Подготовка климатической техники к летнему сезону. Подготовка кондиционера к лету

На улице лето! Солнышко нежно греет, птички поют, все вокруг радуются, гуляют и отдыхают на берегу озера или речки. Но когда стрелка термометра начинает переваливать за 40 градусов Цельсия, все буквально изменяется в точности наоборот. И в этот момент ты понимаешь, что не так уж и все хорошо. Правда ситуацию можно улучшить, если у вас установлен дома или на работе кондиционер.

Конечно, кондиционер это революционное изобретение, без которого в современном мире обойтись практически невозможно. Но мы начинаем думать о нем только лишь тогда, когда жара уже наступила. И как не, кстати, именно в этот момент работать он отказывается. Не зря в народе бытует поговорка «готов сани летом», также дело обстоит и з кондиционером. Его нужно подготовить к лету еще зимой или, в конце концов, весной.

Правильное и своевременное обслуживание кондиционера – залог долгой его работы. В первую очередь хочется обратить на очень важный момент, перед тем как вы приступите к обслуживанию кондиционера. Убедитесь в том, что он отключен от электросети. Какие бы вы работы не проводили с ним, электросеть должна быть отключена.

И c чего начать?

Начните с фильтра. Он находится под передней панелью. Аккуратно ее откройте и извлеките их оттуда. Этот процесс не должен вас затруднить. Обычно фильтр промывают в теплой воде мыльным раствором. Дело в том, что через этот фильтр кондиционер засасывает воздух вовнутрь, охлаждает его там и через нижний воздуховод подает его обратно в комнату. Даже если фильтр засорен незначительно, функционирование будет уже нарушено, так как частичками пыли будет забиваться блок радиатора, кулеры и все что находится внутри прибора.

После того как фильтры были изъяты, возьмите пылесос и пропылесосьте внешнюю часть блока радиатора, чтобы извлечь оттуда частички пыли. Переднюю панель, о которой мы говорили раньше можно также снять и промыть ее в теплой воде. Дальше протрите нижний воздуховод влажной тряпкой. Можете поставить на пылесос маленькую насадку и тоже пропылесосить. Максимально все очистите от грязи. После этого с помощью специального спрея продезинфицируйте внешние блоки кондиционера. Такие флакончики продаются в специализированных магазинах. Не пожалейте денег и обязательно прикупите себе один, тем более что его вам хватит на долго. Ставите все на место, но пока что ничего не включаете.

Дальше делаете осмотр внешнего блока. Самой большой проблемой наружного блока является тополиный пух. Чтобы очистить от него вентилятор и блок радиатора придется снимать защитную решетку. Внимание! Кондиционер должен быть отключен. После очистки поставьте решетку на место и убедитесь, что она установлена правильно. Также проведите осмотр сливной горловины на предмет засорения. Это важно, так как если она засорена, то конденсат начнет течь прямо с внутреннего блока.

После проведенных всех этих процедур можно включать кондиционер. В том случае если включение не произошло, не пробуйте самостоятельно лезть в электропроводку, лучше обратитесь в сервисный центр за специалистом.

Весной, с приближением лета самое время вспомнить о том, что кондиционер вашего автомобиля нуждается в профилактике. Без своевременного обслуживания кондиционер достаточно быстро выйдет из строя - его хватит на первые два-три года. Причиной такой недолговечности является агрессивная среда, применяемая зимой для борьбы с обледенением дорог. Алюминиевые трубки очень быстро выходят из строя под действием специальных антиобледеняющих веществ. Соль, которой обильно посыпают отечественные дороги в зимнее время, является сильным катализатором, поэтому алюминий, контактирующий с ней, подвергается сильной коррозии.

Профилактика

Важно! Весной необходимо обязательно очистить места, где алюминиевые трубки низкого и высокого давления прилегают к кузову автомобиля.

Именно здесь появляются первые трещины, сквозь которые улетучится весь фреон. Очень важно также обратить внимание на конденсатор, который обычно находится перед радиатором автомобиля.

Достаточно часто причиной повреждения алюминиевых трубок является так называемая «усталость металла». Особое внимание следует обратить на трубку высокого давления, которая выходит из компрессора. Резиновый переходник на этой трубке выполняет функцию своеобразного амортизатора. Если эта резиновая трубка пересохнет и станет жесткой, то она уже не будет компенсировать вибрацию двигателя на холостом ходу. Также следует проверить хомуты, крепящие эту трубку - они могут ослабиться. Если трубка потеряла эластичность, то по окончанию зимнего сезона ее следует заменить.

Но все-таки вышеперечисленные меры могут быть недостаточными для нормальной работы кондиционера. Поэтому нужно проверить состояние резиновых амортизирующих подушек под двигателем. В случае износа этих подушек увеличивается вероятность разрывов трубопроводов высокого и низкого давления. При замене самих трубок следует обратить внимание на сам фреон. При проведении ремонта мастер обязательно откачивает фреон из кондиционера для образования вакуума. После профилактических работ система кондиционирования будет функционировать намного лучше.

Заняться подготовкой кондиционера к летним жарким денькам нужно заранее. Иначе, решив в первый жаркий день охладить квартиру, можно получить неприятный сюрприз в виде проблем с работой устройства. Поговорим о том, как правильно подготовить кондиционер к приближающемуся летнему сезону.

Верим, что пользуясь нашими советами вы правильно выбрали и установили в своей квартире или доме кондиционер . Зимой эти устройства чаще всего не эксплуатируются. Поэтому целесообразно провести осенью консервацию, сделав всё правильно и подготовив кондиционер к холодному периоду .

Но даже если осенью вы провели профилактику и законсервировали ваш охладитель комнаты, на этом хлопоты не заканчиваются. Теперь необходимо проверить, насколько кондиционер готов к активной работе в летнюю жару.

Вот так может выглядеть внутренний фильтр кондиционера, чьи хозяева пренебрегают его регулярной чисткой. В течение лета, когда устройство эксплуатируется ежедневно, проводить чистку фильтра внутреннего блока эксперты советуют каждые две недели. Важно знать, какой у вас фильтр — если одноразовый, его придётся менять, согласно инструкции.

Съёмный фильтр лучше всего промывать под проточной водой, а пока он сохнет, обработать остальные внутренние, доступные после снятия корпуса детали антисептиками и дезинфицирующими средствами, чтобы исключить появление неприятного запаха во время работы кондиционера.

Важно! Работать нужно аккуратно, строго следуя инструкции, которая расскажет, как именно снять корпус, на что обратить внимание.

С внешним блоком кондиционера сложнее. Если он у вас висит на большой высоте, на стене многоэтажки, без специалистов вы к нему просто не сможете подобраться. В частном доме и на первом этаже проще. Можно пропылесосить решётку и лопасти вентилятора, протереть корпус, проверить его целостность.

Важно! Перед чисткой кондиционера каждый раз отключайте его от электросети, а включайте не раньше, чем через полчаса после окончания уборки.

Если есть возможность, то внешний корпус желательно промыть напором воды, например, из шланга или мини-мойки. Не включайте устройство, пока всё не просохнет окончательно! После такой чистки внешнего и внутреннего корпусов следует включить кондиционер на полную мощность, чтобы убедиться, что все вентиляторы работают нормально, им ничто не мешает.

Важной частью подготовки кондиционера к летнему сезону является дозаправка фреоном. Дозаправка требуется, если ваш внутренний блок не дает достаточно холодного воздуха. Для проверки установите режим работы кондиционера на максимальное охлаждение и подержите градусник в выходном отверстии внутреннего блока. Температура выдуваемого воздуха должна находиться в пределах 12-15 градусов.

Сразу отметим, что самостоятельно заправить кондиционер без соответствующего оборудования и навыков не получится. Вызывайте специалистов, которые также могут провести весь нужный комплекс работ. Такая комплексная подготовка кондиционера к лету, включающая чистку внутреннего и наружного блока, дозаправку фреоном, диагностику, проверку электрических контактов, герметичности соединений, будет стоить порядка 2500 рублей. За обычную чистку кондиционера придётся заплатить от 500 рублей.

Приближается лето - основной сезон работы кондиционеров и пора повышенного спроса на сплит-системы. И уже ожидаемая невыносимая летняя жара, которая из «аномальной» за последние годы стала почти традиционной, только подстёгивает интерес к кондиционерам. Однако, приобретая сплит-систему, нужно понимать, что она потребует большего внимания, чем бытовая техника вроде утюга или фена. Кондиционер - это сложное оборудование, требующее особого ухода. Что же нужно делать, чтобы он работал долго и эффективно? Попробуем разобраться.

Кому доверить монтаж сплит-системы?

Выбрать подходящую сплит-систему для своих нужд - это лишь часть дела. Важно ещё грамотно её смонтировать. К выбору специалистов, которые будут устанавливать кондиционер, стоит отнестись серьёзно - ведь некачественный монтаж может сказаться на эффективности работы прибора и его безотказности в будущем.

Производители рекомендуют обращаться в авторизованные монтажные организации, специалисты которых имеют опыт работы с оборудованием данной конкретной марки. В противном случае не исключены ошибки при установке, способные привести, например, к утечке фреона и последующему выходу из строя компрессора или - при неправильной коммутации электрических соединений - электроники кондиционера.

Плановый осмотр.

Кондиционеры нуждаются в регулярном осмотре специалистами. В случае бытовой сплит-системы желательно проводить осмотр дважды в год - перед началом сезона (весной) и после него (осенью), если это невозможно, то хотя бы раз в год - десной. Сплит-системы, эксплуатируемые длительное время с высокой степенью загрузки (например, установленные в офисах), нуждаются в более частых осмотрах.

Что же будет, если оставить кондиционер без плановых осмотров? Его производительность зависит во многом от эффективной работы теплообменников. Однако со временем их поверхности загрязняются пылью, пухом и т.д. Если загрязнения периодически не вычищать, то теплообмен будет ухудшаться и, как следствие, работа кондиционера станет менее эффективной.

Впрочем, плохая работа сплит-системы - ещё полбеды. Гораздо хуже то, что загрязнённость теплообменников может привести к перегреву компрессора и его поломке. Кроме того, с течением времени в системе возможна утечка хладагента, что грозит снижением производительности кондиционера, а в некоторых случаях - и выходом из строя компрессора. Поэтому утечки также нужно выявлять заранее.

Проводить техническое обслуживание сплит-систем должны только специалисты, имеющие и оборудование, и навыки для такого рода работ. Они проверят состояние кондиционера, его рабочие параметры, при необходимости почистят фильтры и теплообменники сплит-системы, а если обнаружат утечку фреона, то дозаправят хладагентом нужного типа.

Плановыми осмотрами климатической техники могут заниматься и специалисты компании, установившей кондиционер (если договор это предусматривает), но вы также можете обратиться и в другую организацию, предоставляющую подобные услуги. Важно, чтобы компания, проводящая обслуживание, была авторизована для работы с оборудованием той марки, к которой принадлежит ваш кондиционер.

Нужно сказать, что и сами производители сплит-систем гарантируют безотказную работу своих моделей только при соблюдении правил эксплуатации. Некоторые компании могут отказать в гарантийном ремонте, если окажется, что прибор не проходил должного ежегодного осмотра специалистами.

Обслуживание внутреннего блока сплит-системы своими руками.

