В результате крестьянской реформы 1861 г

Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая промышленность - купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта.

Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30 - 50-е годы XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.

Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян подрядностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земли. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян с целью повышения доходности своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путей их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многий помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 - 1861 гг. революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.

Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведение крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права.

Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. В целях его выяснения царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту об отмене крепостного права.

На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников. В результате с учетом мнения губернских комитетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом, большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

Революционная ситуация 1859-1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономического развития.

С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиками сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также и имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись по существу прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

В целях урегулирования взаимоотношении между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки по замечание ям и предложениям крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавался содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, так как самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями - барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 г. таких крестьян оставалось примерно 1%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо потерять право на земельные наделы. В 1883 г. категория временно-обязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт - сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общины на основе уравнительного землепользования. Староста следил главным образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму решения, которые касались всей волости.

На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задерживал бродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшину избирали, как правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.

Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенно волостные старшины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.

В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.

Отмена крепостного права — центральное событие российской истории XIX в., поскольку оно затронуло интересы широких слоев населения, изменило привычной уклад их жизни, открыло собой« эпоху великих реформ».

Объективно, независимо от тех или иных намерений реформаторов, экономическая суть перемен сводилась к созданию условий для замены крепостного труда, основанного на внеэкономическом принуждении работника, капиталистической эксплуатацией свободного лично, а также в той или иной мере от средств производства, рабочего.

« Манифест 19 февраля 1861 г.», «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретении ими крестьянами в собственность полевых угодий», другие законодательные акты реформы обеспечивали подрыв феодальной собственности на землю, мобилизацию земельной собственности, ее переход к другим сословиям, включая крестьянство, которое наделялось рядом личных и имущественных прав. Реформа создавала правовые основы для развития всероссийского капиталистического рынка: денежного, земельного, рабочей силы. Она способствовала распространению предпринимательства, производительному применению капиталов. Именно эти ее черты, ясно проступившие в экономическом подъеме 70−80-х гг., позволяли историкам сравнивать принятие реформы 1861 г. с наступлением совершеннолетия, за которым следует зрелость.

Однако этот возрастной порог Россия переступала с явным опозданием, о чем убедительно свидетельствовало ее поражение в европейской войне 1853−1856 гг. Более того, шаги в отмеченном направлении делались ею как бы с неохотой, выразившейся в ограниченном характере преобразований: сохранении на длительное время феодально-крепостнических пережитков в виде помещичьего землевладения, временнообязанного состояния крестьян при их политическом бесправии, гражданском неравенстве по сравнению с другими сословиями.

Отчетливо этот противоречивый характер реформы отмены крепостного права отразился при ее проведении в Ярославской губернии. Состоявший из 20 помещиков Губернский комитет по улучшению быта крестьян был создан 1 октября 1858, когда в губернии насчитывалось 3031 помещик, 523 345 крепостных крестьян и 28 072 дворовых. Большинством крестьян владели феодальная аристократия, царские сановники и министры. К их числу следует отнести: князей Гагариных и Голицыных(Ярославский уезд), князя Воронцова(Даниловский уезд), князя Ливена(Любимский уезд), графов Мусиных-Пушкиных(Мологский уезд), у которых насчитывалось свыше 76 тыс. дес. земли, графа Шереметева, которому принадлежало 18,5 тыс. дес. земли в Ростовском уезде и 70,96 тыс. дес. в Угличском уезде. В Ярославской губернии преобладала оброчная система крепостных повинностей, по которой основной доход помещик получал не с земли, а от своего крепостного, отпускавшегося на оброк. Накануне реформы на барщине находилось 9%, на оброке 61% крестьян, остальные(30%) выполняли смешанную повинность.

Крестьяне ожидали от реформы освобождения от обязательных работ на помещика, правом владения пользуемой ими землей, а также наделения не только сельскохозяйственными, но и лесными угодьями. 8 марта 1861 в Ярославле был обнародован Манифест об отмене крепостного права. В результате претворения его в жизнь крестьяне потеряли значительную часть земли в виде отрезков: если при крепостном праве средний надел ярославского крестьянина равнялся 5,2 дес., то после освобождения он сократился до 3,8 дес.

