Нобелевская премия в цифрах. Самые умные страны по уровню IQ

Влияет ли очерёдность рождения детей в семье на их интеллектуальный уровень?

Одним из важных и недостаточно изученных аспектов формирования индивидуальных качеств личности человека является очерёдность рождения детей в семье. Ответ на этот вопрос приобретает особую актуальность в настоящее время в связи со значительным снижением рождаемости в большинстве экономически развитых стран мира .

Первенцы слабее

Возможность влияния очерёдности рождения детей в семье на их интеллектуальные способности представляет предмет интереса многих исследователей. По мнению И.Мечникова "... гениальные люди только в редких случаях были перворождёнными детьми. Вообще первенцы слабее последующих детей: они дают большую смертность, и среди них более распространена преступность». Своё утверждение он подкрепляет следующими фактами: Шекспир, Вольтер, Гюго и Пётр I родились третьими; Шопен, Л.Толстой и Наполеон I - четвёртыми; Моцарт, Вагнер и Бомарше -седьмыми. Исключением, по его мнению, является лишь Гёте, родившийся первенцем от 17-летней матери. С этим предположением согласуется мнение и других исследователей этой проблемы, по наблюдениям которых, первые дети в семье часто физически слабее и менее жизнеспособны, чем рождённые позднее, а также в меньшей степени интеллектуально развиты и имеют меньшую возможность самореализации в обществе.

Нами недавно предпринято исследование возможности влияния очерёдности рождения детей в семье на формирование их жизненного интеллектуального уровня, реализация которого получила заслуженное признание в мировом сообществе. В качестве материала исследования были использованы биографические данные лауреатов Нобелевской премии ХХ столетия в различных областях знаний, являющихся, несомненно, выдающимися представителями своей эпохи. Нами изучены биографические данные 224 нобелевских лауреатов.

Прежде всего следует отметить, что семьи, в которых родились ведущие личности, были многодетными, что отражало общую демографическую ситуацию конца XIX и начала ХХ столетий. Например, будущие лидеры в области литературы колумбийский прозаик и журналист ГМаркес был старшим, а датский романист Х.Понтоппидиан четвёртым в семьях, состоявших из 16 детей, индийский поэт Р.Тагор -младшим из 14 своих братьев и сестёр, а немецкий врач и бактериолог Р.Кох - третьим из 13 детей.

Проведённый анализ показал, что среди 224 нобелевских лауреатов первыми в своих семьях родились 46,9% детей от общего их количества, вторыми - 18,8%, третьими - 17,9%, четвёртыми - 6,7%, пятыми - 4%, шестыми - 0,9%, седьмыми - 3,2%, восьмыми - 0,9%, девятыми - 0,5% и четырнадцатыми - 0,5% лиц. Эти данные свидетельствуют о значительном преобладании в общей когорте лауреатов перворождённых лиц. Среди них видными персонами по физике стали 30,4%, физиологии и медицине - 21%, литературе - 19,8%, химии - 16%, премии мира - 10,2% и по экономике - 2,6%.

Интересными оказались данные по малочисленным семьям, в которых родились будущие лауреаты. Единственным ребёнком в семье были 28 человек, 7 из них воспитывались одним из родителей.

Результаты первого этапа исследования послужили основанием для более детального изучения фактора очерёдности рождения детей в семье на их интеллектуальный уровень. С этой целью на втором этапе работы нами детально изучены наиболее полные биографические данные 62 лауреатов в области физиологии и медицины. В ходе исследования оказалось, что семьи, в которых родились будущие в данной области, были также довольно многочисленными. Всего в этих 62 семьях насчитывался 251 ребёнок.

В течение жизни 74,8% нобелевских лауреатов вступали в брак один раз (средний возраст бракосочетания - 29,8 года), два и более - 20%, а 5,1% лиц в браке не состояли. Потомства после себя не оставили 15 учёных (24,2%). Из 251 ребёнка, насчитывавшегося в 62 проанализированных семьях, нобелевских лауреатов в области физиологии и медицины в последующем стали 62 человека. Среди перворождённых детей их было 24 человека (38,7%), рождённых вторыми - 16 (25,8%), третьими -9 (14,5%), четвёртыми - 3 (4,8%), пятыми - 5 (8,2%), шестыми - 1 (1,6%), седьмыми - 3 (4,8%) и девятыми -1 (1,6%).

