Нормирование запасов готовой продукции. Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов

Норма оборотных средств в производственных запасах включает следующие элементы:

· время нахождения оплаченных предприятием материалов в пути (транспортный запас ), дн.;

· время на приёмку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный или технологический запас ), дн.;

· время нахождения на складе в виде сменного, дневного и тому подобного запаса (текущий запас ), дн.;

· время нахождения на складе в виде гарантийного запаса (страховой запас ), дн.

Норматив производственных запасов (Н пз) может быть определен по формуле

где Q cy т – среднесуточное потребление материалов (норма расхода);

N ТР – норма транспортного запаса, дн.;

N ПЗ – норма подготовительного (технологического) запаса, дн.;

N T З – норма текущего запаса, дн.;

N ctp – норма страхового запаса, дн.

Среднесуточный расход сырья, основных материалов, покуп­ных изделий и полуфабрикатов рассчитывается по группам, при­чем в каждой группе выделяются их важнейшие виды, которые составляют примерно 80% общей стоимости материальных ценнос­тей данной группы.

Данные для расчета среднесуточного расхода материальных ресур­сов приведены в табл. 4.

Среднесуточный расход материальных ресурсов рассчитывается путем деления суммы всех плановых годовых рас­ходов сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфаб­рикатов (972 млн. руб.) на количество рабочих дней в году (360 дней условно), т. е. Р= 972 / 360 = 2700 руб.

Норма транспортного запаса рассчитывается методом прямого счёта или аналитическим методом. Метод прямого счёта применяется при узкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. В этом случае по итогам прошлого периода определяется средняя продолжительность пробега груза от поставщика до потребителя, что и является нормой транспортного запаса. При большом числе поставщиков и широкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом на основе норматива прошлого периода.

Норма подготовительного запаса. Подготовительный (технологический) запас создается в тех слу­чаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворя­ют требованиям технологического процесса и до запуска в произ­водство проходят соответствующую обработку. Технологический за­пас рассчитывается как произведение коэффициента технологич­ности материала Ктех на сумму запасов (текущего, страхового и транс­портного):

ТехЗ = (ТЗ + СЗ + ТрЗ) Ктех.

Коэффициент технологичности материала устанавливается ко­миссией, в состав которой входят представители поставщиков и потребителей.

Таблица 4

Расчёт среднесуточного потребления материалов

Норма текущего запаса. Текущий (складской) запас - это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Он предназначен для обеспечения бес­перебойной производственной деятельности предприятия. Ве­личина этого запаса зависит от частоты (интервала) поставок данного вида материалов. В качестве нормытекущего запаса принимают половину средневзвешенного интервала между поставками.

Норма страхового запаса. Страховой (гарантийный) запас материалов создается на слу­чай нарушения сроков или объема поставок, при поступлении некачественных или некомплектных материалов. Норму стра­хового запаса обычно устанавливают в размере 50% нормы те­кущего запаса.

Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах приведён в таблице 5.

Таблица 5

Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах

Нормирование оборотных средств в незавершённом производстве

Оборотные средства в незавершенном производстве аванси­руются для создания циклового, оборотного и страхового заде­лов, обеспечивающих бесперебойный ход производственного про­цесса в цехах и на участках. В натуральном выражении остатки незавершенного производства состоят из необходимого количества деталей, узлов и полуфабрикатов на рабочих местах и между ними. Размер незавершенного производства определяют следующие фак­торы:

· объем выпускаемой продукции;

· длительность производственного цикла;

· коэффициент нарастания затрат (готовности продукции) в
незавершенном производстве.

Объем выпуска продукции влияет на размер незавершенного про­изводства через величину однодневного выпуска продукции, рассчитанного по себестоимости. Объем выпуска продукции опре­деляется на основе имеющихся заказов потребителей и прогнозов сбыта.

Длительность производственного цикла определяет продолжи­тельность нахождения средств в незавершенном производстве (норма запаса в днях). Производственный цикл измеряется в ка­лендарных единицах времени (дни, часы, минуты) и содержит следующие элементы; рабочий период, естественные процессы, перерывы. Состав и соотношение между собой отдельных эле­ментов производственного цикла характеризуют его структуру.

