Наше солнышко (Матушка Феодосия Скопинская). Свой умок

18 февраля, в день памяти Феодосия Черниговского, день ангела схимонахини Феодосии - старицы, к которой за советом и утешением едут люди со всей страны. Ездила к ней и я - это знакомство меня по-настоящему “перевернуло”.

СПРАВКА: Схимонахиня Феодосия (в миру – Наталья Косоротихина) живет в поселке Октябрьский Рязанской области. Сейчас ей 88 лет, из которых 68 лет матушка прикована к постели. В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов), однако по состоянию здоровья она никогда не жила в монастыре. К старенькой монахине, живущей неподвижно в сельском домике, съезжаются люди со всей России. В том числе, ее навещают насельники московского подворья монастыря св. Пантелеимона на Афоне.

Михаил Нестеров. Зима в монастыре, 1904.

На душе мерзко и пусто. Ни на минуту не покидает мучительное чувство тоски. Зашла в церковь. Сердце как камень. Безмолвные лики святых… А как же хочется, чтобы они утешили…

Вышла на улицу, села на лавочку и случайно услышала разговор двух девушек о некоей схимонахине Феодосии. Судя по всему, многие едут к ней как раз за утешением. А еще - за советом, как пережить трудные времена, справиться с жизненными обстоятельствами, кого из поклонников выбрать, чтобы прожить с ним жизнь в любви, мире и радости; какую профессию освоить… Я попросила рассказать об этой монахине подробнее - и вот что узнала.

В 18 летнем возрасте девушка по имени Наталья попала в жуткую автомобильную аварию, впала в летаргический сон, очнулась больной и парализованной, но - не проявила ни капли ропота или гнева на судьбу. Она просто приняла свой жизненный жребий - с мужеством и терпением. Ее веру в Бога не поколебали даже такие тяжелые испытания. Прикованная к постели, она непрестанно молилась - о родственниках, близких людях и всех знакомых. Жизнь шла своим чередом.

Наталья жила с сестрами. Однажды к ним в гости пришла какая-то знакомая. Они расположились в соседней комнате, чтобы не тревожить болящую. Гостья уже собирались уходить, когда Наталья вдруг окликнула ее: «Какое горе вы пережили полгода назад!» Женщина застыла от удивления: полгода назад она потеряла близкого человека, но никому никогда об этом не рассказывала. А Наталья продолжила: «Но у вас скоро все наладится!» Эти слова сбылись.

Так впервые проявилась прозорливость будущей монахини. За величайшее терпение и смирение Бог послал ей этот дар. А она бескорыстно отдает людям.

Наталья никогда не жила в монастыре – ей это не под силу, но знавшие ее духовники решили, что терпение и истинная вера в Бога дают ей право на постриг. В монахини ее постригли, так сказать, «по факту».

Рассказ о матушке заставил сердце запрыгать, не осталось сомнений – надо ехать!

Пять часов на автобусе по осеннему туману в Рязанскую область. Матушка принимает всегда ночью с девяти вечера до пяти утра. Ехала в ночь с воскресенья на понедельник, и при этом нужно было каким-то чудом успеть вернуться в Москву к понедельнику и не опоздать на работу к десяти. Но было какое-то внутреннее ощущение, что не стоит волноваться - все получится так, как должно.

Я оказалась перед маленьким сельским домиком, напротив входа в который выстроилась очередь. В начале десятого вечера на крыльцо вышла пожилая женщина, которая, как я поняла, ухаживала за матушкой. Затем мы вошли в небольшой коридор, в нем уже толпилось человек двадцать - каждому хотелось поскорее попасть к матушке. Она принимала в комнате, куда ее помощница приглашала посетителей. Ожидание томило…

К часу ночи внутреннее спокойствие сменилось нервозностью. Успею ли поговорить? Мне же так нужно! Еще и на работу надо успеть… Все это время я внутренне молилась: «Господи, помоги… Ну я на минуточку… Ну мне хоть словечко услышать, так тяжело на душе. Не разберусь сама!»

Тем временем люди выходили из комнаты матушки радостными, с улыбкой и спокойствием. Кто-то проводил у нее полчаса, кто-то – минут пять-десять. Время поджимало, скоро нужно было возвращаться в Москву, билета я до сих не купила и даже не знала, во сколько ближайший поезд.

