Чем отличается высшее образование от высшего профессионального. Чем гимназия отличается от школы: особенности, отличия и отзывы

Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок получил качественное образование, не только стал успешным в школе, но и смог поступить в престижное высшее учебное заведение на бюджетной основе, получить после завершения обучения хорошую должность. Попробуем выяснить, чем гимназия отличается от школы, оценить уровень преподавания в обычном и специализированном учебном заведении.

Общие и отличительные черты школ и гимназий

Рассуждая над тем, выявим для начала их общие черты. Они относятся к общеобразовательным учреждениям, где у школьников есть возможность получать аттестаты государственного образца. Рассуждая над тем, чем гимназия отличается от школы, отметим разницу в правилах приема в учебное заведение.

Достаточно часто у школьников появляются серьезные проблемы с усвоением учебного материала из-за того, что неправильно был выбран тип учебного заведения.

Лицеи и гимназии: сходные характеристики

Между лицеем и гимназией, например, есть определенное сходство. Например, в обоих учебных заведениях процесс обучения основывается на федеральных образовательных стандартах. Преподаватели в такие заведения приглашаются на конкурсной основе.

У каждого лицея, гимназии существует определенный спонсор, помогающий учебному заведению решать вопросы, касающиеся материально-технического обеспечения. Кроме того, среди сходных параметров можно назвать изучение некоторых предметов на профильном (углубленном) уровне.

Отличия между гимназиями и лицеями

Попасть в государственный лицей можно только после окончания семи или восьми лет обучения в основной школе. Большая часть лицеев, существующих в нашей стране, имеет техническую направленность. У каждого лицея существует определенный договор с высшим учебным заведением о поступлении выпускников, именно для конкретного вуза и осуществляется подготовка.

Рассуждая над тем, чем гимназии и лицеи отличаются от обычных школ, отметим, что в лицее особое внимание уделяется практической деятельности. Выпускник такого учебного заведения покидает его не только с классическим аттестатом об образовании, но и с конкретной специальностью.

К проведению занятий здесь привлекаются ведущие специалисты тех высших учебных заведений, с которыми у лицея заключен договор о плодотворном сотрудничестве.

У особо успешных ребят есть не только возможность приоритетного поступления, но и шанс сразу стать студентами второго курса вуза, закрепленного за лицеем.

Отличительные характеристики гимназии

Для того чтобы ответить на вопрос о том, чем отличается гимназия от общеобразовательной школы, выявим основные параметры данного типа учебных заведений. Поступить слюда может любой талантливый ребенок, который окончил обучение в начальной школе или в прогимназии.

Чем отличается гимназия от средней школы, помимо условий приема? Здесь можно получить крепкие теоретические знания, подготовиться к успешному поступлению в престижные высшие учебные заведения.

В отличие от лицея, специализирующегося на практических навыках, в гимназии уделяется пристальное внимание теоретическим знаниям, для этого в процессе обучения используются авторские программы и педагогические методики.

Учебная деятельность

Чем отличается гимназия от обычной школы в плане организации учебного процесса? Профиль в гимназиях школьники выбирают в старшем звене. К этому моменту ребята уже определяются со сферой своих интересов, будущей профессиональной деятельностью.

И лицеи, и гимназии обладают преимуществами по сравнению с муниципальными бюджетными школами, в материальном, техническом оснащении, а также в укомплектовании педагогическими кадрами.

Внеурочная работа

Чем гимназия отличается от школы по организации внеурочной деятельности? Все мероприятия, проводимые в гимназиях, направлены на совершенствование знаний и навыков гимназистов.

Например, для профильной химико-биологической группы, помимо специального учебного плана, в качестве дополнительных мероприятий организуются экскурсии, касающиеся химии и биологии. Ребята под руководством опытных наставников создают собственные учебные проекты , представляют результаты своей деятельности на научных конференциях.

Рассуждая над тем, чем отличается гимназия от школы, отметим и существование в гимназиях научных, патриотических, хореографических обществ и клубов.

Далеко не каждая школа, особенно если она располагается в сельской местности, располагает современной технической базой, позволяющей школьникам проводить исследования, создавать школьные проекты.

Педагогические кадры

Для того чтобы работать в лицеях и гимназиях, педагоги должны иметь высокую квалификационную категорию, принимать участие в различных конкурсах педагогического мастерства. При подаче документов в лицей либо гимназию учителя предоставляют результаты своей деятельности, и только на конкурсной основе происходит набор преподавательского состава гимназии и лицея.

Не секрет, что во многих общеобразовательных школах наблюдается нехватка учителей, а потому принимают на работу не только молодых специалистов, не имеющих опыта работы с детьми, но и людей, которые не обучались в профильных учебных заведениях, не имеют ни категории, ни диплома..

Безусловно, ни о каком внедрении инновационных педагогических технологий в таких ситуациях не идет речи. Основная задача, которую решает директор, заключается в укомплектовании школы работниками, обеспечении бесперебойного учебного процесса.

Далеко не в каждой образовательной школе уделяют внимание развитию талантливых и одаренных детей, обучение ориентируется на «среднего» ученика. Ребенок, имеющий повышенный интеллектуальный уровень, не сможет самореализоваться в такой школе.

Заключение

Для того чтобы создавать оптимальные условия для гармонического развития подрастающего поколения, формирования не только интеллектуальных способностей, но и гражданственности, патриотизма, в нашей стране предлагаются разные типы учебных заведений.

Благодаря многочисленным методикам выявления ранней одаренности, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях, детские психологи оказывают родителям реальную помощь в правильном выборе не только направления обучения, но и в подборе школы, гимназии, лицея с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Не всегда удается понять к 7-8 летнему возрасту основные наклонности ребенка, поэтому многие родители, судя по отзывам, предпочитают отправлять детей в начальную школу обычного вида, а уже после ее окончания они отправляют ребенка в гимназию. При высоком интеллектуальном развитии школьника, отличном физическом здоровье, желании ребенка получать полноценное образование, а также одновременно заниматься исследовательской и научной деятельностью лучше выбирать лицей.

Более того, современные родители говорят, что после введения в российские образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения ситуация с образовательным и воспитательным процессом изменилась в лучшую сторону и в обычных школах. Все большее внимание отводится внеурочной деятельности, внедрению проектной и исследовательской технологий в школьное обучение, причем не только в лицеях и гимназиях, но и в обычных общеобразовательных учреждениях.

Человек – существо социальное. И так уж устроен мир, что человеку свойственно учиться в течение всей его жизни, он постоянно приобретает новые знания и умения. Давайте разберёмся, какие есть уровни образования в системе образования России. Согласно Закону РФ об образовании система образования включает следующие уровни:

  • Дошкольное;
  • Общее;
  • Профессиональное (среднее и высшее);
  • После ВУЗовское профессиональное образование;

Поскольку для нас с вами дошкольное и общее образование уже пройденный этап, остановимся более подробно на уровнях профессионального образования.

Какие есть уровни образования?

Профессиональное образование в России подразделяется на:

  1. Среднее специальное;
  2. Высшее, которое, в свою очередь имеет 2 уровня: бакалавриат, а также специалитет и магистратура.

Среднее специальное образование подразумевает получение специальности в учреждениях образования I-II уровня аккредитации (колледжи, техникумы) на базе общего основного или полного образования. Как правило, средне специальные учебные заведения готовят специалистов среднего звена практически по всем направлениям. Процесс обучения длится 2-3 года.

Высшее образование можно получить в ВУЗах страны (университетах, институтах, академиях) на базе полного общего или среднего специального образования. Первым уровнем высшего образования является бакалавриат. По сути, диплом бакалавра представляет собой полноценное высшее образование, в более сжатые сроки (4 года). Этот уровень высшего образования появился в России после её присоединения к Болонскому процессу. Получив диплом бакалавра возможно продолжение обучения с более узкой специализацией в магистратуре.

Подготовка по программам специалитета сохранилась по немногим специальностям, утвержденным Правительством РФ, она подразумевает обучение в течение 5 лет и более. После окончания курса специалитета студент становится дипломированным специалистом и может при желании продолжить обучение в магистратуре. Однако, получив звание специалиста, поступить в магистратуру на бюджет не получится, поскольку это будет приравниваться ко второму высшему образованию.

Специалитет и магистратура находятся на одном уровне высшего образования, отличие лишь в том, что специалист считается профессионалом более узкой сферы. Диплом специалиста в России высоко ценится (больше, чем диплом бакалавра), но в Европе могут возникнуть проблемы с признанием диплома специалиста, поскольку там существует лишь степени бакалавра и магистра.

В отличие от специалитета магистратура предполагает более углублённую специализацию и возможность решения сложных задач. Профессионалы, выпущенные из магистратуры, могут заниматься научно-исследовательской и аналитической работой. В магистратуре потребуется учиться 2 года.

Надеемся, что данный материал помог вам разобраться в том, какие есть уровни образования в нашей стране, и выбрать для себя оптимальный вариант.

Большое количество образовательных заведений буквально загоняет родителей в тупик. Найти ответ на вопрос, куда же отправить чадо, тяжело. Поэтому стоит разобраться, что же из себя представляет каждое из заведений и чем отличается обычная школа от гимназии и лицея.

Школа

Это учебное заведение. В нем каждой из дисциплин учат в равной степени за некоторыми исключениями. Например, если школа имеет классы с углубленным изучением какого-либо предмета.

Программа соответствует государственным требованиям, нагрузки - нормам, установленным для определенного возраста. Свободное и учебное время распределяется так, чтоб у ребенка было его достаточное количество как для выполнения школьных занятий, так и для секций/кружков и внеклассной работы.

Гимназия

Считается элитным учебным заведением. В средних или старших классах вводится так называемая предпрофильная подготовка, что, конечно, занимает больше времени. Программа и нагрузки являются индивидуальными для каждого учебного заведения.
Также в гимназии зачастую идет разделение по интересам ребенка. Это позволяет быстрее определиться с будущей профессией. Учебное заведение предоставляет универсальное и многостороннее образование.

Лицей

Зачастую относится к конкретному вузу. Обычно готовит ребенка к поступлению именно в это заведение. К тому же обучение проводят преподаватели конкретного вуза. Уровень образования на порядок выше. При этом основной акцент приходится на профильные дисциплины. Иногда данное заведение дает возможность поступления сразу на второй курс.

Школа имеет возможность повысить свой статус до гимназии или лицея, однако это сложно.

Минусы гимназии и лицея

Чтобы ответить на вопрос, и лицея, нужно сначала выделить положительные и отрицательные стороны данных заведений. Начнем с минусов. В некоторых из заведений (в гимназиях точно, в лицеях - выборочно) после определенных классов проводятся экзамены. При плохих результатах ребенку может грозить исключение из учебного заведения, а это определенный стресс.

Также из-за погони за хорошими показателями учителя и руководство пытаются отсеять учеников, которые не справляются с повышенными нагрузками. Способы для этого применяются самые различные и иногда негативно отражаются на самооценке подростка.

Спорным пунктом является материальное обеспечение заведения, которое на порядок выше, чем у обычной школы. Этот аспект в основном ложится на плечи родителей.

Плюсы гимназии и лицея

Преподаватели этих заведений должны иметь высшую категорию. При этом учительский состав должен быть укомплектован полностью. В отличие от школы, тут каждый учитель ведет только один предмет.