С юного возраста

Интеллектуальные способности будущие лауреаты в области физиологии и медицины проявляли уже в юном возрасте. Бакалаврами они становились в возрасте 20,6 года, а магистрами - в 23,6. Для дальнейшей учёбы они выбирали, как правило, крупные научные центры мира, где под руководством известных учёных выполняли докторские диссертации. Средний возраст диссертантов составляет 26,8 года.

При этом в возрасте до 25 лет диссертации защитили 36,6%, 26-30 лет - 51,9% и старше 30 - 11,6% будущих нобелевских лауреатов. Средний возраст получения Нобелевской премии в области физиологии и медицины составляет 55,6 года. Средняя продолжительность жизни лауреатов Нобелевской премии в области физиологии и медицины составляет 76,8 года. Среди них 42,9% награждённых прожили более 80 лет.

Полученные нами результаты позволяют высказать некоторые предположения. Рождаемость на Земле населяющих её биологических видов находится под постоянным контролем регулирующих сил природы. В отличие от животного мира рождаемость людей имеет выраженную зависимость от социальных факторов и характеризуется исторической тенденцией к её снижению от биологического максимума до сознательной регуляции (или от "контроля над смертностью” до "контроля над рождаемостью”). Полагают, что при отсутствии контроля над рождаемостью со стороны государства каждая семья имела бы в среднем по 7 детей. В России в Х1Х и начале ХХ века на каждую тысячу женщин приходилось, в среднем, 7,5 рождений детей, а в конце ХХ века этот показатель снизился уже до 1,4-1,8. Согласно расчётам, для обеспечения воспроизводства населения необходимо около 260 рождений на 100 семей. Снижение среднего показателя количества детей, рождённых одной женщиной за её репродуктивный период, менее 2,15 считается роковой гранью воспроизводства населения. В бывшем СССР размер семьи составлял, примерно, 3,5 человека (от 3,1 в Латвии до 5,7 в Таджикистане). Понятие "интеллект” происходит от латинского слова intellectus (что означает познание, понимание, рассудок) и отражает способность личности к мышлению и рациональному познанию. Это определение тождественно латинскому переводу древнегреческого понятия нус (ум). Особое внимание в оценке формирования умственных способностей детей русский мыслитель А.Радищев уделял различиям темперамента их личностей: ”А кто обращается с детьми, тот ясно понимает, что поелику различны в людях темпераменты, . то и силы умственные должны разнствовать в каждом человеке неминуемо”. Известный психолог А.Либин также полагает, что механизм формирования предметно-ориентированной, коммуникативно-ориентированной и Я-ориентированной структуры индивидуальности уходят корнями в недра её темперамента и предпочтений в формировании поведенческих стратегий, а её вершиной являются высшие уровни личностной иерархии, проявляющиеся в виде направленности развития - на себя, на предмет или на других.

Воспитание и гениальность

При оценке умственных способностей человека совершенно особо выделяется понятие гениальности личности. По мнению Ч.Ломброзо, гениальность и талантливость трудно различаются между собой. Упрекая английского психолога и антрополога, одного из создателей евгеники (теория о наследственных способностях человека) и дифференциальной психологии Ф.Гальтона в частом смешивании между собой этих понятий, он считал этот недостаток и своим, от которого "не всегда легко отделаться”. Выдающийся русский психиатр и клиницист В.Чиж полагал, что ". воспитание, влияние родных и друзей очень мало воздействуют на гениальных людей. Биографы обычно стараются объяснить жизнь и творчество гения воздействием на него среды, забывая, что гений и воспринимает, и перерабатывает иначе, чем мы, обыкновенные люди; гений обычно отличается и крайней самостоятельностью, и громадной своеобразностью. Нам совершенно не понятен гений, и я думаю, что мы и не можем понять гениальности". Вполне вероятно, что современная наука в настоящее время приближается к расшифровке феномена гениальности, используя при этом различные, в том числе и молекулярные, методы изучения работы головного мозга.

