Понятие труда, его роль в жизни общества. Общественная организация труда. Общая характеристика отношений, возникающих в процессе труда. Становление советского трудового общества. Развитие культуры. Характерные черты советской цивилизации

Введение

На протяжении всей истории развития нашего общества постоянно уделяется большое внимание повышению роли учителя, улучшению подготовки учительских кадров, в том числе и учителей трудового обучения, в настоящее время учителей технологии.

Учитель технологии готовит учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, к творческой трудовой деятельности; формирует у них трудовые умения и навыки.

Забота о человеке с его растущими материальными и культурными потребностями служит главным ориентом экономического и социального развития страны. Народное благосостояние предстоит поднять на качественно новую ступень, улучшить весь комплекс условий жизни российских граждан, в том числе потребление товаров и услуг. В стране последовательно осуществляются меры по улучшению бытового обслуживания населения. Всё больше открывается частных предприятий по изготовлению и ремонту одежды. Население нуждается в таких кадрах, так как эстетические, конструктивно-эргономические и технологические требования к одежде из года в год возрастают. Появляются новые ткани, прокладочные и другие материалы, что требует от специалистов данной области высокой квалификации.

Цель курсовой работы заключается в характеристике технологии как образовательной области.

Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:

1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Проанализировать литературу по данному вопросу.

3. Сделать выводы по теме курсовой работы.

Труд как социальная категория

Труд и развитие общества

Труд - необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшее для формирования личности деятельность.

Труд - есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, труд - это сознательная и целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы для удовлетворения своих растущих потребностей. Отношения человека к природе всегда осуществляется в системе связей с другими людьми. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека. Еще древнегреческий врач Гиппократ утверждал: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Великий русский писатель Н.Л.Толстой писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта. Другой важной ее особенностью является целенаправленный характер. Под этим понимается осознанность исполняющим работу той связи, которая существует между отдельными трудовыми приемами и операциями, совершаемыми им, и теми конечными результатами, к достижению которых направлена трудовая деятельность человека.

Трудовая деятельность для человека - естественная физиологическая потребность. Она, как и всякая деятельность, требует самых различных движений и мышечных усилий, которые управляются нервной системой. С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, заинтересованность, энтузиазм, стремление к достижению к цели, эстетического удовлетворения. В процессе труда также человек мыслит, воображает, ощущает, запоминает. Всякий труд требует внимания.

Огромное значение труда в жизни общества и человека и объясняет тот интерес, который издавна проявляли люди к изучению и организации своей трудовой деятельности.

В средние века вряд ли можно говорить об изучении трудовой деятельности, это было, скорее, эмпирическое совершенствование трудовых движений и навыков, которые в небольших группах ремесленников достигли высокой степени совершенства.

Человек и человеческое общество возникли в процесс трудовой деятельности. Что такое труд, как возник труд, как происходило становление человека, какие формы принимает труд в различных общественно-экономических формациях, будущее труда - вот круг тех вопросов, на которые необходимо ответить.

Процесс труда включает в себя 3 обязательных элемента: 1. Целесообразную деятельность человека, или собственно труд. 2. Предмет труда. 3. Средство труда.

Предметом труда является все то, на что направлен труд человека. Это может быть или предмет, непосредственно данный природой, например, болванка, которую предстоит обработать на токарном станке для придания ей необходимой формы или растительное волокно, в процессе обработки которого получается ткань.

Средства труда - это все те вещи, предметы, при помощи которых человек воздействует на предмет труда и видоизменяет его. К средствам труда принадлежат орудия производства, а также производственные здания, склады, дороги.

Важнейшая роль принадлежит орудиям производства, при помощи которых человек воздействует непосредственно на предмет труда, - от каменных орудий первобытного человека до современных машин.

Социально-экономические эпохи различаются уровнем развития орудий производства, что служит мерилом власти человека над природой. Они разнятся в первую очередь тем, как производится, а не тем, что производится.

Предмет труда и средство труда в своей совокупности составляют средство производства.

Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага и люди, приводящие в движение эти орудия и создающие материальные ценности благодаря известному опыту и трудовым навыкам, составляют производительные силы общества.

Трудящиеся массы являются основной производительной силой общества на всех этапах его развития. Каждый исторический момент в жизни общества определяется, в конечном счете, производительными силами, которыми оно располагает.

Однако люди производят материальные блага не в одиночку, не изолированно, а сообща (вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство).

