Для учителей русского языка
«Предложения с прямой речью». 5-й класс
Цели урока.
Образовательная
1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.
2. Познакомить детей с новым видом предложений - предложениями с прямой речью. Учить записывать этот вид предложений, отличать их от других видов.
Этот дедушка еще более анонимный, чем другие, из-за того, что мы знаем, его происхождение и его история с момента прихода в Аргентину, имеет глубокие знания, он обнаруживает «тайну дождя» или ожидаемый снегопад и Растущий Грозный Мудрость вознаграждается, в конце концов, поскольку она не только спасает его семью от смерти, но и улучшает его жизнь, поскольку поток с тех пор прошел «у самой главы дома, и были сорваны сорняки для детей моих тетушек» в пределах досягаемости руки. Нетрудно провести грань между этим дедом и другими стариками из рассказов о Мояньях, часто из местного происхождения, таких как отец Хасинто в «Далеком свете», старый отец полковника в «Темной» или дед Абалла, который освобождает его собственные репрессии в «Полет тигра».
3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.
Развивающая
Развивать способность грамотно и быстро отличать предложения с прямой речью от других видов.
Воспитывающая
Воспитывать интерес к изучению русского языка, к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование и материалы:
Наоборот, дед «Тысяча дней» относится к материалу, то есть финансирование, сделал физически символизируется в копилке и не удивительно, настоять на своем прошлом, в то время как другие старые касается только о будущее: безопасное строительство против смерти.
Различия также наблюдаются в отношениях между членами семьи. Быстрое чтение дает нам тот же состав большой семьи, в которой доминирует дедушка, серия плодотворных теток и их детей, помимо ребенка, будущего докладчика. В истории итальянского деда этот ребенок является единственным законным ребенком среди всех внуков; оказывается самым старым из двоюродных братьев, родившимся из старшей дочери, единственной, которая вышла замуж, но умерла. Эта легитимность ребенка, по-видимому, влияет на тесные отношения, которые дед поддерживает с ним перед остальными, которые ему невыносимы и которые ему мешают.
- Ход урока сопровождается показом слайдов.
- На каждую парту – текст с прологом к поэме “Руслан и Людмила”.
- Карточка – помощь для определения разряда обстоятельства.
- Выставка книг “Сказки Пушкина”.
Ход урока
I. Организация внимания.
П. Повторение изученного материала.
Сегодня мы будем повторять с вами ранее изученный материал и знакомиться с новой темой. А помогут нам в этом всеми любимые сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. Перед вами отрывок из пролога к поэме “Руслан и Людмила”. Ваша задача - найти обстоятельства и подчеркнуть их. Работаем парами. Время - 5 минут.
В свою очередь, близость отношений с дедушкой успокаивает и укрепляет ребенка, аффективно маргинализируется от остальных теток и кузенов. Ребенок восхищается стариком, подражает ему в каждой детали и доверяет ему до такой степени, что полагает, что безопасная смерть через тысячу дней не будет включать его, поскольку дед защитит его выше этого предела. Разница в том, что у этого внука есть имя, а другие дети безымянны. На самом деле, с другими внуками, дедушка тяжелый, далекий и даже жестокий, не беспокоясь о своем существовании, кроме как жаловаться на деньги, которые он должен тратить на еду.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
Она также строго относится к дочери и сталкивается со своими расходами и даже наблюдает за ними, чтобы увидеть, грабят ли они ее. Как выясняется, этот дед одержим деньгами и работой, когда его ленивые дети лечатся. Более того, голос дедушки - это оживленное выражение его отношения к семье: «кричать» и «кричать» - это глагол и существительное, которые повторяются, чтобы квалифицировать его голос. Также тетки отрицательны; после оплодотворения они становятся своего рода равнодушными, живыми, ленивыми батареками, интересующимися только журналами и радио-романами, в конце концов, они становятся настоящими паразитами.
/Проверка - устно/
На какие 3 группы можно разделить данные в тексте обстоятельства? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, можно воспользоваться карточкой - подсказкой.
Слайд № 5
Карточка - помощь.
1. Определи, что обозначают найденные обстоятельства.
2. Распредели обстоятельства в группы:
В конце рассказа этот раскол проявляется в семье, с дедом с одной стороны, с бабушкой и их дочерьми - с другой, лицом к лицу в боевом порядке. Хотя в этом тексте связь между дедушкой и его внуком-рассказчиком является особенной, она никоим образом не отрицательно влияет на отношения с другими. И если тетки «Тысячей дней» эгоистичны и брошены, то в другой истории не стоит испытывать дискомфорт от спящих людей в комнате, «чтобы избежать ночной крики мальчиков».
