Как выполнить правильный ремонт перфоратора своими силами. Ремонт перфоратора своими руками и советы по эксплуатации Перфораторы как отремонтировать домашних условиях передний часть

Перфоратор является таким инструментом, без которого на сегодняшний день трудно представить основную массу работ по ремонту и строительству. Именно поэтому сегодня каждый человек, связанный с ремонтом и строительством, стремится заполучить себе этот инструмент. Видео про ремонт перфоратора своими руками заинтересует всех, кто желает самостоятельно научиться выявлять и устранять поломки этого инструмента.

Выяснение причины поломки

Для того, чтобы знать, что конкретно необходимо ремонтировать, нужно разбираться в причинах неисправности перфоратора. Выполнить это поможет этот видеоролик.

Замена подшипника в перфораторе

В тех случаях, когда во время работы перфоратора вы стали слышать нехарактерный для нормальной работы шелест или вдруг почувствовали, что сверло стало проскакивать, то это настало время менять подшипник. Как это сделать смотрите в этом видео.

Разборка редуктора перфоратора

Редуктор в перфораторе необходим для передачи вращательного движения от двигателя к патрону. Как раз он ударный механизм приводит в действие. Для того, чтобы смазать детали или их заменить, необходимо редуктор разобрать. Как это выполнить, смотрите в этом видеоролике.

Еще одно видео о разборке редуктора.

Смазка перфоратора

Для того, чтобы перфоратор не выходил из строя, необходимо проводит правильный за ним уход. Одно из основных условий правильного ухода – регулярная смазка инструмента. А для того, чтобы смазать устройство, его необходимо разобрать. Как это осуществить, вы узнаете, если посмотрите это видео.

Нет ничего вечного. И самые надежные перфораторы Bosch со временем начинают ломаться. Но любую неисправность можно отремонтировать своими руками, если иметь подробное руководство по выполнению ремонтных работ. Ниже мы предлагаем вам пособие по обнаружению неисправностей в перфораторах Bosch и методику их устранения.
Основными причинами появления поломок являются:

  • неаккуратная работа с инструментом;
  • неправильное хранение перфоратора;
  • большие нагрузки при работе на рабочие органы при долблении или сверлении;
  • перегрев инструмента;
  • длительная работа без перерыва;
  • несоблюдение сроков проведения технического обслуживания.

Условно неисправности можно поделить на механические и электрические.

Механические неисправности перфоратора Bosch

При появлении механических неисправностей в работе инструмента появляется посторонний неприятный звук, усиливается искрение в районе коллектора, появляется запах гари, инструмент излишне греется, его мощность падает в зависимости от длительности работы и воздействия на материал.

Все неисправности рассмотрим на схеме перфоратора Bosch 2-26. Остальные модели, такие как Bosch 2-20, 2-24, установкой различных пьяных подшипников.

Перфоратор перестает долбить, но сверлит

Перфоратор не долбит под нагрузкой или в холостом режиме по следующим причинам:

  • износились резиновые кольца ударника, бойка, поршня;
  • развалилась обойма подшипника качения;
  • разрушился цилиндр, боек ствола ударного механизма;
  • срезало шлицы муфты сцепления, установленной на промежуточном валу;

Перфоратор перестал сверлить, но долбит

Основные причины, при которых перфоратор долбит, но не сверлит, это:

  • ослабела сила конической пружины, прижимающая муфту сцепления;
  • стопорный ролик не фиксирует большую шестерню вала ствола;
  • не держит механизм фиксации инструмента в стволе;
  • Перфоратор не долбит и не сверлит.

Основными причинами, при которых перфоратор не долбит и не сверлит, являются:

  • срезанные зубья на малой шестерне ротора или на большой шестерне промежуточного вала;
  • не работает электродвигатель перфоратора;
  • нет питания на электродвигатель перфоратора.

Теперь обо всем по порядку

Рассмотрим варианты, при которых перфоратор не долбит, но сверлит

Износ резиновых колец на ударнике, бойке, поршне.

Данная причина появляется постепенного, по мере износа резиновых колец. Сначала удар ослабевает, затем пропадает вообще.

Неисправность устраняется путем замены указанных резиновых колечек на новые.

При любом ремонте перфораторов, его узлов, замене подлежат все резинотехнические изделия.

Развалилась обойма подшипника качения (пьяный подшипник)

При разрушении пьяного подшипника поз.830 вращательное движение промежуточного вала не может преобразовываться в поступательное движение цилиндра в ударном механизме.

Устраняется путем полной замены подшипника качения.


Разрушились цилиндр, ударник, боек ствола ударно механизма

Бывают случаи, когда закусывается ударник в цилиндре поз.26, что приводит к разрушению цилиндра и невозможности создания давления воздуха в стволе ударного механизма. И вторая причина: разрушение или поломка бойка поз.28, приводящая к искривлению детали и невозможности передачи ударного импульса.
Поломки устраняются полной заменой вышедших из строя деталей.


Срезало шлицы муфты сцепления поз.67, установленной на промежуточном валу

Неисправность устраняется ремонтом муфты сцепления либо ее полной замены.
При производстве ремонта на муфте сцепления запиливаются сработанные зубья. Для исправления этого дефекта используется круглый надфиль и бормашина. Муфту зажимают в руке, а бормашиной с соответствующим надфилем выправляют профили зубьев. Аналогично дорабатывают шлицы и на промежуточном валу.


Рассмотрим варианты, при которых перфоратор сверлит, но не долбит

Ослабла сила конической пружины, прижимающей муфту сцепления

Когда сила давления пружины поз.50 уменьшается, муфта сцепления проскальзывает на промежуточном валу, не передавая вращение от малой прямозубой шестерни на большую шестерню поз.22 вала ствола поз.821 ударного механизма. Кстати, на разных моделях Bosch .


Стопорный ролик не фиксирует большую шестерню вала ствола

Большая шестерня поз.22 крепится на валу ствола поз.01 роликом поз.88, прижимается к буртику вала конической пружиной поз.80 и фиксируется стопорным кольцом поз.85.

Причиной может быть ослабление усилия конической пружины поз.80, разрушение стопорного кольца поз.85, выпадение фиксирующего ролика поз.88.


Не держит бур механизм фиксации инструмента в стволе перфоратора

В перфораторах Bosch используются патроны двух типов: SDS-plusи SDS-max. Разница в конструкции фиксирующего механизма.

Причина в износе усиков растровой втулки патрона, что приводит к невозможности передачи ударного импульса на рабочий инструмент перфоратора.


Рассмотрим варианты, при которых перфоратор не сверлит и не долбит

Срезало зубья на малой шестерне ротора

Происходит проворачивание шестеренок со срезанием зубьев на одной из них, чаще на малой.

При заклинивании рабочего инструмента и неправильной работе муфты сцепления происходит износ или полное разрушение зубьев шестерен на валу перфоратора и промежуточного вала.

В данном случае меняется полностью ротор или большая шестерня промежуточного вала.


Не работает электродвигатель перфоратора

Причинами не работающего электродвигателя могут быть:

  • короткое замыкание в роторе, статоре;
  • разрушения угольных электрощеток;
  • ослабление крепления щеткодержателей;
  • выгорание ламелей на коллекторе ротора;
  • обрыв обмоток ротора или статора.

Устраняются перечисленные неисправности ремонтом (перемотка вручную обмотки, замена коллектора и распайка выводов обмоток) или заменой ротора, статора, угольных электрощеток на новые.
Основная часть неисправностей электрической части перфоратора Bosch 2-26 подтверждается увеличивающимся искрением в районе коллектора.

Длина исправных электрощеток не может быть меньше 8 мм. При замене одной щетки, вторая должна меняться автоматически.

Обмотки ротора или статора могут быть перемотаны самостоятельно своим рукам в домашних условиях.


Нет питания на электродвигателе перфоратора Bosch

Причина данной неисправности в обрыве провода, подающего питание к электродвигателю. Чаще всего обрыв происходит в месте входа кабеля в перфоратор. Провод следует заменить на новый или отремонтировать. Неисправность можно определить при помощи тестера. Если нет тестера, неисправность можно найти с использованием фазы питания и отвертки с индикаторной неоновой лампой. Подключая по очереди провода питания, на другом конце при помощи неоновой отвертки определяете наличие или отсутствие фазы.

Не работает кнопка включения перфоратора. Определяется тестером на КЗ.

Чаще всего к выходу из строя кнопки перфоратора приводит короткое замыкание конденсатора фильтра. Лучше всего кнопку заменить на новую.


Общие электрические неисправности перфоратора Bosch 2-26

Выход из строя перфоратора по электрической части сопровождается появлением запаха гари, сильным нагревом инструмента при работе, появлением большого искрения в районе коллектора ротора перфоратора, плохим срабатыванием переключателя реверса.

На работу перфоратора оказывает влияние состояние угольных щеток, надежность крепления щеткодержателей и их правильная установка.

Запах гари появляется при коротком замыкании статора или обмоток ротора.

Падение мощности перфоратора при увеличении нагрузки характерно при обрыве в обмотках ротора или при малой длине угольных щеток.

К нагреву перфоратора чаще всего приводит короткое межвитковое замыкание в статоре или роторе.

Большое искрение в районе коллектора вызвано межвитковым замыканием ротора или выгоранием ламелей коллектора.

Нарушение работы переключателя реверса происходит из-за подгорания его контактов.

Но главная причина всех поломок, несвоевременное выполнение технических регламентных работ и замены угольных щеток.

Угольные щетки требуют замены после 70 часов работы или при изнашивании до 8 мм по длине.


Мы привели основные причины выхода перфораторов Bosch из строя.
Возможно, мы описали не все поломки перфораторов Bosch.

Если вы знаете другие неисправности у перфораторов Bosch 2-20, 2-24, 2-26, поделитесь с нами.

Успехов вам!

Видео замены растровой втулки в патроне Бош 2-26

Видео замены якоря в перфораторе Bosch 2-26

Каждый, кому хоть раз приходилось работать с перфоратором, знает, насколько тяжелы условия его эксплуатации. Именно потому ремонт перфоратора своими руками – столь популярный запрос в интернете. И сегодня мы расскажем вам абсолютно всё, что касается ремонта этого инструмента.

Что вам нужно знать о ремонте перфоратора?

Несомненно, владельцы такой дорогостоящей техники хотят, чтобы их устройства были качественными, выполняли на 100 % свою работу. Прежде всего, вас убережет от серьезных поломок правильное использование инструмента, о чем мы расскажем чуть позже. И, естественно, вовремя проведенный ремонт устройства. При этом любой небольшой сбой уже должен стать поводом для беспокойства и приготовлением к ремонту.

Так, такими «маячками» могут стать:

  • Нестабильная работа перфоратора в рабочем режиме;
  • Появление странных звуков при включении перфоратора;
  • Запах гари;
  • Перфоратор не долбит, хотя видимых причин для этого нет.

Как только что-то подобное случилось с вашей техникой, значит, пришло время ремонта. Как и любые подобные работы, он требует внимательности, понимания причины поломки и знания, как с ней справиться. И самый ваш первый шаг при ремонте – разбор инструмента на его составляющие. У многих даже этот этап вызывает сложности, а потому необходимо знать все до нюансов – как, что и зачем!


Поэтапно разбираем перфоратор – быстрый поиск поломки

Просто представьте, что ваш инструмент вдруг перестал работать или вам срочно понадобилось заменить какую-либо неисправную деталь. Самый простой способ – отнести на ремонт в сервисный центр, однако это требует времени, а значит, на какой-то период застопорит вашу работу. Но если вы будете знать, как разбирается устройство, вам будет намного проще провести остальные работы. Кроме того, это приведет к значительной экономии средств, ведь не нужно будет тратиться на оплату услуг ремонтных центров.

Инструкция по разбору инструмента:

  1. Приступаем к работам, начиная с верхнего узла: вначале снимается резиновый наконечник, после – шайба, пружина, завершает работу шарик.
  2. После того, как вы сняли шарик, выкручиваем винтики, которые удерживают корпус, снимаем накладку на ручку, если она есть в наличии, и в последнюю очередь отсоединяем провода статора.
  3. Извлекаем щеткодержатель.
  4. Следующий этап – разъединение редуктора и корпуса до образования зазора. Именно через него мы будем извлекать переключатель.
  5. После этого корпус перфоратора ставится вертикально, с помощью тисков фиксируется, а все его детали аккуратно достаются из устройства.

Какая бы поломка вас не ожидала, прочистите корпус – иногда именно грязь и пыль мешают устройству нормально работать.

Ремонт перфоратора самостоятельно шаг за шагом

К ремонту такого устройства, как перфоратор, вы должны быть максимально готовы, что позволит свести финансовые и трудовые затраты к минимуму. Неплохо, если вы более-менее ориентируетесь в конструкции перфоратора, знаете, из каких частей и узлов он состоит, что позволит вам быстро заменить сломавшуюся деталь. Чаще всего ремонт перфоратора сводится к банальной замене «полетевших» элементов, к которым относят:

  • Якорь;
  • Щетки;
  • Шестеренки;
  • Стартеры;
  • Подшипники;
  • Кабели для подключения к сети;
  • Выключатели.

Стоит отметить, что легче всего ремонтировать инструменты легкого класса, с учетом того, что такой перфоратор отлично подойдет для проведения строительных работ в домашних условиях . А вот поломки более серьезной техники бывают значительно сложнее, и с ними могут справиться только профессиональные мастера. В любом случае, какой бы класс инструмент вас не заинтересовал, найдите модель с пылесосом – это устройство позволит вам сэкономить время на чистку, а также сделает работу более безопасной, поскольку уменьшает количество пыли.

Еще одна проблема – в пробое обмоток, перемотке якоря и стартора, которые также возникают из-за пыли. Ремонт заключается в тщательной очистке и замене тех деталей, которые отремонтировать не удастся. Однако «профилактика» – более надежный метод. Для этого нужно раз в две недели очищать устройство, пропитывать его лаком или смазкой. К слову, к выбору смазочного материала нужно отнестись внимательно. Так, существует несколько правил. Первое – лучше приобретать раствор того же производителя (Bosch, Makita, Энкор ), что и сам перфоратор, в данном случае по своему составу масло или лак будут подходить идеально. Если под рукой такого состава нет, вам отлично подойдет масло для дизельного двигателя.

Второй по популярности причиной поломки является износ щеток, при этом неважно, сколько стоил ваш инструмент – даже самые дорогие модели подвержены этой проблеме. Заменить их очень легко: разбираем перфоратор по выше описанной схеме, находим изношенные щетки и на их место ставим новые. Нужно лишь верно определить, какие из них лучше всего использовать: угольные, графитовые либо угольно-графитовые. Так, графитовые отличаются долгим сроком службы, однако из-за твердости материала может пострадать коллектор. Угольные элементы отличаются недолгим сроком работы, однако имеют качественный контакт с иными частями перфоратора. Оптимальным и недорогим считается приобретение третьего варианта.

Бывают проблемы и с механическими элементами устройства. Каждая модель оснащена режимами переключения, и они часто выходят из строя, особенно у дешевых устройств. Алгоритм работы тот же – разбираем перфоратор, находим сломанные детали, заменяем их. Главное – приобрести элементы, подходящие данной модели. Аналогичная проблема часто «преследует» патроны, которые подвергаются максимальной нагрузке. Прежде всего, защищайте их от пыли и грязи, промывая элементы солидолом. Но если патрон все же сломался, нам не останется ничего, кроме как поменять его.

Теперь вы знаете, как починить перфоратор и видите, что большая часть поломок сводится к простой чистки или замене неисправных деталей. Но если вы разобрали инструмент, а видимых причин нет, лучше отнесите устройство в сервисный центр – специалисты быстрее найдут причину и устранят ее.

Правила работы или как оградить устройство от поломок?

Профилактика – вот действенный метод, который позволит избежать множества поломок в работе устройства. В данном случае она подразумевает правильное использование. Начать следует с того, как верно вставлять сверла: крепко беремся за патрон и тянем оси шпинделя. Когда отверстие расширится, можете устанавливать сверло, опустив патрон. Если вы собираетесь работать в режиме удара, обязательно смазывайте хвостовики с помощью смазки, выбирая ее по производителю, но есть и универсальный раствор компании Литол , также заслуживший немало положительных отзывов от пользователей.

Чтобы не поломались сверла, запомните несколько правил по работе с материалами. Так, например, нельзя применять ударный режим, если предстоит работа с металлом или деревянными изделиями.

Чтобы обезопасить себя и сохранить при сверлении бетона, применяйте муфту для предохранения. А все за счет того, что в бетонных конструкциях может находиться арматура – сверло просто в ней застрянет. Если муфта отсутствует, используйте низкие обороты, а за ручку не держитесь очень крепко – если вдруг инструмент застрянет в арматуре, вы должны быстро выпустить его из рук, иначе синяков и ушибов не избежать.

Перфоратор - инструмент, без которого сегодня невозможно представить большинство работ по строительству и ремонту. Поэтому сегодня иметь этот инструмент стремится каждый человек, связанный с такими работами. Видео про ремонт перфоратора будет интересно всем, кто хочет уметь самостоятельно устранять поломки данного инструмента.

Выяснение причины поломки

Чтобы знать, что именно нужно ремонтировать, стоит разобраться в причинах поломки перфоратора. Сделать это поможет данный видеосюжет.

Замена подшипника в перфораторе

Если при работе с перфоратором вы слышите нехарактерный «шелест» или чувствуете, что сверло «проскакивает», пришло время заменять подшипник. О том, как это сделать, расскажет этот видеосюжет.

Разборка редуктора перфоратора

Редуктор перфоратора предназначен для передачи вращательного движения к патрону от двигателя. Именно это приводит в действие ударный механизм. Чтобы заменить детали или смазать их, редуктор нужно разобрать. Как это осуществить, узнаете из видеоролика.

Еще один сюжет, посвященный разборке редуктора.

Смазка перфоратора

Для того. Чтобы перфоратор не ломался и не выходил из строя, нужно правильно ухаживать за ним. Регулярная смазка перфоратора - одно из условий правильного ухода за инструментом. Чтобы смазать перфоратор, его следует предварительно разобрать. Как это сделать, вы узнаете, ознакомившись с данным видеосюжетом.

Как продлить жизнь перфоратора

Защитить перфоратор от пыли - значит пролить его срок службы. Если вы хотите знать, как своими руками можно изготовить защиту от пыли для вашего инструмента, смотрите данный видеоролик.

Бытовой перфоратор - универсальный и полезный инструмент, с помощью которого решают самые сложные задачи по удалению и сверлению бетонных стен и перекрытий, бурению камней, дорожного покрытия и др. Его используют при постоянных нагрузках, и со временем отдельные части механизма или электрики могут выйти из строя. Качественное изделие стоит дорого, поэтому некоторые поломки можно устранить своими руками, главное - знать устройство и принцип работы этого незаменимого в строительстве инструмента.

Особенности и устройство строительного перфоратора

Независимо от типа инструмента, его мощности и сферы применения большинство современных моделей, включая такие популярные бренды, как Makita, Bosh, Stihl, Stern, Метабо, Интерскол и др., имеют схожую конструкцию и состоят из основных элементов: патрона, ударного механизма, редуктора, двигателя, кнопки включения, переключателя режимов и соединительного шнура.

Отдельные варианты оснащаются такими дополнительными функциями, как антивибрационная система, регулятор частоты ударов и ограничитель глубины сверления. В отличие от классической дрели перфоратор обладает усиленной ударной опцией, что позволяет использовать его для работы со сложными и прочными материалами, включая бетон, природный камень, кирпич и др.

Двигатель устройства создает вращательное движение, которое преобразовывается в мощное и поступательное колебание ударного механизма (бура, лопатки или зубила) за счет принципа компрессии между активными поршнями инструмента.


Некоторые модели помимо основных функции бурения и режима отбойного молотка могут иметь и сверлильную роль. Такие инструменты считаются универсальными, однако именно они чаще выходят из строя из-за более сложной механической системы.


Для работ по сверлению лучше использовать надежную дрель, а перфоратор применять только по его прямому назначению. Чтобы избежать преждевременных поломок различных деталей, также соблюдают правила работы с этим инструментом и проводят профилактическую обработку (смазка и чистка отдельных его элементов).

Виды и устранение неисправностей

Все возникающие поломки перфоратора принято делить на 2 категории в зависимости от характера повреждения:

  • механические;
  • электрические.

Первые обычно проявляются в дополнительном шуме, нехарактерных скрежетах, повышенной вибрации и др. К наиболее частым неисправностям механического типа относят:

  • выход из строя переключателя режимов работы;
  • износ резиновых элементов и уплотнителей на бойке;
  • повреждение ударного механизма инструмента;
  • износ основного ствола при длительной эксплуатации;
  • неисправность шестеренок и поломка патрона-держателя бура или лопатки.

Такие проблемы чаще всего возникают при нарушении режима эксплуатации инструмента или при длительном его использовании под высокими нагрузками. Ремонт перфоратора при каждой из вышеперечисленных поломок можно сделать своими руками, но иногда все же потребуется помощь специалистов.


Появление электрических неисправностей понимают по запаху гари из корпуса устройства, искрению при включении и работе, быстрому перегреву двигателя, нехарактерному "гудению" внутри механизма, образованию дыма и т. д. По электрике выделяют такие частые поломки, как:

  • проблемы с включением/выключением перфоратора;
  • износ щеток или засорение коллектора на моторе;
  • слабый контакт цепи;
  • проблемы с ротором и статором двигателя;
  • выход из строя аккумуляторной батареи (на пневматических моделях).

Решение большинства поломок электрического характера исправляют самостоятельно только при наличии электротехнических знаний. В остальных случаях лучше обратиться к специалисту в этой области, чтобы окончательно не повредить рабочее устройство.

Разборка патрона и корпуса инструмента для ремонта

Чтобы устранить одну или несколько возникших неисправностей, следует знать, как правильно разобрать и собрать перфоратор. Главное - соблюдать алгоритм действий и технику безопасности и иметь под рукой необходимые инструменты. Если предстоит сложный процесс разборки и ремонта, то лучше фотографировать каждый этап, чтобы потом было проще собрать его обратно.


Демонтаж патрона начинают со снятия резинового пыльника(1). Затем плоской отверткой аккуратно поддевают стопорное кольцо (2) и извлекают аналогичную пластиковую деталь (3). Следом приступают к снятию основной шайбы (4), на этом этапе важно не потерять маленький металлический шарик (или несколько штук в зависимости от модели), который находится под шайбой. Теперь последовательно снимают оставшиеся элементы - пружину (6) и пластинку (5).


Износ одной из вышеперечисленных деталей приводит к тому, что бур застревает в патроне, из-за чего нормальная работа инструмента невозможна. Следует заменить поврежденный элемент, а все остальные составляющие тщательно прочистить, смазать и установить все на место в обратном порядке.


Для снятия и разборки основного корпуса над механической частью перфоратора необходимо снять переключатель режимов работы. Ролик с датчиком устанавливают в рабочее положение "отбойный молоток" с соответствующей иконкой в виде буквы "Т". Далее нажимают на кнопку с правой стороны индикатора и аккуратно тянут его вниз до появления щелчка.


Теперь плоской отверткой поддевают переключатель и подтягивают его на себя. На некоторых видах инструмента он может быть прикручен к корпусу шурупами, которые просто откручивают.

Разборка корпуса при электрических повреждениях

Если с механической частью устройства все в порядке, а при работе возникают признаки, которые указывают на электрический характер поломки, необходимо снять пластиковый кожух и при необходимости разобрать двигатель и сопутствующие ему части.


Задняя крышка практически на всех моделях крепится на шурупах, после снятия переключателя их откручивают по периметру и аккуратно, чтобы не сломать элементы кожуха, снимают пластиковый корпус. Теперь выкручивают крепежный элемент сетевого кабеля, следующей извлекают из креплений проводку и снимают пусковую кнопку.


Все провода, идущие к статору также снимают, после чего извлекают щетки двигателя, которые закреплены на нескольких болтах. Если проблема с ротором в редукторе, то его демонтируют, после чего меняют поврежденные в нем подшипники при помощи специального инструмента. При необходимости снимают воздухозаборник и извлекают из кожуха статор, аккуратно постукивая по нему деревянным предметом.

Замена щеток двигателя своими руками

Необходимость в новых щетках появляется при наличии характерного запаха гари из корпуса перфоратора, сильный нагрев двигателя при работе и искрение в области коллектора. При нормальном состоянии этой детали искра иногда возникает непосредственно под щетками, но если происходит искрение по всей области коллектора, значит проблема кроется в подшипниках ротора или перегорании пластин.


В этой ситуации отремонтировать инструмент своими руками достаточно сложно. Для выявления неисправностей статора или ротора замеряют поочередное сопротивление на них с помощью электрического тестера, оно должно быть одинаковым и последовательным на обеих намотках. В противном случае лучше обратиться в сервисный центр, но проблему с щетками решают самостоятельно.


Для их замены снимают заднюю крышку и крепление двигателя внутри устройства. После этого извлекают детали из коробов-держателей вместе с пружинами. Щетки в перфораторах бывают 2 видов:

  • Графитовые. Более долговечны и практичны, но из-за твердости материала неплотно прилегают к статору, что при длительной эксплуатации приводит к его износу.
  • Угольные. Изнашиваются быстрее первых, но имеют лучшее прилегание, что положительно отражается на производительности статора.

На более дорогих и мощных моделях перфораторов устанавливаются комбинированные варианты деталей, с графитом и углем в равных пропорциях. Специалисты рекомендуют проводить осмотр щеток двигателя каждый год эксплуатации инструмента, чтобы не дожидаться их полного износа и искрения мотора. Их меняют при износе 1/3 от начального объема (8-10 мм).

Обращают внимание и на состояние пружин, которые установлены на этих деталях и на креплении контактов. Если в процессе работы железо слетит, это приведет к серьезным повреждениям двигателя, а неплотные контакты уменьшают производительность инструмента. Перед установкой новых щеток основные детали двигателя очищают от угольной или графитовой пыли и других загрязнений с помощью медицинского спирта.

Устройство и ремонт ударного механизма на "бочковых" перфораторах

Ударные механизмы различают в зависимости от типа и предназначения конкретного перфоратора. Бочковые или вертикальные варианты Бош или Макита, на которых двигатель крепиться вертикально, обладают в большинстве своем ударными блоками на основе шатунного механизма (КШМ).


Чаще всего из строя выходит специальный подшипник качения, который установлен либо в основании основного шатуна, либо на кулачке колесика с эксцентриком. На некоторых моделях эта деталь заменяется на подшипник скольжения, который должен быть постоянно и обильно смазан.

Еще одна распространенная проблема - сломанный боек. О ней свидетельствуют слабые ударные свойства перфоратора или вовсе их отсутствие. Чтобы заменить эту деталь, нужно разобрать механический ствол инструмента по следующей схеме.

Сначала проводят отсоединение ствола от корпуса перфоратора. Для этого снимают патрон по вышеописанной технологии, после чего постукивают стволом по столешнице до тех пор, пока из него не выйдет поршень, а затем подбивают корпус молотком и извлекают необходимую деталь.


Теперь снимают стопорное кольцо, которое удерживает поршень в нужном положении. Следом вынимают и сам подшипник, из которого извлекают и металлические шарики.


Это позволяет добраться до растровой втулки, с которой также снимают шарики. Важно не перепутать их с теми, что находились в подшипнике, они меньше по диаметру. Финальным этапом просовывают плоскую отвертку внутрь втулки и выталкивают оттуда сломанный боек.


Помимо этой детали, дополнительно осматривают уплотнительные прокладки и сальники в корпусе ствола. Если они изношены их заменяют новыми.

Ремонт ударного механизма на инструментах горизонтального типа

При горизонтальном расположении двигателя (на многих моделях Бош, Хитачи, Энергомаш и др.) выполняется и другая система ударного блока. В нем вместо шатуна на поршне установлен качающийся подшипник, который и приводит его в движение. Он же и является частой причиной выхода перфоратора из строя, а именно потери ударных качеств, когда аппарат просто не долбит как надо.


Снимают изношенную деталь с помощью плоской отвертки, которой поддевают скобу на корпусе редуктора и снимают ее. После этого подшипник легко отделяется от основного корпуса, а сам редуктор тщательно промывают, так как внутри могут остаться осколки старой детали. А после установки нового подшипника заново смазывают плотным слоем подходящего материала.


Если причина кроется в бойке, то для его извлечения из ствола снимают стопорное кольцо, с помощью отвертки, которую вставляют в отверстие и смещают его по направлению к шестеренкам с двух сторон. Той же отверткой продавливают корпус и вынимают из него сломанный боек. При обратной сборке ударного механизма обязательно наносят слой смазки на все металлические части.

Устранение других механических поломок

При выходе из строя специального переключателя режимов, который происходит из-за засорения грязью и строительной пылью, его снимают по описанной выше инструкции, прочищают и устанавливают обратно либо меняют на новый, если он сломан.

При потере сверлильных свойств и долгой эксплуатации перфоратора могут быть изношены зубья шестерни на роторном валу. Проблема часто возникает, если неправильно пользоваться инструментом (слишком сильные нагрузки) или из-за неисправности и перебоев в работе муфты сцепления.


Если бур, сверло или лопатка просто не держатся в патроне, необходимо его разобрать и заменить шарик, ограничительное кольцо или фиксирующую пружину. В случае застревания бура внутри патрона причина кроется либо в недостаточной смазке на хвостовике (решить ее можно дополнительным впрыскиванием WD-40 под уплотнительную резинку), либо произошла расклепка держателя.


В этом случае наносят дополнительную смазку и через какое-то время вручную вытаскивают бур, расшатывая его в разные стороны. Если это не помогло, то разбирают патрон и механически выбивают оснастку молотком.

Чтобы избежать большого количества проблем с перфоратором, необходимо соблюдать правила его эксплуатации:

  • по окончании всех работ обязательно удаляют весь накопившийся в патроне мусор, пыль и грязь;
  • при бурении бетонных конструкций соблюдают периодичность работ (каждые 2-3 см сверло вынимают из стены и дают немного остыть);
  • проводят профилактическую смазку внешних и внутренних деталей инструмента, особенно при длительной его эксплуатации;
  • соблюдают правила хранения перфоратора в пластиковой упаковочной коробке, в помещении с невысокой влажностью.

Нормальная эксплуатация качественного перфоратора позволит избежать технических поломок в течение длительного периода времени. Покупайте только модели от проверенных производителей и используйте инструмент строго по его прямому назначению. Если вы не уверены, в каком месте и какого типа поломка у вашего устройства, не стоит экспериментировать с ним. Лучше обратиться к специалистам или в сервисный центр, если на него действует заводская гарантия.