Волевой акт бывает простой и сложный. Структура волевого акта. Психология воли. Волевые качества

Простой волевой акт имеет две фазы:

1) Возникновение побуждения и осознание цели;

2) Достижение цели.

В сложном волевом действии можно выделить четыре основные фазы:

1) Возникновение побуждения и предварительное определение цели;

2) Стадия обдумывания и борьба мотивов;

3) Принятие решения;

4) Выполнение.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах.

В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

1) моралъно-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоцuонально -волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственность - внешний или внутренний контроль над деятельностью, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность - способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность - способность принимать решения и не поддаваться влиянию факторов, препятствующих достижению цели, способность критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.но вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата.

Выдержка (самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой.

Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия.

Мужество - высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений.

Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

Негативизм - немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им.

Упрямство - попытки настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководство не доводами разума, а личными желаниями вопреки их несостоятельности.

Развитие воли в онтогенезе

У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер.

дети 2-х лет после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями.

У3-х летних детей можно наблюдать особые формы поведения, которые, несмотря на отсутствие произвольной мотивации, обычно называют волевыми (настойчивость, упрямство, требовательность и т.п). выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца3-го года жизни.

на 4-м году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

Волевую сферу эффективнее развивают дидактические игры, чем сюжетно-ролевые, так как в дидактических играх правила жёстко установлены,

именно дошкольный возраст является периодом интенсивного развития воли

дети до 7-8лет не могут адекватно осознавать свои мотивы, а тем более произвольно управлять своими побуждениями

Младший школьник- Учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствие с собственными мотивами. Ученики проявляют волевые качества, в основном лишь для того, чтобы заслужить к себе расположение взрослых.

Подростковый возраст : свойственно этому возрасту половое созревание существенно изменяет подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство.

Старший школьный возраст Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Таким образом, воля понимается как овладение своими побуждениями.

Отсутствие желания прилагать волевые усилия для совершения активных действий и стремление человека к отказу от преодоления трудностей называют Ленью . Главной причиной человеческой лени в психологии считают отсутствие значимой цели и мотивации. В некоторых случаях подобное проявление является необходимым, когда человек сознательно не может найти время для отдыха, таким способом его психика и организм ищут для этого возможность.

Абулия - состояние патологического отсутствия воли, при котором пациент неспособен выполнить действие, необходимость которого осознаётся, неспособен принять необходимое решение. При данном состоянии больные ощущают отсутствие желаний (частичное или полное) ко всякой деятельности. Абулия встречается при многих неврологических и психических расстройствах: при шизофрении, депрессии, болезни Паркинсона, травмах мозга и т.д, Абулия также бывает и врождённой, при глубоких степенях умственной отсталости.

Постановка диагноза требует различения абулии и слабоволия-как следствия неправильного воспитания.

Апраксия (apraxia бездействие) - нарушение сложных форм произвольного (и прежде всего целенаправленного) действия при сохранности элементарной силы, точности и координации движений, возникающее при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга. При апраксии человек не может выполнить последовательность, какой либо двигательной операции.(Например, действие с ложкой во время еды состоит из нескольких движений, но при апраксии человек не может вспомнить или выполнить их в необходимой последовательности).

Апраксии могут носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности, мускулатуры лица, Квалифицируется апраксия по расположению пораженного участка в головном мозге и соответствующим проявлением симптомов.(например- при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия.)

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

ВОЛЯ - способность человека действовать сознательно и целеустремленно, подавляя непосредственные желания и стремления.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза -- принятие решения.

Четвертая фаза -- исполнение решения.

Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

К числу неволевых действий в первую очередь следует отнести так называемые автоматические действия . Это, например, отдергивание руки от чего-то,причиняющего боль, поворот головы по направлению к неожиданно раздавшемуся звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек поскользнется, это прыжок с дороги в сторону при неожиданном появлении автомашины и т.д. Действия такого рода называются автоматическими, их мышечный и нервный механизмы являются врожденными. Каждое такое действие рассматривается физиологией нервной деятельности как безусловный рефлекс, как такой ответ на внешнее или внутреннее раздражение, механизм которого не требует каких-либо специально организованных условий для своего образования. Эти механизмы по законам биологии передаются из поколения в поколение и являются в своей основе врожденными.

