Какой 18 июня католический праздник. Католические праздники. Католическое Сретение Господне

Католический пост 2018 году отличается от православного не только продолжительностью, но и традициями, поэтому на нем стоит остановиться отдельно. Сначала коснемся общего – смысла поста. Так же, как и у православных, у католиков пост является периодом воздержания и подготовке к празднику Пасхи. До Великого церковного раскола, который произошел в 1054 году, была единая христианская церковь, соответственно и правила поста были едиными, более близкими к современным православным. На этом общие черты, пожалуй, заканчиваются, а посему перейдем к отличиям.

Католический пост перед Пасхой начинается в Пепельную среду, и длится ровно сорок дней, на 8 дней меньше православного. Название Пепельная среда произошло от того, что и сегодня посыпать в этот день голову пеплом в знак скорби и покаяния. Существует два канона Великого Поста у католиков: более строгий, который, впрочем, по сравнению с православным все равно кажется очень лояльным, соблюдался до середины ХХ века, а потом был принят еще более щадящий. Строгий пост сегодня соблюдают ревностные приверженцы католической веры, большинство же предпочитает поститься по «мягкому» канону.

Пищевые ограничения католического поста

В первую очередь следует отметить, что понятие пост у католиков включает в себя как постные дни, так и периоды воздержания. В постные дни у них нет ограничений в качестве пищи: можно есть даже мясо, но есть ограничения в количестве – плотная трапеза разрешается лишь один раз в день, ближе к вечеру, а две другие должны быть очень легкими перекусами. В дни воздержания запрещено есть мясо, пить спиртные напитки, но при этом можно употреблять в пищу рыбу, яйца и молочные продукты.

Строгая традиция католического поста 2018 года предписывает следующий режим: все воскресения поста – обычные дни, с понедельника по субботу – постные дни, кроме Пепельной среды и Великой пятницы: в эти дни полагается воздержание. Более легкий вариант поста у католиков предполагает отказ от мяса в следующие дни: Пепельная среда, Великая пятница, Великая суббота, и все пятницы поста. Существуют возрастные ограничения: к дням воздержания допускаются лишь дети от 14 лет, а строгий католический пост разрешен с 21 года до 60 лет, и то при условии, что это не повредит здоровью верующего.

Духовный смысл католического поста 2018 году – 15 марта по 1 апреля

В 2018 году пост у католиков начнется 15 марта и будет длиться до 1 апреля. Поскольку воздержание от пищи в Западной церкви носит скорее символический, чем практический, характер, большое внимание католики уделяют духовной сути поста: стараются воздерживаться от посещений светских развлекательных мероприятий, не устраивают праздников (исключения делаются только для детей), чаще ходят в церковь, молятся, помогают нуждающимся. Документ, регламентирующий современный католический пост, называется «Апостольской конституцией о покаянии», и был издан в 1966 году при участии Римского Папы Павла VI. Согласно «Апостольской конституции», именно раскаяние в грехах и искреннее стремление к духовному совершенствованию является основным смыслом поста у католиков, а воздержание от пищи не является приоритетным. Существует традиция – перед началом поста каждый верующий должен задать себе вопрос: «Для чего я пощусь?» и в течение всего поста через духовные размышления пытаться найти на него ответ. Если к празднику Пасхи ответ найден – католический пост прошел не зря.

Длительный пост у католиков – время, когда верующие с помощью молитвы и самоограничения готовятся к празднованию Воскресения Христова и воздерживаются от употребления определённой пищи. Католики постятся по правилам, отличным от тех, что регулируют соблюдение православных постов. Как именно питаются в католическом мире во время поста, выяснял

Сколько длится католический Великий пост?

Великий пост в христианстве связан с числом 40 – именно столько дней, согласно Евангелиям, Иисус Христос постился в пустыне. Однако в католичестве пост начинается за 46 дней до Пасхи, хотя, собственно, время поста составляет 40 дней (6 недель и 4 дня). Католики постятся все дни, кроме воскресенья. А в православии пост начинается за 48 дней до Пасхи, и не в среду, а в понедельник (Чистый понедельник). Он является непрерывным, включая 40-дневный период Четыредесятницы и Страстную Седмицу. В 2016 году Великий пост у православных начался 14 марта.

Как постятся католики?

Первый день католического поста называют Пепельной средой. В этот день верующим полагается соблюдать строгий пост. Далее же католики постятся по правилам, отличным от тех, что регулируют соблюдение православных постов. Католический пост гораздо более мягкий, чем православный. Различают два канона, которые соблюдают католики. Традиционный, принятый до середины XX века, и современный. Первый соблюдают ревностные христиане-католики, а второй допускает больше вольностей, он более гибкий, многие верующие предпочитают придерживаться именно этих мягких правил.

Хотя и традиционный католический пост по сравнению с православным предпасхальным кажется очень лояльным. Католики выделяют два типа дней: постные и дни воздержания. Постные дни – когда верующие должны ограничивать себя в количестве пищи, только в одну трапезу они могут позволить себе поесть досыта, а две другие должны быть очень легкими. Эти дни достались в наследие с древних времен, когда в ходу была практика поститься, воздерживаясь от еды вообще в течение какого-то времени. Например, не ели до 3 часов пополудни (по библейскому времени до 9 часов).

В дни воздержания запрещено мясо. Но разрешены молочные продукты и рыба. Нечто похожее мы видим в Восточной церкви, где не всегда регламентируется количество съеденного, зато исключаются из рациона некоторые продукты.

Какие бывают виды поста у католиков?

Во время Великого поста, по канонам, принятым до середины XX века:

    С понедельника по субботу – постные дни

    Все пятницы и Пепельная среда – пост и воздержание

    Великая суббота – пост и воздержание

    Все воскресенья – обычные дни

Новые каноны несколько смягчили эти правила, и теперь католики могут поститься следующим образом:

    Пепельная среда - пост и воздержание

    Каждая пятница Великого поста - воздержание

    Великая Пятница - пост и воздержание

Данное расписание отражает практику, сложившуюся к началу XX века и соблюдаемую в настоящее время преимущественно католиками-традиционалистами.

Католическая церковь и ее последователи строго придерживаются всех норм и религиозных канонов. Особенно это касается праздничных дней. В частности, следует знать, что в католической религии отмечают две разновидности праздничных дней, а именно: праздники и празднования. Первое из этих тождественных понятий олицетворяет дни, посвященные мученикам и святым. Второе включает в себя крупнейшие религиозные события. Так, церковный греко-католический календарь на 2017 год включает: праздники, праздники и посты.


Крупнейшие празднования

Все празднования можно условно разделить на такие, что имеют постоянную дату, и день празднования которых каждый год меняется. К первой категории следует отнести:

День поклонения Пресвятой Богородице Деве Марии (1 января);
Богоявление (в первую пятницу января);
Память Святого Иосифа (19 марта);
Благовещение Девы Марии (последняя суббота марта);
Рождения Святого Иона Крестителя (последняя суббота июня месяца);
День Петра и Павла (29 июня);
Вознесение Девы Марии (третий вторник августа);
День всех святых (01.11);
Рождество Христово (25 декабря).

Также предусмотрено шесть крупнейших празднований, день празднования которых меняется от года к году. А именно:

Пасха (16 апреля, в этом году совпадает с православной);
Вознесение Господне (через 40 дней после Дня Пасхи, то есть 25 мая);
Пятидесятница (седьмое воскресенье после Пасхи, то есть 4 июня);
День Святой Троицы (11.06);
Пресвятое Тело и Кровь Креста (15 июня);
Пресвятое Сердце Иисуса.

Указанный перечень является исчерпывающим и сопровождается пышными церковными празднованиями и самобытными религиозными традициями.

Значимые праздники

Греко-католический календарь на 2017 год отделяет исчерпывающий перечень дней, которые приравниваются к религиозным праздникам. Каждое воскресенье – это праздничный день, то есть такой, что предусматривает обязательное участие в церковной мессе. Кроме того, есть четкий перечень праздников, которые могут приходиться и на другие дни. Учитывая ежедневную занятость верующих, принято переносить такие празднования с будних дней на воскресенье,чтобы каждый желающий мог принять участие в праздновании. Так, к таким дням относят:

Сретение Господне (2 февраля);
Пепельная среда (1 марта);
День Святого Исидора (4 апреля);
Пальмовое воскресенье (9 апреля);
День Святой Жанны Д’Арк (30.05);
Посещение Елизаветы Девой Марией (31.05);
День Святой Варнавы (11.06);
Память Святого Антония (13.06);
Преображение Господне (6.08);
Рождения Пресвятой Богородицы (8.09);
Воздвижение (14.09);
День Младенцев (28.12);
Святое Семейство (31.12).

Дни постов

Соблюдение поста в каждой из религий считается периодом духовного и физического очищения организма, что помогает познать себя и стать ближе к пониманию религиозных канонов и осознание силы жертвенности Святых. В католической церкви под постом понимается добровольное воздержание от потребления определенного рода пищевых продуктов, в частности тех, что имеют животное происхождение. Каждый пост выдвигает свои правила и ограничения.

Греко церковный календарь на 2017 год предусматривает четыре разновидности постовых дней. Крупнейший и самый строгий пост длится 45 дней и, по аналогии, соответствует православному перед пасхальным постом. Дни поста в 2017 году приходятся на период с 1 марта до 15 апреля.

Адвент – это второй по значению пост, что не является длительным, а отмечается четырьмя отдельными днями, что требуют суровых ограничений в питании, и что помогают верующим подготовиться к празднику Рождества Христова. В 2017 году эти дни отмечены: 3, 10, 17 и 24 декабря.

Также, утверждено, что каждая пятница в течение всего года является поводом для поста. Но есть исключение из данного правила. Также, необходимость соблюдения поста обуславливается желанием исповедоваться.

Многие из определенных дат имеют аналоги в православной церкви и знаменуется похожими традициями. Кроме того, многие из дней характеризуются «изменчивыми» датами. Самым значимым событием признается Пасхальное трехдневие и именно оно считается точкой отсчета религиозного календаря.

Католические торжества

Непереходящие торжества с постоянной датой

Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире). В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Всемирный день мира — это праздник романо-католической церкви, который отмечается ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии.

Сочельники бывают накануне праздников Богоявления и Рождества Христова соответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чуда Феодора Тирона.

Епифания, Теофания (Epiphany, Theophany). В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Празднуются одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Также содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.

Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.

В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14). Отличительная черта Дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни.

Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

Праздник основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз.

В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

Родительский день. День поминовения усопших. Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых и 2 ноября День поминовения усопших следуют один за другим.

Праздник Всех святых был введен в начале VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.

Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих.

Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску из Ассизы. В

католических храмах с XIII веке устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости.

После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная кормная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки.

Католические переходящие торжества

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами.

Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. На рассвете поспешили ко гробу Иисуса Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. День, в раннее утро которого воскрес Христос, приближался к вечеру. Ученики Его пребывали в печальном недоумении и колебании, несмотря на рассказ мироносиц. Тогда Господь не замедлил вечером того же дня явиться Сам сначала двум из них, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях».

Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление" . В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

10 мая - Вознесение Христово (Вознесение Господне) (40-й день после Пасхи)

После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу.

При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа).

(7-е воскресенье после Пасхи — 50-й день после Пасхи). Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.

С 14 века праздником Троицы в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).

Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.

Праздник Святейшего Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение.

Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.

Празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Католические непереходящие праздники с постоянной датой

Католические переходящие праздники

(каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

6 марта - Пепельная среда (Dies Cinerum лат.) - день начала католического Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. Соответствует православному чистому понедельнику.

14 апреля - Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье) (последнее воскресенье перед Пасхой)

29 декабря - Святое семейство - Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. День Святого семейства — католический праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

Католические непереходящие памятные дни (с постоянной датой)

Введение Богородицы во храм. Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

Католические памятные дни

Непереходящие памятные дни (каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

Посты и постные дни

Великий пост с 6 марта по 20 апреля

Великий пост в Римско-католической церкви начинается в Пепельную среду (в амвросианском — в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие.

До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста были три подготовительные недели, первая - называлась Septuagesima, последующие - соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50).

Пост заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т.п.

Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий». Первый из них — праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы.

Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота.

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Важные дни во время поста: Прощеное воскресенье - первое воскресенье Великого поста.

Чистый понедельник - первый понедельник Великого поста .

Адвент пришествие - 24 ноября (воскресенье) Адвент — время ожидания Рождества Христова.

Четыре воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д.

Верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя.

Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.

8 декабря (воскресенье) - Радуйтесь. Третье воскресенье Адвента — в литургическом календаре Католической церкви и ряда протестантских церквей третье воскресенье Адвента. Этот день — своеобразный перерыв в Адвенте — символизирует радость грядущего праздника. Это единственный день Адвента, когда священники имеют право служить не в фиолетовых облачениях, символизирующих покаяние, а в розовых, символизирующих радость. В этот день допускается украшать храм цветами и украшениями розового цвета. Аналогичный день существует и в период Великого поста — это Laetare, четвёртое воскресенье Великого поста.

Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) - пятница .

Воздержание от пищи перед принятием Причастия - Евхаристический (литургический) пост.