Посмертный браконьер. Личное дело

В понедельник стало ясно, что полномочный представитель президента в Госдуме Александр Косопкин больше никогда не появится на Охотном Ряду. 9 января Косопкин вылетел, чтобы охотиться в горах Алтая, а в итоге стал жертвой авиакатастрофы. Пока неясно, что именно стало причиной аварии вертолета Ми-171, которым воспользовался чиновник, но место, где разбились насмерть полпред и еще шесть человек, — гора Черная — и впрямь оказалось роковым.

Для выпускника Челябинского железнодорожного техникума и в прошлом помощника машиниста Косопкин сделал блестящую карьеру.

Депутат Верховного совета в начале 90-х, а затем — на долгие годы — служащий администрации президента, начинавший еще в эпоху Бориса Ельцина. С 1996 года работал начальником отдела по взаимодействию с Федеральным собранием в администрации президента, когда Дума была главным центром оппозиции Кремлю.

Уже при Владимире Путине, в 2001 году, Косопкин возглавил ключевое в администрации управление внутренней политики.

С тех пор Косопкина часто называли своего рода серым кардиналом Думы вслед за замглавы кремлевской администрации Владиславом Сурковым.

В общем-то, на этой должности Косопкин и был правой рукой Суркова. «Он очень давно у нас работает, и мы общаемся уже несколько созывов», — вспомнил в разговоре с «Газетой.Ru» первый зампред фракции КПРФ Виктор Илюхин. Предыдущему полпреду в Госдуме Александру Котенкову пришлось работать в Думе с оппозицией, а потому смотреть на депутатов «свысока и нагло», считает эксперт центра «Панорама» Григорий Белонучкин. По его словам, в то время считалось, что Котенков играл роль официального рупора администрации, а Косопкин отвечал за неформальное обеспечение позиций президента. Среди теневых операций, приписываемых Косопкину, — изгнание ушедшего в оппозицию Кремлю Сергея Глазьева из фракции «Родина» весной 2004 года и ссора политика с Дмитрием Рогозиным.

Избранная в 2003 году Дума стала абсолютно лояльной и легко управляемой, и отбивать инициативы президента от нападок в нижней палате парламента стало практически не от кого. С реформой администрации президента в апреле 2004 года Котенкова перевели на аналогичную должность в Совет федерации, а Косопкин стал публичным представителем Путина.

Полпред президента в Государственной думе — политическая фигура. Он прямой и единственный официальный посредник между депутатами и администрацией президента и главный щит интересов Кремля в палате.

Официально Косопкин представлял президентские законопроекты и разъяснял позицию администрации на заседании комитетов и рабочих групп. Фактически его работа заключалась в максимально скором проведение через Думу устраивающих президента законопроектов и блокировании неудобных, но периодически всплывающих даже в послушной Думе инициатив.

В известном смысле эта роль напоминала знакомую Косопкину работу машиниста: с каждым годом парламент становился все более отлаженным и лояльным для Кремля механизмом.

Серьезным дебютом Косопкина в Думе стало успешное проведение путинского закона об отмене губернаторских выборов осенью 2004 года. Несмотря на смену президента страны, Косопкин сохранил должность. Дмитрий Медведев переназначил его на посту полпреда. В последний год Косопкину пришлось проводить в Госдуме важнейшие президентские инициативы по изменениям Конституции, изменению порядка формирования Совета федерации, антикоррупционный пакет Медведева и прочие инициативы по политической реформе президента.

Кандидат психологических наук, автор кандидатской диссертации по парламентскому лоббизму, Косопкин расположил к себе многих работников на Охотном Ряду, некоторые из которых стали его личными друзьями. Депутаты отмечали сохранение «кулуарного» стиля работы Косопкина.

«Он давал очень грамотные рекомендации — по тому, как лучше поступить, как лучше провести законопроект, и такие неформальные мудрые советы были важнее какого-то приказа», — рассказал «Газете.Ru» зампред комитета по безопасности единоросс Михаил Гришанков.

При этом полпред «не любил никаких интриг», отметил экс-депутат Госдумы от Алтайского края Владимир Рыжков. «Косопкин был человеком в высшей степени порядочным и общительным», — вспоминает политик.

Даже представители парламентской оппозиции характеризуют Косопкина как человека предельно корректного. «Он умел выслушивать позицию, никогда не кричал, не давил, не грубил в полемике, — рассказал коммунист Илюхин. — Он уважительно относился, в частности, даже к представителям нашей фракции, и лично у меня с ним сложились добрые отношения».

«Мы привыкли к его стилю работы, — сожалеет депутат, — достаточно уверенному и подчеркнуто уважительному». «Понятно, что он, как чиновник, выполнял то, что ему говорили», — оправдывает профессиональную жесткость Косопкина Рыжков. «Он очень сильный человек, но был корректен, даже когда проводил жесткую линию, которую ему поручал президент», — согласился Гришанков.

Собеседники «Газеты.Ru» пока не готовы строить предположения о новом полпреде. Замена Косопкину пока не подыскивалась — президент был вполне доволен его работой, отмечают народные избранники.