К категории неволевых действий относятся и более сложные, так называемые инстинктивные действия . Они, как правило, состоят из ряда простейших автоматических действий, система которых обеспечивает отправление ряда жизненных функций организма.

Инстинктивные действия входят в состав человеческой деятельности, однако, они подчинены действиям специфически человеческим, волевым, то есть действиям, возникновение и развитие которых осуществляется по законам жизни человека, а не животного.

НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли могут быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельности, степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, принятием решения и осуществлением действия.

Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобулия - понижение волевой активности. Связана с ослаблением влечений, в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

Абулия - крайний вариант снижения волевой деятельности до полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встречается при глубоком шизофреническом дефекте.

Ступор - двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолютной или почти полной обездвиженности, с повышением мышечного тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приведенным к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая, даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостоятельно. Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не обслуживает, естественные надобности- совершает в постель или удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).

Субступорозное состояние - заторможенное состояние без полной обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удается вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туалетом, принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, односложная речь, либо ее отсутствие.

У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженностью, более характерны его частичные проявления в виде рудиментарных признаков заторможенности и эпизодических удерживаний одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).

Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или при маниакально-депрессивном психозе.

Усиление (повышение) волевой деятельности. Гипербулия - повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуальности, агрессии, активном или даже расторможенном поведении; нередко эти симптомы сочетаются.

Двигательное возбуждение проявляется либо в стремлении к движению, либо в более или менее целесообразных действиях.

Кататонигеское возбуждение - однообразно повторяющиеся (стереотипные), бессмысленные движения или импульсивные двигательные акты. У детей младшего возраста может проявляться в виде однообразного бега по кругу, таких стереотипных движений, как подпрыгивание, потряхивание кистями рук и т. д. Старшие - кричат, поют, бранятся, без конца о чем-то говорят, выкрикивают бессвязные фразы.

Маниакальное возбуждение характеризуется целенаправленным, но чрезвычайно активным, подвижным и неутомимым поведением. Выраженность возбуждения может варьироваться от такого, при котором возможно даже некоторое увеличение продуктивности, до полной хаотичности в поступках и действиях. Меняется также и речевая активность от повышенной говорливости до речевой бессвязности. У детей проявления этого состояния могут быть в форме чрезмерной подвижности с непослушанием, дурашливостью и расторможением влечений.

Эпилептигеское возбуждение, возникающее при дисфории, как правило, провоцируется недовольством больного отношением к нему окружающих. При этом на фоне ярости или гнева появляются агрессия или разрушительные действия. Последние обычно однообразны и длительно продолжаются. Больной подолгу выкрикивает бранные слова, угрозы, начав драку, не может остановиться, совершая одни и те же удары или действия над жертвой, разрушая попавшееся под руку, без остановки крушит все вокруг одними и теми же движениями.

Тревожное возбуждение. В зависимости от степени выраженности это неспособность усидеть на месте, метания из стороны в сторону, заламывания рук, стремление к самоповреждениям и попытки уйти из жизни, рыдания, стенания, причитания, призывы о помощи, проклятия в адрес судьбы, призывы покарать явных и воображаемых обидчиков.

Извращение волевой деятельности (парабулия). Сюда относятся: эхопраксия - копирование жестов и движений окружающих, эхолалия - повторение услышанных слов и предложений, негативизм (активный или пассивный) - сопротивление воздействиям извне, мутизм - отказ от речи, стереотипия - повторение одних и тех же движений или действий, каталепсия, или восковая гибкость,- сохранение больным приданной ему позы, патологии-екая внушаемость - беспрекословное подчинение инструкциям окружающих. Все явления парабулии относятся к кататонии и встречаются либо в виде отдельных симптомов, либо в той или иной комбинации при шизофрении.

Функции эмоций.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции - это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

2. Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Основными особенностями настроений являются:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно не ярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Настроения - всегда более или менее продолжительные состояния. Само их название указывает на то, что соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Кратковременные эмоциональные состояния никто не назовет настроениями.