Как уже упоминалось, тети Иоанна оказываются анимичными паразитами; напротив, «прекрасные» тети и их любовники «не входят в смерть» процветают в Буэнос-Айресе, как элегантные женщины с «прекрасными собаками, которые ходят по освещенным местам». Если Хуан является изгоем в итальянской семье, анонимный ребенок активно участвует в его и ищет средства для «маленького живота» своих двоюродных братьев. Для этого мы можем сравнить с идеями, выраженными видным предшественником, уругвайским Горацио Кирога.
3. Запиши обстоятельства в группы.
Слайд № 6.
Правильный ответ
1. Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.
2. Обстоятельства времени: днем, ночью.
3. Обстоятельства образа действия: кругом, верно .
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
Во-первых, оба писателя утверждают, что история является жанром сложнее, чем роман и ближе к поэзии, поэтому язык должен быть очень плотным. Это похоже на прихоть Паганини, что нужно прикоснуться к ней на хорошей скрипке и хорошо прикоснуться. Оба автора отвергают «трюк» фольклора, который служит для создания региональной литературы, почти обязательного ожидания, против которого Мояно всегда восстал. Оба, в равной степени, отвергают язык, плохо говорящий с претензией на захват окружающей среды и идиосинкразию провинциального.
Мойано высоко ценит ценность слов и, прежде всего, его музыкальность; восхваляет ораторство в литературе, а не за ее притворную простоту, а тем более для того, чтобы показать фонетическую транскрипцию определенной области, но ее ритм и тон. Для него «слова должны проходить через звуки», а язык должен иметь «динамический».
Слайд № 7
(отрывок из “Сказки о рыбаке и рыбке” для изучения нового материала)
Посмотрите на экран. Прочитайте отрывок. Из какой сказки Пушкина этот отрывок? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
Ей с поклоном старик отвечает:
“Смилуйся, государыня рыбка”.
Обратите внимание на запись и построение предложений. Что нового вы увидели в оформлении предложений? (Есть кавычки, слова автора, старика и рыбки)
В обоих рассказах Мояно использует трезвый стиль, без регионализма, с небольшим добавлением. Фразы имеют тенденцию быть краткими, и синтаксис обычно прост, с преобладанием фраз, координируемых совокупным или противным, конструкцией, которая позволяет легко читать. Здесь бесполезно упоминать тот факт, что Мойяно постоянно переписывал свои истории, полируя и очищая их, поскольку они знают тех, кто имел с ним личный контакт.
Можно также подумать о Кироге и его «трюках» за то, что они были одним из первых латиноамериканских авторов, которые отвергают видение всеведущего повествователя и требуют ограничения точки зрения персонажей, что Хулио Кортазар высоко оценил как большой успех который сам Мойяно вспоминает эту рекомендацию в интервью своему соотечественнику Мемпо Джардинелли. Это ограниченное видение ясно видно в обоих рассказах: даже если предыдущая история деда рассказана в «Тысячи днях» - предполагается, что этому или другому родственнику было сказано внуку - понимание типично для ребенка.
Прочитайте 1-ое предложение. Из скольких частей оно состоит и из каких? (1-ое предложение состоит из двух частей: слов автора и слов рыбки)
Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (Такие предложения называются предложениями с прямой речью).
Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока. А наша задача - научиться правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений.
В рассказе говорится, что Джон не понимает, что происходит в мире взрослых; это недостаток понимания подчеркивается обильным использованием глаголов чистого ощущения, таких как «видение» и «слух», которые доминируют над повествованием. Кроме того, в «так, что смерти нет», даже если рассказчик больше ребенка нет, когда он рассказывает свою историю, отношение простоты и уместно время жизни невинности обучения сохраняется, например, когда говорит о плодородии теток и приходе детей: «время от времени, по луне, родились прекрасные дети».
Отношение восхищения, радости, несмотря на сложную ситуацию, песни и плач, в равной степени способствуют этой невинной перспективе, без того, чтобы взрослый рассказчик вмешивался в его комментарии и знания выше, а позже и во времена истории. Представленный мир ощущается через ум рассказчика-ребенка и как таковой должен быть захвачен читателем.
Слайд № 8
(определение прямой речи)
Чтобы наша работа была успешной, прочитайте определение термина “прямая речь” и запишите его в тетрадь.
2. Исследование построения предложений с прямой речью.
