Что такое жизненные ценности - как они формируются. Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации.

Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения, проявляющиеся, по его словам, в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости», у детей формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. По мнению Пиаже, нравственное развитие, подобно умственному, носит прогрессивный характер.

Пиаже выделяет две основные стадии морального развития. На первоначальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны, обязательны для исполнения и не имеют исключений. Критерием нравственной оценки поступка являются только его последствия. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. Тем самым у ребенка формируется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. Эту стадию, которую Пиаже обозначает как «нравственный релятивизм», характеризует понимание относительности моральных норм, как созданных на основе взаимной договоренности между людьми, которые при необходимости могут их изменять. Критерием нравственной оценки на этой стадии выступают уже намерения человека.

Теоретические представления Ж. Пиаже и его последователей критикуются многими авторами, начиная с Л. С. Выготского, за недостаточное внимание к социальным аспектам личностного развития. Как справедливо отмечает И. С. Кон, в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств решающее значение имеют социальный опыт личности, ее деятельность. По его словам, система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми.

Содержанием любого вида деятельности, по Л. С. Выготскому, является создание духовных и материальных ценностей. Начиная с его работ в отечественной психологии в основу возрастной периодизации ставится ведущая деятельность, определяющая формирование определенных способностей, которые и являются основными психологическими новообразованиями соответствующих стадий развития. Переход от одного вида деятельности к другому в терминологии Л. С. Выготского называется «критическим возрастом», т. е. кризисом развития.

В основе известной классификации возрастных периодов Д. Б. Эльконина лежит ступенчатая смена следующих видов ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивное действие, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная деятельность. По словам Д. Б. Эльконина, в этом процессе смены видов деятельности закономерно чередуются периоды освоения общественных норм, целей, мотивов деятельности и т.д. Развитие личности, в том числе и ее ценностных ориентаций, разделяется им на три основные «эпохи», включающие в себя периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы либо формирования «операционно-технических», когнитивных способностей. Переход от эпохи к эпохе характеризуется резким кризисом, который определяется возникновением несоответствия между актуальными задачами деятельности и существующими возможностями ребенка.

С самого момента рождения ребенок постепенно вырабатывает представления о самом себе, об окружающем мире и о своем отношении к нему. По словам К. Роджерса, для самого раннего периода развития характерно зарождение представлений о хорошем или плохом посредством так называемой «организмической оценки», позволяющей ребенку на основе физиологических реакций разделять, что ему нравится, а что нет. Однако вскоре ребенок начинает ориентироваться также на оценки взрослых об окружающих предметах и явлениях, а также о самом себе. По мнению П. Массена и соавторов, в период от полутора до двух лет у детей с помощью родителей начинают складываться критерии нормы для оценки явлений и форм поведения, которые ложатся в основу нравственного развития. Регуляция поведения в раннем детстве определяется тем, что при несоответствии предмета или поведения представлению ребенка о норме он начинает испытывать тревогу. Усвоение оценочных норм при этом осуществляется, как они полагают, в процессе наблюдения за реакциями родителей, выступающих в качестве модели поведения.

По мнению Г. Крайга, который описывает две последовательные стадии принятия норм и ценностей в раннем детстве и дошкольном возрасте, вначале дети копируют лишь словесные формулировки, позднее осваивают в поведении социальные и этические ценности.

Применительно к младшему школьному возрасту подобная схема описана А. В. Запорожцем и Я.3. Неверовичем, которые делают акцент на эмоциональном освоении социальных норм и ценностей в процессе совместной групповой деятельности. По их мнению, вначале групповые требования воспринимаются как чуждые, на втором этапе соблюдение норм основано на внешнем «стимуле-средстве»- наказании или похвале, на третьем этапе нормы и ценности приобретают для ребенка личностный смысл, становящийся основой эмоциональной коррекции поведения. Новая форма деятельности и общения, предполагающая выполнение одних и тех же заданий, объединяет детей и способствует все большей ориентации ребенка на нормы группы сверстников, выступающей в качестве своего рода посредника в освоении норм и ценностей общества в целом.

В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л. С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. Такая ориентация отличается противоречивым характером. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирования собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали.

Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л. И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера, по нашему мнению, лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого возраста. Появление жизненных планов, выступающих как явления одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности.

Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития.

Добрый день, дорогие читатели! Вы когда-нибудь задумывались о том, почему у одних людей жизнь складывается легко и радостно, а другие как будто притягивают в свою жизнь всякого рода нелепые моменты, попадают в неприятные жизненные ситуации? Огромную роль в выборе жизненного пути и правильного следования по нему играет система ценностей человека. Это – ориентир каждого, правила и представления о нормальной жизни, работе, учебе, досуге, общении. Эти характеристики играют ключевую роль в каждом действии, намерении, поступке, а также в реакции на ситуации и даже слова людей.

Благодаря этому каждый человек точно знает, что занимает в жизни центральное место, а что не так уж и важно. Следовательно, на этом строится и модель его поведения в разных ситуациях.

Какие бывают ценности?

В зависимости от сферы, к которой относятся ценности, их можно условно разделить на:

  • культурные;
  • общечеловеческие;
  • индивидуальные.

Все ценности, кроме индивидуальных, формируются на основании мнения окружающих, а также особенностей местности, в которой родился человек, традициями и тенденциями в общении. А вот к индивидуальным ценностям относятся исключительно субъективные особенности мировоззрения индивидуума. Рассмотрим подробно каждый вид.

Общечеловеческие

К системе общечеловеческих жизненных ценностей относятся:

  • Здоровье . Наверное, для каждого здравомыслящего человека оно является неоспоримой ценностью жизни, без которой абсолютно не нужны ни материальные, ни духовные блага. Очевидно, когда у нас что-то болит, нам не нужно ничего, кроме как избавиться от недуга. Мы тратим любые деньги, сколько угодно времени и сил на восстановление привычного здорового состояния нашего организма.
  • Жизненный успех . Конечно, начинается все со школьного образования. Каждый из нас стремится хорошо учиться в школе, чтобы в будущем поступить в престижное высшее учебное заведение, а дальше – найти хорошую работу по специальности. Все это сулит нам хороший заработок и, как следствие, успешную карьеру. Мы чувствуем, что реализовались в жизни и получаем от этого удовольствие. Хотя в наши дни многие, добившись таких результатов, не выдерживают социального прессинга и прибегают к так называемому дауншифтингу – возвращению к простой жизни, подальше от густонаселенных городов и поселков и поближе к природе.
  • Семья . Для многих карьера не представляет собой никакой ценности, если этот успех не с кем разделить. Многие чувствуют необходимость трудиться и достигать результатов не для себя, а в целях заботы и обеспечения своей семьи. Ведь родные и близкие – это те, кто тебя всегда ждут, поймут, услышат. Формирование семьи у таких людей может начинаться уже со старших классов школы или с института.
  • Дети – цветы жизни. И многие живут, следуя этому принципу. Они видят в них свое отражение и продолжение. Им мы передаем свой жизненный опыт и силы, часто даже в ущерб себе. Стоит отметить, что хотя в наши дни имеет место пропаганда отказа от потомства под названием «чайлдфри», для многих дети были и остаются главной ценностью жизни.

Как итог вышесказанному важно отметить, что такая система имеет стремление к . Кто-то реализует себя в карьерном росте, кто-то – в семье, кто-то – в детях. Это все преследует одну цель – закрепление собственной значимости и трансляция ее в будущее.

Культурные


К культурным жизненным ценностям относятся:

  • творчество и ;
  • тесное общение с родственниками;
  • друзья;
  • свобода суждений;
  • и уверенность в собственных силах;
  • независимость;
  • уважение окружающих;
  • работа, отвечающая интересам;
  • смелость и мужественность;
  • ответственность;
  • реализация в творчестве и работе;
  • путешествия и т.д.

Индивидуальные

К индивидуальным жизненным ценностям относятся самые важные для каждого человека вещи. Их основа формируется в детстве благодаря окружению. Для кого-то это будет правда, честь и справедливость, для кого-то – много денег и хорошая работа, для кого-то – здоровая семья и счастье близких ему людей.

Все люди имеют свой психологический тип. Именно поэтому мы думаем и ведем себя по-разному в идентичных ситуациях, стремимся к разным целям.

Правильное формирование жизненных ценностей

Жизненные ориентиры и ценности начинают формироваться еще в раннем детстве. Процесс и результат зависят от условий, в которых находится ребенок. Ключевую роль играет, конечно же, семья, а также близкие люди и друзья, с которыми малыш проводит больше всего времени.

Никто не знает, как определить, что будет главным. Все зависит от собственных представлений индивидуума. Личностная система ценностей ребенка будет создаваться и совершенствоваться не только по его личному опыту, но и по вашим подсказкам и примеру.

Чтобы правильно сформировать жизненные ценности малыша, нужно стараться делать следующее:

  • личным примером показывать, что в жизни важно, а что можно пустить на самотек;
  • окружить ребенка добротой и пониманием;
  • смотреть и читать книги с моральным смыслом, где наказывается жадность и ложь, а поощряется честность, щедрость, правда;
  • помогать и давать советы в выборе друзей и людей, на которых стоит ровняться, подкрепляя слова сравниванием достижений этих личностей;
  • выслушать ребенка даже если он неправ, говорить с ним и давать ненавязчивые советы.

Ценности формируются с годами не только из вашего личного опыта, но и с мнений значимых для вас людей. Это могут быть как родители, так и наставники, преподаватели, школьные друзья и т.д. Это те люди, которыми вы восхищаетесь и которых безмерно уважаете.

Косвенно на процесс влияют религия, тенденции в социуме, культурные особенности территории, на которой проживает человек, и много других факторов. Важно пытаться окружать ребенка хорошими и добрыми людьми. Главное, по возможности, как можно дольше изолировать его от негативно влияющих личностей.

Как определить свои жизненные ценности?


Собственные ценности определяются в 3 шага:

  • Возьмите лист бумаги и запишите на нем все, что считаете важным. Неважно, насколько большой или маленький получится этот список.
  • Пересмотрите его детально и проанализируйте каждый пункт. Постоянно задавайте себе вопрос: это точно важно или без него можно обойтись? Если возникает хоть малейшее сомнение, смело вычеркивайте этот пункт.
  • Повторяйте действия из предыдущего пункта, сокращая перечень до 7-10 пунктов – это и есть ваши личные ценности.

Стоит отметить, что люди, которые отличаются веселым характером и оптимизмом, в любой ситуации стараются учитывать действие факторов, влияющих на их жизненные ценности, отсекают все лишнее. Такой подход позволяет со временем сформировать из них по-настоящему мощный механизм, диктующий направление движения в любой, даже самой запутанной жизненной ситуации.

Четкое понимание своих ценностей важно, так как это позволяет обдуманно и направлено , контролировать действия, желания и, конечно же, решения.
У всех нас разные . Но, посмотрев вглубь себя, проанализировав свои действия и поступки, мы безошибочно сможем определить, что для нас важнее всего, что является ориентиром каждого нашего решения. Это поможет делать только взвешенный выбор, самостоятельно принимать решения, обдумывать и моделировать результаты и только потом действовать.

Если вас не устраивают, те ценности которые вам привили в детстве, то это необходимо исправлять. Опираясь на свой опыт, я скажу, что это очень не просто. Как уже написано выше, ценности прививаются с детства и откладываются в нашем подсознании.

Одним из очень эффективных методов замены установок, является работа с подсознанием. Для начала можете почитать, вот эти 30 бесплатных уроков . Я думаю, что этих уроков вам вполне хватит.

Заключение

Всего хорошего, друзья! Надеюсь, вы узнали что-то новое и интересное для себя, что сможете с успехом применить в своей жизни. Будьте честными сами с собой. Помните всегда о том, что важно, и не зацикливайтесь на второстепенных вещах. До встречи за новой интересной беседой!

Плугатырева Елена Олеговна

Педагог – психологМуниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад «Радуга» (МОУ НШДС «Радуга»), г.Черногорск, Республика Хакасия, Россия.

Соискатель кафедры профессиональной педагогики и психологии, Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ.), г.Красноярск, Россия.

Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций.

Формирование ценностных ориентации - сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентации, и условий их развития.

С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определённой направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках .

Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентации. Изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентации целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия человека с миром, с точки зрения содержания, ценностная ориентация - общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно.

Формирование и функционирование ценностных ориентаций имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон: а) со стороны мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.; б) со стороны самого человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов. На каждом из уровней регуляции поведения названные стороны встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений. А на уровне отдаленных перспектив - это предполагает их субординацию и упорядочению. Проектировочный уровень характеризует осмысление отношения к возможной деятельности, целям, вещам, людям с позиции их включения в реальную жизнь человека. Осмысления направлены на создание смысловых образований через соотношение смыслов по разным критериям и на их трансформацию.

На мотивационном уровне мотивационные отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей. Ярко проявляют себя предпочтения и пристрастия. Отношение между мотивами во внутреннем мире, человека ведет к их иерархии, сравнению и упорядочению. Всякое внутреннее отношение - это отношение между актуальным и потенциальным в человеке, которые в зависимости от уровня регулируются на основе критериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иных образований, степень значимости для человека конкретного образования сейчас или в будущем.

Внутренние отношения выражают динамику субъективной жизни человека и могут принимать разные формы (конфликт, подъем, цельность, гармония и т.п.). В реальном процессе психологической регуляции ее виды отношений (ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, это касается и ценностных ориентаций понимаемых как ценностный психологический механизм регуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или уровень регуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся в нем в снятом, свернутом виде.

Процесс регуляции поведения человека идет от внутренних отношений между актуальным и потенциальным в человеке. Это касается не только отношений внутри одного уровня, но переходов и связей между уровнями регуляции. Например, между мотивами и смыслами, общими смыслами и ценностями, системой мотивов и ценностями.

Формирование же ценностных ориентаций идет со стороны актуализации внешнего отношения взаимодействия человека с миром. В процессе формирования и развития человека мир, культура и конкретные ситуации актуализируют разные виды значимых отношении в очень многообразных комбинациях. Но, конечно, есть и общие моменты: так культура (миф, ритуал обряды и т.п.) прежде всего актуализируют ценностные отношения.

А.Х. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний .

Ценностно-потребностная сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденные или уже приобретенных в течение жизни потребностей, и организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным впроцессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, отличающимся своей индивидуальной неповторимостью . Потребности человека, значимость свойств окружающего мира образуют сложную взаимозависимость, которая достаточно изменчива. Без удовлетворения многих потребностей невозможна наша ежедневная жизнь. Здесь и биологические потребности, обеспечивающие сохранение нашего организма: сон, еда, движение. Но и они отходят на задний план в тех случаях, когда поведение подчиняется духовным потребностям, высшим чувствам: долг, честь, совесть, страдание. Они подчас переоценивают даже жизненно необходимые потребности, даже саму человеческую жизнь. Психологи говорит об иерархии потребностей, т.е. об их взаимоподчинении. Но, как пишет Абрамова Г.С., «… за такой иерархией стоит школа ценностей человека, его нравственные качества, та система оценок, которые он даё т окружающему миру» .

Закономерность психического развития проявляется в том, что человек не может жить в мире с равной ценностью всех его сторон, ибо тогда, невозможен выбор, нельзя принять решения. Выбор может быть случайным, если человек имеет дело с незнакомыми незначимыми свойствами мира. Выбор закономерен, если они уже имеют значение и ценности.

Рассмотрим некоторые основные факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций.

A. Культурный опыт . Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным . Человек изначально, с момента своего рождения помещен в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт, который обеспечивает человека готовыми образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизирован опыт деятельности, общения и мировосприятия . Однако, присвоение культурного опыта, безусловно, не происходит автоматически. От каждого отдельного человека оно требует предельно личного осознания, "переоткрывания". М.М. Бахтин утверждал, что "всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте" .

B. Моральные принципы . Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях . В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые к множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа. В принципах морали выражены обобщенные законы морального поведения, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единый образ жизни и линию поведения .

C. Личный опыт . Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека. Так, например, ценностные ориентации взрослого отличаются гораздо большей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка, т.е. личный опыт "закрепляет" отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость. Кроме того, сам процесс оценивания утверждений происходит именно через приобретение личного опыта и исходя из него (ведь большинство людей учатся на своих ошибках).

D. Внутрисемейная атмосфера . Фактор воздействия родителей на детей имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности - на его жизненные ценности. Они в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирование ценностей. Изначально человеку предлагается несколько вариантов норм поведения: общепринятые социальные нормы и внутрисемейные правила, образцы поведения, заимствованные из искусства, моральные принципы и т.д. А далее перед ним стоит вопрос выбора своего, "третьего", индивидуального пути, вопрос собственной системы ценностей.

Список литературы

1. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. -М.: Мысль, 1986.

2. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.

3. Маркович Д. «Общая социология». - Ростов-на-Дону, 1993.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Просвещение, 1976.

5. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. -М.: Педагогика, 1987.

При определении теоретической платформы исследования формирования ценностей, позволяющей раскрыть внутренние механизмы изучаемого явления, рассмотрим психологические концепции, раскрывающие взаимосвязь внешних явлений и внутренних изменений в структуре личности, элементом которых являются ценности.

Психология вообще трактует ценности как элементы сознания личности: интересы, убеждения и т. п. Благодаря опыту ценности становятся фактом сознания и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других структурах личности, образуя содержательную структуру направленности, выражая внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Процесс формирования собственного мира ценностей личностью психологи тесно связывают с категорией «отношение». В психологии рассматриваются три основные тенденции в понимании этой категории. Представители «деятельностного подхода» (,) изучают отношение человека в контексте его преобразующей деятельности. Именно деятельность определяется как особого рода отношение между человеком и миром. Особое место в данном аспекте занимает концепция «личностного смысла». Изменение социально-экономических условий ведет к изменению жинедеятельности человека. При этом, как отмечал, деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняется соотношение целей и мотивов деятельности. При этом функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находятся с мотивами и ценностями субъекта. Таким образом, в личностном смысле отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями.

Внутренние переживания человека, «их реальная функция состоит лишь в наведении субъекта на их действительный источник, в том, что они сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в его жизни, заставляют его как бы приостановить на мгновение поток своей активности, всмотреться в сложившиеся у него жизненные ценности, чтобы найти себя в них или, быть может, пересмотреть их» (Леонтьев). В связи с этим, важным является то, что изменение личностного смысла объектов и явлений возможно путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей. (Леонтьев)

Идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, порожденная укоренившейся в психологии естественно-научной парадигмой, сместилась на идеи самодетерминации, саморазвития, самостроительства, самоактуализации. Это привело к прочному внедрению концепций развития, связанных с гуманитарными науками (Психолгия…, с.108). Эти исследования вновь возвратили в психологическую науку понятия «совесть», «честь», «духовность», «нравственность», «душа» (, и др.).

В своих исследованиях первым в отечественной психологии раскрыл ценностно-смысловую концепцию личности человека, определяя сущность человека через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода. Интересен набор критериев нормального развития человека, которые разработал ученый: способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу этого отношения; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни (то же, с.125).

Представители системного подхода (,) акцент смещают с деятельности на психические явления в целом. Свойство человека, понимается как проявление отношения человека, его связи с окружающим миром. Наиболее последовательным приверженцем специального непосредственного изучения отношений является, который продолжал разрабатывать идеи. Ученым выявлено, что, во-первых, содержание отношения определяется особенностями субъекта и объекта отношений; во-вторых, отношения позволяет определить связь человека с миром и человека с человеком; в-третьих, отношение связано с деятельностью и выражается в ней; в-четвертых, содержание отношений раскрывает особенности человека.

Вопрос формирования ценностей - центральная проблема исследования представителей гуманистической психологии, возродившейся в послевоенный период истории XX столетия, что явилось выражением общей ориентации на проблемы индивидуального существования в мире, на личностное ориентирование в становлении человека. Представителями этой эпохи явились труды Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Р. Мэя, Г. Олпорта, которые в практической и теоретической деятельности непосредственно отвечают на вопрос о сущности развития человека. Выдвигая человекоцентрированный подход к образованию, К. Роджерс утверждает, что совокупность ценностей, связанная с личностным способом бытия (достоинство человека, свободный выбор и ответственность за его последствие) - основа гуманистических инноваций в образовании. Детерминированная роль микросреды в формировании ценностных ориентаций личности исследуется в работах А. Маслоу. Групповые ценности передаются индивиду через включение его в систему социальной активности группы, они выступают для индивида как предлагаемые ему цели социальной деятельности, а также как критерии самоактуализации. Ученый определяет в качестве главной идеи самореализации личности – развитие, становление личности, раскрытие ее личностных возможностей и способностей, непрерывное стремление к самореализации, к самовыражению, к проявлению экзистенциальных ценностей. Он пришел к выводу о том, что «человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают» и что человек способен на полное использование своих талантов, способностей, возможностей (Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы…, с. 132). Самоактуализирующиеся люди, по мнению А. Маслоу. «посвящают свою жизнь поиску … предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому». Иерархия потребностей, получившая в психологической литературе название «пирамиды Маслоу» и его положение о высших ценностях является методологическим. Исследователь вводит в структуру высших ценностей 15 определений, среди которых важное место занимают: правда, красота, благо, единство и цельность, принятие себя и других, склонность к проблемному мышлению, альтруизм, толерантность, крупномасштабность жизненных целей и др. (Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы…).

В. Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Творческая работа - это то, что мы даем жизни – первая ступень; то, что мы берем от мира с помощью переживания ценностей – вторая ступень; то, как мы относимся к судьбе, т. е. та позиция, которую мы занимаем – третья ступень. «Мир ценностей поэтому видится под углом зрения отдельной личности, а для каждой данной ситуации существует один единственный подходящий взгляд. Собственно абсолютно верное представление о чем-либо существует не вопреки относительности индивидуальных точек зрения, а благодаря им» (Франкл В. Человек в поисках смысла…, с. 171-172).

Противоречивость жизненных ситуаций, их многоплановость, обуславливают динамику ценностей человека, их переосмысление по мере накопления жизненного опыта. По мнению, процесс переосмысления жизни человека образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа и определяет мотивы его действий «ценности – это не то, за что платим, а то, ради чего живем». В результате изменений внутренних условий: потребностей, мотивов и направленности личности – актуализируются те или иные ценности. Такой подход подтверждает представления о ценностях как специфическом качестве человеческой психики и человеческого существования, как динамичной системы личности.

Мы придерживаемся той точки зрения, что значимость того или иного объекта, его сторон существует независимо от сознания человека, но до оценки, до осознания объекта субъект “не знает” о его ценности. Появление же способа, критерия оценки не создает ценность, но обнаруживает ее, то есть критерии оценки выполняют служебную роль и являются продуктом общественного развития.

Двойственная природа опыта – социальная и одновременно индивидуальная – обуславливает двойственный характер ценности. Здесь имеется сложная психологическая особенность – с одной стороны, ценности социальны, так как обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой социализации и воспитания, системой усвоенных им от окружения значений, с другой стороны, они одновременно индивидуальны, в них сосредоточен неповторимый индивидуальный опыт, своеобразие его интересов и потребностей.

Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую “микросреду” – социальную группу, являющуюся “ретранслятором” ценностей общества” (, 1979; стр.32). С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества, т. е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп (, 1968; , 1979 и др.). С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития (, 1974; , 1979 и др.) или, по крайней мере, социальной адаптации, - например, защитного отождествления с группой, что особенно актуально в условиях социального кризиса (, 1993).

Механизмом личностного освоения групповых ценностей является социальная идентификация как процесс становления социальной идентичности личности, что не сводимо к групповой (ролевой) идентичности (см., напр., 1993). Социальная идентичность – один из механизмов субъективно-личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования устойчивой системы личностных смыслов, устойчивой структуры отношений с миром (ЛеонтьевА. Н., 1975).

Ценность как свойство предмета или явления присуща ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта, а потому, что он является носителем определенных социальных отношений, будучи вовлеченным в сферу общественного бытия человека. Однако же, данная предмету или явлению конкретным индивидом, она индивидуальна, а потому оценок одного и того же объекта может быть столько, сколько существует оценивающих субъектов. Реальной основой их разнообразия являются индивидуальные особенности оценивающего субъекта, специфика его потребностей и интересов. В то же время оценка является отражением объективной реальности. На этой основе повторяющиеся оценки создают нормы и принципы какого-либо социокультурного образования (групп, общества в целом), которые представляют собой устойчивые оценки в их воздействии на поведение человека. Они имеют огромный “личностный смысл” для субъекта, поскольку “Психологическое значение – это ставшее достоянием моего сознания… обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного “образа действия”, нормы поведения и т. п…. Человек находит уже готовую, исторически сложившуюся систему значений и овладевает ею… Собственно психологическим фактом моей жизни является то, что я овладеваю или не овладеваю данным значением, усваиваю или не усваиваю его, и то, насколько я им овладею и чем оно становится для меня, для моей личности, последнее же зависит от того, какой субъективный личностный смысл оно для меня имеет” (Леонтьев,1972, с.290).

Для понимания этой особенности в выявлении механизмов формирования ценностей исследуем связь ценностей и ценностных ориентаций с направленностью личности. В различных концепциях эта категория раскрывается по-разному: «избирательное отношение человека к действительности» (), «динамическая тенденция» (), «избирательная активность личности» (Мясищев, В. Н.,), «общее направление деятельности» (,), «генеральная линия жизни» (), «активная деятельность личности по достижению жизненно важных целей» (К. К.платонов), «динамическая ориентация сущностных сил человека» (), «внутреннее побуждение к деятельности» () и др. Главным в исследовании структуры личности признается. что направленность составляет важнейшую сторону личности, определяющую ее социальную и нравственную ценность. Она имеет собственную структуру и занимает весьма важное место в общей структуре личности. Ее основными проявления считают потребности, мотивы, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение. считает, что направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. То есть сложная структура потребностей, мотивов, целей, мировоззрения, идеалов, убеждений, составляющая направленность личности, выражающая отношение к объективной действительности, коллективу и самой себе и проявляющая в активной деятельности, и служит «психологической базой» ценностной ориентации личности. Таким образом, содержание направленности – это доминирующие, социально обусловленные отношения личности к действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение. Так, отмечает, что сформированность системы ценностных ориентаций и определяет направленность личности.