Когда в очередной раз помощница вышла приглашать следующего, я собралась с силами и попросила, нельзя ли мне зайти без очереди… Она очень нахмурилась и отрезала: «Здесь все хотят попасть, жди!». По очереди прокатилась волна возмущения: «Какая деловая, я уже третий день попасть не могу, а она лезет!» Сердце пронзило отчаяние.

Все, что оставалось - мысленно обратиться к матушке.

Я представила, будто стен нет, будто я уже у нее в комнате. Накануне я читала житие святой блаженной Матроны Московской. И обстановка, и образ матушки Феодосии невольно ассоциировались у меня с этой святой. Я решила, что люди, которым Бог открывает будущее, вполне могут услышать мои мысли. Я начала ее просить: «Матушка, прими меня на минуточку, утешь словом, мне очень тяжело – помоги!» Обычно в такие моменты, как написано в православных книжках, случались чудеса, и просящий получал просимое. А я и верила, и нет. И думала: «Ну, со мной-то уж вряд ли такое произойдет!» Но просила все равно. Не прошло и пяти минут, как помощница вышла и позвала меня.

Ноги не слушались, я вся дрожала от волнения. Вошла в комнату. Все стены в комнате увешаны иконами – это первое, на что я обратила внимание. В углу стояла узкая кровать, на которой лежала маленькая, худенькая старушка в белом платочке и белой хлопковой рубашечке. Она могла двигать только правой рукой, которой и благословляла входящего.

Удивительно, как исцеляет уже то, что просто стоишь рядом с таким человеком… Все мои проблемы и горести сразу стали какими-то мелкими, неважными что ли… Я села на стул напротив кровати, попросила ее молитв о себе и своей семье и все-таки решилась - задала вопрос: «Матушка, хочется иметь семью – мужа и детей, повенчаться, но мужчины совсем не хотят обязательств. Мне очень одиноко, как же быть?» Она помолилась, плохо видящими глазами посмотрела в мою сторону и тихо сказала: «Все у тебя будет, и венчание тоже, но не сразу. Ты сходись с мужчинами - и все будет. А работаешь ты где?» Меня удивило, почему она вдруг спросила о месте работы. Я ответила, на что она сказала: «Работай там, где работаешь. Никуда оттуда не уходи!» Я будто потерялась во времени и пространстве. Сколько всего сразу захотелось спросить! Я, как человек, не имеющий ни капли терпения, как будто воспламенилась: ну а когда же и где я встречу «свою половинку»?! Но строгая помощница - хранитель спокойствия матушки и контролер очереди - подала мне знак, что пора выходить. Я попрощалась и вышла.

…Я испытывала радость. Отчего? Может, оттого, что молитва такого человека в реальности меняет жизнь…

На вокзал я успела строго ко времени. В кассе сказали: «Берите скорее билет, поезд ждет вас на перроне!» Через 4 часа я была дома, на работу не опоздала, и даже удалось немного поспать. Я точно знала - просто чувствовала! - что такая легкая дорога получилась по молитве матушки. «Раз в таком малом есть помощь, то будет и в большом» - подумалось тогда.

И тут бы мне написать: «По возвращении в Москву жизнь моментально перевернулась, на следующий день я нашла мужа и т.д.» Но нет. Мой «прекрасный принц» почему-то все медлил. Вопрос матушки о месте работы я восприняла как некую подсказку, что именно там встречу своего избранника, но оглядываясь по сторонам, не находила никого «подходящего» моим требованиям: старше меня, умный, серьезный, но с веселым нравом, любящий, заботливый… Вполне стандартные женские мечты, но кажущиеся несбыточными. Да и на работу каждый день я шла, как на каторгу, отношения с начальницей обострялись, а я по-прежнему ждала, что я когда-нибудь влюблюсь, уволюсь и уеду к морю. Словом, серые привычные дни текли своим чередом.

И все же, была одна принципиальная разница. Изменилось мое отношение. После встречи с матушкой все эти дни я переживала… с надеждой. А это, возможно, самое главное, что спасает человека. И пускай эти дни были по-прежнему серыми, теперь они точно не были бессмысленными. Я верила, что матушка не ошиблась. Она ведь неслучайно сказала: «Все будет, но не сразу ».

Все произошло через 4 месяца на праздник Сретения Господня. Неслучайно слово «сретение» на современные русский переводится как «встреча». В кафе, куда приходили обедать люди из всех соседних офисов, я познакомилась со своим будущим мужем. Примечательно то, что это был мой последний рабочий день в этой компании. И мой последний обед. И моя новая жизнь.

