Что такое школа для детей с ограниченными возможностями. Права ребенка инвалида в школе: какие предусмотрены и как реализуются

Специализированные учреждения представляют собой учебно-воспитательные организации, работа которых направлена на создание образовательного процесса для детей и подростков с отклонениями в психофизическом здоровье. Если говорить проще, в коррекционной школе формируется среда, соответствующая особенностям учащихся.

Спецшколы предназначены для несовершеннолетних с утратой слуха, зрения, задержкой умственного развития, физическими отклонениями и другими особенностями.

Законодательные акты и источники финансирования

Статья 79 закона «Об образовании в РФ» регламентирует создание отдельных развивающих и обучающих программ для детей с ограниченными возможностями либо инвалидностью. Сам же образовательный процесс происходит в специализированных учреждениях либо классах.

Финансирование школ может осуществляться:

  • федеральными органами власти;
  • властями субъектов РФ;
  • муниципалитетом конкретного населенного пункта.

Не воспрещается создание школ частными лицами.

Виды

В зависимости от типа и степени патологий психофизического здоровья воспитанников выделяют следующие виды коррекционных школ:


Что касается типа спецучрждения, это может быть интернат, реабилитационный центр, специальный детский сад, группы, классы коррекции и другие.

Как организуется обучение

Основные принципы работы специализированных образовательных учреждений:

  • максимальная психологическая поддержка и обеспечение безопасности воспитанников;
  • социальная адаптация в обществе;
  • сотрудничество;
  • увлеченность творческим и образовательным процессом.

В обязательном порядке обучение сопровождается медицинской поддержкой со стороны соответствующих специалистов. Предусматриваются физиотерапевтические и спортивные мероприятия, медикаментозное лечение, занятия по укреплению психического здоровья, массаж и прочие процедуры. Родителям особенных детях рекомендуем прочитать статьи о .

Цели и задачи

Целью коррекционных учреждений выступает формирование социально адаптированной личности при помощи единого развивающего пространства.

Задачами деятельности педагогов выступают:

  • всестороннее развитие учеников с учетом их индивидуальных особенностей;
  • лечение детей с отклонениями в физическом здоровье и устранение дефектов;
  • социализация и адаптация в обществе;
  • подготовка к трудовой деятельности.

Выпускник специализированного учреждения должен быть максимально подготовлен к жизни и профессиональной деятельности на уровне специфики собственных возможностей.

Распространенность по стране

Помимо стандартных коррекционных учреждений, набирает популярность совмещенный или инклюзивный способ обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых , а также активно реализуется проект «доступная среда». Также функционируют дистанционные программы. Все больше открывается частных заведений.

Если говорить о крупных городах, например, о Москве, здесь работает около 10 государственных спецучрждений и столько же частных школ. Активно открываются коррекционные классы и группы при обычных образовательных учреждениях. А вот в Санкт-Петербурге реабилитационных организаций около 90. К тому же уровню стремятся Краснодар, Казань и другие города.

Тот факт, что особенные дети не могут обучаться в обычном классе и лучшим вариантом является подбор места в коррекционном учреждении, неоспорим. Лишь так несовершеннолетний гражданин может получить шанс на нормальную жизнь, поскольку методики обучения в школах коррекции направлены на всестороннее развитие личности и ее максимальную социальную адаптацию.

В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство. Вальдорфские школы — характерные черты Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами. Учебный план В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения […]

Ваш ребенок с детства интересуется компьютерами? Ему легко даются физика, математика? Развить таланты в нужном направлении и получить высокий уровень знаний помогут школы с техническим уклоном! Выпускники физико-математических школ успешно сдают вступительные экзамены в ВУЗы и становятся конструкторами, инженерами в области строительства, электроники, машинно-, приборо- и ракетостроения, программистами и представителями других, значимых для общества, и высокооплачиваемых профессий. Классы с профильным обучением существенно отличаются от общеобразовательных, прежде всего, учебным планом. На данном профиле обучения углубленно изучают математику, физику и информатику: отводится много часов на теоретические и практические занятия, проводятся лекции, семинары, компьютерные уроки и презентации. Ученики активно участвуют в проектной деятельности, конкурсах и олимпиадах. Частные физико-математические школы Москвы Школ с физико-математическим уклоном на территории Москвы немало. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил действительно качественное образование, находился в здоровой психологической атмосфере, рекомендуем присмотреться к частным школам. Небольшие классы, развитая материально-техническая база, огромное количество секций и кружков, вкусная еда и наличие собственного транспорта, развозящего учеников в школу и домой – все это присуще частным школам, но на этом достоинства не заканчиваются. В частных учебных заведениях работают педагоги с высокой квалификацией, применяются авторские обучающие методики, изучают технический английский язык. Еще одна особенность – использование индивидуальных учебных планов. В зависимости от требований ВУЗа, […]