3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настроение, мы, как правило, слабо сознаем причины, его вызвавшие. Часто мы находимся в том или другом настроении, не отдавая себе отчета в источниках этого состояния, не связывая его с определенными объектами, явлениями или событиями. «Человек чувствует себя печальным, когда тело недомогает, хотя он еще совершенно не знает, отчего это происходит» (Р. Декарт). Наоборот, когда человеку разъясняют причину его настроения, это настроение нередко быстро у него проходит.

4.Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. При одном настроении выполняемая работа кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц; при другом настроении та же самая работа становится тяжелой, неприятной и те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

По своему характеру настроения, как и все эмоции, бывают стенические, возбуждающие энергию и повышающие жизнедеятельность организма, и астенические. Несмотря на свою слабую интенсивность, настроения играют огромную роль в жизни и деятельности людей. Человек всегда находится в том или другом настроении, и, конечно, для успешности его жизнедеятельности лучше, если это будет настроение бодрости, энергии, и, наоборот, хуже, когда это настроение вялости и упадка энергии.

Когда человек находится в астеническом настроении, любая его деятельность протекает неудачно. Если во время работы он испытывает эмоциональное состояние вялости, это настроение будет оказывать отрицательное влияние на продуктивность его труда.

Поэтому так важно поддерживать жизнерадостное, бодрое, приподнятое настроение, как у себя лично, так и у окружающих людей, как во время работы, учебных занятий, так и в быту и во всех других случаях жизни.

Важно уметь управлять своими настроениями, а для этого необходимо знать причины и обстоятельства, которые их вызывают. Различают следующие группы таких причин:

а) различные органические процессы и состояния. Например, болезненное состояние вызывает плохое настроение; наоборот, когда человек здоров, хорошо выспался, у него появляется настроение жизнерадостности и бодрости. Болезненные процессы в организме часто являются причиной астенических настроений, которые могут длиться долгое время. Поэтому, стремясь поддерживать стенические настроения, необходимо заботиться об укреплении здоровья человека. Физическая культура и спорт, укрепляя здоровье человека и повышая жизнедеятельность организма, являются важным источником бодрого, жизнерадостного настроения;

б) особенности окружающей человека внешней среды, в которой ему приходится жить и работать. Внешние раздражения являются очень сильными возбудителями настроений: чистота или грязь, шум или тишина, чистый или спертый воздух, бодрая или раздражающая музыка, окраска стен помещений, в которых приходится жить и работать, архитектурные формы зданий и т. д.- все это определенным образом действует на нервную систему человека и вызывает соответствующие эмоциональные состояния.

Известно, что постановщик пьесы тщательно продумывает тона и краски, которые должны господствовать в декорациях того или другого акта пьесы в связи с его содержанием. Он заботится о том, чтобы не было противоречия между настроением, которое должна вызвать пьеса своим содержанием, и ее внешним оформлением. Точно так же далеко не безразлично для настроения физкультурников н спортсменов, как внешне оформлены спортивные залы, стадионы, гимнастические площадки и другие спортивные сооружения, окрашены ли они в мягкие или кричащие тона и т. д.;

в) особенности взаимоотношений между людьми . Настроение людей, с которыми мы общаемся, часто невольно передается и нам. Когда человек встречает у других людей приветливое к себе отношение, у него создается стеническое настроение, и, наоборот, проявленное по отношению к нему неуважение, раздраженное, злое лицо собеседника часто вызывает плохое настроение. Каждый человек является членом того или другого общественного коллектива, и от того, как он ведет себя в обществе, зависит продуктивность не только его личного труда, но и того коллектива, в котором он находится. Отсюда вытекает очень важное требование к поддержанию надлежащих норм поведения в отношениях между людьми. В социалистическом обществе человек заботится о том, чтобы его поведение по отношению к товарищам по работе создавало у них бодрое настроение, радость труда, стремление энергично работать, преодолевать трудности. Важно при этом избегать нетактичности, грубости и невнимания по отношению к другим людям;

г) эмоционально окрашенные мысли и представления , в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей, их предполагаемыми или действительными чувствами и отношениями к нам и т. д. Выступая в трудном спортивном соревновании, спортсмен может быть охвачен мыслью о превосходстве своего противника, об ожидающих его неудачах, о возможности той или другой травмы и т. д. Эти мысли создадут у него тревожное настроение, мешающее ему активно и в полную силу проявить себя во время соревнования. Достаточно, однако, проявить необходимые усилия и отрешиться от этих нежелательных мыслей и представлений, заменить их противоположными - и настроение изменится

3. Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

1. 4. Волевой акт - силовой способ принятия личного решения, решения Я.

