Олимпиадные задания по праву

Данные об авторе

Толокина Светлана Сергеевна

Место работы, должность:

МОУ Барминская средняя общеобразовательная школа, учитель истории и обществознания высшей категории

Нижегородская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Уровни образования:

Начальное профессиональное образование

Уровни образования:

Среднее профессиональное образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Административный работник

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы:

Ресурс для профильной школы

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву. Задания составлены в виде теста, на выполнение заданий даётся 1 час-1час 30 минут. Прилагаются ответы, лист бланка ответов.

Олимпиадные задания школьного этапапо праву9 класс.

Выберете один правильный ответ (за каждый правильный ответ 1 балл )

1. Способность своими действиями приобретать права и обязанности:

1) дееспособность;

2) легитимность;

3) добровольность;

4) правоспособность.

2. Что составляет содержание трудовых правоотношений:

1) о пределенные права и обязанности сторон в процессе труда.

2) п рофилактика преступлений, которые могут быть совершены на территории предприятия.

3) р аспределение прав собственности между участниками трудового процесса.

3. Какие документы обязан представить в отдел кадров поступающий на работу гражданин:

а) паспорт;

б) декларацию о доходах;

в) характеристику с предыдущего места работы;

г) трудовую книжку;

д) справку от врача-нарколога;

е) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

ж) документы о наградах;

з) документ об образовании;

и) документ о воинском учете.

В а р и а н т ыо т в е т о в:

1) а, в, г, з;

2) а, г, е, ж;

3) а, в, г, з;

4) а, г, е, з, и.

4. Испытательный срок при приеме на работу не устанавливается для:

1) лиц, достигшихуже 18 лет;

2) ветеранов афганской войны;

3) инвалидов труда;

4) молодых специалистов по окончании высших и среднеспециальных учебных заведений.

5. Какими социальными нормами регулируются действия и поступки человека:

1) только моральными;

2) только религиозными;

3) только правовыми;

4) различными (моральными, религиозными, правовыми и т. д.).

6. Правительство Российской Федерации издает:

1) постановления;2) законы;

3) кодексы; 4) указы.

7. Родители, нарушающие интересы и права детей, могут быть лишены родительских прав за:

1) отказ от ребенка в роддоме;

2) отказ в помощи при получении высшего образования;

3) требование передачи всех доходов ребенка (стипендии, заработка и др.);

4) жестокое обращение с ребенком.

8. Право - это нормы поведения, которые устанавливает и охраняет:

1) общество;2) государство;

3) церковь;4) наука.

9. Имущественные отношения регулирует:

1) финансовое право;2) гражданское право;

3) семейное право;4) предпринимательское право.

10. Определите правовые отношения, которые регулирует гражданское право:

1) получение наследства;2) получение гражданства;

3) расторжение брака;4) конфискация имущества.

11. Выберите правильный ответ.

Особое социальное явление, характеризующее правовое состояние как отдельной личности так и общества, называется

1)правосознанием2)законностью

3)правопорядком4)правовой культурой

12. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю-чением одного, связаны с понятием «субъект РФ».

Край; область; федеральный округ; автономный округ; город федерального значения.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «субъ-ект РФ».

Ответ: _____________________________

13. Соотнесите вид противоправного деяния с его характеристикой:

А. Административный проступок.

Б.Преступление.

В.Гражданское правонарушение.

Г.Дисциплинарный, служебный проступок.

1) Наиболее опасный вид правонарушений, это запрещенное уголовным законом деяние (действие или бездействие), причиняющее вред личности, обществу и государству, влекущее за собой наказание.

2) Когда нарушаются нормы права, защищающие общественный и государственный порядок, личную собственность и права граждан (хулиганство: нецензурная брань в общественных местах, приставание к прохожим, распитие спиртных напитков, нарушение правил общежития; нарушение правил дорожного движения и др.).

3) Наступает в случае нарушения трудовой дисциплины (прогул, невыполнение трудовых обязанностей).

4) Невыполнение обязательств по договору или причинение вреда другому лицу.

О т в е т:

А

Б

В

Г

14. Соотнесите виды соучастия в преступлении с их характеристиками:

А. Исполнитель.

Б. Организатор.

В. Подстрекатель.

Г. Пособник.

1) л ицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы.

2) л ицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий преступления.

3) л ицо, непосредственно совершившее преступление.

4) л ицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением.

О т в е т:

А

Б

В

Г

15. Какие из перечисленных действий являются административным правонарушением (А), а какие - преступлением (П)?

а) нецензурная брань

б) изнасилование

в) рисование на стенах

г) нарушение правил пожарной безопасности

д) кража личного имущества граждан

е) уклонение от уплаты налогов

Ответ:А -______________

П - ________________

16. Вставьте пропушенные слова и восстановите определение трудового договора.

17 . Разрешите ситуацию. Нормам какой отрасли права соответствует данная ситуация?

Семиклассник Ваня решил летом заработать деньги на велосипед. Он обратился в центр занятости с просьбой найти ему работу. Однако ему отказали. Нарушены ли его права?

18. Разрешите ситуацию. Нормам какой отрасли права соответствует данная ситуация?

15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Правомерны ли действия старшей сестры?

О т в е т: __________________________________________________.

Обоснование______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрасль права____________________________________________________.

