Какой свет должен быть в квартире. Как сделать правильное освещение комнаты, хорошее освещение. Для ламп накаливания

Вечером с наступлением сумерек, а при неудачном положении окон и днем, приходится включать лампы, и возникает вопрос, как рассчитать освещенность помещения , чтобы экономить на электроэнергии и не сидеть в темноте.

Как рассчитать освещенность помещения правильно?

Комфорт в доме – это не только приятный микроклимат, радующий взгляд интерьер и потрескивающий в углу камин. Очень большое значение при создании уюта имеет правильное распределение ламп с тем, чтобы обеспечить не утомляющее глаза освещение или мягкий полумрак. В большой комнате возможно зонирование с помощью источников света, в маленькой может быть достаточно распределения их по уровням высоты, например: торшер, бра и люстра . Но, в любом случае, в каждый прибор обязательно нужно вставить наиболее подходящую по мощности лампочку. Выбирать ее придется из десятка различных вариантов, с тем, чтобы она не оказалась слишком яркой или тусклой.

При выборе оптимального уровня освещения комнат следует опираться на такие факторы, как наличие или отсутствие зеркал, цветовая гамма отделки помещения, цвет меблировки (темный или светлый). Даже высота потолков при выборе лампочек для люстры будет играть определенную роль. Также следует помнить о том, что освещение должно соответствовать назначению помещения. В спальне наилучшим вариантом будет приглушенный свет, в рабочем кабинете яркая лампочка понадобится только в районе письменного стола, в гостиной лучше использовать разные варианты. Мощность иллюминации обычно принимается на квадратный метр, пример можно увидеть в таблице далее.

Общепринятые нормы освещенности при высоте потолка помещения не более 3 м

Простейший способ, как рассчитать освещенность помещения, заключается в формуле P = (p . S)/N , в которой p является удельной мощностью, как правило принимаемое за 20 Вт/м 2 , S – площадь помещения, а N – количество ламп. Однако эта формула даст лишь приблизительную цифру и не покажет достоверно необходимость добавить или, наоборот, убавить яркость света. Начать с того, что удельная мощность для каждой комнаты своя, и может изменяться в зависимости от того, какого типа лампочка вставлена в патрон. Убедиться в этом можно, заглянув в таблицу.

Что нужно учесть при вычислении необходимой яркости ламп?

Итак, мы рассмотрели наиболее простой метод вычисления возможной мощности иллюминации в помещении. Но, опять же, это суммарная мощность. Можно вкрутить 2 лампочки по 100 Вт или 4 лампочки по 50, распределив их более широким фронтом. Что изменится? Количество источников света. Логично, что разместив двухрожковую и очень яркую люстру в центре комнаты, сидя к ней спиной за столом, вы будете видеть свою тень на рабочей поверхности. И несложно догадаться, что размещение 4 ламп с суммарной мощностью, идентичной предыдущему варианту по разным зонам помещения, включая и рабочую, даст куда больший эффект.

До того, как рассчитать количество светильников, следует учесть высоту потолка и рабочей поверхности. Выше приведена таблица норм яркости освещения комнаты для потолков до 3 метров. А если они гораздо выше? Тогда те же показатели следует умножить на 1.5, а после 4 метров – на 2. В идеале следовало бы учитывать при вычислениях и естественные источники освещения, то есть , но пересчитать количество проникающих через них люмен вряд ли представляется возможным. А вот для ламп это вполне осуществимо, если воспользоваться таблицей.

Источник

Мощность
(Ватт)

Световой поток
(люмен) (Ф л)

Средний срок службы
(часы)

Лампа накаливания
теплый белый свет

15
25
40
60
75
100

90
230
430
730
960
1380

1000
Галогеновая лампа 12 В
теплый белый свет

20
35
50
75

340
670
1040
1280

2000 - 4000
Галогеновая лампа 220 В
теплый белый свет

100
150
200
300
400
500

1650
2600
3200
5000
6700
9500

2000 - 4000
Люминисцентная лампа
теплый белый свет
холодный белый свет
нейтральный белый свет

4
6
8
13
15
16
18
36
58

120
240
450
950
950
1250
1350
3350
5200

7500 - 8500
Ртутная лампа
теплый белый свет
нейтральный белый свет

50
80
125
250
400

2000
4000
6500
14000
24000

8000 - 12000
Натриевая лампа
желтый свет

35
50
70
100
150
250
400

2000
3500
5600
9500
15500
30000
51500

8000 - 10000
Металлогалогеновая лампа
теплый белый свет
холодный белый свет

39
75
150

3000
5100
12500

6000 - 9000

Поэтому обратим внимание не на внешние факторы, а на внутренние, то есть на свет ламп и его взаимодействие с отделкой. Матовое покрытие мебели и стен имеет свойство поглощать световые лучи, а глянцевое, как известно, отражает их . То же самое и с цветами, более темные требуют яркого освещения и наоборот. Удельную мощность из приведенной ранее формулы нужно брать, исходя из всех перечисленных факторов, и в этом поможет следующая таблица.

Помещение

Средняя мощность

Прямое освещение

Смешанное освещение

Отраженное освещение

Отделка помещения

светлая

темная

светлая

темная

светлая

темная

Для ламп накаливания

Прихожая
Кабинет, гостиная
Спальня
Ванная, кухня
Кладовая
Подвал, чердак

Для люминесцентных ламп

Прихожая, лестница
Ванная, кухня, гостиная
Кладовая, подвал, чердак

Как рассчитать количество светильников на комнату?

Итак, мы знаем высоту потолка, допустим, 3.2 метра, в кабинете у нас стоит стол высотой 80 сантиметров. Как определить, сколько потребуется источников света? Здесь уже не обойтись простым методом, а потому воспользуемся более сложным вариантом, для которого потребуется ряд формул. А оперировать придется помимо Ватт такими единицами измерения, как люкс и люмен. Прежде всего, высчитываем площадь комнаты по стандартному пути S = a . b , где a и b – длины сопредельных сторон помещения. Допустим, требуемое значение будет 12 м 2 .

Далее нужно узнать коэффициент использования осветительного прибора, для чего нам понадобится индекс помещения и коэффициенты отражения различных поверхностей. Формула для получения первого показателя используется следующая: φ=S/((h1 - h2) ∙ (a + b)). Здесь добавляются две новых переменных, h1 и h2 , представляющие собой высоту от потолка до пола и от потолка до освещаемой рабочей поверхности стола. Что же касается коэффициентов, то они зависят от того, из какого материала выполнена поверхность, какую имеет и текстуру. Подходящие значения можно выбрать из таблицы.

Характер отражающей поверхности

Коэффициент отражения r, %

Поверхности из материалов с высокой степенью отражаемости; белый мрамор
Побеленный потолок; побеленные стены с окнами, закрытыми белыми шторами; белая фаянсовая плитка
Обои белые, кремовые, светло-желтые
Побеленные стены при незанавешенных окнах; побеленный потолок в сырых помещениях; чистый бетонный и светлый деревянный потолок; сосновая древесина светлая
Дерево фанера
Дерево дуб светлый
Бетонный потолок в грязных помещениях; деревянный потолок; бетонные стены с окнами; стены, оклеенные светлыми обоями; серые поверхности
Обои темные
Стены и потолки в помещениях с большим количеством темной пыли; сплошное остекление без штор; красный кирпич не оштукатуренный; стены с темными обоями
Красный кирпич
Оконное стекло (толщина 1-2 мм)

Обычно принято брать коэффициенты отражения для потолка, стен и пола (преобразуются они в десятичные дроби, то есть значение 50 соответствует 0.5). По ним и результату вычисления индекса помещения не сложно найти еще одну переменную – индекс использования освещения U , который нам понадобится для дальнейших расчетов. Очередной коэффициент определяется по таблицам, которые существенно различаются в зависимости от использования той или иной марки лампы. Возьмем, к примеру, светильники с типом КСС М, то есть широким спектром освещения в пределах 180 градусов излучения максимальной яркости. Это как раз обычная бытовая лампочка.

Значение U, %

При r потолка = 0.7, r стен = 0.5, r пола = 0.3

и φ равном:

При r потолка = 0.7, r стен = 0.5, r пола = 0.1

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 35 50 61 73 83 95 34 47 56 66 75 86

При r потолка = 0.7, r стен = 0.3, r пола = 0.1

и φ равном:

При r потолка = 0.5, r стен = 0.5, r пола = 0.3

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 26 36 46 56 67 80 32 45 55 67 74 84

При r потолка = 0.5, r стен = 0.5, r пола = 0.1

и φ равном:

При r потолка = 0.5, r стен = 0.3, r пола = 0.1

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 31 43 53 63 72 80 23 36 45 56 65 75

При r потолка = 0.3, r стен = r пола = 0.1

и φ равном:

При r потолка = r стен = r пола = 0.1

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 17 29 38 46 58 67 16 28 38 45 55 65

Узнав значение U , затем подставляем его в формулу N=(E∙S∙100∙K з)/(U∙n∙Ф л) . В числителе у нас появились новые переменные: Е – минимальная освещенность, выражающаяся в люксах (лк), и К з – коэффициент запаса, учитываемый исходя из старения лампочек в процессе эксплуатации. Последний является, по сути, константой, которую можно найти в СНиП, но в среднем этот показатель соответствует 1.5 для люминесцентных ламп и 1.3 для ламп накаливания. В знаменателе нам неизвестна n – количество источников света в электроприборе и Ф л – излучение одной лампы, выражающееся в люмах (лм). Значение минимальной освещенности рассчитывается по формуле Е = Ф л / S . Используя все параметры, приведенные в таблицах, а также результаты второстепенных формул, найти количество светильников N на комнату не составит труда.

Сколько бы лампочек ни было в люстре, на всю комнату она светить не способна, где-то обязательно останутся более темные участки, поэтому разумнее распределить источники освещения по всему помещению.

При разработке любого дизайн-проекта нужно думать о приемах, которые смогут выгодно подчеркнуть достоинства помещения и скрыть недостатки. И один из таких эффектов – свет. Благодаря правильно подобранному освещению, можно создать в каждом уголке квартиры определенную атмосферу.

К тому же давно известно, что свет влияет на эмоциональное состояние человека и зрение, поэтому нужно постараться, чтобы дизайн освещения комнаты и всего жилища в целом был не только оригинальным, но и соответствовал всем правилам, ведь от этого зависит здоровье.

Еще одна причина, по которой следует в первую очередь думать о том, как будет освещена комната – проводка. Ведь провести ее нужно еще до того, как будут отделаны стены и потолок. Когда ремонт будет закончен, практически нельзя будет ничего переделать без того, чтобы что-нибудь не сломать.

Особенности освещения жилого помещения

В своем доме каждый человек изо дня в день совершает определенные повторяющиеся действия, и именно это позволяет легко разработать дизайн освещения квартиры.

Причем чаще всего, дома люди находятся утром, вечером и ночью, когда в квартиру поступает минимум естественного света, поэтому искусственный свет нужно располагать таким образом, чтобы освещались все уголки жилища.

Но тут есть свои тонкости, ведь где-то нужно больше света, где-то меньше, а в некоторых помещениях необходимо, чтобы в одной части было яркое освещение, а в другой – сохранялся полумрак. Чтобы добиться правильного освещения нужно разобраться в его видах.

Виды освещения и их функции

Есть несколько типов освещения и огромное количество источников света. Но каждый человек легко сможет определить, какой свет ему нужен в той или иной части квартиры.

Знать виды освещения нужно в основном, чтобы объяснить продавцам электрики или рабочим, которые будет делать ремонт, что должно получиться в итоге.

Итак, в каждом жилом помещении есть общее освещение, акцентное, рабочее и комбинированное. Некоторые из этих видов имеют по несколько подтипов.

Особенности общего освещения

Название этого вида освещения говорит само за себя. Его функция – осветить помещение в целом. Такой свет есть в каждой квартире, независимо от дизайна интерьера. Пример источника такого общего света – люстра, которая висит на потолке. Она освещает сразу всю комнату равномерно.

Общее освещение бывает нескольких видов:

  • Чаще всего можно увидеть направленное общее освещение . Свет из лампы в этом случае «вытекает» одним пятном. Чтобы добиться такого эффекта, нужно приобретать люстры с открытыми плафонами, по форме они напоминают обрезанный с двух сторон шарик. Но иногда бывают и другие модели: конусообразные, в виде прямоугольника, а иногда даже в форме трапеции.

  • Также общее освещение бывает рассеянным . Такой эффект дает плафон, который полностью закрывает источник света. «Чехол» для лампочки в этом случае не бывает прозрачным, но пропускает свет. Чаще всего такие плафоны изготавливают из матового стекла, бумаги или определенного типа тканевых материалов.

  • Кроме этого, общее освещение может быть смешанным . В этом варианте источник света закрыт абажуром с отверстиями, которые обычно располагаются внизу или наверху. При этом он выполнен из материалов, которые пропускают свет. А поэтому он не только распространяется по всем сторонам, его также отражают стены и потолок.

Принцип акцентного освещения

С помощью такого освещения в любом помещении расставляют акценты, то есть выделяют какую-либо деталь или часть комнаты. Бывает, что дизайнеры используют этот вид освещения, чтобы привлечь внимание к красивой ручке шкафа, или к рисунку обоев на стене.

То есть акцентное освещение создает уютную атмосферу и является дополнительным украшением интерьера.

Хотя иногда оно используется для того, чтобы осветить лестницу, или место на комоде, где стоят часы. Примеры источников света, которые могут расставить акценты: бра, торшер, настольная лампа с абажуром .

Акцентное освещение может легко преобразить любое помещение, при этом оно позволяет добиться разных эффектов:

  • Резкое акцентное освещение поможет выделить точку в пространстве. Например, картину на стене или красивую старинную вазу. Пример такого освещения в театре – главный герой на авансцене, выделенный лучом. Также такое акцентное освещение используется в магазинах, чтобы выделить мелкие детали в витринах.

  • Акцентное освещение также может быть смягченным . В этом случае какая-либо часть пространства выделяется плавным переходом света. Так часто подсвечивают здание по периметру – несколько точечных ламп привлекают внимание, но при этом светят ненавязчиво. В помещениях, чтобы создать такой прием, чаще всего используют светодиодные светильники.

  • Мягкое акцентное освещение часто используют в музеях, где хранятся величайшие произведения искусства. Их подсвечивают таким образом, чтобы человек смог увидеть, но при этом, например, сама статуя оставалась в полумраке, чтобы она дольше смогла храниться. В квартире тоже используют этот прием, чтобы создать определенную атмосферу.

Функции рабочего освещения

Если акцентное освещение выделяет определенную вещь, то этот тип освещения выделяет конкретное место. Его используют для того, чтобы осветить рабочее место. Это может быть стол, плита, или кресло, где человек читает.

Рабочее освещение помогает человеку сосредоточиться на выполнении той или иной задачи. Яркий свет в определенном месте позволяет человеку видеть маленькие детали, что защищает от перенапряжения глаз.

Чаще всего рабочее освещение создается с помощью настольных ламп, иногда используется также несколько галогенных светильников.

Особенности комбинированного освещения

Этот вид объединяет в себе несколько типов освещения. И именно он помогает создать комфорт в любом пространстве и играть со светом. В каждом помещении могут использоваться сразу все типы освещения, или только несколько из них. Все зависит от того, какую функцию должен нести свет.

Правильно комбинировать источники света – вот что главное, и чему стоит научиться в первую очередь. Сейчас в магазинах продается огромное количество источников света, которые можно настраивать вручную. Они могут менять яркость света, и к тому же их можно легко переносить с места на место.

Комбинированное освещение позволяет дизайнерам и вовсе отказаться от банальных приемов. Например, во многих помещениях нет люстр и потолочного освещения, зато есть правильно расставленные акценты с помощью настольных ламп, торшерови точечной подсветки.

Комбинированное освещение также позволяет сделать в любой комнате несколько режимов, например, когда в доме гости включаются одни источники света, а в остальное время для освещения используются другие светильники.

Как разработать дизайн освещения комнаты?

Разрабатывать дизайн интерьера и освещение нужно исходя из того, какие именно действия человек будет совершать в определенной комнате. Если, к примеру, помещение будет использоваться для работы, то свет должен быть ярким, настраивающим на то, чтобы человек сосредоточился. Для комнат, где человек будет отдыхать, нужно подбирать другой тип освещения.

Также стоит помнить о том, что важен не только тип освещения, но и сам свет. Достаточно вспомнить больницы, где всегда холодный свет, или кафе, где свет теплый, а поэтому хочется проводить там много времени. Не стоит забывать и о современных технологиях.

Свет может быть не только желтым, но и красным, зеленым или синим. Главное, чтобы он гармонично вписывался в интерьер. Вот несколько основных рекомендаций по поводу того, как создать правильное освещение в разных комнатах.

Свет в прихожей

Вход в квартиру - самое темное место во всем доме. Именно поэтому прихожая должна быть ярко освещена. Для этого можно выбрать один источник общего освещения – люстру, а также несколько точечных, например, можно повесить бра над зеркалом, или сделать подсветку над вешалкой для одежды.

Главное, чтобы свет не бил в глаза. Человек должен хорошо видеть свое лицо в зеркале, а также состояние своей одежды, чтобы ее можно было почистить при необходимости.

Из интересных идей можно отметить использование светильников, напоминающих уличные фонари, а также натяжной потолок с подсветкой.


Свет в гостиной

Дизайнеры все чаще отказываются помещать в центре гостиной потолочную люстру. К тому же в последнее время часто гостиная совмещена с кухней, а такой прием требует новых решений. Поэтому сейчас в гостиных можно увидеть точечное освещение по периметру с расставленными акцентами.

Например, возле диванов стоят торшеры, а на столиках небольшие лампы, дающие рассеянный свет. Кроме этого модной тенденцией стало использование шкафов и стеллажей с подсветкой. Так как гостиная обычно имеет большую площадь, то требуется несколько разноплановых источников света.

Свет в кухне

Особое внимание в кухне стоит уделить освещению зоны, где готовится еда. Лучше отдать предпочтение светильникам, которые можно направлять. Также в магазинах предоставлен огромный выбор источников света, которые легко встраиваются в панели мебели. Акценты можно расставить в шкафах с прозрачными дверцами, где стоит красивая посуда.

В последнее время дизайнеры используют сразу несколько потолочных люстр, которые размещают над обеденным столом или, например, над барной стойкой.

Свет в спальне

В спальне можно использовать только один направленный источник света – лампу для чтения. В основном же освещение должно быть рассеянным, это поможет лучше расслабиться.

Свет должен быть мягким, приветствуется наличие подсветки разных цветов, экспериментировать можно в районе изголовья кровати.

Свет в ванной комнате

В ванной можно не использовать общее освещение. Сделать акценты нужно возле зеркала, а также возле самой ванны. Плафоны лучше выбирать закрытые, так как в этом помещении всегда высокая влажность.

Свет может быть как холодным, так и теплым. Часто в ванной комнате намеренно оставляют полумрак.

Правильно разработанный дизайн освещения комнаты поможет сделать практически любое помещение красивым и комфортным для пребывания.

Гармония света, цвета, формы и пространства – это формула безупречного архитектурного сооружения и интерьера. Но почему-то, приступая к работе над интерьером квартиры, хозяева в первую очередь думают о планировке, стиле, цветовой гамме и забывают о световом оформлении. А ведь свет можно сравнить с одеждой или макияжем, которые определяют внешний вид, создают настроение, скрывают недостатки, подчеркивают достоинства, и в конечно итоге, создают образ. Неординарное – это настоящее искусство, требующее особого видения, вдохновения, знаний. Сегодня мы попробуем "прикоснуться к прекрасному" и озвучим некоторые базовые правила создания светового сценария в интерьере.

С чего начать и чем закончить?

Правильно подобранное освещение может изменить к лучшему и планировку, и облик интерьера, и наше самоощущение. Чтобы пространство, формы и фактуры в помещении ожили, необходимо создать продуманную динамику светотеневых переходов от ярко освещенных до затемненных зон. Самое лучшее решение - это скомбинировать расположенные на разных уровнях источники направленного, рассеянного и отраженного света.

●Для начала, определитесь, что вы будете в этом помещении делать (читать, играть, готовить, шить) и найдите места для функциональных светильников, дающих яркий направленный свет в этих зонах: настольные лампы, споты и встраиваемые светильники.

●Расставьте акценты при помощи источников «рисующего» света. Они подчеркнут пластику и цвет архитектурных и декоративных элементов, картин и стилеобразующих предметов интерьера. Это могут быть ленты LED, точечные светильники, светильники для подсветки. Применяя яркие направленные светильники, лучше избегать частых резких переходов между ярким светом и тенью, так как это утомляет глаза и искажает графический рисунок интерьера. Если вы и используете художественные контрасты светотеневой игры, то тщательно обдумывайте все нюансы.

●И наконец, добавьте источник ровного, озаряющего всю комнату фонового света. Для этой цели подойдут потолочные (подвесные или точечные) светильники, настенные и , свет которых отражается от стен и потолка.

●Подумайте о палитре интерьера, цвете самого освещения и их взаимодействии.

●Определитесь с внешним видом светильников для каждого помещения. Они могут быть выполнены в одном дизайне или формально противоречить друг другу, растворяться в интерьере или доминировать в нем. В настоящее время нет стилевых императивов. Вы можете следить за последними тенденциями в интерьерной моде, предпочитать старую добрую классику или функциональный подход, важно одно: светильники – полноправные участники в создании атмосферы и характера вашего интерьера.

Искусственный и естественный

В интерьере крайне важна интеграция естественного и искусственного освещения, сохранение баланса между ними и, конечно, художественный подход к использованию разных источников света.

●Вспомните о простых правилах сторон света. Если окна выходят на запад или на юг, придется серьезно задуматься о рассеивающем оконном декоре, позволяющем время от времени скрываться от слепящих лучей и смягчать высококонтрастные границы ярко освещенных и утонувших в тени областей.

●В помещениях с окнами на восток просыпаться и приходить в форму по утрам будет легче. Несмотря на то, что свет прямой, он не ослепляет, как днем, а создает красивые свето-теневые переходы и блики на стенах, потолке, мебели. Во второй половине дня солнце уйдет, и освещение станет рассеянным, мягким.

●В комнате с окнами на север свет всегда рассеянный, но необходимо тщательно продумать использование искусственного освещения и максимально «облегчить» дизайн окон, либо полностью отказаться от оформления шторами.

●Естественный свет может проникать и в традиционно затемненные помещения (прихожую, ванную, коридор, гардеробную), если межкомнатные двери будут из матового стекла, а стены из стеклоблоков. Также можно предусмотреть межкомнатные окна, сквозь которые будет проникать солнечный свет из соседних помещений.

●Известно, что смешение источников света разных температур воспринимается нами как дискомфортное. Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение, желательно применять люминесцентные светильники или светящиеся панели холодного или тепло-белого света.

Отражения и преломления

●Зеркала недаром наделяются магическими свойствами. Они творят чудеса в интерьере: «поднимают» потолок, «раздвигают» стены, создают бесконечное отраженное пространство. Чем больше в комнате зеркал и зеркальных поверхностей, тем она «светлее» и «просторнее».

●Кристаллы, хрусталь, многогранные предметы из стекла действуют как призма. Взаимодействуя со светом, они создают непрерывно меняющийся, как в калейдоскопе, эффект сияния. Используйте их в предметах декора, чтобы оживить интерьер солнечными бликами и расширить пространство.

Офор м ительский свет

Цветное освещение, дополненное спецэффектами - это всегда интересный ход в оформлении интерьера, позволяющий преобразить пространство, подчеркнуть тональность элементов интерьера и раздвинуть границы реальности, создавая отличную от существующей при естественном свете обстановку. Внедряя в интерьерную мизансцену цвето-световое оформление, вы сможете изменить не только ее настроение, но и основной смысл. Так светлая, оформленная в нейтральных тонах и спокойных формах скандинавского стиля гостиная вечером при помощи светодиодов может превратиться в напоминающую бразильский карнавал, зажигательную площадку для вечеринок, а потом – с помощью систем, имитирующих звездное небо, напомнить о спящих Гавайских островах.

Современные промышленные дизайнеры предлагают настоящие шедевры, позволяющие создавать различные цветовые и световые сценарии: от переливающейся яркой феерии красок до медитативного фигурного света и лаконичных, приятных глазу бликов.

Освещение может успокоить и расслабить, оно может сделать нас более продуктивными, заставить уснуть или проснуться. Без сомнения, мы говорим о мощной силе, однако в этой силе есть и эстетическая составляющая. Если мы хотим, чтобы наше жилище было комфортным, то нам необходимо задуматься о самом оптимальном варианте освещения комнаты.

Функциональные возможности

В целом освещение можно разделить на три категории: общее, рабочее, акцентированное. Теперь подробнее рассмотрим каждую из категорий.

Общее освещение

Эта категория может быть приравнена к естественному источнику света, она должна охватывать всю площадь пространства. Для достижения эффекта используют люстры, осветительные ленты, настенные бра и различные лампы. Таким образом, создается свет, который в состоянии заполнить всю комнату.

Рабочее освещение

Используется для работы или чтения. Эта категория имеет более мощное и яркое свечение. Именно за счет созданного контраста внимание человека фокусируется на рабочей поверхности в области, куда направлен источник. В кабинетах чаще всего используют настольные лампы, в кухне ленточное освещение рабочей поверхности.

Акцентированное освещение

Эта категория создана для эстетики, она является одним из самых распространенных приемов дизайна интерьера и направлена на выделение в пространстве определенного объекта. Так, можно подчеркнуть определенный предмет, произведение искусства или книжный шкаф. Вокруг самого объекта для создания эффекта рассеивается тень. Чаще всего для этой цели используют настенные или ленточные светильники, фонари.

Как правильно осветить комнаты?

Прежде всего, необходимо подумать, каким образом вы хотите использовать каждую из комнат, проработать акценты. Начинать выстраивать антураж необходимо с общего освещения. Однако ели ваша квартира заключает в себе функцию домашнего офиса, то начинать надо непосредственно с рабочего освещения. Коридору можно отдать функции фото либо художественной галереи. Поэтому здесь можно использовать направленную на конкретные предметы подсветку. Затем нужно продумать, где будут располагаться главные источники, освещающие комнату.

Общие предложения

В гостиной в дополнение к общему источнику света можно использовать большой акцент в виде лампы, располагающейся в одном из углов комнаты. Чаще всего акцентируют внимание на большом объекте: произведении искусства либо стуле.

В кухне необходимо добавить освещенности непосредственно над рабочей поверхностью. Нередко источники направляют, чтобы осветить встречное место, либо основную поверхность подсвечивают снизу. Кстати, раковину принято незаслуженно обделять подсветкой. Хороший повод расстаться со стереотипами.

Рабочее освещение в спальне чаще всего располагают на тумбочках. Однако специалисты рекомендуют не направлять мощный источник по направлению от кровати. Сделайте свет рассеянным, и пусть он будет направлен от кровати к шкафу.

В ванной комнате дела с подсветкой обстоят намного сложнее. И если вы хотите создать рабочее освещение для зеркала, не располагайте его сверху. В противном случае создастся тень.

Если у вас в комнате большое зеркало, можете разместить мощные источники по обеим сторонам. Затем используйте рассеянные источники света в качестве дополнения и заполнения общего объема пространства.

Выбираем тип лампы

Лампа- это источник света, однако тип лампы определяет, как освещение будет восприниматься. На самом деле ламп существует много, но есть четыре основных типа:

  • Лампы накаливания. Это традиционные лампочки, которые мы использовали в течение многих десятилетий. Они начинают постепенно вытесняться более современными энергосберегающими вариантами.
  • Компактные люминесцентные лампы. Эти источники потребляют на 75% энергии меньше, чем традиционные лампы накаливания. Они служат дольше, обладают более холодным свечением, у них широкий диапазон уровней и яркости. Однако люминесцентные лампы содержат ртуть и требуют тщательной обработки.
  • Светодиоды. Это невероятно эффективные компактные люминесцентные лампы, способные служить в три раза дольше, чем их предшественники. Используются для целевого освещения, отбрасывают прямой и резкий свет. Однако в современном производстве существуют уже люминесцентные источники в виде ламп накаливания, не такие горячие на ощупь и готовые прослужить долгое время.
  • Галогенные. Эти источники отбрасывают белый яркий свет, очень приближенный к естественному дневному. Отлично справляются с освещением рабочей поверхности. Потребляют на 10-20% меньше электроэнергии, чем лампы накаливания.

Правильное и хорошее освещение в комнате является качественным показателем интерьера и реализованного в нем дизайна. Оно помогает расставлять акценты, улучшает эстетические характеристики квартиры, подчеркивает общий стиль и задает тон настроению. Без продуманной до мелочей организации светового оформления многие нюансы дизайн-проекта и элементы декора могут не сыграть свою роль. В то время как хорошего освещения в комнате достаточно для органичного существования всех деталей в целом.

С чего начинается хорошее освещение в комнате? Основные понятия

Прежде чем приступить к планированию и реализации освещения, предлагаем разобраться с основным принципами и понятиями. Световое оформление жилого помещения можно условно разделить на три вида:

1) Общее или центральное - предназначено для освещения всего помещения. Светильники устанавливаются таким образом, чтобы каждый уголок комнаты был освещен. В большинстве проектов, роль центрального освещения играет люстра или потолочные светильники. Но в некоторых случаях это могут быть и точечные источники света. Варианты реализации зависят от назначения и площади жилого помещения.

2) Локальное или местное - призвано дополнять центральное освещение и выделять определенные функциональные зоны помещения. Реализуется при помощи светильников следующих видов: настенных, настольных, напольных, встраиваемых и навесных. Возможности и особенности каждого вида позволяют организовать хорошее освещение в комнате любого дизайна.

3) Декоративное. Светильники местного назначения используются в качестве украшения, акцентируют внимание на предмете мебели или элементе интерьера. В качестве декоративного освещения применяют различные подсветки или небольшие светильники.


Для эффективного и правильного освещения комнаты необходимо комбинировать светильники: по общему и местному назначению; по яркости, интенсивности и мощности.

Например, если комната многофункциональная, то необходимо использовать общее освещение и дополнительное. Это может быть сочетание подвесной люстры в центре потолка и торшера с несколькими бра в различных зонах. Подобное освещение комнаты будет хорошо смотреться в гостиной, так как она может быть использована в торжественных случаях или для спокойных домашних «посиделок». И каждую обстановку придется сопровождать разным освещением.

Мощность, яркость и прочие характеристики светильников необходимо подбирать в полном соответствии с помещением и с учетом остальных источников света в ней. Например, мощность центрального освещения необходимо рассчитывать с учетом площади комнаты. Если дополнительное освещение иногда используется в качестве основного, то суммарной мощности также должно хватать по этим расчетам. Можно комбинировать светильники и по цвету выдаваемого ими света. Например, центральное освещение может оформить «теплым светом», а дополнительное освещение сделать «холодным», или наоборот.

Для хорошего освещения в комнате достаточно иногда использовать нестандартные источники освещения. Например, люстру в прихожей или подвесной светильник над креслом для чтения. Таким способом можно подчеркнуть свой собственный стиль и придать особенное настроение.

Для создания дополнительных акцентов на отдельных зонах помещения можно использовать встраиваемые светильники в подвесной многоуровневый потолок. В некоторых случаях получается визуально разделить комнату на несколько частей.

Цветными светодиодными треками можно «рисовать» на всех плоскостях помещения. На потолке, стене или на полу светодиодными лентами иногда выделяют периметры и придают дополнительную текстуру этой плоскости.

Гармоничное и хорошее освещение в комнате реализуется при помощи светильников из одной коллекции. Люстра, торшер и бра в одном стиле и исполнении будут прекрасно смотреться в соответствующем дизайн-проекте.

Для выделения какого-нибудь предмета мебели или зоны используйте дополнительное освещение с направленным светом. Настенные светильники или бра прекрасно акцентируют внимание на нужной зоне.

Если вы хотите реализовать в комнате освещение, максимально приближенное в дневному, то необходимо подбирать лампы с цветовой температурой около 4000К. Если же вам нужен более мягкий и теплый цвет, то этот показатель должен быть ниже - около 2700К.

Расстояние между потолочным светильником и полом не должно быть меньше 2 метров, иначе он будет мешаться и плохо освещать помещение.

Если в интерьере присутствуют такие элементы, как гобелены или картины, то не упустите возможность подсветить их. Это позволит акцентировать внимание и выделить из общего фона. Для этого используются специальные декоративные светильники.

При подсветке зеркала старайтесь использовать два одинаковых настенных светильника с мягким, не слепящим светом. Расположите их симметрично по обеим сторонам зеркала чуть выше уровня глаз.

Для чтения старайтесь использовать светильники с ровным направленным светом. Устанавливайте их не далеко от уровня глаз, чтобы не приходилось напрягать глаза при чтении.

Для хорошего освещения в комнате достаточно выбрать что-то среднее между ярким, слепящим светом и полутьмой. Освещение должно выполнять свою основную функцию и при этом не слепить. Лучше всего организовать его при помощи нескольких видов светильников - это позволит изменять интенсивность и мощность в зависимости от ситуации. Дополнительная возможность регулировки самих светильников добавит универсальности. Некоторые современные модели производятся с диммерами и пультами дистанционного управления.

Для того чтобы освещение в комнате было по-настоящему правильное и хорошее, старайтесь тщательно продумывать все детали еще до покупки светильников. Рассчитайте мощность и остальные показатели для вашего конкретного случая, посоветуйтесь с дизайнером, специалистами по осветительному оборудованию или с продавцами-консультантами. Любой совет на этапе выбора будет полезен и поможет избежать лишних затрат.