Слава оказался человеком с веселым нравом, умным и серьезным, старше меня на 10 лет, руководил крупным подразделением в большой компании. Все, как я мечтала! Мы легко нашли общий язык, нас тянуло друг к другу. Отношения сложились как будто «сами собой», но я, конечно, знала, что это по молитвам дорогой матушки. Буквально через два-три месяца мы уже точно знали, что поженимся, что оба безумно этого хотим. Мы решили не торопиться и не шокировать родственников, назначили день венчания на 14 октября, в прекрасный праздник Покрова Богородицы. Нелюбимая работа была в прошлом, а в настоящем - любимый муж и долгожданная поездка к морю!

Я верю, что по молитвам матушки Феодосии Бог исполнил мое желание. Не потому, что Он - волшебник, а я просто правильно попросила, а потому что Он - любит меня. Как и каждого человека. И обязательно отвечает на молитвы - но именно в тот момент, когда человек готов это принять - не раньше, не позже. Просто иногда, чтобы расслышать этот ответ, нужно измениться самой. Меня изменило знакомство с матушкой Феодосией.

«У тебя свой умок-то есть?» - частенько говорила матушка Феодосия тем, кто испрашивал у нее совета в простых житейских вопросах. Тем самым она как бы говорила: «На Бога надейся, а сам не плошай. Постарайся сам исправить положение, постарайся сам определиться». Но самость как самохотение матушка четко отличала от старания. Бывало приходил посетитель, спрашивал, как ему поступить в том или ином случае. А матушка переспрашивала:

Ты сам-то как хочешь?

Многие знавшие скопинскую старицу рассказывали, что она наперед знала мысли пришедшего к ней посетителя. Чувствовала, что пришел он не посоветоваться, а утвердиться в своем решении. Пришел, чтобы услышать, что надо сделать то, что надумал.

Таким людям старица говорила:

Ну как знаешь, так и поступай.

К сожалению, есть среди нас такие люди, которые если не услышат подтверждения о правильности своих намерений от одного старца, будут бегать по другим, пока не получат «благословения». А, когда у них даже после этого ничего не получится, говорят: «Неправильный совет дал мне старец».

Близкий к старице Феодосии священник Константин Гусаров рассуждает об этом так: «Господь посылает людям только то, что им полезно для спасения души. Только тогда по святым молитвам матушки Феодосии Господь подавал людям просимое. Каждый, кто к ней приходил, что искал, то и находил. Люди искали духовного - находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета - получали мирской совет. А маловеры получали по маловерию своему. Например, был такой случай. Из села Новые Кельцы шли к матушке две женщины. Одна из них говорит: «Зачем мы идем? Ну что она может знать?» Когда пришли к матушке, то первой женщине она ответила на все ее вопросы, а второй сказала: «Ну что я могу знать?».

Вообще же, когда человек начинал в чем-то настаивать на своем, матушка не навязывала ему свое мнение. Давала совет, а если человек его не принимал, то говорила: «Ну, что ж... Поступай, как хочешь». Только у того, кто отказывался от матушкиных советов ничего хорошего не получалось. Бог гордым противится».

Прямые ответы на вопросы матушка Феодосия давала чаще всего только тогда, когда видела, что человек готов к послушанию.

Известен такой интересный и поучительный случай. У одной женщины 14-летняя дочь активно занималась спортом. (Здесь, как и в некоторых других случаях имена по определенным обстоятельствам не указываются).

Однажды эта девочка получила тяжелую травму. Перед ней встал вопрос - продолжать заниматься спотом или нет? Мама решила поехать с ней к матушке Феодосии, но предостерегла свою дочь:

Смотри, ведь матушка может сказать, чтобы ты бросила спорт.

А девочка эта была верующая, воцерковленная и сказала маме, что если старица так скажет, «то ведь не она это скажет, а через нее скажет Бог. Я послушаюсь».

Девочка знала, что у нее мало шансов вернуться в спорт. Ее, как спортсменку уже списали со счетов и тренеры и соперники, и зрители. Однако верила в помощь матушки Феодосии. Поговорить со старицей не удалось. Ответ на свой вопрос девочка получила через келейницу. Матушка Феодосия посоветовала ей продолжать заниматься спортом и даже пообещала молиться за нее. Девочка послушалась старицу и продолжив занятия спотом достигла таких успехов, что на одном из состязаний стала чемпионкой.

Однако бывало и такое, что матушка Феодосия давала советы, заранее предвидя их неисполнение. Так произошло с одной заболевшей тяжелой болезнью женщиной из Рязани. Она была интеллигентной особой и приехала к матушке Феодосии за «рецептом» лечения ее болезни. И услышала от старицы такой ответ:

Я скажу тебе как надо лечиться. Только ты ведь все равно не послушаешь меня. Не станешь делать, как я скажу. У тебя свой умок есть...

Выслушала эта женщина совет старицы и действительно не последовала ему. Как же! Ведь ей предлагалось лечиться компрессом из навоза... Этого интеллигентная дама действительно делать не стала. Чем закончилась эта история неведомо, однако другая история закончилась печально. Причем произошла она также с интеллигентной женщиной, хотя и деревенской по своему происхождению и месту жительства. Вот что рассказала она автору сей книги:

Как-то у меня пошли пятна по всему телу. Пошла я к Наталье Косоротихиной за советом. Она мне сказала, что к врачу обращаться не надо. Посоветовала пить настойку из трав. Сказала из каких. А еще посоветовала настаивать в тазике крапиву и обливаться. Я стала так делать и пятна на теле прошли.

Потом у меня заболели ноги - коленные суставы. Она опять сказала мне, что к врачу ходить необязательно. Посоветовала, что надо делать. А я не послушалась Наталью. Подумала, что и так пройдет моя болезнь. Да оно вначале и правда - болезнь стала проходить. Потом вдруг обострилась. Мне становилось все хуже и хуже. Я сейчас была бы рада к матушке опять сходить, а ее не стало. Не послушала ее тогда... теперь вот страдаю. Лекарства не помогают, боли все сильней и сильней, и чего теперь делать не знаю... Врачи говорят - на инвалидность уходи...

Молитесь матушке Феодосии. Она хоть и не прославлена как святая, а вы все же попросите ее походатайствовать пред Богом за вас - сказал я тогда этой женщине. А в ответ услышал:

Так если не святая - чего ж ей молиться?

Ну, может, и не молиться, а попросить о помощи можно. Я не богослов, но знаю, что прославление святых Православной Церковью начинается с почитания их как святых народом. С чудес, которые происходят по обращению ушедшим от нас праведникам.

Неведомо, последовала ли та женщина моему совету, только знаю, что сама скопинская старица, матушка Феодосия, давая тот или иной совет, никогда не настаивала на его обязательном исполнении. Тем более не обличала людей в непослушании, несмирении или пристрастиях. Не обличала, но и не молчала. Порой матушка мягко, прикровенно указывала посетителям на их неправильное поведение. Архимандрит Пимен (Адарченко) вспоминал, например, такой случай:

Мне очень хотелось обновить в храме иконостас, а денег не было. Вот я и поехал к матушке. «Матушка, - говорю, - помолитесь, чтобы нашелся благодетель, который бы помог». А она вместо ответа:

Вот мы жили-то. Я так любила картошечку, огурчик...

Матушка, так хочется иконочки в иконостас написать...

А матушка со своим рязанским говором:

Масличком полью подсолнечным. Да как вкусно-то... А можно и рыбочки кусочек съисть (именно так матушка говорила - съисть), и Слава Богу! Ты чего хлебушек-то не берешь? Всегда хлебушек надоть исти. Вот теперича чё-то говорят, хлеба нельзя много исть. Да, Боже мой, грех-то какой. Как же хлеба не исть? Испокон веку кушали.

Матушка, а что с иконостасиком-то?

Но она не отвечает и все тут. Ушел не солоно хлебавши...

А потом вдруг вспомнилось... Несколько дней назад был на трапезе в одном храме на престольном празднике. Меня угощают, а я и того не хочу, и другого не хочу. Сижу - перебираю. Вот матушка Феодосия и указала мне на мое духовное состояние. Это она в глаза мне сказала: «Батюшка, вы заелись». Вот так. Дают тебе картошку с огурцом, так поблагодари Бога и успокойся.

Я потом неделю себя совестил, а через неделю в храме человек появился, у которого и просить не подумаешь. А он с порога говорит: «Что-то, батюшка, иконостасик-то у вас плохонький. Давайте обновим».

Расскажем и еще один случай прикровенного обличения. У Клавдии Акимовны Грачёвой, келейницы матушки Феодосии, была одна знакомая. Однажды пришла она по какому-то делу к Клавдии, в дом, где жила скопинская старица. Села гостья на табуреточку и стала ждать, пока Клавдия освободится. Сидит и думает: «Ну кто она такая - матушка Феодосия? Что она может мне сказать? Я про себя и сама все знаю. У меня муж есть и ребенок». Только гостья так подумала, а матушка Феодосия ей говорит: «Ну что я могу тебе сказать? Ты же сама все знаешь».

«Хорошо, что в келье темно было и не было видно, какого цвета у меня лицо стало после этих слов, ведь матушка мысли мои прочитала», - рассказала потом эта женщина.

А другой случай свидетельствует о прикровенной радости матушки Феодосии за своих посетителей. Так произошло с одним из священников Иваново-Вознесенской епархии. Вот что он однажды рассказал лично рязанскому издателю Игорю Минину.

«Когда я по своим вопросам приехал к матушке Феодосии и зашел к ней в келью, то вдруг услышал, как она радостно говорит о чем-то непонятном для меня: «Ой, кто к нам пришел! И сколько много детишек привел! И какие все хорошие детишки!»

Я стал оглядываться - может, вслед за мной действительно какие-то детишки вошли? Но вокруг никого не было. И только после встречи с матушкой, когда прошло немного времени, до меня дошло, что она прозрела детей, спасенных от аборта. Я тогда в епархиальном отделе занимался проблемами семьи, материнства и детства. Распространял литературу о вреде аборта, работал с женщинами, которые попав в тяжелую жизненную ситуацию, хотели сделать аборт. Многих удавалось отговорить от совершения аборта. Вероятно, именно этих детей и прозрела матушка Феодосия, когда я был у нее в келье».

Посвящается блаженной памяти схимонахини Феодосии, Скопинской старицы.
Несколько дней назад Валентину Басову, наша общая знакомая, попросила написать стих о Матушке, но Валентина сказала, что лучше пусть это сделает Алексей.
Когда мне сообщили, я ответил, что скорее всего будет песня, а не стих, потому как я стихи пишу редко. А если они и рождаются, то с музыкой.
Валентина ответила: - А вот пусть будет песня о Матушке.
Поговорив, я сел за свой рабочий стол, над ним иконы и две книги о Матушке стоят. Матушка улыбается с них, а я не знаю что писать. С чего начать?
Обращаюсь к матушке: - Матушка, я не был твоим чадом, не приезжал, потому как не знал о чем спрашивать, а любопытствовать не хотелось, но ты так устроила, что мне довелось было быть в храме два дня на твоих похоронах. Помолись, чтобы песня родилась, если она нужна.
Днем ранее, когда я открыл книгу Игоря Евсина о Матушке Феодосии, первое что мне кинулось в глаза, то как называли матушку - наше солнышко. Еще тогда промелькнула мысль, вот бы песню написать... Но то, что это будет вот-вот накануне и мысли не было. Может быть через год или два, а то и три...
Помолившись, родился только припев. Что писать в куплетах я не знал, но все же матушкиными молитвами появилась хоровая партия в самом начале, а потом и куплеты со словами, которые сама Матушка говорила своим чадам.
Признаюсь честно, я впервые почувствовал, как писалась песня не мной, а кем-то невидимым... Это просто чудо.
В субботу, 9 июля, съездили на могилку, попросил благословения у матушки.
Месяц назад, когда я читал книгу о Матушке, у меня на протяжении всего прочтения за 5 часов не переставали течь слезы.
Матушкины молитвами теперь родилась песня и пусть она будет всем чадам в утешение и в напоминание, что с нами Бог!
Еще одним чудом стало, что деньги на песню собрали за один день. Сбор организовала мой друг и поэтесса Валентина Басова. За один день была сделана аранжировка и сегодня записана песня.
Матушка Феодосия, моли Бога о нас грешных!

Благодрю за материальную поддержку, оказанную на запись песни:
Басову Валентину,
Басова Сергея,
Паршину Елену,
Гусеву Людмилу,
Корнееву Людмилу,
Нестерову Татьяну,
Позднякова Юрия,
Позднякову Зинаиду
и Сукачеву Марину.

Храни Вас Господь!