19. Рассмотрите юридический казус и ответьте на вопросы.

(Правильный ответ оценивается в 5 баллов .)

Саша и Яша (по 16 лет) гуляли вечером в своем микрорайоне. Навстречу им шла старая женщина. Мальчики подошли к ней, спросили: «Который час?». Воспользовались тем, что женщина стала искать часы в сумочке, сорвали с нее меховую шапку и скрылись. С потерпевшей случился сердечный приступ, прохожие вызвали скорую помощь. Женщина провела в больнице четыре недели. Саша и Яша через неделю сами явились в милицию с повинной, принесли шапку.

В о п р о с ы:

1) Перечислите смягчающие и отягчающие обстоятельства.

2) Могут ли быть подростки освобождены от уголовной ответственности? Если да, то при каких условиях? Если нет, то почему?

20. Согласно Конвенции о правах ребёнка несовершеннолетние дети обладают комплексом личных прав. Перечислите их.

(Правильный ответ оценивается в 5 баллов.)

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Олимпиадная работа по праву ученика (цы)9класса

МОУ _______________________________СОШ

Трудовой договор — это _________________________ между работодате-лем и ____________________, в соответствии с которым работник обязуется: лично выполнять определенную этим соглашени-ем _______________________функцию; соблюдать действующие в организа-ции правила внутреннего трудового распорядка; _________________________обязуется: предоставить работнику работу по обуслов-ленной трудовой функции (специальности, квалификации, должности); обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством и ________________________и в полном размере вы-плачивать работнику заработную плату.

О т в е т: _______________________________________________________________________.

Отрасль права____________________________________________________.

О т в е т: ______________________________________________________________________.

Обоснование________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрасль права_________________________________________________________________.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Ответы на олимпиадные задания по праву.

9 класс

№ задания

Ответ

Баллы

1.

1 балл

2.

1 балл

3.

1 балл

4.

1 балл

5.

1 балл

6.

1 балл

7.

1 балл

8.

1 балл

9.

1 балл

10.

1 балл

11.

1 балл

12.

Федеральный округ 3

1 балл

13.

А-2

Б-1

В-4

Г-3

1 ошибка - 1 балл

2 ошибки и более - 0 баллов

14.

А-3

Б-4

В-1

Г-2

2 балла за выполнение задания

1 ошибка - 1 балл

2 ошибки и более - 0 баллов

15.

А - а,в,г

П - б,д,е

1 ошибка - 2 балла

2 ошибки - 1 балл

3 ошибки иболее - 0 баллов

16.

Трудовой договор — этосоглашение между работодате-лем и работником, в соответствии с которым работник обязуется: лично выполнять определенную этим соглашени-ем трудовую функцию; соблюдать действующие в организа-ции правила внутреннего трудового распорядка; работода-тель обязуется: предоставить работнику работу по обуслов-ленной трудовой функции (специальности, квалификации, должности); обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством и своевременно и в полном размере вы-плачивать работнику заработную плату.

Каждое правильно вставленное слово оценивается 1 баллом

(полностью правильный ответ5 баллов)

17.

Ответ - права Вани не нарушены

Обоснование - Ване ещё не исполнилось 14 лет, именно с этого возраста можно работать.

Трудовое право

3 балла за выполнение задания

1 балл- ответ

1 балл- обоснование

18.

Ответ - действия старшей сестры не правомерны.

Обоснование - Маше 15 лет, она несовершеннолетняя, её нельзя заставлять работать в выходные дни.

Трудовое право.

3 балла за выполнение задания

1 балл- ответ

1 балл- обоснование

1 балл - названа отрасль права

19.

Отягчающие - преступление совершено в группе, открытым способом (не кража, а разбой).

Смягчающие: преступление совершено несовершеннолетними, явка с повинной, содействие раскрытию преступления (отдали шапку), совершение преступления впервые.

Подростки уже несут уголовную ответственность, им по 16 лет, от наказания их не освободят, но могут учесть смягчающие обстоятельства и вынести условное наказание.

20.

право на жизнь; на имя и фамилию родителей; гражданство; жить и воспитываться с родителями; право выражать своё мнение; право на свободу мысли, совести и религии.

5 баллов за выполнение задания

Итого

40 баллов

3 место - 20 -27 баллов

2 место - 28- 33 балла

1 место - 34 - 40баллов

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону № 313-ФЗ все педагоги должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

Школьный этап олимпиады по праву 9-11 класс

Выберите документ из архива для просмотра:

10-11 класс.docx

Библиотека
материалов

2014-2015 учебный год

10-11 класс

1.Выберете правильный (-ные) ответ (-ы):

1.1. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если:

1.2.В соответствии с законодательством РФ оформление завещания является:

А) Обязательством;

Б) Договором дарения;

В) Сделкой;

Г) Административным актом;

1.3. В соответствии с законодательством РФ минимальная численность членов политической партии по общему правилу должна составлять не менее:

А) 40 тысяч человек;

Б) 50 тысяч человек;

В) 1 тысяча человек;

Г) 500 человек;

1.4. Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение:

А)1 года;

Б) 2 лет;

В) 3 лет;

Г) 5 лет.

1.5. Какое другое название имеет система англо-саксонского права:

А) Система общего права;

Б) Система континентального права;

В) Система юридического обычая

1.6. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать:

А) 30 суток

Б) 60 суток

В) 45 суток

Г) 25 суток

1.7. Что из перечисленного ниже относится к формам прямой демократии:

А) Государственная Дума;

Б) Референдум;

В) Сельский сход;

Г) Сенат;

Д) Казачий круг;

Е) Вече;

Ж) Земский Собор;

З) Сейм.

1.8. Россия является членом следующих международных организаций:

А) ГУАМ;

Б) Интерпол;

В) МАГАТЭ;

Д) НАТО.

1.9. Участниками уголовного процесса со стороны защиты в соответствии с УПК РФ являются:

А) Обвиняемый;

Б) Эксперт;

В) Переводчик;

Г) Свидетель;

Д) Подозреваемый;

Е) Гражданский истец;

Ж) Защитник.

1.10. В соответствии с ГПК РФ суды общей юрисдикции принимают судебные постановления в форме:

А) Заключения;

Б) Решения;

В) Определения;

Г) Постановления;

Д) Судебного приказа;

Е) Судебного прецедента.

1.11. В соответствии с законодательством РФ не подлежат возврату и обмену на аналогичный товар надлежащего качества:

А) Парфюмерно-косметические товары;

Б) Обувь;

В) Изделия из драгоценных металлов;

Г) Автомобили;

Д) Верхняя одежда.

2.Что объединяет эти понятия?

Земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

3. Исключите два лишних термина. Объясните свой ответ.

А. Гражданин. Г. Оптация.

Б. Бипатрид. Д. Компетенция.

В. Реституция. Е. Апатрид.

4. Расшифруйте аббревиатуры.

4.1. ЦИК РФ.

4.2. СНГ.

4.3. КС РФ.

5. Расположите в правильном порядке стадии судебного процесса, указав их последовательность цифрами:

1. Принятие и оглашение Конституционным Судом решения.

2. Обращение в Конституционный Суд.

3. Судебное разбирательство.

5. Предварительное рассмотрение обращения.

6. Подготовка к судебному разбирательству.

6. Установите соответствие между латинскими фразами и их переводом:

а ) pacta sunt servanda;

б ) res judicata;

в ) non bis in idem

1. Решенное дело.

2. Нельзя взыскать дважды за одно и то же.

3. Пришел, увидел, победил.

4. Договоры должны соблюдаться.

5. Третьего не дано.

6. Точная копия.

А)

Б)

В)

7. Установите соответствие между учеными и их теориями:

1. Ф. Энгельс

2. Е. Дюринг

3. К. Виттфогель

4. Г. Спенсер

А. Ирригационная теория происхождения государства

Б. Органическая теория происхождения государства

В. Марксистская теория происхождения государства

Г. Теория насилия

1.

2.

3.

4.

8. Установите соответствие между условиями трудового договора.

1. Обязательные условия трудового договора;

2. Факультативные условия трудового договора.

А) Об испытании;

Б) Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы;

В ) Компенсации за тяжелую работу;

Г ) О видах и об условиях дополнительного страхования работника;

Д) Об уточнении места работы;

Е) Об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.

1

2

9.Заполните пропуск:

9.1 В честь античного законодателя жестокие законы называются

9.2 Сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, именуется

9.3 «Око за око» иначе называется принципом

10. В журнале "Men"s health" был приведен такой факт: в одной порции лазаньи с сыром, ветчиной и помидорами содержится 990 ккал, для сжигания которых нужно пробежать около 21 километра. Название заметки, в которой приводился данный факт, совпадало с названием классического русского романа 1866 года. Назовите этот роман.

11. Именно на это «самое святое, что у нас есть», по словам свидетеля Семицветова, замахнулся Юрий Деточкин (кинофильм «Берегись автомобиля»).

12. Какие последствия наступают в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ Государственной Думой РФ по предложению Президента РФ?

12.1.

12.2.

12.3.

13. Какую теорию происхождения права (школу права) отражает нижеприведенное высказывание? Назовите автора.

«Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена, - не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе… Чтобы понять истоки, развитие и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояла в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка».

14.Решите юридические задачи.

14.1. В 2008 г. Филатов попал в автомобильную катастрофу, после которой он стал страдать головными болями, не мог сконцентрироваться и выполнять какую-либо работу. В результате Филатов был признан инвалидом второй группы и был вынужден уволиться. В 2012 г. Филатов принял решение переехать жить на юг. Он стал распродавать свое имущество, а часть вещей подарил своим знакомым. Узнав о том, что Филатов распродает и раздаривает свое имущество, его сын предъявил от имени отца иск в суд с требованием признать заключенные им сделки недействительными. По мнению сына, Филатов является душевнобольным, а значит, недееспособным. Нормальный человек, по его мнению, не мог распродавать имущество по столь низкой цене, а тем более - дарить его посторонним людям. Обоснованы ли требования сына Филатова? Ответ обоснуйте.

14.2. Корсаров решил разместить в принадлежащей ему квартире промышленное оборудование и открыть швейное производство. В ответ на претензии соседей о недопустимости такого использования квартиры он заявил, что специально приобрел малошумное оборудование, а в ночное время работы вообще производиться не будут. Законны ли действия Корсарова? Ответ обоснуйте.

14.3. В 2007 году Павлов решил продать деревенский дом, в котором он проживал с 1987 года. Однако, выяснилось, что право собственности на дом не зарегистрировано: отец Павлова, умерший 4 года назад, самовольно занял пустовавший дом в 1985 году. Может ли Павлов приобрести право собственности на дом и распорядиться им? Ответ обоснуйте.

Ответы и критерии оценок

1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

б

в

г

а

а

а

бвде

бв

адж

бвгд

ав

11.

2 . Недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость).

3. В, Д

Все термины относятся к институту «Гражданство». Реституция относится к институту восстановления в гражданском праве, а компетенция – к институтам государства.

З верные позиции – 2 балла, за объяснение – 2 балла.

Максимальное количество баллов – 4.

4. За каждый правильный ответ 2 балла.

4.1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

4.2. Содружество независимых государств.

4.3. Конституционный Суд Российской Федерации.

Максимальное количество баллов – 6.

5 . 2, 5, 6, 3, 1, 4.

6.

А)

Б)

В)

4

1

2

Максимальное количество баллов – 3.

7.

1.

2.

3.

4.

В

Г

А

Б

Максимальное количество баллов – 2.

8. За каждый правильный ответ 0,5 баллов.

1

2

БВД

АГЕ

Максимальное количество баллов – 3.

9. За каждый правильный ответ 1 балл.

9.1. Мнимой (п. 1 ст. 170 ГК РФ)

9.2. Талион

9.3. драконовские

Максимальное количество баллов – 3.

10. Преступление и наказание

Максимальное количество баллов – 2.

11. На Конституцию

Максимальное количество баллов – 2.

12. За каждый правильный ответ 1 балл.

В таком случае Президент:

1. назначает Председателя Правительства Российской Федерации;

2. распускает Государственную Думу РФ;

3. назначает новые выборы (ст. 111 Конституции РФ)

Максимальное количество баллов – 3.

13. За правильное название теории 2 балла. За правильное название автора 1 балл.

13.1 . Социологическая школа права

13.2. Австрийский правовед Е. Эрлих, «Основы социологии права» (1913 г.)

Максимальное количество баллов – 3.

14. За правильный ответ – 1 балл, за объяснение – 2 балла.

14.1. Нет, Филатов не был признан судом недееспособным на момент совершения сделок, а следовательно, вправе распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению (ст. 29 ГК РФ).

14.2. Нет. Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается (п. 3 ст. 288 ГК).

14.3 . Да может, на основании приобретательной давности. При этом допускается ссылка на срок владения лица, правопреемником которого является владелец (ст. 234 ГК).

Максимальное количество баллов – 9.

56 баллов .

Выбранный для просмотра документ 9 класс.docx

Библиотека
материалов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

2014-2015 учебный год

9 класс

1.Выберете правильный ответ:

1.1. Что из перечисленного является источником права ?

А) обращение к Президенту РФ;

Б) приказ Министерства образования Российской Федерации;

В) воспоминания министра обороны РФ;

Г) газетная статья о введении нового вида налогообложения.

1.2. Согласно Положению о земских начальниках (1889 г.) земские начальники являлись органами надзора за:

А) земскими и городскими органами самоуправления;

Б) всеми земскими органами самоуправления;

В) губернскими земскими органами;

Г) органами крестьянского самоуправления.

1.3. К подзаконным актам относятся

А) Конституция Российской Федерации;

Б) указы Президента РФ;

В) федеральные законы;

Г) законы субъектов РФ.

1.4. В качестве высшей меры наказания в «Русской правде» названы

А) «смертная казнь»;

Б) «штрафы»;

В) «поток» и «разграбление»;

Г) «телесные наказания».

1.5. Какой из перечисленных ниже признаков характеризует объективную сторону правонарушения:

А) вина;

Б) цель;

В) мотив;

Г) общественно вредные последствия.

1.6. Обязательные сведения, которые должен иметь документ для признания его действительным, называются:

А) реквизиты;

В) номенклатура;

Г) нумерация.

1.7. В какой из перечисленных ниже ситуации не допускается выход из гражданства:

А) в случае, если гражданин был принят в гражданство РФ в порядке регистрации;

Б) в случае, если только один из родителей ребёнка имеет гражданство другой страны;

В) в случае получения гражданином повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу;

Г) в случае, если на попечении гражданина находится недееспособное лицо.

1.8. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет НЕ могут:

А) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

Б) совершать мелкие бытовые сделки;

В) совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

Г) распоряжаться средствами, предоставленными с согласия законного представителя третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения.

1.9. Если в законах не указано иное, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу:

А) по истечении 10 дней после дня официального опубликования;

Б) по истечении 20 дней после дня официального опубликования;

Г) по истечении месяца после дня официального опубликования.

1.10. Определение «приобретение гражданства по рождению» - это понятие:

А) оптация;

Б) филиация;

В) натурализация;

Г) апатриды.

1.11. Кто из перечисленных лиц совершил действия, которые в соответствии с ГК РФ считаются недействительными

А) 16-летняя Вера по просьбе родителей купила магнитофон;

Б) 19-летний Олег без разрешения родителей подарил свою куртку товарищу;

В) 15-летний Алесей на деньги, заработанные во время летних каникул, купил полку для книг;

Г) 15-летний Сергей, не поставив в известность родителей, обменял свой фотоаппарат на книги.

1.12. Какие обязанности возложены на налогоплательщиков (выбрать ВСЕ правильные ответы)

А) уплачивать законно установленные налоги;

Б) вести в установленном порядке учет своих доходов;

В) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

Г) использовать налоговые льготы в соответствии с законодательством.

2. Расположите в правильном порядке по возрастанию юридической силы следующие нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон.

2. Приказ федерального министерства.

3. Указ Президента Российской Федерации.

4. Постановление Правительства Российской Федерации.

5. Конституция Российской Федерации.

6. Федеральный конституционный закон

3. Что объединяет эти понятия?

Рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина.

4. Исключите два лишних термина. Поясните свой ответ.

1. Правовой обычай.

2. Общественное мнение.

3. Нормативный правовой акт.

4. Судебный прецедент.

5. Правовая доктрина.

6. Объявление благодарности.

5. Установите соответствие

1. Преступление

2. Покушение на преступление

3. Соучастие в преступлении

4. Добровольный отказ от участия в преступлении

А. Умышленные действия (бездействие лица), непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам

Б. Умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления

В. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания

Г. Прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца

1

2

3

4

6. Установите соответствие

1. Обязательство о явке.

2. Привод.

3. Временное отстранение от должности.

4. Наложение ареста на имущество.

А) превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора;

Б) состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение;

В) состоит в письменном обязательстве подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего или свидетеля своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства – незамедлительно сообщать об этом;

Г) состоит в принудительном доставлении подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего и свидетеля к дознавателю, следователю или в суд.

1

2

3

4

7 . Расшифруйте общепринятые сокращения (комментарии не требуются).

7.1. МРОТ.

7.2. ГК РФ.

7.3. ЕСПЧ.

8. Заполните пропуски:

8.1 . По решению местных властей при наличии уважительных причин брачный возраст может быть снижен по заявлению лиц, вступающих в брак, но не более чем на__________.

8.2 . Количество участников собрания, необходимого для признания его правомочным принимать решения, называют ____________.

8.3. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере ______процентов стоимости клада.

8.4. В соответствии с действующим законодательством выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации осуществляются по __________системе.

9. Установите соответствие между латинскими фразами и их переводом

а ) ad impossibilia lex non cogit;

б ) ad rem;

в ) altera pars.

1. По существу дела, к делу.

2. Закон не требует невозможного.

3. Другая сторона.

4. Нет правила без исключения.

5. Всеобщее согласие.

6. За и против.

А)

Б)

В)

10. С какого возраста граждане РФ приобретают свои конституционные права?

11.Именно так в Древнем Риме первоначально именовали личного секретаря, владеющего знанием Тирроновых значков, т.е. стенографии, а с третьего века н.э. так именовали всех доверенных "писцов" и канцелярских служащих. Сейчас это одна из юридических профессий. Что это за профессия?

12. В 1914 году в Монако произошла скандальная история. Сбежала невеста принца Альберта III, прихватив с собой фамильные драгоценности. Чтобы их найти, принц созвал консилиум служб уголовного розыска из разных стран. Таким образом, было положено начало... Чему?

13. Решите юридические задачи:

13.1. 13-летняя Оля временно проживает у своей бабушки, в то время, как ее родители живут в соседнем городе. Местом жительства Оля считает квартиру своей бабушки. Права ли Оля с точки зрения закона? Свой ответ обоснуйте.

13.2. 17-летнего Сергея пригласили работать в ночном клубе барменом. Директор ночного клуба рассказал об условиях работы: работа в ночное время, в основном в выходные дни. Кроме того, при приёме на работу устанавливается испытательный срок в один месяц. Допустимо ли в соответствии с трудовым законодательством РФ заключение трудового договора с Сергеем на указанных условиях? Ответ обоснуйте.

Ответы и критерии оценок

1. За каждый правильный ответ 1 балл, если не все буквы – 0,5 балла.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

г

б

в

г

а

в

а

а

б

г

а.б.в

Максимальное количество баллов – 12.

2. За каждый правильный ответ 0,5 балла

2, 4, 3, 1, 6, 5

Максимальное количество баллов – 3.

3. Это акты гражданского состояния (ст. 47 ГК РФ).

Максимальное количество баллов – 2.

4. За правильное определение лишнего – 2 балла, за обоснование – 2 былла.

2, 6. Все, перечисленное в пунктах 1, 3, 4, 5, относится к источникам права.

Максимальное количество баллов – 4.

5. За каждый правильный ответ 1 балл.

1

2

3

4

В

А

Б

Г

Максимальное количество баллов – 4.

6. За каждый правильный ответ 1 балл.

1

2

3

4

В

Г

А

Б

Максимальное количество баллов – 4.

7. За каждый правильный ответ 1 балл.

7.1. Минимальный размер оплаты труда.

7.2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

7.3. Европейский Суд по правам человека.

Максимальное количество баллов – 3.

8. За каждый правильный ответ 1 балл.

8.1. 2 года

8.2. Кворум

8.3 . Пятьдесят процентов (Ст. 233 ГК РФ)

8.4 . Пропорциональна

Максимальное количество баллов – 4.

9. За каждый правильный ответ 1 балл.

А)

Б)

В)

2

1

3

Максимальное количество баллов – 3.

10. Конституционные права в РФ приобретаются с рождения

Максимальное количество баллов – 2.

11. Нотариус (писец по-латыни - нотариус).

Максимальное количество баллов – 2.

12. Интерполу.

Максимальное количество баллов – 2.

13.

    1. . Оля не права (1 балл). Местом жительства несовершеннолетних признается место жительства их законных представителей, в данном случае родителей (ст. 20 ГК РФ) (2 балла).

13.2 Заключение трудового договора на таких условиях недопустимо (2 балла ) по следующим основаниям:

1) Несовершеннолетний не может работать в ночном клубе (1 балл ), т.к. подобная работа может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетнего (1 балл ) - ст.265 ТК РФ.

2) Несовершеннолетний не может работать в ночное время и в выходные дни (2 балла ) – ст.268 ТК РФ.

За ответ: «Несовершеннолетний не может работать в выходные дни» (без указания запрета на работу в ночное время) – 0 баллов .

3) Испытательный срок для несовершеннолетних не устанавливается (ч.4 ст.70 ТК РФ) – 2 балла.

За ответ: «Заключение трудового договора допустимо» - 0 баллов.

Общее количество баллов за работу – 56 баллов .

Краткое описание документа:

  • Материалы включают задания для школьного этапа олимпиады по праву; содержат тесты, задачи и источники для 9-11 классов.
  • Все задания соответствуют требованиям стандарта, федеральным программам по праву и рекомендациям организаторов Всероссийской олимпиады школьников по предмету.
  • Для удобства учителя предусмотрены подробные ключи к вопросам и баллы по оцениванию работ.
  • Для каждого класса указано оптимальное время выполнения.
  • Особенностью предлагаемых материалов является включение иллюстраций и таблиц.
  • Данные задания служат подготовительным этапом к муниципальным и региональным этапам Всероссийской олипиады школьников.

Общая информация

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ СПбГУ ПО ПРАВУ

Основной целью Олимпиады школьников СПбГУ по праву является выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки и развития одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний, привлечение талантливой молодежи к обучению в ведущих университетах России, в том числе в Санкт-Петербургском университете. Победители и призеры Олимпиады пользуются льготами при поступлении в Санкт-Петербургский университет и другие вузы. Подавляющее большинство из них, став студентами Санкт-Петербургского университета, показывает существенно более высокие академические результаты по сравнению со своими сокурсниками, не принимавшими участие в Олимпиаде.

! Соответствие направлений подготовки и специальностей, на которые Санкт-Петербургский государственный университет проводит прием в 2017 году, профилю олимпиады и порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников



Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Идея подготовки юристов в Санкт-Петербургском государственном университете принадлежит Петру Великому. 22 января 1724 года именным указом император учредил в Санкт-Петербурге Академию наук и Санкт-Петербургский университет. Одной из особенностей первого столетия существования Санкт-Петербургского университета было то, что правовая наука в России еще только зарождалась, поэтому первыми преподавателями и студентами стали иностранцы. Юридическое образование с момента учреждения Университета заняло лидерское положение за счет того, что к преподавательской работе привлекались лучшие правоведы того времени (Х. Гросс, И.С. Бекенштейн, Ф.Г. Штрубе де Пирмон). 14 февраля 1760 года в Санкт-Петербургском университете были открыты три факультета: юридический, медицинский и философский. По рекомендации ректора М.В. Ломоносова профессором права в Санкт-Петербургском университете становится академик Г.Ф. Феодорович, имя которого было широко известно не только в России, но и за ее пределами. Замечательные традиции Санкт-Петербургской правовой школы закладывались и в течение всего XIX века. Юридический факультет воспринял идеи либеральных реформ 1860-х годов и стал оплотом свободы науки, творчества, мысли. Юридические науки в Санкт-Петербургском университете в этом время преподавали А.Д. Градовский, И.Я. Фойницкий, Ф.Ф. Мартенс, М.И. Горчаков и другие известные отечественные ученые, государственные деятели. Поступательное развитие юридического образования в Санкт-Петербургском университете было нарушено Первой мировой войной и двумя революциями. Неприятие нового социального строя и политики советской власти заставили многих преподавателей покинуть Россию. В 1930-1944 годах в составе Ленинградского университета не было юридического факультета, его восстановили сразу же после снятия фашистской блокады. В послевоенный период лидирующие позиции в советской правовой науке заняли научные школы гражданского и уголовного права. В стенах Ленинградского университета работали советские ученые первого ранга: создатель учения о государственной социалистической собственности академик А.В. Венедиктов, автор первого в СССР труда о преступлениях против личности профессор М.Д. Шаргородский, создатель отрасли трудового права профессор В.М. Догадов. Сотрудники регулярно привлекались к нормотворческой работе по поручению различных органов власти. Благодаря стараниям преподавателей Ленинградского университета в 1960-70-х годах произошел настоящий взлет отечественной цивилистики. Труды Б.Б. Черепахина и О.С. Иоффе сделали кафедру гражданского права крупнейшим цивилистическим центром страны. Добились успеха кафедры уголовного права и уголовного процесса. В 1980-е годы возникла кафедра хозяйственного права, которую возглавил профессор А.А. Собчак.

Сегодня Санкт-Петербургский университет является одним из крупнейших в России образовательных центров подготовки юристов. Преподаватели и выпускники Санкт-Петербургского университета продолжают оставаться востребованными специалистами и занимают самые высокие посты в крупнейших компаниях России и Европы, а также в органах государственной власти. Юридическое образование в Санкт-Петербургском университете сегодня - удачный пример соединения традиций и инноваций.

Высокое качество юридического образования в Санкт-Петербургском университете не могло бы быть достигнуто без постоянного поиска талантов среди молодежи. Санкт-Петербургский университет имеет многолетний опыт проведения конкурсов и олимпиад для школьников по праву.

С 2003 по 2007 год Санкт-Петербургский университет выступал головным вузом по организации и проведению Региональной олимпиады вузов Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи по обществознанию. Методическое и организационное обеспечение заключительного тура, включая разработку структуры, составление заданий и оценку олимпиадных работ, осуществлялось преподавателями и сотрудниками юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В заключительном туре этой олимпиады ежегодно принимали участие до 500 школьников.

В 2007 и 2008 году в Санкт-Петербургском университете проводилась Олимпиада по обществознанию, профильным разделом которой являлся раздел по основам права. В организации проведения этой Олимпиады также принимали активное участие преподаватели юридического факультета.

В 2009 году в Олимпиаде школьников Санкт-Петербургского государственного университета по праву приняли участие 378 школьников из 27 субъектов Российской Федерации, в 2010 году - 1169 школьников из 41 субъекта Российской Федерации. В 2010 году олимпиада входила в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, ей был присвоен третий уровень.

В 2011 году Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по праву также была включена в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации. В результате серьезных усилий по привлечению к участию школьников из различных регионов России число участников отборочного этапа Олимпиады достигло 2631 человека из 67 субъектов Российской Федерации, что в совокупности с высоким уровнем организационно-методического обеспечения позволило олимпиаде получить I, наивысший, уровень.

Основными целями Олимпиады школьников СПбГУ по праву являются выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки и развития одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний, привлечение талантливой молодежи к обучению в ведущих университетах России, в том числе в Санкт-Петербургском университете.

Победители и призеры Олимпиады пользуются льготами при поступлении в Санкт-Петербургский университет и другие вузы. Подавляющее большинство из них, став студентами Юридического факультета Санкт-Петербургского университета, показывает существенно более высокие академические результаты по сравнению со своими сокурсниками, не принимавшими участие в Олимпиаде.

1. Алексеев С.С. Тайны права: Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2002

2. Кравченко А. И. Обществознание: учебник. М., 2010

3. Моисеев Е. Г. Обществознание: учебное пособие /под ред. К. А. Бекяшева. М., 2013

4. Обществознание: учебное пособие /М. Н. Глазунов, И. А. Гобозов, Е. М. Дерябина и др.; Под ред. М. Н. Марченко. М., 2011

5. Обществознание: курс лекций /под ред. Д.И.Луковской и Е.Б.Хохлова. СПб, 2009

6. Обществознание в вопросах и ответах: учебное пособие / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губина и др.; под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. М., 2011

7. Обществознание: учебное пособие / В. В. Алешин, А. А. Анисимов, Л. Н. Башкатов и др.; Под ред. А. В. Опалева. М., 2010

8. Обществознание: учебник для вузов / С. С. Гусев, Б. И. Липский, Е. М. Сергейчик и др.; под ред. Б. И. Федорова. М., 2014

9. Основы государства и права: учебное пособие: рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для поступающих в вузы /А. В. Малько, Г. Н. Комкова, З. И. Цыбуленко и др. ; Под ред. А. В. Малько. М., 2010

10. Смоленский М. Б. Конституция РФ с комментариями для школьников. М., 2010

Список победителей и призёров Олимпиады школьников СПбГУ по праву

в 2015-2016 учебном году, продолжающих освоение образовательных программ

среднего (полного) общего образования

Нижеуказанные учащиеся допускаются к участию в заключительном этапе Олимпиады школьников СПбГУ в 2016-17 учебном году без участия в отборочном этапе

Фамилия

Отчество

Населённый пункт

Название школы

Класс

Бабушкин

Сергеевич

Санкт-Петербург

ГБОУ гимназия №74

Васильева

Андреевна

МАОУ Гимназия № 19

Воробьёва

Геннадьевна

Комсомольский район, деревня Александровка

МБОУ Александровская ООШ

Воронина

Анастасия

Васильевна

Архангельск

МБОУ СОШ №10

Воронкова

Владимировна

Строитель

МБОУ СОШ №2 г. Строитель Белгородской области

Грамматчикова

Екатерина

Дмитриевна

Лицей НИУ ВШЭ

Петровна

Чебоксары

МБОУ Лицей № 44 (№44)

Иванкина

Екатерина

Алексеевна

Бессоновка

Губернский лицей интернат для одаренных детей

Казанцев

Витальевич

Белгород

МАОУ Гимназия №1

Катриченко

Владимир

Витальевич

Магнитогорск

МОУ СОШ №1

Валерьевна

Нижний Тагил

МАОУ политехническая гимназия

Коновалова

Анастасия

Йошкар-Ола

ГАОУ РМЭ Лицей Бауманский №18

Королёва

Михайловна

ГБОУ-интернат Интеллектуал

Кузьмина

Екатерина

Сергеевна

Великий Новгород

Первая университетская гимназия имени академика В.В. Сороки

Анастасия

Андреевна

ГБОУ №1535

Александра

Андреевна

Санкт-Петербург

Мезенцева

Дмитриевна

Челябинск

МАОУ гимназия №23

Муллагалиев

Рустемович

«Средняя общеобразовательная школа №78»

Печенкин

Александр

Евгеньевич

МАОУ СОШ №16

Победкин

Александрович

Возрождение №2

Константиновна

Старый Оскол

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя политехническая школа №33

Арутюнович

Жуковский

Лицей НИУ ВШЭ

Севрюкова

Игоревна

Астрахань

Школа Одаренных Детей

Александрович

МБОУ Брянский городской лицей №1 им. А.С. Пушкина

Соловьева

Альбертовна

МБОУ СОШ № 63

Шайдуллина

Владислава

Артуровна

Волгоград

МОУ гимназия №3

Шиндакова

Екатерина

Михайловна

МБОУ Шокшинская СОШ

Александровна

г. Снежнегорск

МБОУ СОШ №266

2009 – 2010 учебный год

Окружной тур

11 класс

1. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одоб рен большинством:

а) не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3
голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

б) не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации;

в) 3/4 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

г) не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее
2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Олимпиада школьников по праву

2009-2010 учебный год

окружной этап

9 класс

1. Гражданская правоспособность признается в равной мере за:

а) всеми гражданами;

б) только за дееспособными гражданами;

в) гражданами-иностранцами и лицами без гражданства;

г) дееспособными и эмансипированными гражданами.

2. Брак порождает правовые последствия:

а) со дня регистрации в органах записи актов гражданского состояния;

б) после длительных фактических брачных отношений;

в) со дня заключения капитаном судна, находящегося в длительном плавании;

г) со дня венчания в церкви.

3. Для каких категорий граждан Трудовой кодекс РФ устанавливает дополнительные гарантии, компенсации и льготы:

а) женщин и лиц с семейными обязанностями;

б) работников в возрасте до 18 лет;

в) лиц, работающих вахтовым методом;

г) надомников;

д) лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

4. Формам прямой (непосредственной) демократии соответствуют:

а) Федеральное Собрание РФ;

б) митинг;

в) сельский сход;

г) референдум;

д) Президент РФ.

5. Федеральное Собрание РФ состоит из:

а) Совета Федерации;

б) Государственной Думы;

в) Государственного Совета;

г) Совета Союза;

д) Совета Национальностей;

е) Совета Безопасности.

6. Местное самоуправление это:

а) способ осуществления народом принадлежащей ему государственной власти;

б) самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значе ния;

в) право граждан РФ на осуществление местного самоуправления;

г) деятельность органов общественной самодеятельности по реализации инициатив
населения.

7. Постановлением правительства Н-ской области РФ было установлено, что
предприятия, учреждения, организации могут принимать на работу только лиц, имею щих городскую либо областную прописку.

Определите, какой принцип нрава нарушен данным нормативным актом, и раскройте содержание этого принципа.

8. В областной газете было напечатано интервью с главным врачом больницы.
Отвечая на вопросы корреспондента газеты, главврач рассказал об успехах в лечении не которых болезней, назвав при этом несколько фамилий его бывших пациентов, страдав­ ших этими болезнями.

Нарушены ли какие-либо права граждан в данном случае? Если — да, то ка­ кие?

9. Впишите понятия, соответствующие определениям.

а) «Совокупность правовых норм и институтов, объединенных общностью одно­
родных социальных отношений, которые они регулируют, это «.

б) Верховенство государственной власти внутри страны и независимость государ­ ства во внешних делах ________________ «.

10. Какое из понятий относится к гражданскому праву?

а) вымогательство;

б) собственность;

в) гражданство;

г) преступление.

11. Уголовная ответственность по общему правилу наступает с:

а) 14 лет;

б) 16 лет;

в) 1 8 лет:

г) 21 года.

12. Установите правильные соответствия. Кто является автором каждого из
приведенных ниже высказываний?

13. Какое понятие соответствует каждому из приведенных ниже определений?

9 класс

ОТВЕТЫ:

Задание 1-6 (1 балл за каждый правильный ответ)

1-а) 2-а)

  1. — а), б), д)
  2. — б, в, г
  3. -а, б
    6-6)

Задание 7 (За правильное указание принципа — 1 балл, за обоснование — 2 балла)

7-1) Нарушен принцип законности, при котором законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

  1. Согласно Конституции труд свободен и каждый имеет право на защиту от
    безработицы (ст. 37).
  2. В ст. 27 закреплена свобода передвижения и выбора места жительства на
    территории РФ.

Задание 8 (За ответ «Да» — 1 балл, за обоснование — 2 балла)

  1. — Да. Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна.
    Задание 9-11 (1 балл за каждый правильный ответ)
  2. — а) отрасль права,

Ь) суверенитет.

10-б)

11-б)

Задание 12-13 (1 балл за каждый правильный ответ)

  1. — 16, 2в, За (максимально 3 балла)
  2. — 1д, 2а, Зв, 4г, 56 (максимально 5 баллов)

Вконтакте