Обслуживание наружного блока сплит-системы стоит оставить профессионалам (тем более что он обычно расположен на большой высоте, и добраться до него могут только люди со специальным оборудованием и навыками). А вот позаботиться о чистоте внутреннего блока пользователь в силах и сам.

Чистить внутренний блок сплит-системы нужно не только ради продления её срока службы, но и для собственного здоровья. Дело в том, что во внутреннем блоке в процессе работы кондиционера образуется конденсат. Высокая влажность и обилие пыли создают в приборе хорошую среду для развития бактерий и плесневых грибов. Этот очаг вдвойне опасен тем, что микроорганизмы могут с воздушным потоком распространяться по всему дому и стать причиной заболеваний. Поэтому пренебрегать уборкой внутреннего блока не стоит - нужно периодически мыть корпус, чистить лопасти вентиляторов и теплообменник (это можно сделать и при помощи пылесоса, или зубной щетки ), своевременно промывать или заменять фильтры (если они сменные). Конечно, многие производители стараются свести эти работы к минимуму - делают самоочищающиеся фильтры, покрывают поверхности корпуса и теплообменников антибактериальными или грязеотталкивающими составами, используют системы осушения. Однако следить за чистотой все равно необходимо.

Уход за внутренним блоком не требует от владельца особых усилий: достаточно периодически протирать корпус и следить за состоянием фильтров.

На замену выходит.

Отдельного внимания заслуживает вопрос замены устаревших или вышедших из строя моделей на новые. Сплит-системы, как известно, состоят из двух блоков (внутреннего и внешнего), соединённых медными трубками, по которым циркулирует хладагент, а также проводами межблочной связи. Технические параметры всех элементов этой системы (количество проводов, диаметр и конструкция труб) могут различаться в зависимости от марки, производительности и особенностей каждой конкретной модели. Поэтому установить новые блоки на уже проложенные в стенах трубы можно лишь тогда, когда все параметры старой и новой моделей совпадают - а подобрать подобную замену не так просто. В результате в большинстве случаев приходится полностью менять всю систему и прокладывать новые трубы. Несколько проще могут обстоять дела, если новая модель - той же марки, что и старая, у них могут совпадать многие параметры. Некоторые производители даже специально предусматривают лёгкую замену своего оборудования на обновлённые версии.

В последние годы на рынке произошло массовое замещение моделей сплит-систем, работающих на хладагенте R22, новыми моделями на хладагенте R41QA. Произошло это в связи с ужесточением требований к экологической безопасности смесей фреонов. Поэтому владельцы кондиционеров, заправленных фреоном R22 (такие модели были весьма популярны на российском рынке благодаря сочетанию невысокой стоимости и хорошей производительности), могут столкнуться с проблемами при замене отслужившего своё прибора. Устанавливать новое оборудование, работающее на фреоне R410A, на трубки от модели с использованием R22 нельзя. Редкие исключения - сплит-системы с хладагентом R410A со специально заложенной в них возможностью установки на трубки от R22 без предшествующей промывки трасс.

Для справки: Большинство современных сплит-систем умеют не только охлаждать воздух, но и обогревать его. Это возможно благодаря функции «теплового насоса»: прибор меняет местами функции теплообменников, в итоге внутренний блок начинает отдавать в воздух тепло, а наружный - холод.

При хороших условиях (не очень низкой температуре за окном) кондиционеры обогревают помещение даже эффективнее, чем, например, электрические приборы отопления. Ведь последние на 1 кВт затраченной электроэнергии не способны произвести больше 1 кВт тепла, в то время как сплит-система с этой задачей справится. Она тратит электроэнергию не на нагрев воздуха, а на перенос тепла из одной среды (уличного воздуха) в другую (воздух в помещении) посредством работы компрессора и вентиляторов.

Но всё же полностью заменить отопительные приборы кондиционеры не смогут - когда межсезонье сменится зимой, теплопроизводительность прибора начнёт понемногу падать. Ведь чем ниже температура уличного воздуха, тем меньше эффективность работы сплит-системы. А при очень сильных морозах приборы и вовсе не смогут работать на обогрев. Поэтому снижение тепловой мощности приборов при понижении температуры уличного воздуха - естественное явление, а не следствие неисправности сплит-системы. Существенная часть кондиционеров, которые поставляются на российский рынок, способны обогревать воздух при морозах около 5-15 °С ниже нуля, хотя некоторые модели специально оборудуют также называемым зимним комплектом - они отличаются большей «морозостойкостью» и работают уже и при 20-30 °С Чтобы конденсатор наружною блока не обмерзал при работе на обогрев в морозы, многие компании предусматривают возможность автоматической разморозки теплообменника.

Когда зима уже прошла и на улице становится с каждым днем все теплее, пора вспомнить о своем «спасителе» в знойные летние дни - кондиционере. Пока еще не наступил сезон, когда профессиональные компании приступят к активным продажам климатической техники и сервисные специалисты более или менее свободны, а цены на обслуживание не начали быстро повышаться - самое время пользователям кондиционеров подумать о подготовке своих агрегатов к предстоящей работе.

Как утверждает американский институт Кондиционирования и Охлаждения, сорок процентов электроэнергии, которую используют люди в квартирах и домах, приходится именно на охлаждающее и отопительное оборудование. Максимально правильная работа бытовой климатической техники позволяет пользователям не расходовать лишних денежных средств на электроэнергию, а ее качественное и своевременное обслуживание - не тратить финансы на ее ремонт.

Поэтому владельцам кондиционеров следует заранее подготовиться к теплому сезону, разумеется, с помощью специалистов по климатическому оборудованию. Кое-какую, достаточно несложную работу пользователи могут сделать самостоятельно, остальную же, требующую знаний и специальных инструментов, нужно будет выполнить только профессионалам. Так что же могут сделать для подготовки кондиционера к работе летом сами владельцы?

Пользователи могут самостоятельно вынуть из техники воздушные фильтры, тщательно их промыть, высушить и поставить на место. Еще они могут очистить наружный блок (если он доступен) от пыли, грязи, листьев, веток и другого мусора, чтобы была хорошая циркуляция воздуха. Так же пользователи могут промыть внешний блок под струей воды из шланга и особенно промыть конденсатор системы - он должен быть чистым и хорошо просматриваться. Кроме этого, они могут проверить вентиляторы кондиционера и убедиться в том, что они ни за что не цепляются.

Если вышеописанные действия вызывают какие-либо вопросы или трудности у пользователя, и он опасается сделать что-то не так, то лучше сразу пригласить специалистов сервисной службы из специализированной компании и лучше той, которая занималась установкой кондиционера. Кроме очистки (замены) фильтров, мойки наружного блока и проверки всех вентиляторов, они еще проведут и другую работу, необходимую для нормального функционирования кондиционера.

Профессионалы проверят количество хладагента, испаритель, термостаты и управление кондиционером, осмотрят коммуникации на возможные течи, обследуют и, при необходимости, зачистят электроконтакты, обновят теплоизоляцию трубок из меди, а так же выполнят смазку нужных деталей агрегата и дозаправку агрегата фреоном (если требуется).

Все проведенные сервисной бригадой работы позволят подготовить кондиционер к нормальной и бесперебойной работе в летний период времени. Своевременная забота о кондиционере не позволит пользователям попасть в ситуацию, когда на улице вдруг резко наступят жаркие дни, а кондиционер по каким-то причинам вдруг станет плохо охлаждать или вовсе перестанет включаться.

Все тот же американский институт Кондиционирования и Охлаждения считает, что регулярное и качественно обслуживаемая климатическая система способна прослужить как минимум пятнадцать лет до полной выработки своего ресурса. Кстати, это самое учреждение сегодня в Америке занимается установлением стандартов обслуживания для всех существующих там центральных систем кондиционирования.