Чьи это слова: “Чего тебе надобно, старче?” (Это слова рыбки)
Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: приплыла рыбка, спросила - слова автора)
В заключение: как мы видели, Даниэль Мойяно в очередной раз представляет тему детства и бедности в текстах, таких как «Червь», «Мой дядя улыбался на Рождество», «С другой стороны улица во времени», «Дверь», «Игра в теннис»и другие. Вопросы влияния одного языка на другое или их взаимодействие, особенно в пограничных зонах двух или более языковых областей, являются признанным предметом изучения языка. Конфликты и влияние на каждый язык - либо друг друга, либо друг друга - обычно территориально или социально обусловлены и могут приводить к незначительным или даже более значительным изменениям в структуре затронутых отделов.
Речь, которая передается дословно, именно так, как ее произнесли, называется прямой речью. Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки. Написана с большой буквы. После слов автора – двоеточие).
Слайд № 9
(композиция предложения с прямой речью)
Верно, ребята. Запишите схему – композицию предложения с прямой речью в тетрадь.
В нашей статье мы хотели бы затронуть вопросы столкновения языков в несколько ином смысле. Речь идет о встрече двух языков в произведениях искусства, о взаимоотношениях чешского и словацкого в словацких сказках и легендах Божена Немцова, в результате чего создается индивидуальный художественный текст.
После ее возвращения из Словакии она использовала немецкий словак в своих двух произведениях искусства: деревне Погорская и словацких сказках и сказках. Словацкие сказки и легенды, естественно, расположены в Словакии, поэтому функции словацкого языка в них более разнообразны. На этом этапе стоит упомянуть, что обработка и публикация словацких сказок в том виде, в каком они были даны Немцовой, в какой-то степени была отправной точкой для чрезвычайной ситуации. В Словакии, в начале века, он не нашел издателя, который бы опубликовал словацкие сказки, поэтому немцы предложили попробовать их освобождение в Праге.
А кто знает, что это за слово старче? (Выслушиваются ответы ребят)
Это устаревшее уважительное обращение к старому человеку. В древнерусском языке, кроме известных нам ныне падежей, был еще один, он назывался звательный. Примером тому являются слова - сын мой, отче,
старче. Как вы думаете, почему этот падеж так назывался? (3вательный - значит звать кого-либо).
Когда ей это не удалось, она переписала их на чешском языке и опубликовала их как в журналах, так и позже в книгах. Это, однако, полностью соответствовало ее интересам к сказкам славянских народов. Словацкие сказки и сказки очень жестко стилизованы так, что чешские ораторы используют рассказчика, а персонажи действуют на словацком языке. Мы будем заинтересованы в чешской группе словацких сказок и ее влиянии на словацкий язык. Итак, мы будем наблюдать словацизм в чешском тексте, но не как ошибки и заблуждения, но мы зададим вопрос о мотивации их использования или их функции в тексте.
Верно. Слово старче в данном случае стоит в звательном падеже. В современном русском языке такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем или обращаемся к кому-либо, это называется обращением. Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (Запятыми.)
Слайд № 10
(определение термина “обращение”)
Есть несколько замечаний к этому. Чешский и словацкий языки тесно связаны друг с другом, очень похожи, по многим индивидуальным средствам, даже одинаковые, чешский язык для словаков и словаков для Чехии без особого труда понимается, поэтому теоретическая возможность взаимного принятия средств больше, чем при принятии с других языков.
В прошлом столетии чешский по-прежнему был очень постоянным в своей национальной форме подачи, произошли значительные колебания, в лексическом плане также отсутствовало обозначение для некоторых значений. В этой ситуации проникновение ресурсов с родственного языка особенно легко и принятие часто полезно. В то время было принято прием средств из других, более продвинутых славянских языков на чешский язык.
Давайте вспомним и запишем определение в тетрадь.
Кто сможет разобрать 2-ое предложение? (2-ое предложение состоит из слов автора - “Ей с поклоном старик отвечает”, прямой речи - “Смилуйся, государыня рыбка”, в которой есть обращение государыня рыбка).
Давайте обобщим то, что узнали о предложениях с прямой речью.
Слайд № 11
Однако ее лингвистическое творчество является интуитивным, естественным, без продуманного и уважаемого плана. Немцовой, хотя словацкие сказки иногда характеризуются определенным начертание котировального слова словацкого в Чехии зоны, и это проявляется, вероятно, его интерес к вопросу о языке, он делает это очень непоследовательно, иногда также характеризуется тем, что он считает важным с точкой зрения создания тематическим.
