Можно ли отводить 40 дней раньше. Поминовение усопших (панихида, сорокоуст)

Смерть - это горе и боль для близких усопшего. Естественным утешением является стремление помочь, облегчить умершему переход на другие грани бытия. Согласно христианской религии, 40-й день считается самым важным из всех поминальных дней, потому что в этот период душа навсегда прощается с землей и покидает её. Многими организовываются на поминки. Что говорить в этот день и как себя вести?

В чем смысл поминального обряда

Важно знать - суть поминального обряда заключается в том, чтобы сделать переход души умершего человека в другой мир безболезненным, помочь душе предстать перед Богом, ощутить покой и умиротворение. А это достигается с помощью молитв. Все, что будет сказано об умершем человеке в этот день: добрые слова, молитвы, хорошие воспоминания и речи, помогут душе выдержать Божий суд. Поэтому так важно соблюдать все традиции, связанные с этим днем, и знать,

Главное в этот день - молиться. Это можно делать самому, а можно пригласить священника.

Христианские традиции на 40 день

Обряд поминовения известен с самого начала зарождения христианства. Цель обряда - подарить душе ушедшего в иной мир покой и умиротворение, помочь познать вечное небесное Царство.

Для этого за поминальным столом должны собраться и друзья умершего. Когда организовываются на после смерти поминки, что говоритьприсутствующим? Считается, что чем больше людей помянет в своих молитвах покойного, тем лучше будет душе того, за кого молятся. В этот день принято вспоминать моменты из жизни почившего, делая акцент на его добродетелях и хороших поступках.

Жизнь не стоит на месте, если раньше поминки проводили в доме умершего, то сейчас это можно сделать в ресторане или кафе. Традиции православия обязывают в этот день принимать больше людей, чем на 9 день, ведь душа покидает землю, и с человеком должны проститься не только родственники, а и все, кто желает это сделать.

40 дней после смерти, поминки: что говорить на кладбище?

Посещение могилы умершего человека - обязательная часть поминального ритуала. С собой нужно взять цветы и свечу. На кладбище принято нести парное количество цветов, четные числа - символ жизни и смерти. Возложение цветов - самый лучший способ выказать уважение умершему.

Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека.

На кладбище не устраивают шумных разговоров и обсуждений, все должно проходить в атмосфере спокойствия и умиротворения.

Поминовение на сороковины в церкви

Церковное поминовение - это упоминание имени умершего во время молитвы за Литургией для спасения души и вечного блага поминаемого. Обряд проводится после того, как родственники умершего подадут записку «О упокоении». Важно знать, что в этой записке подаются имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви.

Для родственников умершего самым лучшим видом пожертвования будет свеча за покойника. В момент установки свечи нужно помолиться за упокой души, прося, чтобы Господь простил вольные и невольные грехи умершего человека.

По канонам православия, поминки (40 дней после смерти) раньше установленного срока не проводят. Если все же по стечению обстоятельств приходится проводить обряд в более раннюю дату, то в следующие после сороковин выходные нужно обязательно раздать милостыню. В этот же день провести и церковное поминовение.

Организация поминального стола

Цель поминального обеда - вспомнить умершего человека, помолиться за упокой его души, оказать психологическую поддержку нуждающимся, поблагодарить людей за участие и помощь. Нельзя устраивать обед с целью поразить приглашенных дорогими и изысканными блюдами, похвастаться обилием яств или накормить до отвала.

Главное - не пища, а объединение в горе и поддержка тех, кому тяжело. Важно учитывать главные правила христианства: ограничение в приеме алкогольных напитков, пост и наличие на столе самых простых блюд.

Не стоит воспринимать поминки как застолье. Большие растраты в этом случае неоправданные, гораздо полезнее будет направить финансовые вложения в область благотворительности.

Если прошло уже больше 40 дней после смерти, поминки можно позжеустраивать, в случае если будет перенесен только поминальный стол. Молиться же о душе покойника нужно именно на 40 день.

Основные блюда поминального стола

Накрывая на стол, желательно отдать предпочтение постным блюдам. Во главе стола должна находиться каша, сваренная из цельных зерен, с добавлением меда, орехов и изюма. Блюдо олицетворяет собой возрождение души, символизирует блага вечной жизни.

Состав блюд в основном зависит от устраивающей поминки. Традиционно готовят: блины, пирожки, каши, щи и кисель. Допустимы различные закуски: салаты, овощная или Среди первых блюд: борщ, лапша на курином бульоне, свекольник. Гарнир - гречневая каша, плов или пюре. Церковь против спиртных напитков, в любом случае их употребление следует ограничить.

Если поминки совпали с постом, то мясо следует поменять на рыбу. Из салатов отлично подойдет винегрет. Пусть на столе будут грибы, овощи и фрукты. Главное на поминках - подкрепить силы для того, чтобы продолжать неустанно молиться за покойника.

Как подготовить поминальную речь

Ни одни поминки не обходятся без произнесения поминальной речи. Иногда специально для этого случая приглашают ведущего, который поможет правильно расположить порядок выступлений. Если ведущий отсутствует, его роль должен взять на себя кто-то из близких родственников.

Когда устраиваются на 40 дней после смерти поминки, слова, произносимые за столом, должны быть распределены с соблюдением некоторой очередности выступающих. Сначала речь произносят самые близкие родственники, потом друзья и в последнюю очередь знакомые.

Не стоит слишком сильно надеяться на импровизацию. Это печальное событие, и слушать вас будут люди, у которых горе. Краткость и точность - вот главные критерии поминальной речи. Постарайтесь найти время, чтобы потренироваться дома, так вы сможете определиться, где стоит промолчать, а что добавить.

Приходят обычно все самые близкие на поминки (40 дней после смерти). Речь, произносимая за столом, не должна состоять из биографии умершего человека, ведь там будут люди, которые и так хорошо знают все жизненные этапы покойника. Очень хорошо рассказать о каком-то факте из жизни, который послужит доказательством добродетелей покойного.

Когда готовятся на 40 дней после смерти поминки, стихи, посвященные траурному событию, могут быть как никогда кстати. Они помогут настроиться на лирически-трагический лад, способствующий созданию атмосферы поминок.

Свою речь можно дополнить фотографией умершего или вещью, принадлежавшей ему, которая докажет присутствующим о том, каким хорошим человеком был усопший. Избегайте упоминания об ошибках покойного, сплетнях и тайнах. Таким речам за поминальным столом не место.

Примерный вариант речи

Многие задумываются, когда организовывают на 40 дней после смерти поминки: "Что говорить?"... Установленного варианта такой речи нет. Самое главное - произносить слова от души. Но все же есть определенные правила, используя которые можно подготовиться и правильно высказаться во время поминального обряда.

Начинать следует из приветствия присутствующих с последующим рассказом о том, кем вы приходитесь почившему. Скажите несколько слов о трауре и переходите к рассказу о хороших сторонах человека, которого поминают. Если есть возможность, вспомните хорошие моменты, пережитые вместе. Очень уместным будет вовлечение в воспоминания других людей, чтобы ваш рассказ дополнился хорошими воспоминаниями. Речь заканчивают обещанием вечно помнить того, кого поминают.

Все же поминать умершего человека можно всегда, когда вам захочется. Главное - соблюдать основные правила поминального обряда: молитва, милостыня и хорошие воспоминания об умершем.

Поминки – один из самых древних обычаев нашего народа. Первые поминки начали отмечать древние славяне. Тогда они назывались тризной. Справляли их преимущественно по вождям и уважаемым воинам. В тризну входило застолье и военные состязания, проводимые в честь умершего или погибшего мужа. С приходом христианства на Русь смысл поминок изменился – больше внимания начало уделяться душе покойного, находящейся в этот период в «подвешенном» состоянии.

Фото 40 дней после смерти

Поминки по душе

Поминки 9 дней очень важны. В большинстве мировых религий в этот день душа покидает место обитания своего тела и отправляется в «путешествие» по тонким мирам. На «девять» дней в доме покойного собираются родственники и самые близкие друзья покойного. Говорят о нем только хорошее и условно «отпускают» его душу.

Фото сороковины

На стол подаются обязательные кутья, блины и кисель, а также блюда, характерные для местности, в которой проживал усопший.

Сороковины – это критический срок для души. Именно в этот день определяется, куда она попадет – в Рай или Ад. Поэтому родственники собираются на поминки 40 дней после смерти, чтобы поддержать душу усопшего. Чем больше хорошего будет сказано про покойника, тем выше его шансы найти приют среди светлых ангелов и обрести вечный покой.

На поминки 40 дней собираются на только родственники. В доме ждут друзей покойного, приятных ему коллег, сослуживцев, учеников и наставников. По сохранившейся с языческих времен традиции, поминки 40 дней сопровождаются застольем.

Фото поминки 40 дней

Принцип подбора блюд для меню на поминки 40 дней следующий:

  • Обязательные блюда: кутья пшеничная или рисовая, блины без начинки, подаваемые с медом и кисель. Каждое из этих блюд уже многие столетия сопровождает тризну. Каждое из них имеет сакральное значение, помогая присутствующим оценить бренность бытия.
  • По традиции на 40 дней после смерти пекут пироги. С рисом и грибами, потрохами с луком и мясом, с ягодами и творогом.
  • Мясные блюда, если сороковины не припали на пост.
  • Рыбные блюда, которые более лояльно рассматриваются церковной кулинарией.
  • Супы, бульоны – особенно в холодное время года.
  • Маринованные овощи и салаты, большинство из которых имеют постные интерпретации, поэтому считаются универсальными яствами на любом поминальном событии.
  • Многие хозяйки готовят любимое блюдо покойного. Например, холодец или куриное фрикасе.
  • Сладкие ватрушки, коржики, пирожки, печенья, конфеты. Именно эти продукты будут розданы людям, собравшимся на сороковины, или отвезены в ближайший приют.
  • За столом на 40 дней после смерти стихи, речи произносятся. Но, они должны быть как можно менее пафосными и как можно более душевными.

    Год после смерти

    Год после смерти – заключительное событие по поминовению покойного. На него собираются преимущественно родственники и самые близкие друзья. Меню поминок на годовщину смерти аналогично тому, что подается на 9-ть и 40-к дней.

    Фото с поминок год после смерти

    Во время отмечания поминок на год после смерти люди вспоминают то хорошее, чем обладал покойный, перечисляют его достижения и успехи. Поминки год после смерти сопровождаются заупокойной молитвой и совместным походом на кладбище ближайших родственников усопшего.

    Поминки на полгода отмечаются очень редко, потому что этот срок не имеет никакого сакрального значения. Но, при особом желании или сложившихся обстоятельствах – отъезд за границу, грядущая свадьба, крестины, некоторые родственники могут отметить поминки через полгода после смерти.
    Девять дней, сорок дней, поминки 1 год – веховые события для души покойного и его родственников в деле увековечивания его памяти. Именно поэтому их принято отмечать поминальной молитвой, застольем и добрыми делами, совершенными во имя памяти покойника.

    Михаил Берсенев

    Как по-христиански провести поминки 40 дней?

    «Смерть — это только начало!» — говорил Имхотеп, персонаж голливудского фильма «Мумия» с Бренданом Фрезером в главной роли. Воскресшая мумия Имхотепа умирала с улыбкой. Эта фраза внесла в откровенно развлекательную стилистику фильма некий налет философии и фатализма, отчего сама картина только выиграла. «Смерть — это только начало!» — очень жизнеутверждающий постулат. Хотя, далеко не каждый верит, что за последней чертой в этой жизни — ТАМ — есть что-то еще.

    Страна наша из некогда языческой превратилась в преимущественно христианскую со своими традициями. Даже атеисты, и те в той или иной степени стараются соблюдать их. В том числе и в прощании с усопшими.

    К сожалению, а может быть и к счастью, с каждым из нас живые когда-нибудь будут прощаться. Тогда, когда мы уже будем ТАМ. Сороковины — это особая, самая важная дата в поминании усопших в наших христианских традициях. Об этой дате и пойдет речь, хотя попутно мы коснемся некоторых аспектов поминок и на 3, и на 9 день. Да, тема невеселая, но даже в ней некоторые находят кое-что комическое, как будет указано ниже. Как же провести поминки в 40 день достойно, сообразно христианской традиции?

    1. Скорбим

    Признаюсь, один раз у меня вышло все несколько иначе, чем принято. Противоположно «скорбим». Поясню. Пригласили меня на поминки 40 дней. Все шло чин-чином: произносились скорбные речи, выпивали, закусывали, вспоминали доброе об усопшем.

    Картина: мужчины и женщины с траурными лицами восседают вокруг огромного стола. Говорят полушепотом, как будто боятся потревожить память похороненного человека. А в его поведении, насколько я помню, при жизни была некая забавная особенность и о ней-то и вспомнила одна из барышень за столом. Не буду распространяться о сущности сей особенности, но как-то так вышло, что я ввернул неожиданную и действительно удачную остроту касательно упомянутой же особенности. Не буду хвалиться, но шутка вышла искрометной и абсолютно все просто загоготали. Бывает такое: не ждешь, что получится смешно, а выходит суперсмешно, хотя и ничего подобного не планировал.

    Тут и другие стали вспоминать случаи из земной жизни новопреставленного, связанные с его особенностью поведения. Полился нежданно поток смеха, шуток, веселья, наконец. То есть поминки превратились далеко не без моего участия в некий «балаган», как после мне сказали. Да, все хохотали, и только спустя немалое время многие одумались и притихли. Меня же «занесло» и вскоре гости со всех сторон стали «шикать» мне в уши. Смысл: потише, хватит. Это неуважение к покойнику.

    Христианская традиция говорит что на поминках мы все же должны оплакивать покинувшего нас. Серьезность, скорбь, печаль — вот какая атмосфера на самом деле уместна на сороковинах. Наверное, это справедливо.

    Хотя однажды я слышал как один веселый психолог рассуждал . И он договорился до того, что людям часто настолько скучно, что даже когда покойника в гробу на ремнях опускают в могилу, некоторым из них опять же скучно. Особенно тем, кто в реальности шапочно был знаком с усопшим. Такие люди даже рады, если кто-то пошутит на поминках и разгонит скуку. Возможно, даже сам покойник будет рад смеху живых, если верить в переселение душ и призраков. Но это лишь частное мнение, а религиозная традиция говорит, что грусть и печаль — наиболее приемлемая атмосфера на поминках 40 дней.


    2. Насколько пышно организовать поминки 40 дней

    Поминки на 40 дней делают широкими. Если на сборе гостей на 9 день принято ограничиться достаточно узким кругом ближайших родственников, то на сороковины дозволено звать всех: родня из разряда «седьмая вода на киселе», всякие там «бедные родственники», коллеги по службе новопреставленного, соседи, друзья детства и так далее.

    На 40-вой день по христианской традиции Ангелы несут душу усопшего непосредственно к Всевышнему для окончательного решения, куда ее направить. Посему совсем необязательно наливать доверху стакан водки покойному. Да и гостям тоже негоже все подливать и подливать. Если душа умершего предстанет перед Всевышним в подпитии, окруженная пьяными родственниками, то вряд ли ему это понравится. На 40 дней уместен скромный стол. Без батареи разнокалиберных бутылок со спиртным и вереницы яств как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (сцена царского пира).

    Ведь тому, кого поминают, уже все равно, насколько обильный будет стол. А вот гости могут легко «перебрать» спиртного, вспомнят старые обиды. Особенно родственники. Начнется перепалка, крики. А затем и драка весьма вероятна. Будут участники бить друг дружку по лицу, ломать стулья, кидаться едой в лица соседей. Как результат — милиция, обиды, отравленная атмосфера поминок.

    Самому же покойнику много приятнее будет, если родня, друзья закажут ему в Божьем Храме панихиду. Ехать на кладбище в этот день необязательно, но если тянет туда (я имею в виду к могиле усопшего чтобы попрощаться), то можно и съездить. Только захватите с собой немного кутьи, чтобы положить на тарелочку и оставить у могилки. Вообще, кутья должна быть обязательно на столе в 40-й день. Считается, она дает вечную жизнь. Она, конечно, на любителя, но по чайной ложечке съесть ее сможет каждый из приглашенных. Только предварительно желательно сбрызнуть ее святой водой, которую следует взять в церкви.

    3. Как долго поминать

    Бывает такое, что пока гости все не съедят и не выпьют, не поссорятся, то их и не выпроводишь. Тем более на 40 дней круг гостей очень широк. Многие не видятся годами, некоторые родственники — десятилетиями и встречаются только тогда, когда кто-то отправился в мир иной. Тут, как я не раз убеждался, хорошо когда с самого начала поминок назначен человек, следящий за порядком. Как правило им становится самый уважаемый, возрастной член семьи. Или супруга усопшего (супруг).

    Такой человек и определяет, когда поминки явно затянулись, или стали в тягость людям. По моим наблюдениям, «момент истины», то есть, когда пора по домам, наступает тогда, когда о покойном уже все позабыли и каждый толкает свою речь, не слушая собеседника. И все подливает себе и другим. Все подливает. А если уж пошли «разборки» из цикла кто кому и чего должен в связи с кончиной человека, под какие проценты, кто поручитель, то тут все мероприятие надлежит сворачивать немедля.

    Хорошо, если сороковины пройдут мирно, с добрыми словами и незлобивыми лицами. Мне кажется, что и сам усопший, и Всевышний берут «в зачет» то, как прошли самые важные поминки — 40 дней. Пусть же у всех как в этом мире, так и в ином, останется мирное ощущение от прощания с усопшим в этот день.

    В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

    Путь души

    Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

    Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

    Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

    Что важно в эти дни для живых

    Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

    Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

    Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

    В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

    Борьба за душу между адом и раем

    Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

    Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

    Окончательное решение участи

    Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

    Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

    Смерть родственника или близкого друга – событие, которое наполняет сердце скорбью. Но верующие люди обретают утешение, делая всё возможное, чтобы душа усопшего безболезненно перешла за грань земного. В христианстве принять считать, что участь души человека решается на сороковой день после его смерти. Душа простится с земной жизнью, со всем, к чему она привыкла, что любила. И покинет мир живых навсегда.

    Приближение решающей даты

    Молитва – главная поддержка, которую вы оказываете душе усопшего. Пока её судьба ещё не решена, близкие люди могут своими искренними молитвами смягчить вердикт Высших Сил. Господь, видя ваше искреннее стремление помочь душе родного человека воссоединиться с Ним, может простить грехи покойному, проявив отеческое милосердие.

    Другие важные моменты:

    1. Траурные одежды. Ношение особых строгих (не обязательно чёрных) одежд в течение сорока дней поможет вам избежать крайностей в поведении – суеты, неудержимой истерики.
    2. Отказ от развлечений, вредных привычек.

    Подготовка к поминкам

    Душа усопшего на сороковой день возвращается к месту своего земного обитания (ненадолго), а после того, как родственники проведут поминки, оставит землю навечно. Верующие люди убеждены: «проводы» – это помощь, которую мы оказываем, чтобы душа покойного обрела Царствие Небесное.

    Напомним, какие блюда уместны на поминках:

    • Кутья . Это главное блюдо на поминках.
    • Пироги (с рисом, грибами, творогом).
    • Кисель из ягод.
    • Нарезка из сыра, колбасы (если поминки припадают на пост, мясные блюда – под запретом).
    • Картофель (тушёный или в виде пюре).
    • Блюдо, которое покойный любил. Это может быть салат, рагу, блинчики. Слишком сложные, экзотические блюда готовить нежелательно.

    От алкоголя в такой день лучше отказаться.

    Кого приглашать на поминки?

    На сороковой день после смерти усопшего его родственники и друзья собираются на поминки, чтобы почтить его память, вспомнить значимые (светлые) моменты из жизни усопшего. Важно для души почившего, чтобы люди, которые знали его при жизни, вспомнили о его добрых делах, о лучших чертах его характера.

    Принято приглашать на «проводы» не только близких друзей и родню человека, ушедшего в мир иной, но также и его коллег, учеников, наставников. В идеале, каждый, кто хорошо относился к покойному, может прийти на поминки. Ведь сороковины – это день окончательного расставания души с миром живых.

    Не стоит тратить большие суммы денег, чтобы поразить приехавших на поминки родственников разнообразием блюд. Разумнее будет оказать финансовую помощь сиротам или людям, обременённым тяжёлыми болезнями.

    Перед поминками следует разобрать вещи покойного и раздать родственникам, друзьям. Выбрасывать их нельзя. Чем больше искренних молитв о душе покойного прозвучит на сороковой день после его кончины, тем лучше будет всем. И покойному, и тем, кто скорбит о нём. Обсуждение каких-то тёмных тайн усопшего, его ошибок и неблаговидных поступков – табу. Если вы знаете, что на поминках будут люди, склонные сплетничать, переговорите с ними заранее и попросите, чтобы они вели себя учтиво.

    Куда идти?

    На сороковой день родные усопшего идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Разумеется, такие записки разрешено подавать лишь за тех, кто был крещён. Можно отнести в церковь часть вещей умершего человека – всегда найдутся те, кто будет рад даже скромному дару.

    Посещение кладбища – второй важный момент «проводов». Родственники, собираясь на кладбище, берут с собой букеты цветов , лампадки. В каждом букетике, который будет возложен на могилу почившего, должно быть чётное количество цветов.

    В этот день будет решено, попадёт ли душа усопшего в Свет… или присоединится к Тьме. Если вы возложите цветы на могилу усопшего, помолитесь об успокоении его души – это будет лучшим способом выразить ему свою любовь.

    Суета и споры – не для этого дня…

    Стоит заранее определиться, кто будет ведущим на поминках. Чаще всего эту роль берёт на себя супруг (супруга) умершего. Если боль утраты настолько сильная, что человеку трудно без слёз говорить об ушедшем, можете назначить «ведущим» кого-то из друзей, коллег покойного. Что следует делать ведущему:

    • Проследить, чтобы поминальную речь произнесли все желающие.
    • Не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или – в ссору.
    • Уловить момент, когда гости устанут от происходящего, начнут говорить о будничных вещах. Это сигнал, что поминки нужно заканчивать.

    Разговоры о наследстве, болезнях членов семьи, о личной жизни гостей – не то, что должно звучать за поминальным столом. Поминки – это «подарок» душе усопшего, а не повод оповестить мир о собственных проблемах.

    Дополнительно