Нейролингвистическое программирование как манипуляция. Нейро-лингвистическое программирование (нлп)

И сформированные еще в детстве установки очень живучи. К тому же часто человек просто не знает, что и как надо исправить, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Мечта об управлении собственным сознанием и отношением к миру воплотилась в разработке различных психологических и психотерапевтических практик. Одной из самых популярных из них в настоящее время является НЛП – нейролингвистическое программирование.

Первые разработки в этой области появились в 60-70-х годах прошлого века. Основоположниками НЛП считаются американский лингвист Джон Гриндер и американский психолог Ричард Бэндлер. Создавая теоретическую основу нейролингвистического программирования, они исходили из следующего положения: вся информация, получаемая нами из окружающего мира, преобразуется при помощи логических и лингвистических (языковых) механизмов. И происходит это еще до осмысления данных, полученных нами от органов чувств. Поэтому человек имеет дело не с объективной реальностью, а со своими субъективными представлениями об этой реальности. Следовательно, и изменение человека и его жизни возможны только через изменение этих представлений при помощи нейролингвистических механизмов и формирования моделей сознания.

НЛП изначально не являлось самостоятельным направлением или школой в психологии, как, например, гуманистическая психология или психоанализ. Его разработчики использовали техники и вербальные приемы представителей трех психотерапевтических направлений: эриксоновского гипноза М. Эриксона, семейной терапии В. Сатир и гештальтпсихологии Ф. Пёрлза.

В настоящее время у НЛП много как последователей, так и критиков. Осторожное отношение классических психологов к нейролингвистическому программированию привело к тому, что эта система методик редко применяется в психотерапии, зато широко используется в различных тренингах по профессиональной подготовке персонала, особенно менеджеров по рекламе и по продажам.

НЛП – что это за методика

Как уже было отмечено, отношение к НЛП противоречивое: наряду с восторженными отзывами немало и скептических, а некоторые психологи вообще считают нейролингвистическое программирование чуть ли не шарлатанством, а не связанные с психологией обыватели часто отождествляют техники НЛП с фокусами экстрасенсов или зомбированием (ну, раз это программирование).

Однако НЛП признано официально как направление практической психологии, а скептицизм зачастую связан со спецификой приемов и техник, которые используют силу слова.

В чем суть методики НЛП

Нейролингвистическое программирование основано на следующих объективных законах человеческой психики и особенностях поведения людей:

  • Человеческое сознание – это продукт взаимодействия индивида со средой, когда внешние воздействия преобразуются, трансформируются в психические процессы.
  • Важную роль в формировании стереотипов сознания и основанных на них моделей поведения играет язык, точнее, речевые или лингвистические формулы.
  • Анализируя свой опыт и опыт других людей, добившихся успеха, человек с помощью речевых формул способен программировать свое отношение к миру и свое поведение.
  • Для успешного управления жизнью и поведением необходимы специально разработанные стратегии и лингвистические модели. Разработка их – задача практикующего психолога – специалиста НЛП.

Как вы уже, думаю, поняли, ничего сверхъестественного или паранормального в нейролингвистическом программировании нет. Сила человеческого слова и самоубеждения давно известны, так же как и один из основополагающих принципов НЛП: «Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней». Однако кажущаяся простота практик нейролингвистического программирования приводит к тому, что им начинают заниматься плохо подготовленные люди, не знающие базовых основ психологии. Попытки этих горе-специалистов изобрести собственные методики, которые не приносят желаемого результата – одна из причин скептического отношения к НЛП.

Аудиалы, визуалы и кинестетики: три подхода к воздействию в НЛП

Люди по-разному воспринимают и обрабатывают информацию в зависимости от того, какой канал восприятия у них доминирует: зрительный, кинестетический или слуховой. Да и характер этой информации разный. Доминирование одного канала или репрезентативной системы приводит к «фильтрованию» данных органов чувств, то есть то, что слышат одни, могут не видеть и не чувствовать другие. Поэтому важное условие эффективности практик НЛП – ориентация на доминирующий канал и, соответственно, на психологические особенности кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Это же стоит учитывать людям, которые хотели бы использовать приемы нейролингвистического программирования для управления собственной жизнью. Определить, какая репрезентативная система доминирует у человека, можно по особенностям его поведения и речи.

  • Визуалы ориентированы на зрительные образы, для них имеет большое значение форма, размер и цвет предметов. Для этих людей важна упорядоченность вещей, гармония окружающего пространства, поэтому их раздражают, например, не на месте валяющаяся одежда, книга, не стоящая на полке в шкафу, а лежащая на диване, а асимметричность логотипа фирмы может заставить их отказаться от покупки. Реальность они описывают в визуальных терминах, в их речи присутствует много слов, связанных со зрением: «посмотрите», «видите». Они «смутно понимают», «ясно представляют», «видят перспективы», а достижения у них «зримые».
  • Кинестетики – люди, живущие ощущениями тела. Для них важно тактильное восприятие, чувство движения, скорость автомобиля или комфорт мягкого дивана. Они придают значение не цвету, а удобству вещей. Поэтому ничто их не раздражает сильнее, чем тугой воротничок или крошки печенья в постели. Надежность делового партнера они оценивают по пожатию руки или по запаху парфюма. Так как мышление кинестетиков ориентировано на телесные ощущения, то и в речи у них много соответствующих слов и вербальных формул: «почувствуйте», «такое ощущение, что…», «мягкий», «грубый», «трогательный», «твердый взгляд», «жесткое решение», «неудобное положение».
  • Аудиалы воспринимают мир как сочетание звуков. Они и информацию лучше запоминают на слух. Для них важен тембр голоса собеседника, они предпочитают общение с деловыми партнерами по мобильному телефону или по скайпу. В речи аудиалы часто употребляют слова и фразы, связанные со слуховым восприятием: «послушайте», «это как-то не звучит», «шумный», «тихий», «звонкий»; они ждут «объяснения», которое часто им «ни о чем не говорит», а сами «берут слово».

Техники НЛП

В настоящее время существует множество разнообразных техник НЛП. Их преимущество в том, что, в отличие от других направлений психотерапии, методы нейролингвистического программирования можно применять самостоятельно и почувствовать их эффективность на себе. Для этого достаточно небольшого обучающего семинара у специалиста или даже подробной инструкции. Есть, конечно, приемы разной степени сложности, но здесь мы познакомимся с наиболее доступными и популярными.

Техника «якоря»

В жизни каждого из нас есть ситуации, которые являются знаковыми, так как оказали на нашу жизнь серьезное влияние. Они могут быть связаны и с отрицательными , но нас в данном случае интересуют только позитивные, те, что вызывают воспоминания об ощущении блаженства, незамутненного счастья.

Образы таких наполненных счастьем ситуаций вспоминаются спонтанно, но этот процесс можно сделать осознанным и организованным. Для подобной цели и служит «якорь». Выбрав наиболее привлекательную ситуацию, которая есть в памяти (встреча с любимым, сочетание ощущения свободы, теплого солнца и ласкового моря и т. д.), нужно связать ее с конкретным действием. Это может быть хлопок в ладоши, щелчок пальцами, потирание мочки уха и т. д. Эта связь и будет «якорем». В качестве «якоря» можно использовать и какой-то материальный предмет: брелок для ключей, кольцо на пальце, сувенир или талисман. А если этот предмет изначально связан с выбранной ситуацией, еще лучше.

Связь воспоминания с «якорем» нужно закрепить, мысленно повторяя про себя несколько раз. Это приведет к выработке условного рефлекса, который можно «включать» в любое время, достаточно совершить действие или посмотреть на выбранный в качестве «якоря» предмет.

Та ситуация, на которую мы поставили «якорь», называется «ресурсной» - из нее мы будем черпать позитивное настроение, силы и заряжаться положительной энергией в любое время. Техника «якоря» очень помогает в , когда нужно решать сложные проблемы или когда кажется, что ничего позитивного вокруг нас не происходит.

SMART – техника постановки целей

Одна из главных проблем многих современных людей – размытость целей или вообще отсутствие четкого представления о них. Поэтому эти люди, ни о чем не задумываясь, как бы плывут по течению и очень удивляются, когда их выносит на камни проблем и неприятностей.

Цель – это необходимый ориентир для движения вперед, да и вообще для любого движения. Поэтому очень важно научиться ставить правильные цели, чему посвящена одна из техник нейролингвистического программирования – SMART. Это аббревиатура 5 правил, которым нужно следовать при постановке цели.

  • S – specific – точность и конкретность. Намечая цель, точно и в деталях обозначайте конкретный результат, которого вы хотите достигнуть. Так, «хочу быть богатым» - это слишком размытая и нечеткая цель, поэтому она не способна стимулировать вашу активность. А вот «хочу заработать на покупку новой квартиры» - уже более конкретно.
  • M – measurable – измеримость. Четко представляйте, сколько времени и какие ресурсы потребуются для достижения цели.
  • A – attainable - достижимость и реалистичность. Отдавайте себе отчет в возможности достижения цели и не стремитесь к заведомо невозможному. Это приведет вас только к разочарованиям и утрате веры в себя.
  • R – relevant – важность, значимость и соответствие вашим требованиям. Цель должна быть значима для вас, и ее достижение должно качественно поменять что-то в вашей жизни или в вас самих.
  • T – time-bounded – временное ограничение. Установите жесткие сроки достижения желаемого. Цель, теряющаяся в далекой туманной перспективе, никогда не будет стимулом к активности.

Следуя этим правилам, вы сможете не только научиться ставить значимые для вас цели, но и достигнуть их и реализовать свои мечты.

Рефрейминг

Согласно теории НЛП, для человека важна не только и не столько объективная реальность, сколько собственное отношение к ней. Именно восприятие и оценка ситуации формируют поведение и определяют наше эмоциональное состояние. Если мы расстроились из-за поступка близкого человека, то дело не в нем и не в самом поступке, а в нашем отношении к этому. Эмоциональная оценка – это своеобразная рамка, в которую мы вставляем события реальности. Достаточно изменить рамку, и реальность будет восприниматься уже по-другому.

В этом суть техники рефрейминга. Frame – это «рамка», а рефрейминг – это смена рамки. С помощью рефрейминга можно не только изменить свое отношение к тому, что случилось, но и избавиться от шаблонов мышления, которые оказывают травмирующее действие на нас.

Рефрейминг контекста

С точки зрения НЛП, изменение восприятия ситуации возможно с помощью вербальных формул, по-другому описывающих событие. Это так называемый рефрейминг контекста, ставший популярным в последнее время. Кстати, это совсем не новое изобретение. Пример рефрейминга контекста мы можем найти в басне слепого древнегреческого сказителя Эзопа, переведенной И. А. Крыловым. Басня называется «Лисица и виноград». Лиса, которая как ни прыгала, так и не смогла достать гроздь винограда, заявляет, что он еще зелен, поэтому не стоит и расстраиваться.

А вот еще пример «народного» рефрейминга. Когда невеста перед свадьбой сбегает с другим мужчиной, это, конечно, очень неприятная ситуация. Но народная мудрость словами известной песни учит: «Если невеста уходит к другому, то не известно, кому повезло». Согласитесь, восприятие ситуации от этого в корне меняется.

Иногда для изменения оценки события, своего поведения достаточно лишь немного поменять фразу, описывающую событие. Вот, например, 3 варианта вербальных формул, по сути, с одним и тем же смыслом, но как они по-разному влияют на эмоциональное состояние и отношение к ситуации:

  1. «Я хочу достичь результата, но у меня есть проблемы».
  2. «Я хочу достичь результата, хоть у меня есть проблемы».
  3. «Я хочу достичь результата, несмотря на то что у меня есть проблемы».

Наряду с рефреймингом контекста есть и другие виды рефрейминга: рефрейминг содержания, рефрейминг результата. Но одним из самых сложных считается рефрейминг «шести шагов», который появился самым первым из всех видов этой техники.

Рефрейминг «шести шагов»

Его цель – изменение нежелательного шаблона поведения или привычки, которые в НЛП называются паттернами. Состоит этот вид рефрейминга из 6 этапов или шагов:

  • 1 этап. Определитесь с проблемой, то есть уточните для себя, что конкретно вас не устраивает в вашем поведении.
  • 2 этап. Обозначьте эту вашу черту или стереотип поведение каким-то символом, цветом, буквой, то есть создайте визуальный образ и четко закрепите в сознании связь его и нежелательного паттерна. Представьте этот образ частью себя и почувствуйте свое отношение к нему.
  • 3 этап. Почему вы следуете этому шаблону поведения? За этим должна быть какая-то позитивная причина или намерение. Выявите их и четко осознайте сущность этих намерений.
  • 4 этап. Придумайте набор альтернативных форм поведения, которые также удовлетворяют позитивному намерению и смогут без ущерба для вас заменить нежелательный паттерн.
  • 5 этап. Обратитесь к своему подсознанию с пожеланием замены ненужного стереотипа одним из альтернативных вариантов поведения.
  • 6 этап. Проверьте, все ли части вашего «Я» согласны с предложенным альтернативным вариантом. Этот последний этап называется «Экологическая проверка».

Общение с частями своего Я, со своим подсознанием, обращение к ним с просьбой или с благодарностью на первый взгляд кажется странным. Однако, в соответствии с теорией НЛП и психологией в целом, мы не всегда отдаем себе отчет в деятельности разных сфер и уровней сознания и подсознания, и уж тем более не всегда их контролируем. Поэтому установление контакта с этими областями нашей психики не только полезно, но и необходимо, чтобы научиться управлять своей жизнью.

Использование вербального воздействия в НЛП побуждает последователей этого направления не только развивать речевые навыки, но и очень серьезно и внимательно относиться к собственной речи, в том числе к внутренней, к тем формулировкам, которые мы используем. Ведь недаром говорится: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».


Замечали ли вы, что одни люди добиваются феноменального успеха, а другие, находясь в точно таких же условиях, так и остаются догоняющими и все их усилия не приносят ожидаемого результата? Скорее всего, да, замечали. Вот еще пример: общаясь с кем-то, в какой-то момент вы понимаете, что начинаете делать то, что выгодно вашему собеседнику, как будто находясь под гипнозом. Все это - результат применения техник НЛП, часто неосознанно. Поговорим об этом подробнее.

Нейролингвистическое программирование - что это?

Уже из самого название становится понятно, что это направление связано с влиянием фраз и словесных форм на человека с целью «настройки» слушающего на «свой лад».

Звучит загадочно - это так. Даже сегодня многие ученые умы не хотят признавать учения НЛП, обуславливая эффект всего лишь методикой гипноза. В итоге среди читателей и интересующимися этим направлением возникают споры, что же все таки такое НЛП - это гипноз или своеобразно построенная по смыслу речевая форма, с помощью которой информация доносится до собеседника.

НЛП представляет собой одно из направлений практической психологии, которая объединяет в себе психотерапию, психоанализ и некоторые приемы гипноза. Иными словами, НЛП собирает в себе приемы и методы, которыми пользуются люди, достигшие успеха, систематизирует их и делает общедоступными для населения.

НЛП сегодня становится все более популярным направлением. Однако, мнение о том, что НЛП представляет собой один из способов манипулирования, является ошибочным. Оно, напротив, помогает строить продуктивное общение с оппонентом, убедительно и уверено говорить, грамотно выстраивать речь, понимать потребности и нужды других людей и т.п.

Методы НЛП


НЛП учитывает сигналы нашего тела, которые мы подаем, восхищаясь и радуясь чему-то или же расстраиваясь. Таких двигательных и иных реакций у человека очень много: движение рук и ног, глаз, вздохи, нервные проявления, словесные реакции.

Систематизируя годами накопленные данные, практик НЛП в беседе начинает незаметно подавать определенные знаки. Данные сигналы организм собеседника воспринимает на подсознательном уровне, не осознавая, что попадает под влияние. В итоге, в нужный момент переговоров, человек может усилить или ослабить смысл и влияние сказанного. Это самый простой пример и объяснение, которое позволяет нам понять, что такое НЛП.

Акцентируя подсознательно какое-либо действие или мысль, НЛП-практик может и осознанно для собеседника сделать какой-либо акцент. Например, в нужный момент похлопать по плечу человека или засмеяться, тем самым ещё больше цепляя человека на нужном поведении.

Проявление наших эмоций на многие реакции одинаковы: мы улыбаемся, когда нам весело и смешно, мы плачем, когда чем-то расстроены и т.д. Поэтому, применяя язык тела в отношении «испытуемого» можно вызвать у него нужную реакцию, а значит изменить настроение и мысли. Это мощный инструмент влияния на человека.

Сферы применения


НЛП применяют во многих сферах нашей жизни:

  • при воспитании детей (иногда, неосознанно);
  • в психотерапии;
  • в менеджменте;
  • при общении с людьми и противоположным полом;
  • в ораторском и актерском искусствах;
  • в юриспруденции и бизнесе;

Кроме того, НЛП устремлено обращено и к личностному развитию:

  • человек узнает себя, анализирует;
  • развивает гибкость мышления и разносторонность поведения (чтобы овладеть данной техникой, человек должен непредвзято мыслить и объективно, а, не исходя из своих эмоций и субъективных суждений);
  • учится грамотно и последовательно строить свою речь;
  • учится взаимодействовать и выбирать верный стиль поведения с окружающими.

НЛП призывает наблюдать за окружающим и снимать обратную связь, параллельно выдавая новый результат. Нейролингвистическое программирование - мощный инструмент для современного человека, но с такой же вероятностью этот инструмент может применяться и в целях обмана людей, чем нередко и пользуются мошенники.

НЛП - это система, которую можно освоить. Но, это не так просто, понадобится время, практика, опыт, неудачи, работа над ошибками, коррекция своих знаний.

Обучение методики больше направлено на практическое применение и расширение навыков и знаний преимущественно во время деятельности. Поэтому, как правило, данное направление рекомендуют изучать на тренингах.

Как научиться методу НЛП

В той или иной степени мы все применяем методы НЛП: захотели купить новую машину, представили, как это здорово и как удобно, получили положительный заряд эмоций и начали работать над собой, по достижению этой цели. Итог - новое авто в Вашем гараже. Это простые примеры, которые подразумеваются, как само собой разумеющееся, НЛП в отношении самого себя. Профессионалы нейролингвистического программирования владеют умами масс. И это так (даже покупка товаров определенного вида - результат работы над созданием бренда и методики его продвижения НЛП-практика).

Исходя из принципов нейролингвистического программирования, любой человек в состоянии освоить все техники данного метода (самогипноз, модель правильной постановки целей и т.д.). Но до этого лучше ознакомиться со стандартным курсом психологии для того, чтобы иметь представления о различных терминах и методиках, которые применяются в данной области.

  • Первое, что необходимо изучить – навыки НЛП и применение их на практике.
  • Второе, рассмотреть и проанализировать техники НЛП.
  • И последнее – изучить навыки ораторского мастерства, некоторые основы взаимодействия с публикой, психологию общения. В основном, этому учат на специальных курсах и тренингах посвященных данной тематике.

Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей. Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий. Причём, знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.

И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки. Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.

В данной статье коротко разбирается 13 техник, если вы хотите узать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс "Лучшие техники коммуникации".

Смена субмодальностей

Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.

Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.

Модель правильной постановки целей «SMARTEF»

Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:

  • Конкретной (вы должны учитывать все детали);
  • Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
  • Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
  • Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
  • Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
  • Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
  • Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).

Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями ». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно .

Стратегия творчества Уолта Диснея

Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.

Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям. Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.

Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете .

Работа с логическими уровнями

Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события. Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.

Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы – найти её истоки и работать с ними напрямую.

Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.

Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке , а .

«Взмах»

Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.

Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике. После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей . Следующий этап – это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.

Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать ) и тренировки.

Генератор нового поведения

Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.

Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает. После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.

Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.

Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице .

Шестишаговый рефрейминг

Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас – лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга. За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности ().

Схема шестишагового рефрейминга довольно проста.

Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.

Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.

Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.

Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).

Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.

Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.

Изменение личной истории

Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.

Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего. После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят .

После всего проделанного нужно от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.

Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда .

Быстрое лечение фобий

Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.

Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:

  • Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
  • Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
  • Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
  • Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
  • Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
  • Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
  • Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.

Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице .

Реимпринтинг

Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.

Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции. Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.

Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот .

Переоценка прошлого

Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:

  • Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
  • Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
  • Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
  • Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
  • При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
  • Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
  • Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.

Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена .

Выбор на линии времени

Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.

Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок. После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции - пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей. По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.

В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена .

Техника самогипноза

Техника самогипноза является очень эффективной в виду того, что позволяет человеку проработать любые свои проблемы на самых глубинных уровнях, т.к. происходит взаимодействие с подсознанием в наиболее подходящем для этого состоянии. Используя эту технику, человек может изменить не устраивающие его качества своей личности, повлиять на образ своего мышления или поведения, избавиться от вредных привычек, привить новые и эффективные установки, изменить оценку каких-либо событий и т.д.

Перед применением самогипноза, в первую очередь, следует принять удобную позу, способствующую расслаблению и в которой можно долго находиться. Затем нужно для самого себя проговорить точное время, на которое вы хотите ввести себя в гипнотическое состояние. Также нужно чётко и конкретно поставить цель своего погружения. Она должна быть сформулирована в положительном ключе и проговорена вслух в привычной для вас форме. Следующий этап – нужно определить состояние, в котором вы хотите находиться после пробуждения, и также проговорить его вслух. Всё это делается для настройки подсознания на продуктивную работу.

Сам же процесс входа в транс должен соответствовать вашей репрезентативной системе , т.е. должен быть рассчитан на визуальное, аудиальное или кинестетическое восприятие. Для входа в гипнотическое состояние нужно закрыть глаза и в течение некоторого времени акцентировать внимание на звуках, представляемых объектах или ощущениях.

Совершенно нетрудно заметить, что любая техника НЛП является уникальным инструментом для работы человека, как с самим собой и каким-то своими особенностями, так и с другими людьми и тем, что касается лично их. На что можно оказывать влияние при помощи техник НЛП мы уже могли увидеть не раз.

Естественно, мы рассмотрели далеко не все существующие техники и не во всех подробностях. При желании можно найти и другие техники и детально изучать каждую из них в течение не одного дня. Но главное не это. Главное то, что теперь у вас на вооружении есть знание о том, какие вообще бывают техники НЛП, как их применять и для чего это можно и нужно делать.

Изучайте, практикуйте и оттачивайте новые навыки, и через время вас поразит ваша способность поистине магическим образом воздействовать на себя и окружающих!

Нейролингвистическое программирование или НЛП представляет собой направление в психологии, фундаментом для которого служит копирование вербального и невербального поведения человека. НЛП создано в 60–70-х годах ХХ века, применяется на психологических тренингах.

Официальная психология НЛП не признаёт: иногда направление называют лженаукой. Это объясняется тем, что большая часть используемых им методик научно не обоснованы и неэффективны, хотя имеют место результаты исследований, доказывающие обратное.

Нейролингвистическое программирование исследует опыт психотерапевтов и психоаналитиков, лингвистов, гипнотизёров чтобы сделать используемые ими методики общедоступными. НЛП – это:

  • Владение навыком чёткой постановки цели. Умение видеть препятствия на пути к цели и устранять их.
  • Внимательность и чувствительность к происходящему внутри себя и в окружающем внешнем мире. Навык нужен для контролирования собственной деятельности в процессе осуществления задуманного.
  • Гибкость в действиях на пути к достижению цели, способность изменять действия до тех пор, пока не появится результат.

Часть названия «Нейро» указывает на то, что для отображения человеческого опыта нужно быть компетентным в сфере деятельности мозга, отвечающей за переработку, сохранение и распространение информации.

Важность языка при отображении устройства поведения, мышления, взаимодействия между людьми демонстрирует слово «Лингвистическое».

«Программирование» – предполагает точную последовательность этапов при продвижении цели. Это системность умозаключений и поведения.

Нейролингвистическое программирование – это сочетание умений, которые помогают быстро менять мышление человека (манипулировать), чтобы влиять на него. Подобное действие на психику не осознаётся объектом и производится с целью освобождения от проблем, развития или как лечебное средство.

Фундамент НЛП – взаимодействие с человеческим сознанием. В процессе работы с людьми применяется блокировка сознательного с целью высвободить бессознательное.

История возникновения нейролингвистического программирования

Разработка нейролингвистического программирования началась в конце 60-х годов прошлого века в университете Калифорнии учёными во главе с антропологом Грегори Бейтсоном. Исследование призвано было выявить закономерности результативного общения некоторых психотерапевтов с пациентами.

Ричард Бендлер и Джон Гриндер изучали методики, приёмы, техники, способы взаимодействия, анализировали их, наблюдая за работой психотерапевтов с подопечными. Мониторингу подверглись методики, применяемые Вирджинией Сатир, Милтоном Эриксоном, Фрицем Пёрзлом.

Позднее исследованные методы были организованы как виды и показаны в форме моделей воздействия людей друг на друга. Выводы проведённого исследования изложены в трудах «Структура магии. Том 1» (1975), «Структура магии. Том 2» (1976). Совместно с Вирджинией Сатир в 1976 году написана книга «Изменения в семье».

Итогом исследований стала метамодель, которая послужила основой для продолжения изучения. Так возникла практическая психология, точнее отдельное направление, именуемое «нейролингвистическое программирование».

В начале 80-х годов ХХ века каждый из создателей НЛП стал следовать отдельным путём, что обусловило появление к концу 80-х годов нескольких объединений с единственными в своём роде подходами. В это же время НЛП попало в Россию. Первые русские учёные из Новосибирска, обучал их сам Джон Гриндер. Он преподавал почти у всех российских тренеров, дважды проводил семинары в России: в 1997 и 2004 году.

Использование НЛП

Нейролингвистическое программирование учит понимать себя и людей рядом, наблюдательности и влиянию коммуникативными и психотерапевтическими методами. НЛП применяется людьми в таких сферах жизни:

  • Ораторское искусство.
  • Психотерапия.
  • Журналистика.
  • Менеджмент.
  • Учёба.
  • Коммерческая деятельность.
  • Актёрское мастерство.
  • Закон и право, юриспруденция.
  • Организация времени и его эффективное использование.

Освоение НЛП-практик помогает совершенствовать мастерство коммуникации, обуславливает личностный рост, лечить от страхов и фобий, поддерживать здоровье психики и работоспособность на нормальном уровне.

Как этому научиться

Техники НЛП доступны для любого человека. Овладеть ими не составит труда. Об этом свидетельствуют основные положения учения.

Выделяются три основных ступени обучения:

  • Стандартный курс «НЛП-Практик» предпочтительнее, если интересует исключительно умения в сфере общения и консультирование. Также «НЛП-Практик» рекомендуется для начинающих. Продолжительность подобного курса составляет 21 день. Выпускники получают квалификацию НЛП-практик, что свидетельствует о владении методикой и умении применять её при проведении практик для начинающих. «НЛП-Практик» – базовый образовательный курс, обучение в котором построено по принципу от простого к сложному.
  • Если появится желание углубить познания, поработать с убеждением и моделированием – поможет курс «НЛП-Мастер».
  • «НЛП-Тренер» научит работать с аудиторией, ознакомит с особенностями обучения нейролингвистическому программированию.

Тренинги и очные курсы длятся месяцами, а за обучение приходится выложить кругленькую сумму. Но не всё так печально. Большинство техник можно освоить самостоятельно.

Для этого нужно читать специальные книги, посвящённые НЛП, прилежно применять усвоенные техники в практической деятельности. Усовершенствовать умения по нейролингвистическиму программированию позволит непрерывное использование приобретённых познаний и навыков в жизни.

Разработчики НЛП во время моделирования техник знаменитых психотерапевтов применяли несколько законов, которые использовали эти профессионалы. Все законы связаны в систему пресуппозиций – аксиом-инструментов, делающих применяемые техники результативными.

По нейролингвистическому программированию написана не одна книга: их великое множество. Зачастую подобные книги содержат не так много полезной информации, как хотелось бы и читать их, ожидая впечатляющего результата бессмысленно. Лучшие в этой области, наиболее известны и полезны следующие книги:

А «НЛП-практик». Авторами книги являются Боб Боденхамер и Майкл Холл. Книга вобрала в себя самые интересные материалы. Включает общие сведения, описание методик, техник, упражнений, примеров. «НЛП-практик» одинаково высоко оценена людьми, которые впервые заинтересовались учением, а также теми, кто уже имел какие-то познания в этой сфере и захотел их усовершенствовать.

Б Книга «Из лягушек – в принцы» Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера предназначена для специалистов сферы психология (психотерапевты, социологи, психологи), а также всем, кому интересна психология взаимодействия между людьми. Ознакомиться с содержанием книги будет полезно для начинающих обучение НЛП.

В «Состояние решённых проблем» – книга С. Джекобсона, в которой описывается универсальная модель. Она может использоваться людьми для решения проблем в любой области жизнедеятельности. Фундаментом для модели послужили законы мышления, жизни и деятельности.

Г «Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий» – авторство принадлежит Ричарду Бэндлеру. В книге рассматривается психология рефрейминга, то есть изменения мышления и восприятия с целью избавления от неблагоприятных психических шаблонов. Читать произведение с интересом будет не только действующий практик или специалист, изложенные модели и методики применения могут с успехом использоваться обычными людьми.

Манипуляция и НЛП

Любое активное взаимодействие между людьми – манипуляция. Общаясь между собой, люди на бессознательном уровне хотят получить реакцию собеседника. Если есть цели, достичь которых в одиночку невозможно манипуляция при общении наблюдается в 100% случаев.

Манипулировать другими людьми можно явно или скрыто, отличие в том, что в первом случае человек озвучивает свою цель или то, какую реакцию он желает увидеть. Ежедневно с самого рождения между людьми происходит взаимодействие, которое сопровождает манипуляция.

Психология определила, что манипулировать человеческим сознанием можно с помощью специальных методов:

  • Гипноз и транс.

Гипноз известен человечеству с древнейших времён, в настоящее время подобный метод применяется как средство лечения зависимостей, недугов и фобий. Каждый человек впадает в состояние транса естественным образом: точка концентрации внимания сдвигается, происходит погружение в собственные мысли. Всё чем овладели люди, произошло, когда мозг переключился на другой режим работы, находился в состоянии транса (состоянии изменённого сознания). Глубокий транс (гипноз) считается наиболее уязвимым состоянием чтобы манипулировать сознанием: человек воспринимает информацию через органы чувств, логика отключается, критичность отсутствует.

Психология разработала техники, как добиваться поставленных целей. НЛП представляет собой грамотную систематизацию всего самого лучшего. Здесь объединились методики когнитивной психологии, гештальт психотерапии, бихевиоризма и другие. Приёмы, которые собрала психология в НЛП легко превратить в пособие по манипулированию человеческим сознанием. Причём обнаружить подобные действия может тот, кто сам владеет такими методиками.

  • Психотронное оружие.

В открытых источниках найти информацию о таком оружии невозможно. Нет даже неопровержимых доказательств того, что оно существует на самом деле, так как информация засекречена. Психотронное оружие представляет собой волны направленного действия, посредством которых производится манипуляция поведением человека или толпы (колебания волн заставляют людей паниковать, бежать или остановиться). Фундаментом для создания оружия послужило то, что изучила психология как наука.

Институты и курсы НЛП – неформальные, так как психология, психотерапия и психиатрия официально не признают нейролингвистическое программирование. Объясняется это тем, что методика теоретически не обоснована и не имеет научного подтверждения эффективности. Однако все используемые приёмы воздействия на сознание и мышление человека базируются на подтверждённых и доказанных наукой законах, положениях, правилах, разработках психологии, психотерапии.

Классная идея - мы можем научиться умениям других людей. Я уже писал, что НЛП по сути - это система моделирования успешности. Вот как раз для того, чтобы выяснить как работает чужое умение и обучать этому других. И это может касаться практически чего угодно: слепой печати, хождению по углям, игре на бирже, продажам, умению знакомиться или управлять собственным состоянием.

Кстати, однажды один из студентов Джона Гриндера для сдачи зачёта по мастерскому курсу НЛП, смоделировал углехождение. После этого начал проводить семинары по обучению этому самому углехождению, которые внезапно оказались весьма популярны.
Ричард Бендлер, когда к нему попался человек с фобией, отправился - как завещал великий Милтон Эриксон - искать людей, которые сами справились со своими фобиями. Нашёл пару таких, выяснил как они это сделали и создал технику "Быстрое Лечение Фобий". Которая позволяет расправиться с фобией минут за 15 (правда-правда - мы проходим эту технику на тренинге Успешное Мышление 2 и вполне быстро разные фобии убираем).
Лично я, когда сертифицировался на мастера НЛП, моделировал слепую печать на компьютере. И сам научился, и других обучил. Вот прямо сейчас этой моделью пользуюсь.

Каждый человек уникален или "карта не территория"

Мужчины ошибаются думая, что все женщины разные, а женщины ошибаются думая, что все мужчины одинаковые.
Шутка.

Действительно - у каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные - более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают - правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в славном городе Саратове, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.
И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщём не станет. Так вот, большинство проблем возникает когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И, в какой-то мере, всё то, чем занимается НЛП - это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приёмы изменения в НЛП связаны с "расширением" карты - поиском более широкого взгляда на ситуацию. Ну действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в неё попало.

За каждым поведением стоит положительное намерение

Калибровка

Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка - умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всём теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит.Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

У нас уже есть все необходимые ресурсы для достижения наших целей

Для того, чтобы из Москвы доехать до Саратова автомобилю требуется бензин (а поезду - электричество). И автомобиль, и бензин - это необходимые ресурсы для достижения цели в виде приезда в Саратов. Так вот, в НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или наконец написать этот доклад, - либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере думая так вы скорее добъетесь результата, чем медитируя на тему "почему я такой несчастный" и "у меня всё-равно ничего не получится, я не создан для счастья (успеха, замужества, достатка и обладания автомобилем BMW X5)".

Экологическая проверка

В НЛП есть очень важная вещь - проверка экологии изменения. Это проверка последствий действий - не станет ли хуже после достижения целей? А то стал гендиректором, но заработал язву, перестал бояться высоты, упал с балкона и сломал палец, продемонстрировал уверенность и спокойствие во время разноса начальства и был уволен. Вот чтобы новые способности, навыки и убеждения не испортили жизнь, надо проверять заранее и подкручивать результат так, чтобы всё получилось хорошо.

Модели и техники

Модель в НЛП - это такое полезное описание (карта). Например, как уточнять, о чём говорит человек («мета-модель языка»), как во время общения изменить оценку («рефрейминг») или убеждение («фокусы языка»), в какой последовательности собирать информацию («SCORE»), типизация людей («мета-программы»).
Про модели можно почитать в Энциклопедии НЛП.

Техники НЛП - это пошаговые инструкции. Чаще всего техники описывают как решить какую-то проблему («Взмах», «Шестишаговый рефрейминг», «Быстрое лечение фобий», «Изменение личностной истории»). Но есть и про то, как правильно ставить цели («Хорошо сформулированный результат») или как лучше общаться («Стратегия эффективной коммуникации»).

На самом деле техники - это тоже модели, ведь они что-то описывают, и обычно весьма полезны.

Многие техники НЛП - это результат моделирования того, как люди успешно сами решали похожие проблемы. Например, «Стратегия эффективной коммуникации» является результатом моделирования успешных коммуникаторов, «Изменение личностной истории» смоделирована с великого Милтона Эриксона, того самого, которые создал эриксоновский гипноз, а «Быстрое лечение фобий» с людей, которые сами свои фобии убрали.
Описание различных техник в Энциклопедии НЛП .

Ценности, критерии и убеждения

То, к чему мы стремимся, чего хотим или наоборот, избегаем, как раз и определяется ценностями , критериями и убеждениями .
Ценности - важные понятия для человека, обычно выражаемые абстрактными словами, вроде: счастье, свобода, справедливость, достаток. Так как ценности достаточно абстрактны, к ценностям прилагаются критерии - способы измерения реализации ценности. Например, ценность «достаток», а критерии достатка «заработок больше 150.000 в месяц, своя квартира, машина и дача».
Убеждения - правила жизни, описывающие как с ценностью взаимодействовать. Например, для ценности «любовь» убеждения могут быть:
- Самое важное в жизни - это любовь.
- Любовь приходит и уходит.
- Я недостоин любви.
- Настоящая любовь бывает только раз в жизни.
Убеждения могут разрешать и запрещать достижение ценности, описывать что нужно для её достижение и каковы её критерии. Например, даже если "любовь" для человека вещь очень важная, убеждение "я не заслужил любви" будет "запрещать" ему эту самую любовь получить.

Убеждения управляют нашей жизнью: либо человек делает что-то ради своих убеждений, либо не делает ничего.

Одно время никому не удавалось пробежать стометровку быстрее десяти секунд. Пока в 1968 Джим Хайнс не пробежал за 9,9 секунд. После этого быстренько все начали бегать быстрее, рекорд за рекордом. Сейчас рекорд 9,69. Ну не верили бегуны до Хайнса, что можно быстрее 10 секунд, в их реальности такой возможности не существовало. Пока этот гад оригинал Хайнс подло это убеждение не разрушил.

Убеждения являются и одними из важнейших фильтров восприятия. Если женщина не верит, что существуют порядочные (по её критериям) мужчины - они ей в жизни и не попадаются. А даже если попадаются, их поведение интерпретируется так, чтобы не дай бог под критерии не попал.
В НЛП есть довольно много техник для изменения ограничивающих убеждений (например, "Музей Старых Убеждений"), а так же набор речевых конструкций для изменения убеждений прямо во время разговора - фокусы языка (они же раскрутки).

Наше отношение кодируется при помощи субмодальностей

В общении оценка и отношение составляет 85%. А вот внутри об отношении - важно, нравится, правильно, законно, моё, чужое, плохо, замечательно, верно, - мы узнаём при помощи так называемых субмодальностей .

Модальностями (сенсорными) в НЛП и психологии называют слух (аудиальная модальность), зрение (визуальная модальности) и чувства (кинестетическая модальность).

Например, мы можем образ отодвинуть или приблизить (что обычно усиливает переживание), сделать ярче или темнее (ослабляет переживание), раскрасить по-другому (тут уже от подбора цветов зависит) или размыть фон (делает объект важнее). Аналогично можно менять характеристики звуков и ощущений.
Так вот. Просто меняя субмодальности можно изменить отношение: сделать неприятное нейтральным, усилить мотивацию, убрать навязчивость, превратить сомнение в убеждение или замешательство в понимание. При помощи визуальных и аудиальных субмодальностей можно управлять собственным вниманием. А при помощи кинестетических субмодальностей вполне успешно можно научиться контролировать разные интересные состояниями, вроде творчества, повышенного внимания, опьянения или супермотивации.

Подробнее про субмодальности в презентации.

Мы можем управлять состоянием при помощи якорей

Хотелось бы вам управлять собственным состоянием? Так, чтобы нажал на кнопку - и уверен в себе. Или спокоен, весел, бодр, расслаблен, сосредоточен. А точно так же управлять другими людьми - раз, и человеку хорошо? Или спокойно, весело и так далее? Наверняка же хотелось бы такую штуку - ну хотя бы попробовать. И такая штука есть - это якоря , такие метки в сознании, которые запускают нужное состояние.

На самом деле якоря - это условные рефлексы. Но слово якорь звучит более понятно.

При помощи якорей мы можем "включать" и "выключать" своё состояние: внимание, бодрость, спокойствие, мотивированность или творчество; можем перенести состояние из того места, где оно есть в то место, где его пока не хватает: например спокойствие и уверенность есть лёжа дома на диване, а при общении с клиентами его пока нет, вот с дивана к клиентам и можно перенести; можно управлять состоянием других людей, а так же разрушать старые уже не нужные якоря.