Задания школьного этапа по географии

Всероссийская олимпиада школьников по географии

школьный тур

5 класс

Пояснительная записка к олимпиадным заданиям школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии

2016- 2017 учебного года

Школьный этап Олимпиады по географии для 5 класса проводится в два тура.

Первый тур – тестовый, в котором представлены тестовые задания.

Второй тур- теоретический, состоящий из географических задач.

Участникам олимпиады запрещено:

    обращаться с вопросами к кому-либо, кроме дежурных и членов Оргкомитета;

    проносить в классы тетради, справочную литературу, учебники, географические атласы и любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов и выключенных мобильных телефонов).

Участники Олимпиады обязаны по истечении времени, отведенного на выполнение школьного этапа Олимпиады, сдать задания. Участники могут сдать работу досрочно, после чего они должны покинуть класс.

Общие принципы оценивания олимпиадных работ учащихся по географии

Предлагаемые задачи составлены с учетом программы 4,5 классов общеобразовательной школы.

Для более объективной оценки работ рекомендуется работы всех участников проверять по единой системе оценивания:

    каждая задача тестового тура оценивается по 1 баллу

    каждая задача теоретического тура оценивается от 0,5 баллов до 5 баллов

При проверке работы

    основное внимание уделяется чистовику, а к черновику обращаться лишь для уточнения записи в чистовике; никакая запись в черновике не может уменьшить оценку;

    нельзя снимать баллы за несоответствие решения участника олимпиады авторскому;

На выполнение заданий школьного этапа Олимпиады по географии для 5 класса отводится

2 часа 15 минут: тестовый тур- 1 академический час (45 минут)

теоретический тур- 2 академических часа (90 минут)

Максимальная оценка всей работы- 36 баллов.

Присуждение призовых мест

Победителями школьного этапа Олимпиады признаются участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов.

Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты (25% от общего количества участников) признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим с ним равное количество баллов, определяется следующим образом:

    все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

    все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

Дорогие ребята!

Олимпиада- важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления,представлений о нашей планете.

Внимательно прочитайте задания. Рекомендуем перед тем как вносить ответы в бланк, написать их на черновике. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

Удачи Вам в работе!

Тестовый тур

Выберите правильный ответ. За каждый верный ответ – 1 балл.

1.Что означает в переводе слово «география» ?

а) изучение Земли

б) описание Земли

в) использование Земли

г) преобразование Земли

2.Наблюдение, в отличие от эксперимента, не позволяет ответить на вопрос

А) как?

Б) когда?

В) каким образом?

Г) почему?

3.Что не является планетой?

а) Сатурн

б) Меркурий

в) Солнце

4.Кем была написана первая книга по географии?

а) Геродотом

б) Аристотелем
в) Эратосфеном

г) Птолемеем

5. Назови самый большой океан?

а) Индийский

б) Северный Ледовитый

г) Атлантический

6. Если встать лицом на север, то по правую руку у нас будет:

б) восток

7.Испарение воды – это явление:

А) механическое

Б) тепловое

В) электрическое

Г) световое.

8.Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?

а) открытую поляну

б) берег реки

в) одиноко стоящее дерево

г) березовую рощу

9. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, углекислый газ, кислород

б) кислород, азот, углекислый газ

в) фтор, углекислый газ, кислород

10. Смена дня и ночи на Земле объясняется?

а) движением Земли вокруг своей оси

б) движением Земли вокруг Солнца

в) суточной ритмикой географической оболочки

г) изменением наклона земной оси к плоскости орбиты

11. Какое средство Джеймс Кук стал использовать против цинги на своих судах?

а) квашеную капусту

Б) доброе слово

в) яблоки

г) индейские пряности

12. Выберите неверное утверждение:

а) при ударе крупных метеоритов о земную поверхность возникают метеоритные кратеры;

б) на поверхности Земли кратеров больше, чем на поверхности Луны;

в) Космос постоянно оказывает на Землю видимое и невидимое воздействие;

г) хвосты комет направлены в сторону, противоположную от Солнца.

13.Вулкан обычно представляет собой:

а) углубление на поверхности земли

б) ровную поверхность

14. Назовите самый большой материк на Земле

а) Африка

б) Антарктида

в) Евразия

г) Австралия

15. Воздух на Земле образует оболочку, получившую название:

а) биосфера

б) литосфера

в) атмосфера

г) гидросфера

Теоретический тур

16.Отгадай географические ребусы?

17. Под какими номерами изображены на рисунке полнолуние и новолуние?

Как определить, находясь в северном полушарии, какой месяц стареющий


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

18.Назови знаковые места своего города

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

19. Отгадай географические загадки

А) Для химика- формулы химических реакций, для математика- цифры и уравнения, а что для географа? ________________________________________________________________

Б) Что можно назвать «горячей кровью Земли»? ___________________________________

В) Местоимение + шотландский конь+ местоимение = государство в Азии _____________

Г) Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя ___________________________


20. В жаркую, сухую погоду случаются лесные пожары. Что следует делать, чтобы вероятность пожаров была минимальной?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

Тестовый тур (по 1 баллу):

1 б 9 б

2 б 10 а

3 в 11 а

4 в 12 б

5 в 13 в

6 б 14 в

7 б 15 в

Теоретический тур:

16. Экватор - 2балла; пустыня- 2 балла

17. 5, 1. В северном полушарии к месяцу с левой стороны подставляют мысленно вертикальную палочку. Если при соединении месяца и палочки получается буква Р, то месяц - растущий, а если нет то он стареющий (5 баллов)

18. Свободный выбор учащихся –по 0,5 балла (max -5 баллов)

19. А) карта

Б) вулкан

В) Япония

Г) болото - по 1 баллу за правильный ответ(max - 4 балла)

20. Не бросать на землю горящие спички или непотушенные окурки.

Не разводить костры в пожароопасный период.

Не сжигать мусор в лесу.

Не оставлять в лесу стеклянные бутылки или осколки стекла.

Разжигать костер только в специально отведенных местах.

Перед уходом со стоянки костер должен быть полностью потушен – по 0,5 балла

за каждый правильный ответ(max -3 балла)

Школьный этап олимпиады школьников

по географии 8 – 9 классы

в 2009 – 2010 голу

8 класс

1. Какой буквой на карте мира обозначена точка, имеющая координаты 45° ю.ш. и 17° з.д.?

1)А 2)В 3)С 4) D

2. Формы рельефа, созданные деятельностью ветра, наиболее характерны для природной зоны:

1) Тайги

2) Широколиственных лесов

3) Тундры

4) Пустынь

3. К категории горючих полезных ископаемых относят

1) Фосфориты

2) Апатиты

3) Торф

4) Асбест

4. Какое утверждение о рельефе Австралии верно?

1) Большой Водораздельный хребет – сейсмически активная территория.

2) Горы проходят вдоль западного побережья Австралии.

3) В Австралии нет действующих вулканов.

4) Австралия является самым высоким южным материком.

5. На какой из перечисленных территорий Евразии выпадает наибольшее среднегодовое количество осадков?

1) На Скандинавском полуострове

2) На полуострове Малакка

3) На западных склонах Алтайских гор

4) На западных склонов Альп

6. Какое утверждение о Земле как планете Солнечной системы верно?

1) Земля – ближайшая к Солнцу планета.

2) Земля обращается вокруг Солнца по часовой стрелке (если смотреть со стороны Полярной звезды).

3) Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток (если смотреть со стороны Северного полюса).

4) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет примерно 23°.

7. На каком из перечисленных полуостровов расположена крайняя восточная материковая точка России?

1) Камчатка

2) Таймыр

3) Чукотка

4) Ямал

8. В Норильске было 16 часов, когда из него вылетел самолет в Москву. Самолет летел 4 часа. В Москве было 16 часов, когда он приземлился. В каком часовом поясе находится Норильск? Ответ запишите цифрами.

9. Установите соответствия между субъектами Российской Федерации и буквами, которыми они обозначены на карте.

СУБЪЕКТ РФ РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ

А) томская область 1) А

Б) Амурская область 2) В

В) республика Бурятия 3) С

4) D

Задания 10 и 11 выполняются с использованием приведенной ниже карты.

10. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до родника.

Ответ:_______________м.

11. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки В до родника.

Отве:________________м.

12. Можно ли в ночное время, находясь у мельницы, наблюдать костер, разведенный в лагере у родника? Свой ответ обоснуйте.

13. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В, используя горизонтальный масштаб: в 1 см – 100 м и вертикальный: в 1 см – 5 м. стрелкой укажите положение на профиле родника.

14. Почему в тропических широтах соленость поверхностных вод Мирового океана выше (около 36%), чем в экваториальных (около 34%)?

15. Какие негативные последствия может иметь вырубка лесов на склонах Кавказских гор? Укажите не менее двух последствий.

16. Почему на побережье Мексиканского залива зимой бывает резкое понижение температуры воздуха (до - 10°С)?

17.