Волевая акт - это момент волевого, а не полевого (импульсивного, ситуативного) поведения. И это силовое, а не мирное принятие личного решения.

Поведение, состоящее из волевых актов - волевое поведение.

Д.Н. Узнадзе выделяет три основных характеристики волевого акта:

1. В акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте Субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и Мотивы своей неверными, хотя вам, конечно, очень не хочется этого делать. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность, на какое-то время отстраниться от обычного слитного сосуществования субъекта деятельности. В этом смысле можно говорить о волевом акте как о совершенно особом состоянии сознания.

2. Воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, Человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто.

3. Воля переживается как активность Я. Например, человек чувствует жажду. Он встает, берег графин с водой, наливает и пьет. В таком типе поведения отсутствуют все перечисленные Узнадзе атрибуты волевого акта: нет ни субъективного разделения субъекта и ситуации, ни сколько-нибудь выраженной ориентации в будущее, ни активности субъекта. Другими словами, при обычном (импульсивном) поведении его источником переживается скорее сама потребность, чем активное Я. Волевое же поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса и, следовательно, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Что это за источник? По мысли Д.Н.Узнадзе, таким источником является Личность человека.

Стадии волевого акта

С.Л.Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

3. Решение.

4. Выполнение.

Что касается третьего пункта ("Решение"), то процесс принятия решения может протекать различно.

· В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию».

· Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешения того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

· В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов.

Акт принятия решения характеризуется чувством-переживанием, когда человек чувствует, что дальнейших ход событий зависит от него.

«Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».

Борьба мотивов

Волевое поведение, как и любая целенаправленая деятельность, использует внутренний интеллектуальный план (ВИП), но не всякая целенаправленная деятельность является волевым поведением.

У девушки может быть цель и замечательный сознательный план, но действовать она будет, исходя из текущих эмоций... "Это выше меня!" Это - полевое, а не волевое поведение. (смотри Позиция Жертвы)

Если в борьбе мотивов (борьбе разнонаправленных мотивационных тенденций). верх берут непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), это не волевое поведение. Побеждает сознательно поставленная цель - волевое.

5. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности , определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность .

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия . Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить"" те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели . Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность , понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений , когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность , проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь .

3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость , а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность -- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели . Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели .

Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности .

Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела .

Самоконтроль -- это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач . В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

С. Л. Рубинштейн дает такое определение волевого акта, которым я хочу предварить вступление в эту тему:

"Всякое волевое действие является целенаправленным действием.

Направляясь на определенную цель, действие в своем ходе регулируется соответствием с этой целью.

Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий".

Действия, осуществляемые в самом человеческом смысле (будучи сознательными и целенаправленными), всегда являются волевыми актами. Все поступки человека включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии со СВОБОДНО выбранной целью и с поправкой на промежуточные результаты и изменение внешних или внутренних обстоятельств.

Существует, конечно, масса волевых актов, которые протекают как бы автоматически – воля дает лишь добро на их осуществление. Умыться, почистить зубы, одеться, пойти к остановке автобуса. Эти и им подобные действия не нуждаются в пристальном внимании человеческого сознания, поскольку они стали уже рутиной.

Конечно, каждая отдельная составляющая любого поведенческого акта определяется своими мотивами и имеет свою цель. Так, когда мы бежим к остановке автобуса, мы можем свернуть с прямой, чтобы обежать лужу, можем притормозить, чтобы не столкнуться со старушкой, ковыляющей в магазин. Но все эти цели и цепочки решений, как правило, не осознается нами. Человек не всегда даже успевает осознать причину изменения привычного процесса (а между тем, каждое такое изменение – это отдельный волевой мини-акт), поскольку весь этот набор действий подчинен цели более высокого ранга – успеть на автобус.

Рубинштейн называет осуществление подобных действий "простым волевым актом". При этом "побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс".