Принудительный характер реформы отразился в том, что уставные грамоты, призванные регулировать новые отношения между бывшим владельцем крепостных и крестьянами, нередко составлялись без участия последних. Такие грамоты носили явно кабальный характер, что приводило к возвращению их мировыми посредниками помещикам для переделки. Согласно уставным грамотам, ярославский крестьянин при выкупе им своего земельного надела должен был платить за 1 десятину земли 41 р. 50 к., тогда как средняя рыночная цена десятины в Ярославской губернии составляла 14 р. 70 к. Эта несправедливость, а также обязательное отбывание повинностей круговой порукой, сокращение земельных наделов(отрезки) вызывали недовольство крестьян, которые нередко отказывались подписывать уставные грамоты, исполнять повинности перед помещиком. Напуганные выступлениями крестьян, помещики вынуждены были для водворения спокойствия даже вызывать воинские команды. Всего менее чем за год после провозглашения« Манифеста 19 февраля 1861 г.» в губернии произошло 46 крестьянских волнений.

Освобождение крестьян в Ярославской губернии вызвало огромные социокультурные последствия и, разрешив ряд проблем, создало новые проблемные узлы в жизни каждого человека и всего общества.

Предпосылки проведения крестьянской реформы:

1) развитие в России капиталистических отношений во второй половине XIX в.;

2) задержка крепостным правом дальнейшего развития экономики и промышленности;

3) усиление социальными противоречиями крестьянского движения;

4) поражение России в Крымской войне, которое показало неспособность России при феодально‑крепостническом строе.

В 1857 г. началась подготовка проведения крестьянской реформы. Для проведения реформы император Александр II образовал Секретный комитет по крестьянскому делу, который был в 1858 г. преобразован в Главный комитет по крестьянским делам.

Проведение крестьянской реформы началось 19 февраля 1861 г., когда Александр II издал Манифест «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости».

В этом манифесте были утверждены:

1) общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости;

2) положения об устройстве дворовых людей;

3) положения о выкупе земли;

4) положения о местных учреждениях, в ведении которых находились решения по крестьянским делам;

5) поземельное устройство крестьян в губерниях России;

6) различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян.

Главными идеями в крестьянской реформе, по этому Манифесту были получение крестьянами личной свободы и переход до заключения выкупной сделки с помещиком земли в их пользование.

В результате проведения крестьянской реформы 1861 г. крестьяне получили личную свободу и были наделены землей в личное пользование. Размер земельного надела мог устанавливаться как по соглашению между крестьянином и землевладельцем, так и без него. В случае определения размера земельного надела без добровольного соглашения наделение землей осуществлялось на основе местных положений, учитывавших тип земли (черноземная, нечерноземная, степная), и составляло от 0,9 до 12 десятин. Землевладельцы могли безвозмездно предоставить крестьянам земельный надел меньшего размера. В случае пользования крестьянами помещичьей землей на условиях постоянного владения они платили помещику оброк и несли барщину. По желанию крестьяне могли выкупить свою землю. Порядок выкупа земельного надела крестьянами:

1) крестьяне должны были сами внести выкупную сумму в размере 20–25 %;

2) остальные денежные средства (75–80 %) поступали собственнику земли от государства из царской казны. Эта сумма становилась казенным долгом крестьян, который они должны были погашать вместе с процентами (6 %) в течение 49 лет. Выкупив землю, крестьяне переставали быть временнообязанными. После выкупа земли крестьяне создавали сельские общества, которые располагались по соседству и объединялись в волости. В волости образовывалось своего рода самоуправление крестьян, во главе которого стояли волостной староста и волостной сход.

В ходе проведения крестьянской реформы 1861 г. крестьяне получили права на:

1) личную свободу;

2) выступление в суде;

3) подачу жалобы;

4) участие в выборах органов самоуправления;

5) приобретение недвижимого и движимого имущества на праве собственности и заключения договоров;

6) занятие торговлей;

7) ограниченную свободу передвижения;

8) общее образование;

9) вступлении в гильдии.