Поэтому большая часть лексических словавизмов, используемых в чешском тексте, объясняется либо сноской, либо внутренней пояснительной запиской. Что касается источников словацких сказок и легенд происходят из коллекций обоих коллекторов словацких, как из собственного материала, собранного на словацком Немцовой.
(правило написания предложений с прямой речью)
З. Прямая речь заключается в кавычки.
Мы будем пользоваться с вами разными схемами при записи предложений с прямой речью. Буквой А мы будем обозначать слова автора, вот так непосредственно саму прямую речь – “П”.
Посмотрите, какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.
Слайд № 12
(схемы предложений с прямой речью)
Удивлены? Да, вариантов записи предложений с прямой речью много, И это еще не все. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Вот отрывок из знакомой вам сказки А.С.Пушкина. Кто знает, из какой?
Слайд № 13
(работа с деформированным предложением)
“Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо”.
Согласны ли вы с тем, как оформлено это предложение? Нужны ли здесь кавычки? (Нет, так как отсутствуют слова автора).
Давайте, исправим ошибку. Кто помнит слова автора? (Корабельщики в ответ: “Мы объехали...”)
(Запись в тетради.)
А теперь посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь? (Спросила, сказала, говорит, отвечает).
Слайд № 14
(глаголы говорения)
Такие глаголы принято называть глаголами говорения. Когда в речи употребляют один и тот же глагол, это говорит о бедности словарного запаса говорящего. Чтобы этого не произошло с вами, старайтесь не повторяться, заменяйте глагол другими глаголами, близкими ему по смыслу.
Давайте вместе попробуем подобрать синонимы к глаголу сказала. (Выслушиваются ответы детей)
Возможный вариант ответов: вымолвила, произнесла, поинтересовалась, прошептала.
Составьте с одним - двумя названными вами глаголами предложения и запишите их в тетради.
IV. Физкультминутка.
3. Самостоятельная работа.
Слайд № 15
(предложения без знаков препинания)
А вот еще две сказки А.С.Пушкина. Узнали, откуда эти строки?
И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.
Балда мыслит этого провести не шутка!
Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.
Ясный месяц продолжал погоди, об ней, быть может, ветер знает.(Это “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” и “Сказка о попе и работнике его Балде”)
Расставьте знаки препинания, пользуясь схемами.
1-й вариант - “Сказка о мертвой царевне…”
2-й вариант - “Сказка о попе…”
(Проверка – устно)
4. Работа с предложением, содержащим косвенную речь.
Слайд № 16
(предложение с косвенной речью)
Со всеми заданиями вы справились очень хорошо. Постепенно мы добрались до последней сказки. Ну-ка, знатоки, из какой сказки эти строки?
Воевода говорит, что петушок опять кричит. (“Сказка о золотом петушке”)
А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Запишите его в тетрадь. Как вы думаете, чем оно отличается от предложения с прямой речью? (Выслушиваются ответы ребят)
Верно. Эти предложения отличаются друг от друга и по смыслу, и по знакам препинания. Во втором предложении речь передана не дословно, в искажённом виде, и записана в форме сложного предложения. Запишите определение в тетрадь.
Слайд № 17
(определение косвенной речи)
Косвенная речь
-
передаёт содержание чужого высказывания
(т.е. общий смысл)
- не воспроизводит его дословно
- записывается в форме сложного предложения
Давайте сделаем синтаксический разбор записанного предложения с косвенной речью. Составьте схему данного предложения. (Проверка – устно).
А теперь запишите это предложение в виде прямой речи, как у Пушкина.
V. Подведение итогов урока.
Наш урок подошел к концу. Что вы хотите сказать об уроке? Что особенно понравилось? Кому понравилось, как он работал? Кто считает, что работал не в меру своих сил?
VI. Домашнее задание.
- Прочитать параграф 48 учебника “Русский язык” М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
- Запомнить правила правописания предложений с прямой речью.
- Выписать 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С.Пушкина и записать к ним схемы.
Технологическая карта (
Шацилло Лада Игоревна
Место работы, должность:
Гимназия №96, учитель нач. классов
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Класс(ы):
Класс(ы):
Предмет(ы):
Литературное чтение
Предмет(ы):
Русский язык
Цель урока:
1. Познакомить ребят с прямой речью, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях. 2. Формировать умения выделять из текста предложения с прямой речью, обучать ребят коллективной работе, развивать речь учащихся, образное мышление,развивать такие логические операции как сравнение, обобщение, конкретизация, 3. Воспитывать взаимовыручку ребят и любовь к русскому народному творчеству.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание:
Интегрированный урок русского языка и литературы с использованием русских народных сказок по теме "Прямая речь"
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
Тема урока: Прямая речь
Цели: 1. Познакомить ребят с понятием «прямая речь» и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предло-
жений,ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью,
формировать умения выделять из текста данные предложения.
