Гранёный стакан. О глубинной ценности утраченного повседневного

Этимология

Слово «достаканъ» встречается в русской грамоте 1356 года и в Духовной грамоте Ивана Калиты (умер в 1340 году). Предполагается, что это заимствование от тюркской деревянной посуды - tostakan (низкая круглая посуда типа пиалы) . В современном казахском языке тостаган представляет собой чашу для питья.

Описание

Форма стакана обычно близка к цилиндру или к усечённому конусу , однако встречаются стаканы более сложной формы. Основным отличием стакана от других типов посуды является отсутствие ручки. Стаканы также бывают гранёными.

Отношение высоты стакана к диаметру основания примерно 2:1, а размером он близок к человеческой ладони. Объём стакана обычно 200-250 см³. Стаканы меньшего размера часто называются стаканчиками, а совсем маленькие - стопками . В быту считают, что обыкновенный гранёный стакан, налитый до гладкого ободка, вмещает 200 мл, налитый «всклень», то есть до краёв, - 250 мл.

В старорусских мерах объёма жидких тел (главным образом, казённой водки) 12 стаканов = 1/4 ведра , то есть 3 л, из чего объём стакана 250 мл.

Бывают стаканы прозрачные (стеклянные, пластмассовые) и непрозрачные (бумажные, пластмассовые, металлические), многоразовые и одноразовые (из бумаги или пластмассы), складные (из нескольких колец).

Материал стакана определяет, можно ли им пользоваться для употребления горячих напитков или нет.

Встречаются даже съедобные стаканы: так, мороженое может продаваться в вафельных стаканчиках.

Гранёный стакан

Гранёный стакан

Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17 гранями, но 12, 14, 16 и 18 - наиболее типичное количество, ведь, с точки зрения технологии, выпускать стаканы с чётным количеством граней проще) и вмещал 250 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило - 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).

Характеристики стандартного гранёного стакана производства СССР :

  • Верхний диаметр: 7,2-7,3 см;
  • Нижний диаметр: 5,5 см;
  • Высота: 10,5 см;
  • Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения);
  • Ширина верхней кромки: 1,4 см, 2,1 см (возможны и иные значения);

Объём стаканов: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров.

Гранёный стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы производятся по сей день и используются в заведениях общепита , а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).

В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии советского государственного деятеля Георгия Маленкова .

Химический стакан

Химические (лабораторные) стаканы

Химические (или лабораторные) стаканы являются весьма важной частью химической или биологической лаборатории. Как правило, по форме они представляют собой строгий цилиндр, хотя иногда могут иметь форму расширяющегося кверху усечённого конуса. Обязательным атрибутом химического стакана является носик для удобного сливания жидкости. Дно у хорошего химического стакана должно быть плоским, для удобства использования магнитной мешалки. Изготавливаются обычно из термостойкого стекла, но могут быть пластиковыми. Объём химических стаканов варьирует от 5 мл до нескольких литров. На стакан может быть нанесена шкала объёма, однако она приблизительна и служит только для ориентировки. Сосуды с точными шкалами, служащие для измерения объёма жидкости, называют мензурками . Химические стаканы используются обычно для приготовления растворов сложного состава, когда необходимо при перемешивании растворять несколько твёрдых веществ. Во время «лабораторных» праздников химические стаканы ёмкостью 50 мл нередко используются в качестве стопок.

Одноразовый стаканчик

Одноразовый стаканчик был создан в 1910 году Хью Морем в результате борьбы с эпидемиями .

Складной стакан

Складной металлический стакан

Складной стакан состоит из подставки и укреплённых на ней колец в виде усечённых конусов. В сложенном состоянии они помещаются друг под другом, закрытые крышкой. В разложенном положении телескопически раскрыты вверх. В популярных художественных фильмах , таких как «Опасно для жизни! » (), «Московские каникулы » () и др., складной стакан использовался как непременный атрибут пьяниц .