Недостатками крестьянской реформы 1861 г. были:

1) сохранение крупного помещичьего землевладения;

2) маленький размер крестьянских наделов;

3) учреждение общин, в пределах которых устанавливалась круговая порука;

4) продолжение несения ряда государственных натуральных повинностей;

5) плата подушной подати;

6) назначение телесных наказаний.

46. Реформа 1860–1870 гг. Изменения в государственной системе Российской империи

В 1860–1870 гг. были проведены реформы местного управления (земская и городская).

Земская реформа была проведена в 1864 г. на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г. Земская реформа заключалась в привлечение общественных масс к участию в хозяйственно‑административном управлении в уездах и городах, в регулировании имущества и денег земства, в содержании земских зданий, путей сообщения, учреждений здравоохранения, образования и т. д.

В ходе проведения земской реформы 1864 г. были созданы губернские и уездные органы местного самоуправления , получившие название земских собраний и управ.

В их функции входили:

1) ведение местных хозяйственных дел;

3) строительство и содержание школ и больниц;

4) мероприятия по благотворительности;

5) развитие местной торговли и промышленности;

6) санитарные меры и др.

Среди местных органов самоуправления выделялись исполнительные и распорядительные органы. Распорядительным органом было уездное земское собрание, во главе которого стоял местный предводитель дворянства. Исполнительным органом были земские и губернские управы, которые состояли из председателя и двух членов. Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами и избирались сроком на 3 года.

Выборы в органы местного самоуправления проходили по таким 3 избирательным куриям, как:

1) курия уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз (100 минимальных крестьянских наделов);

2) городская курия, в которой участвовали лица, отвечающие достаточно высокому имущественному цензу (15 тыс. руб. в год);

3) сельская курия (представители сельской общины), для участия в которой имущественный ценз не был установлен, а на выборы посылались представители, выбранные крестьянами на волостном сходе. Городская реформа была проведена в 1870 г. на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г. В ходе проведения городской реформы 1870 г. было введено городское управление, необходимое для хозяйственно‑административного управления в городе.

Сущность городской реформы 1870 г. заключалась в образовании системы органов городского общественного управления, состоящей из городского избирательного собрания, городской думы и городской управы. Главой городской думы был городской голова, кандидатура которого утверждалась министром внутренних дел, а в Москве и Петербурге – императором из лиц, предложенных думой или губернатором.

Городская дума и управа избирались на срок 4 года. При этом половина состава городской управы должна была обновляться через каждые 2 года. Возникаемые между думой и управой споры разрешал губернатор. Выборы в городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости, в соответствии с которыми все городские избиратели делились на 3 группы. Каждая из 3 групп избирала треть состава городской думы. Голосование в городскую думу было тайным.

Избирательным правом обладали лица, которые на момент проведения выборов достигли 25‑летнего возраста, владели недвижимостью или торгово‑промышленными предприятиями и мелкой собственностью, занимались промыслами и торговлей. Не допускались к выборам рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана, осужденные лица и многие другие. Функции городских учреждений:

1) назначение выборных должностных лиц;

2) установление городских сборов;

3) управление городским имуществом;

4) приобретение городской недвижимости;

5) ведение хозяйственно‑административных дел города и др.

47. «Учреждение судебных установлений» 1864 г

«Учреждение судебных установлений» было принято в ноябре 1864 г. и говорило о переходе России к новой судебной системе.

По «Учреждениям судебных установлений» 1864 г. в состав судебной системы входили:

1) мировые судья;

2) съезды мировых судей;

3) окружные суды;

4) судебные палаты;

5) верховный кассационный суд (Сенат).

Судебная власть распространялась на лица всех сословий и на все дела независимо от того, гражданские они или уголовные.

Мировой судья обладал единоличной властью, а съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат были коллегиальными судебными органами. Мировые судьи, съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривали дела по существу. Сенат не решал дела по существу в общем порядке судопроизводства, а наблюдал за охраной закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.

Для осуществления производства следствий по делам о преступлениях и проступках назначались судебные следователи. Присяжные следователи совместно с судебными следователями в предусмотренных уставом уголовного судопроизводства определяли в уголовных делах вину или невинность подсудимых.

Мировые судьи избирались всеми сословиями и утверждались правительством. Присяжные заседатели назначались в особом порядке. Все остальные должностные лица судебного ведомства назначались правительством.

Мировые судьи осуществляли свою деятельность по уездам и по городам. Уезд с находящимися в нем городами составлял мировой округ, который разделялся на мировые участки. В каждом мировом участке находился участковый мировой судья и почетные мировые судьи, которые в совокупности составляли съезд мировых судей. Съезды мировых судей собирались в назначенные сроки либо для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, либо для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене этих решений.

Мировые судьи избирались на 3 года на уездных земских собраниях.

В качестве мировых судей могли быть избраны лица:

1) достигшие 25‑летнего возраста;

2) получившие образование в высших или средних учебных заведениях, либо выдержавшие соответствующее испытание, либо прослужившие не менее 3 лет в должностях, при которых могли быть приобретены практические сведения о производстве судебных дел;

3) владеющие в установленных размерах недвижимым имуществом.

Окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателя и членов. Присяжные заседателя избирались из населения местных сословий по общим и очередным спискам. Присяжный заседатель не мог призываться более одного раза в год. Судебная палата учреждалась по особому расписанию в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей.

В Сенате для заведывания судебной частью в качестве верховного кассационного суда образовывались кассационные департаменты (один для уголовных и один для гражданских дел).

При этих департаментах, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства, состояли судебные приставы.

При каждом окружном суде и при каждой судебной палате был особый прокурор и определеннее число товарищей прокурора.

При судебных местах состояли присяжные поверенные, которые назначались для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и иных участвующих в деле лиц, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест. Присяжными поверенными могли быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук.

48. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г

«Устав уголовного судопроизводства» был принят в ходе проведения судебной реформы 1864 г.

Стадии уголовного процесса по «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г.:

1) дознание;

2) судебное предварительное следствие, которое не могло быть возбуждено:

а) в случае смерти обвиняемого;

б) за истечением срока давности;

в) в указанных законом случаях примирения обвиняемого с обиженным;

г) при издании высочайшего указа или общего милостивого манифеста, которыми даровалось прощение;

д) в случае совершения преступного деяния, за которое назначалось более строгое наказание, чем было, несовершеннолетним от 10 до 17 лет, помещенным в воспитательно‑исправительное заведение по определению или приговору суда, до помещения в это заведение, а также в самом заведении или во время побега или отпуска из него.

3) подготовительные действия к суду, которые заключались в сборе следователями материалов уголовного дела, последующем предъявлении обвиняемому и передаче прокурору. Прокурор составлял обвинительный акт и направлял его в судебную палату, которая потом выносила определение о предании дела суду;

4) судебное следствие, которое проводилось в момент рассмотрения судом дела и исследования доказательств в судебном заседании. В процесс осуществления судебного следствия входили:

а) оглашение обвинительного заключения;

б) допрос обвиняемого и свидетелей;

в) проверка иных доказательств;

г) заключительные прения (речи прокурора или частного обвинителя и защитника либо объяснения подсудимого);

5) вынесение приговора, которое основывалось на предварительно вынесенном большинством голосов присяжных вердикта о виновности или невиновности подсудимого;

6) исполнение приговора;

7) пересмотр приговора, осуществляемый только Сенатом.

Поводами для возбуждения уголовного дела были:

1) объявление и жалобы частных лиц, которые потерпели убытки или вред;

2) сообщения должностных лиц полицейских или других административных органов об обнаруженных и преследуемых без жалоб частных лиц проступках полицейских и других административных властей;

3) усмотрение мировым судьей преступных действий, подлежащих преследованию независимо от жалоб частных лиц;

4) сообщения судебных мест, лиц прокурорского надзора и судебных следователей;

5) явка с повинной.

Дополнительными поводами к начатию следствия являлись:

1) усмотрение начальства в отношении подчиненных в связи с должностными преступлениями;

2) усмотрение присутственных мест и должностных лиц казенных управлений в связи с нарушениями частных лиц устава казенного управления;

3) протоколы, составленные чинами таможенных ведомств в случае нарушения Устава таможенного;

4) протоколы лесничего при нарушениях Устава лесного и др.

Согласно «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г. «безыменные пасквили и подметные письма» (анонимки) не были законным поводом к начатию следствия. Но в уставе говорилось и том, что если анонимки содержали в себе сообщение о важном злоумышлении или угрожающем обществу преступном деянии, то они могли служить поводом к полицейскому розыску или дознанию, которые впоследствии могли привести и к следствию.

Также следствие не начнется, если обвинителем, который не был очевидцем преступного деяния, не будут представлены доказательства о достоверности обвинения. При этом исключение составляют случаи, когда обвинение было основано на собственном, внесудебном признании обвиняемого.

49. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905–1907 гг

В результате революции 1905–1907 гг. произошли изменения в государственном системе самодержавной России. В результате первой русской революции 1905–1907 гг. был сделан первый шаг превращения Российской империи по форме правления в конституционную монархию. Эти изменения в форме правления были закреплены в «Основных законах Российской империи» от 23 апреля 1906 г.

После революции 1905–1907 гг. исполнительная власть принадлежала императору, который был вправе издавать указы, необходимые для исполнения законов, повелений, назначать все высшие должностные лица, утверждать законопроекты, осуществлять судебную власть. Император осуществлял свою власть через Совет министров, который был реорганизован в исполнительно‑распорядительный орган, министерства, главные управления и губернаторов на местах.

Законодательную власть император делил с преобразованным в законодательный орган Государственным Советом и новым государственным органом – Государственной Думой, которые были палатами парламента. Эти органы созывались и распускались императором.

В компетенцию парламента входили:

1) издание, изменение и отмена законов;

2) государственная роспись доходов и расходов;

3) утверждение отчетов об исполнении государственного бюджета;

4) разрешение государственных займов и др. Государственный Совет отличался от Государственной Думы порядком комплектования, составом и сроками полномочий. Половина Государственного Совета назначалась императором, а вторая избиралась. В Государственный Совет могли быть избраны лица, достигшие возраста 40 лет, несудимые, со средним образованием. Члены Государственного Совета, назначенные императором, утверждались на 1 год, а избранные члены выбирались на 9 лет с перевыборами каждые 3 года на треть членов.

В отличие от Государственного Совета Государственная Дума была общероссийским представительным органом и формировалась исключительно на основе выборов, которые были неравными, непрямыми и невсеобщими. Для выборов в Государственную Думу устанавливались губернские и городские избирательные округа, на которых губернские и городские избирательные собрания выбирали членов Государственной Думы. Губернские и городские избирательные собрания состояли из выборщиков.

Выборщики губернских избирательных собраний избирались по таким куриям, как:

1) курия уездных землевладельцев – лица, обладающие определенным имущественным цензом (от 125 до 800 десятин земли);

2) курия городских избирателей – лица, которые владели недвижимостью в городах, владели торгово‑промышленными предприятиями;

3) курия волостных представителей – крестьяне, которые принадлежали к сельским общинам;

Избрание выборщиков городских избирательных собраний проходило по куриям рабочих и куриям городских обывателей.

При этом не обладали избирательными правами женщины, мужчины, не достигшие возраста 25 лет, учащиеся и студенты, военнослужащие действительной службы.

В период с 1905–1907 гг. было созвано 3 Государственные Думы, различные по своему составу. Первая Государственная Дума (27 апреля – 8 июля 1906 г.) просуществовала 72 дня и была распущена 9 июля 1906 г. в связи с предложением фракцией трудовиков радикального решения аграрного вопроса. Вторая Государственная Дума (20 февраля – 3 июня 1907 г.) была распущена в результате обвинения их в подготовке государственного переворота. Третья Государственная Дума, деятельность которой связана с именем П.А. Столыпина, была созвана в результате изменения императором избирательного закона.

50. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. «Основные государственные законы» 1906 г

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. провозглашал демократизацию политического режима Российской империи и дарование населению России демократических прав и свобод, подтверждение созыва Государственной Думы, обещание расширения избирательных прав, провозглашение Государственной Думы законодательным органом.

Манифест от 17 октября 1905 г. не только провозгласил неприкосновенность личности, свободу слова, совести, собраний и союзов, но и стал официальным основанием для возникновения следующих политических партий:

1) партии правительственного лагеря, выступавшей за сохранение абсолютизма в государстве;

2) либеральной оппозиции, выступающей за конституционную форму правления и проведение демократических реформ;

3) Союза русского народа, считавшего самодержавную монархию наиболее приемлемой формой правления и использовавшей в качестве методов борьбы террор;

4) Конституционно‑демократической партии (кадетов), стремившейся к установлению конституционной монархии мирным путем, принудительному выкупу части помещичьих земель, введению 8‑часового рабочего дня;

5) «Союза 17 октября», поддерживавшего положения Манифеста 17 октября 1905 г. и выступавшего за конституционную монархию с народным представительством на основе всеобщего избирательного права;

6) Российской социал‑демократической рабочей партии (РСДР), выступавшей за свержение самодержавия, отделение церкви от государства, отмену выкупных платежей для крестьян, введение 8‑часового рабочего дня;

7) Партии социалистов‑революционеров (эсеров), выступающей за свержение самодержавия и созыв Учредительного Собрания, а также выступающей за переход к социализму через крестьянские общины путем проведения социализации земли. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. выполнил свое назначение в качестве политического документа, активизировав буржуазные силы и создав основу для возникновения множества политических организаций. «Основные государственные законы» 1906 г. явились результатом изменений государственного строя вследствие революции и свидетельствовали о первом шаге превращения Российской империи в конституционную монархию. Содержание «Основных государственных законов» 1906 г. было разработано Государственной канцелярией и Советом министров, а 23 апреля 1906 г. утверждено императором Николаем II. «Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 г. считают первой русской Конституцией.

С принятием «Основных государственных законов» 1906 г. были связаны создание Государственной Думы, реорганизация Государственного Совета и образование специального правительственного органа – Совета министров.

Согласно «Основным государственным законам» 1906 г. власть императора была уже ограничена. Он мог осуществлять законодательную власть совместно с Государственной Думой и Государственным Советом. При этом ему полностью принадлежала исполнительная власть (он осуществлял назначение и увольнение министров, верховного главнокомандующего, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял государство во внешних сношениях).

По «Основным государственным законам» 1906 г. законодательная власть и законодательная инициатива принадлежали Государственной Думе и Государственному Совету. При возникновении чрезвычайных обстоятельств во время перерыва в работе Государственной Думы Правительство с одобрения императора могло издавать чрезвычайные указы, которые приравнивались к законам.

Крепостное право просуществовало в России намного дольше, нежели в других европейских государствах, и со временем приобрело формы, которые фактически могли отождествлять его с рабовладением.

Разработка законопроектов об отмене или либерализации крепостной зависимости проводилась еще в начале 19 века. Однако ряд исторических событий, в частности Отечественная война и восстание декабристов, несколько приостановили этот процесс.

К вопросам реформаторства крестьянской сферы вернулся только Александр II во второй половине 19 века.

Разработка крестьянской реформы

Новый русский царь уже в первые года своего правления столкнулся с нарастающим социально-экономическим кризисом, отвратить который смогла бы только отмена крепостной зависимости. В 1858 году, императором был создан специальный комитет, для разработки реформы.

На протяжении двух лет члены комитета собирали информацию по стране о реальном положении помещичьих крестьян. На основе полученных данных в 1860 году началась активная подготовка манифеста об освобождение крепостных.

Начало реформаторства вызвало противоречивое отношения в обществе: часть дворянства и помещики фактически лишались главного источника своих доходов и активно препятствовали проведению крестьянской реформы.

Просвещенная аристократия, купечество и рабочий класс наоборот, поддерживала политику императора. Выступали за проведение реформы знаменитые общественные деятели и философы Герцен, Огарев, Добролюбов, Чернышевский.

Внедрение и итоги реформы

Народ освобожден, но счастлив ли народ?
Николай Некрасов

19 февраля 1861 года Александром II был торжественно подписан Манифест, который даровал личную свободу всем зависимым от помещиков крестьянам. Манифест включал в себя 17 законов, которые регулировали имущественные, экономические, социальные и политические права бывшего крепостного населения.

Свобода, предоставленная крестьянам, в первые несколько лет должна была носить исключительно номинальный характер люди обязывались отработать определенный период времени (четко не регламентируемый законом) на помещика, чтобы получить право пользования земельным наделом.