Кроме эффекта влияния размера семьи системообразующим фактором в становлении детской личности, по мнению А.Либина, влияющим на все уровни индивидуальности в равной степени, является стиль воспитания. На уровень развития интеллекта детей оказывает общая атмосфера в семье: наличие интересной и сложной физической среды, соответствующей возрасту и уровню развития детей, эмоциональная отзывчивость и активное взаимодействие с ребёнком родителей и старших в семье детей, избегание ограничений, обвинений и излишнего контроля над их поведением, подчёркивание любых достижений ребёнка. Согласно полученным нами данным, наибольшее количество нобелевских лауреатов были старшими детьми в семьях своих родителей: среди перворождённых их было 38,7%, родившихся вторыми - 25,8%, третьими - 14,5%, четвёртыми - 4,8% и т.д. по убывающей. Однозначное объяснение данному факту дать, вероятно, невозможно. В качестве одной из возможных причин этого явления можно указать на то, что первенцы, как правило, получают больше родительского внимания и больше контактируют с родителями, чем дети, рождённые позднее, что стимулирует их более активное вначале речевое, а затем и интеллектуальное развитие. Как правило, первенцы играют роль посредников между родителями и младшими детьми, больше с ними контактируют, активно перенимая их опыт, выполняют в семье обучающие функции, что ускоряет их умственное развитие. Старшие дети играют важную роль в семье в воспитании своих братьев и сестёр в случае потери одного из родителей, что в значительной степени стимулирует их социальную активность. В наиболее худшем положении в этом отношении находится младший ребёнок, который не имеет возможности выполнять обучающую функцию по отношению к другим членам семьи. Возможно, что отсутствие таких изначальных навыков не способствует формированию у них в последующем стремления к занятию лидирующего положения в различных жизненных ситуациях. Вполне вероятно, что это обстоятельство характерно для многодетных семей, в которых младшие дети в течение жизни всё же проявляют меньшую интеллектуальную активность в обществе.

Александр ЛИТВИНОВ, доктор медицинских наук, профессор Смоленского государственного медицинского университета.

Какие факторы могут служить предиктором будущих свершений? Одной из наиболее распространенных гипотез является концепция о прямой зависимости уровня интеллекта и достижений человека. Мол, показал в тесте IQ в 170 баллов – все, готовься получать Нобелевскую премию.

Ярким представителем научной школы, поддерживавшей эту теорию, являлся профессор психологии Стенфордского университета Льюис Терман. В 1921 году ученому повезло получить солидный грант. В результате была собрана команда специалистов, тестировавших интеллектуальное развитие детей. Среди 250 000 учеников начальных и средних школ Америки были выделено 1470 детей, чей коэффициент интеллекта лежал в пределах от 140 до 200 баллов. Эта группа юных гениев получила название «Термиты» и стала объектом одного из самых известных психологических исследований в истории.

Терман, как курица-наседка, до конца жизни не спускал глаз со своих подопечных. Он отслеживал их жизненный путь, тестировал, измерял и анализировал, отмечал академические достижения, следил за развитием семейных отношений, собирал сведения обо всех болезнях, фиксировал состояние психологического здоровья, прилежно документировал любое повышение по службе и смену работы.

Льюис Терман

«В человеке нет ничего важнее уровня его интеллекта, кроме разве что нравственности », — сказал однажды Терман. Он был убежден в том, что именно люди с высоким IQ «способны двигать вперед науку, искусство, образование, государственное управление и социальное благополучие в целом». Когда подопечные Термана еще учились в средней школе, он с воодушевлением писал: «Прочтите любую газетную статью, рассказывающую о каком-либо конкурсе, который проводился в Калифорнии, и в списке победителей вы обязательно увидите фамилии одного или нескольких членов нашей талантливой группы». Он предлагал литературным критикам сравнить образцы литературных произведений своих творчески одаренных маленьких «термитов» с ранними работами известных писателей. И те не могли отыскать хоть сколько-нибудь значимых различий. Все признаки указывали на группу с потенциалом «героического характера». Терман был уверен в том, что термитам уготовано стать будущей элитой Соединенных Штатов.

А через 50 лет стало очевидно, что Терман ошибся. Некоторые из его вундеркиндов писали книги, научные статьи или добились успеха в бизнесе. Несколько человек занимали государственные должности. Среди них были двое судей Высшего суда, один судья муниципального суда, два члена Калифорнийского законодательного собрания и один крупный чиновник. Но мало кто стал фигурой национального масштаба. Многие получали приличный доход – но не баснословные прибыли. Карьеру большинства из них можно считать вполне заурядной, и на удивление много бывших термитов даже сам Терман признал неудачниками.

Среди столь тщательно отобранных гениев ни один не стал лауреатом Нобелевской премии. Что интересно, коллеги Термана в свое время тестировали двоих будущих Нобелевских лауреатов, тогда еще учеников начальной школы Уильяма Шокли и Луиса Альвареса, и забраковали обоих. У них был недостаточно высокий IQ.