Стакан как мера объёма

Стакан также является бытовой мерой объёма жидкости и сыпучих тел, и в этом качестве используется в кулинарных рецептах . В этих случаях имеется в виду объём 200 мл. Например, имеется такой рецепт «Солянки московской на сковородке» : «2 - 3 рябчика (или любой другой дичи), 100 г. копчёной грудинки, 5 сосисок, 500 г. кислой шинкованной капусты, 4 столовые ложки томатной пасты, 1 луковица, 2 стакана бульона, 100 г. любых маринадов, соль, перец по вкусу, 1/2 стакана тёртого сыра.»

Популярные выражения со словом «стакан»

  • Найти истину на дне стакана .

Многим людям старшего возраста граненый стакан напоминает о жизни во времена Советского Союза, поскольку этот предмет практически стал символом эпохи. Не менее популярен этот предмет и в наше время.

История граненого стакана противоречива и неоднозначна. Тяжело сказать, кто именно придумал такую форму для стакана. В этом вопросе мнения разошлись. Некоторые исследователи предполагают, что форму граненого стакана придумала скульптор Вера Мухина (среди ее работ знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»). В 1943 году, во время блокады Ленинграда, Мухина руководила ленинградской Мастерской художественного стекла. Именно по этой причине, многие считают ее автором формы граненого стакана. Однако документов, подтверждающих ее авторство, нет.

Другие полагают, что граненый стакан придумал профессор геологии Николай Славянов. Он внес неоценимый вклад в развитие советской металлургии. При изучении его дневников, которые сохранились и сегодня, были найдены наброски с изображением стаканов с различным количеством граней. Однако его изделия должны были быть не стеклянными, а металлическими. Определение авторства осложняется еще и фактом знакомства Мухиной и Славянова, поэтому нельзя точно сказать, кому из них принадлежала идея. Вполне возможно, что форму граненого стакана придумал Славянов, а материал для изготовления предложила Мухина.

Правда, есть еще одно мнение, что история создания граненого стакана связана с именами художника Казимира Малевича и Мухина. А вот сотрудники стекольного музея утверждают, что стакан подобной формы планировали изготовлять еще до войны, и связано это было с тем, что его форма должна была соответствовать новой посудомоечной машине.

Мнения расходятся и по поводу того, откуда в нашем языке появилось слово «стакан». Известно, что в XVII веке были «достаканы» - посуда, сделанная из плотно притертых маленьких дощечек, соединенных между собой кольцом. Многие полагают, что именно отсюда и произошло название. Другие утверждают, что оно пришло к нам из тюркского языка, в котором были такие слова как «дастархан» (праздничный стол) и «тустыган»(чаша).

Граненые стаканы производились различными по объему (от 50 до 250г) и количеству граней (8-14). Однако классическим все-таки стало изделие с десятью гранями и объемом 250 г. В кулинарии его часто используют для того, чтобы точно отмерить необходимое количество сыпучих или жидких продуктов.

В 80-е годы производство стаканов перевели на импортное оборудование. При этом была нарушена технология изготовления, в результате чего изделие, всегда отличающееся своей прочностью, вдруг стало лопаться по бокам, или у него отваливалось дно.

Если сегодня вы захотите купить граненый стакан, то вам придется изрядно побегать по магазинам. В наши дни предлагают огромный ассортимент стеклянных или хрустальных изделий более изящных форм. Но, несмотря на это, граненый стакан не остался в прошлом, и его можно найти сегодня практически на каждой кухне.

11 сентября 1943 года был выпущен первый гранёный стакан советского образца…
1. История появления гранёных стаканов в России доподлинно не известна. По одной из версий, производство подобной посуды началось при Петре I для нужд флота. Гранёные стаканы не скатывались со стола в том случае, если опрокидывались во время качки на море.
2. Автором дизайна советского гранёного стакана считается скульптор Вера Мухина, создательница знаменитой статуи «Рабочий и колхозница».


3. Главным отличием «мухинского» стакана от его предшественников является наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Появление этой детали связано с тем, что стакан создавался в первую очередь для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.


4. Первый советский гранёный стакан был выпущен 11 сентября 1943 года старейшим в России стекольным заводом, расположенным в городе Гусь-Хрустальный.


5. В народе советский гранёный стакан получил прозвище «маленковский » - по имени советского государственного деятеля, председателя Совета Министров СССР Георгия Маленкова.
6. Классический советский гранёный стакан имеет чётное число граней : 12,14,16,18,20. Это объясняется тем, что выпускать стаканы с чётным количеством граней технологически проще, чем с нечётным.
7. Классический советский гранёный стакан, наполненный до краёв, вмещает 250 мл жидкости . Помимо главного образца, в СССР выпускались стаканы объёмов в 50, 100, 150, 200 и 350 мл.
8. Советский гранёный стакан являлся неотъемлемым символом распития водки . При классическом распитии поллитровой бутылки «на троих» стакан заполнялся ровно на пять шестых.


9. В 2005 году в Ижевске в День России 12 июня была построена пирамид а из 2024 гранёных стаканов, высота которой составила 245 см.
10. Советский гранёный стакан стал главной мерой объёма и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 г воды или молока, 130 г муки, 180 г сахара, 210 г сметаны, 290 г ягодного пюре.

В наши дни гранёный стакан уже не пользуется таким спросом и постепенно становится раритетом, который держат скорее для коллекции. Гранёный стакан в своё время был одним из важнейших атрибутов быта в Советском Союзе. Но мало кто знает, кто изобрёл гранёный стакан. Давайте попробуем в этом разобраться.

Так кто же изобрёл гранёный стакан? Ответить на этот вопрос достаточно проблематично. Так, известно, что стаканы с гранями производились ещё при Петре I и производились на одном из старейших стекольных производств в городе Гусь-Хрустальный. Многие не сомневаются в том, что гранёные стаканы и стопки производились ещё до революции.

В 1905 году Карл Фаберже выставляет на показ свой натюрморт «Пролетарский завтрак». Интересно, что на деле всё это изготовлено из достаточно дорогих материалов. Так стакан с водкой является хрустальным, кирпич сделан из яшмы, желток является янтарным, окурок сделан соединением кварца и серебра, муха также сделана из серебра, как и обрывок газеты. Эту работу оценивают в сумму более 1 миллиона долларов.

В 1914 году на Уршельском стекольном заводе появляется печь автомат, благодаря которой они также налаживают производство гранёного стакана.

Мы можем наблюдать гранёный стакан на картине «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, которую он написал в 1918 году. Видно, что у стакана 12 граней.

Внимательный читатель заметит, что всё-таки это не совсем тот дизайн, который позже стал популярным, поэтому всё-таки можно считать, что гранёный стакан в его классическом для СССР виде изобрела именно Вера Игнетьевна Мухина, известный советский скульптор, создавшей монументальную скульптуру «Рабочий и колхозница». Также существуют слухи, что в разработке дизайна ей помог Казамир Малевич.

Вера Игнатьевна Мухина была увлечена стеклом в конце 40-х годов. Ей было поручено изобрести новую форму для стакана таким образом, чтобы в столовых общепита их было удобно промывать в машине для мытья посуды, а также сделать их более прочным. Вы можете заметить, что у стакана Мухиной по верху идёт усилительное кольцо, которого вы не увидите на других гранёных стаканах ранее.

Первый гранёный стакан выпустили 11 сентября в 1943 году на том самом заводе в городе Гусь-Хрустальный. Стандартный стакан имеет 16 граней, но есть и другие вариации 12, 14, 16 и 18 граней, реже встречаются с нечётным числом граней, например, 17-ю, потому что чисто технологически производить их было неудобно. Объём гранёного стакана 250 миллилитров до края.

Объём стаканов мог быть: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров. Цена варьировалась от 7 до 14 копеек и указывалась на дне стакана путём выдавливания.

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата - день рождения стакана - существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.

В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.

В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.

Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан - дело рук Мухиной, нет.

Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.

Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно - «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов - упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.