ о лицее и его первых выпускниках с цитированием стихов Александра Сергеевича.

…Куда бы нас ни бросила судьбина,

и счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.