В своей разгромной критической статье социолог Питирим Сорокин пришел к такому выводу: если бы Терман собрал группу из произвольно выбранных детей, происходивших из таких же семей, как и термиты, и не оценивал их IQ, то представители этой группы достигли бы не менее впечатляющих результатов, чем тщательно отобранные гении.

В заключение к четвертому тому «Генетического изучения гениев» слово «гений» исчезло. Более чем разочарованный Терман писал: «Мы убедились в том, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны ».

Грустный итог… Или наоборот? 🙂 Получается, что у людей с IQ чуть выше среднего не меньше шансов на успех, чем у тех, у кого показатели рвутся к запредельным высотам? А, может, и больше… А что же все-таки этот самых успех определяет? У кого-нибудь есть версии? 🙂 Пишите! А я чуть позже приведу мнения специалистов мирового уровня на сей счет.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

72 года - таков средний возраст объявленных лауреатов премии 2016 года. Но так было далеко не всегда. Почему же средний возраст обладателей престижной награды с каждым годом увеличивается?

Лауреатами Нобелевской премии по физике, медицине и химии 2016 года стали исключительно мужчины. Самому младшему из них - 65 лет, большинство же старше 72.

Однако в начале ХХ века средний возраст лауреатов премии составлял лишь 56 лет. Тем, кто получали награды в области физики, тогда в среднем было 47, в то время как сейчас это в основном мужчины на пороге 70-летия.

Фактически с начала 1950-х годов и по сегодняшний день начала прослеживаться отчетливая тенденция: лауреаты Нобелевской премии в области естественных и точных наук становились все старше и старше.

Нередко можно услышать байки о том, что тот или иной писатель или философ, живший несколько столетий назад, стал последним человеком, прочитавшим все существовавшие на тот момент книги.

Это, конечно, звучит несколько сомнительно, однако совершенно очевидно одно - объем человеческих знаний с тех пор многократно увеличился. Может быть, именно из-за такого количества информации совершить научное открытие возможно уже только в преклонном возрасте?

Вероятнее всего, дело не в этом.

Густав Каелштранд, старший куратор Нобелевского музея в Стокгольме, говорит, что 100 лет назад в мире существовало всего лишь около 1000 физиков. Сегодня же их уже примерно миллион человек.

"Один из важных факторов заключается в том, что теперь Нобелевскую премию не вручают сразу после совершенного открытия - лауреатами приходится довольно долго ждать", - говорит он.

Многие ученые по-прежнему совершают открытия в начале своей профессиональной карьеры, однако существуют тысячи людей, которые занимаются примерно тем же самым. Нобелевскому комитету приходится проводить множество проверок, поэтому между совершением открытия и получением награды может пройти очень много лет.

Вопрос, тем не менее, остается открытым. Количество писателей, экономистов и "миротворцев" тоже выросло в разы по сравнению с прошлым столетием, однако лауреаты в этих областях остаются достаточно молодыми. Почему же именно физики получают Нобелевские премии в настолько пожилом возрасте?

Причина может быть в научной революции, произошедшей в начале ХХ века и вызвавшей бурный рост знаний в такой области, как квантовая механика.

По мнению Каелштранда, физика в первой половине прошлого века была стремительно развивающейся областью знаний, многие ученые были очень молоды и совершали научные открытия невероятно быстро.

И это не осталось без внимания членов Нобелевского комитета.

"Эта область их интересовала, поэтому они следили за происходившим и быстро подтверждали сделанные открытия", - объясняет Каелштранд.

Вернеру Гейзенбергу (чье имя позже стало прозвищем героя популярного телевизионного сериала "Во все тяжкие") и Полю Дираку было лишь по 31 году, когда в 1932 они стали лауреатами Нобелевской премии по физике за работы в области квантовой механики.

Это можно сравнить с изобретением нового набора инструментов, который позволял быстро совершать все новые и новые открытия. Или, как снисходительно выразился один ученый, привело к тому, что "посредственные физики открыли для себя великую физику".

Что касается лауреатов Нобелевской премии мира, возраст которых не укладывается в общую тенденцию, Каелштранд отмечает, что присуждение наград в этой области сильно отличается от других.

"Комитет, принимающий решение относительно номинантов на премию мира, старается соответствовать повестке дня. Они не ждут, будут ли уметь успех усилия, предпринятые лауреатами, и наступит ли, скажем, демократический режим в Индонезии", - говорит он.

Очень медленная революция

Несмотря на все изменения в науке и гуманитарных делах, один показатель остается постоянным: подавляющее большинство лауреатов Нобелевской премии - мужчины.