Анализ взаимосвязи ценностей и ценностных ориентаций с активностью личности в различных сферах деятельности, показал, что в ее основе лежат потребности, мотивы и интересы. Потребности традиционно принято считать главными побудительными силами активности личности. Человек, осознавая свои собственные потребности, выступает как личность, обладающая самостоятельным поведением. Окружающие человека предметы реальной действительности, становясь объектом потребностей человека, оказываются целью его деятельности и стимулируют активность личности. Если в процессе общественно-полезной деятельности происходит удовлетворение потребности в объекте, имеющем большое значение для личности, то тогда возникает новая потребность более высокого порядка, но связанная с первой и т. д. Потребность – это влечение, тяготение человека к к таким состяниям, которые обеспечивают его сохранение и развитие. Поэтому выделяют две их разновидности: потребности сохранения и потребности развития. (Гавриловец человечности: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1985 – 183 с., с.19). По объектной направленности и классифицируют потребности на биогенные, психофизиологические, социальные, высшие, каждая из которых определяет удовлетворенность в труде, общении, познании, рекреации (, Кулагина справочник учителя. –М,: Просвещение, 1991. – 288 с.). , анализируя потребности студентов педагогических вузов, определил критерии разумности потребностей современных молодых людей: 1) понимание соотношения своих потребностей с экономическими, социальными и культурными возможностями общества; 2) пониманием соотношения своих потребностей с личным трудовым вкладом, со своими способностями, с тем положением, какое личность занимает в обществе; 3) направленность потребностей на развитие духовных и физических сил человека. Ключевым вопросом в управлении развитием личности считает воспитание разумных потребностей. Для нашего исследования важны данные принципы о разумности потребностей, а именно, объективной возможности удовлетворения потребностей на данном этапе развития общества, согласно профессиональной компетентности личности, ее духовно-моральным принципам и нормам. (. Сутнасць маральна-каштоунасных патрэбнасцей …)

Потребности личности, отражаясь в ее сознании, приводят ее в состояние активности и способствуют возникновению мотивов деятельности. С другой стороны, важный источник активности личности – интересы – также возникают на базе потребностей. Интерес – это осознанная потребность. Потребности и интересы детерминируют целеполагающую деятельность сознания, воплощаются в системе мотиваций и закрепляются в установке. Установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. С помощью установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, они способствуют самоутверждению личности, а также обуславливают предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, преломляемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям. Взаимосвязь внешних, объективных факторов и внутренних субъективных, оказывающих влияние на личность, ее поведение, рассматривалось в исследованиях при изучении установки. Последняя, по мнению ученого, играет важную роль в механизме формирования ценностной ориентации и определял ценностные ориентации как разновидность фиксированных установок.

Исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и установок личности оформилась в дальнейшем в концепцию личностных диспозиций, представителем которой является. Под личностной диспозицией понимается совокупность внутренних условий субъекта, формирующая готовность, предрасположенность к тому или иному поведению, которая обусловлена опытом индивида (Личностные диспозиции учащихся…). предположил о существовании иерархии потребностей и ситуаций, в которых эти потребности реализуются, при их «встрече» и образуются диспозиции личности. В своей концепции показывает, что в регуляции поведения и деятельности личности задействован не только какой-то один элемент, которому придается первостепенное значение, а система, в которой в зависимости от условий, могут актуализироваться те или иные диспозиционные образования.

Существуют определенные связи между ценностными ориентациями и позицией личности. В логике такого взгляда определяет позицию личности как сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность (Ананьев как …).

В своих исследованиях подчеркивает важность не ценностей самих по себе, а того как они входят, реализуются в сознании и поведении человека, какова при этом иерархия его личных ценностей. При этом личная система ценностных идеалов, смыслов создается с помощью оценочного акта , который служит определением ценности явлений и объектов окружающей действительности для человека. Структурирование ценностей осуществляется на основе определенных принципов и глубоко индивидуальных критериев. В оценке, понимаемой как рациональный акт, используются такие операции, с помощью которых люди осуществляют выбор между предметами, явлениями, выделяя их ценностное значение в соответствии со своими потребностями, притязаниями, убеждениями.

Акт оценка предполагает сложную и специфическую деятельность. Специфика оценочного акта проявляется в познании и соотнесении субъекта и объекта ценности, определении его роли для человека. Как средство раскрытия и осознания значимости объекта, оценка выражает и формирует критерии возможности удовлетворения потребности, объективируя индивидуальное ценностное отношение к познанному объекту. В виду этого объекты и явления действительности, рассматриваемые вне человек, вне его практической и познавательной деятельности , хотя и существуют объективно, являясь социальными ценностями, могут не стать личностными ценностями отдельно взятой личности. Таковыми они становятся после положительной оценки с точки зрения соответствия личным интересам и потребностям. Таким образом, оценка опосредует самооценку путем сопоставления реальных объектов и явлений действительности с их образами в идеальном «Я». Человек принимает только те ценности, которые соответствуют его «Я-идеалу».

Процесс оценивания позволяет личности занять определенную позицию (положительная или отрицательная оценка) по отношению к познаваемым объектам либо выполняемой деятельности, определиться с этой точки зрения в ценностях, создавать собственную иерархию и систему по их личной значимости. Однако данный процесс имеет свои особенности, на который влияет ряд факторов, среди которых выделяет

¨ познаны ли (объекты, явления) субъектом;

¨ признаны ли им или сознательно не осваиваются, поскольку, например, сформировалась отрицательная позиция к общественно значимым ценностям;

¨ признаны, но нежелательны с точки зрения индивидуальных идеалов и целей;

¨ признаны и сознательно осваиваются, т. е. речь идет о ценностях желаемых, мотивированных, привлекательных в активной деятельности, потреблении (Каминкая ценностные ориентации …).

Особенности оценочного акта и его специфика важны для нашего исследования с точки зрения учета механизмов интериоризации познаваемой действительности в значения, образы, идеалы, ценности внутреннего мира учащегося при организации образовательного процесса.

Глубинный подход к исследованию проблем ценностей и ценностных ориентаций предполагает анализ точек зрения на проблему типологии и классификации ценностей и ценностных ориентаций. выделяет среди многообразия ценностей моральные и духовные, политические, правовые, эстетические.

