Тарифные методы регулирования. Тарифные методы регулирования торговли

Таможенный тариф – основной и самый давний инструмент внешнеторговой политики. Это систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары и другие предметы, ввезенные на таможенную территорию страны или вывозятся за пределы данной территории.

Пошлина, взимаемая таможней, представляет собой налог на товары и другие предметы, которые перемещаются через таможенную границу государства.

Пошлины выполняют следующие функции:

· фискальную , когда используются для формирования, мобилизации, аккумулирования финансовых ресурсов государства. Эта функция относится, как к импортным, так и к экспортным пошлинам;

· протекционистскую , когда вводятся для сокращения или устранения импорта, тем самым ограждая отечественных производителей от иностранной конкуренции;

· балансировочную, когда вводятся для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых.

Обычно различают такие виды пошлин :

1. По способу взимания:

- адвалорная (стоимостная) (Т AV), начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров, которые облагаются пошлиной (например, 30% от таможенной стоимости).

где P d – цена товара на внутреннем рынке;

P im – цена товара, по которой он импортируется.

- специфическая (Т S), начисляемая в установленном денежном размере на единицу товаров, которые облагаются пошлиной (например, 15 долл. за 1 т):

где - средняя внутренняя цена товара, требующего таможенной защиты;

- комбинированная , совмещающая два вышеназванных вида таможенного обложения (например, 30% от таможенной стоимости, но не более чем 15 долл. за 1 т).

2. По объекту обложения:



-ввозная (импортная) пошлина, начисляемая на товары при их ввозе на таможенную территорию государства;

- вывозная (экспортная) пошлина, начисляемая на товары при их вывозе за пределы таможенной территории страны. Ставка экспортной пошлины (Т е) равняется процентному превышению экспортной (мировой) цены товара Р С над ценой, по которой он продается на внутреннем рынке:

. (4.3)

3. По характеру :

- сезонная (ввозная и вывозная) пошлина, начисляемая на товары сезонного характера для оперативного регулирования международной торговли. Срок ее действия не превышает нескольких месяцев в год;

- специальная пошлина, применяемая государством в следующих случаях:

а) как защитная, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

б) как предупредительная мера по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности, нарушающим государственные интересы в данной отрасли, а также как мера для прекращения недобросовестной конкуренции;

в) как мера в ответ на дискриминационные и (или) недружественные действия со стороны иностранных государств, а также в ответ на действия отдельных стран, ограничивающих осуществление законных прав субъектов внешнеэкономической деятельности государства.

- антидемпинговая пошлина, применяемая при ввозе на таможенную территорию страны товаров по цене, существенно более низкой, чем в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров.

- компенсационная пошлина, применяемая при ввозе на таможенную территорию страны товаров, при производстве или экспорте которых прямо или косвенно использовалась субсидия, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб национальным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров.

4. По происхождению:

- автономные – пошлины, которые вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти страны;

-договорные – пошлины, устанавливаемые на основе двусторонних или многосторонних соглашений;

- преференциальные – пошлины с более низкими ставками по сравнению с действующим тарифом. Они начисляются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран или стран, создающих совместно с данной страной таможенный союз или зону свободной торговли, или обращающиеся в приграничной торговле.

5. По типу ставок:

-постоянные – ставки таможенного тарифа, установленные органами государственной власти, которые не могут изменяться в зависимости от тех или иных обстоятельств;

-переменные – ставки таможенного тарифа, которые могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

6. По способу вычисления:

- номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе;

- эффективные (действительные) – реальный уровень таможенных ставок на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. То есть это размер ставки, который реально и эффективно защищает внутренний рынок или регулирует экспорт и транзит.

Страна иногда импортирует сырье беспошлинно, или вводит более низкие тарифные ставки на импорт производственного ресурса, чем на импорт конечного продукта, в производстве которого был применен данный ресурс. Это делается для поощрения национальных товаропроизводителей обрабатывающей промышленности и повышения уровня занятости. В этом случае эффективная тарифная ставка, которую рассчитывают на основе внутренней добавленной стоимости или стоимости переработки внутри страны, будет превышать номинальную тарифную ставку, которую рассчитывают на основе стоимости конечного продукта. Внутренняя добавленная стоимость равняется цене конечного продукта за минусом расходов на импорт производственных ресурсов, которые используются для производства товара.

Номинальная тарифная ставка показывает, насколько выросла цена конечного продукта в результате тарифа и поэтому она важна для потребителей.

Эффективная тарифная ставка показывает, насколько обеспечивается защита внутренних отраслей, производящих товар, который конкурирует с импортом, и поэтому она важна для производителей.

Вычисление эффективной тарифной ставки (Т е f) осуществляется по формуле:

, (4.4)

где, Т n – номинальная тарифная ставка на конечную продукцию;

Т im – номинальная тарифная ставка на импортированные компоненты;

К – часть стоимости импортных компонентов в стоимости конечного продукта.

Формула 4.4 свидетельствует о том, что:

· ставка эффективного тарифа на конечный продукт равняется номинальной тарифной ставке (Т е f =Т n), если номинальный уровень тарифа на импортные компоненты равняется номинальному уровню тарифа на конечную продукцию или если в производстве конечной продукции не используются импортные компоненты (К = 0);

· эффективная тарифная ставка на конечный товар будет больше номинальной (Т е f >Т n), когда номинальная тарифная ставка больше ставки тарифа на импортные компоненты (Т n >Т im) и наоборот;

· с ростом ставки тарифа на импортные компоненты эффективная тарифная ставка снижается и наоборот;

· с увеличением коэффициента К эффективная тарифная ставка будет возрастать.

Номинальная тарифная ставка может быть только положительной, а эффективная – как положительной, так и отрицательной, если тариф на импортные компоненты значительно выше тарифа на конечную продукцию .

Страны иногда используют тарифную квоту , представляющую собой разновидность переменных таможенных налогов, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пределах определенного количества товар облагается по базовой внутриквотовой ставке тарифа, а при превышении определенного объема импорта – по высшей сверхквотовой ставке тарифа. Использование этого инструмента торговой политики позволяет в определенной степени преодолеть противоречие, возникающее между интересами национальных производителей и введением импортной квоты, потому что, с одной стороны, товаропроизводители заинтересованы в тарифе, защищающем их от иностранной конкуренции, а с другой стороны – они как потребители не заинтересованы в нем, поскольку тариф лишает их возможности получать более дешевые импортные товары.

Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов может использоваться тарифная эскалация .

Тарифная эскалация – это повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. С повышением процентного роста ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, повышается и степень защиты национальных товаропроизводителей готовой продукции от иностранной конкуренции.

Начисление, уплата и взимание пошлины на товары производится на основании их таможенной стоимости. Таможенная стоимость – это цена товара, которая фактически оплачена или подлежит уплате за него в момент пересечения таможенной границы страны и по которой он может быть продан в стране назначения.

Таможенная стоимость определяется как для товаров, которые импортируются, так и товаров, которые экспортируются.

Для определения таможенной стоимости импортируемых товаров используют шесть методов:

1) по цене сделки с товарами, которые импортируются;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с подобными (аналогичными) товарами;

4) на основе вычитания стоимости;

5) на основе сложения стоимости;

6) резервного.

Основным методом определения таможенной стоимости товаров является 1 метод.

Если основной метод не может быть использован, то применяют последовательно каждый из вышеперечисленных методов.

Таможенная стоимость товаров, которые экспортируются, определяется в зависимости от вида договора.

При договоре купли-продажи или мены таможенная стоимость товаров определяется на основе цены, которая была фактически оплачена или которая подлежит уплате за эти товары на момент пересечения таможенной границы данной страны.

При другом виде договора таможенная стоимость товаров определяется на основе цены, подтвержденной коммерческими, транспортными, банковскими, бухгалтерскими и другими документами, содержащими сведения о стоимости оцениваемых товаров с учетом расходов на их транспортировку и страхование до пункта пересечения таможенной границы страны.

При таможенном обложении товаров важным моментом является определение страны происхождения товара.

Под страной происхождение товара считается страна, в которой товар был полностью изготовлен или подвержен достаточной переработке или обработке.

Причины применения правил определения страны происхождения товара:

1) при импорте по преференциальными соглашениями страны-импортеры должны быть уверены в том, что преференциальные ставки касаются продукции из стран, на которые распространяются преференции. То есть им необходимо подтверждение того, что импортируемые товары были, если не полностью, то по крайней мере в значительной мере трансформированы в стране, которая пользуется преференциями;

2) при импорте по тарифным ставками РНБ определение страны происхождения не имеет большого значения, поскольку такая пошлина применяется на недискриминационной основе к импорту из всех источников. Однако, там, где меры на таможенной границе принимают во внимание страну происхождения, ее определение становится необходимым. К этим мерам относятся:

Сбор антидемпинговой и компенсационной пошлины;

Применение количественных ограничений к отдельным странам;

Применение тарифных квот;

Применение марок или этикеток, указывающих на страну происхождения;

3) сбор статистических данных о внешней торговле.

Таким образом, страна происхождения товара определяется с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию страны, вывоза товара с этой территории, а также обеспечения учета товаров в статистике внешней торговли.

Современные национальные системы определения происхождения товара разнообразны, но в целом они основываются на двух главных принципах:

1) принцип добавленной стоимости в производстве или последующей обработке. Продукция считается произведенной в той стране, в которой был добавлен определенный процент (40%, 50%, 60%) ее стоимости;

2) происхождение определяется на основе изменений в тарифной классификации, например, в Гармонизованной системе описания и кодирования товаров, которую используют страны-члены ВТО.

Экономические последствия введения пошлины разнообразны: они влияют на производство, потребление, товарооборот и благосостояние страны, которая ввела импортный тариф, и ее партнеров по торговле .

Введение импортного тарифа для защиты национальных производителей, которые несут убытки из-за наплыв более дешевого товара, влияет на экономику как малой, так и большой страны. Страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен, и если изменение спроса на импортные товары вызывает изменение мировых цен.

Влияние тарифа на экономику небольшой страны показано на рис. 4.1.



Потребители у отечественных производителей по мировой цене Р с могут приобрести только Q 1 данного товара. Неудовлетворенный спрос равняется Q 1 Q 2 и может быть покрыт импортом. Страна вводит пошлину на импорт единицы товара в размере t, что приводит к увеличению цены импортируемого товара с Р с до Р с +t. Таким образом, внутренняя цена увеличивается, а мировая цена сохраняется на предыдущем уровне. Вследствие этого в стране:

· сокращается общий объем спроса (с Q 2 до Q 4), что происходит за счет потребителей, которые по высокой цене не смогут покупать данный товар;

· уменьшается объем импорта, что происходит в результате увеличения внутреннего производства и сокращения спроса;

· увеличивается внутреннее производство товара, поскольку по возросшей цене национальные производители товара, конкурирующего с импортным, смогут поставить на рынок большее количество товаров (не Q 1 , а Q 3 товара);

· возрастают ее экономические потери, возникающие из-за необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Чем больше растет защита внутреннего рынка с помощью импортных пошлин, тем большее количество ресурсов, не предназначенных специально для выпуска данного товара, придется использовать для его производства. Страна могла бы не нести убытки, если бы покупала товары по более низкой цене у иностранного продавца. На внутреннем рынке происходит замена эффективных, с точки зрения издержек, иностранных товаров, менее эффективными в производстве отечественными товарами. Убыток для страны в целом равняется сумме, которая соответствует площадям треугольников CJM и NHB (рис. 4.1).

Таким образом, при введении импортного тарифа возникают следующие экономические эффекты:

Эффект государственного дохода, то есть государство получает дополнительный доход, который равен произведению ставки тарифа на объем импорта (MJHN);

Торговый эффект, то есть снижение импорта (BN+CM);

Потребительский эффект, то есть сокращение внутреннего потребления (BN). Благосостояние потребителей снижается, поскольку потребление товара связано с ростом его цены на внутреннем рынке;

Производственный эффект, то есть расширение внутреннего производства (СМ).

Итак, при введении импортного тарифа малой страной мировые цены не изменяются, и ее условия торговли не настолько улучшаются, чтобы компенсировать негативное влияние тарифа на экономику.

Последствия введения импортного тарифа большой страной, почти такие же, как и в малой стране. Однако он вызывает снижение уровня мировых цен и удешевление импорта.

Импортный тариф, введенный большой страной, не только защищает рынок от иностранной конкуренции, но и является средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке. Поэтому, если она ограничивает свой импорт ввозными тарифами, то это существенно снижает совокупный спрос на данный товар. Вследствие этого продавцы товара вынуждены снижать цены. При неизменном уровне цен на экспортные товары и снижении цен на импортные товары условия торговли страны улучшаются. Введение импортного тарифа приведет к положительным результатам только в том случае, если они не будут перекрыты негативными экономическими потерями для страны из-за его начисления. Другими словами, положительный эффект тарифа достигается в случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

При введении тарифа большой страной, объем ее торговли снижается, но условия торговли улучшаются. Однако, с одной стороны, уменьшение объема торговли приводит к снижению благосостояния страны, а, с другой – улучшение условий торговли вызывает повышение благосостояния страны. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Оптимальным тарифом является такая тарифная ставка, которая обеспечивает максимальную выгоду от улучшения условий торговли за минусом негативного эффекта в результате сокращения объемов торговли (рис. 4.2) .



Таможенный тариф можно установить в широком диапазоне от 0
(в условиях свободной торговли) до запретительного уровня (ввоз товара в страну прекращается). При Т=0 благосостояние страны отвечает уровню Е 1 . По мере перехода страны от условий свободной торговли к повышению тарифной ставки ее благосостояние растет до максимального уровня Е 2 (оптимальный тариф), а затем снижается, как только тарифная ставка превысит оптимальный уровень. Экономические потери начинают все более перекрывать полученный выигрыш. Это продолжается до тех пор, пока уровень тарифа не станет запретительным и страна не окажется в условиях автаркии. Из-за отсутствия дешевого импорта экономическое благосостояние страны упадет до уровня Е 3 .

Оптимальный тариф рассчитывается по формуле:

, (4.5)

где – оптимальная тарифная ставка в j-й отрасли;

– номинальная тарифная ставка в j-й отрасли;

– номинальная тарифная ставка в і-й отрасли;

a ij – часть продукции і-той отрасли в объеме производства j-той отрасли по ценам свободной торговли;

Оптимальная тарифная ставка всегда сравнительно небольшая, положительная (Т 0 >0) и меньше запретительной тарифной ставки (Т 0 <Т 3). Страна, устанавливая оптимальный тариф, улучшает свои условия торговли, но они ухудшаются у ее торгового партнера. Благосостояние страны – торгового партнера снижается, когда одновременно сокращается объем торговли и ухудшаются условия торговли, и тогда эта страна может ввести свой собственный оптимальный тариф. Таким образом, выигрыш большой страны возникает за счет ее торговых партнеров, в результате перераспределения доходов. Одновременно это приводит к потерям мирового хозяйства, где нерационально используются факторы производства.

Тарифные методы защиты внешней торговли всегда связаны с дополнительными расходами потребителей. Так, экономисты подсчитали, что средний японский потребитель ежегодно тратит на 890 долл. больше из-за торговых ограничений на пищевые продукты, косметику и продукцию химической промышленности; в США тарифы в 21 отрасли производства являются причиной ежегодных расходов в 10,2 млрд долл., или 40,8 долл. на одного потребителя. Потенциальный доход потребителей от отмены всех тарифов и количественных ограничений составил бы около 70 млрд долл., или 1,3% ВВП. [ 31, с. 185].

Число мер государственного регулирования внешней торгов­ли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлека­ются все новые продукты различных сфер экономической деятель­ности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффектив­но ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечест­венных производителей на мировом рынке.

Инструменты (методы) государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Класси­фикация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле - GATT, General Agreement on Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX в. Этим соглашением нетарифные огра­ничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме та­рифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного ре­гулирования внешней торговли еще не выработана и не согласова­на. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной тор­говой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD - ЮНКТАД), МБРР, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследую­щих данные проблемы.

В настоящее время помимо тарифных методов государственного регулирования ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) сле­дующим образом:

1) паратарифные методы;

2) меры контроля за ценами;

3) финансовые меры;

4) меры количественного контроля;

5) меры автоматического лицензирования;

6) монополистические меры;

7) технические меры.

Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД исполь­зуется всего восемь основных мер (методов) тарифного и нетариф­ного государственного регулирования внешней торговли.

Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввози­мых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стои­мости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения то­вара.

Главными составляющими ИТТ являются:

Систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;



Методы определения таможенной стоимости (цены) ввози­мых товаров и взимания пошлин;

Механизм введения, изменения или отмены пошлин;

Правила определения страны происхождения товара;

Пределы полномочий органов исполнительной власти в та­моженной области.

ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законо­дательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней на­логовой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, явля­ющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза ино­странного товара (пошлины взимаются в момент пересечения та­моженной границы государства).

В зависимости от направления движения товаров пошлины бы­вают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто - экспорт­ные и транзитные.

В соответствии со способом установления пошлин различа­ются:

Адвалорные пошлины;

Специфические пошлины;

Комбинированные пошлины.

Наиболее распространенные в международной торговле адва­лорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости им­портных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможен­ных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обра­ботки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

Важное место в системе импортного таможенного тарифа отво­дится правилам определения страны происхождения товара, по­скольку применительно к различным группам стран ввозные (им­портные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом явля­ются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования, в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной режим наи­большего благоприятствования не применяется) должна автома­тически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключен­ными соглашениями и сложившейся к настоящему времени прак­тикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные по­шлины в 2 раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благо­приятствования, ввозятся по ставкам импортных таможенных по­шлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее разви­тых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представ­ляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих ре­гулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом эконо­мические меры включают контроль таможенной стоимости, валют­ный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санк­циями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специаль­ные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС, другие налоги). Административные меры включают запреты (эм­барго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматиче­ское и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Как уже отмечалось, ЮНКТАД выделяет семь основных нета­рифных мер государственного регулирования внешней торговли (паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического ли­цензирования, монополистические меры, технические меры).

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (по­мимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним отно­сятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специ­альные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего НДС и акцизы.

НДС (value added tax - VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направ­ленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи ре­гулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкурен­ции.

В некоторых странах используются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (в Авс­трии), сбор на охрану окружающей среды (в Дании), сбор при вво­зе в страну товаров в пластиковых контейнерах (по экологическим причинам - в Италии), налог на защиту растений (в Швеции), сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с це­лями регулирования внешней торговли (как таможенные по­шлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

Меры контроля за ценами - это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (ан­тидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных госу­дарств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусст­венно повышает их международную конкурентоспособность (ком­пенсационные меры).

Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепри­знанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосыл­ки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать про­извольные и часто необоснованные решения в отношении экспор­теров ввозимой в страну продукции.

Принятый в рамках ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Со­глашение о применении статьи VI ГАТТ-1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юри­дические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом слу­чае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой (dumping margin), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую опе­рацию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автомати­ческого характера - она вводится только после проведения рас­следования с целью установления самого факта демпинга и выяс­нения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промыш­ленности импортирующей данный товар страны.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что междуна­родная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге затем в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко ослож­няют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых ре­зультатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специ­альным решением вводит антидемпинговые пошлины.

Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскиро­ванный) инструмент протекционистской политики (либо как один из инструментов так называемого «нового протекционизма»).

Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экс­порта, так и внутреннего производства (например, в форме дота­ций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отра­жение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и ком­пенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономи­чески уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и сколь­зящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внут­реннюю цену товара до определенного уровня).

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием осо­бых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторго­вого обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Меры количественного контроля (квотирования) связаны с уста­новлением странами соответствующих количественных ограниче­ний на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Эти меры применяются практически всеми странами. Положе­ния ГАТТ-1994, связанные с применением количественных огра­ничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени факти­чески не создают четкой и стройной международной правовой ос­новы для регулирования порядка применения мер количественно­го контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ-1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО (а на эти страны к началу 2004 г. приходилось более 95% мировой торговли), должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соот­ветствии с которыми страны - его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равно­весия платежного баланса страны). В ГАТТ-1994 есть так называ­емые «исключения из правила недискриминации», которые позво­ляют странам использовать количественные ограничения избира­тельно против ряда стран. В данном соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за тор­говлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензиро­вание автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (ко­торое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензирова­нию).

Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусмат­ривается возможность создания системы автоматического лицен­зирования (при которой выдача соответствующей лицензии проис­ходит автоматически).

Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивиру­ется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государ­ство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Центра­лизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обя­зательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ-1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле). Эта статья не запрещает деятельность таких предпри­ятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе об­щих принципов недискриминации и руководствовались коммер­ческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемер­но развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий. Так, в соответ­ствии со Справочником ЮНКТАД по импортным режимам, в 90-е гг. в Австрии 3 государственных предприятия концентриро­вали всю внешнюю торговлю табаком, алкоголем, солью, в Фин­ляндии - 2 (алкоголь, зерновые), в Исландии - 5 (алкоголь, электрооборудование, средства коммуникаций, табак, свежие фрукты), в Японии - 6 (алкоголь, зерновые, сливочное масло, мо­лочный порошок, соль, шелк), в Мексике - 1 (молочный поро­шок), в Новой Зеландии - 1 (фрукты), в Норвегии - 3 (алкоголь, зерно, фармацевтика), в Швеции - 1 (алкоголь), в Турции - 1 (ал­коголь), во Франции - 1 (спички), в Греции - 1 (спички), в Швей­царии - 2 (сливочное масло, алкоголь).

Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществле­нием контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможен­ную границу.

В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT- ТБТ). Дан­ное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упа­ковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обе­спечение требований национальной безопасности.

При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т.е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предпола­гается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положе­ния данного соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торгов­ли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким спо­собом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изме­няет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества из­делия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуа­ция входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что про­изводящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения по­ложений Соглашения ТБТ.

В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действу­ющих международных стандартах, страны - члены ВТО должны заранее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики, регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот кодекс содержит указан­ные выше положения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение понятию «внешнеторговая политика».

2. В чем состоит стратегия современной внешнеторговой политики?

3. Охарактеризуйте содержание понятий протекционизма и либерализации и их соотношение в современной внешнеторговой политике.

4. Назовите основные нетарифные меры регулирования внешней торговли по классификации ЮНКТАД.

5. Охарактеризуйте содержание Импортного таможенного тарифа и его состав­ляющих.

6. Покажите различия между адвалорными, специфическими и комбинирован­ными пошлинами.

7. Охарактеризуйте паратарифные меры регулирования внешней торговли.

8. Покажите место и роль антидемпинговой политики и антидемпинговых по­шлин, в частности, в современной внешнеторговой политике государств.

9. Покажите примеры того, как монополистические меры регулирования совре­менной внешней торговли проявляются в скрытом виде.

К тарифным барьерам относятся таможенный тариф (customs tariff ) это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы .

Под таможенным тарифом понимается:

    систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

    инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

    ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины) .

Различают одноколонный тариф – одна ставка пошлины налагается на все импортируемые товары. Подразумевает, что независимо от страны происхождения для каждого импортируемого товара определенной номенклатуры устанавливается единая ставка. Развитие тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров.

Многоколонный тариф – устанавливает две или большее количество ставок для каждой группы товаров. Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок) .

Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация (tariff escalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере степени их обработки.

В настоящее время таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара (удерживает развивающиеся страны в монокультуре).

Источник:Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 237с.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов , которых в мировой практике существует четыре. Таможенная пошлина (customs duty ) государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны . Налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.

Основные функции таможенных пошлин:

    фискальная , относится как к импортным, так и экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

    протекционистская (защитная), относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    балансировочная , относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по группам:

    По направлению движения товара (по объекту обложения):

    экспортный тариф – пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

    импортный тариф – пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

    транзитный тариф – пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

    По способу установления (взимания):

    адвалорные тарифы – таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара. Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. В мировой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины, на долю которых сейчас приходится около 80% всех таможенных пошлин. Средний уровень ставок адвалорных пошлин составляет около 4–6%;

    специфический тариф – ставка таможенной пошлины устанавливается в абсолютном выражении с единицы измерения: веса, объема, длины, площади и т.д. Специфические пошлины, чаще всего являются экспортными пошлинами, особенно при вывозе сырьевых товаров;

    комбинированный (смешанный) тариф – включает оба способа установления величины пошлин, рассмотренных выше;

    альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов. Адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

    По характеру происхождения (в зависимости от страны происхождения товара):

    автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

    конвенциональный (договорной тариф) устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений;

    преференциальный – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три вида торговых режимов : р ежим наибольшего благоприятствования; режим преференциальный (льготный); беспошлинный режим. Первые используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, когда существуют торговые договоры о введение режима наибольшего благоприятствования; третьи – обычно применяются при импорте товаров из развивающихся стран.

    Классификация тарифов по направлению действия:

    сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

    преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

    дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить или ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: ответный, компенсационный, антидемпинговый .

В ряде случаев в международной практике используются, так называемые, тарифные квоты . Они дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее. Вариантом тарифного квотирования выступает предоставление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово–политическим инструментом комбинированного характера, сочетающим элементы экономического и административного воздействия. Оно активно применяется, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО .

Наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные тарифы, которые применяются в целях получения дополнительных финансовых средств, регулирования внешнеторговых потоков и защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Таможенные тарифы характеризуются совокупностью ставок таможенных пош-лин. Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу.

Классификация таможенных пошлин осуществляется по многим критериям, в зависимости от которых различают следующие виды таможенных пошлин.

1) По способу взимания различают:

а) специфические таможенные пошлины , которые начисляются в виде фиксированной суммы на единицу обложения (вес, объем, площадь) на недорогие стандартизированные, главным образом сырьевые, товары. До 40-х гг. ХХ века, когда основная часть импорта приходилась на сырье, 60 — 70 % всех пошлин были специфическими;

б) адвалорные таможенные пошлины , которые начисляются в процентах от стоимости товара и применяются для товаров одной товарной группы, но с разными качественными характеристиками. По мере изменения структуры международной торговли в сторону увеличения доли технологически сложной продукции, страны постепенно перешли на адвалорные пошлины и сейчас на их долю приходится 70 — 80 % таможенных пошлин. Кроме того, такая пошлина динамично реагирует на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным;

в) комбинированные таможенные пошлины , предполагающие сочетание методов обложения.

2) Торгующие страны могут находиться в различных договорных отношениях о предоставлении режима благоприятствования, в зависимости от которого и устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара.

По происхождению различают:

а) преференциальные (льготные ) таможенные пошлины, ставки по которым ниже минимальных и зачастую равны нулю, то есть товар ввозится беспошлинно. Их, как правило, предоставляют друг другу страны, входящие в какие-либо интеграционные объединения;

б) договорные , или конверсионные (минимальные ), пошлины , которые используются для товаров тех стран, с которыми действуют соответствующие договора, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования;

в) генеральные , или автономные (максимальные ), пошлины , применяемые по отношению к товарам тех стран, которые не пользуются никакими преимуществами в силу отсутствия с ними специальных соглашений.

3) По характеру самих пошлин в практике внешней торговли выделяют:

а) антидемпинговые таможенные пошлины , используемые применительно к товарам, ввозимым по демпинговым ценам, и назначаемые в дополнение к обычным экспортным пошлинам. Использование антидемпинговых мер регулируется Соглашением по антидемпинговым мерам (САМ), согласно которому демпинг имеет место тогда, когда товары одной страны поступают на рынок другой по цене ниже их нормальной стоимости. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам, иногда за несколько лет и могут достигнуть значительной суммы. Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах ЕЭС, Канаде, Австралии;

б) компенсационные таможенные пошлины , также применяемые в дополнение к обычным пошлинам и призванные компенсировать ущерб, наносимый иностранными экспортными субсидиями, предоставляемыми экспортирующими странами своим производителям. Формы субсидий весьма разнообразны: прямые выплаты государства или финансирование им льготных ставок по кредитам, налоговые скидки, возврат налогов, понижение транспортных тарифов, льготный порядок продажи валютной выручки, государственные закупки по завышенным ценам.


Однако не всякий переход средств от государства к предприятиям считается субсидией. К последней относится только та часть государственного финансового содействия, которая превышает обычную коммерческую практику. Вопросы субсидирования регулируются в ВТО Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (СКМ). В практике международной торговли демпинговая политика и политика экспортных субсидий относится к разряду «недобросовестной конкуренции». В рамках ГАТТ/ВТО разработано специальное антидемпинговое законодательство, позволяющие импортирующим странам принимать ответные меры в виде антидемпинговых пошлин;

в) сезонные таможенные пошлины , налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства.

4) По объекту обложения таможенные пошлины делятся на следующие виды:

а) импортные пошлины – это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы на импорт защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, конкурирующих с ними, но отечественные потребители проигрывают, поскольку им приходится оплачивать тариф на импорт.

В то же время в условиях протекционизма у отечественных производителей есть возможность расширять производство, поскольку они не платят тариф. Однако в целом положительный эффект от введения тарифа на импорт, наблюдаемый у отечественных производителей, не перекрывает отрицательного эффекта потерь для них же;

б) экспортные пошлины , которые приводят к тому, что цена страны-экспортера оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается, в результате чего величина экспорта падает. Отрицательный эффект для отечественных производителей настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его. Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными соглашениями, например, общий внешний таможенный тариф, принятый в странах ЕС;

в) транзитные пошлины , взимаемые с товаров, перевозимых транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются как средство торговой войны. Так, в середине 90-х гг. возникла «рыбная» война между Испанией и Канадой в связи с ловлей трески в Атлантике, в районе Ньюфаундленда.

5) По типам ставок выделяют следующие таможенные пошлины:

а) постоянные таможенные пошлины – это единовременно установленные ставки, которые не могут изменяться властями в зависимости от ситуации;

б) переменные таможенные пошлины , ставка по которым может изменяться в установленных государством случаях.

6) По способу вычисления таможенные пошлины бывают:

а) номинальные тарифные ставки , которые указываются в таможенном тарифе;

б) эффективные тарифные ставки, которые представляют собой реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Следовательно, эффективная таможенная ставка возрастает по мере увеличения доли импортных компонентов в конечной продукции. Таким образом, страна затрудняет импорт продукции высокой степени переработки с высокой добавленной стоимостью, и наоборот, способствует импорту продукции с низкой долей добавленной стоимости. Импорт сырьевых товаров характеризуется равенством номинальной и эффективной таможенных ставок, если данные товары не включают в себя составные элементы, нуждающиеся в дополнительном импорте.

Под таможенным тарифом понимается:

♦ систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

♦ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

♦ ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).

Таможенная пошлина - налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенных пошлин:

фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;

защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;

балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

Все таможенные тарифы могут быть к лассифицированы по пяти группам (см-, рис. 7.2.1).

1. Классификация тарифов по направлению движения товара:

экспортный тариф - пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

импортный тариф - пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

транзитный тариф - пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин -
обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

Рис. 7.2.1. Классификация таможенных тарифов

2. Классификация тарифов по способу установления:

адвалорный тариф - пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

специфический тариф - ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);

комбинированный тариф - одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

альтернативный тариф - применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

3. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:


максимальный тариф устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;

минимальный тариф предоставляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эта ставка устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

Цель - побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.

4. Классификация тарифов по характеру происхождения:

автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

5. Классификация тарифов по направлению действия:

· преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу;

· сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера прежде всего сельскохозяйственной;

· дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров определенной страны.

Дискриминационные тарифы делятся на:

· ответные (на недружественную торговую политику);

· компенсационный используется с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

· антидемпинговый, как ответная мера по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

7.5. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества - ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

1. Контингентирование (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Эмбарго - полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

глобальные - на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

индивидуальные - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия - ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

Представим следующую ситуацию (рис. 7.5.1). Внутреннее предложение товара на рынке составляет S d а спрос - Dd, тогда внутреннее производство составит - Q 0 Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w (по мировой цене - P w), то производство товара на внутреннем рынке составит Q 1, потребление - Q 2, импорт товара - Q 2 Q 1 Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q 4 Q 3 В результате этого внутренние цены поднимаются до P 1 внутреннее производство увеличивается до Q 3, внутренний спрос сократится до Q 4.

Рис. 7.5.1. Импортная квота

2. Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда в первом случае - это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

индивидуальная лицензия - разовое разрешение на импорт/ экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

открытая индивидуальная лицензия - разрешение на импорт/ экспорт товара без ограничения количества;

генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

Квотная рента - специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по P w , а продаются на внутреннем по P 1 ,). Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

бесплатная передача - рента идет национальному субъекту - импортеру;

передача лицензии стране-производителю - добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

♦ цена на импортные товары возрастает;

♦ доходы национальных производителей возрастают.

Различие - в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерой для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидии - денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые- непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии - нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

III. Импортный депозит - своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

IV. Государственная система размещения заказов - покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

V. Валютное регулирование:

♦ внешние валютные ограничения (например, клиринг - торговля между странами на основе взаимозачетов);

♦ ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

♦ механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

♦ девальвация - понижение курса национальной валюты;

♦ ревальвация - повышение курса национальной валюты.

VI. Технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.).