18. Почему на севере Западно – Сибирской равнины в зоне тундры сохраняется многолетняя мерзлота?

19.

20. Почему в Предуралье карстовые формы рельефа распространены более широко, чем в Зауралье?

Ответы

1.

2. 4

3. 3

4. 3

5. 2

6. 3

7. 3

8. 6

9. 243

10. 200 м

11. 270 ˚

12. Находясь у мельницы, наблюдать костер возможно, так как родник находится в балке и его хорошо видно с холма.

13.

14. Соленость поверхностных вод океана зависит от соотношения количества осадков и испарения. В тропических широтах при преобладании нисходящих потоков воздуха количество осадков меньше, чем в экваториальных, а испарение – больше.

15. Вырубка лесов приводит к снижению способности почвы задерживать влагу, усилению поверхностного стока, поэтому в горных районах уничтожение лесов на склонах приводит с одной стороны к усилению разлива рек, вызывающего наводнение, а с другой стороны – к усилению водной эрозии, развитию оползней, что наносит ущерб сельскохозяйственным угодьям и населенным пунктам.

16. Арктические воздушные массы, формирующиеся на севере Северной Америки, могут проникать до широты Мексиканского залива, т.к. рельеф материка в Центральной части равнинный и они не встречают препятствий (в виде горных хребтов) на своем пути. Канадский Арктический архипелаг, Гренландия, глубоко вдающийся в сушу холодный Гудзонов залив с одной стороны и также глубоко вдающийся в сушу Мексиканский залив с другой стороны создают большие различия в температуре и давлении между севером и югом материка, что, в свою очередь, может вызывать движение воздушных масс с севера на юг.

17. Во влажных экваториальных лесах велико количество растительного опада; имеются благоприятные условия для жизнедеятельности почвенных микроорганизмов. Однако при большом среднегодовом количестве осадков и ежедневных ливнях, почва промывается на большую глубину, и питательные вещества из нее вымываются. Кроме того, жаркий и влажный климат способствуют тому, что органические вещества, поступающие в почву, очень быстро разлагаются и поглощаются растениями. Накопление гумуса, таким образом, не происходит.

18. Север Западно – Сибирской равнины лежит в арктическом и субарктическом климатических поясах. Для этих типов климата характерна долгая и суровая зима. Осадков выпадает мало, высота снежного покрова невелика. Поэтому он не защищает землю от глубокого промерзания. Промерзанию также способствуют сильные ветры, свойственные для данных типов климата.

19. Все перечисленные города расположены примерно на одной широте. Высота Солнца зависит от времени суток и максимальной бывает в полдень. В 10 часов по времени Гринвичского меридиана полдень будет на меридиане 30 ˚ в.д. из всех перечисленных городов дальше всего от этого меридиана находится Красноярск. Следовательно, в этом городе и будет наблюдаться минимальная высота Солнца.

20. Карстовые формы рельефа образуются, если территория сложена растворимыми горными породами (гипсами, солями, известняками). Для Предуральского краевого прогиба более характерны осадочные горные породы (многие из которых растворяются при взаимодействии воды). В Зауралье растворимые породы менее распространены, преобладают твердые кристаллические породы. Кроме этого, в Предуралье выпадает больше осадков, чем в Зауралье.

С 1 по 7 – 1 балл

С 8 по 11 – 2 балла

С 12 по 21 – 3 балла

Максимальное количество баллов: 7+8+30=45 баллов

9 класс

1. С какой из перечисленных горных пород связано образование карстовых форм рельефа?

1) Гранит

2) Базальт

3) Кварцит

4) Известняк

2. Какие природные ресурсы относятся к категории исчерпаемых возобновимых?

1) Минеральные

2) Климатические

3) Геотермальные

4) Почвенные

3. Какая природная зона занимает наибольшую площадь на полуострове Индостан?

1) Влажные экваториальные леса

2) Саванны и редколесья

3) Полупустыни и пустыни

4) Лесостепи и степи

4.Какие части Африки имеют преобладающие высоты более 1000 м?

1) Северная и южная

2) Восточная и западная

3) Северная и западная

4) Восточная и южная

5. Какое утверждение о Земле как планете Солнечной системы верно?

1) 22 декабря на экваторе продолжительность дня и ночи одинакова.

2) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 23,5 ˚ .

3) Земля обращается вокруг своей оси с востока на запад, если смотреть со стороны Северного полюса.

4) Общая площадь поверхности земного шара составляет 820 млн. кв. км.

6. Какие из перечисленных государств имеют сухопутную границу с Россией?

