Форма правления в российской федерации кратко. Форма правления российской федерации

Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократи­ческое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления.

Республика представляет собой такую форму прав­ления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенацио­нальным представительным учреждением. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федера­ции, Конституция закрепляет следующие ее признаки: от­каз от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; создание государственных органов на основе согласо­вания интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных орга­нов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно при­суща демократия, а демократии -республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода допол­няет республиканскую форму правления.

Республиканская форма правления имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную формы правления.

Президентская республика характеризуется соединени­ем в руках президента полномочий главы государства и гла­вы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер-министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента; внепарла­ментский метод формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т.е. возможности роспуска парламента президентом; отсутствие должности премьер-министра, т.е. президент напрямую возглавляет правитель­ство.

Юридический статус государственных органов совпада­ет с фактическим, В президентской республике парламент обладает значительными полномочиями; правительство, как правило, стабильно; судебная власть независима.

В парламентарной республике провозглашается прин­цип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентар­ной республики является наличие должности премьер-министра.

В парламентарной республике правительство формиру­ется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента - в формировании прави­тельства носит чисто номинальный характер. Правитель­ство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.

Президент в парламентарной республике избирается не народом, а, как правило, парламентом или особой колле­гией, создаваемой на основе парламента. Он не обладает существенными полномочиями и не влияет на политический процесс, осуществление государственной власти. Все его действия должны быть санкционированы правительством.


В парламентарной республике юридическое и фактиче­ское положение органов государственной власти не совпа­дает. Юридически в парламентарной республике должно существовать верховенство парламента, которому подчи­нено правительство. Фактически государственная власть сосредоточена у правительства, которое, имея поддержку парламентского большинства, всегда может провести через парламент нужный законопроект и даже распустить парла­мент. Президент не вправе издать ни одного акта без под­писи председателя правительства.

Конституция РФ не определяет форму республиканско­го правления в России. Анализ текста Конституции позво­ляет сделать вывод, что форма правления в России явля­ется смешанной, сочетающей черты как президентской, так и парламентарной республик. По своей сущности форма республиканского правления России является президентско-парламентарной, с доминирующим положением прези­дента в структурах власти. Президент является сильным главой государства, обладающим значительными полномо­чиями, избирается народом посредством всеобщих, равных, прямых выборов. Перечисленные признаки характерны для президентской республики.

В то же время в России есть должность Председателя Правительства. В ситуациях, определенных Конституци­ей РФ, Президент может распустить Государственную Думу, а Государственная Дума досрочно прекратить полно­мочия Президента. Сказанное характерно для парламентар­ной республики.

Смешанные формы правления имеют свои положитель­ные стороны, которыми являются стабильность управле­ния государством, уменьшение возможности частой смены правительства из-за развала партийных коалиций в парла­менте.

В то же время возможны и отрицательные стороны смешанной формы правления. В их числе: снижение роли институциональных факторов в политической системе государства, которая все более зависит от личности, занимающей должность президента; склонность некоторых представителей президентской власти к авторитаризму, волюнтаризму; возникновение новых видов коллизий и несогласованностей, которые отсутствовали в классических формах правления.

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия не была ни демократическим, ни конституционным государством, тогда как республиканская Франция таким государством является давно.

Республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Для монархии ее конституционный вариант - такое же искажение ее сути, как для республики - вариант тоталитарный. Конституционная монархия ближе по существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. Тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть. Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства. В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, "полупрезидентскую" республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как "полупрезидентскую" республику.

Федерация, как форма государственного устройства.

Форма государственного устройства и правления в Российской Федерации.

Конституционный строй РФ (понятие, содержание, основные черты). Суверенитет.

Лекция № 3

Конституционный строй - ϶ᴛᴏ форма или способ организации государства, которая обеспечивает его подчинœение праву и характеризует его как конституционное государства.

Основы конституционного строя – главные устои государства, его основные принципы, которые и призваны обеспечить его характер как конституционного.

Конституционный строй РФ

Гражданское общество

ДемократизмПрава и свободы человека

Основы Конституционного строя

Характерные черты для РФ:

· Социальное государство;

· Федеративное государство;

· Суверенное государство;

· Правовое государство;

· Экономическая основа – разнообразие форм собственности;

· Светское государство;

· Республиканская форма правления;

· Разделœение властей.

В конституции основам Конституционного строя посвящена глава первая

Гражданское общество - ϶ᴛᴏ система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Суверенитет – обязательный признак любого современного государства состоит в верховенстве государственной власти, её самостоятельности и независимости. Верховенство состоит по сути в том, что:

1). гос. власть распространяется на всю территорию, всё населœение, партии, общ. организации и т.д.;

2). Государственно-властные полномочия принадлежат лишь законодательно установленной системе государственных органов;

3). Государство обладает особыми средствами воздействия (армия, милиция и т.д.);

4). Независимость в решении внешнеполитических вопросов.

Носителœем суверенитета является народ и осуществляет его непосредственно либо через представительные органы власти.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населœением, какими методами она осуществляется. Таким образом форма государства определяется формой правления и формой государственного устройства.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ.

Федеративное государство - ϶ᴛᴏ союз государственных образований, каждое из которых обладает определённой самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федеративное устройство основано на принципах:

Государственной целостности;

Единства системы государственной власти;

Разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами гос. власти субъектов РФ;

Равноправия субъектов.

Федеративное устройство определяется конституционно-правовым статусом, который характеризуется:

Суверенитетом РФ;

Территориальным единством;

Единым гражданством;

Наличием единой федеральной правовой системы;

Наличием единой денежной и кредитной системы;

Наличием единых вооружённых сил;

Наличием государственных символов.

Основные принципы РФ:

Добровольность объединœения наций и народностей;

Наличие национально-территориальных объединœений наряду с административно-территориальными;

Государственная целостность и нерушимость границ;

Разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами;

Равноправие субъектов РФ.

В РФ – 88 субъектов: 21 республика, 9 автономных округов, 6 краёв, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и населœением, степень участия населœения в их формировании.

В РФ форма правления – республика, ᴛ.ᴇ. высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика – парламент наделён не только законодательными, но и в т.ч. полномочиями требовать отставки правительства. Президент является только главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией большинства в парламенте.

Президентская – при определённом парламентском контроле формирует правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ несёт перед ним ответственность. Обычно нет должности премьер министра, так как зачастую сам президент совмещает две эти должности.

Существуют смешанные формы.

Политический режим, в самом широком понимании - ϶ᴛᴏ методы осуществления политической власти (основные виды – тоталитарное и демократическое).

Форма правления в РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Форма правления в РФ." 2017, 2018.

Форма государственного устройства и правления в Российской Федерации.

Конституционный строй РФ (понятие, содержание, основные черты). Суверенитет.

Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, которые и призваны обеспечить его характер как конституционного .

Конституционный строй РФ

Гражданское общество

Демократизм Права и свободы человека

Основы Конституционного строя

Характерные черты для РФ:

· Социальное государство;

· Федеративное государство;

· Суверенное государство;

· Правовое государство;

· Экономическая основа - разнообразие форм собственности;

· Светское государство;

· Республиканская форма правления;

· Разделение властей.

В Конституции основам Конституционного строя посвящена глава первая

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Суверенитет - обязательный признак любого современного государства заключается в верховенстве государственной власти, её самостоятельности и независимости. Верховенство заключается в том, что:

1). гос. власть распространяется на всю территорию, всё население, партии, общ. организации и т.д.;

2). Государственно-властные полномочия принадлежат лишь законодательно установленной системе государственных органов;

3). Государство обладает особыми средствами воздействия (армия, милиция и т.д.);

4). Независимость в решении внешнеполитических вопросов.

Носителем суверенитета является народ и осуществляет его непосредственно либо через представительные органы власти.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть , как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется. Таким образом форма государства определяется формой правления и формой государственного устройства.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ , Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ.


Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определённой самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федеративное устройство основано на принципах:

Государственной целостности;

Единства системы государственной власти;

Разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами гос. власти субъектов РФ;

Равноправия субъектов.

Федеративное устройство определяется конституционно-правовым статусом, который характеризуется:

Суверенитетом РФ;

Территориальным единством;

Единым гражданством;

Наличием единой федеральной правовой системы;

Наличием единой денежной и кредитной системы;

Наличием единых вооружённых сил;

Наличием государственных символов.

Основные принципы РФ:

Добровольность объединения наций и народностей;

Наличие национально-территориальных объединений наряду с административно-территориальными;

Государственная целостность и нерушимость границ;

Разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами;

Равноправие субъектов РФ.

В РФ - 88 субъектов: 21 республика, 9 автономных округов, 6 краёв, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

В РФ форма правления - республика, т.е. высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика - парламент наделён не только законодательными, но и в том числе полномочиями требовать отставки правительства. Президент является только главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией большинства в парламенте.

Президентская - при определённом парламентском контроле формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность. Обычно нет должности премьер министра, так как зачастую сам президент совмещает две эти должности.

Существуют смешанные формы.

Политический режим , в самом широком понимании - это методы осуществления политической власти (основные виды - тоталитарное и демократическое).

Я считаю, что человек должен знать о том, как устроено его государство. Даже те, кто не учатся в юридических вузах, должны изучить положения Конституции. Первые свои знания о форме правления в России я получил в школе на уроках истории.

Какие бывают формы правления

Форма правления - это одно из свойств страны, которое стало объектом изучения еще в Античной Греции. Под ней подразумевают совокупность государственных органов, порядок их образования, участие граждан в их создании.

Согласно общемировому опыту выделяют такие формы:

  • Монархия, предполагает единовластие в стране. Обычно во главе такой страны стоит государь.
  • Республика. Главным признаком является избираемость высших государственных органов. В мире сейчас около 150 республик.
  • Гибридные, очень редкие формы правления. Как пример можно назвать теократическую республику. Во главе страны находится духовное лицо, которое избирает не народ, а определенный орган.

Какая форма государственного правления в РФ

С самого начала своего существования Россия была абсолютной, а со временем конституционной монархией. После создания СССР форма правления сменилась на республику. Сейчас же, согласно Конституции РФ, наша страна является смешанной республикой.

Вся государственная власть делится на три ветви. Первая ветвь - законодательная. К ней относится двухпалатный парламент. Вторая ветвь - исполнительная власть. Сюда входит система государственных органов, во главе которой находится Правительство РФ. Третьей является судебная власть. К ней относятся суды местной юрисдикции, Верховный Суд и другие.


Во главе государства находится Президент. Его полномочия очень схожи с полномочиями исполнительной власти. Ученые не относят Президента ни к одной ветви власти, а ставят над ними.

В РФ особое внимание уделяется местному самоуправлению. Я это ощутил, когда самостоятельно и свободно мог принимать участие в конференциях или готовить правотворческую инициативу в местный совет. Также можно голосовать за отзыв выбранного депутата и тем самым выбрать человека, который будет выполнять предвыборные обещания.

Становление российской государственности процесс длительный и многоступенчатый. Он прошел несколько стадий, однако очень скоро стремление воплотить в жизнь прогрессивные идеи реформирования государства стало вступать в противоречие с реальными предпосылками формирования Российского государства. И все же были созданы новые государственные формы, аналогов которым невозможно найти не только в послереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно действующий законодательный орган, конституционное судопроизводство, институт президентской власти необратимо изменили облик государственной власти страны.

По классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существовала модель полупрезидентской или смешанной формы правления, т.е. сочетающей в себе признаки и президентской, и парламентской республик. Данную модель у нас иногда называют французской, поскольку именно такая форма правления была инициирована в 1958 г. генералом де Голлем. В то время подобная форма существовала и до проведения реформы Конституции Французской Республики. Краснов М.А. Россия как полупрезиденская республика// Государство и право, 2003, № 10. С. 16

В дальнейшем ситуация изменилась

В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года статья 1 гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституция РФ. Ст. 1

Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.

Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.

Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства. Краснов М.А. Россия как полупрезиденская республика// Государство и право, 2003, № 10. С. 18

Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. Артемьева О.В. Становление российской государственности// Государство и право, 2004, № 4. С. 113

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.

Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку, и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. там же, с. 114

Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.

В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.

Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Там же, с. 116

Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал не долго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Она стабилизировалась, произошла не революционная передача власти, хотя пока еще преемственная. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу, система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся. Левакин И.В. Современная российская государственность// Государство и прав, 2003. № 1, с. 5