Природно-хозяйственные регионы. Природно-хозяйственные зоны России — Гипермаркет знаний

Природа – это комплекс взаимосвязанных компонентов, которые находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом и зависят друг от друга. Изменения в одной природной цепочке обязательно приведут к нарушениям в сопутствующих компонентах. Происходит постоянный обмен ресурсами и энергией между отдельными участниками природного сообщества. Наличие определенных взаимосвязей характерно для каждой конкретной территории. Так образуются природные зоны. Они в свою очередь влияют на хозяйственную деятельность человека и ее особенности.

Природно-хозяйственная зона представляет собой группу сельскохозяйственных районов со сходными природно-климатическими и экономическими условиями, производственной специализацией и общими проблемами развития ведущих отраслей сельского хозяйства.

Сельскохозяйственный район - это группа сельскохозяйственных предприятий, объединенных между собой более углубленной степенью детализации природных и экономических условий, с большей однотипностью производственной специализации. Сельскохозяйственные подрайоны - это группа хозяйств, выделяющихся на фоне района, наряду с общей специализацией, также специализацией на дополнительных отраслях (овощеводстве, садоводстве, коневодстве и т. д. - прим..


Природные зоны - это естественные лаборатории, в которых ученые изучают особенности природы данной территории, исследуют возможности освоения каждой зоны, прогнозируют возможные последствия влияния на нее деятельности человека. Поэтому в каждой природной зоне созданы биосферные заповедники и заповедные территории.

Разделение территории на зоны влияет на деятельность человека. Многочисленные природно-хозяйственные зоны России определяют и ее обширную деятельность в сфере экономики.
Каждая зона подразделяется на более мелкие виды. Существуют и переходные зоны, для которых характерны климатические особенности каждого прилегающего района. Поэтому каждая природная территория неразрывно связана с соседней. Нарушения, происходящие в определенном районе страны, ведут к изменениям не только климата, но и мира животных и растений другой зоны.
Характеристика природных зон России подразумевает особенности каждой из них, но они не имеют четких границ и деление является условным. К тому же, деятельность человека может повлиять на природу и климат окружающей среды.

В пределах России хорошо выражена природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира. Границы природных зон в основном вытянуты вдоль параллелей. На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь. В горных районах отчетливо выражена высотная поясность. Однако и современный облик, и многие свойства природных зон отличаются от исходных, что связано с активной хозяйственной деятельностью человека. Так, например, в степной и лесостепной зонах первоначальная растительность почти не сохранилась из-за сельскохозяйственной деятельности людей. Поэтому природные зоны по сути дела превратились в природно-хозяйственные.

По освоенностям плотности населения и расселения и по преобладающей типологии населенных пунктов, хозяйственное освоение территории Российской Федерации делиться на две основные зоны – северную и основную. В ходе исторического развития земли государства осваивались в направлении с запада на восток. Это является причиной того, что уровень развития хозяйства в стране уменьшается в этом же направлении.

Северные границы основной хозяйственной зоны проходят через такие города: Петрозаводск, Пермь, Красноярск, границе на юге – Красноярск – Астрахань. Для этой зоны характерными являются благоприятные погодные условия, и богатые природные ресурсы, которые благотворно влияют на развитие хозяйства. Следует отметить, что большинство крупнейших городов Федерации расположено именно в основной хозяйственной зоне.

На севере государства расположена северная хозяйственная зона, для которой характерны суровые климатические условия. Количество населенных пунктов здесь, как и численность населения – малое. Земли северной зоны богаты своими ресурсами, не менее чем земли основной зоны.

Однако суровый климат затрудняет хозяйственную деятельность человека, а в некоторых регионах делает ее вовсе невозможной. Заселение северной зоны началось еще в 18 веке, однако все же эти землям так и не удалось сконцентрировать большое количество населения. Эта зона охватывает земли Восточной Сибири, северные территории, расположеннее выше Петрозаводска, а также Дальний Восток.



1 час.

1.Цель работы: развитее познавательных способностей и активности учащихся, углубление и расширение теоретических знаний по теме: «Хозяйственный комплекс».

2.

3 Задание.

1.Ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь.

2.Что изучает социально-экономическая география?

3.Что такое хозяйственный комплекс?

4.Как человек может изменить неблагоприятные природные условия?

5.С какой целью человек изменяет природные условия территории?

4.Литература:

- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс .

Самостоятельная работа № 2

Тема: « Факторы экономико-географического положения ».

1.Цель работы « Факторы экономико-географического положения».

2. Критерии оценивания: выполненная работа оценивается по 5-ти бальной системе:

3 Задание.

1. Запишите в тетрадь таблицу, и определите достоинства и недостатки

географического положения России.

Сформулируйте вывод о специфике географического положения России.

3.2. Обозначьте на контурной карте:

Государственные границы России.

Страны-соседи.

4. Литература:

Материалы, необходимые для выполнения задания.

Учебник География. Население и хозяйство России.9 кл.: , .– М.: слово»,2014

Http://geographer. ru – Географический портал;

-

Самостоятельная работа № 3

Тема: « Субъекты федерации ».

Время выполнения работы - 1 час.

1.Цель работы : развитее познавательных способностей и активности учащихся, углубление и расширение теоретических знаний по теме: «Субъекты федерации».

2. Критерии оценивания: выполненная работа оценивается по 5-ти бальной системе:

3 Задание.

1.Зарисуйте схему «Федеративное устройство России», рис.7 учебник

стр.24, проанализируйте и выпишите названия городов

Федерального значения.

2.Сколько субъектов Федерации в составе нашей стране

(сколько в России краев, областей, автономных округов и автономных

областей, республик, городов федерального значения)?

3.По каким признакам выделяются субъекты Федерации?

4.Литература:

Материалы, необходимые для выполнения задания.

Учебник География. Население и хозяйство России.9 кл.: , .– М.: слово»,2014

Http://geographer. ru – Географический портал;

- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Самостоятельная работа № 4

Тема: « Экономические районы России ».

Время выполнения работы - 1 час.

1.Цель работы : развитее познавательных способностей и активности учащихся, углубление и расширение теоретических знаний по теме:

« Экономические районы России».

2. Критерии оценивания: выполненная работа оценивается по 5-ти бальной системе:

3 Задание.

1.Что такое районирование?

2. Сколько крупных природных и экономических районов выделяется

на территории России?

3.2. Обозначьте на контурной карте природно-хозяйственные регионы

4.Литература:

Материалы, необходимые для выполнения задания.

Учебник География. Население и хозяйство России.9 кл.: , .– М.: слово»,2014

Http://geographer. ru – Географический портал;

- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Самостоятельная работа № 5

Тема: « Рекреационные ресурсы ».

Время выполнения работы - 1 час.

1.Цель работы : развитее познавательных способностей и активности учащихся, углубление и расширение теоретических знаний по теме:

« Рекреационные ресурсы».

2. Критерии оценивания: выполненная работа оценивается по 5-ти бальной системе:

3 Задание.

3.1.Ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь.

1. Какие ресурсы называются рекреационными?

2. Изучите таблицу № 4 Объекты Всемирного культурного и

природного наследия на территории России стр.47 учебника.

3.2.Подготовьте выступление на 1-2 минуты по Объекту Всемирного

культурного и природного наследия на территории России -

«Исторический центр Санкт-Петербурга».

4.Литература:

Материалы, необходимые для выполнения задания.

Учебник География. Население и хозяйство России.9 кл.: , .– М.: слово»,2014

Http://geographer. ru – Географический портал;

- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Самостоятельная работа № 6

Контрольная работа

    ЭГП-

    В чём состоят особенности ЭГП России?

    Что такое административно- территориальное деление государства?

    Сколько субъектов Федерации в составе нашей страны?

    Что такое районирование?

    Специализация района-

    Тест

    Россия имеет морскую границу с а) Молдавия б) США в) Индией г) Монголией

    Россия имеет сухопутную протяжённую границу с а)Белоруссией б)Казахстаном в)Украиной г)Китаем

    Укажите количество государств, имеющих с Россией сухопутные границы. А) 11 б)9 в) 16 г) 18

    Какими морями омывается территория Дальнего Востока?

5. Расставьте природно-хозяйственные регионы в порядке их следования с запада на восток при движении вдоль 60 0 с.ш. а)Восточная Сибирь б)Дальний Восток в) Центральная Россия г)Западная Сибирь д)Европейский Север е)Урал ж) Европейский Северо- Запад.

Контрольная работа «Россия на карте мира»

1. ЭГП-

5. Что такое районирование?

6. Специализация района-

7. Тест

а) Японское и Карское б) Баренцево и Карское в) Берингово и Охотское г) Лаптевых и Охотское

…………………………………………………………………………………………………………………………

Контрольная работа «Россия на карте мира»

1. ЭГП-

2. В чём состоят особенности ЭГП России?

3. Что такое административно- территориальное деление государства?

4. Сколько субъектов Федерации в составе нашей страны?

5. Что такое районирование?

6. Специализация района-

7. Тест

1. Россия имеет морскую границу с а) Молдавия б) США в) Индией г) Монголией

2. Россия имеет сухопутную протяжённую границу с а)Белоруссией б)Казахстаном в)Украиной г)Китаем

3. Укажите количество государств, имеющих с Россией сухопутные границы. А) 11 б)9 в) 16 г) 18

4. Какими морями омывается территория Дальнего Востока?

а) Японское и Карское б) Баренцево и Карское в) Берингово и Охотское г) Лаптевых и Охотское

5. Расставьте природно-хозяйственные регионы в порядке их следования с запада на восток при движении вдоль 60 0 с.ш. а)Восточная Сибирь б)Дальний Восток в) Центральная Россия г)Западная Сибирь д)Европейский Север е)Урал ж) Европейский Северо- Запад.

…………………………………………………………………………………………………………………………

«Природные ресурсы РФ» - В Западной Сибири – крупнейший в мире артезианский бассейн. Население России составляет 2,4% от населения нашей планеты, а территория РФ составляет 10% от земной. По объему и многообразию природных ресурсов России практически нет равных в мире. В Западной Сибири сосредоточено 70% запасов нефти. Более 80% газа находятся также на севере Западной Сибири.

«Природные условия и ресурсы» - Байкал. Природные ресурсы. Неисчерпаемые. 3. Почвенные. Невозобновимые. Минеральные Исключения: торф, поваренная соль. Природные условия и ресурсы. Показатели на душу населения. Запасы нефти в России 20 млрд. т. Добыча 491 млн. т. (2007 г.) Ресурсообеспеченность? Биологические Почвенные. Исчерпаемые.

«Природные материалы» - Участники проекта. Развивать интерес к конструированию из природного материала. Методы и формы реализации проекта. Аннотация проекта. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Гипотеза. Обоснование проекта.

«Природные ЧС» - Природные пожары. Землетрясения извержение вулканов. Гидрогеологические опасные явления. Стихийные бедствия. Возможные причины стихийных бедствий. Инфекционная заболеваемость людей. Низкие уровни грунтовых вод; высокие уровни грунтовых вод. Морские гидрологические опасные явления. Геофизические опасные явления.

«Виды природных ресурсов» - Аббревиатура – СЭС. Традиционные. Туристы есть везде! Альтернативные источники энергии. Вырабатывают более 99% от всей мировой энергии. Энергия Солнца (гелеоэнергетика). Что мы хотим узнать на уроке? На какие группы еще можно делить рекреационные ресурсы? Горные ресурсы. энергия Солнца энергия тепла Земли ветровая энергия приливная энергия.

«Природные ресурсы» - Земельные ресурсы мира. Возможности имеются в 25-30 местах земного шара для сооружения данных электростанций. Мангровые леса. Водные ресурсы суши: проблема пресной воды. Более 80% таких лесов приходится всего на 15 государств: РФ, Канаду, Бразилию, США и т.д. Золотые самородки. Питьевая вода уже стала стратегическим ресурсом.

1 вариант

1.Республика Калмыкия находится в природной зоне:

А) Степи В)Лесостепи

Б) Полупустыни и пустыни Г) Субтропики

2.Город Салехард расположен в природной зоне:

А) Тундры В)Тайги

Б) Лесотундры Г) Смешанных лесов

3.Пашни наиболее распространены в:

А) Тундре и лесотундре

Б) Тайге и смешанных лесах

В)Широколиственных лесах, степи (лесостепи)

Г) Полупустынях и пустынях, горных районах, субтропиках

4.Очаговое земледелие и расселение вблизи источников воды; в животноводстве преобладает мясное скотоводство и овцеводство.Это:

А)Тундра и лесотундра

Б) Южная часть лесной зоны

В) Лесостепи и степи

Г) Сухие степи и полупустыни

5.Род занятий жителей тундры и лесотундры:

А)Пастбищное оленеводство, охота и рыболовство

Б)Лесозаготовка и животноводство

В)Картофелеводство и птицеводство

Г) Свиноводство и мясо-молочное скотоводство

6.Верблюдоводство характерно для природной зоны:

А)Степей и лесостепей В) Горных районов

Б) Субтропиков Г) Полупустынь и пустынь

7.Крупные земледельческие поселения сосредоточены в долинах, на горных склонах – поселки животноводов; значительны и уникальны рекреационные ресурсы, среди них – побережье теплого моря. Этот район находится:

А) в Уральских горах В) на хребте Черского

Б) на Северном Кавказе Г) на Алтае

8.Степень освоенности и заселенности в природных зонах:

А) Возрастает с севера на юг до полупустынь
Б)Уменьшается с севера на юг

В) Возрастает с востока на запад

Г)Уменьшается с запада на восток

9.Сельскохозяйственные угодья, которые используются в зоне тундры:

А)Сенокосы В) Пашни

Б) Пастбища Г) Леса

10.Типичный представитель растительного мира полупустынь и пустынь:

А) Сосна В) Верблюжья колючка

Б) Осока Г) Мох

Тест Природно-хозяйственные зоны России

2 вариант

1.Край длинной зимней ночи, незаходящего летнего солнца, мир льдов и снега находится в:

А) Зоне арктических пустынь В) Степи

Б) Тундре Г) Пустыне

2.Выберите верное утверждение:

А) В северной тайге условия для земледелия лучше, чем в южной

Б) В таежной зоне преобладают сельское население

В)Сельское население тайги занимается лесными промыслами, переработкой древесины и рыболовством

Г) Все утверждения неверные

3. Район распространения субтропиков в России:

А) Черноморское побережье Кавказа

Б)Прикаспийская низменность

В)Побережье Азовского моря

Г) Побережье озера Байкал

4.Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и о. Врангеля, побережье п-ова Таймыр и Ямал относятся к зоне:

А) Тундра В)Лесотундра

Б) Арктические пустыни Г) Степи

5.Самую большую площадь в России занимает природная зона:

А)Тайга В) Лесотундра

Б) Смешанные леса Г) Лесостепи

6.Зона протянулась от Мурманска до Чукоткт; летом здесь господствует воздух умеренных широт, зимой – арктический воздух. Для нее характерны отсутствие деревьев, низкорослые травы. Это:

А)Степь В) Тундра

Б) Арктические пустыни Г) Смешанные леса

7.Таежная зона славится производством:

А)Макаронных изделий В) Сливочного масла

Б) Подсолнечного масла Г) Говяжьей тушенки

8.Для полупустынь и пустынь характерно:

А) Молочное скотоводство В) Кочевое скотоводство

Б) Мясное скотоводство Г) Земледелие

9.Коренные обитатели тундры:

А) Саамы, ненцы, чукчи В) Башкиры, татары, балкарцы

Б) Коми, марийцы, манси Г) Украинцы, латыши, молдаване

10.Выберите верное утверждение:

А) В зоне тайги распространены широколиственные леса

Б) Поймы рек таежной зоны содержат огромные ресурсы трав на естественных пастбищах и сенокосах

В) Большая часть тайги- освоенная территория

Г) На территории таежной зоны распространено мясное скотоводство

Тест Природно-хозяйственные зоны России

3 вариант

1.Почвы здесь практически отсутствуют, местами встречаются мхи и лишайники, изредка – камнеломка и куропаточья трава. Из животных преобладают белые медведи и птицы. Территория зоны очень слабо освоена. Это:

А) Арктическая пустыня В) Лесотундра

Б) Тундра Г) Пустыня

2.Полупустыни и пустыни расположены:

А) На Сахалине, юге Дальнего Востока

Б) На Урале, юге Западной Сибири

В) На юго-западе Восточно-Европейской равнины

Г) На юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в Прикаспии, Восточном Предкавказье

3.Основное направление сельского хозяйства в зоне смешанных лесов:

А) Производство зерновых и овощей

Б) Лесные промыслы

В) Мясное скотоводство

Г) Рыболовство

4.Выберите верное утверждение:

А) Главное занятие коренных народов зоны тундры – земледелие

Б) Коренное население тундры является сельским

В) В зимнее время шахты в зоне тундры прекращают работать

Г) Главный способ передвижения в зоне тундры – железные дороги

5.Главная особенность степей России:

А) Разнообразие пород деревьев

Б) Теплые зимы

В) Недостаточное увлажнение

Г) Разнообразие крупных хищников

6.Сельское хозяйство наиболее развито в зоне:

А) Тундры В) Тайги

Б) Смешанных лесов Г) Арктические пустыни

7.Смешанные и широколиственные леса отсутствуют на территории:

А)Восточно-Европейской равнины

Б) Западной Сибири

В) Юга Дальнего Востока

Г) Восточной Сибири

8.Выберите неверное утверждение:

А) С продвижением на юг молочное скотоводство вытесняется мясным

Б) Неправильная эксплуатация черноземов приводит к их эрозии

В) Главные районы свиноводства – лесостепная и степная зоны

Г) Все утверждения неверные

9.Пустыни распространены на территории:

А) Воронежской области

Б) Саратовской области

В) Республики Калмыкия

Г) Кабардино- Балкарской Республики

10.Степная и лесостепная зоны – район производства:

А) Винограда и цитрусовых

Б) Зерна, сахарной свеклы и подсолнечника

В) Льна и картофеля

Г) Меховых изделий и древесины

ОТВЕТЫ:

1вариант 1Б, 2А,3В,4Г,5А,6Г,7Б,8А,9Б,10В

2 вариант 1А,2В,3А,4Б,5А,6В,7В,8В,9А,10Б

3 вариант 1А,2Г,3А,4Б,5В,6Б,7Г.8Г,9В,10Б

Тесты подготовлены по книге Е.Е.Гусева География8 класс. «Конструктор» текущего контроля. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.»Просвещение»,2012 г