1) Швеция и Молдавия

2) Румыния и Таджикистан

3) Польша и Азербайджан

4) Иран и Туркменистан

7. Какой из перечисленных народов является наиболее много численным в населении России?

1) Казахи

2) Украинцы

3) Армяне

4) Белорусы

8. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по числу жителей?

1) Ижевск

2) Самара

3) Тверь

4) Владивосток

9. В какой части Восточно – Европейской равнины выпадает наименьшее количество осадков?

1) Северо – восточной

2) Северо – западной

3) Юго – восточной

4) Юго – западной

10. Какой из перечисленных народов относится к коренным народам Дальнего Востока?

1) Коми

2) Башкиры

3) Коряки

4) Эвенки

11. В каком из высказываний содержится информация о процессе образования метаморфических горных пород?

1) Обломки горных пород, переносимые реками, осаждаются во впадинах и низинах, затем уплотняются и цементируются под действием тяжести вышележащих слоев.

2) Горные породы могут изменять свои первоначальные свойства и превращаться в другие типы горных пород под воздействием давления и высоких температур на большой глубине.

3) Если магма достигла поверхности земли и излилась на нее, то она быстро остывает, и образуются породы, состоящие из мелких кристаллов.

4) На дне водоемов отлагаются остатки растений и животных, из них через длительное время при определенных условиях образуются горные породы.

12. Какой из перечисленных ученых внес вклад в изучение почв и создал учение о почвах и закономерностях их распространения?

1) В.И.Вернадский

2) В.А.Обручев

3) В.В.Докучаев

4) А.Е.Ферсман

13. Сколько времени (с учетом декретного) будет в Хабаровске (9-й часовой пояс), когда в Копенгагене (1-й часовой пояс) 12 часов дня? Ответ запишите цифрами.

14. Установите соответствие между республикой в составе РФ и ее столицей.

РЕСПУБЛИКА СТОЛИЦА

1) Удмуртия А) Владикавказ

2) Кабардино – Балкария Б) Ижевск

3) Калмыкия В) Элиста

Г) Нальчик

15. Определите регион России по краткому описанию.

Эта область занимает второе место в Центральном районе по плотности населения это один из регионов России с наибольшей долей пожилого населения в возрастной структуре. В области действуют несколько крупных электростанций, которые раньше были ориентированы на местный уголь, но сейчас переведены на природный газ и привозной уголь. Основу промышленности составляют предприятия химии (производство минеральных удобрений, изделий бытовой химии, химического волокна, синтетического каучука). В машиностроении особо выделяется совокупность заводов военно – промышленного комплекса. Кроме этого в области выпускают оборудование для химической промышленности, железнодорожного транспорта, комбайны, радиотехнические изделия. В административном центре есть предприятия по производству чугуна и ферросплавов; город издавна славится изготовляемым в нем оружием.

Задания 16 и 17 выполняются с использованием приведенной ниже карты.

16. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В.

Ответ ____________________м.

17. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки А до точки В.

Ответ ___________________м.

18. В какую сторону от полевой дороги – к точке А или к точке В – легче идти на лыжах?

19. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В, используя горизонтальный масштаб: в 1 см – 100 м и вертикальный: в 1 см – 10 м. стрелкой укажите положение на профиле полевой дороги.

20. В субтропическом поясе снеговая граница лежит на высоте 4500 – 5000 м, в умеренном – на высоте 2500 – 3500 м, на арктических островах – 100 – 150 м. объясните, почему высота снеговой линии изменяется в широтном направлении.

21. Какие изменения, связанные с широким использованием природного газа в качестве сырья, произошли в географии производства азотных удобрений?

22. Бурение артезианских скважин позволило создать орошаемые угодья в страдающем от засух районе страны. В первые годы это позволило резко увеличить продуктивность земель, однако вскоре урожайность стала резко падать. С чем это может быть связано?


С 1 по 12 – 1 балл

С 13 по 17 – 2 балла

С 18 – по 22 – 3 балла

Максимальное количество баллов: 12+10+15=37 баллов

Полную версию олимпиады с ответами и рисунками смотрите в прикрепленном файле

ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ГЕОГРАФИИ 2014-2015.


«8 класс бланк ответов»

БЛАНК ОТВЕТОВ

ЧАСТЬ А (тест)

ЧАСТЬ Б

Просмотр содержимого документа
«8 класс задания»

Департамент образования администрации городского округа г. Рыбинск

МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр»

Школьный этап Всероссийской олимпиады по географии

8 класс.

Время выполнения работы 45 минут. Максимальный балл- 100.

ВНИМАНИЕ. Ответы заносятся в бланк!

УДАЧИ!

ЧАСТЬ А (3 балла за ответ)

    Южный полярный круг впервые был пересечен экспедицией под руководством:

    Определите расстояние между Дублином (6° з.д.) и Минском (27,5° в.д.) по параллели 53,5° с.ш. (1° - 66 км).

  1. В какой стране зафиксирована самая высокая температура воздуха на земном шаре?

    В) Мексика

    Г) Саудовская Аравия

  2. Горные ледники занимают наибольшую площадь в Гималаях. Их дальнейшему распространению мешает:

    Укажите неверное утверждение:

    Эту природную область с находящимся здесь известным озером называют «мёртвым сердцем» материка. Среди жарких пустынь располагается понижение рельефа (12 метров ниже уровня океана), которое наполняется водой лишь летом от рек и ручьёв с непостоянным водотоком, достигая иногда площади 15 тыс. км2. В остальное время года водоём пересыхает, и на его дне лежат толстые слои соли. Иногда озеро остаётся сухим по нескольку лет подряд. Жизнь вокруг замирает. О каком материке, и о каком озере идёт речь?

    На уроке географии шестиклассники составили план школьного двора. На листе бумаги его размеры составили 10х15 см. Какой масштаб использовали ребята, если реальный размер двора – 200х300 м?

    Установите, какое соответствие «горы – высшая точка» верно:

    Наибольшее количество водяного пара может раствориться в воздухе при температуре:

ЧАСТЬ Б

    (15 баллов)

    (10 баллов)

    На северо – востоке Сибири после короткой весны наступает непродолжительное, но относительно теплое лето. Над материковой частью страны в это время устанавливается пониженное давление, а над северными морями – более высокое. Объясните данный факт.

(20 баллов)

    (10 баллов)

    Укажите материки, имеющие следующие характеристики: самый влажный, самый сухой, самый жаркий, самый холодный, самый маленький. (5 баллов)

    На Земле есть район, где за полярным кругом практикуется земледелие в открытом грунте, не в теплицах. Какие страны относятся к этому району? Почему, в отличие от других районов Заполярья, здесь возможно земледелие? (10 баллов)

Просмотр содержимого документа
«8 класс ключи»

8 КЛАСС

КЛЮЧИ

ЧАСТЬ А (тест) 30 баллов

    Классифицируйте географические понятия. Укажите принципы классификации: Меридиан, относительная высота, охрана природы, географическая долгота, равнина, водораздел, террикон, питание реки, пруд, природная зона, фосфориты.(15 баллов)

За правильно выделенные группы и каждое правильно указанное соответствие понятия группе – по 1 б.

Географическая карта – меридиан, географическая долгота, относительная высота.

Литосфера – равнины, террикон, фосфориты.

Гидросфера – питание реки, водораздел, пруд.

    Обозначьте (подпишите) на контурной карте: Скандинавский полуостров, Карибское море, Новую Зеландию, Мозамбикский пролив, остров Огненная Земля, остров Исландия, Альпы, Большой Барьерный риф, полуостров Камчатка, Бенгальский залив. (1х10=10 баллов)

    На северо – востоке Сибири после короткой весны наступает непродолжительное, но относительно теплое лето. Нал материковой частью страны в это время устанавливается пониженное давление, а над северными морями – более высокое. Объясните данный факт. (20 баллов)

Вода Северного Ледовитого океана холодная и воздух над ней тоже холодный и поэтому тяжелый. Спускаясь к поверхности воды он образует высокое давление. Суша летом быстрее нагревается, теплый, легкий воздух поднимается и давление низкое.

    Что объединяет Обь и Амазонку? (2х5=10 баллов)

Обе берут начало с высоких гор (Анды и Алтай), образуются от слияния двух рек (Мараньон и Укаяли, Бия и Катунь) , протекают по большим низменностям, покрытыми лесами и болотами и заканчиваются эстуариями.

5. Укажите материки, имеющие следующие характеристики: самый влажный, самый сухой, самый жаркий, самый холодный, самый маленький. (5 баллов)

6. На Земле есть район, где за полярным кругом практикуется земледелие в открытом грунте, не в теплицах. Какие страны относятся к этому району? Почему, в отличие от других районов Заполярья, здесь возможно земледелие? (10 баллов)

Скандинавский полуостров и часть Кольского (Нор., Швед., Фин., Росс.). Климат смягчается теплым течением средняя температура июня +10, что позволяет выращивать картофель, овес, овощи.