Коэффициент нарастания затрат (Кнз) характеризует уровень готовности продукции в составе незавершенного производства. Не­обходимость расчета коэффициента нарастания затрат обусловле­на тем, что затраты в незавершенном производстве осуществля­ются в разное время. Обычно их делят на единовременные и ос­тальные затраты. К единовременным затратам относится расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов. Остальные затра­ты (заработная плата, амортизационные отчисления, накладные расходы и т. п.) нарастают постепенно на протяжении всего цик­ла. Коэффициент рассчитывается как отношение себестоимости незавершенного производства к плановой себестоимости изделия и учитывает длительность производственного цикла. При нерав­номерном нарастании затрат используют формулу:

где Зi- затраты на i-й период времени нарастающим итогом (i = 1, 2, ..., п);

С - плановая себестоимость изделия;

Т- длитель­ность полного производственного цикла изделия в календарных временных единицах (дни, недели, месяцы).

Пример. Себестоимость продукции - 1000 руб. Длительность произ­водственного цикла - 4 дня. Затраты в 1-й день - 300 руб., во 2-й день -300 руб., в 3-й день - 200 руб., в 4-й день - 200 руб. Определить коэф­фициент нарастания затрат.

Норма оборотных средств в незавершенном производстве рас­считывается по предприятию в целом или по подразделениям с последующим суммированием. Для этого используют формулу:

где Nнп - норма оборотных средств в незавершенном производстве по предприятию в целом;

Тi - длительность производственного цикла изделия или подразделения;

Ki - коэффициент нарастания затрат изделия или подразделения;

n - число групп изделий, под­разделений.

Норматив оборотных средств незавершенного производства рас­считывается по формуле:

где С/Т - норма однодневного выпуска продукции по плановой себестоимости;

С- полная себестоимость выпускаемой продукции;

Т - число календарных дней в периоде.

Пример. Используем данные предыдущего примера из расчета нормы оборотных средств в незавершенном производстве.

Данная модель применяется в макрологических системах, когда издержки га выполнение заказа и проверку фактического состояния запасов на складе велики, а заготовительный период и ущерб от дефицита ресурсов (невыполнения заказа) малы.

Еще одной моделью управления запасами, основанной на рассмотренных ранее моделях с фиксированным размером заказа и с фиксированной периодичностью заказа, является модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. В данной модели заказ ресурсов осуществляется через равные промежутки времени, однако в том случае, если фактический остаток ресурсов на складе снизится до уровня второго бункера, то осуществляется внеочередной заказ. Размер заказа равен разности между максимальным заказом и фактическим наличием запаса на момент заказа или между максимальным запасом и запасом в точке заказа.

Применение данной модели целесообразно при значительных изменениях в потребности ресурсов и необходимости исключить возможность их нехватки до наступления срока очередной поставки. Реализация модели требует оперативного контроля наличия запасов на складе.

В тех случаях, когда нельзя пренебрегать нестационарностью или стохастичностью отдельных параметров системы запасов, применяются более сложные модели управления запасами, для которых Q = var и τ = var.

2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПАСОВ С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ЗАПАСА

Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа (τ = const, Q = var) характеризуется тем, что ресурсы заказываются и поступают на склад через равные промежутки времени. Особенности данной модели отражены на рис. 7.

В момент заказа ресурсов проверяется наличие запаса на складе. Размер заказа равен разности между фиксированным необходимым запасом и его фактическим наличием

qз = Qmax – Qфакт.

Таким образом, qз является переменной величиной.

В данной модели определению подлежит уровень максимального запаса и период между двумя смежными поставками ресурсов. Максимальный уровень запаса в системе должен быть равен:

Qmax = qз + Qстр,

а величина периода между смежными заказами:

τсз = qз / λ.

Применение данной модели целесообразно при установлении регулярных сроков поставки и возможности запасать ресурсы в любом количестве. Достоинством модели является то, что при ее использовании нет необходимости в ведении регулярного (ежедневного) учета наличия запасов на складе. Это необходимо лишь в момент времени заказа ресурсов.

Рис. 7. Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Определить транспортный запас в натуральном выражении, если отгружено за квартал – 200 тонн труб, а среднее время их транспортировки – 7 дней.

Запас транспортный в натуральном выражении определяется по формуле

Зтр. н. = Зо дн ∙ Р,

где Зо дн – запас относительный в днях обеспеченности объема потребления (товарооборота); Р – объем среднесуточного потребления (отпуска) в натуральных единицах.

Р = 200 тонн / 90 дней = 2,2 тонн в день.

Следовательно,

Зтр. н. = 2,2 тонны в день ∙ 7 дней = 15,4 тонны.

Транспортный запас в натуральном выражении равен 15,4 тонны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Логистика запасов: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Сост. к. э. н., и. о. проф. О. В. Саенко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001.

3. Третьяков М. М., Хальзова Н. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002.

Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы т.е. учитываются:

отдаленность поставщиков от АТП;

условия снабжения, предусмотренные в договорах;

частота, равномерность и комплектность поставок;

размеры поставляемых партий;

скорость перевозок;

регулярность работы транспорта, доставляющего материальнные ценности;

система и форма расчетов;

скорость документооборота и т.д.

Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запа­сам включают время:

Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);

Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);

Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;

Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.

Таким образом, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.

Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.

Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. Если время доставки меньше или равно времени, необходимому для оплаты счета, то транспортный запас не создается.

Технологический запас на предприятии создается в том случае, если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. Например, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделения излишних примесей.

Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.

Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счет плановых поставок.

Размер текущего запаса рассчитывается на основе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на основе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.

Величину текущего запаса можно определить по формуле:


Зтек = а Тп,

где а – среднесуточный расход материала;

Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.

При больших объемах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объема между двумя смежными поставками.

При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на этот интервал, т.е. в размере до полного интервала между поставками.

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, т.е. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.

Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, необходимое для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:

Зстр = а Тс,

где Тс – время восстановления страхового запас, дни.

Таким образом, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.

Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на основе показателей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.

Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.

Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.

В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:

Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.

Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.

Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.

Тподгот = tподгот - Ттек (если tподгот > Ттек ).

Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).

Пример 2 А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.

Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:

Тподгот = tподгот - Ттек = 21 – 18 = 3.

Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.

Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).

Расчет нормы запасов. В статье пойдет речь о расчете нормы запасов различных ТМЦ: норма запаса готовой продукции, норма запаса материального ресурса, норма запаса различных видов тары.

Рассмотрим несколько показателей, которые помогают управлять оборотными средствами производственного предприятия:

Норма запасов готовой продукции в днях оборота Дн рассчитывается по формуле:

Дн=(Тн*Др)/(Т0+Тп-Т1) или Дн=Тн/Тс

где Тн - норматив запасов готовой продукции в натуральном или стоимостном выражении;

Др - количество рабочих дней в данном периоде;

Т0 и Т1 - остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода в натуральном или стоимостном выражении;

Тп - объем поступления готовой продукции за данный период в натуральном или стоимостном выражении;

Тс - среднесуточное количество отправляемой продукции со склада в натуральном или стоимостном выражении.

Норма запасов материальных ресурсов (общая) в днях Доб определяется суммой следующих нормативов:

Доб=Дтрз+Дпз+Дтз+Дсз

где Дтрз - время пребывания в пути материальных ресурсов, оплаченных предприятием (транспортный запас), дней;

Дпз - время для выгрузки, доставки материалов на склады предприятия, приемки и складирования, а также время подготовки материалов к производству («подготовительный запас»), дней;

Дтз - время нахождения материальных ресурсов в составе текущего запаса, дней;

Дсз - время нахождения материальных ресурсов в составе страхового запаса, дней.

Норма запасов различных видов тары Дтар (в днях) определяется как средневзвешенная величина:

Дтар=(ΣДti*Hti)/(ΣHti)

где Дti - норма запаса i-го вида тары, дней;

Hti - средний однодневный расход i-го вида тары, руб.

Норма производственных запасов материалов общая З на предприятии определяется в натуральном и стоимостном выражении суммированием следующих величин:

З=Зт+Зп+Зс

где Зт - средняя величина (норма) текущего запаса материала;

Зп - норма подготовительного запаса данного вида материала. (Подготовительный запас связан с предпроизводственной подготовкой материалов (раскрой, сушка, комплектовка, подсортировка и т.п.);

Зс - страховой (гарантийный) запас материалов.

Формула расчета мощности

И в таком случае, формула расчета мощности принимает следующий вид: мощность= работа/время, или

где N - мощность,
A - работа,
t - время.

Единицей мощности является ватт (1 Вт). 1 Вт - это такая мощность, при которой за 1 секунду совершается работа в 1 джоуль. Единица эта названа в честь английского изобретателя Дж. Уатта, который построил первую паровую машину. Любопытно, что сам Уатт пользовался другой единицей мощности - лошадиная сила, и формулу мощности в физике в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, ввели позже. Измерение мощности в лошадиных силах используют и сегодня, например, когда говорят о мощности легкового автомобиля или грузовика. Одна лошадиная сила равна примерно 735,5 Вт.

Применение мощности в физике

Мощность является важнейшей характеристикой любого двигателя. Различные двигатели развивают совершенно разную мощность. Это могут быть как сотые доли киловатта, например, двигатель электробритвы, так и миллионы киловатт, например, двигатель ракеты-носителя космического корабля. При различной нагрузке двигатель автомобиля вырабатывает разную мощность , чтобы продолжать движение с одинаковой скоростью. Например, при увеличении массы груза, вес машины увеличивается, соответственно, возрастает сила трения о поверхность дороги, и для поддержания такой же скорости, как и без груза, двигатель должен будет совершать большую работу. Соответственно, возрастет вырабатываемая двигателем мощность. Двигатель будет потреблять больше топлива.

Удельный расход материалов, его структура и анализ его изменений. Нормирование запасов

Это хорошо известно всем шоферам. Однако, на большой скорости свою немалую роль играет и инерция движущегося транспортного средства, которая тем больше, чем больше его масса. Опытные водители грузовиков находят оптимальное сочетание скорости с потребляемым бензином, чтобы машина сжигала меньше топлива.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Механическая работа: определение и формула
Следующая тема:   Простые механизмы и их применение: рычаг, равновесие сил на рычаге

Транспортный запас

Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.

Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.

В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:

Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.

Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.

Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.

Тподгот = tподгот Ттек (если tподгот > Ттек ).

Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).

Пример 2 .

Методики расчета нормы запаса

Текущий складской запас материала А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.

Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:

Тподгот = tподгот Ттек = 21 – 18 = 3.

Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.

Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).

Нормирование уровня складских резервов — Руководство по бюджетированию

Коротко: Розничный товарооборот – это совокупная выручка торгового предприятия за анализируемый период. Он представляет собой суммарное количество средств, полученное в ходе реализации товаров. Данные о продажах необходимо брать из бухгалтерских документов. При анализе товарооборота определяют его динамику в текущих и сопоставимых ценах, а также исследуют структуру показателя в разрезе товарных категорий. Конечной целью исследования является установление причин изменения товарооборота и пересмотр продуктовых групп.

Подробно

В любой торговой организации важным экономическим показателем является товарооборот. Это совокупная стоимость проданных товаров и полученной прибыли. Показатель выражается в денежной форме, независимо от варианта оплаты (наличный, безналичный расчет) и категории покупателя (физические и юридические лица).

Простыми словами : товарооборот - сумма денег, полученных от покупателей за определенный период.

Это важнейший показатель эффективности деятельности торгового предприятия, который участвует в определении других параметров и коэффициентов.

Экономический смысл

Деятельность любой розничной торговой организации направлена на продажу товаров, где фирма выступает в роли посредника по доведению материальных благ до конечного покупателя. Конечные потребители, приобретая ценности, создают основные денежные потоки компании и приносят ей максимальный доход. Количество поступивших от покупателей денег образуют товарооборот. И чем больше это значение, тем лучше: каждое предприятие стремится его повысить.

Формула расчета

Вычисляют товарооборот по разным формулам. Самая простая выглядит так:

  • Ц - цена;
  • К - количество.

Однако на практике такой метод расчетов применяется крайне редко. Исключение: торговые организации и ИП, предлагающие узкий ассортимент продукции.

Данные о выручке не рассчитывают по формулам, а берут из документов. Источниками выступают:

  • бухгалтерские счета;
  • первичная документация;
  • статистическая отчетность.

Получить данные можно на основании кассовой отчетности и выписки с банковских счетов. В бухгалтерии выручку от продажи товаров за наличные записывают с помощью проводки: Дт 50 Кт 46.

Данные берут за год, квартал, месяц.

Розничный товарооборот рассчитывают как сумму выручки за каждый день отчетного периода и разницу между объемом средств на счетах и в кассе на начало и конец дня:

  • ДНКД - наличные деньги в кассе на конец рабочего дня;
  • ДСКД - деньги на счетах на конец рабочего дня;
  • ДННД - наличные деньги в кассе на начало рабочего дня;
  • ДСНД - деньги на счетах на начало рабочего дня.

При этом учитываются только те средства, которые получены в качестве оплаты за товары.

Магазин может также предлагать клиенту и другие способы оплаты, например, рассрочку или кредит. Эти средства также учитываются в товарообороте.

Анализ показателя

Зачем анализировать розничный товарооборот? Это делать необходимо, чтобы:

  • отследить динамику, по сравнению с предыдущими периодами;
  • провести факторный анализ;
  • определить структуру товарооборота;
  • сделать выводы насчет обоснованности плановых значений;
  • проверить выполнение плана;
  • определить размер безубыточного объема продаж.

Таким образом, анализ показателя носит многоплановый характер. Важно уделять внимание еще и его структуре. Это позволит понять, какие позиции приносят максимальный доход, а какие - убыточны и требуют пересмотра работы с этими товарами.

Анализируют товарооборот по следующей схеме:

  • сопоставляют план и факт, выявляют причины невыполнения плана (по необходимости);
  • отслеживают динамику;
  • проводят анализ состава товарооборота (по покупателям, формам оплаты, обслуживания);
  • анализируют структуру товарооборота по товарам (вычисляют, какая доля каждой группы в общем объеме);
  • проводят факторный анализ.

Динамику рассчитывают в текущих и сопоставимых ценах. Товарооборот в текущих ценах - совокупная величина продажи товаров. Если из этой величины убрать размер, на который выросли цены, то получится товарооборот в сопоставимых (условно-постоянных) ценах.

Динамика роста товарооборота в текущих ценах рассчитывается по формуле:

  • ТТЦ ОГ - т/о отчетного года в текущих ценах;
  • ТПГ - т/о прошлого года.

Суть метода расчета в сопоставимых ценах заключается в том, чтобы не учитывать фактор роста стоимости из-за инфляции, и получить реальные данные об изменении объема продаж и выручки. Формула расчета при этом будет выглядеть следующим образом:

  • ТСЦОГ - товарооборот отчетного года в текущих ценах;
  • ТПГ - товарооборот прошлого года.

В ситуации, когда был составлен план товарооборота, а цены в отчетном периоде изменились, применяют индекс цен. Его формула выглядит следующим образом:

  • Ц1 - цена в отчетном периоде;
  • Ц0 - цена в базовом периоде (принимается за 100%).

При анализе товарооборота важно понимать, какие социально-эконмические явления могут оказать на него влияние. Показатель меняется в зависимости от:

  • спроса - чем выше спрос продукции на рынке, тем лучше ее будут покупать;
  • предложения - большая конкуренция требует поддерживать определенный уровень сервиса и цены;
  • ценовой политики - чем выше цена на товары, тем больше заплатят покупатели;
  • налогов - размер НДС и акцизов закладывается в цену товара;
  • себестоимости - чем дороже товар стоит у поставщика, тем больше будет себестоимость закупа;
  • инфляции - со временем цены поднимаются, это важно учитывать при прогнозировании объема продаж.

Рассмотрим, о чем может говорить снижение и рост показателя за последние 2 года.

Пример расчета

Расчет показателя и динамики его изменения - одна из главных задач экономиста любого торгового предприятия. Для примера проанализируем показатель условного предприятия, результаты представлены в табличном виде (скачать в Excel).

Структура т/о

Динамика т/о в действ. ценах

Индекс цен

Т/о в сопост. ценах

Динамика т/о в сопост. ценах

Продукты питания

Косметика

На основании данных расчетов можно сделать следующие выводы:

  • в текущих ценах наблюдается рост товарооборота по всем категориям - продукты питания, игрушки и косметика;
  • в сопоставимых ценах рост только в категориях продукты питания (на 3,99%) и игрушки (на 9,2%). В косметике падение продаж на 6,4%.

Таким образом, рост товарооборота косметических товаров в 2017 году был достигнут только за счет повышения цен, фактически же объем продаж снизился. Но в целом по всем категориям динамика положительная.

Резюме

Товарооборот - важнейший показатель, характеризующий деятельность любой торговой организации. Важно не просто знать его значение (само по себе оно ни о чем не скажет), а применять для анализа динамики и структуры. Как только будет установлено, что произошли изменения, необходимо найти их причины. По результатам анализа делают выводы о перспективах роста товарооборота в будущих периодах и необходимости изменения его структуры.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым