Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Дэниел гоулман - эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ Дэниел Гоулман

(Пока оценок нет)

Название: Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ
Автор: Дэниел Гоулман
Год: 2013
Жанр: Общая психология, Социальная психология, Зарубежная психология

О книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман

Дэниел Гоулман – это признанный всем миром эксперт в области психологии. Именно на его счету числится выведение такого понятия, как «эмоциональный интеллект». Издав книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» еще в 1995 году, она до сих пор остается бестселлером, а также путеводителем для многих. Автор рассказывает, что кроме того интеллекта, о котором принято говорить в широких кругах, существует другой – эмоциональный. О нем мало кто знает, немногие и желают разобраться, но именно он отыгрывает решающую роль в большинстве жизненных ситуаций.

Эмоциональный интеллект играет весомую роль во всех жизненных сферах, включая наиболее важные: семью и работу. Дэниел Гоулман отвечает на множество вопросов, которые мучают читателей. Что это такое? Как его обнаружить и измерить? В чем разница между «обычным» интеллектом и «эмоциональным»? Почему так важно уметь контролировать себя и руководить своими эмоциями? Как выгодно использовать свои эмоциональные всплески? Как быстрее справляться с эмоциями, которые вам не нравятся и от которых хочется скорее избавиться?

С момента написания книга «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» была переведена более чем на 40 языков, а количество продаж только в США перевалило за 5 миллионов. В ней раскрываются различные проявления эмоционального интеллекта, которые писались с реальных людей, а также с личной жизни автора. Анализ данного понятия и его проявлений указывает на то, что люди, обладающие эмоциональным интеллектом, нередко бывают гораздо более успешными, нежели просто умные и интеллектуально развитые личности. Почему это так, и является ли это закономерностью?

Дэниел Гоулман поведает читателю о том, зачем вообще человеку нужны эмоции и почему они занимают важную часть жизни. Покажет примеры, когда властные, умные люди, занимающие высокие должности, совершают поступки абсолютно опрометчивые и даже глупые. Неужели это случайность? Или эмоциональный интеллект все же берет свое? Благодаря книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» читатель познает себя еще лучше и глубже. Узнает, как избавиться от психических травм, а также как самостоятельно руководить своим темпераментом, не поддаваясь на его провокации. Книга станет очень полезной как для личного развития, так и для родителей и всей семьи.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман

Люди с высокими коэффициентами умственного развития оказываются ошеломляюще плохими лоцманами своей частной жизни.

Самым ранним предупредительным сигналом, что брак находится в опасности, является, как установил Готтман, грубая критика.

Именно сочетание умеренного таланта и способности продолжать двигаться к цели перед лицом поражения ведет к успеху.

Существует теория, что эмоционально здоровые младенцы научаются успокаивать себя, повторяя действия тех, кто за ними ухаживает, что делает их менее уязвимыми к всплескам активности эмоционального мозга.

Нежелание мужчин разрешать проблемы взаимоотношений в семье, несомненно, является результатом их неумения угадывать эмоциональное состояние по выражению лица.

Если ты сумел облечь в слова то, что ты чувствовал, значит, это твое.

Высшие ценности человеческой души - вера, надежда, преданность, любовь - полностью отсутствуют при холодном когнитивном отношении. Эмоции обогащают, и без них модель ума опресняется.

Рациональность направляется чувством, которое может ее и затопить.

Первые годы нового тысячелетия возвещают век меланхолии точно так же, как двадцатый век стал веком тревоги.

Укрытие за стеной молчания, ставшее привычной реакцией, оказывает разрушительное действие на взаимоотношения: оно отсекает все возможности улаживания разногласий.

Скачать бесплатно книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости


ЗАДАЧА АРИСТОТЕЛЯ

Всякий может разгневаться - это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом.

Аристотель. Никомахова этика

Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущаемый дискомфорт повергает людей в уныние. Я возвращался в отель и, войдя в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню, испытал почти что шок, наткнувшись взглядом на водителя, чернокожего мужчину средних лет, сиявшего радостной улыбкой, который поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался к каждому входившему в автобус, неспешно ползущий в густом потоке машин, как обычно переполнивших в этот час центр послеполуденного города. И каждый пассажир, подобно мне, вздрагивал от неожиданности, но, будучи из-за погоды в дурном расположении духа, мало кто отвечал на его добродушное приветствие.

Однако, по мере того как автобус на пути в спальный район выруливал из уличных пробок, происходило медленное, прямо-таки волшебное превращение. Водитель, пока суд да дело, развлекал нас непрерывным монологом, живо комментируя происходящее вокруг: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась замечательная выставка, вы еще ничего не слышали о новом фильме, что недавно пошел в кинотеатре на углу? Его восхищение богатыми возможностями, которые предоставлял своим жителям этот город, заразило пассажиров, и они, подъезжая к своей остановке, сбрасывали с себя скорлупу мрачной угрюмости, в которой влезали в автобус, и когда водитель кричал им вслед: «Пока! Всех вам благ!», каждый с улыбкой отвечал ему тем же.

Воспоминание об этом случае жило во мне почти двадцать лет. Когда я ехал на этом автобусе, ходившем по Мэдисон-авеню, я только что защитил докторскую диссертацию по психологии; но в то время в психологии обращалось слишком мало внимания на то, как вообще могла произойти подобная метаморфоза. Психологической науке почти ничего не было известно о механике эмоций. И все же, представив распространение вируса доброжелательности, который, должно быть, прокатился по всему городу, исходя от пассажиров этого автобуса, я понял, что его водитель был кем-то вроде городского миротворца, почти волшебником по своей способности преобразовывать бродившую в его пассажирах мрачную раздражительность, чтобы чуть-чуть смягчать их сердца и делать их добрее.

Полную тому противоположность составляют некоторые газетные сообщения на этой неделе:

В одной местной школе девятилетний ученик разбушевался, залил краской школьные парты, компьютеры и принтеры и бессмысленно покорежил машину на школьной стоянке для автомобилей. Причина заключалась в том, что несколько его соучеников-третьеклассников назвали его «сосунком», и он решил переубедить их.

Восемь подростков были ранены, когда случайное столкновение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттенского клуба по интересам, привело к потасовке, которая закончилась, когда один из обиженных открыл стрельбу по толпе из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается, что подобная пальба в случаях проявлений неуважения в последние годы становится все более и более обычным явлением по всей стране.

По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двенадцати лет, 57 процентов убийц составляют их родители или отчимы и мачехи. Почти в половине случаев родители заявляют, что они «просто пытались дисциплинировать ребенка». Избиение до смерти бывает спровоцировано «нарушениями», например, если ребенок мешает смотреть телевизор, плачет или пачкает пеленки.

Юношу-немца судили за убийство пяти турецких женщин и девушек, погибших при пожаре, устроенном им, пока они спали. Он был членом неонацистской группы и на суде рассказал, что не сумел сохранить работу, пил и в своей жестокой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял в суде: «Я не перестаю глубоко сожалеть о содеянном, и мне бесконечно стыдно».

Каждодневно обрушивающиеся на нас новости изобилуют подобными сообщениями об упадке цивилизованности и безопасности - о стремительной атаке низменных побуждений, вызывающих безудержное желание убивать. Но для нас эти новости просто отражают в более широком масштабе закрадывающееся ощущение выхода из-под контроля эмоций в нашей собственной жизни ив жизни окружающих нас людей. Никто не защищен от этой непредсказуемой волны беспорядков и раскаяния; она так или иначе проникает в жизнь каждого из нас.

Последнее десятилетие прошло под аккомпанемент барабанной дроби подобных сообщений, характеризующих рост нелепых выходок под влиянием эмоций, проявлений безрассудства и безответственности в наших семьях, общинах и коллективах. Эти годы были свидетелями всплесков ярости и отчаяния, происходящих в тихом одиночестве детей работающих родителей, оставленных на попечение телевизора вместо приходящей няни, в страдании заброшенных, оставшихся без внимания или подвергшихся жестокому обращению детей, или в безобразной интимности супружеского беспредела. О распространении душевного нездоровья можно судить по количественным показателям, свидетельствующим о внезапном возрастании случаев депрессии во всем мире, и по напоминаниям в виде нарастающей волны агрессивности: подростки с огнестрельным оружием в школах, происшествия на автострадах, заканчивающиеся перестрелками, недовольные увольнением наемные работники, зверски убивающие своих бывших сотрудников. Злоупотребление эмоциями, стрельба из движущихся автомобилей и посттравматический стресс - за прошедшее десятилетие все эти термины вошли в обычный лексикон, так же как и актуальный девиз изменился с ободряющего «Всего хорошего» на саркастический «Ну, давай-давай!».

Эта книга поможет вам найти смысл в бессмысленном. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорк таймс», кем ваш покорный слуга работает последние десять лет, я отчетливо замечаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Но более всего меня поражают две явно противоположные тенденции: одна отражает растущее неблагополучие в эмоциональной жизни нашего общества, другая свидетельствует о появлении некоторых эффективных средств оздоровления сложившейся обстановки.

Зачем понадобилось это исследование

В последние десять лет, несмотря на поступающую со всех сторон неутешительную информацию, представители ученого мира всерьез занялись изучением эмоций. Среди наиболее впечатляющих следует отметить результаты исследования человеческого мозга в процессе работы, ставшие возможными благодаря новейшим разработкам в области технологии оптических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось для них тайной за семью печатями: как именно работает эта невообразимо сложная система из огромной массы клеток, когда мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем. Обилие данных в области нейробиологии помогает нам лучше понять, каким образом мозговые центры, ответственные за наши эмоции, побуждают нас гневаться или плакать и как самые древние отделы мозга, побуждающие нас развязывать войны или пробуждающие в нас любовь, направляют энергию на совершение добра или зла. В ходе подобных беспрецедентных изысканий, раскрывших механизмы бурного проявления эмоций и их ослабления, обнаружились некоторые оригинальные средства выхода из нашего коллективного эмоционального кризиса.

Кстати сказать, мне пришлось повременить с написанием этой книги до лучших времен, дожидаясь, пока созреет богатый урожай научных исследований. Причина столь длительной задержки коренилась главным образом в том, что чувствам в ментальной жизни человека исследователи отводили на удивление мало места, оставляя эмоции для научной психологии как некий почти не исследованный континент. В образовавшийся таким образом вакуум хлынул поток разного рода книг под рубрикой «Помоги себе сам», напичканных полезными советами, разработанными в лучшем случае по результатам клинических исследований при отсутствии серьезной научной базы. Но теперь наука наконец вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в ее наиболее иррациональном проявлении, чтобы с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств.

Составление такой карты оспаривает мнение тех, кто придерживается узкого представления об интеллекте, доказывая, что коэффициент умственного развития задается нам генетически, а посему не может изменяться под влиянием жизненного опыта и что наша судьба в значительной степени определяется умственными способностями, которыми мы наделены от природы. Подобный аргумент, однако, не учитывает по-прежнему спорный вопрос: Что способны мы изменить, чтобы это помогло нашим детям прожить свою жизнь лучше? Какие факторы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффициентом умственного развития терпят неудачу, а имеющие скромные коэффициенты оказываются на удивление успешными? Я лично твердо настроен доказать, что подобное различие чаще всего коренится в способностях, которые я называю «эмоциональным интеллектом», включающим самоконтроль, рвение и настойчивость, а также умение мотивировать свои действия. Всему этому, как мы увидим в дальнейшем, детей можно научить, предоставляя им тем самым благоприятную возможность наилучшим образом использовать тот умственный потенциал, который выпал им в генетической лотерее.

Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости

ЗАДАЧА АРИСТОТЕЛЯ

Всякий может разгневаться - это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом.

Аристотель. Никомахова этика

Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущаемый дискомфорт повергает людей в уныние. Я возвращался в отель и, войдя в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню, испытал почти что шок, наткнувшись взглядом на водителя, чернокожего мужчину средних лет, сиявшего радостной улыбкой, который поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался к каждому входившему в автобус, неспешно ползущий в густом потоке машин, как обычно переполнивших в этот час центр послеполуденного города. И каждый пассажир, подобно мне, вздрагивал от неожиданности, но, будучи из-за погоды в дурном расположении духа, мало кто отвечал на его добродушное приветствие.

Однако, по мере того как автобус на пути в спальный район выруливал из уличных пробок, происходило медленное, прямо-таки волшебное превращение. Водитель, пока суд да дело, развлекал нас непрерывным монологом, живо комментируя происходящее вокруг: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась замечательная выставка, вы еще ничего не слышали о новом фильме, что недавно пошел в кинотеатре на углу? Его восхищение богатыми возможностями, которые предоставлял своим жителям этот город, заразило пассажиров, и они, подъезжая к своей остановке, сбрасывали с себя скорлупу мрачной угрюмости, в которой влезали в автобус, и когда водитель кричал им вслед: «Пока! Всех вам благ!», каждый с улыбкой отвечал ему тем же.

Воспоминание об этом случае жило во мне почти двадцать лет. Когда я ехал на этом автобусе, ходившем по Мэдисон-авеню, я только что защитил докторскую диссертацию по психологии; но в то время в психологии обращалось слишком мало внимания на то, как вообще могла произойти подобная метаморфоза. Психологической науке почти ничего не было известно о механике эмоций. И все же, представив распространение вируса доброжелательности, который, должно быть, прокатился по всему городу, исходя от пассажиров этого автобуса, я понял, что его водитель был кем-то вроде городского миротворца, почти волшебником по своей способности преобразовывать бродившую в его пассажирах мрачную раздражительность, чтобы чуть-чуть смягчать их сердца и делать их добрее.

Полную тому противоположность составляют некоторые газетные сообщения на этой неделе:

В одной местной школе девятилетний ученик разбушевался, залил краской школьные парты, компьютеры и принтеры и бессмысленно покорежил машину на школьной стоянке для автомобилей. Причина заключалась в том, что несколько его соучеников-третьеклассников назвали его «сосунком», и он решил переубедить их.

Восемь подростков были ранены, когда случайное столкновение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттенского клуба по интересам, привело к потасовке, которая закончилась, когда один из обиженных открыл стрельбу по толпе из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается, что подобная пальба в случаях проявлений неуважения в последние годы становится все более и более обычным явлением по всей стране.

По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двенадцати лет, 57 процентов убийц составляют их родители или отчимы и мачехи. Почти в половине случаев родители заявляют, что они «просто пытались дисциплинировать ребенка». Избиение до смерти бывает спровоцировано «нарушениями», например, если ребенок мешает смотреть телевизор, плачет или пачкает пеленки.

Юношу-немца судили за убийство пяти турецких женщин и девушек, погибших при пожаре, устроенном им, пока они спали. Он был членом неонацистской группы и на суде рассказал, что не сумел сохранить работу, пил и в своей жестокой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял в суде: «Я не перестаю глубоко сожалеть о содеянном, и мне бесконечно стыдно».

Каждодневно обрушивающиеся на нас новости изобилуют подобными сообщениями об упадке цивилизованности и безопасности - о стремительной атаке низменных побуждений, вызывающих безудержное желание убивать. Но для нас эти новости просто отражают в более широком масштабе закрадывающееся ощущение выхода из-под контроля эмоций в нашей собственной жизни ив жизни окружающих нас людей. Никто не защищен от этой непредсказуемой волны беспорядков и раскаяния; она так или иначе проникает в жизнь каждого из нас.

Последнее десятилетие прошло под аккомпанемент барабанной дроби подобных сообщений, характеризующих рост нелепых выходок под влиянием эмоций, проявлений безрассудства и безответственности в наших семьях, общинах и коллективах. Эти годы были свидетелями всплесков ярости и отчаяния, происходящих в тихом одиночестве детей работающих родителей, оставленных на попечение телевизора вместо приходящей няни, в страдании заброшенных, оставшихся без внимания или подвергшихся жестокому обращению детей, или в безобразной интимности супружеского беспредела. О распространении душевного нездоровья можно судить по количественным показателям, свидетельствующим о внезапном возрастании случаев депрессии во всем мире, и по напоминаниям в виде нарастающей волны агрессивности: подростки с огнестрельным оружием в школах, происшествия на автострадах, заканчивающиеся перестрелками, недовольные увольнением наемные работники, зверски убивающие своих бывших сотрудников. Злоупотребление эмоциями, стрельба из движущихся автомобилей и посттравматический стресс - за прошедшее десятилетие все эти термины вошли в обычный лексикон, так же как и актуальный девиз изменился с ободряющего «Всего хорошего» на саркастический «Ну, давай-давай!».

Эта книга поможет вам найти смысл в бессмысленном. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорк таймс», кем ваш покорный слуга работает последние десять лет, я отчетливо замечаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Но более всего меня поражают две явно противоположные тенденции: одна отражает растущее неблагополучие в эмоциональной жизни нашего общества, другая свидетельствует о появлении некоторых эффективных средств оздоровления сложившейся обстановки.

Зачем понадобилось это исследование

В последние десять лет, несмотря на поступающую со всех сторон неутешительную информацию, представители ученого мира всерьез занялись изучением эмоций. Среди наиболее впечатляющих следует отметить результаты исследования человеческого мозга в процессе работы, ставшие возможными благодаря новейшим разработкам в области технологии оптических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось для них тайной за семью печатями: как именно работает эта невообразимо сложная система из огромной массы клеток, когда мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем. Обилие данных в области нейробиологии помогает нам лучше понять, каким образом мозговые центры, ответственные за наши эмоции, побуждают

Каждую неделю H&F читает одну бизнес-книгу и выбирает из неё интересные отрывки. На этот раз мы прочитали книгу американского психолога Дэниела Гоулмана, посвящённую проблеме использования эмоционального интеллекта в бизнесе. В 500-страничном труде Гоулман доказывает, что высокого интеллекта и профессиональных навыков недостаточно, чтобы быть по-настоящему хорошим руководителем. Для этого нужен ещё эмоциональный интеллект, который помогает прислушиваться к своему внутреннему голосу. Мы выбрали несколько полезных советов о том, как его развить.

Эмоциональный интеллект определяет, насколько мы способны усвоить практические навыки, которые базируются на пяти составляющих: самоосознании, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусстве поддерживать отношения . Наша эмоциональная компетентность показывает, насколько полно мы преобразовали этот потенциал в способности, необходимые на работе. Например, умение хорошо обслуживать клиентов представляет собой эмоциональную компетенцию, основанную на эмпатии. Точно так же надёжность - это компетенция, в основе которой лежит саморегуляция или умение полностью справляться со своими побуждениями и эмоциями.

Особенно важную роль эмоциональная компетентность играет в лидерстве - качестве, суть которого заключается в умении заставить других людей выполнять свою работу более эффективно. Неспособность лидеров к поддержанию межличностных отношений снижает производительность труда всех участников группы. Она приводит к напрасной трате времени, создаёт конфликтную атмосферу, подрывает мотивацию и приверженность работе, провоцирует враждебность и безразличие.

Мерой силы или слабости эмоциональной компетентности лидера является степень умения максимально раскрывать таланты людей, которыми он руководит. Владение ситуацией, связанной с проявлением эмоций, требует умения улаживать конфликты: способности быстро внушать доверие, достигать взаимопонимания, внимательно слушать, аргументированно убеждать и склонять собеседника к принятию совета. Вам необходимы такие способности, как самоосознание, понимание точки зрения других людей, ощущение присутствия. И тогда за столом переговоров вы будете именно тем человеком, которому все готовы доверять.

Берите пример с лучших

Между успешными руководителями и неуспешными чётко прослеживаются определённые различия.

Самоконтроль : несостоятельные плохо справлялись с затруднительными ситуациями, легко поддавались переменам настроения и были склонны к вспышкам гнева. Удачливые, напротив, при любых стрессах прекрасно владели собой, оставаясь спокойными, уверенными в себе и к тому же надёжными в самые критические моменты.

Обязательность : группа несостоятельных реагировала на критику или неудачу переходом к обороне, начиная отпираться, выкручиваться или обвинять других. Успешные, взяв на себя ответственность, признавали собственные ошибки и неудачи, предпринимали какие-то действия, чтобы разрешить проблемы. Они всегда шли вперёд, не зацикливаясь на своих промахах.

Надёжность : неудачники, как правило, были чрезмерно амбициозны и не стеснялись вырываться вперёд за счёт других. Удачливые отличались исключительной честностью, проявляли неусыпную заботу о нуждах своих подчинённых и коллег, усердно принимались за исполнение насущной задачи. Причём отдавали всему этому явное предпочтение, вместо того чтобы любым способом произвести впечатление на своего босса.

Социальные навыки : неудачникам недоставало эмпатии и чуткости, поэтому они чаще бывали резкими или бесцеремонными, внушая страх подчинённым. И хотя при необходимости они умели расположить к себе собеседников, демонстрируя озабоченность делами других, было очевидно, что обаяние для них - лишь средство манипулировать окружающими. Удачливым было не занимать эмпатии и чуткости, они проявляли такт и внимание, погружаясь в дела других людей, будь то начальники или подчинённые.

Установление связей и использование непохожести людей как средства для достижения цели: бесчувственность и манипулятивная манера поведения группы неудачников оборачивались неспособностью создать надёжную систему отношений взаимовыгодного сотрудничества. Удачливые, лучше понимая ценность непохожести, способны ладить с самыми разными людьми.

Развивайте интуицию

Заведующие отделами кредитования должны предчувствовать возможное ухудшение дел, даже если с цифрами пока всё в полном порядке. Администраторам приходится заранее решать, стоит ли новая продукция затрат времени и средств, необходимых для её разработки.

Начальникам надо уметь взвешенно подходить к вопросу о том, кто из кандидатов на конкретную должность по своему складу характера лучше всего впишется в рабочую группу. Такого рода ситуации требуют умения включать в процесс принятия решения интуитивное чувство в поисках ответа на вопрос, что правильно, а что - нет.

Удачливые руководители отличались честностью, проявляли заботу о нуждах своих подчинённых и коллег

Интуиция и нутряное чувство свидетельствуют о способности воспринимать сигналы, исходящие из внутреннего хранилища эмоциональной памяти - собственного источника мудрости и рассудительности человека. Эта способность составляет истинную суть самосознания. Эмоциональное осознание начинается с настройки на поток чувств, постоянно присутствующий в каждом из нас. С этого момента мы признаём за такими эмоциями способность формировать то, что воспринимаем, о чём думаем и что делаем.

Это осознание помогает понять, что наши чувства оказывают влияние на тех, с кем мы имеем дело. Финансовым консультантам становится ясно, что их собственные эмоции в общении с клиентами могут перекидываться на них, приводя к лучшему или к худшему результату.

Отложите дела

Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним. Как правило, мы узнаём о своих эмоциях, только когда они нарастают и наконец выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой.

У эмоций собственная программа и расписание. Но в нашей суматошной жизни им не находится ни места, ни эфирного времени - и потому они уходят в подполье. Вся эта напряжённая умственно-психическая деятельность заглушает более тихий внутренний голос, который предлагает руководствоваться ресурсами внутренней уверенности, способными удержать нас на плаву в океане жизни.

Но самоосознание можно культивировать. Эдвард Маккрекен, бывший генеральный директор компании Silicon Graphics, сказал: «В нашей отрасли очень часто случается так, что времени на раздумья не остаётся вообще. Вам приходится проделывать всю предварительную работу, а дальше вы должны полагаться на интуицию, не позволяя разуму вмешиваться в этот процесс». Как же Маккрекену удалось научиться пользоваться своей интуицией? Он предавался размышлениям об этом ежедневно на протяжении 10 лет.

Его подход можно назвать освящённым веками способом расслышать собственный внутренний голос - глубоко скрытый, едва уловимый: прервись, чтобы «ничего не делать». Полезное «ничегонеделание» - не банальная возможность увильнуть от работы. Это ценная способность перестать убивать время, растрачивая его попусту, скажем, сидя у телевизора или, что ещё хуже, занимаясь каким-то делом под аккомпанемент работающего телевизора. Просто необходимо отложить на время все другие виды целенаправленной деятельности и заняться тем, что раскроет наше сознание для более глубокого и спокойного восприятия.

Учитесь приспосабливаться

Многим управляющим непросто приспособиться к новой тенденции - распылению ответственности и процесса принятия решений по организации в целом. Поэтому если в наши дни и существует какая-то востребованная компетенция, так это, конечно, приспособляемость.

Чемпионы в этой сфере получают удовольствие от перемен и радуются новациям. Они восприимчивы к новой информации и могут отказаться от старых представлений, приспособившись подобным образом к тому, как им действовать дальше. Они вполне уживаются с ощущением беспокойства, которое часто вызывает всё новое или неизвестное, и готовы рискнуть, переходя на новые методы деятельности.

Приспособляемость требует гибкости, чтобы суметь принять во внимание разные точки зрения на данную ситуацию. А гибкость, в свою очередь, напрямую связана с эмоциональной силой, то есть способностью чувствовать себя комфортно в условиях неопределённости и сохранять спокойствие при встрече с неожиданностями. Другой компетенцией, которая лежит в основе приспособляемости, является уверенность в себе, и такая убеждённость помогает человеку быстро перенастроить свои ответные реакции, безоговорочно бросая всё в ситуации, когда меняется реальность.

Не бойтесь авантюр

Эмоциональный стимул новатора к действию заключается в стремлении найти удовольствие в новизне. Люди с такой профессиональной сноровкой умеют быстро выявлять ключевые задачи и упрощать проблемы, которые подчас кажутся чрезвычайно сложными. Они способны находить оригинальные связи и схемы, на которые другие обычно не обращают внимания.

Дефицит этой компетенции может означать нечто большее, чем простое отсутствие воображения. Люди, у которых риск вызывает дискомфорт, превращаются в критиков и отрицателей. Осторожные, занимающие оборонительную позицию, они могут постоянно высмеивать или подрывать передовые идеи.

в сфере частного предпринимательства слишком большая сдержанность предвещает неудачу

Творческий ум по своей природе слегка недисциплинирован. Между организованным самоконтролем и стремлением к новаторству существует естественная напряжённость. Не то чтобы творческие люди вовсе не владели эмоциями… Нет, более правильно будет сказать, что они охотно поддаются самым разным порывам и совершают больше поступков, чем натуры, менее склонные к авантюризму. В конце концов, именно это и порождает новые возможности. Самоконтроль в смысле соблюдения правил предвещает выдающиеся результаты крупным организациям, особенно тем, где приветствуется бюрократический подход к надлежащему исполнению обязанностей. Но в сфере частного предпринимательства или в творческих профессиях вроде рекламного дела слишком большая сдержанность предвещает неудачу.

Развивайте навык эмоционального присутствия

Эмоционально присутствуя на работе, люди преисполнены внимания и полностью поглощены своей работой - а потому работают, не щадя сил. Они в полной мере реализуют свои творческие идеи, энергию и интуитивные представления во имя общего блага. Окружающие воспринимают их как людей, доступных для диалога и увлечённых своим делом.

Противоположная позиция - психологическое отсутствие - слишком хорошо известна на примере тех людей, которые выполняют свою рутинную работу механически, с очевидной скукой или как-то обособленно. В каком-то смысле они, вполне возможно, и не нашли себя в своей профессии.

Присутствие требует от человека, чтобы «его не выводило из строя беспокойство, чтобы он был открыт, а не закрыт от других», - объяснил Уильям Кан, психолог факультета управления Бостонского университета. Подобное присутствие составляет главный атрибут потока вдохновения: полное внимание или погружение в непосредственно выполняемое задание.

Напротив, врагами присутствия (и потока вдохновения) являются два однотипных недуга - апатия и беспокойство. Полностью присутствуя в той или иной ситуации, мы бываем больше настроены на окружающих нас людей и на требование момента, а потому легко приспосабливаемся к этим требованиям, другими словами - попадаем в струю. Мы можем быть внимательными, забавными или самокритичными, свободно пользуясь любой способностью или умением, которые нужны нам в данный момент.

Имя Дэниела Гоулмана обычно связывают с критикой традиционного взгляда на IQ (коэффициент интеллекта). Он обобщил исследования о работе мозга и использовал их для продвижения и популяризации понятия эмоционального интеллекта (ЭИ).

В работе «Эмоциональный интеллект на работе» (1998) Дэниел Гоулман определял эмоциональный интеллект как способность понимать свои чувства и чувства других людей, мотивировать себя и управлять эмоциями в отношениях с собой и другими людьми.

Дэниел Гоулман родился в 1946 году. Окончил Гарвард и там же получил докторскую степень по психологии. Его бестселлер «Эмоциональный интеллект» (ACT, 2008) вышел в 1995 году, а вслед за ним, в 1998-м, последовал труд «Эмоциональный интеллект на работе». Гоулман также долгое время писал статьи по психологии для New York Times.

В настоящее время является президентом компании Emotional Intelligence Services в Садбери, Массачусетс, которая в союзе с Hay Group предлагает курсы по развитию и оценке эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман - сопредседатель Общества по исследованию эмоционального интеллекта при университете Рутгерса. Интерес Гоулмана к ЭИ стал следствием понимания, что высокий IQ - не обязательное условие успеха в жизни.

Дэниел Гоулман указывает на взаимосвязь деловой хватки и ЭИ. Во второй работе он выделил 25 компетенций ЭИ, или черт внешнего поведения и проанализировал, как ЭИ влияет на успех и неудачу.

Основные идеи Дэниела Гоулмана

Эмоциональный интеллект и головной мозг. В «Эмоциональном интеллекте» Гоулман рассказывает о значении эволюции мозга для наших чувств и поведенческих реакций. Он описывает, как в ходе эволюции, длящейся миллионы лет, в человеческом мозге развились три основные зоны.

  • Мозговой ствол - расположен в основании головного мозга и является продолжением спинного мозга. Регулирует физиологические функции и инстинктивные реакции. Самая примитивная часть мозга.
  • Гиппокамп - развился позже мозгового ствола и находится немного выше. Содержит миндалевидное тело, которое в 1980-х годах описал Джозеф Леду. Оно отвечает за эмоциональные реакции на визуальную и прочую информацию. При некоторых обстоятельствах миндалевидное тело способно буквально «захватывать» мозг, беря верх над реакциями человека, прежде чем тот успеет что-то подумать, и заставляет немедленно реагировать. Млекопитающие или люди, которым удалили миндалевидное тело, не испытывают никаких чувств. Оно катализирует импульсивные действия, которые могут пересилить рациональное мышление и способность рассуждать здраво.
  • Новая кора (неокортекс) - большая, хорошо развитая верхняя область головного мозга, которая охватывает центры мышления, памяти и речи.

В ходе эволюции эмоции и мыслительные способности - две основные функции мозга, отвечающие за поведение, - оказались в разных зонах. Кроме того, эмоциональные центры получают информацию раньше, чем мыслительные, и спровоцируют очень быструю и в некоторых ситуациях сильную реакцию. Тогда результаты для человека могут быть катастрофическими.

Пока мы не отдаем себе отчета в ситуации и не контролируем свои чувства, можем допустить неподходящие эмоциональные реакции, которые блокируют рассмотрение других возможностей. Но эмоции имеют и собственную «мудрость», которой мы должны на­учиться пользоваться; особенно это касается интуиции.

Если люди сталкиваются с раздражителями, вызывающими, например, сильный страх, гнев или отчаяние, первый импульс исходит из миндалевидного тела. Пока не подключился интеллект, мозг переходит в режим выживания, стимулируя инстинктивные реакции, которые могут оказаться правильными или же совершенно ошибочными.

Сегодня у нас практически нет необходимости бороться за выживание или избегать опасностей, с какими сталкивался первобытный человек. Но некоторые инстинктивные реакции бывают полезными в определенных обстоятельствах; поэтому мы должны понимать, что примитивная реакция в эмоциональном центре предшествует рациональной оценке и реакции. Эмоциональный интеллект предполагает, что мы его понимаем и умеем использовать, а также контролируем свои реакции.

Структура ЭИ. Чтобы описать функционирование ЭИ, ученый предложил систему из пяти элементов: самоанализ, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Каждый из этих элементов имеет определенные особенности.

  • Самоанализ - понимание того, как ваши эмоции влияют на поведение; ориентация на собственные ценности при принятии решений; оценка собственных сил и слабостей и способность учиться на своем опыте (самооценка); уверенность в себе и в своих способностях, ценностях и целях.
  • Саморегуляция - управление настроением; контроль стресса, позитивность и целеустремленность; спокойствие и способность здраво рассуждать под давлением; владение эмоциями; надежность и самообладание.
  • Мотивация - способность получать удовольствие от решения проблем; стремление к достижениям; ответственность; инициативность; оптимизм; личные предпочтения при выборе целей.
  • Эмпатия - способность принимать иную точку зрения; открытость и честность; уход от стереотипов в отношении других людей; знание культуры.
  • Социальные навыки - навыки влияния, например, умение убеждать; умение общаться, в том числе с коллегами; умение слушать, сотрудничать, улаживать конфликты; способность вдохновлять и вести за собой; умение инициировать и управлять изменениями; способность понять чувства других людей.

Дэниел Гоулман утверждает, что люди, обладающие данными характеристиками, с большей вероятностью добиваются успеха на руководящих постах. В качестве примера он приводит данные из различных источников, которые подтверждают, что топ-менеджеры с более высоким уровнем ЭИ работают лучше. И описывает несколько забавных ситуаций, иллюстрирующих проявление ЭИ на рабочем месте.

Опросник по эмоциональным компетенциям. Дэниел Гоулман считает, что ЭИ можно развивать. Для его оценки и развития в сотрудничестве с Hay Group он разработал опросник по эмоциональным компетенциям. В нем пять исходных компонентов ЭИ сведены к четырем.

#1 Самоанализ:

  • понимание собственных чувств и их смысла;
  • реалистичный взгляд на свои преимущества и недостатки;
  • уверенность в себе и своих силах.

#2 Самообладание:

  • контроль эмоций;
  • честность и надежность;
  • гибкость и преданность.

#3 Социальные компетенции:

  • эмпатия, способность воспринимать мысли и точку зрения другого;
  • понимание и чувство групповой динамики и межличностных отношений;
  • ориентация на потребности других, особенно если речь идет о клиенте.

#4 Социальные навыки:

  • помощь другим в их саморазвитии;
  • способность влиять на людей;
  • отличные навыки межличностной коммуникации;
  • способность менять стиль управления;
  • навык решения споров и разногласий;
  • способность укреплять и строить взаимоотношения;
  • навыки групповой работы.

Стили лидерства. Совместно с Hay/McBer Дэниел Гоулман также занимался изучением стилей лидерства. Результаты своих изысканий он представил в 2000 году в Harvard Business Review. Опираясь на ответы 3781 руководителя, ученый пришел к выводу, что лидеры получают наилучшие результаты, используя комбинацию из шести стилей управления, каждый из которых имеет характерные черты и обращается к различным компонентам ЭИ.

  • Понуждающие лидеры требуют постоянного послушания. Они мотивированы, инициируют изменения и стремятся к успеху.
  • Авторитетные лидеры вдохновляют людей стремиться к цели. Они инициируют изменения и обладают навыками эмпатии.
  • Сотрудничающие лидеры строят отношения. Обладают отличными навыками эмпатии и коммуникации.
  • Демократичные лидеры активно поощряют группу к участию в принятии решений. Отличные коммуникаторы, слушатели и переговорщики.
  • Задающие темп лидеры устанавливают высокие стандарты. Инициативны, мотивированны, стремящиеся к успеху.
  • Обучающие лидеры расширяют и развивают способности персонала. Хорошие слушатели, эффективные коммуникаторы и мотиваторы.

Исследователи полагают, что шесть представленных стилей лидерства хороши в различных ситуациях и непосредственно влияют на рабочую атмосферу организации, которая, в свою очередь, определяет ее финансовый результат.

Предположение, что успех в значительной мере зависит от навыков коммуникации, не ново; поэтому ДэниелаГоулмана часто критиковали за то, что известные идеи он преподносит под новым соусом. Гоулман и сам не скрывает истоков своих идей и признает, когда обращается к работам своих коллег. В 2001 году Чарльз Вудруфф проанализировал концепцию ЭИ, предложенную Гоулманом, и подытожил:

  • Дэниел Гоулман противоречит себе, когда пишет, что ЭИ присущ всем и дарован природой, и одновременно утверждает, что эту способность можно развивать;
  • измерение ЭИ на основе опросника нельзя назвать достаточным, особенно с точки зрения надежности;
  • проявление ЭИ или компетенции, предложенные Гоулманом, например, уверенность в себе и лидерство, отнюдь не новы и являются давно изученными факторами высоких достижений.

Независимо от того, насколько обоснована критика, Дэниел Гоулман, несомненно, значительно обогатил теорию менеджмента в вопросах ЭИ. Он использовал несколько довольно сложных идей, связанных с человеческим поведением и биологической эволюцией и перевел их в более простой и понятный вид.

В результате многие люди взяли на вооружение его ключевой принцип: мы можем использовать интеллект, чтобы лучше управлять собственными эмоциями и применять эмоциональную интуицию. Согласитесь, весьма полезная теория для жизни и работы.