утверждает, что человек хочет обладать здоровьем – это ценность, материальным благополучием – это ценность, стремиться к знаниям – это ценность, общаться с друзьями – это ценность (О главных ценностях – Нальчик: Эльтрус, 1992) и классифицирует ценности: материальные и духовные; действительные (актуальные) и концептуальные («воображаемые», т. е. реально существующие); прошлые, нынешние, будущие; финальные и инструментальные (цель и средства достижения финальной цели). Исходя из положения и консервативности и глобальности некоторых ценностей, которые относят к категории общечеловеческих выделяет такие как: земля, Отчество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Такой подход прослеживается и в исследованиях и, определяющих общечеловеческие ценности через категории: человек, жизнь, здоровье, безопасность, природа, ответственность. Другие типологии выделяют ценности общечеловеческие и национальные, профессиональные, социально-культурные, интеллектуальные, нравственные. Таким образом, признанной и однозначной классификации ценностей и ценностных ориентаций не существует ввиду сложности и многогранности исследуемой категории. Среди подходов к структурированию ценностей можно выделить основания: по предмету или содержанию, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные и др.), по субъекту отношения (общество, класс, коллектив, индивид и др.), по значению для субъекта внутри определенной сферы (высшие - низшие, главные – частные), к собственной деятельности (личные, социальные). Исходя из структуры и процесса деятельности, структурирует ценностные ориентации: по субъекту деятельности; объекту деятельности; виду деятельности ; способу деятельности.

Исходя из представлений о ценностных ориентациях, как о системе относительно устойчивых, социально обусловленных избирательных отношений человека к совокупности материальных благ и идеалов, систематизировал их по актуальным ценностям: ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности, на развитие нравственных качеств, на развитие материальных качеств (Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: перевод с англ. – М.: «Дело», 1991, 320 с.).

Многовариантные схемы типологизации ценностей и ценностных ориентаций не противоречат друг другу, и не исключают друг друга. А неоднозначность их систематизации указывают на сложность, неоднозначность, динамизм и подвижность, а также субъективизм систем ценностей и ценностных ориентаций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Возникнув на стыке общепсихологической теории установки и философской концепции ценностей, понятие “ЦО” не получило однозначной трактовки среди психологов, социологов и философов.

Формирование ЦО как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений. В основе ЦО лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности.

Являясь структурными компонентами вербального осознания, ЦО функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения.
ЦО тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека. Характер этой связи двусторонний. С одной стороны ЦО, формируются уже на базе сложившихся потребностей человека, с другой – усвоение тех или иных ценностей социальной среды может стать базисом для формирования новых потребностей.
Ценностные ориентации, выступающие в сознании в форме ценностных представлений, как правило, хорошо осознаются, в силу чего доступны для их экспериментального изучения.

Отечественные социологи и психологи приходят к выводу, что ценностные ориентации нередко строятся по обратной логике (в плане иерархии) по сравнению с актуально действующими побуждениями. в связи с этим пишет: “Стихийно сложившиеся динамические взаимодействия, в которые включился человек, в том числе элементы образа жизни, режима сна и отдыха, развлечений, во многом могут не удовлетворять его, и в его ценностных ориентациях отражается то, что его не устраивает, чего в его жизни нет, к чему он стремится именно потому, что этого еще нет.” (, 1993). Таким образом, ценностные ориентации отражают содержательно-смысловую сторону личности, а психологический уровень в данном случае отражает эмпирический, близкий к динамическому уровень регуляции поведения.

выделяет и еще одну линию возможного разрыва ценностных ориентаций и поведения, которая связана с различием логики развертывания отношения к значимому результату – и к самому процессу осуществления результата. Для человека может быть значим и желателен результат при неприятном и нежелательном процессе, но может быть и наоборот: для него значим и желателен, приятен сам процесс при нежелательном объективном результате.
Человек следует ценностным ориентациям в своем поведении, если они в целом соответствуют его реальным возможностям, он практически не следует им, если они выполняют функцию смысловой компенсации отсутствующих возможностей и реально сложившегося поведения.

Общая теоретическая модель структуры мотивации и отдельного побуждения исходит из трехзонального строения этих образований, включающего актуальную (активно-действенную) зону, в которой более или менее напряженные значимостные переживания сопровождаются реализацией мотивационных установок во внешне развернутой деятельности; потенциальную зону, в которой эмоционально-экспрессивные значимостные переживания не сопровождаются собственной деятельностью личности ввиду гарантированности осуществления ее другими людьми; потенциальную зону, в которой эмоционально-экспрессивное переживание желательного осуществления не сопровождается собственной деятельностью человека ввиду чрезмерной трудности или невозможности реализации.

В соответствии с теоретической моделью, такое трехзональное строение является результатом полимодальности мотивационной системы и отдельного побуждения. Идеально гармонизированная структура ценностной установки, как и всякого побуждения, характеризуется в данной модели совпадением высоко желательного с очень трудным или невозможным для реализации; высоко необходимого с относительно легким для реализации.

Нужно подчеркнуть, что любой выход личности за пределы оптимальной зоны мотивации по типу “могу, но не хочу” или “хочу, но не могу” в той или иной степени приводит к формированию своеобразных инверсий отношения, когда человек, не будучи в силах смириться с невозможностью того, что для него очень важно, приходит бессознательно к тактике дискредитации соответствующего образа жизни или соответствующей ценности. Такая инверсия имеет вполне адекватный и рациональный характер.
В нашем исследовании мы предполагаем, что ценностные ориентации имеют смыслообразующую и регуляционную функции. Успешная реализация регуляционной функции предполагает формирование полноценной мотивационной структуры, включающей актуальное переживание на относительно высоком уровне значимости: 1) желательного уровня деятельности и соответствующих позитивных последствий; 2) нежелательного уровня деятельности и соответствующих негативных последствий; 3) деятельностной готовности, включая мобилизацию функционального потенциала и готовность к необходимым затратам (временным, функциональным, материальным). В целостной структуре функционирования ценностных ориентаций складываются: зона совпадения эмоционально переживаемых и практически реализуемых ценностных установок и зона их расхождения.
В идеально гармоничной структуре эти модальности находятся в строгом соответствии. Изменения внешнего и внутреннего характера приводят к смещениям модальностей, нарушению гармонии. Континуумы мотивационной системы имеют трехзональное строение и включают центральную актуальную зону и две крайние потенциальные (экстремальные), в одной из которых активность содержательного или динамического типа не нужна в силу обеспеченности соответствующими внешними процессами, а в другой невозможна или чрезмерна в субъективном представлении человека. Границы зон определяются складывающимися соотношениями динамических и содержательных возможностей личности в данном состоянии или период жизни и меняются (флуктуируют) с изменением этих возможностей. В соответствии с общими законами зональной дифференциации , две экстремальные вероятностные зоны также являются потенциальными. При прочих равных условиях, при повышении значимости побуждения актуальная зона расширяется, а потенциальные сужаются; при снижении значимости побуждения – наоборот.

Для более детального изучения всего комплекса необходимых условий формирования ценностных ориентаций личности важным представляется затронуть психологические механизмы их возникновения. В психолого-педагогической науке и практике накоплен достаточный опыт исследования и управления формированием различных психологических новообразований, процессов, свойств и качеств личности. В исследованиях представлен обобщенный ценностный механизм, включающий стадии «поиск-оценка-выбор-проекция» (Кирьякова ориентации личности в мире ценностей: Монография. – Ориенбург: ОГПУ. – 19с., с.94). при формировании социальных ценностей выделяет три последовательных этапа: информативно-поисковый, оценочный, прогностический (Разбегаева основания гуманитарного образования: Монография.- Волгоград: Перемена. – 2001, 289с., с.168). В процесс воздействия на социальные установки включает четыре стадии: привлечение внимания к социальной ценности – возбуждение интереса – предъявление новой информации – убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта ценности и установки) (Немов, кн.2. с. 410). Указанные теории в большинстве своем процесс воспитания ценностных ориентаций основывают на убеждающей коммуникации между воспитанником и педагогом и принятие первым правильной, с точки зрения педагога, ценности. Однако такое воспитание дает в результате формальное присвоение воспитанниками ценностных установок и следование им только при наличии внешнего контроля (в школе, семье, в группе, где есть, как правило, педагоги). Не принимая их во внутренний план, не присваивая их как личностный смысл, подростка вынуждены следовать двойной морали, а социально одобряемые ценности являются только желаемыми в сознании.

Практические действия и деятельность по присвоению ценностей включены в исследованиях этапов становления ценностей. Ученой обоснованы пять взаимосвязанных и взаимодополняющих периодов в формировании ценностей у подростков: восприятие - означивание - оценивание - выбор ценностей - присвоение. , предложена концепция, согласно которой усвоение общественных ценностей происходит в процессе деятельности человека и продуцировании объективных ценностей на личный смысл деятельности. Оценка и осознание смысла деятельности способствует образованию интеллектуально-эмоциональных связей, формированию ценностного отношения, усвоению объективных ценностей. (Рувинский воспитание личности. – М.: изд-во МГУ. – 1981. – 184 с. – с.54).

Ценности определяем как социально-культурный феномен, возникающий в процессе опосредованных межсубъектных отношений, который обладает положительным смыслом, является основой самоопределения личности и общества и служит внутренним регулятивом человеческой деятельности и поведения.

Проведенный анализ позволяет считать ценностную (аксиологическую) систему личности как совокупность личностных смыслов (ценностей) и смысловых установок (ценностных ориентаций), регулирующих поступки и деятельность человека в различных ситуациях социального взаимодействия выделить в этой структуре три компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный (смысловой) компонент включает социальный опыт личности, который формируется на основе познания и становления ценностного отношения.

Эмоциональный компонент отражает степень переживания индивидом своего отношения к данным ценностям и формирует личностный смысл этого отношения.

Поведенческий компонент проявляется, как в готовности субъекта действовать согласно ценностного переживания, так и непосредственно в поведении и деятельности[П1] .

Психологические теории формирования ценностей

1 Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

Психологические теории формирования ценностей

4 170 0 Здравствуйте! В этой статье речь пойдет о жизненных ценностях человека, их основных категориях, о том, как они формируются и как происходит их переосмысление.Ценности – это основные цели и приоритеты, которые определяют сущность самого человека и управляют его жизнью. Это человеческая вера, принципы, идеалы, понятия и стремления. Это то, что каждый человек определяет для себя как самое значимое и важное в жизни.

Что такое жизненные ценности и их роль для нас

Жизненные ценности и ориентиры – это некие абсолютные величины, занимающие первое место в мировоззрении и определяющие поведение человека, его желания и стремления. Они помогают решать поставленные задачи и расставлять приоритеты в собственной деятельности.

У каждого человека своя иерархия ценностей. Ценности определяют то, как человек выстраивает свою жизнь, как заводит друзей, выбирает место работы, как получает образование, какие имеет хобби, как взаимодействует в социуме.

В течение жизни иерархия ценностей, как правило, меняется. В детском возрасте на первом месте оказываются одни значимые моменты, в подростковом и юношеском – другие, в молодости третьи, во взрослом состоянии – четвертые, а к старости все опять может измениться. Жизненные ценности молодежи всегда отличаются от приоритетов пожилых людей.

В жизни происходят события (счастливые или трагические), которые способны повернуть мировоззрение человека на 180 градусов, заставить его полностью переосмыслить свою жизнь и заново расставить приоритеты с точностью наоборот тому, какие были раньше.

Это естественный процесс развития человеческой психики и личности. Подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды — защитная функция организма, часть эволюционного процесса.

Каждому индивиду необходимо четко осознавать иерархию собственной системы ценностей. Данное знание помогает в разных сложных ситуациях, например, когда необходимо сделать сложный выбор между двумя важными вещами в пользу одной. Ориентируясь на первостепенные ценности, человек сможет правильно для собственного благополучия определить истинно важное.

Разберем типичный пример из жизни. Ответственный трудоголик часто задерживается на работе, чтобы успешно выполнить все поставленные задачи. Работа действительно интересная, хорошо оплачиваемая, перспективная и т. д., но нескончаемая. Всегда гложет ощущение, что не дорабатывает и не успевает. Дома его с нетерпением ждет любимая семья. Жена периодически предъявляет претензии по поводу частого отсутствия дома, что также доставляет определенный дискомфорт. Чувство неудовлетворенности затягивается и становится хроническим.

Вот именно в таких ситуациях необходимо научиться правильно расставлять приоритеты. Важно определиться, что на первом месте. Решить проблему внутри себя и перестать метаться. Всегда все успевать невозможно, а вот выбрать первостепенную важность вполне возможно. Разобрав подобные случаи и приняв собственную иерархию приоритетов, можно свести к минимуму хронические личностные конфликты.

Нет правильных и неправильных систем жизненных ценностей. Для кого-то успешная карьера и признание на первом месте, для кого-то любовь и семья, для других образование и постоянное развитие.

Зато есть осознание собственной иерархии приоритетов и внутренняя согласованность с ними. И есть внутренний конфликт, когда у человека имеются трудности с и определением истинной важности вещей для себя.

Основные жизненные ценности

Условно жизненные ценности можно поделить на две группы:

  1. Материальные: , комфорт, дом, ощущение финансовой состоятельности и стабильности.
  2. Духовные:
  • Семья : интимные длительные стабильные в паре, продолжение рода, чувство собственной необходимости другим людям, чувство общности.
  • Друзья и рабочий коллектив : ощущение принадлежности к группе.
  • Карьера : достижение определенного социального статуса, уважения значимых людей.
  • Любимое дело : бизнес-проект или хобби (музыка, спорт, огородничество и т. д.), раскрытие собственного предназначения и талантов.
  • Образование и развитие каких-либо навыков, качеств, личностный рост.
  • Здоровье и красота : стройность, хорошая физическая форма, отсутствие болезней.

Обе категории переплетаются друг с другом и превращаются смежные ценности. В современном мире трудно отделить материальные ценности от духовных. Для реализации одних необходимо наличие других. Например, для получения образования необходимо определенное финансовое состояние, которое нужно заработать. Деньги приносят в семью финансовый комфорт и возможность для досуга и интересных хобби. Для здоровья и красоты также необходимы материальные вложения. Социальный статус современного человека во многом определяется нажитыми материальными благами. Таким образом, материальные ценности стали неотъемлемой частью духовных.

Жизненные ценности бывают:

1. Общечеловеческие (культурные). Это общие представления людей о том, что хорошо и что плохо. Закладываются они в детстве, и на их развитие влияет общество, окружающее человека. Образцом, как правило, становится семья, в которой родился и рос ребенок. Приоритеты родителей становятся основополагающими при формировании собственной системы ценностей.

К общечеловеческим приоритетам относятся:

  • физическое здоровье;
  • жизненный успех (образование, карьера, социальный статус, признание);
  • семья, дети, любовь, друзья;
  • духовное развитие;
  • свобода (суждений и поступков);
  • творческая реализация.

2. Индивидуальные. Формируются у каждого человека на протяжении жизни. Это те ценности, которые человек выделяется из общепринятых и считает важными именно для себя. В приоритете могут быть вежливость, доброта, вера в людей, грамотность, воспитанность и другие.

Как выявить свои ценности

В настоящее время психологами разработано большое количество методик для диагностики жизненных ценностей.

Тесты можно пройти онлайн. Занимают они, как правило, не более 15 минут. Результат появляется в течение нескольких секунд. Методики представляют собой ряд вопросов с несколькими вариантами ответов либо список утверждений для дальнейшего ранжирования. Ответы не бывают правильными или неправильными, а результаты – плохими или хорошими. По итогам тестирования выдается список основных ценностей опрашиваемого.

Данные методы помогают человеку быстро получить картину собственной иерархии приоритетов.

Результаты тестирования иногда могут поставить «в тупик». Возможно, вам покажется, что они неверны и ваша система приоритетов не соответствует выданной программой. Попробуйте пройти другой тест, а потом еще один.

В то время, пока вы будете отвечать на вопросы, сможете параллельно для себя определиться, что конкретно для вас в жизни наиболее значимо, а что второстепенно.

Другой вариант определения собственной системы ценностей представляет собой самостоятельный анализ своих приоритетов.

Для этого необходимо написать на листе бумаги все значимые для вас вещи в жизни. Все, что вы уважаете, цените и чем дорожите. Необязательно пользоваться терминологией и подсмотренными критериями, и определениями. Перечисляйте именно теми словами, как вещи называются в вашей голове.

После составления списка, сделайте небольшой перерыв. Переключитесь на другую деятельность. Затем снова возьмите свой список и внимательно на него посмотрите. Выберите 10 самых важных для вас ценностей, остальные вычеркните. Теперь список необходимо снова сократить вдвое. Чтобы проще было определиться с приоритетами, прокручивайте в своей голове разные жизненные ситуации, определяя, что важнее.

В итоге осталось 5 самых значимых ценностей. Проранжируйте их (распишите в порядке от 1 до 5 по степени важности). Если не получается выбрать, что ценнее для вас, представьте ситуацию, в которой пришлось бы решить, чего было бы для вас лишиться тяжелее. И вот именно то, с чем вы не можете расстаться даже в мыслях, и будет вашей самой приоритетной жизненной ценностью. Остальные тоже останутся важными, но все-таки второстепенными.

Таким образом, вы получите картину своих жизненных приоритетов.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Вопросом о прививании жизненных ценностей, как правило, задаются молодые родители. Хочется вырастить своего родного человека «правильным» и счастливым.

Основополагающим фактором при выборе системы приоритетов, которую хочется отложить в голове ребенка, является собственное понимание родителями «правильных» ценностей.

Сформированные в детстве представления о важных вещах закрепятся в подсознании на всю оставшуюся жизнь и без серьезных потрясений останутся неизменными. Речь идет об общечеловеческих ценностях (семье, любви, стремлении к саморазвитию и образованию, карьерному росту, материальному обогащению).

В семье, где всегда на первом месте близкие люди, вырастет ребенок, ценящий любовь и межличностные отношения. В семье карьеристов, скорее всего сформируется амбициозная личность, жаждущая определенного статуса. И т. д.

Система ценностей растущего человека выстраивается на жизненном опыте. На том, в чем он ежедневно «варится». Бесполезно говорить подрастающему поколению, что самое главное в жизни семья, когда отец пропадает на работе, а мать не вылезает из гаджетов, обделяя вниманием ребенка. Если хотите сформировать у своего малыша, как вам кажется «правильные» жизненные приоритеты, показывайте это на собственном примере. Жизненные ценности детей в руках родителей.

Переосмысление ценностей

Формирование основных жизненных ценностей начинается на первом году человеческой жизни и заканчивается примерно к 22 годам.

На протяжение жизни человек сталкивается с различными ситуациями, влекущими за собой переосмысление ценностей. Такие моменты всегда связаны с сильными эмоциональными потрясениями (как положительными, так и отрицательными) или затянувшимися депрессивными состояниями. Это могут быть:

  • вступление в брак;
  • рождение ребенка;
  • потеря близкого человека;
  • резкое изменение финансового положения;
  • тяжелое заболевание (собственное или близкого человека);
  • трагические события мирового масштаба, унесшие много жизней);
  • влюбленность в человека, несоответствующего идеалам;
  • жизненные кризисы (молодости, зрелости);
  • старость (окончание жизненного пути).

Иногда смена приоритетов происходит непроизвольно, когда инстинктивно человек выбирает оптимальный путь для своей дальнейшей жизни.

Иногда, например, в случаях кризисов, к переосмыслению и новому выбору жизненных ценностей приводят длительные душевные терзания. Когда в долгих депрессиях человек ощущает свое собственное несчастье, не может найти выход – и проблема жизненных ценностей встает остро. В таком случае для перестановки приоритетов требуется сознательный подход и четкое желание .

Переосмысление ценностей дает человеку шанс «начать жизнь с чистого листа». Измениться самому, в корне поменять свое существование. Зачастую такие перемены делают человека счастливее и гармоничнее.

Полезные статьи: