Краткое молитвенное правило серафима. О кратком молитвенном правиле (Серафима Саровского). Краткое утреннее правило

В христианстве, как и в любой другой религии, существуют свои правила и традиции. Большая часть из них пришла к нам из древности и модернизировалась, адаптируясь под современное общество и стремительный ритм жизни. Правила помогают современному человеку не сбиться с пути истинного и очистить душу от греховных соблазнов мирской жизни. Одной из самых сильных очищающих молитв, которую рекомендуется читать верующему человеку каждый день, является «Богородичное правило».

Известны как ежедневные молитвенные правила, так и те, что совершаются только в праздники и особые случаи. В каждодневные обязанности любого истинно верующего человека входит ряд молитв, которые он обязан читать утром и вечером. К ним относятся, в порядке чтения:

Данные святые слова читаются человеком, только проснувшимся и вставшим с кровати. Произносить утреннюю молитву необходимо перед иконами и до еды, но разрешается некоторое отступление от правил для особенно занятых и постоянно спешащих современников.

После дневных забот, вечером, христианин до еды должен совершить ещё один ритуал и прочесть другой список молитв, который призван очистить его душу и помыслы от грязи прошедшего дня. К ним, в порядке чтения, относятся:

Ежедневное обращение к Богу и Богородице потому и называется правилом, что оно дисциплинирует человека и настраивает его на определённое время для личного общения с Небесными силами. Современные церковники отмечают, что для работающих христиан необязательно совершать полный курс прочтения святых слов, совершая его машинально и «на бегу».

Допускается десятиминутное общение с Богом искренне и от души. Ничего страшного нет в том, что молящийся не выполнил правило полностью, зато он не спешил и был полностью настроен на нужную волну.

К ежедневным обязательным обращениям к Высшим силам относит церковь и общение с Непорочной Девой . Это обращение к Матери всех матерей тоже имеет определённые правила и каноны, которых необходимо придерживаться.

О том, что Богородичное правило, сильное обращение к Матери Божьей, подарила людям сама Всесвятая, сообщается во многих источниках. Религиоведы и церковнослужители отмечают, что правило попало к мирянам ещё в VIII веке нашей эры и было незыблемым постановлением к ежедневному исполнению. Каждый верующий христианин должен был обращаться к Божьей Матери в течение дня 150 раз и читать не только молитву «Богородице Дева, радуйся», но и через каждый десяток вспоминать один из пятнадцати важных жизненных моментов, называемых «Членами».

  • Серафима Саровского;
  • Алексия Уминского;
  • Феофана Затворника.

Иеромонах из села Дивеево, что в Нижегородской области, преподобный Серафим Саровский, наставляя на путь истинный обращавшихся к нему прихожан, знал некий церковный обряд, который люди назвали «Правило преподобного Серафима Саровского для мирян».

Для того чтобы очистить душу и сердце, основатель Серафимо-Дивеевского женского монастыря рекомендовал желающим пройти по протоптанной тропке вокруг святой обители и прочесть 150 раз подряд обращение к Деве Марии «Богородице Дево, радуйся». Старец уверял, что эти 23 нехитрых слова, произнесённых искренне и от души, способны совершить чудо, исцелить любого и помочь в решении любой жизненной ситуации.

Понимая, что не всегда человеку с руки читать святое обращение к Богоматери, преподобный Серафим говорил: произнесение молитвенного текста может быть сокращено и на 50 раз для тех, кто только приступает к этому праведному занятию или же тех, у кого действительно мало времени на полное прочтение. Так как обращаться к святым каждый день является истинной обязанностью любого верующего, Серафим Саровский составил свой упрощенный список святых слов, которые вечно занятым современникам будет под силу соблюдать. Краткое правило Серафима Саровского состоит из таких необходимых утренних молитв:

  • «Отче наш»;
  • Троице;
  • «Богородице Дево»;
  • «Символ веры».

Молитву всех молитв христианства «Отче наш» необходимо произнести 3 раза, далее 1 раз обратиться к Святой Троице. После чего читается обращение к Деве Марии 3 раза и «Символ веры» в завершение читается 1 раз. Окончив утреннее общение с Небесными силами, человек спокойно может приступать к завтраку и другим запланированным делам.

Имея несколько свободных минут, преподобный рекомендовал читать на память про себя или по возможности вслух обращение к Господу или же просто повторять «Господи, помилуй». А вечернее Богородичное правило Серафима Саровского состоит из трёх, самых важных, по мнению иеромонаха, святых текстов:

  • «Отче наш»;
  • «Богородице Дево, радуйся»;
  • «Символ веры».

Все три обращения рекомендуется читать, придя домой перед ужином, оставив на несколько минут все мирские дела и уединившись в общении души с Творцом. «Отче наш» и «Богородице Дево» серафимово правило для мирян рекомендует к прочтению 3 раза, а вот последний святой текст необходимо произнести только единожды.

Алексей Уминский и Феофан Затворник

Важность обращения к святым и к Деве Марии неоднократно подчёркивали и другие священнослужители . К примеру, протоиерей Алексей Уминский отмечал, что молитвенные правила на то и существуют, чтобы их придерживаться и по возможности произносить каждый день. Общение же с Богородицей усиливает эффект от общения с Богом, так как именно Дева Мария всегда вымаливает для обращающегося к ней самое необходимое.

Святитель Феофан Затворник тоже советовал верующим и нуждающимся в помощи людям соблюдать молитвенное правило и в особенности Богородническое. По поводу спешки и отсутствия лишнего времени он всегда говорил, что лучше медленно и вдумчиво прочесть одну молитву, чем быстро скороговоркой проговорить весь список, когда разум молящегося далёк от понимания святых слов.

Существует даже церковная легенда . В ней говорится, что верующему человеку, часто молившемуся и обращавшемуся к Матери Божьей, как-то приснился небесный суд, на котором его судили. Он так испугался происходящего, что не мог проронить ни слова, но Ангел-Хранитель, всегда находящийся рядом, попросил его успокоиться и не бояться происходящего.

На искреннее удивление, читаемое в глазах сновидца, небесный защитник ответил, что Дева Мария, к которой он так часто обращался в жизни, обязательно заступиться за него. Проснувшись, верующий человек ещё сильнее уверовал в правильность своих действий, и стал почитать Богородицу ещё искреннее и чаще.

В век современных технологий обращение к Деве Марии и другим небесным силам можно всегда прослушать онлайн. Главное - помнить, что общение с Богом должно идти от сердца, и слова произносятся искренне, тогда обращение быстрее услышат.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Многие ли из нас читают утреннее и вечернее молитвенное правило? По утрам времени не хватает: пока проснешься, домашних на учебу или работу отправишь. Тут уже и самим на работу бежать надо.

А вечером так устаешь, что сил уже нет никаких. Только перекреститься да попросить у Бога благословения на сон грядущий.

Это все понятно: усталость и человеческая немощь берут свое. Но Бог же не забывает будить нас по утрам. Почему мы ленимся поблагодарить его за это и за прожитый день?

А как быть тем, у кого времени совсем-совсем не хватает? Читать Серафимово правило для мирян.

Что это такое?

Преподобный Серафим Саровский оставил Оно было предназначено для сестер Дивеевского монастыря. Объяснялось это тем, что у послушниц и монахинь есть возможность куда чаще бывать в храме, чем у простых мирян.

У насельниц монастырских все время много дел. И времени не хватает еще больше, чем у людей мирских. Тем не менее Серафимово правило для мирян как-то незаметно очутилось за пределами монастыря. И теперь к нему прибегают те люди, у которых не хватает времени на длительное моление.

Нет времени или лень?

К краткому правилу Серафима Саровского для мирян стоит прибегать в случае крайней необходимости, а не потому, что лень читать утренние и

Святые Отцы говорили о том, что на молитву нужно понуждать себя. Духовная жизнь складывается из понуждения. В противном случае, если позволить себе лениться, никакой духовности не будет. Перед Господом ценен труд.

Есть еще одна сторона молитвы. В молитвенном состоянии есть особая радость, ради которой иногда хочется все бросить. Эта радость внутренняя, и поэтому люди уходят в монастыри, чтобы молиться там. Не будь духовной радости от молитвы, вряд ли можно было бы выдержать суровые монастырские уставы.

О внимании

Оно является душой молитвы. И от внимания зависит, какой будет молитва. Если человек внимателен по жизни, то и на молитве он не станет "рассеиваться умом". Каков он - внимательный человек? Тот, кто относится к своей жизни со вниманием. Прежде всего - к внутренней. Такой человек не станет пренебрегать молитвенным правилом из-за лени. Если он действительно не может вычитать его из-за времени или по болезни, то внимательно прочтет короткое Серафимово правило для мирян.

Каково это правило?

Преподобный Серафим оставил, как говорилось выше, молитвенное правило для насельниц Дивеевского монастыря.

Что это за Серафимово правило для мирян? Что собой представляет? Сейчас принято считать, что нужно трижды прочесть молитву "Отче Наш", трижды "Богородице Дево, радуйся" и трижды "Символ Веры".

А вот что завещал сам старец. После пробуждения человеку должно встать перед иконами. Сначала читается трижды "Отче Наш", в честь Троицы. Затем "Богородице Дево, радуйся", тоже трижды. И один раз "Символ Веры".

После благоговейного совершения краткого правила мирянин приступает к своим делам.

Если же человек занят домашними делами или работает физически, нужно читать "про себя" Иисусову молитву. Про себя - значит в уме.

Пришло время обеда. До него человек творил Иисусову молитву. Теперь перед тем, как сесть за стол, он опять совершит утреннее молитвенное правило. По три раза прочитает "Отче Наш" и "Богородице Дево, радуйся". Единожды - "Символ веры".

После обеда должно творить молитву к Богородице "Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную)". И так до вечера.

Перед сном христианин снова вычитывает утреннее правило. Ко сну отходит, оградив себя крестным знамением.

Нераздельны вера и семья: Серафимово правило для мирян можно читать по соглашению. Как это? Каждый член семьи читает по одной - двум молитвам из правила.

Совсем-совсем не удается исполнить его? Серафим Саровский рекомендовал читать правило везде: идете ли по улице, занимаетесь делами, или лежите в кровати по болезни. Как говорил преподобный, это правило - основание христианства. И читая его, можно достигнуть абсолютного совершенства христианского.

Как правильно молиться дома? Несколько коротких советов тем, кто только начинает свой путь христианина.

  • Проснулись? Умылись? Встаем перед иконами. Осенив себя крестным знамением, благодарим Господа за пробуждение своими словами. И начинаем читать утреннее молитвенное правило. Или Серафимово правило для мирян, текст которого есть на видео.

  • Женщина молится с покрытой головой не только в церкви. Дома должен быть платок для молитвы.
  • Мужчины головы не покрывают.
  • Если в семье есть дети, то девочкам следует надеть платочек. Мальчики, как и папа, не нуждаются в головном уборе.
  • После совершения правила просим благословения у Бога на день грядущий и отправляемся на работу (учебу).
  • Вечером благодарим Господа за прожитый день, читаем вечернее правило или Серафимово, ложимся спать.
  • Желательно, читая вечернее правило, прочесть молитву "Да воскреснет Бог" и осенить все четыре угла комнаты крестом.

Заключение

Задача статьи - помочь тем людям, которые только начали свой путь к Богу. Все начинается с малого. И молитва - не исключение.

«Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя» (Серафим Саровский)

Серафим Саровский родился в 1754 году в городе Курске в семье купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим.

В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь. Через два года стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, а через семь лет рукоположен во иеромонаха.

Имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии, недалеко от монастыря. Уже в это время он проявлял различные подвиги, и в частности: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания),
ежедневная долгая молитва, столпничество.

Около келии Серафим развёл огород и построил пчельник.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг человеческого рода вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста.

Диавол навел на святого «мысленную брань» - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

Житие сообщает о случае, как преподобный из собственных рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. Обыскав келию Серафима для себя они там ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал власти не наказывать их.

В 1807 году Серафим принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Через три года он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор на пятнадцать лет (1825г.).

Святой старец в уединении иногда настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг

После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали знатные особы, в том числе император Александр I.

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».

В 1831 году Cерафим сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Преподобный Серафим Саровский еще в начале XIX века предсказал расстрел царской семьи, революцию и войны, миллионы жертв, но говорил, что Россию ждет великая слава.
Он говорил: «Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих».

Скончался Серафим Саровский в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы. В 1903 году могила старца была вскрыта, и он был канонизирован.

Согласно пророчеству Серафима Саровского, спустя сто лет после обретения его мощей Россия начнет возрождаться: «Господь через страдания приведет ее к великой славе». Но произойдет это после всенародного покаяния.

Серафим Саровский писал: «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско-Славянского не будет на земле».

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся в памяти церкви под именем «Правила отца Серафима» .

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды) , и, наконец, единожды Символ веры.
Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» .
Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй» , и так продолжать до самого обеда.
Перед обедом совершить утреннее правило.
После обеда , исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго» , что продолжать до самой ночи.
Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго» , а ложась спать на ночь , всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать.

При этом преподобный говорил, указывая на опыт св. отцов, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства:

  • Первая (Отче наш) - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв
  • Вторая (Богородица Дева радуйся) - принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа
  • Последняя (Символ Веры) - заключает все догматы веры


Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило - слуге, подневольному человеку - то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

Александр А. Соколовский

Каждый человек на Земле понимает, что кроме грубого материального мира - с его законами и обязательствами, есть еще и мир тонкой материи, духовный, у которого также есть свои правила.

И одним из таких негласных духовных законов для любого человека является молитва. Утром, когда просыпаешься – молитва благодарности. Днем, когда трудишься, – на труд радостный. Вечером, когда засыпаешь, благодарение за прожитый день и на добрую ночь.

А еще есть молитва перед едой, за детей, родителей, за друзей и так далее.

Но одной из важнейших, после «Отче наш», является молитва Пресвятой Богородице. И произносить ее необходимо особым образом и определенное количество раз, чтобы действие стало по-настоящему чудотворным. Так заповедал святой старец – Серафим Саровский. А до него – Царица Небесная дала людям эти правила.

Полное Богородичное правило Серафима Саровского, ежедневные молитвы и сподвижничество святого – обо всем в данной статье.

О жизни преподобного Серафима

Многие православные христиане знают или слышали о таком подвижнике, святом старце, что всю свою жизнь посвятил служению Бога, - Серафиме Саровском.

Родом он был из Курска, а всю свою жизнь служил при обители Саровской. Также оказывал помощь монастырям, что находились вблизи.

Родители его были честными и богобоязненными людьми, особенно мать, которая, овдовев, одна воспитывала Прохора, которому едва исполнилось 3 года (имя Серафима при рождении), и его родного брата.

С раннего возраста было отмечено духовно развитыми людьми, в том числе и матерью мальчика, что он находится «Под Покровом Небесным». Когда мальчик упал с колокольни храма, остался цел и невредим, во время болезни – исцелен святой иконой Богородицы.

Ему в течение всей жизни время от времени приходили видения, в которых Богоматерь говорила к нему, возвещала о чем-то важном.

В семнадцатилетнем возрасте Серафим принял серьезное решение служить Богу всецело и, получив благословение у матери, отправился сначала в Киево-Печерскую лавру, а потом в Саровскую обитель.

Служение Богу трудом и молитвою

Переступил порог храма, в котором Серафим Саровский провел всю свою сознательную земную жизнь, в праздник «Введения во Храм Пресвятой Богородицы».

Сначала только назначен был послушником при Отце Пахомии, который знал родителей Серафима и слышал о его чистой, полной духовного благочестия и преданности Богу, жизни.

Кроме молитв, которые совершают ежедневно все служители храма – и послушники, и монахи, и настоятель, в обязанности юноши входило:

  • бдения во время служб (утренних, дневных, вечерних, всенощных);
  • келейное послушание;
  • послушание в хлебне;
  • послушание в просфорне;
  • послушание в столярне;
  • пономарские обязанности и так далее.

Конечно же, были у него и искушения: уныние, скука, печаль. Но Серафим отличался бодростью, силой духа и упорством, но в то же время смирением перед Господом.

А потому со временем все становилось на свои места, и он продолжал идти своим путем в монастырской жизни.

Помощь Богородицы

Серафима Саровского весь земной путь оберегал и защищал Покров Небесный в лице Владычицы Неба и Земли – Святой Богородицы.

Через сны и видения в самые трудные моменты жизни являлась Она вместе с апостолами и помогала Серафиму переживать болезни и печали, искушения тьмы, указывала на то, как лучше поступить.

И действительно многие из очевидцев Серафима Саровского и последователей свидетельствовали, что в определенные минуты жизни был тяжелобольным, но каким-то чудом исцелялся, был слабым, но вскоре становился необыкновенно сильным и крепким. Все это настоящие духовные чудеса.

И каждый из людей настоящего времени, кто верит в Божественную силу молитвы, неоднократно убеждается в ее действенной помощи.

Молитва Богородице также очень целебна и поистине помогает в трудные моменты жизни. А также наполняет душу небесным светом и радостью.

Молитвы и Богородичное правило

В VIII веке было людям дано правило молитвенное, которое называется еще Богородичным. Исполняя все предписания, оно очень помогало людям и поддерживало их в разные периоды жизни: скорби, бедствиях, болезнях.

Но спустя время об этом своде правил позабыли. И только Серафим Саровский напомнил человечеству о них. И сам исполнял их - непреклонно и ревностно.

А также записывал все чудеса, происшедшие с людьми, которые следовали Богородичному правилу преподобного Серафима Саровского. Такую тетрадь была найдена в его кельи.

Как правильно читать?

Богородичное правило Серафима Саровского необходимо читать, как сказано в Молитвослове к Царице Небесной, 150 раз в сутки. Это слова молитвы «Богородице Дево, радуйся!», но дополненные образами событий и особенными молитвами.

И когда Преподобный Серафим был в Дивеевской обители (недалеко от Саровской обители), то благословлял людей обходить храм вокруг и произносить 150 раз молитву («Богородице Дево, радуйся») каждый день.

Ведь Христос показал людям примером своего подвига, насколько мощной является молитва Его Матери, а потому и для других она является помощницей при разных житейских обстоятельствах.

Многие другие старцы стали следовать, подобно Серафиму Саровскому, Богородичному правилу (Зосима и другие). А также стали передавать эти знания своим ученикам.

Части Богородичного правила

Царица Небесная проходила в своей земной жизни 15 ступеней:

  • Рождество Богородицы;
  • Введение во храм;
  • Благовещение;
  • встреча Марии с Елисаветой;
  • Рождество Христово;
  • Сретение Господне;
  • бегство с Иисусом-младенцем в Египет;
  • поиск 12-летнего сына в Иерусалиме;
  • чудо в Кане Галилейской;
  • состояние Богородицы у Креста, на котором распяли Иисуса;
  • Воскресение Христа;
  • Вознесение;
  • сошествие Святого Духа;
  • Успение Богородицы;
  • Слава Божьей Матери.

И каждому из этих этапов соответствует свое предназначение молитвы «Богородице Дево, радуйся!».

Как правильно читать молитвы?

Богородичное правило Серафима Саровского разделено на пятнадцать десятков. То есть, необходимо каждый из 15 моментов последовательно представлять (вспоминать) и 10 раз молиться о нем.

Первый десяток – молитва за детей.

Второй – молитва о тех, кто отошел от церкви, заблудился.

Третий – молитва утешения скорбящих.

Четвертый – о соединении разлученных или тех, кто пропал без вести.

Пятый – о возрождении души к новой жизни.

Шестой – о встрече души с Богородицей после земной жизни.

Седьмой – о защите от искушений и напастей.

Восьмой – о поиске Христа в нашей жизни и об отсутствии привязки к земным благам.

Девятый – о помощи в делах, избавлении от нужды.

Десятый – о помощи в скорби.

Одиннадцатый – о даре молитвы и воскресении души.

Двенадцатый – о вознесении души и стремлении к духовному.

Тринадцатый – о чистоте сердца и обновлении духа.

Четырнадцатый – о мирной кончине земной.

Пятнадцатый – о защите Царицей Небесной всех земных существ.

Перед началом чтения Богородичных правил (Серафима Саровского), необходимо очиститься в сердце и помыслах своих и попросить благословения у духовного наставника.

Краткое ежедневное молитвенное правило, завещанное Серафимом Саровским всем мирянам. Сам батюшка Серафим называл его "правильце". Еще это молитвенное правило называется: Серафимово правило.

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского

Многие, приходя к о. Серафиму, жаловались, что они мало молятся Богу, даже оставляют необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотству, другие - по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:

"Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

Молитву Господню: Отче наш - трижды, в честь Пресвятой Троицы,

Потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся - также трижды,

И, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога - единожды.

Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжает до обеда.

Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.

После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.

Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.

Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т. е. трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".

"Держась этого правила, - говорил отец Серафим, - можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры."

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на хотьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Молитвы для правила

Молитва Господня: Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Молитва: Богородице Дево, радуйся

Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою:
благословенна Ты в женах,
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва: Символ Веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.