Как развить эмоциональный интеллект. Как улучшить свой эмоциональный интеллект

Школа Юрия Окунева

Приветствую всех читателей моего блога. С вами Юрий Окунев.

Как вы думаете, какое личное качество нужно иметь в своем арсенале, чтобы стать хорошим руководителем? Честность? Настойчивость? Дисциплину? Да, все это должно быть. Но в первую очередь руководитель должен обладать мощным эмоциональным интеллектом. Сегодня поговорим о том, как развить эмоциональный интеллект.

В статье мы с вами разобрали, что такое IQ и как повысить его уровень.
Знать свой айкью, конечно, хорошо. Еще лучше обладать достаточно высоким уровнем интеллекта. Тем не менее, это не дает гарантию успешности.

Жизнь показывает, что люди с достаточно высокими показателями айкью часто работают дворниками, водителями, простыми рабочими. И, наоборот, чтобы стать, допустим, президентом США, совсем не обязательно иметь запредельный IQ.

Если проанализировать, кто состоит в организации МЕНСА (закрытое общество, куда входят самые интеллектуальные люди со всей планеты), то напрашивается вывод, что можно иметь достаточно высокий уровень интеллекта и, тем не менее, прожить всю жизнь «с дыркой в кармане».

Так в чем же дело? Получается, что IQ не дает объективных данных об уровне успешности и состоятельности индивидуума?

Секрет лидерства

В середине 90-х годов прошлого века именно таким вопросом задались психологи США Д.Гоулман и Л.Гарднер. Тогда введено было понятие «эмоционального интеллекта»(EQ).

До сих пор считалось, что эмоции – это некая неуправляемая субстанция, под влиянием которой человек теряет разум. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман [ /urlspan] высказывает противоположную точку зрения. Эмоциями, говорит автор, можно и нужно управлять.

Для этого нужно научиться понимать свои чувства и выходить из сферы их влияния. Это позволит:

  • Побеждать собственные страхи и переживания;
  • Понимать мотивы поступков других людей;
  • Воздействовать на окружающих.

Руководителю не обязательно обладать высоким интеллектом. За счет эмоционального превосходства он сумеет окружить себя умными и одаренными людьми и использует их гениальность. Этим обуславливается эффективность действий.

Четыре сферы воздействия

Эмоциональный интеллект подразделяется на четыре составляющих:

  • Понимание себя;
  • Самодисциплину, умение сдерживать негативные эмоции;
  • Понимание окружающих;
  • Взаимодействие с окружающими.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно в достаточной степени овладеть каждой из этих ступенек. Разберем каждую из них подробнее.

Понимание себя

Чувства приходят и уходят. Есть негативные эмоции, есть позитивные. Грусть, радость, опасение, тревога, скука – все это плод нашего воображения. И, тем не менее, они могут помогать нам, а могут и мешать в повседневных делах.

В книге психолога В.Синельникова «Возлюби болезнь свою» подробно описывается, что такое негативные эмоции и откуда они берутся. У каждой негативной эмоции есть своя подцель, положительное намерение.

Например, для эмоции гнева таким намерением будет желание изменить мир в лучшую сторону. Важно осознавать, зачем, с какой целью возникает данная эмоция, и научиться достигать этой же цели более позитивным способом. Кстати, в этой же книге можно найти информацию о том, к каким хроническим заболеваниям может привести та или иная негативная эмоция, переживание, если с нею вовремя не поработать.

Не научившись понимать себя и природу своих чувств, мы никогда не сможем понять мотивацию поступков окружающих нас людей: коллег по работе, друзей и тех, кто нам дорог.

Самодисциплина

Приходилось ли вам общаться с человеком, у которого каменное и непроницаемое лицо? Как ощущения? Пожалуй, нам одинаково неуютно, как в обществе собеседника совсем не эмоционального, так и эмоционального чересчур, когда эмоции доходят до уровня фальши и лжи.

Необходимый уровень эмоций – вежливая улыбка, доброжелательные интонации в голосе – должен присутствовать при официальном общении. Ну, а в дружеском тесном кругу живые эмоции – радость, удивление, интерес – это часть обмена информацией друг с другом.

Умение контролировать свою мимику, интонацию, жесты – это привилегия лиц с хорошо развитым эмоциональным интеллектом. Люди, которые хорошо владеют данным навыком, в любом коллективе пользуются уважением и становятся примером для подражания.

Понимание окружающих

Тут все понятно. Хочешь понять окружающих – умей слушать и вникать. Проявлять внимание к собеседнику. Уметь по мельчайшим движениям мимики и интонации угадывать ход мыслей.

Но это еще не все. Невербальные методы общения несут в себе значительный объем информации о том, говорит человек правду или лжет, испытывает ли он при разговоре неприязнь, недоверие.

Гоулман вводит понятие эмпатии – осознанное внимание к поведению собеседника. Благодаря развитой эмпатии, руководитель может:

  • Поддерживать авторитет в глазах окружающих;
  • Добиваться доверия и расположения к себе;
  • Всегда знать, что думают работники, суметь вовремя разговорить человека и выведать дополнительную информацию;
  • Удалить из своего окружения заведомо опасных людей.

Взаимодействие с окружающими

Освоение всех предыдущих ступенек – распознание своих и чужих чувств, овладение методами самоконтроля – позволяет проявлять влияние на окружающих.

Эмоционально развитые люди всегда становятся лидерами. Они умеют сплотить команду вокруг себя, воодушевить идеей, урегулировать возникающие конфликты. Даже в обычной компании приятелей таких людей всегда можно заметить. Они обычно в центре внимания: травят анекдоты, дают оценку окружающим, их голос всегда выделяется из общей массы.

Задача лидера – вести за собой. Важно выбрать и применить на практике правильную политику взаимодействия с окружающими. Гоулман рассматривает шесть базовых моделей управления.

Четыре резонансные (конструктивные):

  • Демократическая;
  • Обучающая;
  • Идеалистическая;
  • Товарищеская.

И две диссонансные (деструктивные):

  • Авторитарная;
  • Амбициозная.

Вообще, способам взаимодействия с окружающими, способам урегулирования конфликтов и методам общения с неприятными людьми посвящено много книг отечественных авторов. Мне, например, нравятся книги психолога Н.Козлова с подробным разбором каждой жизненной ситуации. В частности можно почитать его «Книгу для тех, кому нравится жить» — это про то, как проявлять эмоциональный интеллект в повседневной жизни и личных отношениях и книгу «17 мгновений успеха: стратегии лидерства» — для тех, чья работа связана со сферой менеджмента.

Пройти тест

В настоящий момент проблемой эмоционального интеллекта, в основном, занимаются западные психологи, а потому тесты на определение уровня EQ (их более сорока) в своем большинстве англоязычные. Из русских версий можно предложить тест MSCEIT 2.0 под редакцией Е.Сергиенко и И.Ветровой, наиболее точный и объективный русскоязычный тест. Пройти его самостоятельно можно здесь .

Работа над собой

Возможно вы ждете от меня списка упражнений, выполнив которые дома, вы сразу же взойдете на пьедестал эмоционального интеллекта? Таких упражнений нет.

Дело в том, что развитие эмоционального интеллекта – это многолетний процесс постоянной работы над собой, самосовершенствования и повышения дисциплины.