Из-за "отложенного эффекта", когда в результате бурно развивающейся науки потенциальные лауреаты ждут своих наград годами, сложившаяся ситуация отражает то гендерное неравенство, которое было нормальным явлением несколько десятилетий назад.

Наука все еще является преимущественно мужской областью, но картина несколько улучшается, по мере того как временной разрыв между сделанными открытиями и получением премии сокращается. Так что вполне возможно, что число женщин-лауреатов вскоре значительно возрастет.

Сотрудники Нобелевского музея заверили Би-би-си, что, несмотря на отсутствие доказательств того, что комитет намеренно игнорирует работы женщин-ученых, есть история об одном случае, когда было принято решение нарушить правила вручения награды.

Когда в 1903 году Мария Склодовская-Кюри не была номинирована на Нобелевскую премию, то ее муж, помогавший ей в исследованиях радиоактивности, отказался принять награду. Тогда комитет формально принял ее поданную еще в 1902 году заявку, в результате чего Кюри стала первой женщиной в мире, получившей Нобелевскую премию.

1 Соединенные Штаты Америки – 270:

Сам по себе этот факт не является неожиданностью, страна до сих пор располагает лучшими научно-исследовательскими институтами и целой плеядой замечательных ученных. Однако удивительно другое. Страна в последние годы теряет лидирующие позиции, их доля среди лауреатов Нобелевской премии неуклонно уменьшается. На протяжении 60-х годов США неизменно имели максимальное число Нобелевских лауреатов, а сейчас их доля составляет чуть более 50%. Может и не принципиально, но факт остается фактом — другие страны начинают отвоевывать позиции в сфере науки и литературы.

2 Великобритания – 117:


Страна располагает целым рядом всемирно известных университетов, а также лучшими центрами для научных исследований. Вполне логично, что представители Великобритании вторые по числу лауреатов в медицине и первые, среди обладателей литературной премии. В конце концов, британцы являются авторами самых прекрасных литературных произведений за столетие.

3 Германия – 103:


Германия не так уж и далеко позади в этом списке. Пока она представлена 30 лауреатами в области химии и 32 физики. Их коэффициент победителей за эти годы также постепенно уменьшается, и все это благодаря развивающимся странам, которые постепенно вытесняют признанных лидеров.

4 Франция – 57:


На некотором отдалении находится Франция, большинство призов представителями этой страны были получены в сфере литературы и медицины. Их самый знаменитый призер был Жан Поль Сартр, который отклонил награду, и конечно муж и жена Мария и Пьер Кюри, которые были награждены Нобелевской премией в 1903 и 1911 годах. Мария Кюри получила премию уже после смерти мужа, в области химии.

5 Швеция – 28:


Страна родоначальница премии имеет на сегодняшний день 28 лауреатов.
В 1903 Сванте Аррениус получил первую премию по химии, а в 1982, Альва Мюрдаль была удостоена Нобелевской премии мира за ее активность в сфере разоружения.

6 Швейцария – 25:


Если считать количество победителей в расчете на душу населения, то Швейцария, безусловно, была бы на вершине таблицы. Она имеет трех Нобелевских лауреатов на миллион жителей. Список победителей представлен такими именами, как Герман Гессе в области литературы и Альберт Эйнштейн в области физики.

7 СССР — Россия – 23:


Михаил Горбачев, получивший премию мира в 1990, Борис Пастернак, вынужденный в 1958 году отказаться от литературной премии и Александр Солженицын, награда которого в области литературы поспособствовала в 1970 году изгнанию его из страны. Список лауреатов, представителей страны, включает в себя много громких имен почти во всех номинациях.

8 Австрия — 20:


Первым представителем этой страны, получившим премию, была баронесса Берта фон Зутнер, получившая премию мира в 1905. Страна представлена семью номинантами в сфере медицины.

9 Канада — 20:


Канада также отмечена двадцатью Нобелевскими призами, семь из которых были получены в области химии. Их самые последние победители — Уиллард Бойл в области физики и Джек Шостак в сфере медицины или физиологии, оба получили премию в 2009 году.

10 Нидерланды – 19:


Еще одна маленькая нация, но и она имеет целый ряд победителей, лауреатов Нобелевской премии. Среди первых представителей этой страны, получивших премию, были физики Питер Зееман и Хендрик Лоренц, которые совместно получили ее в 1902году.