В современном мире свободное владение английским языком – это не полезное дополнение, а необходимость. Это возможность продолжить обучение в престижных иностранных университетах, устроиться на высокооплачиваемую работу, наладить бизнес-контакты с зарубежными партнерами, расширить информационные границы и путешествовать без переводчика по всему миру. Причем осваивать иностранные языки лучше всего с раннего возраста. Именно поэтому все чаще родители присматриваются к лингвистическим школам. Школа с углубленным изучением английского языка: особенности учебной программы Обучающие программы спецшкол предусматривают изучение специализированных предметов: история Британии, английская литература, технический перевод, подготовка к сдаче экзаменов для получения сертификата Cambridge ESOL. Занятия ведутся по специализированным учебным пособиям. Обязательно в современных лингвистических школах наличие лингафонного кабинета – специально оборудованная комната, в которой дети обучаются правильному произношению. Занятия проводят квалифицированные педагоги, прошедшие стажировку в Британии. Некоторые учреждения приглашают зарубежных учителей – носителей английского языка. Внеклассная деятельность, направленная на углубление в иностранный язык – очень важный аспект учебной программы. Она реализуется участием в конкурсах, проводимых на английском языке, посещением англоязычных театральных кружков и вокальных студий. Летом и в перерывах между учебой дети посещают страны, язык которых изучают. Какие существуют школы с углубленным изучением английского в Москве В настоящее время в Москве функционируют 111 государственных гимназий и 51 частная языковая школа. Большая часть частных школ […]

Летние каникулы – пора веселого беззаботного отдыха, интересных поездок. Традиционно в этот период дети едут с родителями оздоровляться на море, путешествуют. Но если по объективным причинам организовать семейный отдых не получается – это не повод для огорчения. Многие частные школы Москвы работают летом, некоторые даже переезжают на летний период за город, в уютные тихие места с чистым воздухом и живописной природой. Работа летней школы существенно отличается. Здесь нет обязательных предметов, скучных лекций, не ставят отметок и не заставляют выполнять домашние задания. Дети играют вместе со сверстниками, находят новых друзей, веселятся. Как правило, руководство разрабатывает полезные образовательные и интересные культурно-развлекательные программы. Ребята находятся под постоянным присмотром воспитателей, охранников и медицинских работников, накормлены. Это отличная возможность прекрасно отдохнуть и с пользой провести время, получить незабываемые впечатления и зарядиться позитивом. Что же предлагают летние школы в 2017 году? Российская международная школа Адрес: Подмосковье, пос. Барвиха д. 42, возраст – 7–14 лет Подмосковье, пос. Жуковка д. 43 А, для детей 2–6 лет Режим работы: с 01.06 по 31.08 Питание: 5 раз в день В летней школе ребята получат не только полноценный отдых, насыщенный интересными мероприятиями, конкурсами и подвижными играми, но и курс английского языка. Детей обучают по эффективной коммуникативной методике опытные преподаватели из Англии. […]


Центры раннего развития – частные учреждения, призванные помочь малышам быстрее приспособиться к миру, который они только начинают познавать. На занимательных занятиях, проводимых в игровой форме, дети учат разговорную речь, развивают интеллект и творческие таланты, двигательную активность. Приводят крох в детские клубы многие молодые родители. И это отнюдь не дань моде. Результаты многочисленных исследований показали, что дети, активно развивающиеся с самого раннего возраста, становятся более успешными. Им в дальнейшем легче осваивать школьные дисциплины, они имеют хорошую память. Чем отличаются детские развивающие центры от детских садов В детских центрах ребята проводят не целый день, а несколько часов. Занятия могут проходить утром или вечером 2-3 раза в неделю или по выходным дням, быть представленными единичными мастер-классами или комплексными курсами развития. Руководители клубов, как правило, разрабатывают несколько обучающих программ и графиков посещений, что позволяет родителям подобрать максимально подходящее расписание и приводить детей в центр в удобное для них время. Двери детских клубов открыты даже для самых маленьких, для детей полугодовалого возраста, которые еще не умеют ходить и говорить. Для грудничков разработаны специальные программы. Рассматривая новые предметы, переставляя кубики, играя, дети улучшают сенсорное восприятие, развивают моторику рук. Занятия с детьми грудного возраста происходят в присутствии одного из родителей. Малышей возрастом от полутора лет можно оставить […]

Слово «школа» может вызвать у каждого человека самые разнообразные ассоциации и чувства. К примеру, у родителя, который скоро будет оформлять ребенка в первый класс, это может быть растерянность и неопределенность. А у того, кто уже воспитал подростка, чьи интересы к обучению давно утихли, ощущения еще хуже. Каждому из этих людей непросто найти оптимальное решение, которое и понравится малышу, и удовлетворит их личные взгляды. Но, не смотря на эти сложности, решение есть – школа-пансион. Такие пансионы в наши дни очень популярны. Причем среди самых различных родителей. А все по чему? По той причине, что школа-пансион воплощает в реальность те «мечты», которые невозможно реализовать ни в одной государственной школе. Школа-пансион Из наиболее очевидных плюсов таких учреждений стоит выделить следующее. В первую очередь, — это постоянный контроль над детьми со стороны персонала школы, принятие активного участия в их школьной жизни, отсутствие риска попасть в «плохую компанию», что часто может случиться в обычной школе. Во-вторую, школа-пансион будет оказывать серьезную заботу о ребенке, и его досуге. Сюда можно отнести массу разнообразных экскурсий, поездок, походов культурные заведения по типу театров, а также секции музыки, единоборств, плаванья и т.д. И последнее. В школах-пансионах опираются только на самые лучшие черты, которые были присущи образовательным учреждения дореволюционных времен. Они […]

Согласно новому образовательному стандарту с 1 сентября 2016 года обычные школы должны принимать детей с ограниченными возможностями.

Ранее существующая практика предполагала, что дети инвалиды должны учиться в коррекционных школах. Новый закон об образовании отменяет понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа». Особый статус сохраняют только школы для детей с девиантным поведением, а у родителей детей-инвалидов теперь есть три возможности –оставить ребенка на домашнем обучении, отправить его в специализированный интернат Минздрава РФ или отдать в обычную общеобразовательную школу. Коррекционные школы постепенно ликвидируются, уже закрыта примерно четверная часть из них.

Совместное обучение детей принято в Европе, дети инвалиды могут поступить в любую школу. Считается, что таким образом дети с ограниченными возможностями не становятся изгоями и естественным образом интегрируются в общество. Все дети включены в единую систему образования, взаимодействовать другом учатся как дети- инвалиды, так и их здоровые сверстники.

Внедрение такого подхода в России имеет как сторонников, так и противников. Основные аргументы противников: большинство российских школ пока как финансово, так и организационно не готовы принимать инвалидов, кроме того на Западе успешная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество потребовала не одного десятилетия.

По закону принимать детей инвалидов сейчас должны любые российские школы. По мнению специалистов, вероятно, это когда-нибудь произойдет, но, скорее всего, закон будет откорректирован, и не все коррекционные школы будут закрыты. Сейчас на защиту коррекционных школ встали многие родители детей – инвалидов, педагоги, медики, общественные деятели. В коррекционных школах затраты на одного ребенка в разы превышают затраты на ученика в обычной школе, там должны работать медицинские сотрудники, психологи, дефектологи, педагоги, прошедшие специальную подготовку. Правда, в реальности далеко не все коррекционные школы реально укомплектованы необходимым штатом. По новым правилам финансирование будут распределяться не по школам, а по детям - то есть, обычная школа, в которой учится ребенок с ограниченными возможностями, будет получать на него средства с коэффициентом, повышенным в зависимости от диагноза.

Детям инвалидам нужны специально оборудованные помещения, пандусы, технические средства обучения, особые наглядные пособия. Выделяемого даже на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе не хватит на все это. В специализированных школах расходы на дорогостоящее оборудование складываются из дополнительных коэффициентов всех детей, и даже при этом подобные учреждения не все себе могли позволить. В апреле 2016 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что на создание в субъектах Федерации сети общеобразовательных школ с условиями для обучения детей-инвалидов будет направлено 3,762 млрд рублей. На данный момент такие условия (доступная среда с пандусами и другими приспособлениями, транспорт для перевозки, адаптированные образовательные программы, оборудование для обучения, прошедшие специальную подготовку педагоги), есть только в 3345 учебных заведениях страны, то есть примерно в каждой 13-ой из существующих общеобразовательных школ.

Второй вопрос, который беспокоит противников закрытия коррекционных школ - не принесет ли неготовность российского общества к толерантности и милосердию травмы детям-инвалидам, обучающимся в обычных школах. Чтобы к новой форме обучения могли адаптироваться все – и дети-инвалиды и их обычные сверстники и педагоги, нужна большая психологическая работа. Ведь цель, которую предусматривает совместное обучение, не только в том, чтобы одноклассники научились помогать и жалеть своих ровесников с ограниченными возможностями, но в том, чтобы они начали их воспринимать как равных. Для этого необходимо, чтобы в школах работали психологи.

Сейчас по закону в школе к ребенку-инвалиду должен быть прикреплен тьютор (наставник), помогающий своему подопечному в процессе обучения и общения со сверстниками и учителями. Этот человек должен знать особенности развития ребенка, поддерживать контакт с родителями. Специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ в 2010 году, один тьютор должен курировать до шести детей. Но подобной штатной единицы во многих школах нет, деньги на зарплаты тьюторов не выделены.

На западе система работает, начиная с рождения ребенка. Дети, как инвалиды, так и здоровые, приходят в школу уже подготовленными, в том числе благодаря совместному пребыванию в детских садах. Кроме того существуют особенности в совместном обучении детей инвалидов с разными нарушениями. Как показывает европейская практика, в одних случаях, например, при физических нарушениях, адаптация проходит успешно, в случае ментальных нарушений, специалисты считают оптимальными другие формы обучения.

Презентация проекта - Обучение детей с особыми потребностями в рамках инклюзивного образования в ДШИ

Проект посвящен изучению и использованию возможностей ДШИ в обучении и творческом развитии детей с частичной или полной потерей зрения наравне с другими детьми.

Внимание к этой проблеме продиктовано наличием значительного количества художественно одаренной молодежи, относящейся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждающейся в качественном художественном образовании, особенно на начальном этапе. А также непосредственной близостью ГБОУ г. Москвы общеобразовательная школа-интернат для слепых обучающихся №1 Департамента социальной защиты населения г. Москвы (ул. 3-я Мытищинская, д.3).

Несмотря на то, что в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные подходы к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями, педагогическая практика носит «точечный», интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с этой категорией учащихся и разработанная методика инклюзивной деятельности.

В настоящее время, целью государственной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Задача общества — формирование условий для их независимого проживания в социуме, доступности для них физической и информационной среды, обеспечение их профессиональной занятости и полноценного индивидуального развития.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.

Все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Это основная мысль инклюзивного образования. И, с точки зрения социального подхода к проблеме, инвалидность понимается не как ограниченная возможность, а как особая потребность.

Дети-инвалиды часто творчески одарены. В детской школе искусств они наравне с другими детьми могут проявить свои творческие способности, получить профессиональное образование, которое позволит им успешно определиться в жизни.

Система обучения в ДШИ может легко адаптироваться под потребности любого ребенка благодаря следующим факторам:

Творческий характер обучения основам искусств,

Сочетание в учебном процессе индивидуальных, мелкогрупповых, групповых форм обучения и коллективных концертно-творческих мероприятий. Такой режим занятий способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика, обеспечивает специальные условия для всех.

Тесная связь с родителями.

— привлечение детей с ограниченными возможностями на отделения Детской школы искусств;

— создание образовательных методик, учитывающих особые образовательные потребности детей с нарушением зрения (познавательные возможности слепых, формирование образных представлений при работе над музыкальными произведениями);

— введение специальных курсов и предметов, способствующих освоению детьми-инвалидами образовательных программ (нотная грамота в рельефно-точечной системе Брайля);

— использование инновационных средств и методов обучения для работы с детьми-инвалидами;

— привлечение специалистов для контроля и оценки динамики и результатов развития детей-инвалидов,

— накопление и обобщение педагогического опыта, повышение методической квалификации преподавателей.

Проект решает следующие проблемы:

— раннее распознавание и развитие одаренности как компенсаторного фактора у детей с ограниченными возможностями

— создание возможности для целенаправленного предпрофессионального образования и будущего профессионального определения

— содействие широкому участию детей-инвалидов в общественной, социальной, культурной жизни школы, района, города.

Социальная адаптация учащихся школы: формирование терпимых, доброжелательных отношений учеников друг к другу, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки, разрушение барьеров в общении «обычных» детей и детей с особыми потребностями.

Специфика проекта - в широкой целевой аудитории - это дети и родители обеих категорий граждан.

Некоторые достижения учащихся школы из категории детей с особыми потребностями.

Лисиченко Даниил - победитель Олимпиады по теоретическим дисциплинам МГИМ им. А.Шнитке, лауреат и дипломант городских конкурсов (композиция, синтезатор, студия компьютерной музыки, фортепиано).

Саломатина Мария - стипендиат Правительства Москвы одаренным детям, дипломант Фонда «Новые имена Москвы», лауреат городских выставок, студентка Текстильного университета им. А.Н.Косыгина.

Тришкин Александр - выпускник класса композиции, лауреат городских конкурсов по композиции, студент Музыкального училища при Московской консерватории.

Николаев Евгений - (11 лет, 4 класс, преп. Жаркова Л.А.) - Лауреат II премии в общей номинации «Фортепиано» XI Международного конкурса-фестиваля детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа» (март 2014), Лауреат XIII Открытого фестиваля им. Эдварда Грига (март 2014), участник концерта в Венгерском культурном центре (май 2014), дипломант Первого городского фестиваля-концерта «Горячее сердце» детей с ограниченными физическими возможностями - учащихся детских музыкальных школ и школ искусств г. Москвы» (декабрь 2013),

В настоящее время в школе обучается 14 детей с нарушениями зрения. Помимо них, на разных отделениях школы обучается еще 17 детей-инвалидов.

Преподаватели, участвующие в реализации этого проекта:Федоровская Л.И., Жаркова Л.А., Свиклинь В.А., Пилипенко В.Н., Кокжаев А.М., Пискарева Л.Ф., Банковский И.В. (инструментальные отделения), Соколова Г.В., Перехрест Т.А. (теоретические дисциплины), Подольская Г.М.(коллективное музицирование), Минакова В.А., Федорова В.Л. (отделение изобразительного искусства).

Преподавателями школы накоплен бесценный опыт работы с этой категорией учеников, который обобщается и систематизируется в ходе проекта.

В связи с увеличением контингента учащихся с ограниченными возможностями , в школе регулярно проводятся методические сообщения и открытые уроки преподавателей, работающих со слабовидящими детьми (Федоровская Л.И., Свиклинь В.А., Жаркова Л.А., Пискарева Л.Ф., Соколова Г.В., Перехрест Т.А.). Был проведен концерт-встреча с учащимися школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих детей и преподавателями Т.Л.Шустовой и С.А.Санаторовым (февраль 2014). В этом учебном году инструментальные отделения и отделение ИЗО успешно окончили 3 выпускника из этой категории учащихся: Павлова К., Цветков К., Григорьева А. Лисиченко Д. - класс РПО.

В 2013-14 году в рамках инклюзивного образования для учащихся с нарушениями зрения был введен спецкурс «Нотная грамота по Брайлю» (преп. Коршункова В.Н.). В сотрудничестве с Лабораторией средств и методов обучения детей с нарушениями зрения Института коррекционной педагогики РАН разработан план совершенствования условий обучения в нашей школе детей с особыми потребностями. Запланировано издание сборника методических работ преподавателей школы, работающих со слабовидящими детьми (Федоровская Л.И., Свиклинь В.А., Жаркова Л.А., Пискарева Л.Ф., Соколова Г.В., Перехрест Т.А.)

Преп. Александрова Е.В., Соколова Г.В., Жаркова Л.А., Федоровская Л.И., Пискарева Л.Ф., Перехрест Т.А., Свиклинь В.А. участвовали во Всероссийском круглом столе «Актуальные вопросы обучения искусству детей с особыми образовательными потребностями» (АПРИКТ, февраль 2014).

В 2013-14 учебном году школа принимала участие в Конкурсе творческих проектов среди ДШИ г. Москвы. Социально-ориентированный проект «Свет мой, музыка», посвященный инклюзивному образованию детей с особыми потребностями (рук. Е.В.Александрова), удостоен Гранта Департамента культуры г. Москвы и участвовал в Городской Биеннале ДШИ в рамках Фестиваля образования для детей «СТАРТ АП» в Центральном Доме Художника (апрель 2014).