  1. Читайте книги, изучайте видео курсы по практической психологии, позитивному мышлению, самоанализу. Кое что можно почерпнуть в восточной философии. Можете почитать книгу того же В.Синельникова «Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни» , содержащую ряд советов по освоению эмпатии и эффективному общению.
  2. Занимайтесь спортом. Активные движения выполняют функцию динамической медитации. При выполнении упражнений внимание переключается на правильную работу мышц, при этом мозг полностью освобождается. Часто бывает, что решение самых тяжелых вопросов приходит само во время или после тренировки.
  3. . Планирование заставляет мозг постоянно работать, избавляться от внутренних комплексов, барьеров и страхов.
  4. Изучайте типологию личностей, язык жестов, искусство риторики – все то, что помогает эффективно общаться. Учитесь слушать того, с кем говорите.
  5. Старайтесь вести анализ своих эмоций. Столкнувшись с очередной проблемой, положите перед собой листок бумаги и ручку. Поделите листок пополам. В левой стороне напишите те решения проблемы, которые вам подсказывают эмоции, в правой части напишите, что говорить разум. Еще прежде, чем закончите писать – придет верное решение.

Послесловие

На сегодня все. Занимаясь развитием эмоционального интеллекта не забывайте уделять время логике. В этом вам поможет сервис Брайнаппс , который предоставляет комплекс простых и весьма эффективных тренажеров, доступных для детей и интересных для взрослых.

Надеюсь, что статья была для вас полезной. Пишите комментарии, оставляйте отзывы. Подписывайтесь на новости блога.

До свидания. Ваш Юрий Окунев.

Как показывает практика, люди, демонстрирующие средний или даже ниже среднего уровень интеллекта, зачастую добиваются гораздо больших высот в жизни, нежели признанные «умники».


Связано это, прежде всего, с тем, что для достижения успеха важен не только ум, но и такие качества, как умение общаться и справляться с жизненными трудностями, не теряя при этом оптимизма и присутствия духа, способность разобраться в себе и своих желаниях, радоваться тому, и без сожаления расставаться с тем, что мешает двигаться дальше.


Все это не имеет прямого отношения к интеллектуальной сфере, а лежит скорее в области чувств и эмоций. Совокупность этих качеств и способностей и называют эмоциональным интеллектом. Современная наука определяет его как умение осознавать свои эмоции и уметь управлять ими.

Как развить эмоциональный интеллект

Как и любое качество, данное человеку от природы, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Конечно, «исходные данные» у всех людей разные: они зависят от наследственности, от воспитания и стиля семейных отношений. Важен также жизненный опыт каждого индивида: если с детства человеку приходится преодолевать трудности, принимать решения, то он оказывается более способен к управлению своими эмоциональными порывами.


Но развить свой эмоциональный интеллект возможно, подойдя сознательно к этому процессу.


  1. Для начала необходимо признать, что уровень вашего эмоционального интеллекта недостаточно высок. Скажите себе, что иногда ваши эмоции подводят вас, и из-за этого возникают проблемы во взаимоотношениях, со здоровьем, словом, это мешает жить и радоваться жизни. А значит, пора заняться своими эмоциями.

  2. Следующим шагом будет изучение своей эмоциональности. Попробуйте в течение некоторого времени записывать, какие события вызвали в вас эмоциональный отклик и какой именно. Постепенно вы научитесь осознавать связь своих эмоций с жизненными ситуациями, увидите свои слабые и сильные места.

  3. Развивайте свою наблюдательность и интуицию. Овладейте навыком «активного слушания»: реагируйте на речь собеседника, уточняйте – это поможет понимать людей. Осваивайте навыки чтения состояния других людей по выражению лица, позе, жестам – это увлекательное и полезное занятие.

  4. Отдавайте себе отчет в своих эмоциях. Каждый раз, испытывая то или иное чувство, проанализируйте, что именно вы ощущаете и по какой причине. Научитесь сознательно вызывать эмоции – потренировавшись, вы поймете, что сделать это достаточно легко.

  5. Всякий раз, испытывая недовольство и другие отрицательные чувства, начинайте мысленно искать плюсы в создавшейся ситуации, приводите веские доводы положительного влияния этого события на вашу жизнь. Придумывайте каждой неудаче по 10 причин того, почему у вас что-то не получилось. Так вы научитесь не допускать, чтобы негативные чувства взяли над вами верх.

На сегодняшний день уже всем известна роль эмоциональной компетентности в успехе любого дела, любого человека. Взаимоотношения в семье и на работе, постановка истинных целей, мотивация к действию, качество жизни напрямую зависят от эмоциональной компетентности и это только первое, что приходит в голову.

Все мы хотим получать удовольствие от жизни, от работы, от общения с людьми близкими и не очень, и все мы сталкиваемся время от времени с трудностями, даже кризисами и от того как мы с ними справляемся, зависит качество нашей жизни и наш личностный и профессиональный рост. Зачастую наше поведение состоит из небольшого набора моделей поведения, паттернов, которые запускаются нашими эмоциями и это происходит так быстро, что мы даже этого не замечаем.

Например есть люди, которые планируют свой день очень подробно, но если их планы кто-то или что-то нарушает, очень раздражаются и даже злятся, при этом срывают злость на окружающих. И только спустя время задают себе вопрос: Почему так?

Чтобы понять, откуда берет начало такое поведение, важно задать себе вопрос: «Для чего мне планы, чтобы больше успевать, двигаться к своим целям или есть что-то еще, чего я не замечаю? А что я чувствовал прямо перед злостью? Чаще всего такое поведение демонстрируют люди, ведущая потребность которых безопасность, план на день дает нам понимание что будет в следующий момент и соответственно быть готовым к нему.

Таким образом, они удовлетворяют потребность в безопасности, когда же у них нет такого понимания, возникает тревога (малая интенсивность страха), и чем неизвестности больше, тем меньше удовлетворяется потребность в безопасности, тем выше интенсивность страха. Это стрессовое состояние отнимающее много энергии, которой нам так не хватает на достижение наших истинных целей.

Хотите знать какая ваша ведущая потребность? Куда уходят ваши силы?

Если да, то выход один! Научиться осознавать свои эмоции, понять, что их запускает, а значит и привычные способы их удовлетворения.

Эмоция это не повод пускаться во все тяжкие, это информация, может даже самая ценная информация в нашей жизни. У каждого человека есть ведущие психологические потребности, от степени удовлетворенности которых, зависит наше счастье, а эмоции - это компас, подсказывающий нам на сколько мы приближаемся или отдаляемся от удовлетворения наших ведущих потребностей.

Это не просто, мы не знаем, чего мы хотим, что нас делает счастливыми, наши родители не научили нас чувствовать, а их не научили их родители. До нас дошло только железное убеждение, что чувства мешают, в них много боли и контролировать их невозможно.

Как следствие – мы потерялись. Сегодня многие ищут себя, а найти себя можно только с помощью чувств. Начинайте чувствовать!

Но это еще не все, а только первый шаг развития эмоционального интеллекта . А всего их 4-ре:

  1. Понимание себя
  2. Управление собой
  3. Понимание других
  4. Управление другими

Это 4-ре компетенции EQ, которые развиваются только последовательно одна за другой. Так как невозможно управлять тем, чего не понимаешь, так же как невозможно понять другого не понимая себя, ровно как невозможно понимать другого, не умея управлять собой, так как в плену наших состояний наш взгляд на другого человека искажен.

Ну а управлять состояниями других людей – это высшая степень действительной развитости эмоционального интеллекта.

Так случилось, что EQ часто связывают с умением влиять на людей. На самом деле его роль шире. Развитый эмоциональный интеллект - это полезный «фоновый» навык, который улучшает жизнь почти во всех сферах. Вкладываясь в работу с собственными эмоциями, мы заботимся о своем благополучии и успехе.

Что такое эмоциональный интеллект

Специалисты по продажам шутят: «Обычный интеллект поможет решить задачу. Эмоциональный - поможет убедить других решить ее за тебя». В широком смысле интеллект можно описать как нашу компетентность в чем-то. Если мы хорошо , свободно оперируем абстрактными величинами, думаем формулами и алгоритмами, у нас хорошо развит математический интеллект. Эмоциональный интеллект - тоже компетентность, но в области чувств и их выражения.

В XX веке психолог Ричард Лазарус пришел к выводу , что эмоции участвуют в процессе познания и оценки всего, что с нами происходит.

Сырые данные от органов чувств, которые мы получаем «на входе», мозг перерабатывает в ощущения, а потом оценивает, что они должны значить. Позже Джон Мейер и Питер Сэловей описали эту систему как «эмоциональный интеллект».

Если внутренняя «логистика» у нас организована четко, на выходе мы получаем адекватную картину мира и собственных реакций.

Если нет - мы путаемся в своих чувствах и желаниях, приписываем окружающим выдуманные намерения и ведем себя непоследовательно. Не самая приятная ситуация, верно?

Чем важен высокий EQ

Представьте, что вы работаете в небольшой компании. Число клиентов пока невелико, но дела идут неплохо, и руководство решает расширяться. Открываются новые подразделения, наклевываются сделки с крупными партнерами, а все процессы организованы по-старому. Начинаются проблемы.

То же происходит и с человеком, когда он пытается брать на себя больше ответственности, но не работает с эмоциями. Постоянное общение выматывает, стрессы и незакрытые вопросы не дают спать по ночам, дома и на работе постоянно вспыхивают конфликты.

Поток задач стал более интенсивным, связанные с ними переживания усилились, но обрабатываются они по-старому.

«Человек, у которого высокий эмоциональный интеллект, умеет регулировать свое состояние - отпускать эмоции, которые забирают энергию, и удерживать те, которые энергию дают, - объясняет Елена Мечетина, психолог, коуч и основатель центра по развитию эмоционального интеллекта у детей „Д-А“. - Это не значит, что он избегает конфликтов и напряженных ситуаций. Но он быстро возвращается в состояние равновесия и не поддается на провокации».

«Проявлять эмоциональный интеллект - значит ориентироваться не на причину, а на цель, - добавляет бизнес-тренер Елена Сидоренко. - Эмоциональный интеллект направлен в будущее - как, кстати, и интеллект рациональный. Хотите сделать так, чтобы недоверие или неприязнь к вам сменились на любопытство? Значит, вы должны делать не то, что вам подсказывают эмоции, а то, что приведет к желаемому результату».

Можно ли развить EQ?

В определенном смысле уровень интеллекта - это данность, определенная с рождения. На эту данность наслаиваются воспитание, жизненный и профессиональный опыт, однобокие знания о мире. Можно ли изменить эмоциональную «прошивку», которая диктует нам те или иные реакции, в сознательном возрасте?

Здесь важна вера в то, что мы можем измениться. Психолог Кэрол Дуэк и ее последователи утверждают , что на наши результаты влияет изначальная установка - на стабильность или рост. Если мы верим, что можем измениться (и в любом случае ощутимо меняемся под действием нового опыта), значит, мы на самом деле меняемся.

«Стиль эмоций, как и стиль мышления, - это во многом вопрос привычки, - говорит Елена Мечетина. - Главная прелесть нашего организма в том, что он может адаптироваться к нагрузкам, которые мы ему даем. Не удается сесть на шпагат сейчас - удастся через полгода тренировок. То же и с эмоциональными реакциями. В изменения трудно поверить, потому что мы не привыкли целенаправленно работать с собой».

Упражнения для развития EQ

1. Пересматривайте свои убеждения

Вспомним Лазаруса и его коллег: чувства формируются уже после того, как мы оценили событие. Это может происходить молниеносно, потому что есть привычка думать и чувствовать определенным образом. А она формируется убеждениями.

Неправильно понятые, не соотнесенные с реальностью или устаревшие убеждения могут стать эмоциональной ловушкой.

«Была у меня клиентка - врач, которая долго нарабатывала себе базу контактов, - вспоминает Елена Мечетина. - Ее профессионализм тоже долго развивался. Проблема была в том, что пациенты звонили ей постоянно, даже ночью, и она не могла отказать: „Я же дала клятву Гиппократа!“ Но разве в ней сказано, что врач должен помогать пациентам ценой своей личной жизни? Это убеждение поначалу помогало ей, но затем - в новых условиях - стало тормозом и источником страданий».

Важной частью работы с эмоциональным интеллектом может быть психотерапия, где специалист учит нас осознавать наши убеждения, понимать причины их появления и актуальность для нашей жизни. И - если нужно - пересматривать эти убеждения и отказываться от них.

2. Ведите эмоциональный дневник

Исследования психолога Джеймса Пеннебейкера показали: тот, кто освоил привычку регулярно записывать свои чувства, быстрее и легче находит решение сложного вопроса.

Вот один из вариантов, как можно это делать. Шаг 1. Установите таймер на 20–30 минут. Шаг 2. Опишите, что чувствуете в данный момент или что переживали в течение последней недели (месяца, года).

Пишите все, что приходит в голову, не обращая внимания на стиль, ошибки и другие несовершенства. Оставьте запись или удалите ее - это не так важно.

Сам процесс письма приучит вас систематизировать эмоциональное мышление, «расклеивать» слепившиеся в комок чувства и точнее находить их причины.

3. Практикуйтесь в выражении эмоций

Кто виртуознее всех владеет своими эмоциями? Театральные актеры! Конечно, это заявление не бесспорно, но подумайте: демонстрировать глубокий спектр переживаний для этих людей - работа. Мастерство актера во много связано с умением впускать в себя определенную эмоцию и выпускать ее, не проникаясь ей.

Елена Мечетина советует всем, кто хочет развить свой эмоциональный интеллект, прочесть книгу Константина Станиславского «Работа актера над собой» . Писатель или журналист владеет словом как инструментом, и точно так же актер владеет эмоцией. А развитый эмоциональный интеллект как раз и предполагает умение владеть эмоцией, а не отдаваться ей.

4. Расширяйте свой эмоциональный словарь

Сьюзен Дэвид, психолог Гарвардской медицинской школы и автор книги «Эмоциональная гибкость» , советует не только прислушиваться к себе, но и расширять эмоциональный словарь: изучать нюансы эмоций, называть их и находить для каждой спектр применения.

Язык обладает удивительной магией - он задает эмоции определенный сценарий развития, и она подчиняется ему.

Когда вы подобрали подходящее название для чувства, постарайтесь отыскать еще хотя бы два слова для описания его оттенка. То, что переживается как грусть, может быть разочарованием, подавленностью, опустошенностью или сожалением. Разматывая эти ниточки, вплетенные в общую ткань, вы дойдете до причин и оснований ваших реакций.

5. Помните о цели

По словам Елены Сидоренко, умение управлять своими чувствами связано с таким качеством, как самоотречение. Если мы готовы сдаться на милость порыва злости или раздражения, значит, мы позволяем этим эмоциям управлять нами. Мы идем на поводу у тех, кто вызывал эти эмоции, не думая о своих интересах.

Находясь внутри ситуации, развивайте в себе внутреннего наблюдателя, который сопоставляет интуитивные реакции с целями. Например, если кто-то втягивает вас в конфликт, задумайтесь: «Какие цели у этого человека? А какие цели у меня? Какой эмоциональный отклик будет больше соответствовать моим целям?» Это сложное упражнение, поскольку требует хорошей практики осознанности и умения быстро переключаться. Но со временем можно освоить и его.

Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.

МАША ВОРСЛАВ


Чем отличаются чувства и эмоции?

И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются . Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.

Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо . По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука - вылиться в презрение.

Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?

Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».

Дальше дров в костер подбросил - и продолжает подбрасывать - писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман : именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.


Из чего он состоит?

В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание - способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль - возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.

Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?

В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ . Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.

О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе - intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает , что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.

Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.


Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях - в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.

Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, - развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит - наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.

Как это сделать?

Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ , MSCEIT , ECI , например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.

В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения . Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть . Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).