Поскольку на различных этапах отсеиваются различные ученики - уровень остальных достаточно высок. А это заставляет детей стремиться к большим успехам.
В таких заведениях стараются исключать различные конфликтные ситуации и возможные потасовки. Поэтому за детьми следят больше, чем в школах, а о прогулах и ухудшающейся успеваемости немедленно сообщают родителям.

Разнообразие факультативов в данных учебных заведениях - немаловажный фактор. Также здесь проводится обучение минимум двум иностранным языкам, причем в более углубленной форме. В обычной школе чаще всего изучается один, реже - два, но не так досконально.

Чем отличается школа от гимназии и лицея? Образование

Поскольку образование в школах является государственным и регулируется сводом правил и законов, принятых соответствующими инстанциями, его уровень в данных заведениях равноценен. Учебники и дополнительная литература одинаковая для всех. При этом есть стандартные нагрузки (урок 45 минут), а также регламент, определяющий количество часов нагрузки для определенного возраста. Возраст принятия ребенка в школу нормирован - 7 лет.

Всё это немного понижает образовательный уровень данных заведений. Основной задачей родителей становится заинтересовать ребенка в обучении. Ведь общепринятые стандарты скучны для детей.

Конечно же, многое зависит от учителей. Если они способны заинтересовать чем-либо ребенка, то и процесс усвоения материала происходит гораздо проще. С этим очень сложно не прогадать.

А вот гимназии и лицеи подстраивают нагрузку и вид образования под себя. Педагогический коллектив заинтересован в хорошей успеваемости каждого ребенка. Поэтому придумываются, подбираются самые различные программы и методы. Это лучше помогает усваивать материал. Однако уровень нагрузки на порядок выше школьной. Это очень выматывает детей, особенно учеников младших классов. Свободного времени меньше. Поэтому если у ребенка имеются какие-либо увлечения, секции, то на них может не хватать времени, а ведь никто не отменял ещё и домашние задания.

Чем отличается школа от гимназии и лицея?

В чем разница между заведениями? Сейчас разберемся. Педагогический состав более сильный и укомплектованный именно в лицеях и гимназиях. Обучение в них ведется по расширенной программе и является многопрофильным и более углубленным, в отличие от школы.

Школа обучает лишь одному иностранному языку. К тому же на выбор руководства. Тогда как гимназии и лицеи отдают предпочтение английскому как основному и ещё одному или двум как дополнительным. В гимназиях и лицеях проводят факультативы и научные работы.

Что лучше?

Мы разобрались, чем отличается школа от гимназии и лицея. Что лучше? Каждый родитель, конечно, хочет дать своему ребенку качественное образование. Однако стоит учитывать его возможности, способности и желания. Даже если ребенок ещё маленький, то есть возможность определить, где он будет чувствовать себя комфортнее и увереннее. Не нужно увеличивать свою самооценку и амбиции при помощи малыша, который может оказаться попросту не готовым к тяжелым нагрузкам. Поэтому при выборе учебного заведения следует присмотреться к своему чаду. Если способности к хорошему усвоению материала и любовь к различному виду обучения проявилась в раннем возрасте (ребенок начал рано читать, считать, писать), то вероятнее всего, что в обычной школе, где в первом классе детки учат алфавит и счет, ему будет скучно. Тогда есть вероятность, что малыш потеряет интерес к обучению.

Хотя бывает и такое, что до школы ребенок особо не проявлял себя. А вот поступив в первый класс, вдруг оказалось, что он безумно увлекается одним или сразу несколькими предметами. Тогда стоит попробовать поступить, например, в гимназию после 4-го класса. Иногда уместно выбрать заведение с углубленным изучением полюбившегося предмета.

Также при выборе заведения стоит учитывать мнения родителей тех деток, которые уже учатся в нем какое-то время. Тогда проще понять, где лучше учителя, отношение к детям и многое другое.

Заключение

Теперь вы знаете, чем отличается обычная средняя школа от гимназии и лицея. Мы разобрали особенности каждого заведения. Надеемся, что данная информация была вам полезна.

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся


Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата


План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная. Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная.
  2. Академическая. Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учится можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России


В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура


Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. В ходе обучения студент получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру


Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра


Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. Чем отличается бакалавриат от магистратуры? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учиться лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

Диплом магистра

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Уровни высшего профессионального образования

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон "Об образовании". Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • - среднее профессиональное образование
  • - и уровни высшего профессионального образования :
    • - высшее образование - бакалавриат;
    • - высшее образование - специалитет, магистратура;
    • - высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры - на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната).

Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.

ГАРАНТ - студенту, аспиранту, преподавателю

Образование в России

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образования

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга


С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются бакалавриат и магистратуры. Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. Программа обучения этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате


Согласно болонской системе, есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. Это официальный документ строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?


В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования


Если диплом бакалавра получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования


Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

Чем отличается высшее образование от высшего профессионального

На территории Российской Федерации общеприняты следующие ступени высшего профессионального образования:

  1. Бакалавр (обучение не меньше четырех лет)
  2. Дипломированный специалист (срок обучения не меньше пяти лет)
  3. Магистр (срок обучения не менее шести лет)

Многоуровневую систему высшего образования начали осваивать еще с 1992 года. Такая система популярна во многих цивилизованных странах мира. Раньше программа была одноступенчатая, то есть все учились пять или шесть лет и выпускались дипломированными специалистами. Сейчас же программа многоступенчатая. Не полное высшее это два года образования. Когда отучишься четыре года по выбранному направлению, получаешь степень бакалавр. Потом еще два года специализированной подготовки и уже магистр. При всем этом в параллель с бакалавром и магистром учится специалист на протяжении пяти или шести лет.

Несмотря на специфические особенности, абитуриенту стоит заранее подумать, какой именно путь он выберет.

Тонкости получения высшего профессионального образования

Что же получается: диплом практика — специалиста в течение пяти лет (агроном, механик, слесарь, экономист), потом работа по специальности. На получение диплома о высшем образовании у бакалавров уходит пять лет, затем если есть желание обучение на магистра, это плюс еще два года. На магистратуру можно поступить только в том случае если имеется диплом бакалавра.

Набор в магистратуру проводится на конкурсной основе . И у бакалавров и у специалистов программа обучения первые два года одинаковая. В том случае, если вас что-то не устроит или по каким- либо еще причинам вы не захотите дальше получать образование, диплом будет о неполном высшем профессиональном образовании. Начиная с третьего курса, программы обучения бакалавров и специалистов отличаются.

Магистр и специалист


Отличием между специалистом и магистром является тот факт, что магистров готовят для научной работы , а вот специалистов для деятельности в определенной сфере. Если у вас есть диплом бакалавра из одного ВУЗа, поступить на магистра можно в совершенно другое высшее учебное заведение. При этом следует учесть тот факт, что могут возникнуть не большие трудности в разнице учебных планов.

Неподготовленность ВУЗов

Как правило, все новое требует времени, чтобы к этому новому привыкнуть и с ним освоится. Не смотря на то, что систему получения высшего профессионального образования изменили еще в 1992 году, некоторые ВУЗы оказались неготовые к таким реформам. Многие государственные высшие учебные заведения как готовили только специалистов, так и продолжают выпускать лишь специалистов. Большинство ВУЗов не разделяют направления и специальности в первые четыре года. В негосударственных ВУЗах готовят исключительно бакалавров.

Отличия


Явным отличием между высшим и высшим профессиональным образованием служит сам факт подготовки специалистов . Если раньше специалист получал конкретные знания в одной сфере, то с многоуровневой программой обучения знания более углубленные и обширные.

Устройство на работу бакалавра, магистра или специалиста

Сохраняется тенденция того что бакалавра неохотно берут на работу . Причина в том, что большинство нынешнего руководства получали высшее образование в советское время, когда все были только специалистами, а слово бакалавр означало что-то зарубежное. Не стоит забывать и того что специалистов готовили по узкому профилю, в то время как бакалавриат имеет общенаучную программу (из-за того что бакалавр учился только четыре года он получает фундаментальные знания, без изучения узкого профиля). По закону устраиваться на квалифицированную работу бакалавр имеет полное право. Вот только охотнее берут магистров и специалистов.

Бакалавр это высшее образование или нет (чем отличается от специалиста)?


? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»


До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра , были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет ? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста .

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра ? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры ), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры ).

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения - бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?


Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр » перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры ).

Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр - это высшее образование или нет ?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

Выпускники их получают, соответственно, степени специалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

Когда речь заходит об образовании, здесь определенно необходимо уточнить, что именно мы имеем в виду под этим весьма и весьма широким понятием. Часто образование путают с образованностью, но это, как говорят в одном небезызвестном городе, – «две большие разницы».

Не зря мы привели в пример цитату Эйнштейна. Ведь в современном мире образование – это весьма абстрактное понятие, которое подразумевает скорее учебные заведения, чем реальные знания. Для некоторых это – годы, потраченные если не впустую, то чаще всего без особой пользы. Это устаревшие знания, полученные из устаревших книг, неправильные ответы, полученные на неграмотные вопросы от неквалифицированного преподавательского состава. С другой стороны, образование – это самые лучшие, яркие и эффективные годы жизни, потраченные отнюдь не в пустоту, но на благо себе и другим

В чем разница

Пожалуй, вся разница в том, как человек воспринимает возможность для образования и как поступает с ней, даже если она не оправдала его надежд. Некоторые из нас, разочаровавшись в современной образовательной системе, опускают руки и перестают стремиться к академическим высотам. Другие же, напротив, зарываются в глубины самопознания и стараются дать образование себе самому – с помощью огромного количества информации, появившейся в открытом доступе с распространением сети.

Но образованность это совершенно другое понятие. Образованность подразумевает эрудицию, энциклопедические знания, определенный уровень познаний и навыков. И, несмотря на тесную связь, априори, эмпирика показывает, что образованность и образование могут быть не связаны между собой (хотя в идеале они должны дополнять друг друга).

Так что же в итоге важнее из этих двух понятий для современного человека? Давайте попробуем разобраться в этом нелегком вопросе. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Конечно, мир знал и исключения из этого правила, но они обычно это правило и подтверждали.

Академический минимум всегда был тесно и неразрывно связан с положением в обществе. На поверку практические знания и образованность порой оказываются важнее. История знает много случаев, когда человек с образованием этого самого образования, по сути, не имел. И наоборот: человек без научных степеней с высоким уровнем образованности прекрасно разбирался в том или ином предмете, и был на высоте.

Процесс и результат

Среди педагогов также существует версия, что образование – это процесс, а образованность – результат. Версия, конечно же, имеет право на существование, но с ней трудно согласиться на все сто процентов. Ведь, если образование – это процесс, почему он воспринимается многими как результат? «Получить образование», «я получил образование», «у меня теперь есть образование» - знакомые каждому фразы, которые заставляют усомниться в данном варианте толкования понятия. И, напротив, образованность – скорее не результат, а состояние, в котором человек находится. Вместо «я получил образованность» мы говорим «я стал образованным», «я образован», воспринимая образованность как новое, улучшенное состояние человеческого «я», его сознания и совокупности мыслей.

Вот почему, несмотря на все различия и толкования, к образованности надо стремиться, не забывая и об образовании. Идеальный вариант – это тот случай, когда одно соседствует с другим и дополняет его. Однако, зная, что идеала в жизни не достичь, хочется посоветовать будущим светлым умам лишь одно: не гонитесь за степенями, не имея реальных практических знаний. Уж лучше прослыть образованным неучем, чем дилетантом со степенью доктора наук.