Слова, музыка, исполнение - Алексей Фадеев
Аранжировщик и звукорежиссер - Илья Конюхов
Официальный сайт -

Битая земляная дорога все вверх и вверх, мимо частных подворий с пробивающимися у заборов крепкими зелеными листьями тюльпанов, вела меня к Свято-Алексиевскому женскому монастырю. Особняки, словно ласточкины гнезда, тесно облепили подножие монастыря, который когда-то занимал двадцать пять гектаров земли. Теперь - всего пять. Лыжная база и жилые кварталы района 1-й Дачной совсем близко подступили к его белым стенам. Но и эти пять гектаров, заросшие полевой травой, со старинной низенькой церквушкой XVIII века и строящимся храмом кажется огромной территорией для тринадцати монахинь, одной инокини, четырех послушниц и прибывшей сюда нынешней зимой матушки Феодосии, ставшей недавно его настоятельницей. Высокая, спокойная и строгая матушка Феодосия пригласила меня в свой кабинет. Разговор наш начался сложно. Я задала вопрос, который больше всего интересует мирских людей - как светский обычный человек превращается в монаха? Что происходит в его судьбе, бывают ли ему знамения?

Но на мне не случайно черные одежды, - ответила матушка. - Я умерла для мирской жизни, меня той, прежней, давно уже нет. Бог да душа - вот монах... А потом заботливо спросила, глядя на мои каблуки: - Может, вам переодеть другую обувь, чтобы ноги отдохнули? Я уж и представить не могу, как раньше носила такие...

Взяв благословение в епархии, она рассказала все же о своей дороге к Храму.

Отец Кирилл

Естественным получился мой приход в монастырь. В детстве я невольно прислушивалась к словам молитв, которые читала моя бабушка. В отроческие годы мы с сестрой часто представляли свою жизнь в глухих лесных местах, вели мечтательные разговоры о монашестве, хотя ничего о нем не знали. Ведь это были те времена, когда церкви стояли закрытые. Мы и не подозревали, что где-то есть Сергиева лавра, а увидев монахов, очень бы удивились. Для нас они были из области таинственного, сказочного. Но молодая душа искала идеала, чистоты. Мирская жизнь тогда уже вызывала неприятие. Однако мне пришлось пройти мирской путь.

Получив высшее образование, матушка Феодосия успешно работала в Калуге. У нее были любящие родные, стабильный заработок, жилье. Когда в начале 90-х стали открываться церкви, монастыри (а Калужская земля богата святыми местами), возрождаться духовная жизнь, она поехала по монастырям на работы по восстановлению обителей. С паломниками перекладывала кирпичи, работала в трапезной, прачечной. Где бы ни была в командировках, не могла пройти мимо храма. "Душа-христианка звала в лоно церкви, - говорит она. - Заходя в храмы, я не знала, что за святые изображены на иконах, кроме Богоматери и Спасителя. Наталкивалась на не очень вежливые ответы церковных бабушек, смущалась своего незнания".

За просвещением обратилась к духовным книгам. Одна из первых, которую перечитывает и до сих пор, монашествуя уже одиннадцать лет, была о старце Силуане. Начиналась она такими словами: "Бог - есть Любовь". "Она сразу меня захватила. К тому времени жизнь без Бога уже утратила для меня интерес. Но все мы хотим любить и - чтоб нас любили. В ней об этом и говорилось - душа всегда ищет настоящую, высокую любовь и находит ее только в Боге".

В 1992 году в Свято-Веденской Оптиной пустыни на празднике Сретения будущая матушка впервые причастилась. Вновь появились мысли о монашестве, неясные и неосознанные. И каково было ее удивление, когда, разговаривая со священником в Казанском девичьем монастыре (туда приехала паломником), услышала от него прямой вопрос: "Ты что, хочешь быть монахиней?" - "Я не знаю...". - "А желаешь ли знать волю Божию? Поезжай в Троице-Сергиеву лавру к отцу Кириллу, духовнику всея Руси. Через него узнаешь".

С подругой на праздник Преображения Господня поехали в Лавру. К старцу было очень много народу. Ни в первый, ни во второй день к нему они не попали. На третий день, стоя зажатой в толпе, услышала, как отец Кирилл, сотворя утреннюю молитву, при поминании о здравии вдруг назвал ее имя, будто видел ее в толпе. А люди все оттесняли и оттесняли ее от кельи.

При входе в церковь я увидела икону Божией Матери, прочла: "Игуменья горы Афонской, покровительница монахов" и стала ей молиться. И чудесным образом, как - не пойму, оказалась перед дверью старца и в трепете туда вошла.

У нас не было длительного разговора. Я только сказала: "Жила-жила мирской жизнью. И не знаю, что делать?" "Иди в монастырь", - тихо так ответил он. Я от волнения чуть не задохнулась: "Как? А воля-то Божья есть?" Он меня ласково по плечу похлопал: "Иди, иди, не ошибешься..." Вышла от него, и с подругой, а она уже раньше решилась идти в монастырь, молча долго сидели на скамеечке в Лавре. И было наше молчание благоговейным. Я успокоилась - это, несомненно, воля Господа.

В октябре она взяла отпуск и, ничего не говоря на работе, уехала послушницей в только что открывшийся Свято-Никольский монастырь, что в городе Малоярославце. Мама забеспокоилась: "Я умру, если пострижешься в монашки. Чем мы тебя обидели?" Дочь молилась, чтоб родителям не было так больно.

Обитель была разоренная. Всего один жилой дом. Ночевать ее положили в башенке, где не было отопления, с душевнобольной женщиной, которая всю ночь причитала и плакала. С этой стылой бессонной ночи и последующей череды послушаний начались ее сомнения. Может, ошибку делает? Не приспособлена к такой жизни, и родителей жалко, на старости лет рассчитывали на нее. "Бог испытывал мою веру. И я все вспоминала слова отца Кирилла - иди, не ошибешься". Шло испытание. И как же помогли ей заветные слова отца Кирилла...

Она была одной из первых послушниц. Новые сестры, многие также из мирской жизни, съезжались в монастырь.

Самым трудным для меня было обуздать свои гордыню, эгоизм, нежелание подчиняться наставнице (потом она стала моей духовной матерью), беспрекословно выполняя все до единого, даже кажущиеся бессмысленными послушания: сажать морковь верхушкой в землю или сажать цветы, где идет большое строительство. Сложно было и побороть неприязнь к сестрам. Но монастырская жизнь построена на любви и послушании. Чтоб вырастить в себе эти качества, надо молиться друг за друга, направлять сердце к любви. Сам Иисус Христос жил в послушании Отцу Небесному. Кого любишь, того слушаешься...

В июле 1993 года послушницу в иноческом постриге нарекли матушкой Феодосией, а ее подругу - Антонией (в честь первых монахов-устроителей Киево-Печерской лавры Феодосия и Антония).

Это было радостным! И родители чудесным образом успокоились и дали на мое иночество свое благословение.

Крест наставницы

Как только монастырь наш возрос, поднялся на большую высоту, духовную и внешнюю, стал известен на всю страну, к нам начали обращаться владыки из других епархий с просьбой отпустить наших монахинь на служение в другие обители. Сестры одновременно разъехались, кто в Орел, кто в Тюмень, Антония - в Хабаровск, я - в Саратов. Разлетелись по России поднимать монастыри по подобию нашего, Свято-Никольского. Прощаясь, чуть не плакали. Приросли за одиннадцать лет духовно друг к другу. Но теперь понимаем - разлуки нет, молитвенно мы связаны накрепко. Родство духовное сильнее физического.

Впервые увидев Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь, матушка Феодосия поняла - настоятельский крест ее нелегкий. Монастырь неустроенный, каким вначале был Свято-Никольский, с огромной стройкой, которую никто не финансирует. Кощунственно оскверненный в советскую эпоху, как и многие другие места. В Тюмени, в монастыре, например, через алтарь проходила линия по розливу вино-водочных изделий. У нас еще хуже - в здании старинной церквушки была открыта женская клиника, где делали аборты. Трупики младенцев партиями сбрасывали в вырытую рядом яму. Теперь на "братской могиле" неродившихся детей возводится храм покаяния в честь Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрии".

Когда я узнала, что храм строится на погребальном месте, то решила, что здесь нужен еще один придел - престол в честь 14 тысяч младенцев из Вифлеема, убитых Иродом. Ведь дети, безвинные и беззащитные, загубленные во чреве матери (а это более жестокое убийство, чем на улице), уподобляются первым Вифлеемским мученикам. Я поделилась этими мыслями с Владыкой Лонгином, и храм с его благословения строится двухпрестольный. Чудесным образом из Иерусалима (а там, в Русской Духовной Миссии, матушка год несла послушание. - И.С.) мы получили частичку мощей одного из вифлеемских младенцев, - открывает настоятельница шкатулку, где в крошечном целлофановом пакетике в красной бумаге завернутый кусочек мощей. - Это благословение нашему монастырю святаго града Иерусалимского, подкрепление и помощь нашим сестрам...

Духовное руководство и помощь Владыки Лонгина вместе с собственным опытом строгой монастырской жизни помогли многое изменить в жизни Свято-Алексиевской обители. Это и постоянная, не прекращающяеся ни днем, ни ночью молитва, и длительные богослужения, чтения неусыпаемой псалтири о здравии и упокоении. На все теперь здесь, даже на самое маленькое дело - купить дрожжи, например, - испрашивается благословение. Каждый вечер, по окончании богослужения, монахини совершают крестный ход по территории монастыря с иконами Пресвятой Богородицы "Одигитрия", покровителя обители святителя Алексия, мироточившей иконой святой благоверной княгини Анны Кашинской, читая 150 раз молитву "Богородица Дева радуйся".

По молитве и вере нам воздается. Мы молимся о тех кто обращается к нам за помощью. Просим и читателей газеты "Православная вера" молиться о нашей обители. Место это несуетное, благодатное, намоленное монахами-схимниками, когда-то жившими здесь. Многие приезжали к ним за советом, по их молитве в горе пробился источник родниковой воды. Не надо ехать далеко в святые места. Они рядом, только обрети молитву и будут тебе Рим и Иерусалим в своем Отечестве.

Сегодня утром, около 9 часов 15 минут отошла ко Господу известная православной России старица схимонахиня Феодосия (Косоротихина).

В знакомом многим домике в поселке Октябрьский, что неподалеку от города Скопин Рязанской области. 4 ноября 2013 года, в день Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Скопинской старице исполнилось 90 лет. И вот спустя полгода завершился ее земной путь.

Одна из ее духовных чад (благодаря которой и я имел счастье познакомиться со схимонахиней Феодосией, получать ее благословение и духовные советы), как только вчера получила известие, что матушка совсем слаба, поехала из Москвы в Скопин и успела повидать матушку, получить ее благословение. Беседовала с нею, возможно, одной из последних.

Мне довелось несколько раз бывать у матушки Феодосии. Не так часто, как хотелось, но достаточно, чтобы Матушка при последних встречах узнавала меня, а значит и я, грешный, был «записан» в ее молитвослов. Первый раз, помнится, я был у Матушки в конце 2012 года после выхода в свет пасквильной передачи «Максимум» на НТВ и на РЕН-ТВ. Тогда на «Русской народной линии» были опубликованы несколько статей с разоблачением кощунства тележурналюг, сравнивавших православную старицу с болгарской язычницей. Примечательно, что примерно в это же время была попытка возбудить судебное преследование РНЛ.

А 2013 году мне довелось на себе ощутить силу молитв Матушки. Сейчас не место описывать подробности этой истории, она стала следствием кампании против РНЛ. Врачи прописали заурядные процедуры, толку от которых не было. В итоге мне предрекали угрозу слепоты на один глаз. Была операция, которая, по молитве Матушки, завершилась так, что не ожидал даже сам опытнейший хирург, ее производивший.

Я знаю женщину, которой Матушка дважды спасала жизнь. Слышал много историй о других чудесах, совершавшихся по ее молитвам. Слышал о посещении ее Матерью Божией… Наверняка, об этом потом соберут свидетельства очевидцев, духовных чад Матушки.

Впрочем, и сама жизнь схимонахини Феодосии – чудо. Это не жизнь, а настоящее Житие. Наталья Никифоровна Косоротихина (таково мирское имя матушки Феодосии) родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Сестры Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. В результате производственной травмы Наталья оказалась неподвижной, провела 20 лет в летаргическом сне. В те тоталитарные советские времена медицина считала признаком смерти остановку сердца, а не мозга, как считает современная демократическая медицина, поэтому Наталья выжила, хоть и была прикована к постели.

А потом она очнулась и, как говорят, первыми ее словами были: «Зачем вы меня кормили, меня Сама Матерь Божия потчевала»…

У нее открылись дары молитвы и прозорливости. Родители уже умерли, умерла и ухаживавшая за нею сестра Ольга. Разные были времена в жизни Матушки. Были и тяжкие испытания, и радости.

В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов)…

В последние годы каждый вечер у ворот домика в поселке Октябрьский выстраивалась очередь людей, жаждавших получить утешение, совет и надежду. Историй молитвенной помощи от Матушки не счесть. Придет время, и они все будут записаны. Как и свидетельства о чудесах по ее молитвам.

В последний раз я был у Матушки Великим постом. Мы были втроем. Матушка неожиданно усадила нас пить чай, а сама вдруг стала вспоминать истории из своей жизни, рассказывать. Я мало запомнил содержание этих историй, – Матушка говорила тихо, а переспрашивать было неловко, – но в душе осталось какое-то радостное, благостное состояние. Матушка как бы утешала нас, успокаивала в наших тревогах и смятениях. Какими-то очень простыми словами…