Эти определенные связи и отношения людей в процессе производства материальных благ и составляют производственные отношения. Характер производственных отношений показывает, в чьем владении и распоряжении находятся главные средства производства (земля, леса, недра, воды, сырье, орудие производства, производственные здания и т.д.) - в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов.

Возникновение человека относится к началу четвертичному периоду истории земли, продолжавшегося немногим менее 1 млн. лет. С проблемой возникновения человека неразрывно связана и проблема возникновения и развития труда. В процессе целесообразной трудовой деятельности получается предмет, отличный от предмета труда. Процесс труда существует идеально в голове работающего, и то, что реально получается в результате, было заранее намечено как цель. Следовательно, человеческая трудовая деятельность - это целесообразная сознательная деятельности по преобразованию природы.

Человек может совершать свою трудовую деятельность только в обществе. Труд отдельного человека лишь составная часть общественного труда. Приобщаясь к труду, человек становится творцом истории, совершенствует все, что было оставлено ему предшествующими поколениями тружеников, и, как эстафету, передает достигнутое будущему поколению нашей земли. Таким образом, труд становится реальным воплощением человеческого бессмертия.

Велика роль труда и в развитии отдельного человека. Люди давно заметили и стали использовать труд как важнейшее средство воспитания подрастающего поколения. Труд начинается с изготовления орудий. Умение изготовлять орудия и пользоваться ими передавалось от взрослых к детям. Эта передача осуществлялась в непосредственном общении детей со взрослыми путем привлечения детей к посильному участию в трудовых процессах, выполнявшихся взрослыми. Постепенно к этому добавлялось преднамеренное воздействие взрослых на детей для научения какому-либо делу, передачи необходимых для этого сведений и умений. Но и в этих случаях обучение и воспитание еще было непосредственно связано с трудом.

Позднее, когда развитие производства вызвало необходимость в людях, обладающих определенной подготовкой, возникает школа - учебно-воспитательное учреждение, специально предназначенное для организованного воспитания и обучения подрастающего поколения.

В классовом обществе умственный труд отделился от физического. И это привело к созданию двух обособленных систем образования: общего теоретического, оторванного от трудовой деятельности и производственного, практического, оторванного от подлинно научного знания. Общее среднее образование, которое было доступно лишь детям привилегированных слоев населения, приобретало чисто словесный характер, а профессионально-техническое, предназначенное для детей трудящихся, вооружало их главным образом ремесленными трудовыми навыками и давало весьма скудный запас общеобразовательных знаний.

Передовые мыслители и педагоги давно подняли голос протеста против отрыва воспитания и обучения от труда и выдвинули идею трудовой школы. Впервые эта идея была высказана представителями раннего утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла), которые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде и выдвигали требование к подготовке к труду всего подрастающего поколения.

Позднее о необходимости труда для всестороннего развития личности выдвигали Ж.-Ж. Руссо и Песталоцци, Р.Оуэн, Ш.Фурье, А.Сен-Симон, а в России - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.

Важность и значимость трудовой подготовки, и подходы к её преподаванию рассматривались такими классиками педагогических наук, как Я. А. Коменский, И. Г. и К. Д. Ушинский.

В советское и постсоветское время общие вопросы методики трудового обучения рассматривали П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, В. М. Казакевич, В. А. Кальней, А. С. Лында, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю. С. Столяров, Д. А. Тхоржевский, Ю. Л. Хотунцев и другие учёные.

Все предшествующие типы обществ были объединены в социологии под общим названием “трудовое общество”. «“Трудовое общество” - это такой порядок, при котором все прочие измерения жизни более или менее непосредственно соотнесены с производительной деятельностью; образование - это подготовка к профессии, свободное время - отдых для возобновления труда, отставка - заслуженная награда за трудовую жизнь».

Трудовое общество - это общество, в рамках которого производительный труд является одновременно источником жизнеобеспечения, прочной основой для наделения социальными правами, социальным статусом, а также основой самооценки и условием самоуважения. Индустриальные общества, сделавшие ставку на экономический рост, породили соответствующие образцы социальной практики, социальных ролей, институты, ценности. Однако в настоящее время все чаще слышны голоса, утверждающие устарелость этой практики.

Произошли изменения, которые действительно дают право утверждать, что роль труда в современных обществах изменилась самым серьезным образом. Речь, конечно же. идет не о конце труда в буквальном смысле слова, речь идет о том, что сфера производственной деятельности перестала играть определяющую и доминантную роль, которую она играла ранее. Соответственно тема труда как такового не является более центральной, она не имеет уже того социологического и культурного значения, которое поляризует и определяет все другие темы. Тема труда остается в экономике, но не. в социологии и культуре.

Экономический прогресс последних десятилетий обусловил высокий рост уровня жизни и качественное изменение жизненного стандарта. Это привело к возрастанию автономности личности и значению далеких от труда измерений жизни. Все чаще признается, что люди нуждаются в. отдыхе и. образовании не только для профессиональной деятельности, но и для того, чтобы они могли соответствовать требованиям Жизни за пределами сферы труда.

При всей разнице подходов и теоретических установок различные исследователи, осмысливая трудовое общество и специфику наблюдаемого исторического перехода, выделяют несколько характерных процессов и явлений. Совокупность этих явлений и составляет концепцию “конца трудового общества”, наиболее полно разработанную Клаусом Оффе.

Трудовое общество как полагает Оффе, в общем и целом совпадает с промышленным обществом, т.е. обществом, основывающимся на примате производственной сферы. Поэтому конец трудового общества означает, что “труд и позиция работающих в процессе производства не рассматриваются более как главный организующий принцип социальных структур; динамика социального развития не рассматривается как возникающая из конфликтов по поводу контроля промышленного производства; оптимизация технико-организационных отношений или экономических средств и целей посредством индустриальной капиталистической рациональности не рассматривается более как форма рациональности, которая приведет к дальнейшему социальному развитию”.

Подтверждение тезисам К. Оффе можно увидеть в реальной социальной действительности, в социологических исследованиях. Сфера труда выступает как “извне конституированная”, а индустриальная социология предстает специальной областью прикладного исследования. То что сфера труда не является более областью, которая полностью определяет общественное сознание и действие, подтверждают исследования поведения на выборах и политической активности в целом: показатели социально-экономического статуса определяют это поведение в меньшей степени, чем даже принадлежность к той или иной религии или конфессии. В исследованиях социальных и политических конфликтов речь идет уже не о труде и капитале, а об управлении.

Подчеркнем, что тезис, в соответствии с которым не сфера труда и производства конституирует общество, а наоборот, сама эта сфера труда выступает как “извне конституируемая” фактически означал конец господства “трудовой парадигмы” в подходе к обществу и формирование новой - парадигмы информационного общества.

«Труд» (спорт. общество)

«Труд» , добровольное спортивное общество (ДСО) профсоюзов РСФСР, одно из крупнейших в СССР. Организует и проводит массовую оздоровительную и спортивную работу с трудящимися и учащимися, объединяемыми профсоюзами рабочих машиностроительной, электротехнической, металлургической, нефтяной, химической и газовой, угольной, текстильной и лёгкой, лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности, строительства и др.

Ведёт своё начало от физкультурных кружков, возникших в начале 20 в. на предприятиях Гужона, «Трёхгорной мануфактуре» в Москве, Яхромской прядильно-ткацкой фабрике, Орехово-Зуекской хлопчатобумажной фабрике и др. Как объединённое Всероссийское ДСО основано в 1957 на базе ведомственных спортивных обществ профсоюзов - «Авангард», «Красное Знамя», «Строитель», «Торпедо» и др.

В 1975 в «Т.» действовало 8719 коллективов физкультуры, в тои числе 107 спортивных клубов промышленных предприятий, строек и средних учебных заведений, объединявших 4,9 млн. чел.; физкультурно-спортивную работу вели свыше 500 тыс. общественных инструкторов и тренеров, около 320 тыс. спортивных судей.

В 1975 культивировалось 49 видов спорта. Имелось 726 стадионов, 2,3 тыс. спортивных залов, 136 крытых плавательных бассейнов, 2,8 тыс. футбольных полей, 3,7 тыс. оздоровительно-спортивных лагерей, домов охотника и рыболова, 2 тыс. лыжных баз; 472 детско-юношеские спортивные школы (121,9 тыс. учащихся, крупнейшая - в Москве на стадионе «Юных пионеров»); 77 специализированных школ (в них 19 отделении высшего спортивного мастерства) по олимпийским видам спорта (19,8 тыс. чел.).

В 1972-75 подготовлено 2,8 тыс. мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, около 5 млн. спортсменов массовых разрядов.

Лыжники «Т.» - неоднократные победители чемпионатов СССР и Кубка СССР. Футбольная команда «Торпедо» (Москва) - 5-кратный обладатель Кубка СССР. Женская команда «Луч» (Москва) - 3-кратный чемпион СССР по ручному мячу. В Высшей лиге по хоккею с шайбой выступают команды «Т.»; «Химик» (Воскресенск Московская область), «Торпедо» (г. Горький), «Трактор» (Челябинск).

Спортсменами общества завоёвано золотых медалей: на Олимпийских играх - 43, чемпионатах мира - 91, Европы - 161, СССР-790.

Среди спортсменов «Т.» чемпионы и призёры Олимпийских игр, мира, Европы, СССР - М. М. Ботвинник (шахматы), В. И. Алексеев, Р. В. Плюкфельдер, Д. А. Ригерт, А. Н. Воронин, Н. А. Колесников (тяжёлая атлетика), Г. А. Кулакова, Н. В. Балдычева, А. С. Олюнина, Л. А. Мухачёва, Е. П. Беляев (лыжные гонки), И. С. Ярыгин, В. С. Юмин (борьба), С. А. Четверухин, В. Н. Ковалев, И. В. Моисеева, А. О. Миненков (фигурное катание на коньках), И. В. Калинина (прыжки в воду), Ю. С. Тюкалов, Л. И. Пинаева (гребля), В. С. и Б. А. Стенины, Г. А. Степанская, Н. А. Статкевич (конькобежный спорт), Г. Сайхуджин (велоспорт), Л. И. Самотёсова, А. С. Спиридонов (лёгкая атлетика), В. В. Ушаков (водное поло), В. С. Коноваленко (хоккей), В. К. Иванов (футбол) и мн. др.

Свыше 100 спортсменов общества за спортивные достижения удостоены правительственных наград.

З. А. Федоренко.

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

За бой и за труд В наградной системе Советского Союза, кроме орденов, были предусмотрены также и

Из книги Большая книга афоризмов автора

Труд См. также «Работа» Труд облагораживает человека. Виссарион Белинский Труд - проклятие пьющего класса. Оскар Уайльд Я встречал очень мало людей, превозносивших тяжелый труд. И, странное дело, все они были те самые люди, на которых я работал всю жизнь. Билл

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮН) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мартышкин труд Выражение сложилось на основе басни «Обезьяна» (1811) И. А. Крылова (1769-1844). Мартышка старательно выполняет бессмысленную работу - перекатывает с одного места на другое большой чурбан: Рекой с бедняжки льется пот; И наконец она, пыхтя, насилу дышит: А всё ни от

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

Право на труд Из книги «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808) социалиста-утописта Шарля Фурье (1772-1837). Употребляется в прямом

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Сизифов труд Из древнегреческой мифологии. Как излагает этот миф в своей «Одиссее» легендарный поэт Древней Греции Гомер (IX в. до н. э.), царь Коринфа Сизиф в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осужден на бесконечный и

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Циклопический труд Из древнегреческой мифологии. Циклопы - одноглазые великаны.Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в поэме «Теогония» рассказывал о них как о кузнецах, которые ковали для Зевса громовые стрелы, молнии. Гомер описывает циклопов в своей

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Мартышкин труд

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги автора

Труд Труд - целесообразная деятельность. Понятие «целесообразность» весьма условно и в немалой мере зависит от мотивов, побуждающих нас к той или иной деятельности. Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг - завоевать

Из книги автора

Из книги автора

Труд См. также «Труд и капитал» (с.94)Труд – приправа к счастью.Ксенофонт (430–355 до н. э.),древнегреческий писатель и историкНет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.Александр Македонский (356–323 до н. э.) согласно ПлутархуТруд как бы

В экономической социологии концепт «трудового общества» противостоит концепту «эксплуататорского» (т.е.присваивающего) капиталистического общества, получившего развитие в марксизме. В отличие от марксистского (радикального по определению западных социологов) направления в социологии, капитализм по их убеждению вырастает на так называемой «трудовой» основе, а не на «хищнической, грабительской» основе, которую описал Маркс как процесс «первоначального накопления капиатала».

Макс Вебер первым в ряду социологов подчеркнул важную роль религиозной (а именно «протестантской») этики и значение религиозного обоснования смысла труда для становления капитализма. Именно трудовая этика, сформированная протестантизмом, согласно М. Веберу, стала одной из основ капитализма.

Напряженная активность повседневной жизни, моральная дисциплина, трудолюбие и праведно накопленный (заработанный) капитал – именно эта шкала ценностей как нельзя лучше способствовала становлению новых экономических отношений. Эти ценности легли в основание принципиально нового цивилизационного типа общества, которое позднее западные социологи определили как «трудовое общество».

Для того, чтобы превратить капитал из средства господства и насилия над другими в средство созидания – средство труда и служения – необходимо совершенно иное мировоззрение. И, прежде всего необходимо, чтобы значение высшей ценности, освященной самим Богом, получил экономический труд , то есть всякая продуктивная деятельность, направленная на получение дохода, или законной прибыли. Именно такая, основанная на трудовой аскезе (самоотречении) и рациональном хозяйствовании, экономическая активность была возведена протестантской этикой в ранг религиозного призвания.

На протяжении нескольких веков, вплоть до XX в., парадигма трудового общества определяла пути развития западной цивилизации.

Осмысливая трансформацию современного капитализма, западные социологи еще в 70-х гг. XX века заговорили о «смерти трудового общества». Современная эпоха с ценностных позиций (в русле социокультурного подхода к развитию общества) все больше рассматривается как переход от трудового типа общества к обществу иного типа («потребительское», или «досуговое»). В качестве иллюстрации характерных черт этого «нового» общества, может быть приведено следующее высказывание: «Идеал мужчины, честного трудяги, зарабатывающего на достойную жизнь, уважаемого в семье и кругу друзей, остался в прошлом. Его заменил молодой сексуальный красавец, успешно торгующий своей славой». («Сильный пол пора защитить» // Комсомольская правда. 19 янв. – 2000. - № 9. – С

М. Вебер писал: «Повсеместное господство абсолютной беззастенчивости и своекорыстия в деле добывания денег было специфической характерной чертой именно тех стран, которые по своему буржуазно-капиталистическому развитию являются “отсталыми” по западноевропейским масштабам». Указанная черта остается характерной для многих т.н. «переходных обществ», не прошедших трудовую реформацию и задержавшихся в своем социально-экономическом развитии. С другой стороны, кризис «трудового общества», переживаемый западной цивилизацией подвергает постоянной угрозе ее социогенетические основы и репродуцирует модернистские по форме, но архаичные по своему духу формы хищнической предприимчивости.


Влияние новой протестант­ской экономической культуры на развитие капиталисти­ческих отношении к Заиадной Европе вXVII-XVIII вв.

Суть влияния протестантской экономической культуры на экономическое поведение хозяйствующих субъектов заключалось в том, что ее нормы мотивировали, стимули­ровали, заставляли, наконец, производительно работать не один, а оба факто­ра : труд и капитал, рабочих и предпринимателей. Причем их функционирование теперь происходило и едином ритме, по одним законам.

«Прежде предприниматели нещадно эксплуатировали, спекулировали, стре­мились к наживе, попирая всякие нормы и ограничения. Со своей стороны, социальные низы, вынужденные заниматься непрестижным рутинным трудом, также обходили нормы и законы, но по своему: сознательно ограничивали производительность труда, саботировали, не подчинялись приказам, проявляли недовольство и пренебрежение работой. Векторы их экономической актив­ности были направлены в разные стороны, хотя по своему содержанию та и другая являлись иррациональными. И верхи, и низы стремились получить не­заработанное. Мера труда - этическая, экономическая, социальная - отсутст­вовала в качестве фундамента общественной организации труда.

Векторы экономической активности верхов и низов, труда и капитала вы­ровнялись в одном направлении только после переворота, совершенного про­тестантской этикой. Непрестижная деятельность рабочих, не располагающих богатством, стала столь же почетной, как и престижный труд профессионалов или деятельность капиталистов, инвестировавших подъем индустрии и про­цветание общества. Не стало двух разных типов трудовой этики и норм пове­дения. Восторжествовала единая, освященная высокими религиозными ценностями. Предпринимательство перестало быть авантюриз­мом, грабежом и спекуляцией, исполнительский труд перестал быть подне­вольной работой, от которой люди отлынивали при малейшей возможности. Ушла в прошлое социальная практика, при которой одни неправедно (неза­служенно) богатели, другие несправедливо (но добровольно) нищенствовали. Обе крайности - богатство и нищета - в равной мере осуждались. Умерен­ность, дисциплина и честность вышли в число центральных и приоритетных ценностей...

Бедные перестали завидовать богатым, легко добываемое богатство осуж­далось, а богатству, добываемому в поте лица и с риском для жизни, не поза­видует и последний бедняк. Все категории населения, как избранные Богом, нравственно уравнялись. А экономически? Неравенство сохранялось. Но бо­гатство как таковое не осуждалось, значит, оно сохранило привлекательность для тех, кто его пока не имел, но очень надеялся, был способен и хотел тру­диться. Богатство сохранилось в качестве стимула для вертикальной мобиль­ности, если она совершается легальным путем. А легальный путь - самый демократичный и общедоступный. Стало быть, формирование массового среднего класса уже не за горами.

Нравственный климат оздоровлялся (а его необходимо было оздоровить, поскольку Европу со времен заката античности захлестывали волны разврата, грабежей, спекуляций, непомерной жажды наживы и алчности) еще и благода­ря тому, что труд, получивший самую высокую из всех возможных форм ос­вящения, превратился в мерило ценности человека и его деятельности» (Кравченко А.И. «Социология Макса Вебера: труд и экономика». М., 1998).

Введение

    Политика государства в области труда

    Труд как основа развития общества

Заключение

Список литературы

Введение

В современных экономических условиях изучение проблем экономики труда основано на фундаментально новых концептуальных представлениях о функционировании и эффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а также на анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда в условиях развития рыночных отношений в российской экономике.

Принципы рыночной экономики активно проявляются в процессе привлечения и использования рабочей силы, внедряются в системы социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, формирования и использования доходов работников, повышения уровня и качества жизни населения.

Экономика и социология труда помогают разобраться в весьма сложных вопросах, например, как следует организовывать труд в обществе и на конкретном предприятии (в организации), чтобы предприниматель получил наибольший эффект (прибыль)? Или как управлять трудовыми ресурсами, чтобы повысить эффективность использования трудового потенциала в обществе?

Знания в области труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления, менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.

Цель контрольной работы – рассмотреть политику государства в области труда и изучить роль труда в развитии общества.

1. Политика государства в области труда

Без труда невозможно себе представить человечества. Для того например, чтобы земля произвела жатву, руда превратилась в железо, железо в орудие или машину, а машина приготовила ткань - необходим труд. Если представить себе, хотя на время, что деятельность труда прекратилась на всей земле, то какое следствие имело бы бездействие? Ничтожество человечества. Поэтому, если жизнь есть удел человека, то труд составляет его право в отношении к другим и обязанность относительно самого себя.

Из этой истины вытекает непосредственно следующее заключение: если труд составляет для человека и право и обязанность, то он должен быть свободен, так как свобода и право суть понятия однородные, тожественные.

Свобода труда, по своему существу, есть право социальное, потому что труд, имея место в свободном обществе, влечет за собою для каждого из членов этого общества целый ряд взаимных прав и обязанностей, проистекающих из отношений к труду. Эти права и обязанности имеют характер социальный, т.е. человек за исполнение их отвечает не только перед своею совестью и Богом, но и перед другими людьми.

Государство есть власть, имеющая целью водворение господства правды в обществе, власть обеспечивающая каждому спокойное пользование его правами и принуждающая, каждого к исполнению своих обязанностей в отношении его сограждан. Поэтому, если труд служит для человека обильным источником прав и обязанностей в отношении других людей, то, очевидно, государство имеет право вмешательства, во-первых, чтобы дать санкцию этим правам и обязанностям и во-вторых, чтобы сделать их действительными, осуществимыми.

В принципе никто не оспаривает этого права государства. Но существует сильное разногласие относительно пространства этого права, тех границ, в которые должна быть заключена деятельность государства, чтобы свобода труда не была нарушена. Важностью этого вопроса оправдывается оживленность полемики, потому что ошибки двух противоположных сторон одинаково ведут к гибельным последствиям. Предоставить государству широкое право вмешательства, - значило бы отнять у труда его живительную силу, которая заключается в свободе труда. Если же дозволить нарушение законов справедливости в организации труда, ограничить право вмешательства государства преувеличенным уважением к свободе, допустить чтобы граждане были тревожимы в пользовании правом труда, - значит отрицать, в некотором смысле, право человека на существование.

Таким образом, обязанности государства прямо вытекают из цели его учреждения. С этой точки зрения свободу следует признавать высшим принципом, потому что каждый гражданин свободен развивать себя или не развивать, упражнять ту или другую способность, направлять свою деятельность в ту сторону, куда ему заблагорассудится. Государство не может приневоливать человека к достижению цели его назначения, по, напротив того, должно помогать ему всем, в чем будет ему для этого представляться надобность. Поэтому назначение государства состоит лишь в устранении препятствий, которые человек может встретить при развитии своих сил физических и духовных, и именно тех препятствий, которые он не в состоянии устранить собственными силами.

Эти препятствия принадлежат к двум различным категориям.

Во-первых, иногда может случиться, что другие люди препятствуют человеку пользоваться правом развития способностей своей двойственной природы. Очевидно, в этом случае, государство может и должно вмешаться для того, чтобы заставить одних членов общества уважать права других и руководствоваться в своих взаимных отношениях требованиями справедливости. Для выполнения этой задачи, государство должно определить права и обязанности граждан, совокупность коих составляет их юридическую личность; оно должно формулировать правила справедливости в человеческих отношениях, словом то, что римские юристы называли: "jus dicere". Но, коль скоро правила справедливости формулированы, взаимные права и обязанности определены, - государство должно позаботится об их охранении. Для этой цели оно учреждает целый класс лиц, коим поручается восстановлять, а иногда и наказывать за правонарушения, одним словом, охранять правила справедливости.

Во вторых ущерб, могущий произойти от нарушения права, может быть иногда так ничтожен, что государство как будто уполномочивает себя им не заниматься. Как математика, так и социальные науки имеют свои бесконечно малые величины; да и кроме того гораздо чаще встречаются действия неблаговидные, бесчестные, чем несправедливые. Если бы государство было обязано рассматривать все подобные действия, отступающие хотя на одну йоту от и до и справедливости, то его деятельность выступила бы за пределы. Жертвы, которые его вмешательство возложило бы на общество и опасности, могущие представиться от того индивидуальной свободе, были бы непропорциональны с вредом, часто ничтожным, который следует вознаградить.

Если эти препятствия столь сильны, что человек, предоставленный своим собственным силам, не в состоянии их преодолеть, а между тем условия его развития требуют устранения этих препятствий, то государство имеет право вмешательства для достижения этого результата. Государство в этом случае приходит на помощь частному лицу, с целью доставить ему возможность исполнить свое назначение. Эту вторую обязанность государства обыкновенно называют администрацией.

Экономические преобразования в России, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством.

Разработка стратегии развития трудового законодательства – это определение принципиальных подходов к решению ключевых проблем реформы трудовых отношений и трудового законодательства. Степень их обобщения и конкретизации проявляется по-разному на социальном, политическом и правовом уровнях.

На социальном уровне стратегическое значение имеют принципиальные положения, выражающие общую заинтересованность различных социальных групп в трудовом законодательстве и его дальнейшем развитии.

На политическом уровне к таким проблемам могут быть отнесены: политическая оценка причин реформы трудового законодательства, исторического наследия в трудовых отношениях и их современного состояния; определение целей, задач и приоритетов реформы трудовых отношений, содержания будущего трудового законодательства и механизма его исполнения; использование иностранных правовых систем, международного опыта и модельных правовых актов; определение степени радикализма в реформе трудового законодательства; создание механизма разработки и введения нового трудового законодательства, способного обеспечить социальное согласие в обществе.

Трудовое законодательство призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития.

При этом следует учитывать, что для усиления связи между социальным прогрессом и экономическим ростом особое значение и смысл имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда. Эти гарантии позволяют работникам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданном их трудом, а также дают им возможность полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Главные направления вмешательства государства в трудовые отношения должны заключаться, во-первых, в установлении обязательных стандартов, во-вторых, в контроле и надзоре за соблюдением законодательства, в-третьих, в регламентации норм, механизмов и процедур, которым стороны трудовых отношений и их представители обязаны следовать, если не договорятся об ином.

К исключительной компетенции государства должны быть отнесены вопросы, касающиеся принципов регулирования трудовых отношений; основных прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений; основных гарантий и норм по условиям труда; ответственности за нарушение трудового законодательства; прав профсоюзов в сфере трудовых отношений, и другие.

2. Труд как основа развития общества

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

    Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

    Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

    Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Заключение

Завершая работу можно прийти к выводу, что труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Список литературы

    Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. - К., Виша школа, 2001.

    Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.

    Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. - М., Наука, 1987.

    Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007.

    Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М., Мик, 2005.

    Щербина В.В. Социология труда. - М.: Издательство Московского университета, 1993.