Как рассказать ребенку о Распятии и Воскресении Христовом? Распятие и смерть Иисуса Христа. (Глава из "Закона Божия" протоиерея Серафима Слободского)


Вот мы и подошли к последнему уроку в этом квартале. С одной стороны, это самый трагичный момент во всей истории Вселенной – смерть Сына Божьего. С другой стороны – совершен план искупления, и Христос не только умер, но Он и воскрес. Это вас радует? Меня - тоже. Давайте рассмотрим этот урок подробно.

I Власть на небе и на земле


Читаем текст Писания:

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

Этот текст дан как памятный к уроку. Эти слова сказал Иисус перед самым вознесением на небо. Почему Иисус произнес эти слова? Что послужило стимулом для высказывания именно этих слов? Разве ученики в чем-то усомнились?

Матфей ничего не сообщает ни о явлении Иисуса десяти ученикам вечером того же дня, как это делает Иоанн (Ин. 20:19-23), ни о явлении Его на 8-ой день одиннадцати ученикам (Ин. 20:24-29). Но вот о явлении воскресшего Христа в Галилее, где Он обещал встретить учеников, у Матфея записано (Мф. 26:32 сравните с 28:7,10). Неизвестно, на какой именно горе встретился Иисус с учениками, но они увидели Его. И, увидев… поклонились Ему; а иные усомнились, пишет Матфей.

Поскольку Его уже видели ранее и удостоверились в том, что это Он, не в факте воскресения Его усомнились ученики, а скорее в том, Он ли явился им и на этот раз. Поскольку ранее явлениям Его сопутствовали необычные обстоятельства, а теперь все произошло «просто» (судя по евангельскому повествованию), ученики могли испытать своего рода удивление или сомнение.

Но неуверенность их не могла не рассеяться, когда Иисус заговорил к ними как Существо высшего порядка: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле», - произнес Он. Эта «власть» (греческое слово «эксус`иа» буквально означает «официальное право» или «официальная власть») дана была Иисусу Христу Отцом Небесным, и вот теперь Он, на основании данной Ему власти, повелевает ученикам: Идите! Идите ко всем народам (ко всем, а не только к Израилю).

Они должны были идти и учить, т. е. провозглашать истину об Иисусе Христе, чтобы люди из всех народов могли пойти за Христом, как это сделали они сами. Уверовавших же в Спасителя следовало крестить в воде. Откликнувшихся на благую весть следовало далее учить и наставлять относительно тех истин, которые были переданы Иисусом Его одиннадцати ученикам.

Конечно, не всё, что говорил Он им, было ими передано обращенным, но в первую очередь те конкретные истины, которые касались грядущего века Церкви и действия в нем благодати Божией; их-то и понесли они во все пределы земли. Поручение Христа ученикам сводилось, по сути дела, к одному: «Приобретайте Мне последователей!» И выражено это тремя глаголами в повелительной форме: «идите, крестите, учите!»

Последними в Евангелии от Матфея звучат слова обещания Иисуса Христа: И се, Я с вами во все дни до скончания века. Хотя физически Иисус и не остался с Одиннадцатью, духовно Он был с ними все то время, пока они выполняли на земле Его задание. Апостолы свято соблюдали эти последние слова Господа и действовали по ним: в какие бы страны ни шли, они повсюду возвещали историю своего Мессии Иисуса Христа.

Это мы раскрыли суть слов Христа, которые даны нам как эпиграф к этому уроку. Они были даны ученикам как эпилоговые перед тем, как Христос оставил их и вознесся на небо. Хороший итог служения Христа на земле, но давайте возвратимся к самым мучительным и ответственным часам служения Иисуса, это момент экзекуции и распятие.

II Экзекуция

Вообще-то само слово экзекуция означает «телесное наказание». Наказывали кого? Провинившегося. А в чем провинился Иисус? Даже Пилат мог засвидетельствовать:

«вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин. 19:4).

Но экзекуция состоялась. Мы читаем:

26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие (Мф.27:26-31).

Матфей момент экзекуции описывает очень кратко: «бив, предал на распятие». Потом он описывает издевательства и насмешки солдат. Слово «бив» в других переводах стоит более конкретно «предал бичеванию». Греческое слово φραγελλόω фрагэлл`о означает буквально – бичевать.

В общем-то, Матфей упоминает лишь первое бичевание; его цель, в данном случае, показать все, касающееся Пилата, прежде, чем перейти к действиям воинов. Издевательства на самом деле предшествовали основному бичеванию и преданию на распятие. Бичевали, фактически, Иисуса дважды; первый раз ради того, чтобы вызвать сострадание толпы и ее одобрение к Его освобождению (сравните, как об этом описывает Лука и Иоанн); второй раз распятию предшествовала экзекуция (телесное наказание) по обычаю, так как перед распятием всех осужденных били плетками.

Вот как Баркли описывает эту ужасную процедуру: «Римское бичевание было ужасной пыткой: жертву раздевали, ей связывали назад руки и привязывали ее к столбу в согнутом положении, с тем, чтобы спина была хорошо открыта для бичевания. Сам бич представлял из себя длинную, кожаную плеть, на которой были закреплены заостренные куски кости и свинца. Такое бичевание всегда предшествовало распятию, и оно превращало оголенное тело в клочья сырого мяса и в кровоточащие рубцы. Люди умирали под таким бичом, теряли разум и лишь немногие не теряли сознание до конца бичевания».

Пилат видел, что ничто не помогает и сознавал серьезность доносившихся до него угроз пожаловаться Цезарю (Ин. 19:12). Его отношения с правившим в то время Римом императором Тиберием оставляли желать лучшего, и он опасался, что до того дойдут слухи о некоем «царе», появившемся в Иудее, в котором Тиберий мог увидеть соперника; тем более опасался он, что весть об освобождении этого царя им, Пилатом, достигнет Рима. И губернатор принял решение: он взял воды и умыл руки пред народом, символизируя тем свое желание принародно освободиться от ответственности за предание смерти невинного человека. Однако ни этот жест, ни слова Пилата: невиновен я в крови Праведника Сего - не сняли с него вины, потому что вся эта пародия на суд была допущена именно им.

Между тем, иудеи с готовностью приняли ответственность, переложенную на них Пилатом (стих 24). Кровь Его на нас и на детях наших! - заявили они. Слова их обернулись горькой действительностью: многих из них (и детей их) настиг суд Божий, когда в 70 году по Р. Х. римляне разрушили Иерусалим и храм и привели народ к рассеянию.

Что касается Пилата, то, несмотря на четырежды провозглашенную им невиновность Иисуса (Лк. 23:14,20,22; Ин. 19:4), он отпустил народу Варавву, а Иисуса бив предал на распятие.

Иисус был отведен в преторий (огромный двор, окружавший здание суда), где толпилось множество римских воинов (именно так надо понимать вторую часть стиха 27). Считается, что их было там человек 600 (в греческом тексте сказано – «когорта»). Преторий мог быть частью резиденции Пилата (так называемого Замка Антония). Но некоторые думают, что она располагалась на территории дворца Ирода.

Воины, раздев Иисуса, принялись над Ним издеваться: а) они облачили Его в пурпуровое одеяние, подобное царскому; б) на голову Ему возложили венец, сплетенный из колючего терна и в) вместо скипетра, вложили Ему в правую руку трость. И, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! Какую же трагическую фигуру являл Собою Иисус в тот момент! Его мучители плевали на Него и били тростью по голове.

Не ведая того, они исполняли пророчество Исаии о Спасителе, записанное в Ис. 52:14. Ибо Иисус был столь жестоко избит римскими солдатами, что немногие могли бы узнать «обезображенный лик» Его. Целиком предавшись воле Отца, Он молча сносил все эти издевательства. Натешившись, солдаты вновь одели Его в одежды Его и повели Его на распятие.

III Распятие и смерть

У Матфея записаны лишь некоторые из событий, происшедших на пути Иисуса к месту распятия и в процессе его. Он пишет, что некоего Киринеянина по имени Симон (человек этот был из Кирина, города в Северной Африке, где жило много евреев) заставили нести крест Иисуса, когда Тот, истерзанный побоями, более не мог нести его Сам. В конце концов процессия достигла места под названием Голгофа, что значит: «лобное место» (точнее в переводе с арамейского «голгофа» означает «череп», «место, похожее на череп»). Но оно не было ни местом «погребения черепов», ни кладбищем, ни местом казней, а просто возвышенным местом, напоминавшим своей конфигурацией человеческий череп.

На Голгофе Иисусу предложили выпить уксуса, смешанного с желчью. Это питье, одурманивавшее чувства и несколько облегчавшее страдания распинаемого, но Он не захотел его пить, чтобы не утратить контроля над Своим состоянием даже на кресте.

Сам по себе акт распятия описан Матфеем кратко. Он не упоминает о том, что в руки и ноги Господа вбивали гвозди. Но вот о том, что солдаты делили одежды Его, бросая жребий, он говорит. Над головой распинаемого человека обычно писали, за что он подвергся казни. Надпись над головой Спасителя гласила: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Именно в этом Он был обвинен.

Распят был Иисус между двух разбойников (Мф. 27:38); у Луки они названы «злодеями» (Лк. 23:33).

Проходившие мимо креста оскорбляли Иисуса. В издевательском тоне они вспоминали, как Он говорил о разрушении храма и созидании его в три дня. Конечно же, этот человек – «лжевождь», думали они, потому что его хваленая способность разрушить храм так ни в чем и не выявилась! А если бы Он был Сыном Божиим, то должен был бы совершить чудо, сойдя с креста. Неспособность Его сделать это, -рассуждали они, - доказывает несостоятельность Его претензий. Прежде Он других спасал, а теперь Себя Самого не может спасти. «Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него», - говорили они. «Если Он угоден Богу, если Он Его Сын, пусть Бог избавит Его». Сомнительно, однако, чтобы они уверовали, даже если бы произошли вещи, о которых они говорили столь скептически и язвительно.

У Матфея читаем, что не только проходившие мимо (27:39-40) и религиозные вожди (стихи 41-45), но и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Лука, однако, утверждает, что один из «разбойников» изменился в сердце своем (Лук. 23:39-43).

Горькая ирония происходившего состояла в том, что Иисус действительно мог совершить все то, к чему призывала Его толпа. И сойти со креста и физически спасти Себя – Он мог бы, но это было бы против воли Небесного Отца! Сыну Божию необходимо было умереть за других. И потому Он терпеливо сносил страдания и оскорбления.

У Матфея нет ссылки на то, когда казнь началась, но у Марка читаем, что она началась в «третьем часу» (Мр. 15:25), т. е. около 9 часов утра. Матфей точно указывает, когда тьма покрыла всю землю; это было от шестого часа до часа девятого (т. е. с 12 часов дня до 3-х часов дня). Именно в этот период времени сделался Иисус Жертвоприношением за мир, и в этом качестве был оставлен Отцом.

Время это близилось к концу, но и силам Иисуса наступал предел. Он не мог более выносить разделения с Отцом и возопил громким голосом: Или, Или! лама савахфани? Эти арамейские слова означают: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Этими словами Он выразил терзавшее Его чувство такой отделенности от Отца, какой никогда прежде не знал; ведь от Сына, взявшего на Себя грех мира, Отец должен был отвернуться полностью.

Некоторые из стоявших там не поняли слов Иисуса. «Или» они приняли за «Илию» (стих 47). Решив, что у Него горло пересохло, а потому Он неясно произносит слова, один из них взял губку, наполнил ее уксусом и дал Ему пить. Другие же говорили: «постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Таким образом люди издевались над Христом.

И вот с последним громким воплем Иисус испустил дух, предав его в руки Своего Отца (Лк. 23:46). До последнего момента контролировал Он Свою жизнь и умер именно в ту минуту, когда это должно было совершиться. Никто из людей не мог бы отнять у Него жизнь, Он Сам распорядился ею. Иисус отдал жизнь в соответствии с планом Отца, чтобы затем вновь принять ее в воскресении.

В минуту смерти Иисуса мгновенно, одно за другим, произошли три события. Во-первых, завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу. Эта завеса отделяла Святое святых в храме от остального его помещения. То, что завеса разорвалась сверху донизу, свидетельствует о том, что ее разорвал Сам Бог, поскольку человек рвал бы ее в обратном направлении - снизу доверху. Это было событие-знамение, которым Бог показывал, что отныне свободный доступ к Нему открыт любому человеку - не только первосвященнику в соответствии с ветхозаветным ритуалом.

Во-вторых, в момент смерти Христа произошло сильное землетрясение, так что и камни расселись (Мф. 27:51). Смерть Его - событие огромной духовной силы - потрясла землю и в переносном и в буквальном смыслах слова. О третьем событии пишет только Матфей. «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (стих 52; речь тут, по-видимому, идет о иерусалимском кладбище). Сопоставляя эту информацию с другими евангелистами, мы приходим к выводу, что эти «святые» воскресли в момент смерти Христа, но в Иерусалим они вошли именно по воскресении Его.

Говоря о смерти Христа, мы должны ясно понимать, что это не просто смерть, которой умирают все люди, Христос принял на Себя вторую смерть, как возмездие за грех. Распятый на кресте, Иисус не знал, что Его ждет. Ему казалось, что Его смерть – это навсегда. И от этого Он страдал больше, чем от физической боли. Он прошел «ад», который заслужили мы. Неважно, где и как мы умрем, потому что знаем, что Он победил вечную смерть ради нас. Поэтому мы с великой верой ждем, что однажды наше желание увидеться с Богом лицом к лицу станет реальностью.

IV Воскресение и вознесение


В Евангелии от Матфея Иисус представлен долгожданным Мессией. Иудеям было трудно поверить в то, что их Царь умрет насильственной, позорной смертью, которая ждала только самых отъявленных преступников и врагов государства. Зная Писание и принимая участие в обрядах, они все же не смогли узнать своего Мессию. Обряды, жертвоприношения и праздники были символом Божьей работы по осуществлению плана спасения. После того, как Иисус умер, и завеса разорвалась надвое, больше не было смысла приносить в жертву животных, так как они указывали на жертву Иисуса. Однако это не означало, что Его труд полностью завершен.

Еще одним символом исполнившегося пророчества стал праздник первых плодов. До того, как созреет весь урожай, малая часть его поспевает раньше. Во время празднования Пасхи евреи собирали первые поспевшие колосья, вязали их в сноп и отдавали священнику. На следующий день после субботы священник возносил его пред Господом как благодарственное приношение (см. Лев. 23:9–14). Первый плод являлся символом того, что скоро пора будет собирать полноценный урожай.

Воскресение и вознесение Иисуса к Отцу стало первым снопом грядущего урожая. Христос – это первый плод нетленного урожая искупленных, который будет собран при первом воскресении. Смерть Иисуса была принята. Он одержал победу. В Адаме все умирали, а во Христе все оживут и станут новым творением (см. 1 Кор. 20–23). Какое прекрасное обетование мы имеем. Тленное облечется в нетленное, а смертное облечется в бессмертное! Христос воскрес. Грядет обещанный сбор урожая.

Средоточием христианской веры является не только Голгофский крест, но и пустая гробница. Большинство людей в мире, включая нехристиан, считают, что человек по имени Иисус из Назарета действительно умер на кресте. Спустя короткое время после смерти Иисуса появились исторические свидетельства, как, например, запись римского историка Тацита: «Нерон предал наиболее изощренным казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат» (Тацит, Анналы 15:44).

По поводу того, был ли исторический персонаж по имени Иисус осужден и распят, споры не велись и не ведутся. Но с воскресением все обстоит иначе. Куда сложнее признать, что Иисус из Назарета умер в пятницу днем и ожил в воскресенье утром. Именно с этим многие люди не согласны. В конце концов, никого нельзя было удивить рассказом о еврее, распятом римлянами в Иудее. Но повествование о еврее, воскресшем из мертвых после распятия, никак не укладывается в привычные рамки!

Тем не менее без этой веры в воскресшего Иисуса христианская религия существовать не может. Павел пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:14, 19). За смертью Иисуса должно было последовать Его воскресение, потому что в Его воскресении мы имеем гарантию нашего воскресения.

Читая повествование о воскресении Иисуса, мы можем воспринимать его по-разному. Либо считать эту историю сентиментальным вымыслом малочисленных учеников Иисуса, тосковавших по своему Учителю и желавших сохранить память о Нем. Либо можем принять историю воскресения буквально как рассказ из первых уст об экстраординарном событии, которое позднее было истолковано как имеющее значение для каждого человека, когда-либо жившего на Земле.

Но тем не менее, Иисус воскрес, являлся ученикам и дал повеление: «Итак, идите, научите...» (Матф.28:19). Воскреснув, Христос получил неограниченную духовную власть. Поэтому Он просит, чтобы мы приглашали всех и всюду следовать за Ним. Враг Христа окончательно повержен. На нашем пути могут встречаться случайные препятствия. Мы можем переживать временные потери. Но окончательная победа нам обеспечена. В центре Великого поручения находятся ученики, которые откликнулись на Божий призыв, поскольку ничто не может сравниться с тем, что Христос совершил на Голгофе и в гробнице Иосифа. Разве можно желать чего-то большего, чем мир в жизненных трудностях, уверенность при встрече со смертью и гарантированную вечную награду?

Донесите эту удивительную весть до других людей, сделайте их учениками Иисуса, приобретайте друзей для вечности, провозглашайте освобождение из рабства! «Идите!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читая историю о миссионерских путешествиях Павла, мы осознаем, что у него не хватило бы сил продолжать идти вперед, если бы он не верил во что-то намного более сильное, чем испытываемые им боль и страдания. Встреча с живым воскресшим Иисусом побудила Павла отправиться благовествовать о спасении всем, кто станет его слушать. Великое поручение дается каждому, кто следует за Христом. «Идите» и научите всех. Эти слова звучат и к каждому из нас лично. На этом изучение Евангелия от Матфея мы закончили.

До встречи на следующем уроке субботней школы в новом квартале. Нам предстоит изучить материал на тему: «Роль церкви в обществе».

Многие празднуют Пасху. Многие не празднуют.

Но что реально произошло в те 3 дня?

Христос умер за всё человечество. И воскрес.

Это факт. Давайте изучим этот факт детально.

Ведь одно дело, просто слышать «Христос воскрес». Это становится похоже на речёвку, которая уже не воспринимается на слух. А другое дело - это знать наверняка, что Христос умер и воскрес за нас.

Чтобы удостовериться в этом детальнее, я решил написать статью с подробным изучением греческого оригинала, на котором написаны . А также с научным обоснованием того, что на самом деле произошло в те памятные 3 дня в 1 веке от Рождества Христова.

Хронологически, что произошло

Иисус был осужден в 33 года.

Он был распят. В те времена распятие - это было страшное наказание, которое назначалось только за самые серьезные преступления.

Что такое распятие на самом деле?

Гвозди

Гвозди длиной 15-20 см (средняя длина ладони взрослого человека)

Гвозди вбивались в запястья, а не в ладони. Иначе ладони порвались бы от веса тела. А так осужденный мог висеть на кресте.

В запястье есть сухожилие, связанное с плечом. И гвоздь, который вбивался, разрывал сухожилие.

Иисус был вынужден удерживать Своё тело на одном гвозде. Этим гвоздем были прибиты обе Его ступни ко кресту.

Тем не менее, ступни не могли удержать его тело, не разорвавшись. Потому Ему приходилось чередовать опору на ступни, с опорой на руки.

Сам процесс распятия длился несколько часов.

Потом Иисус терпел еще 3 часа.

Дыхание

Воздух вытеснялся из легких весом тела. Потому Иисусу приходилось использовать все силы, чтобы дышать.

Кровь

Из тела Иисуса стекала кровь. За несколько минут до смерти он перестал истекать кровью. В теле не осталось ни капли крови. Из Его ран текла вода.

Иоан.19:34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

Тело взрослого человека содержит приблизительно 3,5 литра крови. Иисус пролил всю кровь, до последней капли.

Терновый венец

Путь на Голгофу

Иисус прошел тяжелый путь на Голгофу. Избитый, Он нес крест весом в 30 кг практически 2 километра.

Какой в этом смысл?

После распятия Иисус Христос умер на кресте. И был перенесён в гробницу.


Гробница Иисуса

Его дух спустился в преисподнюю. А его плоть находилась в гробнице.

  • Иисус добровольно пожертвовал Собой. Он стал причиной Завета Бога с человеком.

За что распяли Иисуса Христа? Этот вопрос может возникнуть у человека, который либо относится к этому событию лишь как к историческому факту, либо делает самые первые шаги к вере в Спасителя. В первом случае самое верное решение — постараться не удовлетворять свой праздный интерес, а подождать, не появится ли со временем искреннее желание умом и сердцем понять это. Во втором случае начать поиск ответа на этот вопрос нужно, конечно, с чтения Библии.

В процессе чтения неизбежно будут возникать различные собственные соображения на этот счёт. Вот тут начинается некое разделение. Одни считают, что каждый человек имеет право на своё собственное прочтение Священного Писания и остаются при своём мнении, даже если оно в корне разнится с мнением других людей. Это позиция протестантов. Православие, которое всё же в России является основной христианской конфессией, опирается на прочтение Библии Святыми Отцами. Это касается и вопроса: за что распяли Иисуса Христа? Поэтому следующий верный шаг в попытке разобраться в этой теме — обращение к творениям Святых Отцов.

Не искать ответ в интернете

Почему православная Церковь рекомендует именно такой подход? Дело в том, что любой человек, старающийся жить духовной жизнью, обязательно размышляет о смысле событий, связанных с земной жизнью Христа, о смысле Его проповедей и Если человек движется в верном направлении, то ему постепенно открываются значение, скрытый подтекст Писания. Но попытки соединить во едино знания и понимания, накопленные всеми духовными и пытающимися ими быть людьми, дали обычный результат: сколько людей — столько мнений. По каждому, даже самому незначительному вопросу обнаружилось столько пониманий и оценок, что, как неизбежность, возникла потребность проанализировать и суммировать все эту информацию. В результате получилась такая картина: несколько человек обязательно освещали одну и ту же тему абсолютно, почти дословно, одинаково. Проследив закономерность, несложно было заметить, что мнения точно совпадали у определённого рода людей. Обычно это были святые, богословы, которые выбрали монашество или просто вели особенно строгую жизнь, внимательнее, чем прочие люди, относились к своим мыслям и поступкам. Чистота мыслей и чувств делала их открытыми для общения с Духом Святым. То есть все они получали информацию из одного источника.

Расхождения же появлялись от того, что всё же ни один человек не совершенен. Никто не может избежать влияния зла, которое обязательно будет соблазнять, пытаться ввести человека в заблуждение. Поэтому в Православии принято считать истиной мнение, подтверждённое большинством Святых Отцов. Единичные же оценки, не совпадающие с видением большинства, можно смело отнести к личным домыслам и заблуждениям.

Обо всём, что связано с религией, лучше спросить у священника

Для человека, только начавшего интересоваться подобными вопросами, самым лучшим решением будет обращение за помощью к священнику. Он сможет посоветовать литературу, подходящую именно новичку. Можно обратиться за такой помощью в ближайший храм или в духовно-просветительский центр. В подобных заведениях у священников есть возможность уделить достаточное количество времени и внимания вопросу. Правильнее искать ответ на вопрос "За что распяли Иисуса Христа?" именно таким образом. Однозначного ответа на него просто не существует, а самостоятельные попытки поиска разъяснений у Отцов опасны, так как они писали в основном для монахов.

Христа не распяли

У любого Евангельского события есть два смысла: явный и скрытый (духовный). Если смотреть с точки зрения Спасителя и христиан, то ответ мог бы быть таким: Христа не распяли, Он добровольно позволил себя распять за грехи всего человечества - прошлые, настоящие и будущие. Явная же причина проста: Христос поставил под сомнение все привычные взгляды иудеев на благочестие, подорвал авторитет их священства.

У евреев, до пришествия Мессии, заключалась в отличном знании и точном исполнении всех законов и правил. Проповеди Спасителя заставили многих людей задуматься о ложности такого взгляда на отношения с Творцом. Помимо этого, иудеи ожидали Царя, обещанного в пророчествах Ветхого Завета. Он должен был освободить их от римского рабства и встать во главе нового земного царства. Первосвященники наверняка боялись открытого вооружённого выступления народа против их власти и власти римского императора. Поэтому было решено, что "лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (см. глава 11, стихи 47-53). Вот за что распяли Иисуса Христа.

Великая Пятница

В какой день распяли Иисуса Христа? Все четыре Евангелия единогласно утверждают, что Иисус был арестован в ночь с четверга на пятницу предпасхальной недели. Всю ночь он провёл на допросах. Священники предали Иисуса в руки наместника римского императора — прокуратора Понтия Пилата. Желая избежать ответственности, он отправил пленника к царю Ироду. Но тот, не найдя в личности Христа ничего для себя опасного, захотел увидеть какое-либо чудо от известного в народе пророка. Поскольку Иисус отказался развлекать Ирода и его гостей, Его снова вернули к Пилату. В тот же день, то есть в пятницу, Христа зверски избили и, взвалив Ему на плечи орудие казни — Крест, отвели за пределы города и распяли.

Великая Пятница, которая бывает на неделе, предваряющей Пасху, является днём особенно глубокой скорби для христиан. Чтобы не забыть, в какой день распяли Иисуса Христа, православные в течение всего года каждую пятницу соблюдают пост. В знак сострадания Спасителю они ограничивают себя в еде, стараются особенно внимательно следить за своим настроением, не ругаться, избегают развлечений.

Голгофа

Где распяли Иисуса Христа? Снова обратившись к Евангелию, можно убедиться в том, что все четыре "биографа" Спасителя единодушно указывают на одно место — Голгофу, или Это холм за городскими стенами Иерусалима.

Ещё один непростой вопрос: кто распял Христа? Верно ли будет ответить так: сотник Лонгин и его сослуживцы — римские воины. Они вбивали гвозди в руки и ноги Христа, Лонгин пронзил копьём уже остывающее Тело Господне. Но приказ отдал Значит, он распял Спасителя? Но Пилат всячески пытался уговорить иудейский народ отпустить Иисуса, так как он был уже наказан, будучи избитым, и не нашлось в Нём "никакой вины", достойной страшной казни.

Прокуратор отдал приказ под страхом лишиться не только своего места, но и, возможно, самой жизни. Ведь обвинители утверждали, что Христос угрожал власти римского императора. Выходит, что еврейский народ распял своего Спасителя? Но евреи были обмануты первосвященниками и их лживыми свидетелями. Так всё-таки, кто распял Христа? Честным будет такой ответ: все эти люди вместе казнили ни в чём неповинного человека.

Ад, где твоя победа?!

Казалось бы, первосвященники победили. Христос принял позорную казнь, полки ангелов не спустились с Неба, чтобы снять Его с креста, ученики разбежались. Только мать, лучший друг и несколько преданных женщин оставались с Ним до конца. Но это был не конец. Мнимую победу зла уничтожило воскресение Иисуса.

Хотя бы увидеть

Пытаясь стереть всякое воспоминание о Христе, язычники засыпали землёй Голгофу и Гроб Господень. Но в начале IV века равноапостольная царица Елена прибыла в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господа. Она долго безуспешно пыталась выяснить, где распяли Иисуса Христа. Помог ей старый еврей по имени Иуда, сообщивший, что на месте Голгофы теперь находится капище Венеры.

После раскопок были обнаружены три похожих креста. Чтобы выяснить, на котором из них был распят Христос, кресты поочерёдно приложили к телу умершего человека. От прикосновения Животворящего Креста этот человек ожил. Огромное число христиан пожелало поклониться святыне, поэтому пришлось поднимать Крест вверх (воздвигать), чтобы люди могли хотя бы издали увидеть его. Это событие произошло в 326 году. В память о нём православные христиане отмечают 27 сентября праздник, который называется так: Воздвижение Креста Господня.

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, – обыкновенно, люди жестокие, – не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» ().

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь иудейский », и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» ().

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: «помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем !"

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: »истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ".

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой ». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя ». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит , был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Св. Крест Христов есть Св. Жертвенник, на котором Сын Божий, – Господь наш , – принес Себя в жертву за грехи мира.

Казнь через распятие на кресте была на Востоке самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Так в древности казнили только отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Кроме нестерпимой боли и удушья, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

По приговору синедриона, утверждённому римским прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, Господь Иисус Христос, Сын Божий, был осуждён на распятие.

Смерть пришла в мир вместе с грехом Адама. Христос Спаситель - Новый Адам - не имел греха, но взял на себя грехи всего человечества. Чтобы избавить людей от смерти и ада, Господь Иисус Христос шёл на смерть добровольно.

Когда Спасителя привели на место казни, на Голгофу, то римские воины, исполнители казни, давали Ему пить уксус, смешанный с желчью. Этот напиток притуплял чувство боли и несколько уменьшал мучительные страдания распинаемых. Но Господь отказался. Он желал испить всю чашу страданий в полном сознании.

С Христа сняли одежды, и последовал самый ужасный момент казни - прибивание ко Кресту. "Был час третий, - свидетельствует евангелист Марк, - и распяли Его." По нашему времени это было около девяти часов утра.

Когда воины подняли Крест, то в этот ужасный момент раздался голос Спасителя с мольбой за Своих безжалостных убийц: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают".

Рядом с Христом распяли двух разбойников - одного по правую, а другого по левую сторону.

Между тем воины, распявшие Иисуса, делили между собой Его одежды. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части. А нижняя - хитон - была не сшитая, а цельнотканая. Поэтому воины бросили о нём жребий - кому достанется. По преданию, этот хитон был выткан Пречистой Матерью Спасителя. Враги Христа - книжники, фарисеи и старейшины народные - не переставали злословить Господа, висящего на Кресте. Насмехаясь, они говорили: "Если Ты Сын Божий, сойди с креста… Других спасал… спаси Себя Самого".

Разбойник, распятый слева от Христа, также хулил Божественного Страдальца.

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Мы осуждены справедливо… а Он ничего худого не сделал". Сказав это, разбойник обратился к Иисусу: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!"

Милосердный Господь принял сердечное раскаяние этого грешника и ответил благоразумному разбойнику: "Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю". Около Креста были не только враги Христовы. Здесь стояли Его Пречистая Матерь, апостол Иоанн, Мария Магдалина и ещё несколько женщин. Они с ужасом и состраданием смотрели на муки Распятого Спасителя.

Увидев Матерь Свою и любимого ученика, Господь Иисус Христос сказал Ей: "Жено, вот Сын Твой". Затем, обратив Свой взор на Иоанна, произнёс: "Вот, Матерь твоя". С того времени апостол Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и до конца Её жизни заботился о Ней.

Начиная с шестого часа, солнце померкло, и тьма объяла всю землю.

Около девятого часа по иудейскому времени, то есть в третьем часу пополудни, Иисус громко воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" Это переживание богооставленности было самым страшным мучением для Сына Божия.

"Жажду", - произнёс Спаситель. Тогда один из воинов наполнил губку уксусом, надел её на трость и поднёс к иссохшим губам Христа.

"Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!". Исполнилось обетование Божие. Совершилось спасение человеческого рода.

Вслед за тем Спаситель воскликнул: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой", - и, "преклонив главу, испустил дух".

Сын Божий умер на Кресте. И земля содрогнулась. Завеса в храме, закрывавшая Святое Святых, раздралась надвое, тем самым отверзая людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное. И как знамение победы Господа Иисуса Христа над смертью, многие тела усопших святых воскресли и по Воскресении Господнем вошли в Иерусалим.

Видя происшедшее на Голгофе, все жители Иудеи были объяты страхом. И даже для распинателей-язычников стала очевидной великая истина Божества Христова.