Для крестьян, имеющих деньги (что представляло собой единичные случаи), была предоставлена возможность выкупить у землевладельца нужное количество земли. Иногда землю для крестьян выкупало государство в таком случае они обязывались платить в государственную казну ежегодный оброк.

Бывшие крепостные, несмотря на то, что получили волю, были втянуты в новую зависимость, освободиться от которой многим было не под силу. Некоторые крестьяне, имевшие небольшие денежные средства, покинули деревню и начали искать лучшую жизнь в промышленных городах.

Многим крестьянам удалось заработать нужное количество денег и эмигрировать в Канаду, где земли переселенцам предоставлялись бесплатно. Крестьяне, сохранившие желание заниматься сельским хозяйством уже весной 1861 года организовывали антиправительственные протесты.

Волнения продолжались до 1864 года, затем резко пошли на убыль. Историческое значение крестьянской реформы. Проведение реформы сыграло значительную роль в социальном и экономическом развитии государства, а также поспособствовало укреплению позиций на международной арене.

Тест « Крестьянская реформа 1861 г.»

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 10 минут. В первых 3 заданиях дается 4 ответа, только один из которых правильный. В 4 и 5 вопросе нужно выбрать 3 правильных ответа из 6 вариантов. В 6 вопросе нужно установить соответствия между датами и событиями. 7 и 8 задания относятся к историческому документу.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос ипроанализировали все варианты ответа.

Желаю успеха!

1. Что произошло в результате проведения реформы 1861 г. в России?

1) отменено крепостное право

2) отменено временнообязанное положение крестьян

3) ликвидировано помещичье землевладение

4) отменены выкупные платежи

2. Как называлось в России первой половины XIX в. сословие, обладавшее

монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

1) мещане

2) купцы

3) бояре

4) дворяне

3. В 1861 г. в результате проведения Крестьянской реформы помещичьи крестьяне получили

1) право выхода из общины с землей

2) полное освобождение от барщины и оброка

3) землю бесплатно

4) свободу от крепостной зависимости

4. Какие три понятия возникли в связи с проведением Крестьянской реформы 1861 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу .

    временнообязанные крестьяне

    барщина

    отрезки

    местничество

    оброк

    выкупные платежи

5. Назовите трех основных деятелей Крестьянской реформы 1861 г. Соответствующие цифры запишите в таблицу .

1) П. Д. Киселёв

2) А. А. Аракчеев

3) Н. А. Милютин

4) П. А. Столыпин

5) Я. И. Ростовцев

6) В. Н. Панин

6. Установите соответствия между датами и событиями.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию извторого столбца.

Дата

В) март 1859 г 3) Рескрипт об учреждение местных комитетов

4) Судебная реформа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

7. Прочтите документ и кратко ответьте на вопросы.

Из описания жизни крестьян Пинежского уезда Архангельской губернии после реформ 1860-х гг.:

«Переделов усадебной земли не бывает…Земля делится по наличным мужска пола душам, и она в течение 10 лет считается неотъемлемой от семейства… Сход для переделов всегда составляется из домохозяев. Женщины с правом голоса ни в коем случае в сходах не участвуют… Влияние сельских старост на приговоры схода о переделе не имеет веса, но бывают случаи, что более выдающиеся крестьяне, хотя не открыто и посредством подговаривания других, вносят свой верх.

Разверстка платежей и повинностей на количество земли производится

ежегодно…

Крестьянину доставшийся ему при переделе участок земли предоставляется без согласия мира… закладывать и менять с общинниками только, но ни продавать, ни передавать в наследство на праве собственности не может. Кроме общих обязанностей помогать каждому в трудных случаях жизни, особых обязанностей в этом отношении не существует».

    Как называлась форма хозяйственного объединения русских крестьян, окоторой идет речь в документе?

Ответ : _________

    В чем проявлялись коллективистские традиции русских крестьян?

Ответ : __________

Ключ

А-3, Б-1,В-2.

Крестьянская община

Общая пахотная земля; сход для переделов пахотной земли; обязанность крестьян помогать друг другу в трудных случаях.

Отметка «5» - 14-15 баллов

Отметка «4» - 11-13 баллов

Отметка «3» - 8-10 баллов

Отметка «2» - менее 8 баллов