Вчера после трех дней поисков обломки вертолета, на борту которого находился полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, были обнаружены в районе горы Черная в 90 километрах от поселка Акташ. Из 11 человек в авиакатастрофе выжили только четверо.

Как сообщили в управлении МЧС России по Республике Алтай, среди оставшихся в живых - заместитель председателя правительства РА, полномочный представитель республики в Москве Анатолий Банных, второй пилот вертолета 23-летний Максим Колбин, Николай Капранов, Борис Белинский. Раненые более двух суток провели на 30-градусном морозе, в тяжелом состоянии они вертолетом доставлены в больницу в Акташе. По предварительным данным, у всех - обморожения различной степени тяжести, у Анатолия Банных сломан нос.

9 января в 8.45 московского времени вертолет Ми-171 (бортовой номер 22643), принадлежащий Томскому филиалу "Газпромавиа", вылетел из Бийска (Алтайский край) по маршруту Чемал - Кош-Агач (Республика Алтай). В 9.40 он совершил посадку в Чемале и затем проследовал далее. Однако в назначенное время - примерно в 11 часов - Ми-171 не прибыл в Кош-Агач и экипаж не вышел на связь. Пропавший Ми-8 был оборудован автоматическим радиопередатчиком, который позволяет передавать сигнал бедствия.

Но, как сообщили в Росаэронавигации, такого сигнала с вертолета не последовало. После того как попытки связаться с бортом не увенчались успехом, начались поиски.

Как сообщил корреспонденту "РГ" начальник управления информации Сибирского регионального центра МЧС России Дмитрий Кудрявцев, районы возможного местонахождения вертолета - Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский - обследовали спасатели, сотрудники правоохранительных органов и местные жители - пешком и на снегоходах, а также с воздуха - на самолетах и вертолетах МЧС, лесоохраны и минобороны.

В воскресенье к спасательной операции подключились специалисты Центроспаса МЧС России и исполняющий обязанности начальника Сибирского регионального центра МЧС России Данияр Сафиуллин. Всего в поисковых работах было задействовано около 200 человек и 13 воздушных судов. Обнадеживал лишь один факт - на борту находился трехдневный аварийный запас продовольствия (галеты и консервы с тушенкой и гречневой кашей), а также теплые вещи.

Согласно полетному списку на борту Ми-171 находилось 11 человек: три члена экипажа и восемь пассажиров. Кроме полномочного представителя президента РФ в Государственной Думе Александра Косопкина, Анатолия Банных и Виктора Каймина в вертолете летели командир Горно-Алтайского летного отряда Владимир Подопригора, руководитель алтайского ансамбля "Ярманка", заслуженный артист Республики Алтай Василий Вялков, а также Сергей Ливишин и Николай Капранов, по предварительным данным - сотрудники аппарата Госдумы, и Борис Белинский. Федеральные и региональные чиновники вылетели в горный район республики, чтобы поохотиться. В пресс-службе правительства РА утверждают, что у них имелись все разрешительные документы и лицензии на охоту.

После исчезновения вертолета Западно-Сибирская транспортная прокуратура инициировала проверку правил эксплуатации данного воздушного судна. Представители авиапредприятия "Газпромавиа" сообщили корреспонденту "РГ", что пропавший в горах Алтая вертолет Ми-171 был новый - 2007 года выпуска - и успел налетать всего 260 часов, - а экипаж, выполнявший рейс, один из самых опытных в авиакомпании. Летный стаж командира экипажа Алексея Баяндина составлял 30 лет.

Причины авиакатастрофы теперь предстоит выяснить следствию - Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). В правительстве республики сообщили, что один из выживших при крушении, Анатолий Банных, сообщил, что во время полета у вертолета неожиданно заглох мотор и он рухнул на землю. В результате падения большая часть находящихся на борту людей, включая и полпреда президента в Госдуме Александра Косопкина, погибли мгновенно.

Как рассказал журналистам замглавы МЧС Павел Попов, "выжили четыре человека, и это, мы считаем, большая удача. Двое из них находятся в тяжелом шоковом состоянии, их доставили для лечения в Барнаул. Состояние еще двоих оценивается как удовлетворительное".

прощание

Трагически погиб наш коллега, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Александр Сергеевич Косопкин.

Александр Сергеевич пришел в политику в бурные 90-е, став народным депутатом России. Затем он продолжил свою деятельность в Администрации Президента, где за почти двадцать лет безупречного служения Российскому государству проявил себя ответственным и обладающим незаурядными организаторскими способностями человеком.

Его отличали профессионализм, умение вести плодотворный диалог со структурами гражданского общества. Он пользовался авторитетом в политических партиях, общественных объединениях и организациях, его знали и уважали в российских регионах.

Мы будем помнить Александра Сергеевича Косопкина как доброжелательного и открытого для людей человека, как государственного деятеля, внесшего значительный вклад в становление нового российского общества. Память о нем сохранится в наших сердцах.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Родился 1 июня 1957 года в Чите. Окончил Челябинский техникум железнодорожного транспорта (1976), Московскую государственную юридическую академию (1996). Служил в армии, трудился помощником машиниста, машинистом на Южно-Уральской железной дороге. В 1990 году избран народным депутатом РСФСР, работал в комиссии по социальной политике, входил в депутатские объединения "Демократическая Россия", "Рабочий союз России", "Чернобыль". В 1993-1994 годах — ведущий специалист отдела управления информационно-технологического обеспечения аппарата Федерального собрания. С 1994 года — в администрации президента, занимал должности консультанта и руководителя группы. В 1996 году назначен заместителем начальника Главного управления внутренней политики администрации президента РФ — начальником отдела по взаимодействию с Федеральным собранием. С 16 февраля 2001 года — начальник Главного управления внутренней политики. 5 апреля 2004 года назначен полномочным представителем президента Владимира Путина в Госдуме. 14 мая 2008 года переназначен на этот пост новым президентом Дмитрием Медведевым.

Полномочный представитель президента в Госдуме должен обеспечивать представление его интересов и способствовать "реализации конституционных полномочий главы государства в Государственной думе". На практике это означает максимально быстрое продвижение через Госдуму законопроектов, устраивающих главу государства, блокирование законопроектов, президенту не нужных, а также нейтрализация любых антипрезидентских инициатив. Однако господину Косопкину довелось работать с нижней палатой пятого и шестого созыва, в которых конституционное большинство составляли депутаты от пропрезидентской партии "Единая Россия", которые с готовностью поддерживали законодательные инициативы, исходившие от президента и правительства. Что касается законопроектов, которые могли бы не устроить главу государства, то они благодаря выстроенной внутри Госдумы системе не имели шансов дойти даже до первого чтения. Соответственно, в отличие от своих предшественников, Александра Яковлева (представителя президента в Госдуме с 1994-го по 1995 год) и Александра Котенкова (представитель президента в Госдуме с 1996-го по 2004 год), господину Косопкину в его нынешней должности практически не пришлось преодолевать сопротивление депутатского корпуса или отражать атаки на президента. В последнее время Александр Косопкин мог сосредоточиться на представлении самых важных президентских законопроектов: поправок к Конституции, антикоррупционном законодательстве.

Наталья Ъ-Беспалова

В среду в Кош-Агачском райсуде Республики Алтай началось рассмотрение по существу дела о VIP-охоте на занесенных в Красную книгу животных. Охотники, отстреливая архаров, попали в авиакатастрофу. Жертвами крушения Ми-171 в январе 2009 года стали семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, которого прокурор, оглашая обвинительное заключение, назвал участником браконьерской охоты.


Обвиняемыми по уголовному делу, рассматриваемому судом, являются бывший заместитель председателя правительства Республики Алтай Анатолий Банных, гендиректор компании «Инеко» Борис Белинский и заместитель главы Института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. Им инкриминируют незаконную охоту, совершенную группой лиц (ч. 2 ст. 258, предусматривает лишение свободы на срок до двух лет). Правда, на заседание прибыл только господин Капранов, а его подельники через адвокатов попросили рассматривать дело без их участия, и суд пошел им навстречу.

Оглашая обвинительное заключение, заместитель кош-агачского районного прокурора Сергей Пиндык сообщил, что погибший в катастрофе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин давал указания господину Банных предоставить вертолет для охоты и лично участвовал в отстреле краснокнижных животных.

Как следовало из заключения, господин Банных арендовал у «Газпромавиа» вертолет Ми-171, на котором VIP-охотники и отправились отстреливать архаров. Горных баранов в засаду, в которой находились вооруженные ружьями Александр Косопкин, замначальника департамента управления президента РФ по внутренней политике Сергей Ливишин и председатель республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин, загоняли вертолетом. При этом, по данным следствия, в стадо животных стреляли и из самого вертолета, убив одного из них. Охотники же из засады убили, по данным следствия, «не менее одного архара».

После оглашения обвинительного заключения господин Капранов не признал свою вину. Не признали ее и адвокаты других подсудимых, отвечая за них на вопросы судьи.

Вертолет Ми-171, на котором перемещались VIP-охотники, напомним, разбился в январе 2009 года. Как указано в отчете Межгосударственного авиакомитета (МАК), занимавшегося выяснением причин крушения вертолета, «экипаж снизился в горах на недопустимо малую высоту бреющего полета и приступил к поиску, загону и отстрелу животных, как с высадкой охотников, так и с воздуха». «После отстрела очередного животного (всего охотникам удалось добыть трех архаров.- “Ъ”) при выполнении форсированного правого разворота с целью захода для зависания и взятия на борт туши вертолет столкнулся со склоном горы»,- говорится в документах МАКа. Из 11 человек, находившихся на борту вертолета, погибли 7, включая Косопкина, Ливишина и Каймина. Уголовное дело о браконьерстве в их отношении было прекращено в связи со смертью обвиняемых.