Однако стоит лишь чему-то непредвиденному вклиниться в протекание привычного процесса, как сознание моментально включается и вносит свои коррективы, которые также запускаются и управляются волей. Например, нам помахал знакомый, которого мы не видели пару лет. Сознание приняло этот сигнал – теперь мы должны принять волевое решение: остановиться (опоздав на автобус), чтобы поговорить со знакомым, или продолжать торопиться на автобус (скорее всего, ругая себя за то, что упущена возможность повидать старинного приятеля).

В любом случае – то, что встает на пути нашего движения к намеченным целям, воспринимается сознанием, как некое препятствие, которое волевым усилием должно быть преодолено – либо, в силу новых обстоятельств, должно быть принято новое решение.

Чем больше неопределенности и чем нестандартнее ситуация, тем под более пристальное внимание и контроль берутся поведенческие акты человека, тем осознаннее осуществляются выборы и принимаются решения, - конечно при условии, что человек хочет достичь некие цели, сознательно им выбранные.

***

Итак, воля проявляется именно в момент выбора, решения и действия. До этого действует мотивация, формируя основания для поступка (потребность – влечение – импульс – стремление – желание – намерение). Далее идет рефлексия, взвешивание, отбор. Если надо – сдерживание импульсов. На все это тоже нужна воля.

Главное в волевом акте – решение и совершение поступка. Действие может быть отложенным (для выжидания тоже нужна воля). Если действие растянуто сильно во времени, направляясь на достижение отдаленных целей, то воля необходима для его продолжения.

Так формируется "сложный волевой акт". С.Л. Рубинштейн пишет об этом следующее:

"Между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде".

Завершу это вступление также словами С. Л. Рубинштейна:

"Волевое действие – это, в итоге, сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово достигает стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир".

И еще одно замечание напоследок: волевым действием может быть не только некое моторное действие. Человек может, напротив, заставить себя усилием воли сидеть неподвижно, вместо того, чтобы позорго удрать. Для этого при известных обстоятельствах может потребоваться немалое мужество. Но это видимое бездействие является все же поступком, принятым волевым усилием, основываясь на свободном выборе и осознанном решении.

СТАДИИ ВОЛЕВОГО АКТА

Человек испытывает потребность (переживает ее аффективно, будучи обуреваемым эмоциями, испытывает динамичное и противоречивое ощущение недостатка, нужды, страдания, беспокойства), что находит свое выражение на психосоматическом уровне:

    потребность переживается в виде влечения (при этом человек, далеко не всегда осознавая свои цели, испытывает состояние томления, напряжения, которое и образует исходное побуждение к действию, называемое импульсом, как бы толкающим человека изнутри)

    параллельно происходит формирование стремления (как эмоционально и энергетически заряженного – пока еще весьма неясного – образа желаемого будущего, притягивающего, влекущего, манящего человека к себе)

Далее включается интеллектуальная составляющая: человек осознает потребность и стремление в виде первичного желания , происходит предварительная постановка цели - определяется предмет желания и набрасываются (часто на подсознательном, чувственном, еще не облеченном в слова уровне) варианты действий, направленных на достижение желаемого;
будучи мощно и позитивно эмоционально заряжены, желания облекаются в форму мечты, м привлекательный, мотивирующий и зовущий к действию образ желаемого будущего ;
далее наступает этап принятия решения , который можно разделить на следующие составляющие:

    Рефлексия представляет собой интеллектуальную работу, при которой человек задерживается перед действием с целью взять под контроль импульсы, толкающие его к желанной цели, оценить собственные мотивы, возможные последствия поступка, плюсы и минусы его, оценить имеющиеся ресурсы и возможности

4 . Волевой акт и его структура

Волевая действие может реализоваться в простых и сложных формах

В простому волевому акте побуждение к действию направлено более или менее осознанную цель,способен прямо переходить в действие. Простой волевой акт есть два фазы:

1)возникновения побуждение и осознание цели;

2)достижения цели.

Сложную волевую действие характеризует опосредствованный сознательный процесс:действия предшествует учета его последствий,осознание мотивов,планирования. Такая действие требует значительного напряжения сил,терпения,настойчивости,умение организовать своем выполнения действия.

В сложной волевому действия ученые(Г. С. Костюк,А. В. Петровский,В. В. Скрипченко)выделяют четыре фазы:

1)возникновения побуждение и предыдущая постановка цели;

2)стадия обдумывание и борьба мотивов;

3)принятия решений;

4)выполнения.

1 . Первая,начальная фаза волевого акта сводится к постановке цели.

Необходимым предпосылкой постановки цели есть возникновения определенного мотива,побуждение и повьязаного ему стремление. Стремление,переживаемую человеком,может по-различном осознаваться им и по-различном влиять в ее деятельность. В зависимости от характера его осознание стремление может выражаться в форме влечения,желание и влечения.

Процесс постановки цели повьязаний с возникновением осознанного действенного желание или влечения.

Следует отметить,однако,что у сложном волевому акте и возникшее активное желание не всегда сразу же ведет к ответных действий,поступков. Это происходит тогда,когда в своем человека одновременно появляется несколько желаний,побуждений,противоречащих друг другу. Причем противоречивые желание можно как самой цели,и средств его реализации.

2 . В этих случаях происходит выбор цели или выбор средств их достижения,что есть содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств действия возникает потребность в в обсуждении их приемлемости,предусматривающее взвешивания разных доводов за и в отношении выдвинутых целей или средств их достижения,требует оценки противоречивых желаний,анализирование обстоятельств,рассуждения,напряженной работе мышления.

Выбор принятой цели часто характеризуется ярко проявленной борьбой мотивов. Эта борьба отражает присутствие в человека внутренних препятствий,противоречивых побуждений,желаний,стремлений,сталкивающихся,вступают в конфликт между собой. Например,желание гулять с друзьями или остаться помочь матери. . В этом случае,если цель ясная и приемлема,может возникнуть война между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например,как подготовиться к занятия-законспектувати вопрос самостоятельно или списать.

В сложных волевых действиях в борьбу вступают конечно общественно-значимые мотивы с другими противоречивыми им побуждениями. Возможен конфликту и общественными мотивами разной степени значимости,

Волевая регуляция поведения

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непро­извольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникно­вения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых по­буждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный ха­рактер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предва­рительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершае­мые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведе­ния и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появи­лась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля

является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда воз­можностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществ­ление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объек­тивных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализо­ваны.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществле­нии действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий тре­бует волевого усилия - особого состояния нервно-психического на­пряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и мораль­ные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в сво­их силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Сво­бода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутренне­го мира в самом человеке.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали ис­следования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Воле­вые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возмож­ностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление при­нятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопро­вождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, - это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выс­тупает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание - это существующие идеально (в голове человека) содер­жание потребности. Желать чего-либо - это прежде всего знать со­держание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значи­мые желания, одновременное удовлетворение которых объективно ис­ключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления до­стичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» - это соб­ственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого - установление причинно-следственных отноше­ний между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включаю­щей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответ­ствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в слож­ном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание - один из ре­зультатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следова­ние им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характе­ризуется сладом напряжения, поскольку разрешается внутренний кон­фликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. осуществляется уточненное планирование. Пос­ле этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не ме­нее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.Волевой акт и его структура . Звенья волевого акта . Волевое усилие. Принятие решения и его психологическая...

  • Основные подходы к изучению воли

    Реферат >> Психология

    Влияние борьбы мотивов и принятие решения в структуре волевого акта . Эта точка зрения характерна для... роль тех или иных частей волевого акта в его структуре (борьбы мотивов, принятия решения, исполнения...

  • Понятие мировоззрения, его структура , функции и исторические типы

    Реферат >> Философия

    ... его разветвленной структуры через функциональные отличия. Так, выделяются речевые акты ... высшему нравственному закону, в волевом акте человек возвышается над собственными... деятеля-субъекта как автора волевого акта . Безличная иррациональная сила «воли...

  • Понятие воли, структура волевого акта , волевые качества личности менеджера

    Реферат >> Психология

    ... структура волевого акта , волевые качества личности менеджера. Воля - сложнейшее явление в человеческой психологии, но его ... Волевой акт может иметь разную структуру , в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые ...