Как научиться терпению и смирению. О смирении

Инструкция

По мнению специалистов-психологов, ошибки на жизненном пути не только неизбежны, но и необходимы - для формирования полноценной способности развиваться, а также личностного роста. Другими словами, как гласит известная народная мудрость, «наступать на те же грабли» придется ровно до той поры, пока не будет извлечен необходимый опыт. Важно лишь научиться вставать после падения, овладев искусством учиться на своих ошибках.

Прежде всего, необходимо определиться, что можно считать «ошибкой». Обычно так называют поступки, впоследствии вызывающие сожаление, разочарование, стыд и даже боль. Иногда люди склонны винить себя за то, что доставили другим неприятности и проблемы. Непросто пережить и неправильные шаги, которые привели к кардинальным изменениям в жизни, например, болезням или травмам, большим материальным убыткам или тюремному заключению. Однако и с ними можно смириться.

Для этого, во-первых, важно осознать: уже не изменить. Никак. А во-вторых, необходимо заставить себя перестать «пилить опилки», моделируя различные ситуации из разряда «если бы я в тот день поступил иначе, то...». Психологи настаивают: прошлое не должно препятствовать настоящему и будущему. Поэтому, если смириться самостоятельно никак не получается, а мысли об ошибке продолжают терзать человека, стоит обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Верующие люди могут найти выход, посетив храм. Православные, в частности, испытывая груз ошибок прошлого, имеют возможность облегчить душу на исповеди.

Случается, что женщина, отказавшаяся выйти замуж, а впоследствии глубоко раскаивающаяся и считающая это ошибкой, позже еще более удачно устраивала свою жизнь. Таким образом, ее ошибка вовсе таковой не являлась. Отказ от женитьбы лишь стал звеном на пути к новому знакомству, окончившемуся счастливым замужеством и рождением прекрасных детей.

Как говорила известная романтическая героиня: «Я подумаю об этом завтра». Уговорить себя отложить мысли об ошибках прошлого, заместив из размышлениями о текущих делах - и вплоть до того, как не изменится отношение к тому или иному неприятному эпизоду. Ведь с возрастом, накапливая жизненный опыт, люди зачастую склонны переоценивать многие ситуации, слова или поступки. В частности, некоторые «ошибки», якобы совершенные ими когда-то, воспринимаются совершенно иначе. Иногда подобные неприятности были просто необходимыми, став защитой от более серьезных проблем. Стоит еще раз обратиться к народной мудрости: «не было счастья, да несчастье помогло» - это как нельзя лучше подходит к подобным процессам.

Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти, избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу.

Не дерзит, когда разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний вид его прост и скромен.

Человек, безропотно выносящий все унижения и уничижения, получает большую пользу от этого. Поэтому не печалься, а, напротив, радуйся тому, что страдаешь. Тем самым ты обретаешь драгоценное смирение, которое спасает тебя.

“Смирился я, и спас Он меня” (Пс. 114:5). Следует всегда держать в памяти эти слова.

Не стоит огорчаться, когда тебя осуждают. Печаль по такому поводу означает, что ты имеешь тщеславие. Тот, кто желает спастись, должен полюбить людское презрение, ведь презрение несет смирение. А смирение освобождает человека от многих искушений.

Никогда не ревнуй, не завидуй, не стремись к славе, не ищи высоких должностей. Старайся всегда жить незаметно. Лучше пусть мир не знает тебя, ведь мир вводит в соблазн. Своими тщеславными речами и пустыми подстрекательствами он обманывает нас и наносит нам духовный вред.

Целью твоей должно быть обретение смирения. Быть ниже всех. Считать, что не делаешь ничего, достойного своего спасения. Надо молить Бога спасти тебя по своему благоутробию.

Смирение, послушание и пост рождают страх Божий, а страх Божий является началом истинной мудрости.

Все, что делаешь, делай со смирением, чтобы не пострадать от своих же благих дел. Не думай, что большое вознаграждение получает только тот, кто много трудится. Тот, кто обладает благим произволением и вместе с ним смирением, даже не имея возможности сделать многое и не будучи искусным в чем-либо, спасется.

Смирение достигается самопорицанием, то есть убежденностью в том, что по существу ты не совершаешь ничего хорошего. Горе тому, кто считает свои прегрешения незначительными. Он обязательно впадет в более тяжкий грех.

Человек, со смирением переносящий все направленное на него осуждение, приближается к совершенству. Им восхищаются даже Ангелы, ведь нет более труднодостижимой и более великой добродетелью, чем смирение.

Нищета, скорбь и презрение - это венцы для монаха. Когда монах безропотно терпит грубости, клевету и презрение, он с легкостью освобождается от дурных помыслов.

Достойно похвалы и осознание своей немощности перед Богом. Это есть знание самого себя. “Плачу и сокрушаюсь, - говорит святой Симеон Новый Богослов, - когда свет озаряет меня, и я вижу свою нищету и познаю, где нахожусь”. Когда человек познает свою духовную бедность и осознает, на каком в действительности уровне он находится, тогда в душе его просияет свет Христов, и он начнет плакать (рассказывая об этом, старец растрогался и сам заплакал).

Если другой человек назовет тебя эгоистом, пусть тебя это не печалит и не огорчает. Подумай лишь про себя: “Быть может, я таков и сам этого не понимаю”. Так или иначе, мы не должны зависеть от чужого мнения. Пусть каждый смотрит в свою совесть и руководствуется словами опытных и знающих друзей, а прежде всего, попросит прощения у своего духовника. И на основе всего этого строит свой духовный путь.

Ты пишешь, что тебе не удается бороться. Знаешь, почему так происходит? Потому что не обладаешь достаточным смирением. Ты полагаешь, что можешь достигнуть этого лишь своими силами. Но когда ты смиришься и скажешь: “Силою Христа, помощью Богородицы и молитвой старца я достигну желаемого”, будь уверен, что тебе все удастся.

Я, конечно, не имею такой молитвенной силы, но когда ты, смирившись, скажешь: “С молитвой старца я все смогу”, тогда, по твоему смирению, начнет действовать благодать Божья, и все получится.

Бог смотрит на “смиренных и сокрушенных” (Ис. 66:2). Но чтобы пришла кротость, спокойствие и смирение, необходим труд. Труд этот вознаграждается. Чтобы обрести смирение, как мне кажется, не нужны многочисленные поклоны и послушания, но прежде всего, помыслы твои должны спуститься вниз, к самой земле. Тогда у тебя не будет страха упасть, ведь ты уже внизу. А если ты и упадешь, находясь внизу, то не пострадаешь.

По моему мнению, хотя я, конечно, мало читаю и не делаю ничего выдающегося, смирение - это кратчайший путь к спасению человека. Авва Исаия говорит: “Научи язык свой просить прощения, и смирение придет к тебе”. Приучи себя говорить “Прости меня”, даже если поначалу это будет неосознанно, и постепенно ты привыкнешь не только произносить эти слова, но и чувствовать это в своем сердце.

Святые учат, что насколько велико будет твое благорасположение, когда ты просишь прощения - иными словами, смирение, - настолько же Бог и просветит другого, чтобы было достигнуто желанное перемирие между вами. Когда ты сокрушаешься и говоришь: “Я виноват, но не осознаю этого”, вскоре ты сможешь сказать: “Да, я действительно виновен”. И когда ты убеждаешь себя, что по-настоящему виноват, другой человек также поменяет свое к тебе отношение.

Настойчиво проси Бога наделить тебя даром самопорицания и смирения.

Молясь, проси Бога дать тебе умение видеть лишь свои прегрешения и не замечать грехи других. “Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего”, - говорит святой Ефрем Сирин.

Смиренный человек считает себя низшим среди всех. И поэтому всех любит, всех прощает и, самое главное, никого не осуждает.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Психолог Анна Хныкина попробовала разобраться в вопросе, почему одни люди в 30 лет начинают сильно бояться старости, а другие — и в 90 продолжают жить насыщенной и яркой жизнью, как будто всё самое интересное впереди.

Найдите увлечение

Наталья Кожина, АиФ.ru: Анна, все люди боятся старости, или есть исключения? В своей практике я часто видела мужчин и женщин в солидном возрасте, которые уверяли меня, что их совсем не волнует, сколько им лет, это просто лукавство или иное восприятие возраста?

Анна Хныкина : Думаю, что они не лукавили. Старости боятся далеко не все, обычно её боятся только молодые люди. Знаете, это страх упустить что-то, посмотреть туда, куда не хочется заглядывать. Зрелые люди, которые убеждали вас в том, что не боятся старости, скорее всего, хотели сказать, что чётко видят плюсы своего возраста: со временем у любого нормального человека расширяется количество возможностей, мы все уже что-то заработали и можем позволить себе гораздо больше, чем в молодые годы. Кроме того, не надо забивать голову вопросами: «Чем заняться?», «Что же делать?». Ещё один аспект — выросли дети, это значит, что у человека развязались руки, он может больше времени уделить себе, не думать о том, что дома надо кого-то покормить, проверить уроки и т. д. Некоторые психологи шутят на тему старости: «Бабкам нечего боятся в подворотнях». В общем, эти люди видят все прелести того, что им уже не 17 лет.

— Вы описали очень благополучную ситуацию: выросли дети, материально жизнь налажена, но ведь не у всех так…

— В этом и вся суть: о своей старости надо заботиться, чтобы, когда тебе стукнет 50 лет, у тебя было чем заняться. В первую очередь, я говорю об увлечениях, которые будут вас двигать, давать заработок и помогать мозгу не стареть. Человек постоянно должен развиваться. В Японии на законодательном уровне прописано, что в 70 лет ты можешь бесплатно изучать иностранные языки. Учёба не даёт мозгу ссыхаться и позволяет ему оставаться живым и здоровым.

О своей старости надо заботиться, чтобы, когда тебе стукнет 50 лет, у тебя было, чем заняться. В первую очередь я говорю об увлечениях, которые будут вас двигать, давать заработок и помогать мозгу не стареть.

— А что делать, когда ты каждое утро просыпаешься и физически чувствуешь, что слабеешь?

— Во-первых, физическую слабость ощущают не только старые люди, но и молодые. И как вы знаете, можно и в 17 лет умереть от рака. Учёными доказано, что недуги и состояние здоровья связаны с нашим бессознательным. Конечно, с годами организм изнашивается, давление скачет и т. д., но если следить и ухаживать за собой с молодых лет, то можно достаточно неплохо продержаться. Причём поддерживать не только тело, но и психику — постоянно обучаться и внутренне расти. Стремиться к познанию, к развитию. Например, среди психологов очень много долгожителей. Возьмите хотя бы Двору Кучински, в свои 90 лет она ходит на шпильках и прекрасно выглядит. Или Маршу Карп. Психологи долго живут, долго работают, постоянно развиваются, мало кто уходит на пенсию. И дело тут даже не в профессии, главное — быть увлечённым своей работой, получать от неё результат, удовольствие и развиваться, обучаясь.

Полюбите себя

— Но отражение в зеркале с годами точно теряет свою привлекательность, с этим как быть?

— Удовольствие от себя, любовь к себе — это ваше внутреннее состояние; человек, который себя любит, будет смотреть в зеркало и думать: «Какая красота». Если вы себя не любите, то даже с молодой кожей, длинными ногами и пышной грудью вы будете недовольны своим отражением! К тому же мы живём в такое продвинутое время, когда есть пластическая хирургия, различные процедуры, инъекции, витамины — всё это помогает не стареть физически.

— Да, и в итоге по улицам ходят женщины с одинаковыми лицами. Как не переборщить и вовремя остановиться?

— Начнём с того, что в этом вопросе нужен хороший специалист. То, что у нас многие женщины «одинаковы с лица», означает только одно — они просто перекачались ботоксом, стараются не отставать от моды. Но есть другие процедуры, не обязательно деформировать своё лицо до неузнаваемости.

Если женщина злоупотребляет косметологическими процедурами — это значит, что она не видит свою индивидуальность, очень хочет соответствовать принятым стандартам. И всё это опять идёт от нелюбви к себе. Такой женщине хочется «подбить» себя под какие-то каноны, и ей кажется, что если она станет «как надо», как все, то в её жизни всё наладится. При этом она себя истинную, настоящую не видит, у неё как бы завязаны глаза. Это болезнь.

— Мне кажется, или сейчас женщины стали намного раньше задумываться о старении, в чём причина?

— Просто возможностей сделать себя моложе стало больше. И не забывайте, что мы живём в обществе потребления. А чем дурнее голова, тем проще продать ей всё что угодно. Старости боялись всегда, во все времена в 25 лет девушки считали себя старухами. И сейчас, когда я читаю некоторые социальные сети, то вижу, что многие реально думают, что после 30 женщин не существует. Поэтому с обществом ничего нового не произошло, просто молодёжь побежала делать какие-то процедуры, которые совсем для них не предназначены. Какой ботокс может быть в 25, в эти годы достаточно геркулеса, массажа и спортзала.

— Мужчины и женщины по-разному относятся к старению?

— Давайте сразу определимся, что есть мужчины обычные и те, которые тщательно следят за собой, они увлечены своей красотой. Это, кстати, не совсем мужское качество. Традиционным представителям сильного пола свойственно украшать себя статусными вещами: дорогая обувь, часы и т. д. Их волнует что угодно, но только не морщины.Они вообще не задумываются на эту тему. Страх старения больше свойственен женщине, мужчина же понимает, что с возрастом он становится круче и дороже. На рынке невест и женихов одинокая 40-летняя женщина будет вызывать подозрения, а вот одинокий мужчина в этом возрасте — подарок нарасхват.

Страх старения больше свойственен женщине, мужчина же понимает, что с возрастом он становится круче и дороже. На рынке невест и женихов одинокая 40-летняя женщина будет вызывать подозрения, а вот одинокий мужчина в этом возрасте - подарок нарасхват.

— Значит, женщинам надо поучиться у мужчин?

— У зрелых женщин есть много достоинств, благодаря мудрости, опыту, если вам вдруг показалось, что у вас возле глаза или ещё где-то появилась новая морщинка, — это ерунда. Всё дело в самооценке.

Чем мужчина отличается от женщины. Она развивается циклично и спектрально, ей свойственно увлечение разными темами. Он развивается в одном направлении, всегда вперёд и вглубь. С одной стороны, мужчина более ограниченный, с другой — он уходит дальше в своём каком-то вопросе, и в этом его ценность как раз и есть. Вот это было бы неплохо перенять женщинам: с возрастом мы становимся ценнее, важнее, мудрее и лучше. И вообще, прелесть внутри, а не снаружи. Когда мимо меня проходит упругая попа, я понимаю, что это только попа.

Не забывайте про общение

— Если всё же настигла хандра и мысль в духе «ах, какая я старая», что делать?

— Такие мысли — это не свойство возраста, это свойство депрессии, которая может накрыть вас и в 17, и в 57. Типичная картина: обворожительно красивая девушка смотрит на себя в зеркало и видит, что ей не 35 лет, а 50. Кожа потухшая, взгляд — тоже. Это всё отражение внутреннего состояния. Мы живём в прекрасное время, когда физику можно легко поправить, но это не решит вопроса, если внутри у вас пусто. Молодость — это, прежде всего, блеск и искра в глазах. Это идея: «Есть к чему стремиться!» Если она есть, то ваше лицо будет светиться, и это будут видеть все вокруг, и вы в первую очередь.

— Есть понятия психологического и биологического возраста, это нормально, когда они у тебя не совпадают?

— Самое главное — выйти здоровым человеком из пубертата (подростковый возраст, когда у человека происходит кризис становления личности, он выходит из-под родительского контроля, становится самостоятельным). Современные учёные считают пубертатом возраст до 25 лет, в некоторых странах — до 30 лет. Это связано с тем, что уровень жизни и её качество повысились, молодые люди могут позволить себе не заводить рано детей, а учиться до 30 лет, выбирать профессию и совершенствоваться в ней. После окончания пубертата жизнь начинает потихоньку устаканиваться, это прекрасный момент, чтобы завести семью, родить детей. Если говорить о некой «замороженности» возраста, то хорошо было бы психологически «заморозиться» в 35-40, когда достигнута уже некая определённость. Но когда тебе в душе 18, а в теле 60 — это не совсем нормально.

— В начале нашей беседы вы сказали, что наличие любимого дела, которым вы реально увлечены, — это один из способов побороть старость. Как ещё человек может противостоять старению?

— Не забывайте про общение. Несмотря на то, что с возрастом становится сложнее дружить и поддерживать какие-то отношения, надо быть среди людей. Те же самые курсы языка, на которых вы волей-неволей обретёте новых знакомых, — отличная вещь, особенно, когда ученики — разновозрастные. Любые кружки, танцы. Важно выходить в социум, поддерживать дружеские отношения, устраивать праздники. Только не надо закрываться! И конечно, надо думать о старости, создавать базу, вам нужны будут дети, деньги и здоровье. Планируйте себя в будущем. Что я имею в виду: наговаривайте аффирмации. Например: «Я здорова», «У меня прекрасная кожа», «Я долго буду хорошо выглядеть». Произнося такие вещи, мы как минимум стимулируем себя обращать внимание на эти детали и ухаживать за собой.

Ну и самое главное средство — это, конечно, иметь интерес к жизни, иметь смысл, волю к чему-то стремиться.

Что такое смирение? Однозначно ответить на этот вопрос удается не каждому. Несмотря на это, многие считают именно смирение основной добродетелью истинного христианина. Именно это качество Господь прежде всего ценит в человеке.

У некоторых может сложиться впечатление, что смирение человека приводит к нищете, угнетенности, подавленности, бедности, болезням. Они смиренно терпят свое нынешнее положение и надеются на лучшую жизнь в Царстве Бога. На самом же деле все это далеко не является смирением. Господь посылает нам трудности вовсе не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали. Принижение собственного достоинства, глупая покорность, угнетенность и подавленность - это скорее признаки лжесмирения.

И все же, что такое смирение?

Библейское смирение. Пример смирения

Библейская энциклопедия гласит, что смирение является гордости. Эта добродетель считается одной из основных в христианстве. Смирение человека состоит в том, что он во всем полагается на милость Господа и четко понимает, что без Него он не сможет ничего достигнуть. Смиренный человек никогда не ставит себя выше других, с радостью и благодарностью принимает только то, чем одаривает его Господь, не требует большего, чем ему полагается. предписывают эту добродетель всем истинным последователям Христа. Иисус проявил высшую степень смирения, полностью подчинившись. Ради всего человечества, Он терпел жуткие страдания, унижения и стяжания. Его распяли, но после воскрешения у Него даже не осталось и малейшей обиды на тех, кто это сделал, так как Он осознавал, что все это промысел Бога. Другими словами, христианское смирение человека проявляется в его полной зависимости от Господа и в реалистичном взгляде на свою сущность. В результате этого приходит истинное понимание того, что не следует высоко о себе мыслить.

Какова сущность смирения?

Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат. Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение - это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа. В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение - это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми. Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.

Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.

В чем проявляется зависимость от Господа?

Две составляющие в жизни человека дают понимание понятия «смирение». Значение первое - это зависимость от Бога. В чем же она проявляется? В Писаниях приводится пример, когда Господь называет богатого человека «безумцем». Легенда гласит, что однажды был богатый человек, у которого были большие запаса зерна и прочего добра. Он стремился еще расширить свои возможности для большего накопительства, чтобы впоследствии только и наслаждаться своими богатствами. Но Господь назвал его «безумцем», так как он заковал свою душу в рабство своего богатства. Господь сказал ему, что же делать он будет с этим накопленным, если сегодня же он утратит свою душу? Плохая участь ждет тех, кто копит блага ради своего наслаждения, а не для Господа. Современное положение богатых людей таково, что они хотят безраздельно наслаждаться своими богатствами, считая, что всего они добились сами, и что Господь здесь не причем. Это настоящие безумцы. Никакое богатство не сможет уберечь человека от трудностей, страданий и болезней. таких людей напрочь опустел, и они совершенно забыли о Боге.

Библейская история

Есть еще одна история, которая учит смирению. Однажды Господь предложил богатому благочестивому юноше раздать все его богатство нищим и отправится вместе с Ним, дабы иметь настоящие сокровища в Царстве Небесном. Но юноша не смог так поступить из-за своей привязанности к имуществу. И тогда Христос сказал, что очень сложно богатому человеку войти в Царство Божье. Его ученики изумились такому ответу. Ведь они искренне считали, что богатство человека - это, наоборот, Божье благословение. Но Иисус сказал противоположное. Дело в том, что материальное процветание действительно знак одобрения Господа. Но человек не должен впадать в зависимость от своего богатства. Это качество - полная противоположность смирению.

Правдивость к самому себе

Сила смирения увеличивается, если человек адекватно оценивает себя и ставит себя в правильное положение. В одном из стихов Священного Писания Господь призывает людей не думать о себе высоко. О себе самом необходимо думать скромно, полагаясь на веру, которой наделил всех людей Господь. По отношению к другим не следует высокомудрствовать и о себе не стоит мечтать.

Чаще всего человек смотрит на себя через призму своих достижений, что автоматически вызывает проявление гордыни. Материальные мерки, такие как количество денег, образование, положение являются не теми средствами, которыми должен оценивать себя человек. Все это далеко не говорит о духовном положении. Следует знать, что именно гордыня лишает человека всех божественных благодатей.

Апостол Петр сравнивает смирение и скромное отношение к себе с красивой одеждой. Говорит он также о том, что Господь не признает гордецов, но смиренных одаривает Своей благодатью. В Писаниях упоминается слово «смиренномудрие», которое подчеркивает скромность мышления. Те же, кто превозносят себя и думают, что что-то представляют из себя, не связывая это с Господом, находятся в сильнейшем заблуждении.

Принимать все как есть

Смирение является прародителем ответственности. Сердце смиренного человека принимает любую ситуацию и со всей ответственностью старается ее решить. Человек, обладающий смирением, всегда осознает свою Божественную природу и помнит, откуда и зачем он пришел на эту планету. Смирение души означает полное принятие Господа в своем сердце и осознание своей миссии, которая заключается в непрерывной работе над своими качествами. Смирение помогает человеку искренне служить Господу и всем живым существам. Смиренный человек искренне верит в то, что все, что происходи в этом мире - происходит по Божественной воле. Это понимание помогает человеку всегда сохранять мир и спокойствие в душе.

В отношении с другими людьми смиренный человек никогда не оценивает, не сравнивает, не отрицает и не игнорирует природу другого человека. Он принимает людей такими, какими они есть. Полное принятие - это осознанное и внимательное отношение к другому. Принимать все как есть необходимо не умом, а душой. Ум постоянно оценивает и анализирует, а душа - это глаз самого Господа.

Смирение и терпение - понятия очень близкие между собой, но все же имеют различную трактовку.

Что такое терпение?

На протяжении всей жизни человеку приходится испытывать не только радостные переживания. В его жизнь приходят также и трудности, с которыми необходимо сначала смириться. Не всегда эти трудности можно преодолеть в короткие сроки. Для этого и необходимо терпение. Смирение и терпение - истинные добродетели, которыми наделяет человека сам Господь. Иногда говорится о том, что терпение необходимо для того, чтобы сдерживать негатив. Но это неправильно. Терпеливый человек ничего не сдерживает, он просто принимает все спокойно и даже в самых сложных ситуациях сохраняет ясность ума.

Истинное терпение проявлял сам Иисус Христос. Также Христос Спаситель - настоящий пример истинного смирения. Ради высшей цели, Он терпел преследования и даже распятие. Гневался ли он когда-нибудь, желал ли зла кому-нибудь? Нет. Так и человек, следующий заповедям Господним, должен безропотно терпеть все трудности на своем жизненном пути.

Как терпение связано со смирением?

Что такое смирение и терпение было описано выше. Связаны ли между собой эти два понятия? Между терпением и смирением существует неразрывная связь. Суть их одна. Человек пребывает в мире и внутри ощущает также мир и спокойствие. Это не внешнее проявление, а внутреннее. Бывает такое, что внешне человек кажется спокойным и удовлетворенным, но внутри него бушует негодование, недовольство и гнев. В этом случае, ни о каком смирении и терпении речь не идет. Скорее это лицемерие. Смиренному и терпеливому человеку ничего не может препятствовать. Даже самые большие трудности такой человек преодолевает легко. Как два птичьих крыла связаны между собой смирение и терпение. Без смиренного состояния невозможно терпеть трудности.

Внутренние и внешние признаки смирения

Лучше всего понятие «смирение» раскрывается в трудах преподобного Исаака Сирина. Не так просто разграничить внешние и внутренние аспекты смирения. Так как одни вытекают из других. Все начинается с внутренней жизни, мира внутри. Внешние действия являются лишь отражением внутреннего состояния. Конечно, сегодня можно увидеть много лицемерия. Когда внешне человек кажется спокойным, но внутри у него бушую страсти. Не о смирении здесь речь идет.

Внутренние признаки смирения

  1. Кроткость.
  2. Собранность.
  3. Милосердие.
  4. Целомудрие.
  5. Послушание.
  6. Терпение.
  7. Бесстрашие.
  8. Стыдливость.
  9. Благоговение.
  10. Внутренний покой.

Последний пункт считается основным признаком смирения. Внутренний покой выражается в том, что у человека полностью отсутствует страх перед житейскими трудностями, но присутствует уверенность в Божьей благодати, которая будет всегда защищать его. Смиренный человек не знает, торопливость, смущение и спутанные мысли. Внутри него всегда покой. И даже если небо упадет на землю, смиренный человек даже не испугается.

Важным признаком внутреннего смирения можно назвать голос совести человека, который говорит ему, что Господь и другие люди не виноваты в неудачах и трудностях, встречаемых на жизненном пути. Когда человек в первую очередь предъявляет претензии к себе - это и есть настоящее смирение. Обвинять в своих неудачах других или еще хуже Господа - это высшая степень невежества и жесткости сердца.

Внешние признаки смирения

  1. По-настоящему смиренный человек не испытывает интереса к различным мирским утешениям и развлечениям.
  2. Он стремится поскорее удалиться из шумного суетливого места.
  3. Смиренному человеку не интересно бывать в местах большого скопления людей, на собраниях, митингах, концертах и прочих массовых мероприятиях.
  4. Уединение и безмолвие - основные признаки смирения. Такой человек никогда не вступает в споры и конфликты, не бросает лишних слов и не вступает в бессмысленные беседы.
  5. Не имеет внешнего богатства и большого имущества.
  6. Настоящее смирение проявляется в том, что человек о нем никогда не говорит и не ставит напоказ свое положение. Свою мудрость он прячет от всего мира.
  7. Простая речь, возвышенное мышление.
  8. Не замечает недостатков других людей, но всегда видит достоинства каждого.
  9. Не склонен слушать то, что его душе не угодно.
  10. Безропотно переносит обиды и унижения.

Смиренный человек ни с кем себя не сравнивает, но всех считает лучше себя.

Отвечает доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Есть один закон очень интересный. Это взаимосвязь наших трудов обычных. Мы работаем каждый на своем месте. Не важно, кто кем. Медсестрой или трактористом. Не важно, кем мы работаем. На какой путь мы поставлены промыслом Божьим. Это не важно. Это совсем другое дело. Главное другое, о чем как раз пишут святые отцы. И это удивительно. Какая же связь между нашими трудами и тем, что в конце концов Господь нам за это даст? Правда же, важно?

Подсознательно, а иногда и сознательно мы уже начинаем думать и даже говорить, что «за мои труды Господь наградит меня, я надеюсь там. В царстве своем даст уголочек мне». Правда? «Все-таки я тружусь, и смотрите подчас как тружусь»! А что на это говорят святые отцы? Ой, как это надо знать! Как это знать! Ужасную мысль я вам только что сказал. Это вот католицизм, весь построен на этом. И учение католиков о заслугах перед Богом, все построено на этом. Коверкают всю христианскую душу! «Я, Господи, сделал это, ты теперь мне давай». «Я подал рубль нищему, давай мне мильончик оттуда кидай».

Что говорят святые отцы? Тот же Исаак Сирин говорит поразительные вещи. «Воздаяние, то есть то благо, которое человек получит от Бога»… Слышите? «Которое получит от Бога человек… Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, а рождающемуся от них смирению. И если не будет смирения, то напрасны все труды и все добродетели». Всё провалилось!

У Феофана Затворника я люблю повторять слова замечательные, их стоит запомнить: «Сам дрянь дрянью, а всё твердит «Несмь якоже прочии человецы!» Слышите? Не такой, как прочие люди, а сам дрянь дрянью! Оказывается, не труды и даже не то добро, которое, кажется, мы делаем людям… Большое, может быть, добро, как нам кажется, мы делаем… Воздаяние им не будет, если они не приведут человека к видению того, что именуется смирением. Что такое смирение? Очень часто под смирением мы разумеем какое-то раболепство или пассивность, что угодно… неактивность какую-то. Что такое смирение, о котором говорят святые отцы? Смирение, говорят они, это то состояние, которое возникает у человека при видении своих грехов. Я, конечно, могу себя вести очень «смиренно» на людях. Идеал смирения буду. Но подлинное смирение — это то состояние, которое проистекает из видения своей греховности. Вот оно что такое! Если я не вижу всех грехов или почти их не вижу, ни о каком смирении и речь не может идти. И тогда, хотя бы я горы перевернул, никакого воздаяния божественного мне не будет. Все эти наши труды ничто!

Мы должны трудиться для чего? Чтобы приобрести смирение. Какой удивительный, сильный закон, который касается каждого из нас! Все мы заражены чем? Что-то сделаешь, и уже тщеславнейшая мыслишка уже там… Как змея, головку поднимает. Я что-то сделал, и уже «не такой как прочие люди».

Помните притчу о Фарисее и мытаре? Как Фарисей хвастался перед Богом, до чего он хорош? Все делает. А кто был оправдан? Кто был помилован Богом? Мытарь, который только бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив мне грешнику». Как Господь замечательно показал это! Не внешним деланием спасается человек! Безумен тот, кто думает, что он этой внешней деятельностью будто бы приобретает себе какие-то заслуги перед Богом! «Давай, Господи, мне «орденишко»! Я делаю то-то, то-то и то-то!» Безумен тот человек! Нет этого! Спасается человек реальным видением того, кто он есть на самом деле!

А кто я есть на самом деле? «Меня не тронь - иначе пойдет вонь»! Ни с какой стороны меня нельзя задеть. Ни с какой! От похвалы я превозношусь. От укоризны я впадаю в уныние. От малейшего замечания я весь раздражен. Не так кто-то сделал — я весь в гневе. Всё во мне живет. Знаете, чем полон мой мешочек? Там «море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа»». Гади! И верно!

Только тот человек, который следит за собою (для этого надо не так уж много внимания), только тот, кто обращает на свои движения души, на то, как в ней появляется всякая пакость, на мысли, чувства и желания, только тот, кто наблюдает за этим и сравнивает… Сравнивает с чем? С Евангелием, а не с чем же нибудь. Тот человек скажет: «Боже, милостив буди мне грешному».

Я даже не могу ни одного доброго дела сделать, чтобы не потщеславиться. Только сделал, и уже я голову кверху. Как может человек понять это? Преподобный Симеон Новый Богослов прямо указывает: «Только тщательное исполнение заповедей Христовых, только понуждение себя к исполнению, решимость жить по заповедям откроет мне, что в моей душе творится». Я ничего не замечал! Более того, я никого не убиваю, не граблю, не нарушаю закон, я вижу, что я хороший человек. Я хороший человек же! Я вижу! — Какая это глупость! Одну свою кожу я вижу, а то, что в душе моей, ничего не вижу. Только понуждение себя к исполнению заповедей, Евангелия покажет мне, кто я есть на самом деле. А Евангелие о чем говорит? Оно говорит о необходимости внимания даже к своим мыслям, к своим чувствам, к своим желаниям. Вот, оказывается, о чем говорит! // А.И. Осипов