Мы решили разобраться, в каких странах живут самые умные люди. Но каков главный показатель ума? Пожалуй, коэффициент умственного развития человека, более известный как IQ. Собственно, на основании этой количественной оценки и составлен наш рейтинг. Также мы решили учесть и нобелевских лауреатов, проживающих в той или иной стране на момент получения премии: ведь этот показатель говорит о том, какое место занимает государство на интеллектуальной арене мира.

место

По IQ: административный район

Вообще, проводилось далеко не одно исследование, посвященное взаимосвязи интеллекта и народов. Так вот, согласно двум самым популярным трудам - «Коэффициент интеллекта и глобальное неравенство» и «Коэффициент интеллекта и богатство народов» - впереди планеты всей жители Восточной Азии.

В Гонконге уровень коэффициента умственного развития человека равен 107 баллам. Но здесь стоит учитывать, что в административном районе очень высокая плотность населения.

США опережает другие страны по количеству лауреатов Нобелевской премии с огромным отрывом. Здесь проживают (и проживали) 356 лауреатов (с 1901 по 2014 гг.). Но стоит сказать, что статистика здесь не совсем связана с национальностью: в институтах и научных центрах ученым из разных стран оказывается очень хорошая поддержка, и у них зачастую в Штатах намного больше возможностей, чем в родном государстве. Так, например, Иосиф Бродский получил премию по литературе, будучи гражданином .

место

По IQ: Южная Корея


Жители Южной Кореи имеют показатель IQ в 106 баллов. Однако быть одной из самых умных стран не так-то легко. Например, система образования в государстве одна из самых технологически передовых, но при этом сложных и строгих: школу заканчивают только в 19 лет, а при поступлении в вуз такая страшная конкуренция, что многие просто не выдерживают такое напряжение психически.

По количеству нобелевских лауреатов:

Всего британцы получили 121 Нобелевскую премию. По статистике, жители Соединенного Королевства получают награды каждый год.

место

По IQ: Япония

У японцев уровень IQ равен 105 баллам. И, наверное, это неудивительно, так как это одна из самых трудолюбивых наций. Как результат, Япония ушла далеко в развитии высоких технологий, а качество их продукции всегда на высоте. Токийский университет входит в список лучших вузов мира, а уровень грамотности японцев составляет 99%.

По количеству нобелевских лауреатов:

Ну а что касается лауреатов престижной премии, то на третьем месте находится . Здесь проживают 104 человека, получившие награду в различных областях.

место

По IQ: Тайвань


На четвертом месте опять страна Азии - Тайвань, остров контролируемый частично признанной Китайской Республикой. Страна, известная своей промышленностью и производительностью, сегодня она является одним из главных поставщиков высоких технологий. У местного правительства великие планы на будущее: государство хотят превратить в «кремниевый остров», остров технологий и науки.

Средний уровень IQ жителей - 104 балла.

По количеству нобелевских лауреатов:

Жителей Франции, получивших нобелевскую премию, насчитывается 57 человек. В первую очередь они лидируют по гуманитарным наукам: в стране проживает очень много лауреатов по философии, литературе и искусству.

место


Средний IQ жителей этого города-страны - 103 балла. Как известно, - один из передовых коммерческих центров в мире. А еще одно из самых благополучных и богатых государств, даже Всемирный банк назвал лучшей страной для ведения бизнеса.

По количеству нобелевских лауреатов:

Ну вот, наконец-то, родина самого Нобеля попала в рейтинг. Тут 29 человек, удостоенных премии в разных областях.

место

Сразу три страны имеют средний показатель уровня интеллекта в 102 балла. Ну тут даже и говорить нечего: в Германии никогда не было недостатка в философах и ученых, в Австрии очень дисциплинированная и проработанная система образования, ну а гениев Италии можно начинать считать со времен Древнего Рима.

По количеству нобелевских лауреатов:

На Швейцарию приходится 25 нобелевских премий, в основном они в сфере точных наук. Страна известна на весь мир своими частными школами и университетами с прекрасными показателями уровня образования.

место


И снова , только теперь по IQ, который равен 101 баллу. Государство является одним из лидеров по количеству граждан, имеющих высшее образование. И, конечно, это одна из самых процветающих стран.

По количеству нобелевских лауреатов: Россия

В России (вместе с СССР) 23 нобелевских лауреата, которые получили награды. Первую премию в Россию привез физиолог Иван Павлов. Ну а если говорить о лауреатах, которые родились на территории Российской империи и СССР или на момент получения премии не имели российского гражданства, то количество увеличится до 38.

Средний показатель IQ жителей России - 97 баллов (11 место, делит его с США, Финляндией и Чехией).