2.Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев рус -
ких народных сказок, развивать такие логические операции, как сравне -
ние, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектиро-
вание.
3. Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.
Оборудование : ПК, учебник « Живой родник» (под ред. Л. Тикуновой и А.Дигиной) для 4 кл., карточки- кавычки, карточки с заданиями, схемы предложе -
ний, карточки-помощники, тетради, простые карандаши.
Ход урока
I . Организационный момент (Настрой на урок)
II . Повторение пройденного .
Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос.
Ваша задача - ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда можно помочь товарищу. В момент высвечивания каждой буквы - зафиксируйте её в тетради.
1. Найди «лишнее» слово
Ночь, ночной , ночлег, ночевка (ночной - прил.) п
2. Найти все существительные
сущ.
- Вода перестала течь.
сущ.сущ.
- В лодке открылась течь. р
- Как называются такие слова?(омонимы)
3. Найти слово без приставки.
Пожелтеть, поилка , поливалка, поломка я
4. Сколько звуков и букв в слове?
Съедобен - 8б.,8 зв. м
5. Раскрыть скобки.
(в) долг
а
(с) вернула
6. Вставить безударную гласную
рано пос…дел
пос…дел за партой я
7. Вставить, если нужно мягкий знак
ноч…ной
купат…ся
р
8. Подобрать антонимы
скупой - …(щедрый)
глубокий - …(мелкий) е
9 . Расставить знаки препинания
Лисичка- сестричка бегает по полямищет
мышиные норы. ч
10. Найти главные члены предложения
В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. ь
Молодцы! Теперь, сформулируйте тему сегодняшнего урока .
III Основная часть
1. Итак, тема сегодняшнего урока… ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кто знаком с этим понятием?
А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните тольколевый столбик:
КАРТОЧКА № 1
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйтепоставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с ваминаучиться?
(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать,ставить знаки препинания в них,уметь отличать их на слух )
На доске предложения :
Я попросил папу, чтобы он проводилменя.
Я попросил папу: «Проводи меня».
« Проводи меня», - попросил я папу.
Что вы можете сказать об этих предложениях?
(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)
Верно. Эти предложения - предложенияс прямой речью.На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.
(обратить внимание ребят на слова автора)
Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие что же такое «прямая речь».(рисунок кавычек)
Работа по учебнику
Прочитайте правило на с. 111 в учебнике.
Физминутка
2.-На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок.
Ребята, объединяйтесь в группы по 4 человека, переверните карточки под №2, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.
КАРТОЧКА №2
Вопросы на доске:
- Как называется сказка?
- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью )
- Как выделяется прямая речь во всех предложениях ? (кавычками)
- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?
Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (на доске схемы предложений)
Догадайтесь, к какой схеме подходиткаждое из предложений.
(обратить внимание с какой буквыпишется прямая речь и слова автора)
3. - А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему кследующимпред -
ложениям.Как называется сказка?
1) Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?»
(Два Мороза)
4. - А теперь самостоятельная работа по вариантам. (карточка №3)
Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы.
КАРТОЧКА № 3
I вариант 1. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».А:«П.р.». 2.«Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.«П.р.?» - а. Р.н.с. «По щучьему велению». |
II вариант 1. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!» А: «П.р.!» 2. «Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая. «П.р.», - а. Р.н.с.»Царевна лягушка». |
IV Рефлексия.
А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?
Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)
Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.
С какими предложениями мы познакомились на уроке?
(с предложениями с прямой речью )
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки- помощники)
· Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
· Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
· Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире .
· Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие .
V Домашнее задание.
Домашнее задание сегодня - написать мини -сочинение на темы:
«Я и любимая игрушка»
«Я и фантик»
«Я и лопнувший воздушный шарик»
«Я и исписанная тетрадь»
«Я и шнурок»
«Я и огрызок яблока»
«Я и …..» , используя прямую речь
ИЛИ
подобрать 4 предложения к схемам в учебнике на с. 112 из любых русских -
народных сказок.
Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.
Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
«Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!»
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
«Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!»
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка ,
Шумный, радостный народ -
Разговоров полный рот.
VI
Подведение итогов
.
- Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными .